Закон РФ «Об образовании» №122-фз в редакции от 22 августа 2004 г



страница1/5
Дата11.02.2019
Размер0.75 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5

.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
      Настоящая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта полного среднего общего образования.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.


     Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 г.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (Приказ МО от 31.03.2014 г. №253);

  • Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013. — 48 с.

  • БУП Приказ № 114 от 24.05 .2017 год

 Цели и задачи изучения предмета:

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:


      на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
      на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
      на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
      на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
      на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
      Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
           На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому весь теоретический материал курса химии для старшей школы структурирован по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь.

Содержание этих учебных блоков в авторских программах структурируется по темам и детализируется с учетом авторских концепций, но направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.



В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М.Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно – следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическим и неорганическим веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп.

В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии. В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное. Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ. Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Химия» на этапе полного (среднего) общего образования учебным планом МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа имени Н.Д. Томина »  отведено  136 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.34 недели

Эта программа рекомендуется школьникам, которые к 10 классу не выбрали свою будущую специальность, связанную с химией. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.

Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.



Содержание программы учебного курса

10 класс
68 ч/год (2 ч/нед.)


Органическая химия.

Тема 1. Теоретические основы органической химии (5 ч).

      Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.


      Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
      Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.
      Классификация органических соединений.
      Демонстрации.1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов.

2.Модели молекул органических веществ.

3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.

4.Плавление, обугливание и горение органических веществ.



Лабораторные опыты:

1. Изготовление моделей органических соединений (домашний эксперимент)
Углеводороды (24 ч).

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч).

      Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.


      Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
      Демонстрации. 5.Взрыв смеси метана с воздухом.

6.Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.


      Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
      Расчетные задачи. Решение задач на Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч).

      Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.


      Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
      Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
      Демонстрации. 7.Горение этилена.

8. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.


9. Образцы полиэтилена.     

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.

 Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.



Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (5 ч).

    Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.


      Демонстрации.10. Бензол как растворитель, горение бензола.

11. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. 12.Окисление толуола.



Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч).

      Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.


      Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.
      Расчетные задачи. Решение задач на Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Контрольная работа № 1 :

«Углеводороды. Природные источники углеводородов».


Кислородосодержащие органические соединения (25 ч).

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч).

      Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.


      Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
      Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
      Демонстрации. 13. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
      Количественное выделение водорода из этилового спирта Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
      3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием.

Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч).

      Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.


      Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
      Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
      Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч).

      Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.


      Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
      Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
      Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.

Практические работы:

Изучение свойств уксусной кислоты


      • Получение и свойства карбоновых кислот.
      • Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

      Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.


      Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
      Лабораторные опыты.

Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.

Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.



Тема 10. Углеводы (7 ч)

      Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.


      Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
      Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).

Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).

Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.

Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала.

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
      Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Контрольная работа № 2:

«Кислородсодержащие органические соединения».


Азотосодержащие органические соединения (7 ч.)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч).

      Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.


      Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (4 ч).

      Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.


      Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.
      Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
      Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем.

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.


      Лабораторные опыты. .

Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки (домашний эксперимент

Практическая работа. «Химические свойства и определение белков.

Распознавание пластмасс и волокон»



Расчетные задачи. Решение комбинированных задач.Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

Высокомолекулярные соединения(7 ч).

Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч)

      Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.


      Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
      Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
      Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
      Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков
и синтетических волокон.
      Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.
      Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Повторение, обобщение, систематизация знаний. Заключительный урок (1 час)

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков по курсу органической химии.


Содержание курса.

11класс
68 ч/год (2 ч/нед.)


Теоретические основы химии. 17 ч
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч).

      Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.


      Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
на основе учения о строении атомов (4 ч).

      Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.


      Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
      Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

Тема 3. Строение вещества (8 ч)

      Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.


      Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
      Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
      Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
      Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
      Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
      Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница