Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 29 «Теория и методика восстановительных средств»



страница1/3
Дата10.06.2019
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики обучения физической культуре и спорту


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.29 «Теория и методика восстановительных средств»

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профили: Физическая культура и Экономика
АННОТАЦИЯ
УМК по дисциплине «Теория и методика восстановительных средств» составлен в соответствии с ФГОС ВПО, учебным планом по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили: Физическая культура и Экономика, утвержденным Ученым советом ТГПУ, и предназначен для очной формы обучения студентов.
Составные компоненты УМК:

  1. Аннотация.

  2. Рабочая программа дисциплины, определяющая:

- цели и задачи дисциплины;

- требования к уровню содержания дисциплины;

- объем дисциплины и виды учебных работ;

- содержание дисциплины (тематический план, содержание разделов);

- учебно-методическое обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература);

- средства обеспечения освоения дисциплины;

- материально-техническое обеспечение дисциплины;

- методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю, методические рекомендации студенту);

- формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

3) Тестовые задания для текущего и промежуточного контроля знаний и умений.

Составитель учебно-методического комплекса
д-р пед. наук, профессор кафедры ТиМОФКиС _______________ В.Ф. Пешков

УМК утвержден на заседании кафедры ТиМОФКиС

Протокол № ___ от «___» __________ ______ г.

Зав. кафедрой ТиМОФКиС _______________ В.Ф. Пешков


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

Декан ФФКиС

____________О.В.Смирнов «___» ___________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.29 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) - 3
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: Физическая культура и Экономика

Степень (квалификация) выпускника - бакалавр



1.Цели изучения дисциплины.

Целью преподавания дисциплины является усвоение студентами знаний и формирование практических умений и навыков в области теории и методики восстановительно-профилактических средств в системе спортивной тренировки, физического воспитания, учебной деятельности, трудовой деятельности работающих.

Исходя из цели ставятся следующие задачи:


  1. Формировать специальные знания в области теории и методики восстановительно-профилактических средств, применяемых в физкультурно-спортивных, образовательных, оздоровительных учреждениях.

  2. Освоить практические умения и навыки применения в системе спортивной тренировки, занятий физическим воспитанием в учебной, трудовой деятельности педагогических, медико-биологических, психологических восстановительно-профилактических средств.

3.Формировать профессиональные компетенции в области восстановительно-профилактической деятельности.

4. Освоить методики дифференцированных и комплексных восстановительно-профилактических занятий.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Теория и методика восстановительных средств» относиться к вариативной части профессионального цикла Б.3.В.29.

Дисциплина «Теория и методика восстановительных средств» по содержанию взаимосвязана с профилирующей теоретико-методической дисциплиной «Теория и методика физического воспитания и спорта», с дисциплинами «Спортивная медицина», «ЛФК и массаж», «Фармакология спорта», «Психология физического воспитания и спорта», с дисциплинами по теории и методике базовых видов спорта. Дисциплина «Теория и методика восстановительных средств» опирается на теоретико-методические основы дисциплины «Теория и методика физического воспитания и спорта»: понятийный аппарат, принципы, теории и идеи в области спорта высших достижений, квалифицированного спорта юных и взрослых спортсменов, оздоровительной физической культуры.

Междисциплинарная связь дисциплины «Теория и методика восстановительных средств» с медико-биологическими дисциплинами заключается в использовании знаний в области психо-физиологических механизмов восстановления работоспособности, утомления, адаптации организма, диагностики состояний организма спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой.

Междисциплинарная связь дисциплины «Теория и методика восстановительных средств» с базовыми видами спорта прослеживается в установлении и учете закономерностей структуры и управления системой спортивной тренировки в различных видах спорта.


3. Требования к уровню освоения программы.

3.1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенция :

- владеть культурой мышления, способен к анализу, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1):

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5).

3.2.Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:


  • общепрофессиональными:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • профессиональными :

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в различных образовательных, оздоровительных и физкультурно-спортивных учреждениях (ПК-3);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности (ПК-8);

- способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-8).

Студент должен знать: теоретико-методические основы применения восстановительно-профилактических средств в системе занятий спортом и физическим воспитанием.

Студент должен уметь: использовать восстановительно-профилактические методики и технологии в системе занятий спортом и физическим воспитанием в различных типах физкультурно-спортивных, образовательных и оздоровительных учреждений.

Студент должен владеть: способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды ДЮСШ, школы, физкультурно-оздоровитльных центров.
4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы



Трудоемкость (в соответствии с учебным планом, час.)

Распределение по семестрам

Всего - 108

9 семестр

Аудиторных занятий

22

22

Лекции

11

11

Практические занятия

11

11

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

86

86

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля

Вопросы для самостоятельной работы

Вопросы для самостоятельной работы

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет

зачет


5.Содержание учебной дисциплины.

5.1. Содержание учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

(час.)

Всего

Лекции

Практи-ческие

(семинары)

Лабораторные

В т.ч. интерактивные формы обучения




1

Теоретические основы профессиональной восстановительно-профи-лактической деятельности.

4

4










8

2

Научное обоснование применения восстановительно-профилактических средств.

4

4










8

3

Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность – основа гуманизации практики спорта и физической культуры.

3

3










8

4

Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в спортивных и физкультурных учреждениях, спортивных клубах.

4




4




2

18

5

Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах

3




3




2

15

6

Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в общеобразовательных школах, ПТУ, ССУЗах, ВУЗах.

2




2




1

15

7

Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях.

2




2




1

15





Итого:

22/0,6

11

11




6/0,16

86


5. 2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Теоретические основы профессиональной восстановительно-профилактической деятельности.

Лекции:

Тема1.Теоретические основы профессиональной восстановительно-профилактической деятельности.

Вопросы темы:

1.1. Теоретические основы: компоненты, принципы, категориальный аппарат педагогической восстановительно-профилактической деятельности.

1.2. Категориальный аппарат (основные понятия): «педагогическая восстановительно-профилактическая деятельность», «восстановительно-профилактические средства», «восстановительно-профилактическая технология (методика)», «восстановительно-профилактический эффект», «здоровьеформирование», «здоровьесбережение».

1.3. Характеристика составляющих понятия «восстановительно-профилактический эффект»: результативность деятельности, формирование нравственно-ценностного потенциала; формирование и сбережение здоровья; формирование мотивации на занятия спортом, физической культурой; здоровый образ жизни. Восстановительно-профилактический эффект – критерии реализации гуманистической функции восстановительно-профилактической деятельности.

1.4. Характеристика принципов восстановительно-профилактической деятельности: принцип пяти функций педагогической восстановительно-профилактической деятельности; принцип сопряжения здоровьеформирующего эффекта сростом гуманистического ценностно-личностного потенциала; принцип интеграции; принцип приоритетных целей; принцип здоровьеформирования; принцип психофизиологического комфорта и мотивации; принцип компенсации дефицита психофизиологического комфорта.

Раздел2. Научное обоснование применения восстановительно-профилактических средств.

Тема 2. Научное обоснование применения восстановительно-профилактических средств.

Вопросы темы:

2.1. Биологические и психологические механизмы влияния восстановительно-профилактических средств на организм.

2.2. Теории, концепции утомления, учение И.М. Сеченова об активном отдыхе.

2.3.. Классификация восстановительно-профилактических средств: педагогическая, психологическая, медико-биологическая, группы средств; группа средств широкого, избирательного, общего тонизирующего воздействия.



Раздел3. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность – основа гуманизации практики спорта и физической культуры.

Тема 3. Реализация восстановительно-профилактической деятельности – исходный пункт гуманизации сферы спорта и физической культуры.

Вопросы темы:

3.1. Гуманистическая направленность педагогической восстановительно-профилактической деятельности (цель, задачи, функции, содержание, отношения «педагог» - «занимающийся»).

3.2. Характеристики гуманизма восстановительно-профилактической деятельности.

Раздел4. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в спортивных, физкультурных учреждениях, спортивных клубах.

Тема 4. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в спортивных, физкультурных учреждениях, спортивных клубах.

Вопросы темы:

4.1. Научно-методические аспекты применения восстановительно-профилактических средств в спортивной и физкультурной деятельности.

Феномен пассивного и активного отдыха И.М. Трахтенберга при занятиях спортом. Научно-практические подходы целесообразности использования средств восстановления и профилактики при занятиях спортом юных и взрослых спортсменов. Критический анализ использования в практике односторонних подходов применения средств восстановления в тренировочном процессе, не учитывающих характер тренировочной работы, особенностей воздействия различных средств восстановления и методик их применения, эффект долговременного влияния применяемых средств восстановления на здоровье спортсменов, динамику роста спортивных результатов.

4.2. Классификация клинического проявления утомления (по В.Н. Волкову)

Характеристика легкого утомления. Характеристика острого утомления. характеристика состояния перенапряжения, перетренировки, переутомления.

Классификация временных периодов восстановления различных биохимических процессов в период отдыха после мышечной работы (по Н.И. Волкову, 1986).

Методологическая концепция (М.Р.Смирнов) тренировочных воздействий на метаболические источники. Связь восстановления с методологической концепцией тренирующих воздействий.

4.3. Планирование средств восстановления в процессе занятий спортом.

Задачи восстановления и профилактики в конце тренировочного микроцикла, методики восстановления с учетом вида спорта, этапа годичного цикла, квалификации спортсмена. Задачи текущего восстановления и профилактики, методики восстановления. Задачи срочного, дискретного восстановления специальной работоспособности в процессе тренировочных занятий, методики срочного восстановления.

4.4. Методики применения средств восстановления в процессе занятий спортом

Восстановительно-профилактические методики на основе средств педагогической направленности: методика волнообразного планирования нагрузки и отдыха; методика: релаксационных упражнений, восстановительного бега, восстановительного плавания, суставной гимнастики, восстановительно-профилактических поз, профилактической гимнастики позвоночника; методика срочного, дискретного применения восстановительно-профилактических комплексов непосредственно во время тренировки.

4.5. Восстановительно-профилактическая методика на основе средств психологической направленности. Методика проведения аутогенной тренировки в системе спортивной тренировки и физического воспитания. Психофизиологические механизмы влияния аутогенной тренировки на психическое состояние, физиологические системы. Техника аутогенной тренировки. Техника идеомоторных аутогенных упражнений. Методика психологической защиты. Понятие о психологической защите. Полифункциональное назначение психологической защиты. Защитные типы. Механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, отчуждение. Психологическая защита в тренировочном процессе юных спортсменов, тренирующихся на этапах начальной и углубленной спортивной подготовки.

4.6. Восстановительно-профилактические методики на основе средств медико-биологической направленности. Методика водно-термальных средств (финская сауны, русская баня, циркулярный душ, ванны). Методика применения адаптогенов, витаминов, аминокислот, минеральных веществ, пищевых добавок. Методика питания, сна. Методика кварцевания. Методика восстановительно-профилактического массажа. Характеристика стероидных препаратов. Построение курсов приема стероидных препаратов. Допинговые препараты, опасность их применения спортсменами.

Раздел5. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.

Тема 5. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.

Вопросы темы:

5.1. Научно- методические аспекты применения восстановительно-профилактических средств в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.

Социально-экономические предпосылки применения восстановительно-профилактических средств. Реализация принципа комплексного формирования штатного состава на основе специальностей педагогического, медицинского и психологического профиля. Реализация принципа комплексного применения педагогических, медицинских, психологических восстановительно-профилактических средств. Технология менеджмента коммерческих оздоровительно-физкультурных клубов. Технология маркетинга в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.

5.2. Методика комплексного профилактическо-восстановительного занятия.

Подбор средств профилактическо-восстановительного занятия: физические упражнения профилактической направленности, восстановительный каскадный, ниспадающий или циркулярный душ; мини-бассейн с гидромассажем; восстановительный ручной или механический (нуга-бест) массаж; напитки оказывающие седативный или стимуляционный эффект; экспресс-аутотренинг. Дозирование нагрузки, последовательность планирования средств профилактики и восстановления.

5.3. Методики профилактическо-восстановительного занятия построенного на сочетание двух или трех средств. Физические упражнения профилактической направленности – восстанавливающий каскадный душ – инфракрасная сауна с целью восстановления. Физические упражнения профилактической направленности – солярий с целью профилактики – восстанавливающий циркулярный душ. Сочетание сауны с русской баней в целях профилактики – восстановительный массаж – напитки, оказывающие седативный эффект. Профилактический массаж – восстановительная экспресс-аутотренинг.



Раздел 6. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в общеобразовательных школах, ПТУ, ССУЗах, ВУЗах.

Тема 6. профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность в общеобразовательных школах, ПТУ, ССУЗах, ВУЗах.

Вопросы темы.

6.1. Научно-методическое обоснование применения восстановительно-профилактических средств в системе физического воспитания и спорта в учреждениях общего и профессионального образования.

6.2. Методика срочного применения восстановительных комплексов физических упражнений в структуре занятий по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам с применением компьютерного обучения.

6.3. Методика срочного применения профилактических комплексов физических упражнений после занятий с применением компьютерного обучения.

6.4. Методика проведения занятий восстановительно-профилактической направленности по учебной дисциплине «физическая культура».

6.5. Особенности методики восстановительно-профилактических мероприятий в системе занятий спортом школьников, учащихся ПТУ, ССУЗов, ВУЗов.



Раздел 7. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Тема 7. Профессиональная восстановительно-профилактическая деятельность на производственных предприятиях, в организациях и учреждениях.

Вопросы темы.

7.1. Научно-методическое обоснование применения профилактических и восстановительных средств в производственной физической культуре и спорте.

Понятие о производственной физической культуре, ее виды.

Психофизиологические механизмы изменения функционального состояния организма работающих под воздействием отрицательных факторов производственного процессов. Методика проведения профессиографического исследования. Составление профессиограмм и спортграммы. Методика подбора средств восстановительно-профилактической направленности.

7.2. Методика комплексных профилактико-восстановительных занятий на основе интеграции средств педагогического, психологического и медицинского характера.

Задачи, средства, дозировка первой профилактической части комплексного занятия. Задачи, средства, дозировка второй восстановительной части занятия. Оценка эффективности комплексных профилактико-восстановительных занятий.

7.3. Методика профилактико-восстановительных занятий средствами физической культуры и спорта на основе учета характера труда.

Методика профилактико-восстановительных занятий с лицами, занятыми умственным, малоподвижным трудом. Методика профилактико-восстановительных занятий с лицами занятыми монотонным, малоподвижным трудом со стереотипными трудовыми движениями. Методика профилактико-восстановительных занятий с людьми, занятыми тяжелым физическим трудом.Специфика последовательности планирования средств профилактической и восстановительной направленности.


Практические (семинарские занятия)


Каталог: images -> sport news
images -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
images -> По направлению подготовки
images -> Добавить гаджеты. Добавление гаджетов
images -> Техническое задание № apnip/C. 2/CS/Ind/01 Международный консультант по улучшенной производительности орошаемого земледелия
images -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
sport news -> Рабочая программа учебной дисциплины б в. 6 Гиревой спорт трудоемкость


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница