Вопросы для подготовки к теоретическому зачету



Скачать 293.95 Kb.
Дата10.06.2019
Размер293.95 Kb.
ТипМетодическое пособие


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Астраханской области «Астраханский колледж вычислительной техники»

Методическое пособие для подготовки к теоретическому зачету по дисциплине «Физическая культура»

для студентов III курса

Астрахань

Вопросы для подготовки к теоретическому зачету





  1. Общая и специальная физическая подготовка……………………………………2

  2. Спортивная тренировка и ее компоненты. Влияние спортивной тренировки на нравственную, волевую и психическую сферы………………………………..….3

  3. Спортивная техника и ее влияние на расширение возможностей по овладению новыми двигательными действиями и профессиональными умениями и навыками………………………………………………………………………….…4

  4. Структура учебно-тренировочного занятия. Особенности и методики проведения отдельных частей занятия…………………………………………….6

  5. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий физическими упражнениями………………………………………………………………………8

  6. Общая и моторная плотность учебно-тренировочного занятия, их регулирование………………………………………………………………………9

  7. Определение понятия спорт. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями……………….…………………………….9

  8. Массовый спорт. Его цели и задачи. Спорт высших достижений……………..10

  9. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности……………………………………………………………………..11

  10. Выбор формы спорта и систем физических упражнений с целью…………..…12

1 Общая и специальная физическая подготовка.
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей общей работоспособности, является основой (базой) для специально подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:



  • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

  • приобрести общую выносливость;

  • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, об скоростные способности;

  • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц

  • улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

  • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Основной целевой задачей физической подготовки основного контингента студентов является общая физическая подготовка.

Именно с ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подготовке в учебную программу для сузов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках.

Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как контрольные и в конце – как зачетные. С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка - это процесс воспи­тания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для кон­кретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой де­ятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:



  • спортивная подготовка;

  • профессионально-прикладная физическая подготовка.

2 Спортивная тренировка и ее компоненты. Влияние спортивной тренировки на нравственную, волевую и психическую сферы.


Спортивная тренировка — это целесообраз­ное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и шорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «боль­шой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функциониру­ющих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновре­менно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психичес­кую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целе­устремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос-1мо решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и дейст­виями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспиты­вается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

- устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревно­вательной деятельности;

- кинестетические и визуальные восприятия двигательных дейст­вий и окружающей среды;

- способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

- способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

- способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакций, программ, предшествующих реальному дей­ствию.
3 Спортивная техника и ее влияние на расширение возможностей по овладению новыми двигательными действиями и профессиональными умениями и навыками.
При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки, связанные с ними знания.

Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно упо­требляются как синонимы.

Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательно­го действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание дви­жения. Цель — обучить основам техники двигательного действия, до! биться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:



  • создать общее представление о двигательном действии;

  • научить частям (элементам) техники этого действия;

  • сформировать общий ритм двигательного акта;

  • предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения — только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстра­ции разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация на­глядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать дви­жения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания не! целесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учеб­но-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в заня­тиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап — углубленное детализированное разучивание, фор­мирование двигательного умения.



Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформирован­ного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

  • углубленно понять закономерности движений действия;

  • уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивиду­альными особенностями обучаемого;

  • усовершенствовать ритм выполнения движения;

  • создать предпосылки для вариативного выполнения этого дейст­вия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых авто­матически. С увеличением автоматизации движений растет число по­вторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества ис­полнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.

Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует зара­нее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимаю­щийся научился правильно выполнять основную схему движения и к тали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему папу обучения.

Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.



На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели — добиться совершенного владения дви­гательным действием в разнообразных условиях его применения, не­обходимо применять методы как для закрепления разучиваемого уп­ражнения, так и для его возможного варьирования.

Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высо­коквалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движе­ния не только по форме, но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа:

закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увели­чиваются требования к результату без нарушения техники двига­тельного действия;



  • избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий резуль­тат в двигательном действии;

  • совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому мог служить требования выполнить движение в экстремальном стоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются.

  • облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практик (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими в освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физичес­ких качеств.

4 Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.


Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в колледже, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Отношение студентов к физической культуре и спорту одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физический культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Значимой причиной психологичес­кой переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержатель­ный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональ­ной подготовкой.

Тревожным выводом является недооценка сту­дентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала за­нятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченнос­тью диапазона педагогических воздействий.

В сузах задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уров­ня физического развития и физической подготовленности, выполне­ние различных тестов, достижение спортивных результатов.


5 Структура учебно-тренировочного занятия. Особенности и методики проведения отдельных частей занятия.
При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основ­ную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о со­держании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки — активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и харак­тера предстоящего задания).

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая харак­теризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на .4000—5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда до­полнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Основная трудность при проведении сложной основной части за­нятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координацион­ной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражне­ния на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на вынос­ливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная .наивность занимающегося и организм приводится в сравнительно «покойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.


6 Общая и моторная плотность учебно-тренировочного занятия, их регулирование.
Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

Общая плотность — отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправдан­ное время — это время, затраченное на подготовку инвентаря и обору­дования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физичес­ких упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.

При проведении учебно-тренировочного занятия следует стре­миться к стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность — отношение времени, затраченного непо­средственно на выполнение физических упражнений, ко всей продол­жительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10— 15 до 79—90%. Рациональная моторная плотность и дозирование учеб но-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировоч­ных заданий.

Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стои­мость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физичес­кой нагрузки занимающегося.


7 Определение понятия спорт. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной
периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура
и
спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих
понятий имеет четкое определение.

Напомним, что «спорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, истори­чески сложившийся в форме соревновательной деятельности и специ­альной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бет), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование без­относительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, пере­двигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходь­бы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физ­культурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здо­ровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособ­ности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его от­дельных направлений, их принципиальное отличие.

8 Массовый спорт. Его цели и задачи. Спорт высших достижений.


Массовый спорт дает возможность миллионам людей со­вершенствовать свои физические качества и двигательные возможнос­ти, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современ­ного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта,— укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скоррек­тировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходи­мыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, до­стичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи при­общается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в до­школьном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее рас­пространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая про­грамма по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здорово­му студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спор­ту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достиже­ний, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массо­вого. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэ­тому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших дости­жений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем орга­низма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и пси­хических пределов здорового человека. Это позволяет не только про­никнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и оп­ределить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной! и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.:

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходи­мый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.


9 Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности.
Спортивные соревнования — одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов.

Спортивные результаты — это, по существу, интегративный пока­затель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных занятиях. В условиях со­стязаний студенты более полно демонстрируют свои физические возможности. Именно поэтому прием нормативов по общей физической* подготовке на учебных занятиях осуществляется в соревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учеб­ном потоке.

Таким образом, спортивные соревнования могут выступать и как средство подготовки, и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса.
Система студенческих спортивных соревнований

Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т.д.

Внутривузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков т курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультета ми. В зависимости от содержания «Положения о соревновании» состязание может быть или личным (для каждого выступающего), или ко­мандным, или лично-командным; доступным каждому студенту, или для «спортивной элиты» учебной группы, курса, факультета, определяемой на предварительных соревновательных этапах. Но в любом случае на первых этапах этой системы внутривузовских соревновании может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности.

В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных ко­манд отдельных курсов, факультетов, вуза.



Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами одноименных факультете разных вузов или между командами однопрофильных учебных заведений. Цель подобных соревнований — скорее установить личные контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснять спортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивная задача — добиться наилучшего спортивного результата на сорев­нованиях между вузами города, района или вузами России. Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза, а следовательно, и характер отношения в отдельных учебных заведениях к спортивным интересам студентов и к созданию необходимых условий для спортивного совершенствования студентов-спорт­сменов.
10 Выбор формы спорта и систем физических упражнений.
Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноцен­ное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотвор­ность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здо­ровья.

Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установлено, что организм физически активных 50—60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, все его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нор­мальному функционированию основных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдель­ными видами спорта, системами физических упражнений могут способствовать развитию определенных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упражнений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких).



Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности.

Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосло­жения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значи­тельно легче — масса тела и отдельные антропометрические показате­ли (окружность бедра, грудной клетки и др.).

Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформи­ровать свое твердое представление об идеале телосложения.

Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений — различные виды спор­та и упражнения по-разному будут способствовать решению вами поставленной перед собой задачи.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают характерные антропометрические показатели: у гимнастов — хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы ниж­них конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д.

Однако наибольшие возможности, например, в избирательной кор­рекции отдельных недостатков телосложения, представляют регуляр­ные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми упражнениями, которые и направлены преимущественно на решение по­добных задач.

2) Повышение функциональных возможностей организма

Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая куль­тура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каж­дого учебного года) за динамикой физической подготовленности каж­дого студента. С этой целью используются три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой подготовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин! общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оценки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости (характеризующей главным образом работоспособность сердечно-со­судистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м). На осно­вании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональ­ных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, вы­носливости).

Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества.

Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае — оздорови­тельная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спор­та, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Но втором случае возможно достичь значительных спортивных ре­зультатов.

Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый ва­риант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй — для студентов с хо­рошей предварительной общей физической и спортивной подготов­ленностью.

3) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, что достичь лучшей специальной психофизической подготовленности избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный тени теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание — гидрологам; верховая езда — ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д.

Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.



4) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготовки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологи чески тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек должен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в возрасте 17—19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5—8-лет-иою подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире.

Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте — от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установлены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установлен­ных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница