Учебно-методическое пособие для студентов специальностей организации безопасности дорожного движения Павлодар



страница1/16
Дата18.05.2019
Размер3.98 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова



мЕТОДИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ДТП

Учебно-методическое пособие

для студентов специальностей организации безопасности дорожного движения

Павлодар


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Машиностроительный факультет
Кафедра двигатели и организация дорожного движения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ДТП

Учебно-методическое пособие

для студентов специальностей организации безопасности дорожного движения
Павлодар

Кереку


2008

УДК 656.13.086(07)

ББК 39.3-08Я7

М54
Рекомендовано к изданию учебно-методическим



советом машиностроительного факультета

Павлодарского государственного университета

им. С. Торайгырова
Рецензенты:

В.П. Василевский ­- кандидат технических наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова;

В.И. Пархоменко - кандидат технических наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова.

Составитель Берест В.Я.

М54 Методические расчеты по экспертизе дорожно-транспортных происшествий, учет и анализ ДТП выполнено для студентов специальности по организации безопасности дорожного движения с целью изучения методики расчетов по экспертизе ДТП / сост. В.Я. Берест. – Павлодар: Кереку, 2009. – 235 с.

Учебник разработан в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта профессионального высшего образования РК.

Методические расчеты по экспертизе ДТП, учет и анализ предназначен для изучения дисциплины «Дорожная полиция и экспертиза ДТП». В учебнике даны основные расчеты и рекомендации расчетов по экспертизе ДТП.

Учебник предназначен для студентов специальности по организации безопасности дорожного движения.

УДК 656.13.086(07)

ББК 39.3-08я7
© Берест В.Я., 2009

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2008



Содержание





Предисловие………………………………………………..

3

1

Методика расчетов ДТП…………………………………..

5

1.1

Расчеты движения автомобиля……………………………

5

1.2

Расчет движения автомобиля при его торможении накатом……………………………………………………...

5


1.3

Расчеты движения автомобиля при торможении его

двигателем………………………………………………….


19


1.4

Торможение при постоянном коэффициенте сцепления...............................................................................

24


1.4.1

Торможение при небольшом сопротивлении дороги…...

24

2

Расчет движения пешехода при наезде автомобиля…….

29

2.1

Безопасные скорости следования автомобиля…………...

29

3

Методы расчета наезда автомобиля на пешехода, велосипедиста, мотоциклиста……………………………..

31


3.1

Этапы автотехнической экспертизы и анализа ДТП…….

31

3.2

Наезд на пешехода при неограниченной видимости и

обзорности………………………………………………….


32


3.3

Наезд при замедленном движении автомобиля………….

37

3.4

Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием………………………………

41


4

Методика анализа наезда на неподвижное препятствие и столкновения автомобилей………………………………..

49


4.1

Основные положения теории удара………………………

49

4.2

Примерная последовательность расчета по деформации

53

4.3

Столкновение автомобилей……………………………….

54




Приложение А……………………………………………...

62




Приложение Б……………………………………………...

67




Приложение В……………………………………………...

68




Приложение Г……………………………………………...

70




Приложение Д……………………………………………...

71




Приложение Е……………………………………………...

72

5

Учет и анализ ДТП………………………………………...

73

5.1

Роль и задачи анализа дорожно-транспортных

происшествий………………………………………………


73


5.2

Роль анализа дорожно-транспортных происшествий управлении системой ОБДД………………………………

73


5.3

Основные задачи и особенности анализа

дорожно-транспортных происшествий………………......


76


5.4

Проблема оценки эффективности управления и

качества анализа…………………………………………....


81


5.5

Особенности анализа отдельных дорожно-транспортных происшествий……………………………..

85


6

Система сбора информации о ДТП……………………….

87

6.1

Правовая основа организации сбора сведений о ДТП…..

87

6.2

Достоверность информации об аварийности…………….

93

6.3

Дополнительные сведения о ДТП………………………...

95

7

Методика анализа данных об аварийности………………

108

7.1

Метод сопротивления в анализе аварийности…………...

108

7.2

Абсолютные показатели аварийности……………………

112

7.3

Относительные показатели аварийности………………...

117

7.4

Удельные показатели аварийности……………………….

123

7.5

Показатели динамики изменения состояния аварийности………...............................................................

128


7.6

Графические формы представления исходной информации и результатов анализа………………………

136


8

Анализ ДТП по местам их возникновения……………….

139

8.1

Дорожный фактор в проблеме обеспечения безопасности движения и его анализ……………………

139


8.2

Локальный анализ ДТП в местах их возникновения……

143

8.3

Анализ аварийности на сети улиц и дорог……………….

149

8.4

Разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию условий движения………….………

152


8.5

Особенности анализа ДТП в крупных городах………….

159

9

Анализ ДТП в министерствах, ведомствах, в автотранспортных предприятиях и организациях……….

166


9.1

Задачи учета и анализа ДТП на подведомственном

транспорте………………………………………………….


166


9.2

Организация учета дорожно-транспортных происшествий………………………………………………

168


9.3

Сбор, обобщение и использование сведений о ДТП в автотранспортных предприятиях…………………………

173


9.4

Расчет заданий по сокращению аварийности в автотранспортных предприятиях…………………………

179


9.5

Ранжирование результатов работы по ОБДД на подведомственном транспорте……………………………

188


10

ЭВМ в анализе аварийности………………………………

202

10.1

Возможности применения ЭВМ для управления

деятельностью по обеспечению безопасности движения................................................................................



202


10.2

Структура и организация работы программного комплекса по обработке данных о ДТП на ЕС ЭВМ……

206


10.3

Анализ пострадавших в ДТП по месту их жительства,

работы, учебы…………………………………....................


208


10.4

Анализ ДТП, происшедших из-за технической неисправности транспортных средств и их конструктивных недостатках...............................................

210


10.5

Анализ эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП………………………………………

214


10.6

Особенности анализа ДТП методами экспертного опроса……………………………………………………….

214





Приложение А……………………………………………...

223




Приложение Б……………………………………………...

228


Предисловие
Для автомобильного транспорта характерны большая гибкость в удовлетворение спроса на перевозки грузов различного типа и объема, на изменение маршрутов движения и пунктов доставки, на обеспечение пассажирских перевозок. Благодаря этим качествам автомобильный транспорт играет все большую роль в развитии экономики всех стран. Рост объема перевозки грузов и пассажиров автотранспорта происходит более быстрыми темпами, чем на других видах транспорта.

Однако наряду с положительной ролью, которую автомобильный транспорт играет в развитии экономики, существует и негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации. Сюда относятся загрязнение окружающей среды, градостроительные проблемы, связанные с выделениями городских пространств для движения и стоянки транспортных средств. К числу наиболее отрицательных факторов процесса автомобилизации относятся ДТП и их последствия, характеризующиеся гибелью и ранением людей, материальным ущербом от повреждения транспортных средств, грузов, дорожных или иных сооружений и т.д.

Повышение безопасности дорожного движения базируется на ликвидации стихийных, энтропийных процессов, на внедрение элементов организованности и порядка. С точки зрения ДТП является придельным состоянием системы «Человек­ - транспортное средство –дорога –окружающая среда».

При изучении ДТП возможно два метода: вероятностный и детерминированный.

Вероятностный подход позволяет предсказать характер и число ДТП, которые возникнут в предстоящий период. Пользуясь статистическими закономерностями множества факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия.

Детерминированный метод исследования рассматривает не аварийность по региону в целом, а каждое ДТП в отдельности. Каждое ДТП хотя и подчиненное общим характерным для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть общими для целой группы автомобилей попавших в ДТП (скользкая дорого), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неверное поведение пешехода) и т.д.

Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную отменность за него. Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП, которая тесно связанна с судебной экспертизой.

Экспертизой ДТП называют комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле. Экспертиза требует использование информации из самых разных областей знания: юриспруденции; криминалистики; медицины; психофизиологии; конструкции, теории и расчеты транспортных средств, технологии их изготовления, обслуживания и ремонта; проектирования, строительство и эксплуатации дорог; организации и безопасности дорожного движения.

В Республике Казахстан для решения задач предупреждения ДТП создана общегосударственная система обеспечения безопасности дорожного движения. По стране в системе ОБДД работает большой отдел специалистов, призванных осуществлять разработку, планирование и реализацию профилактических мероприятий по предупреждению ДТП. В большинстве случаев разработки мероприятий направленных на повышение безопасности дорожного движения, базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения ДТП, прогнозировании развития ситуации, а так же определении наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью. Не будучи специалистом, в области анализа и обработки информации не всегда просто выбрать тот или иной конкретный метод анализа, позволяющий наиболее эффективно решить задачу обоснования мероприятий по предупреждения ДТП. По этому, описывая каждый метод, необходимо дать ответ на вопрос – кто, и для решения таких задач, этот метод может использовать.

В соответствии с целевым назначением специальности, для которой написан настоящий учебник, основное внимание в нем уделено технической стороне исследования ДТП, его учета и анализа, и последующего предотвращения на данных участка улица и дороги.

В процессе подготовки учебника были использованы методические пособия МАДИ, а так же практика проведения экспертизы и анализа ДТП.

1 Методика расчетов ДТП


    1. Расчеты движения автомобиля


1.2 Расчет движения автомобиля при его торможении накатом

Торможение автомобиля двигателем и движение накатом в ходе ДТП резко встречаются в виде самостоятельных режимов движения гораздо чаще они либо предшествуют экстренному торможению, либо следуют за ним.

В первом случае водитель, создавая возможность возникновения опасной обстановки (например, в виде пешехода, стоящего на краю проезжей части), отпускает педаль управления подачи топлива или выключает передачу и применяет торможение, когда опасная обстановка уже возникла (пешеход начал движение по проезжей части).

Во втором случае водитель отпускает тормозную педаль, хотя автомобиля еще не остановился (например, в момент наезда на пешехода, велосипедиста), после чего автомобиль до остановки движется накатом.

Динамичность автомобиля при этих режимах движения лучше всего исследовать путем следственного эксперимента и на месте ДТП. Для определения наиболее вероятного значения измеряемого параметра нужно стремиться к тому, чтобы состояние всех агрегатов автомобиля (а не только тормозной системы) как можно ближе соответствовало их состоянию во время ДТП.

Для уменьшения разброса измеряемых параметров нужно повторять эксперимент 6-7 раз и усреднять результаты.

Для расчета движения автомобиля накатом (с отключенным двигателем) используем уравнение силового баланса
(1.1)

где Ри – приведенная сила инерции автомобиля, Н;

Рд и Рв – силы сопротивления дороги и воздуха

соответственно, Н;

Рхх – сила сопротивления трансмиссии при холостом ходе

(без нагрузки ), приведенная к ведущим колесам, Н.

Сила инерции автомобиля
(1.2)
где G – фактический вес автомобиля, Н;

δвр – коэффициент учета вращающихся масс;

jн – замедление автомобиля при движении накатом, м/с2;

g – ускорение силы тяжести, g = 9,81 м/с2.

Значение δвр вычисляют по эмпирической формуле

(1.3)
где Uк – передаточное число коробки передач;

Gа – полный вес автомобиля, Н.

При движении накатом Uк =0 и

Сила сопротивления дороги


(1.4)
где ψ – коэффициент сопротивлению качению;

αg – угол продольного наклона дороги.

При движении на подъем его считают положительным, при движении на спуске – отрицательным;

коэффициент сопротивления дороги; .

Сила сопротивления воздуха


= (1.5)
где фактор обтекаемости автомобиля, .

Силу сопротивления трансмиссии при движении накатом (при холостом ходе) определяют по эмпирической формуле


(1.6)
Из выражений эмпирических формул (1.1) – (1.6) получаем мгновенное значение замедления при текущем значении скорости

где коэффициент суммарного сопротивления движению.

Коэффициент


(1.7)
Задавшись несколькими значениями скорости, вычисляют мгновенные значение замедлений и после определения среднего замедления в каждом интервале скорости (например, от Vа до V
(1.8)
определяют расстояние, пройденное автомобилем при изменении скорости в том же интервале
(1.9)
где Vср – средняя скорость в интервале, равная полусумме скоростей Vа и Vн.

ΔVа – приращение скорости в том же интервале, м/с;

ΔVа = Vа - Vн.
Время движения автомобиля определяют также, графоаналитически, вычисляя в каждом интервале изменения скорости приращения времени
(1.10)
Таблица 1


Автомобили

А, м2

К, Н*с22

Легковые

1,6…2,8

0,25…0,40

Грузовые

3,0…5,0

0,6…0,7

Автобусы

4,5…6,5

0,4…0,5

Пояснения к таблице 1.

К – коэффициент сопротивления воздуха;

А – лобовая площадь автомобиля, м2;

А=0,75В1·На – для легкового автомобиля;

А=В1·На– для грузового автомобиля;


В1 – наибольшая ширина автомобиля;

В – колея автомобиля;

На – наибольшая высота автомобиля.
Для облегчения работы эксперта - автотехника проведя математические расчеты по эмпирическим формулам составлены таблицы, где выведены основные параметры для автомобилей Российского производства при движении накатом по условно ровной поверхности дороги. Скорость от 2,7 м/с до 27,7 м/с.

Таблица 2 – ВАЗ-21091



Марка

V

км/ч


/

м/с


Масса

Рв


Рхх


Рд


Ри


ψдв



jн



jср



S


T


Полного

Порожн

ВаЗ-21091

100/27,7

1685

1260

306,916

37,9

151,2

502,0

0,0383

0,375




201,3




9025

250

37,491

444,7

0,0339

0,332




211,5




80/22,2

197,136

37,066

391,4

0,0298

0,293




211,8




70/19,4

150,544

36,642

344,4

0,0262

0,257




208,2




60/16,6

110,224

36,217

303,2

0,0231

0,227




198,8




50/13,8

76,176

35,792

269,2

0,0205

0,201




175,9




40/11,1

49,284

35,383

241,9

0,0184

0,181




157,5




30/8,3

27,556

34,958

218,7

0,0167

0,164




121,8




20/5,5

12,1

34,534

204,4

0,0155

0,153




77




10/2,7

2,916

34,109

194,2

0,0148

0,145









Таблица 3 – ВАЗ-2121



Марка

V

км/ч


/

м/с


Масса

Рв


Рхх


Рд


Ри


ψдв



jн



jср



S


t


Полного

Порожн

ВаЗ-2121

100/27,7

2010

1110

306,916

45,21

193,2

552,47

0,033

0,324




232




9025

250

44,722

495

0,029

0,29




240,7




80/22,2

197,136

44,215

440,7

0,026

0,259




237,7




70/19,4

150,544

43,709

394,6

0,023

0,231




230,1




60/16,6

110,224

43,202

353,7

0,021

0,207




216




50/13,8

76,176

42,696

319,2

0,019

0,187




188,3




40/11,1

49,284

42,207

289,3

0,017

0,17




165,6




30/8,3

27,556

41,701

269,6

0,016

0,158




125,8




20/5,5

12,1

41,194

253,6

0,015

0,149




78,6




10/2,7

2,916

40,688

243,9

0,014

0,143












Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница