Теоретическая подготовка водителей механических транспортных средств



страница1/9
Дата18.05.2019
Размер1.64 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Министерство сельского хозяйства

и продовольствия Республики Беларусь
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ образования, науки и кадров

Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия»

В. А. Успенский, Н. И. Дудко, А. П. Кузьмич


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ

МЕХАНИЧЕСКИХ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Основы законодательства в сфере

дорожного движения
Курс лекций для студентов специальностей 1-74 06 01 Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства,
1-74 06 04 Техническое обеспечение мелиоративных


и водохозяйственных работ

Горки

БГСХА

2013
УДК 369.231.5(075)

ББК 65.271 я 73

У77

Одобрено методической комиссией

факультета механизации сельского хозяйства23.05.2012 (протокол № 9)

и Научно-методическим советом БГСХА 28.11.2012 (протокол № 3)
Авторы:

кандидат технических наук, доцент В. А. Успенский;

кандидат технических наук, профессор Н. И. Дудко;

старший преподаватель А. П. Кузьмич


Рецензенты:
доктор технических наук, профессор, Л. Я. Степук;

доктор технических наук, профессор В. Н. Дашков

кандидат юридических наук, доцент А. В. Чернов


У77

Успенский В. А.

Теоретическая подготовка водителей механических транспортных средств. Основы законодательства в сфере дорожного движения: курс лекций / В. А. Успенский, Н. И. Дудко, А. П. Кузьмич. – Горки : БГСХА, 2013. – 104 с.

ISBN 978-985-467
Приведен закон «О дорожном движении». Дается информация об ответственности за автотранспортные преступления, причиненный вред и нарушение ПДД; праве собственности, порядке регистрации и прохождения гостехосмотра транспортных средств; правовых основах законодательства в сфере обеспечения охраны природы и экологической безопасности процесса дорожного движения; страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Для студентов специальностей 1-74 06 01 Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства 1-74 06 04 Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ.





УДК 369.231.5(075)

ББК 65.271 я 73


ISBN 978-985-467-208-3  УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», 2013
1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«О ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ»
1.1. Общие положения
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы дорожного движения в Республике Беларусь в целях охраны жизни и здоровья физических лиц, а также защиты прав, законных интересов и имущества физических и юридических лиц.

Законодательство Республики Беларусь в области дорожного движения (ст. 1) основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Правил дорожного движения и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Правила дорожного движения (ст. 2 Закона «О дорожном движении») определяют порядок дорожного движения в Республике Беларусь и содержат:

– права и обязанности участников дорожного движения;

– основные термины и понятия, применяемые в области дорожного движения, а также их определения;

– описание и изображение дорожных светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, опознавательных знаков транспортных средств (ТС);

– перечень неисправностей ТС и условий, при которых запрещается участие ТС в дорожном движении;

– основные положения о допуске ТС к участию в дорожном движении;

– иные положения в области дорожного движения.


1.2. Государственный контроль в области дорожного движения
Государственный контроль в области дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел (МВД) Республики Беларусь, Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (Минтранс) и подчиненными ему организациями, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Минсельхозпрод) и подчиненными ему организациями, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) и иными государственными органами в пределах их компетенции.

Должностные лица МВД, ГАИ, Минтранса и подчиненных ему организаций, Минсельхозпрода и подчиненных ему организаций, МЧС в пределах своей компетенции вправе выдавать юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения, в том числе требований технических нормативных правовых актов, а также об устранении нарушений требований экологической безопасности и при неисполнении этих предписаний привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. При этом ГАИ действует на основании «Положения о ГАИ», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1851 (в редакции от 4 апреля 2011 г.) «Об утверждении положения о ГАИ МВД Республики Беларусь» № 442, и инструкции «О порядке деятельности подразделений организации дорожного движения и дорожной инспекции ГАИ МВД Республики Беларусь» от 28 января 2009 г. № 181.


1.3. Права и обязанности участников

дорожного движения
Участники дорожного движения имеют право:

– на обеспечение безопасных условий дорожного движения;

– получение из государственных органов и от уполномоченных должностных лиц достоверной информации об условиях дорожного движения, о причинах изменения направления, введения временного запрещения или временного ограничения движения по дорогам, качестве продукции, работ и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

– получение медицинской помощи в случае ДТП;

– обжалование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, действий (бездействия) государственных органов, уполномоченных ими организаций и их должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование, управление и контроль в области дорожного движения;

– возмещение причиненного им и (или) их имуществу вреда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Участники дорожного движения имеют иные права в области дорожного движения, предусмотренные Правилами дорожного движения и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Участники дорожного движения обязаны:

знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения;

действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения;

принимать меры по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды, в том числе не выбрасывать мусор и иные предметы вне специально отведенных мест;

исполнять иные обязанности в области дорожного движения, установленные настоящим Законом, Правилами дорожного движения и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Участникам дорожного движения запрещается повреждать дороги и технические средства организации дорожного движения.
1.4. Подготовка водителей механических

транспортных средств
Услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств оказываются организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги.

Требования к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь и приведены в СТБ  2191.1–2011.

Требования к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами (за исключением колесных тракторов), устанавливаются Минтрансом по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

Требования к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению колесными тракторами и самоходными машинами, устанавливаются Минсельхозпродом по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами разрешается не ранее чем за два года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной. Обучение управлению механическими ТС категории D и составами ТС категорий BE, СЕ, DE военнослужащих, проходящих срочную военную службу, разрешается со дня начала состояния их на военной службе.

Порядок выполнения требований к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и лиц, обучающих управлению ими, устанавливается Минтрансом. (Постановление № 47 от 23 октября 2012 г.)

Порядок выполнения требований к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей колесных тракторов и самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими, устанавливается Минсельхозпродом*.
1.5. Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов

в водители механических транспортных средств и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств
Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) проводятся в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с МВД и Минтрансом.

Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители колесных тракторов и самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей колесных тракторов и самоходных машин проводятся в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с МВД и Минсельхозпродом.

Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
* Кандидаты в водители категорий АМ и А1 могут подготовиться к сдаче экзаменов ГАИ методом самоподготовки.
Лицу, допущенному по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами. Форма и порядок заполнения справки утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Обязательное медицинское переосвидетельствование проводится в следующие сроки:

водителей механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, опасных грузов, – через каждые три года, а достигших пятидесятилетнего возраста – ежегодно;

водителей механических транспортных средств и самоходных машин, достигших шестидесятилетнего возраста и водителей – инвалидов I и II группы – через каждые два года;

других водителей механических транспортных средств, самоходных машин – через каждые пять лет.

При наличии медицинских показаний в случаях, определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, срок проведения обязательного медицинского переосвидетельствования может быть сокращен, но не менее чем до одного года.

Лицо, лишенное права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной за управление ими в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо за передачу управления механическим транспортным средством, самоходной машиной такому лицу, а равно за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке ТС либо после совершения ДТП, участником которого он являлся, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, должно пройти обязательное медицинское переосвидетельствование перед восстановлением такого права, но не ранее чем за месяц до истечения срока лишения права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами (в соответствии с п. 15.9 Перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (в редакции от 19 апреля 2012 г. № 197).

Водительское удостоверение и (или) талон к нему, изъятое сотрудником ГАИ за нарушение ПДД, в любом случае возвращается только после предъявления действующей медицинской справки.

Досрочное направление водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование с указанием его причины может быть инициировано:

органом внутренних дел, нанимателем, у которого водитель механических транспортных средств, самоходной машины работает по найму, при проявлении признаков заболевания, включенного в перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механических транспортных средств, самоходными машинами;

организацией здравоохранения при выявлении у водителя механического транспортного средства, самоходной машины заболевания, включенного в перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами.

Контроль за своевременным прохождением обязательного медицинского переосвидетельствования водителями механических транспортных средств, самоходных машин осуществляется:

– при выдаче и обмене водительского удостоверения, выдаче талона к нему, а также при их возврате;

– при выдаче разрешения на допуск транспортных средств, самоходных машин к участию в дорожном движении;

– при приеме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними.

Предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств, самоходных машин проводятся:

– юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия);

– юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с МВД и Минтрансом.

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с МВД и Минсельхозпродом.


1.6. Государственный технический осмотр механических

транспортных средств
Проведение Гостехосмотра является обязательным для транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету.

При проведении Гостехосмотра транспортных средств, самоходных машин осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов.

Государственный технический осмотр ТС (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) проводится независимо от места их государственной регистрации на диагностических станциях, имеющих разрешение на проведение Гостехосмотра ТС, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь.
1.7. Лицензирование деятельности в области

автомобильного транспорта
Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензию, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, надзором за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат лицензированию.

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию: предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут нанести вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим лицензирование, является Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно главе 12 данного Указа в сфере дорожного движения лицензированию подлежит деятельность, связанная со строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений, в частности, проектно-изыскательские работы, обследование, испытание и диагностика автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, контроль качества работ при осуществлении дорожной деятельности.

Деятельность в области автомобильного транспорта и транспортно-экспедиционной деятельности лицензируется Минтрансом.

Минтранс в области дорожного движения выполняет следующие функции:

– осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств на диагностических станциях, порядка предоставления услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами, а также иные контрольные (надзорные) функции, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;

– устанавливает по согласованию с ГАИ и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь требования к диагностическим станциям.

Порядок выдачи диагностическим станциям разрешений на проведение государственного технического осмотра транспортных средств устанавливает Совет Министров Республики Беларусь.

В структуру центрального аппарата Министерства транспорта и коммуникаций входит департамент «Белавтодор» с правом юридического лица, осуществляющего специальные (исполнительские, контрольные, регулирующие и др.) функции в области дорожной деятельности.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Понятие о преступлении
П. 1 ст. 11 УК. Преступление – это совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом (УК) под угрозой наказания. Преступлением может быть признано только совершенное человеком деяние, признаком которого является:

– общественная опасность;

– противоправность;

– виновность;

– уголовная наказуемость.

Степень злобности мыслей или тяжесть замышляемых преступлений не могут привести в движение судебную систему, если только лицо не приступило к действиям по реализации этих мыслей. Не является основанием для привлечения к ответственности и сообщение кому-либо о своих мыслях и намерениях.

П. 4 ст. 11 УК. Не является преступлением действие или бездействие, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающее общественной опасностью, присущей преступлениям. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

Если в ДТП пострадали только автомобили, это административная ответственность; если жертвами стали люди – уголовная.

П. 1 ст. 12 УК. Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.
2.2. Состав преступления

Состав преступления – это совокупность юридически значимых объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

В реальной жизни совершенные преступления характеризуются огромным разнообразием признаков, можно даже сказать, что не существует двух абсолютно одинаковых преступлений. Однако, несмотря на различия, можно установить общие черты, присущие в той или иной мере всем преступлениям. Для этого необходимо абстрагироваться от частностей. Так, для ряда таких предметов, как мотоцикл, легковой автомобиль, грузовик, трактор и т. п., общим понятием будет «транспортное средство».

Для ряда таких предметов, как телевизор, одежда, еда, деньги, мебель и т. п., общим понятием будет «имущество». Для мести, корысти, зависти и тому подобного общим понятием будет «мотив». Именно таким образом законодатель, абстрагируясь от частных проявлений конкретных преступлений, выделяет общие признаки преступлений и закрепляет эти признаки в законе, придавая им статус признаков состава преступления. Состав преступления, таким образом, представляет собой законодательную модель преступления, являясь конкретизацией такого признака преступления, как противоправность (формальное, правовое основание уголовной ответственности).


2.3. Понятие об уголовной ответственности и основания

для привлечения к уголовной ответственности
Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.

Уголовная ответственность имеет целью исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденным, так и другими лицами.

Уголовная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости осуждением лица, совершившего преступление, и является основанием для взыскания с него как имущественного ущерба, так и материального возмещения морального вреда.

Уголовный кодекс Республики Беларусь дает определение основанию уголовной ответственности в ст. 10 УК. Согласно этой статье основанием уголовной ответственности является совершение виновно, запрещенного УК деяния в виде:

– оконченного преступления;

– приготовления к совершению преступления;

– покушения на совершение преступления;

– соучастия в совершении преступления.

В соответствии с п. 1 ст. 27 УК уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени преступления 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных УК. Лица, совершившие запрещенные УК деяния в возрасте от 14 до 16 лет, подлежат уголовной ответственности в случаях, указанных в п. 2 ст. 27 УК (всего 21 случай).


Каталог: jspui -> bitstream -> 123456789
123456789 -> Сборник материалов II международной научно-практической конференции 20 апреля 2016 г. Доннту: Донецк, 2016 эл версия русск яз
123456789 -> Распознавание речи и голосовое управление
123456789 -> Черникова О. Ю., Мозговой В. И
123456789 -> Анализ методов восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов после потери емкости в процессе эксплуатации
123456789 -> Основы семейного права Украины
123456789 -> В. И. Желязко, Т. Д. Лагун мелиорация, рекультивация и охрана земель
123456789 -> Тема: Установление, восстановление и закрепление границ зе-мельных участков
123456789 -> Министерство сельского хозяйства
123456789 -> Приоритетная задача современного земледелия за-ключается в повышении эффективности и стабильности сельскохозяйственного производства


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница