[]



страница1/5
Дата17.11.2018
Размер0.71 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5

ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1998 ГОДУ

    Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.


    Деятельность Уполномоченного призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод граждан, она не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
    Институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. В настоящее время он делает первые шаги, вырабатывая стиль и методы своей работы.

  
    В предлагаемом докладе излагаются основные вопросы, связанные с формированием института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и деятельностью Уполномоченного в 1998 году. В нем отражены типичные нарушения прав и свобод человека и гражданина в России и те меры, которые были приняты Уполномоченным по их восстановлению.



22 мая 1999 года

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 
в 1998 году

    Данный доклад подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации. Это первый доклад о деятельности Уполномоченного за 7 месяцев 1998 года, прошедших с тех пор, как 22 мая 1998 года Государственная Дума назначила его на должность.

    Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации, обобщения итогов рассмотрения письменных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения психиатрических учреждений, следственных изоляторов, мест лишения свободы. Использованы также материалы, предоставленные Уполномоченными и комиссиями по правам человека субъектов Федерации.

    В докладе излагаются основные вопросы, связанные с формированием института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и деятельностью Уполномоченного в 1998 году. В нем отражены типичные нарушения прав и свобод человека и гражданина в России и те меры, которые были приняты Уполномоченным по их восстановлению.



I. Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

    Институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. Вместе с тем институт омбудсмена имеет историю, уходящую в далекое прошлое. Впервые эта должность была учреждена в Швеции в 1809 году. В большинстве государств мира институт омбудсмена (защитника народа, уполномоченного по правам человека) сформировался значительно позже, во второй половине ХХ столетия.

    В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

    Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.

    До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

    Работа над Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении с поправкой, предусматривающей включение кандидатур в список для тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят Государственной Думой в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил. Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

    После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная Дума провела тайное голосование раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое большинство голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в третий раз заслушали соискателей на должность Уполномоченного. Большинство в две трети голосов получил только один кандидат – депутат Государственной Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов – "за", 29 – "против" и 3 –"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.



Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;

  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

  • подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

  • выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

  • направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

  • обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

  • анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

  • направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

    Становление института Уполномоченного проходит в период финансово-экономического кризиса, размывания единого правового и экономического пространства, массовых выступлений граждан в защиту своих прав, в ряде случаев приобретающих крайние формы (блокирование автомобильных и железнодорожных магистралей, голодовки, самоубийства и т.д.). На процесс его формирования оказывают негативное влияние правовой нигилизм, имеющий место в российском обществе, скептическое отношение к новому институту ряда государственных служащих. Нельзя не отметить и инертность органов государственной власти, в обязанности которых входит обеспечение деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Надлежащее финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является одной из гарантий обеспечения независимости формируемого государственного органа. Федеральный конституционный закон содержит норму, согласно которой в федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой должны предусматриваться средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 год" такое финансирование предусмотрено не было. Только 16 июля 1998 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", который предусмотрел финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата за счет сокращения расходов федерального бюджета по резервному фонду Правительства Российской Федерации. Министерством финансов Российской Федерации деятельность Уполномоченного и его рабочего аппарата в 1998 году профинансирована в размере одной трети от предусмотренных законом средств.

    Формирование рабочего аппарата Уполномоченного осложняется организационными и финансовыми трудностями. На начальном этапе в распоряжении Уполномоченного не было ни помещения, ни служащих, ни необходимых документов, ни финансовых средств. Работа с жалобами граждан велась силами добровольных помощников. Первые три месяца местом работы Уполномоченного был кабинет депутата в здании Государственной Думы. Только в августе 1998 года Уполномоченный и его рабочий аппарат, насчитывавший к тому времени 10 человек, переехали в здание по адресу: г. Москва, улица Мясницкая, дом 47, где были выделены несколько комнат для временного размещения и начала работы. Тогда же через средства массовой информации был сообщен справочный телефон приемной Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его почтовый адрес.

    В настоящее время продолжается формирование аппарата Уполномоченного. Этот процесс частично сдерживается из-за нерешенности вопроса о статусе сотрудников аппарата как государственных служащих и некоторых организационных проблем.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. К настоящему времени она имеется в Республике Башкортостан, Астраханской, Саратовской, Свердловской и Смоленской областях. Приняты законы об Уполномоченном по правам человека в Тюменской области и в г. Санкт-Петербурге. В Республике Татарстан, Краснодарском и Приморском краях, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Новосибирской и Пермской областях продолжается подготовка законов об Уполномоченном по правам человека.

    Первым субъектом Российской Федерации, где была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, стала Республика Башкортостан. 7 декабря 1996 года Государственным Собранием Республики Башкортостан на эту должность был назначен заслуженный юрист Российской Федерации Ч.Б. Газизов. В структуре Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан образован сектор в составе пяти человек по обеспечению деятельности Уполномоченного. Заслуживает внимания учреждение института доверенных представителей Уполномоченного Республики Башкортостан, назначаемых по рекомендации представительных органов местного самоуправления и работающих на общественных началах.

    Имеется и иной пример подхода субъектов Российской Федерации к учреждению должности Уполномоченного по правам человека. Так, в 1997 году Архангельское областное собрание на основе принятого им закона избрало Уполномоченного по правам человека сроком на 5 лет. Однако в начале 1998 года было принято решение ввести мораторий на исполнение этой должности, а затем принят закон о приостановлении действия областного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Архангельской области". В течение года этот вопрос неоднократно освещался в местных средствах массовой информации и сопровождался тезисом об обременительности для областного бюджета содержания должности Уполномоченного.

    Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. Вместе с тем представляется целесообразным создание данного института в субъектах Федерации.

    Ряд депутатов Государственной Думы, представители неправительственных правозащитных организаций предлагают в дальнейшем пойти по пути создания института специализированных Уполномоченных, например, по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы. О приемлемости такого подхода свидетельствует опыт зарубежных государств, в частности, Швеции, Германии.

    Важным направлением работы Уполномоченного является взаимодействие с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, комиссиями по правам человека, образованными в субъектах Федерации.

    В настоящее время конструктивное сотрудничество налаживается с комиссиями по правам человека Республики Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан, Краснодарского края, Новгородской, Тверской, Ульяновской областей и других субъектов Российской Федерации. В ходе встреч Уполномоченного с председателями этих комиссий обсуждалось положение дел с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в регионах, анализировался накопленный опыт работы по защите прав граждан, осуществлялся обмен информационно-методическими материалами.

    Сотрудники аппарата Уполномоченного принимали участие в работе научно-практических конференций, которые проводились в связи с 50-летием Всеобщей декларации прав человека и Годом прав человека в Российской Федерации. В частности, в г. Саратове 8-10 октября – "Права человека – пути их реализации"; в г. Уфе 16-17 ноября – "Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир"; в г. Казани 3-4 декабря – "Формирование правового государства, демократия и защита прав и основных свобод человека в Российской Федерации".

    В июле 1998 года между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации было подписано соглашение о взаимодействии. Оно предусматривает сотрудничество по основным направлениям правозащитной деятельности, определяет механизм, позволяющий двум структурам эффективнее бороться с нарушениями прав человека. В дальнейшем планируется проведение совместных акций, в том числе выезды в регионы, из которых поступает информация о грубых или массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации заинтересован в установлении деловых отношений с неправительственными правозащитными организациями. Главный принцип, из которого исходит Уполномоченный, это совместная работа со всеми, кто желает отстаивать права человека в России.

    В настоящее время в целях оказания консультативной помощи при Уполномоченном формируется экспертный совет, в состав которого приглашены квалифицированные юристы, признанные специалисты и общественные деятели, обладающие необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также представители российских правозащитных организаций.

    При отлаженном взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с Уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными общественными организациями, правоохранительными органами положение с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в России может существенно улучшиться.



II. Основные направления работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 году

    В соответствии с Федеральным конституционным законом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    В 1998 году на имя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило около семи тысяч жалоб и обращений по поводу нарушений прав и свобод человека и гражданина.

    С сентября 1998 года отмечается увеличение числа ежедневно поступающих обращений. Информация о нарушениях прав и свобод человека и гражданина поступает практически из всех субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество жалоб и обращений пришло из Центрального (30%), Северо-Кавказского (17,3%), Поволжского (10%) и Уральского (6%) районов.

    О защите конституционных прав и свобод россиян правовыми средствами, предоставленными Уполномоченному, ходатайствуют депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ими направлено более 60 обращений). Поступают обращения от Уполномоченных и председателей комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации, представителей общественных объединений России, стран СНГ, других зарубежных государств.

    Жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Продолжают нарушаться права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Не сложилась атмосфера уважения к правам человека. Этот важнейший гуманистический принцип еще не стал составной частью российской правовой культуры. Все это крайне отрицательно сказывается на социально-психологическом и нравственном состоянии общества. Ситуацию усугубляет экономический кризис, который оказывает негативное влияние на соблюдение прав и свобод граждан.

    Наиболее тяжелое положение сложилось сегодня в области социальных прав. Решения Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России, принятые в середине августа 1998 года, привели к девальвации рубля, росту цен, параличу банковской системы. Правительство Российской Федерации пошло на секвестирование расходов федерального бюджета, что ухудшило положение в социальной сфере, в частности, в здравоохранении, образовании, науке и культуре. Это привело к росту задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям, сокращению финансирования социальных программ по государственной поддержке населения. В настоящее время четвертая часть населения Российской Федерации имеет доходы ниже прожиточного минимума.

    Жалобы граждан о защите их конституционных прав в сфере труда и занятости составляют 13% от всех обращений, полученных Уполномоченным в 1998 году. Большая часть подобных жалоб поступила от тех граждан, кто трудится в бюджетных организациях.

    Защита социальных и экономических прав, за которой граждане обращаются к Уполномоченному, находится преимущественно не в правовой, а в экономической сфере. Для обеспечения этой категории прав необходима прежде всего государственная политика, направленная на развитие реальной экономики, повышение уровня жизни населения.

    Значительное количество жалоб на несвоевременную выплату заработной платы поступило из Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев, а также из Архангельской, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Ростовской, Сахалинской и Тюменской областей, Чукотского автономного округа.

    Крайне тяжелая обстановка, сложившаяся в мае 1998 года в угольных районах страны, в том числе и с выплатой заработной платы, массовые забастовки шахтеров и жителей шахтерских городов и поселков, грозившие серьезно дестабилизировать социально-политическую ситуацию в стране, побудили Уполномоченного обратиться к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, Председателю Правительства Российской Федерации С.В. Кириенко с предложением использовать их полномочия для удовлетворения законных требований шахтеров.

    В октябре-ноябре 1998 года чрезвычайная ситуация возникла в девяти поселках золотодобытчиков Республики Саха (Якутия), в которых проживает более четырех с половиной тысяч человек, в том числе почти тысяча детей. В связи с принятым решением о ликвидации поселков появились проблемы в обеспечении их продовольствием, теплом, электроэнергией. Люди были не в состоянии покинуть места проживания из-за прекращения финансирования ликвидационных мероприятий. Понимая, что в сложившихся условиях речь идет не только о невыполнении программы социальной защиты граждан, пострадавших в результате реструктуризации предприятий золотодобывающей отрасли, но и о праве людей на жизнь и здоровье, Уполномоченный направил обращение в адрес Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина о необходимости принятия экстренных мер по спасению жителей поселков.

    Обращение Уполномоченного было рассмотрено. 18 ноября 1998 года состоялось совещание Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.Д. Маслюкова с участием Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) В.М. Власова и представителей заинтересованных министерств и ведомств. Администрация Президента Российской Федерации поставила перед руководством Республики Саха (Якутия) задачу мобилизовать имеющиеся ресурсы топлива, продовольствия и организовать круглосуточную оперативную работу по обеспечению жизнедеятельности поселков и эвакуации людей там, где это необходимо. Им выдается заработная плата, оплачивается стоимость проезда и транспортировки контейнеров. В ликвидируемых поселках поддерживается минимальный уровень жизнеобеспечения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница