Университеты и медиа: от газеты к 360-градусному мультимедийному ньюсруму



страница1/17
Дата28.11.2017
Размер1.45 Mb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Факультет журналистики

Ч448


У592

Университеты и медиа: от газеты
к 360-градусному мультимедийному ньюсруму

Материалы семинара
Учебно-методического Совета по журналистике
28 – 29 октября 2015 г.
Ответственные редакторы: Е.Л. Вартанова, Л.П. Шестеркина

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2016
УДК 378.016(063) + 070(063)

ББК Ч448.я43 + Ч600.я43

У592
Редакционная коллегия: д-р филол. наук Е.Л. Вартанова, д-р филол. наук Л.П. Шестеркина, д-р филол. наук Е.В. Пономарева, д-р филол. наук Т.Ф. Семьян, д-р филол. наук Л.К. Лободенко, канд. филол. наук М.М. Лукина, канд. культурологии Л.И. Белова.




У592


Университеты и медиа: от газеты к 360-градусному мультимедийному ньюсруму: материалы семинара Учебно-методического Совета по журналистике 28–29 октября 2015 г. / отв. редакторы Е.Л. Вартанова, Л.П. Шестеркина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – 103 с.
В сборнике научных трудов по итогам семинара Учебно-методического Совета по журналистике УМО «Университеты и медиа: от газеты к 360-градусному ньюсруму» нашли отражение современные тенденции развития журналистского образования: использование мультимедиа в журналистском творчестве студентов; вопросы подготовки журналистских кадров в условиях реального медиапроизводства; специфика функционирования медиаресурсов, составляющих информационное пространство университетов; использование социальных сетей интернета для профессионализации студентов–журналистов; формирование в вузе 360-градусных мультимедийных ньюсрумов как производственных площадок для обучения универсальных медиаспециалистов. Предметом особого научного интереса коллектива авторов являются современные тенденции развития медиапространства, синтез теории и практики в системе современного профессионального журналистского образования.
УДК 378.016(063) + 070(063)

ББК Ч448.я43 + Ч600.я43



ISBN 978-5-696-04770-6 © Издательский центр, ЮУрГУ 2016


Содержание



Беленко В.Е.

Содержание 3

Организация внутрисеместровой практики


на факультете журналистики НГУ 4

Особенности продвижения информации


в университетском медиапространстве 10

Особенности создания мультимедийного лонгрида в условиях образовательного процесса 17

Университетская телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ: инновации, технологии, творчество 25

Студенческий паблик как площадка для развития логико-понятийного мышления будущих журналистов 33

Стилистические особенности языка учебных СМИ 37

Корпоративное телевидение в системе координат международной деятельности высшего учебного заведения 41

Студенческая журналистика в социальных сетях интернет-портала «Newsroom Digital» 44

Университетское радиовещание


на интернет-портале «Newsroom Digital»: социальные проекты и новые формы работы 53

Возможности блогосферы в практике выпуска учебных СМИ 61

Мультимедийная культура современных периодических изданий 66

Конвергентность СМИ и глобальной сети


как тенденция 72

К вопросу о преподавании историко-журналистских дисциплин в соответствии с новым образовательным стандартом 78

Лексические особенности университетской газеты 85

Работа журналиста в Интернете


(на примере деятельности «Радио ЮУрГУ») 89

Творческие портфолио студентов как целевой компонент Интернет-портала «Newsroom digital»: структура, содержание, технологии размещения 93

Как создать в вузе 360-градусный мультимедийный ньюсрум: из опыта работы журфака ЮУрГУ 100


УДК 070.43

ББК 76.01: 74.26
В.Е. Беленко

Новосибирск, НГУ

Организация внутрисеместровой практики
на факультете журналистики НГУ



Аннотация. В статье рассказывается о принципах и моделях, о конкретных внутриуниверситетских площадках, на базе которых проводится внутрисеместровая практика. Дисциплина «Профессиональные творческие студии» в Новосибирском госуниверситете предполагает присоединение студентов к реально-существующим проектам. «Настоящий», а не «учебный» характер работы не только предполагает иную степень ответственности, но и приносит победы в профессиональных творческих конкурсах.

Ключевые слова: внутрисеместровая практика, профессиональные творческие студии, реальные проекты.
V.E. Belenko

Novosibirsk, NSU
PRACTICING DURING THE TERM

IN THE NSU JOURNALISM DEPARTMENT
Аnnotation. The article describes the principles and models, the specific types of intra-university projects which lay down the foundation of the students’ practice during the term. The course "Professional creative studios" at the Novosibirsk State University requires students to join real-existing projects. The "real" rather than "educating" nature of the work not only involves another degree of responsibility, but also brings victory in the professional creative competitions.

Keywords: journalism projects, practice during the term, real work.
В данной статье хотелось бы поделиться удачным опытом организации внутрисеместровой практики студентов-журналистов, которую в последние два года удалось организовать в стенах самого университета. По мнению сотрудников и преподавателей факультета, привлечение студентов к работе в реально существующие медиапроекты стало оптимальным вариантом для образовательного процесса.

Понятно, что все студенты младших курсов всех факультетов журналистики пишут тексты. Но сами они при этом очень хорошо разделяют работу «тренировочную», «ненастоящую», ту, которую увидит только преподаватель, и ту, которая делается для настоящего редактора и получит настоящего читателя. Эта проблема актуальна для второго курса: с одной стороны уже пройдена первая летняя практика и составлена собственная система координат качества своей работы, с другой стороны, сложные, серьезные проекты по дисциплинам специализации, отнимающие много сил и времени, появятся только на третьем курсе.

Но долгое время обеспечить студентов-второкурсников площадками для внутрисеместровой практики не удавалось. Для того чтобы система заработала, в нашем вузе должны были совпасть следующие условия: с одной стороны, должна была начать развиваться система корпоративных коммуникаций, в которой работали бы взрослые специалисты, решая значимые для университета маркетинговые задачи, с другой – медиапроекты должны была созреть в самой студенческой среде, должны были появиться старшекурсники, которые бы организовали свои ресурсы, выходящие на массовую аудитории.

Здесь надо сказать, то система корпоративных коммуникаций НГУ никогда не функционировала в отрыве от факультета журналистики: пресс-служба, управление маркетинга, вузовская газета, – это все наши выпускники или преподаватели.

Когда вузовских или студенческих медиапроектов стало достаточно, чтобы охватить пятьдесят человек второкурсников, стало возможно положенную по госстандарту второго поколения «Работу в профессионально-творческих студиях» переориентировать с учебных курсов на реально функционирующие редакции.

Сейчас в стенах университета существует несколько проектов, куда записываются студенты на подобную внутрисеместровую практику. Большинство из них предполагают работу с текстовым и фотоматериалом, но есть и телевизионная, и радио площадка. Вот все они: газета «Университетская жизнь», сайт «НГУ в лицах», сайт «Место встречи – Сибирь», сайт НГУ (пресс-служба НГУ), видеоредакция «NSU life», студенческое радио «Кактус».



Большая работа по развитию практических навыков студентов ведется в редакции газеты «Университетская жизнь», чей главный редактор – студент четвертого курса нашего факультета. Эрудированный, талантливый, бегло говорящий на английском языке Володя Чубаров еще пару лет назад «принял» газету у Евгении Соколовской, которой «УЖ» был доверен как раз в тот момент, когда стоял вопрос о его закрытии из-за нехватки «взрослых» ресурсов. «Давайте мы попробуем», – сказали студенты, и вот уже третий год «Университетская жизнь» пишется, редактируется, оформляется нашими ребятами. В итоге, в 2014 г. на V Международный фестиваль студенческих и школьных СМИ «Жираф СМИ» «Университетская жизнь» заняла второе место в номинации «Лучшая молодежная газета», а в 2015-м на Всероссийском конкурсе медиа-проектов в образовании «Media-Battle» заняла 3-е место в номинации «Лучшее студенческое корпоративное издание». В первом семестре этого учебного года проходить внутрисеместровую практику туда отправились 12 человек (рис.1).

Рис. 1. Университетская жизнь
Еще один студенческий проект – сайт «НГУ в лицах». Изначально проект функционировала в режиме блога, а потому получил свой постоянный адрес на сайте НГУ. Очень простой по исполнению, делающий упор на жанр интервью, «НГУ в лицах» выигрывает как раз за счет предсказуемости формы при разнообразии персон. Публикуя интервью с выдающимися студентами и интересными преподавателями, сайт передает настроения тех людей, которые создают неповторимую атмосферу стоящего в центре Академгородка вуза. Несколько лет назад, faces.nsu.ru победил в номинации «Открытие года» конкурса «Блогbest-2013», в ходе которого пользователи и жюри определяли лучших сибирских блогеров. Сейчас редактором сайта является третьекурсница нашего факультета Дарья Слепнева. В этом семестре на внутрисеместровую практику этот проект принял 8 человек (см. рис 2).

Рис. 2. Сайт «НГУ в лицах»
Третий сайт можно назвать полустуденческим-полувзрослым. Его идейному вдохновителю, преподавателю факультета Елене Валерьевне Климовой удивительным образом удается поддерживать у студентов ощущение, что они все делают сами, поэтому и редактор сайта формально – из студенческой среды. Четверокурсница Анна Худякова вместе с Еленой Валерьевной проводит планерки, дает задания, помогает младшекурсникам работать над текстами. В 2014 г. «Место встречи. Сибирь» получил 1 место в номинации «Окно в будущее» на V Международном фестивале студенческих и школьных СМИ «Жираф СМИ», а в 2015-м г. привез гран-при с Международного конкурса журналистских медиа-проектов «АРТМЕДИА» (Казань). В этом семестре интернет-журнал принял на внутрисеместровую практику 8 человек (см. рис. 3).

Рис.3. Сайт «Место встречи. Сибирь»
Новостная лента сайта нашего вуза наполняется силами пресс-службы, большинство сотрудников которой, как и ее руководитель, Елена Валерьевна Кущева, – выпускники факультета журналистики разных лет. В этом году работа пресс-службы была высоко оценена коллегами и удостоена первого места в номинации «Инфоактивность» второго Всероссийского профессионального конкурса «Пресс-служба вуза – 2015». Всего в конкурсе приняли участие более 1100 вузов России, поэтому можно понять, что факультет журналистики рад возможности направить 6 студентов второго курса на внутрисеместровую практику в это подразделение (см. рис. 4).

Рис. 4. Новостная лента сайта вуза
В 2014 году в Новосибирском государственном университете был создан видеоканал «NSU LIFE». Руководят каналом опытные выпускники факультета журналистики, а ныне его преподаватели Лилия Анатольевна Стяжкина, Иван Фёдорович Бадиков и Ксения Михайловна Агапитова. В прошлом году канал впервые принял студентов младших курсов на внутрисеместровую практику. Студенты делали программу «NSU LIFE. Афиша», «NSU SPORT» и «Welcome to Science», стараясь найти те события, которыми им самим хотелось бы поделиться, придумывая оригинальные формы подачи. Поскольку серьезной телевизионной подготовки к этому моменту у ребят не было, то они не только осваивали азы видеопроизводства, но и незашоренным взглядом оценивали возможности использования тех или иных выразительных средств. В итоге «NSU LIFE. Афиша» победила в номинации «Видео: информационная программа» Всероссийского конкурса «УниверСити», а также стала серебряным призёром студенческого ТЭФИ Академии российского телевидения в номинации «Интернет-проект». В этом году видеоканал «NSU LIFE» принял на внутрисеместровую практику 10 человек (см. рис. 5).

Рис. 5. Видеоканал «NSU LIFE»
И последняя площадка, к которой прикрепляются студенты для прохождения внутрисеместровой практики – студенческой радио «Кактус». Руководит радиостанцией четверокурсница Екатерина Осипова. Радио выпускает различные (чаще музыкальные) программы, в оперативном новостном режиме освещает крупные университетские мероприятия, участвует в организации «нерадийных» проектов. «Радио «Кактус» помогает раскрыть внутренний потенциал человека, который стремится быть везде и знать все. Человек в толпе никогда не узнает радийщика, а он, возможно, знает о вас все. Надеюсь, что в дальнейшем студенты станут чаще приходить на радио», – говорит одна из практиканток Марина Матиенко.

Требование во всех редакциях примерно одинаковые (чтобы у студентов не было повода пойти туда, где легче всего). Факультет координирует редакции, чтобы убедиться, что уровень требований не слишком разнится. И, естественно, преподаватель факультета журналистики, руководитель пресс-службы НГУ выставляет в ведомости зачеты, познакомившись с проделанной студентами работу. Это необходимо, чтобы снять возможное недовольство на тему, чего это студенты студентов учат.

Подобная система профессиональных творческих студий, которую преподаватели и студенты факультета называют просто внутрисеместровой практикой, позволяет студентам функционировать в режиме реальных редакций, чей продукт видят и читают не только преподаватель и одногруппники. А понимание внутриредакционной иерархии и возможностей роста (кто станет главным редактором, когда нынешний выпустится) заставляет студентов ответственнее относиться к своей работе и видеть в ней не только учебные, но и профессиональные перспективы.

УДК 004.738.5 + 070.485:378.44

ББК Ч600
Л.И. Белова

Челябинск, ЮУрГУ




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница