Верховный совет СССР



Скачать 432.64 Kb.
Дата15.06.2019
Размер432.64 Kb.
ТипСтатья

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ОСНОВЫ


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ

РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ

от 28 февраля 1990 г. N 1251-I

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Настоящие Основы регулируют земельные отношения и направлены на

создание условий для рационального использования и охраны земель,

воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной

среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Земельное законодательство Союза ССР, союзных

и автономных республик

Земельные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и

издаваемым в соответствии с ними другим законодательством Союза

ССР, союзных и автономных республик.

Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и

охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регу-

лируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и авто-

номных республик.

Статья 2. Состав земель СССР

В соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделя-

ются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа

и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного

назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и

историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных

народов и этнических групп законодательством союзных и автономных

республик может быть установлен особый режим использования указан-

ных категорий земель.

Статья 3. Земля - народное достояние

Земля является достоянием народов, проживающих на данной терри-

тории.


Каждый гражданин СССР имеет право на земельный участок, условия

и порядок предоставления которого определяются настоящими Основа-

ми, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 4. Правомочия Советов народных депутатов по распоряжению

землей

Советы народных депутатов предоставляют земельные участки во



владение и пользование гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим

государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреж-

дениям и организациям, а в случаях, установленных законодательст-

вом, - иным организациям и лицам.

Советы народных депутатов изымают земельные участки в соот-

ветствии с настоящими Основами, законодательством союзных и авто-

номных республик.

Предоставление и изъятие земель в местах проживания и хо-

зяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп

для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, могут

быть произведены по результатам референдума среди этих народов и

этнических групп с согласия соответствующих Советов народных депу-

татов.

Статья 5. Владение землей



В пожизненное наследуемое владение земля предоставляется граж-

данам СССР для нужд, предусмотренных статьей 20 настоящих Основ.

Предельные размеры предоставляемых земельных участков определя-

ются законодательством союзных и автономных республик.

В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам,

другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям,

учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения

сельского и лесного хозяйства.

Статья 6. Пользование землей

В постоянное или временное пользование земля предоставляется:

- гражданам СССР для целей, указанных в статьях 21, 22 настоя-

щих Основ;

- промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным

государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреж-

дениям и организациям;

- для нужд обороны организациям, указанным в статье 31 настоя-

щих Основ;

- религиозным организациям;

- совместным предприятиям, международным объединениям и органи-

зациям с участием советских и иностранных юридических лиц.

Сроки временного пользования землей устанавливаются законода-

тельством союзных и автономных республик.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных

и автономных республик, земля предоставляется в пользование иным

организациям и лицам.

Статья 7. Аренда земли

Во временное пользование на условиях аренды земля предоставля-

ется гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным,

кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организа-

циям, совместным предприятиям, международным объединениям и орга-

низациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а

также иностранным государствам, международным организациям, иност-

ранным юридическим лицам и гражданам.

Арендодателями земли являются соответствующие Советы народных

депутатов.

Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются

в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления

договора на аренду земли по истечении срока его действия.

Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по

согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору.

Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные

сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдель-

ными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихо-

зяйственного землеустройства.

Отношения по аренде земли регулируются настоящими Основами,

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде,

законодательством союзных и автономных республик.

Статья 8. Предоставление земель

Предоставление земельных участков во владение и пользование

осуществляется в порядке отвода.

Предоставление земельного участка, находящегося во владении или

пользовании, другому землевладельцу или землепользователю произво-

дится только после изъятия этого участка в порядке, предусмотрен-

ном статьями 11, 24 настоящим Основ.

Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны пре-

доставляться прежде всего для сельскохозяйственных целей.

Право владения и право постоянного пользования землей удостове-

ряется Государственным актом.

Форма Государственного акта, порядок его регистрации и выдачи

определяются законодательством союзных республик. Форма и порядок

регистрации договоров на аренду земли и других договоров на вре-

менное пользование землей определяются законодательством союзных и

автономных республик.

Статья 9. Прекращение права владения и права пользования землей

Право владения и право пользования всем земельным участком или

его частью прекращается Советом народных депутатов в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный

участок;

3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организа-

ции, крестьянского хозяйства;

4) использования земли не по целевому назначению;

5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был пре-

доставлен служебный надел, если иное не установлено законода-

тельством Союза ССР, союзных и автономных республик;

6) нерационального использования земельного участка, выражающе-

гося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожай-

ности ниже нормативного (по кадастровой оценке);

7) использования земельного участка способами, приводящими к

снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загряз-

нению, ухудшению экологической обстановки;

8) систематического невнесения земельного налога в течение сро-

ков, установленных законодательством союзных и автономных респуб-

лик, а также арендной платы в сроки, установленные договором арен-

ды;

9) неиспользования в течение одного года земельного участка,



предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух

лет - для несельскохозяйственного производства;

10) изъятие земель в случаях, предусмотренных настоящими Осно-

вами.


Пункты 6 и 9 части первой настоящей статьи не распространяются

на право владения землей граждан, ведущих крестьянское хозяйство,

в течение трех лет с момента предоставления земельного участка.

Право пользования арендованной землей прекращается также при

расторжении договора аренды земли в случаях, предусмотренных Осно-

вами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.

Законодательством союзных и автономных республик могут быть

предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права

пользования землей и аренды земли.

Статья 10. Переход права владения и права пользования земельным

участком

При переходе права собственности на строение и сооружение

вместе с этими объектами переходит и право владения или право

пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавли-

ваемых законодательством союзных и автономных республик.

Статья 11. Изъятие земель

Изъятие земель для государственных и общественных нужд произво-

дится по решению соответствующего Совета народных депутатов при

согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем в

порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, союзных и

автономных республик.

Изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных

нужд может быть допущено лишь в исключительных случаях в соот-

ветствии с законодательством союзных и автономных республик.

При несогласии землевладельца или землепользователя решение Со-

вета народных депутатов может быть обжаловано в судебном порядке.

Изъятие особо ценных продуктивных земель, определенных в соот-

ветствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, а также

земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурны-

ми объектами, не допускается. Перечень таких земель устанавлива-

ется законодательством союзных и автономных республик.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, опытных полей науч-

но-исследовательских учреждений и учебных заведений, лесов первой

группы для государственных и общественных нужд допускается только

в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом законода-

тельством союзных и автономных республик.

Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъ-

ятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предва-

рительно согласовать с землевладельцами и землепользователями, а

также с местными Советами народных депутатов место размещения объ-

екта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом

обеспечения комплексного развития территории. Финансирование про-

ектных работ до предварительного согласования не допускается.

Изъятие земель у колхозов, совхозов, других сельскохозяйствен-

ных предприятий для предоставления их гражданам СССР и сельскохо-

зяйственным кооперативам осуществляется районным, городским Сове-

том народных депутатов в случаях и порядке, установленных настоя-

щими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 12. Земельный налог и арендная плата за землю

Землевладение и землепользование в СССР являются платными. Пла-

та за землю взимается в формах земельного налога или арендной пла-

ты, определяемых в зависимости от качества и местоположения зе-

мельного участка.

Порядок и ставки налогообложения устанавливаются законода-

тельством союзных и автономных республик. Арендатор выплачивает

арендную плату, размер которой устанавливается по соглашению сто-

рон в порядке и пределах, определяемых законодательством союзных и

автономных республик.

Плата за земли лесного фонда взимается в составе платы за поль-

зование лесами.

Платежи за землю поступают в бюджеты местных Советов народных

депутатов, могут частично централизоваться в бюджетах союзных и

автономных республик и направляются в первую очередь на охрану зе-

мель, повышение их качества, на материальное стимулирование зем-

левладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, за

осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и соци-

альное развитие территории.

В законодательстве союзных и автономных республик могут быть

предусмотрены льготы по взиманию платы за землю: полное или

частичное освобождение на определенный срок, отсрочка выплаты, по-

нижение ставки земельного налога.

От платы за землю освобождаются заповедники, национальные и

дендрологические парки, ботанические сады, а также предприятия,

учреждения, организации, коллективы и граждане, получившие во вла-

дение или пользование нарушение или малопродуктивные земли. В по-

рядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных

республик, по решению Советов народных депутатов от платы могут

освобождаться заказники, опытные хозяйства научно-исследова-

тельских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного про-

филя, учреждения культуры, образования, здравоохранения, физи-

ческой культуры и спорта и спортивные сооружения, а также предпри-

ятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и

хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических

групп, другие предприятия, учреждения и организации, граждане

СССР.

(В ред. - Закон СССР от 6 марта 1991 г. N 2005-I;



НГР:с9100174.).

Статья 13. Компетенция местных Советов народных депутатов в об-

ласти регулирования земельных отношений

Ведению Советов народных депутатов автономных областей, авто-

номных округов, краев, областей и других административно-террито-

риальных единиц в области регулирования земельных отношений подле-

жит:

1) предоставление земли во владение, пользование и аренду граж-



данам, предприятиям, учреждениям, организациям;

2) регистрация права землевладения, права землепользования и

договоров на аренду земли;

3) организация ведения земельно-кадастровой документации;

4) организация землеустройства;

5) изъятие земель в случаях, предусмотренных настоящими Основа-

ми;

6) взимание платы за землю;



7) контроль за использованием и охраной земель.

Предоставление земли в пределах территории автономных областей,

автономных округов для общесоюзных, межреспубликанских и республи-

канских нужд осуществляется при согласии соответствующих автоном-

ных образований.

Для решения земельных вопросов местными Советами народных депу-

татов создаются депутатские комиссии.

Разграничение компетенции местных Советов народных депутатов

различных уровней в области регулирования земельных отношений оп-

ределяется законодательством союзных и автономных республик.

Статья 14. Компетенция союзных и автономных республик в области

регулирования земельных отношений

Ведению союзных и автономных республик в области регулирования

земельных отношений подлежит:

1) распоряжение землями в границах союзных и автономных респуб-

лик в общесоюзных, межреспубликанских и республиканских целях по

согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными Сове-

тами народных депутатов, а также землевладельцами и землепользова-

телями;

2) разработка и совершенствование земельного законодательства

союзных и автономных республик;

3) установление границ территорий с особым правовым режимом зе-

мель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочислен-

ных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими

местными Советами народных депутатов;

4) установление порядка и предельных размеров платы за землю, а

также льгот по взиманию платежей;

5) разработка и выполнение совместно с местными Советами народ-

ных депутатов республиканских программ по рациональному использо-

ванию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов

в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

6) контроль за использованием и охраной земель;

7) организация землеустройства и ведения государственного зе-

мельного кадастра.

Статья 15. Компетенция Союза ССР в области регулирования зе-

мельных отношений

Ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений

подлежит:

1) решение совместно с союзными и автономными республиками воп-

росов о предоставлении земель для общесоюзных и межреспубликанских

нужд;

2) установление основных положений регулирования земельных от-



ношений в СССР, разработка и совершенствование земельного законо-

дательства Союза ССР;

3) разработка совместно с союзными и автономными республиками,

утверждение и контроль за выполнением общесоюзных программ по ра-

циональному использованию земель, повышению плодородия почв, охра-

не земельных ресурсов;

4) установление единых для Союза ССР принципов платы за землю;

5) организация контроля за использованием и охраной земель,

установление систематического слежения за состоянием земель (мони-

торинга);

6) установление порядка ведения государственного земельного ка-

дастра;


7) установление основных положений землеустройства.

Раздел II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ

И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 16. Права и обязанности землевладельцев

Землевладельцы имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) собственности на произведенную сельскохозяйственную продук-

цию и доходы от ее реализации;

3) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства име-

ющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископае-

мые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать

другие полезные свойства земли;

4) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные

строения и сооружения;

5) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных куль-

тур и насаждений;

6) в случае изъятия земли или добровольного отказа от земельно-

го участка получать полную компенсацию затрат на повышение плодо-

родия земли;

7) передавать во временное пользование земельный участок или

его часть в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Основа-

ми, законодательством союзных и автономных республик.

Землевладельцы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым наз-

начением, повышать ее плодородие, применять природоохранные техно-

логии производства, не допускать ухудшения экологической обстанов-

ки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, пре-

дусмотренный статьей 42 настоящих Основ;

3) своевременно вносить земельный налог;

4) не нарушать права других землевладельцев, землепользовате-

лей, в том числе арендаторов.

Статья 17. Права и обязанности землепользователей

Землепользователи имеют право:

1) использовать землю в соответствии с условиями ее предостав-

ления;


2) использовать в установленном порядке имеющиеся на земельном

участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные

угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные

свойства земли;

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные

строения и сооружения по согласованию с Советом народных депута-

тов, предоставившим землю;

4) получать при прекращении пользования возмещение стоимости

земельных улучшений, произведенных за собственный счет;

5) собственности на посевы сельскохозяйственных культур и про-

изведенную сельскохозяйственную продукцию;

6) передавать во временное пользование земельный участок или

его часть в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Основа-

ми, законодательством союзных и автономных республик.

Землепользователи обязаны:

1) обеспечить использование земли в соответствии с целевым наз-

начением и условиями ее предоставления;

2) эффективно использовать предоставленную им землю, применять

природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения

экологической обстановки на территории в результате своей хо-

зяйственной деятельности;

3) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, пре-

дусмотренный статьей 42 настоящих Основ;

4) своевременно вносить земельный налог или арендную плату за

землю;

5) не нарушать права землевладельцев, других землепользовате-



лей, в том числе арендаторов.

Статья 18. Защита прав землевладельцев и землепользователей

Вмешательство в деятельность землевладельцев и землепользовате-

лей со стороны государственных, хозяйственных и других органов и

организаций запрещается, за исключением случаев нарушения землев-

ладельцами и землепользователями законодательства.

Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусмат-

риваемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных респуб-

лик.

Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев и земле-



пользователей, подлежат возмещению в полном объеме.

Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или госу-

дарственным арбитражем.

Права землевладельцев и землепользователей могут быть ограниче-

ны только в случаях, предусмотренных настоящими Основами, законо-

дательством союзных и автономных республик.

(См. также. - Постановление Совета Министров СССР от 19 июня

1990 г. N 590; НГР: С9000378.)

Статья 19. Гарантии землевладения

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных

участков, предоставленных гражданам СССР, может производиться

после выделения по их желанию Советом народных депутатов равноцен-

ного земельного участка, строительства на новом месте предприятия-

ми, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный

участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых

и возмещения в полном объеме всех других убытков согласно разделу

IX настоящих Основ.

Изъятие для государственных или общественных нужд земель колхо-

зов, совхозов, сельскохозяйственных научно-исследовательских уч-

реждений и учебных хозяйств, других государственных, кооператив-

ных, общественных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предп-

риятий может производиться при условии строительства по их желанию

жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возме-

щения в полном объеме всех других убытков согласно разделу IX

настоящих Основ.

(См. также. - Постановление Совета Министров СССР от 19 июня

1990 г. N 590; НГР: С9000378.)

Раздел III. ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

ГРАЖДАН СССР

Статья 20. Землевладение граждан СССР

Граждане СССР имеют право на получение в пожизненное наследуе-

мое владение земельных участков:

для ведения крестьянского хозяйства;

для ведения личного подсобного хозяйства;

для строительства и обслуживания жилого дома;

для садоводства и животноводства;

для дачного строительства;

в случае получения по наследству или приобретения жилого дома;

для традиционных народных промыслов.

Законодательством союзных и автономных республик может быть

предусмотрено предоставление земельных участков во владение и для

других целей.

Порядок наследования права владения земельным участком опреде-

ляется законодательством Союза ССР, союзных и автономных респуб-

лик.

(См. также. - Постановление Совета Министров СССР от 19 июня



1990 г. N 590; НГР: С9000378.)

Статья 21. Землепользование граждан СССР

Гражданам СССР земельные участки предоставляются в пользование

для огородничества, сенокошения и выпаса скота из земель, находя-

щихся в ведении соответствующего Совета народных депутатов. Предп-

риятия, учреждения и организации могут выделять участки для этих

целей из земель, находящихся в их владении или пользовании.

Законодательством союзных и автономных республик может быть

предусмотрено предоставление земельных участков в пользование и

для других целей.

Статья 22. Служебные земельные наделы

Предприятия, учреждения и организации транспорта, лесного хо-

зяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничь-

его хозяйства, а также других отраслей народного хозяйства из зе-

мель, находящихся в их владении или пользовании, предоставляют от-

дельным категориям своих работников служебные земельные наделы на

условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных и ав-

тономных республик.

Раздел IV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 23. Предоставление земель сельскохозяйственного

назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, пре-

доставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для

этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) гражданам СССР - для ведения личного подсобного хозяйства,

индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

2) кооперативам граждан СССР - для коллективного садоводства,

огородничества и животноводства;

3) гражданам СССР, колхозам, совхозам, другим сельскохо-

зяйственным государственным, кооперативным, общественным предприя-

тиям и организациям - для ведения товарного сельского хозяйства;

4) научно-исследовательским, учебным и другим сельскохо-

зяйственным учреждениям, сельским производственно-техническим учи-

лищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учеб-

ных целей, пропаганды передового опыта и для ведения сельского хо-

зяйства;

5) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организа-

циям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского

хозяйства.

Приусадебные земельные участки для ведения личного подсобного

хозяйства предоставляются сельскими, поселковыми, городскими Сове-

тами народных депутатов.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных

и автономных республик, земли сельскохозяйственного назначения мо-

гут предоставляться для ведения сельского хозяйства иным организа-

циям и лицам.

Статья 24. Землевладение колхозов, совхозов и других

сельскохозяйственных предприятий, учреждений

и организаций

Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия и

организации получают землю в постоянное владение для ведения об-

щественного сельскохозяйственного производства. Указанные предпри-

ятия, учреждения и организации могут дополнительно арендовать зе-

мельные участки.

Право колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприя-

тий, учреждений и организаций на землю сохраняется при вхождении

их в состав агропромышленных объединений, комбинатов, агрофирм и

других формирований.

Кооперативам, которые создаются на базе подразделений сельско-

хозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств) и выходят из

них, по решению Совета народных депутатов предоставляются земель-

ные участки из обрабатываемых ими ранее земель с учетом необходи-

мости создания равных условий хозяйствования. Эти участки подлежат

изъятию из состава земель указанных предприятий. Порядок и условия

предоставления земельных участков определяются законодательством

союзных и автономных республик.

Членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, ра-

ботникам сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хо-

зяйств), пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское хо-

зяйство, по решению Совета народных депутатов с учетом необходи-

мости создания равных условий хозяйствования предоставляются

участки, изымаемые из земель указанных предприятий. Порядок и

условия предоставления земельных участков определяются настоящими

Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 25. Землевладение граждан, ведущих крестьянское

хозяйство

Гражданам СССР, изъявившим желание вести крестьянское хо-

зяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов

их семей, предоставляются по их желанию в пожизненное наследуемое

владение или в аренду земельные участки, включая приусадебный на-

дел. Законодательством союзных и автономных республик могут быть

предусмотрены случаи и условия предоставления земли только в арен-

ду.

Граждане, ведущие крестьянское хозяйство, могут дополнительно



арендовать земельные участки для производственных целей.

Законодательством союзных и автономных республик определяется

преимущественное право граждан на получение земельного участка с

учетом опыта их работы в сельском хозяйстве, необходимой квалифика-

ции, других условий и факторов.

Предельные размеры земельного участка граждан, ведущих кресть-

янское хозяйство, в соответствии с законодательством союзных и ав-

тономных республик определяют местные Советы народных депутатов с

учетом региональных особенностей, специализации и возможностей об-

работки предоставляемых земель преимущественно личным трудом чле-

нов крестьянского хозяйства.

Земельные участки граждан, ведущих крестьянское хозяйство, раз-

делу не подлежат. Право владения земельным участком передается по

наследству на условиях, установленных законодательством союзных и

автономных республик.

При продаже имущества крестьянского хозяйства и передаче зе-

мельного участка другому гражданину, предприятию или организации

по решению Совета народных депутатов землевладелец имеет право на

получение от него полной компенсации всех затрат под урожай, а

также затрат на улучшение качества земли в соответствии с повыше-

нием кадастровой оценки за время владения земельным участком.

Гражданин, ведущий крестьянское хозяйство, может в случае поте-

ри трудоспособности или достижения пенсионного возраста передавать

право владения земельным участком или предоставлять его во времен-

ное пользование одному из членов семьи, ведущему совместно с ним

крестьянское хозяйство, а при отсутствии таковых иным лицам в по-

рядке и на условиях, устанавливаемых законодательством союзных и

автономных республик.

Статья 26. Порядок предоставления земли гражданам СССР

для ведения крестьянского хозяйства

Предоставление земли гражданам СССР для ведения крестьянского

хозяйства производится на основании их заявлений по предоставлению

сельского Совета народных депутатов решением районного Совета на-

родных депутатов.

Земельные участки выделяются гражданам, как правило, единым

массивом с расположенными на нем водными источниками и лесными

угодьями.

Членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, ра-

ботникам сельскохозяйственных предприятий, выходящим из их соста-

ва, выделяется земельный участок, кадастровая оценка которого

должна быть, как правило, на уровне средней по хозяйству. При пре-

доставлении земельных участков с оценкой ниже средней кадастровой

по хозяйству законодательством союзных и автономных республик

устанавливаются налоговые и другие льготы.

Другим гражданам СССР земельные участки для ведения кресть-

янского хозяйства предоставляются из земель запаса в соответствии

со статьей 38 настоящих Основ.

Отказ в предоставлении земли может быть обжалован в судебном

порядке.

Раздел V. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Статья 27. Земли городов и поселков городского типа

Все земли в пределах городской (поселковой) черты находятся в

ведении городских (поселковых) Советов народных депутатов. Порядок

установления и изменения городской (поселковой) черты, земельно-

хозяйственного устройства территории городов (поселков), изъятия и

предоставления земельных участков и условия пользования ими опре-

деляются настоящими Основами, законодательством союзных и автоном-

ных республик. Решение о предоставлении земельных участков во вла-

дение, пользование и аренду в пределах городской (поселковой) чер-

ты принимает городской (поселковый) Совет народных депутатов.

Включение земельных участков в черту города (поселка) не влечет

прекращения права землевладения и землепользования на эти участ-

ки.

Статья 28. Земли сельских населенных пунктов



К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, нахо-

дящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в поряд-

ке землеустройства.

Земли сельских населенных пунктов находятся в ведении сельских

Советов народных депутатов. В пределах границ сельских населенных

пунктов сельский Совет народных депутатов принимает решения о пре-

доставлении земельных участков во владение, пользование и аренду.

Порядок использования земель сельских населенных пунктов опре-

деляется законодательством союзных и автономных республик.

Раздел VI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА,

СВЯЗИ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 29. Земли промышленности, транспорта, связи и

иного назначения

Землями промышленности, транспорта, связи и иного назначения

признаются земли, предоставленные в пользование соответствующим

предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возло-

женных на них задач.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных це-

лей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном

порядке нормами и проектно-технической документацией, а отвод

участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи

и иного назначения определяется законодательством Союза ССР, союз-

ных и автономных республик.

Статья 30. Предоставление предприятиями, учреждениями

и организациями промышленности, транспорта,

связи земель для сельскохозяйственных целей

Предприятия, учреждения и организации промышленности, транспор-

та, связи и других отраслей народного хозяйства предоставляют не-

используемые ими земли по решению местных Советов народных депута-

тов во временное пользование гражданам, колхозам, совхозам, другим

предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных

целей в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством

Союза ССР, союзных и автономных республик. Плата за указанные зем-

ли вносится в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящих

Основ.


Статья 31. Земли для нужд обороны

Землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для

размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений,

военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных

Сил СССР, пограничных внутренних и железнодорожных войск.

Порядок предоставления земель для нужд обороны определяется за-

конодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Раздел VII. ЗЕМЛИ ПРИРОДООХРАННОГО, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО,

РЕКРЕАЦИОННОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 32. Земли природоохранного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли заповедни-

ков, национальных и дендрологических парков, ботанических садов,

заказников (за исключением охотничьих), памятников природы.

На указанных землях запрещается деятельность, противоречащая их

целевому назначению.

Для обеспечения режима заповедников, национальных и дендрологи-

ческих парков, ботанических садов, заказников (за исключением

охотничьих), памятников природы учреждаются охранные зоны с запре-

щением на землях этих зон деятельности, вредно влияющей на обеспе-

чение соблюдения их режима.

Порядок использования земель природоохранного назначения опре-

деляется законодательством Союза ССР, союзных и автономных респуб-

лик.

Статья 33. Земли оздоровительного назначения



К землям оздоровительного назначения относятся земельные участ-

ки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для

организации профилактики и лечения.

Земли курортов подлежат особой охране. С целью охраны природных

лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитар-

ной охраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять зе-

мельные участки во владение, пользование или аренду тем предприя-

тиям, учреждениям и организациям, деятельность которых несовмести-

ма с охраной природных лечебных свойств и благоприятных условий

для отдыха населения.

Порядок использования земель оздоровительного назначения опре-

деляется законодательством Союза ССР, союзных и автономных респуб-

лик.

Статья 34. Земли рекреационного назначения



Землями рекреационного назначения признаются земли, предназна-

ченные и используемые для организованного массового отдыха и ту-

ризма населения.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность,

препятствующая использованию их по целевому назначению.

Порядок использования указанных земель определяется законода-

тельством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 35 Земли историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся земли исто-

рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, ар-

хеологических памятников.

На этих землях запрещается любая деятельность, противоречащая

их целевому назначению.

Порядок использования указанных земель определяется законода-

тельством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Раздел VIII. ЗЕМЛИ ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Статья 36. Земли лесного фонда

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также

не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Местные Советы народных депутатов по согласованию с госу-

дарственными органами лесного хозяйства могут предоставлять земли

лесного фонда во временное пользование для сельскохозяйственных

целей. Плата за указанные земли взимается в порядке, предусмотрен-

ном статьей 12 настоящих Основ.

Порядок использования земель лесного фонда определяется законо-

дательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 37. Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, лед-

никами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными

сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по бере-

гам водоемов.

Порядок использования земель водного фонда определяется законо-

дательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 38. Земли запаса

Землями запаса являются все земли, не предоставленные во владе-

ние и постоянное пользование. К ним также относятся земли, право

владения и пользования которыми прекращено в соответствии со

статьей 9 настоящих Основ.

Земли запаса находятся в ведении Советов народных депутатов и

предназначаются для предоставления во владение, пользование и

аренду преимущественно для сельскохозяйственных целей в соот-

ветствии с настоящими Основами.

Раздел IX. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ,

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья 39. Возмещение убытков землевладельцам и землепользова-

телям


Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных

участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользо-

вателей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в

результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учрежде-

ний, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме

(включая упущенную выгоду) землевладельцам и землепользователям, в

том числе арендаторам, понесшим эти убытки.

Возмещение убытков производится предприятиями, учреждениями и

организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, а

также предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность

которых влечет ограничение прав землевладельцев и землепользовате-

лей, в том числе арендаторов, или ухудшение качества близлежащих

земель, в порядке, устанавливаемом настоящими Основами и иным за-

конодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Споры, связанные с возмещением убытков и определением их разме-

ров, разрешаются судом или государственным арбитражем в соот-

ветствии с их компетенцией.

Статья 40. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохо-

зяйственного производства

Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства,

вызванные изъятием сельскохозяйственных и лесных угодий для

использования их в целях, не связанных с ведением сельского и

лесного хозяйства, ограничением прав землевладельцев и землеполь-

зователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель

в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреж-

дений и организаций, подлежат возмещению Советам народных депута-

тов. Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков, пре-

дусмотренного статьей 39 настоящих Основ.

Указанные потери возмещаются предприятиями, учреждениями и ор-

ганизациями, которым отводятся изымаемые сельскохозяйственные и

лесные угодья для нужд, не связанных с ведением сельского и лесно-

го хозяйства, а также предприятиями, учреждениями и организациями,

вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и за-

щитные зоны с исключением из оборота сельскохозяйственных и лесных

угодий или переводом их в менее ценные угодья.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, используются

для освоения новых земель, повышения плодородия почв и продуктив-

ности земель лесного фонда.

Размеры и порядок определения подлежащих возмещению потерь, а

также перечень предприятий, учреждений, организаций, освобождаемых

от их возмещения, устанавливаются законодательством союзных и ав-

тономных республик.

Раздел X. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Статья 41. Цели, задачи охраны земель

Охрана земель включает систему правовых, организационных, эко-

номических и других мероприятий, направленных на их рациональное

использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из

сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных

воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия

почв, продуктивности земель лесного фонда.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к

угодьям, как к сложным природным образованиям (экосистемам), с

учетом их зональных и региональных особенностей.

Система рационального использования земель должна носить приро-

доохранный ресурсосберегающий характер и предусматривать сохране-

ние почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир,

геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

Статья 42. Содержание и порядок охраны земель

Землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы,

осуществляют:

- рациональную организацию территории;

- восстановление и повышение плодородия почв, а также других

свойств земли;

- защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопле-

ния, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения,

загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными

веществами, от других процессов разрушения;

- защиту от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником

и мелколесьем, других процессов ухудшения культурно-технического

состояния земель;

- консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если

иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

- рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и

других полезных свойств земли;

- снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы

при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Государственные органы принимают необходимые меры по охране зе-

мель в рамках общесоюзных и республиканских программ.

Порядок охраны земель устанавливается законодательством Союза

ССР, союзных и автономных республик.

Статья 43. Экологические требования к размещению, проектирова-

нию, строительству и вводу в эксплуатацию объ-

ектов, строений и сооружений, влияющих на сос-

тояние земель

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплу-

атацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а

также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состоя-

ние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия

по охране земель.

Ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий, не

обеспеченных мерами защиты земель от деградации или нарушения,

запрещается.

Размещение объектов, влияющих на состояние земель, согласовыва-

ется с землеустроительными, природоохранными и другими органами в

порядке, определяемом законодательством Союза ССР, союзных и авто-

номных республик.

Статья 44. Экономическое стимулирование рационального

использования и охраны земель

Экономическое стимулирование рационального использования и ох-

раны земель направлено на повышение заинтересованности землевла-

дельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, в сохране-

нии и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от нега-

тивных последствий производственной деятельности и включает:

- выделение средств союзного, республиканского или местного

бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по их вине;

- освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в

стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в

период, предусмотренный проектом производства работ;

- предоставление льготных кредитов;

- частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в

результате временной консервации нарушенных не по их вине участ-

ков;


- поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия

почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологи-

чески чистой продукции.

Порядок осуществления мер, связанных с экономическим стимулиро-

ванием рационального использования и охраны земель, устанавлива-

ется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Раздел XI. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ

ЗЕМЕЛЬ


Статья 45. Задачи государственного контроля за

использованием и охраной земель

Задачи государственного контроля за использованием и охраной

земель состоят в обеспечении соблюдения всеми государственными и

общественными органами, государственными, кооперативными и иными

общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также

гражданами требований земельного законодательства в целях эффек-

тивного использования и охраны земель.

Статья 46. Органы, осуществляющие государственный контроль за

использованием и охраной земель

Государственный контроль за использованием и охраной земель

осуществляется Советами народных депутатов и специально уполномо-

ченными органами.

Порядок осуществления государственного контроля за использова-

нием и охраной земель устанавливается законодательством Союза ССР,

союзных и автономных республик.

Статья 47. Мониторинг земель

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за

состоянием земельного фонда для своевременного выявления измене-

ний, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных

процессов. Структура, содержание и порядок осуществления монито-

ринга устанавливаются Советом Министров СССР.

Раздел XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

Статья 48. Назначение государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения

Советов народных депутатов, заинтересованных предприятий, учрежде-

ний, организаций и граждан сведениями о земле в целях организации

ее рационального использования и охраны, регулирования земельных

отношений, землеустройства, обоснования размеров платы за землю,

оценки хозяйственной деятельности.

Статья 49. Содержание и порядок ведения государственного

земельного кадастра

Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых

сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении

по землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о ка-

чественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается

проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных,

геоботанических и других обследований и изысканий, регистрацией

землевладений и землепользований, учетом и оценкой земель.

Государственный земельный кадастр ведется землеустроительными

органами по единой для всей страны системе за счет средств госу-

дарственного бюджета.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавли-

вается Советом Министров СССР.

Раздел XIII. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Статья 50. Назначение и содержание землеустройства

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на

осуществление земельного законодательства, решений Советов народ-

ных депутатов по организации использования и охраны земель, созда-

ние благоприятной экологической среды и улучшение природных ланд-

шафтов.


Землеустройство предусматривает:

1) разработку схем использования и охраны земельных ресурсов и

схем землеустройства;

2) установление на местности границ административно-территори-

альных образований;

3) составление проектов образования новых и упорядочения су-

ществующих землевладений и землепользований с устранением неу-

добств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре,

подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования

землей;


4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и

других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

5) разработку прогнозов, общесоюзных и региональных программ

использования и охраны земель;

6) обоснование размещения и установление границ территорий с

особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

7) авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства;

8) проведение топографо-геодезических, картографических, поч-

венных, геоботанических и других обследований и изысканий.

Статья 51. Организация землеустройства

Землеустройство осуществляется государственными землеустрои-

тельными организациями за счет средств бюджета. Разработка земле-

устроительных проектов, связанных с устройством, коренным улучше-

нием и охраной земельных участков, может проводиться по инициативе

землевладельцев и землепользователей за их счет другими землеуст-

роительными организациями.

Раздел XIV. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ И

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 52. Порядок разрешения земельных споров

Земельные споры разрешаются местными Советами народных депута-

тов, судом или государственным арбитражем в порядке, установленном

законодательством союзных и автономных республик.

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разре-

шаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их

компетенцией.

Споры предприятий, учреждений и организаций одной республики по

вопросам землепользования на территории другой республики рассмат-

риваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из предста-

вителей заинтересованных республик. Если комиссия не пришла к сог-

ласованному решению, споры по данным вопросам подлежат рассмотре-

нию в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 53. Ответственность за нарушение земельного

законодательства

Купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен земельных

участков недействительны.

Лица, виновные в самовольном занятии земельных участков, а так-

же в порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их

химическими и радиоактивными веществами, производственными отхода-

ми и сточными водами, в размещении, строительстве, проектировании,

вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние

земель, невыполнении требований природоохранного режима использо-

вания земель, нарушении возврата временно занимаемых земель или

невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное

для использования по назначению, уничтожении межевых знаков границ

землепользований, искажении сведений государственной регистрации,

учета и оценки земель, несут гражданскую, административную или

уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза

ССР, союзных и автономных республик.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принад-

лежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного

пользования.

Законодательством союзных и автономных республик может быть

установлена ответственность и за другие виды нарушений земельного

законодательства.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны воз-

местить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного

законодательства.

Раздел XV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 54. Международные договоры

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем

те, которые содержатся в земельном законодательстве СССР, то при-

меняются правила международного договора.

Такой же порядок применяется в отношении земельного законода-

тельства союзной республики, если в международном договоре союзной

республики установлены иные правила, чем предусмотренные земельным



законодательством этой союзной республики.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница