[]



страница1/8
Дата17.11.2018
Размер1.84 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8

ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1999 ГОДУ


Введение

    В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (п. 1 ст. 31) представляется доклад о деятельности Федерального Уполномоченного в 1999 году.

    Доклад содержит информацию о состоянии и восстановлении прав и свобод человека в Российской Федерации, об обеспечении гарантий их защиты, соблюдения и уважения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, о международных связях и сотрудничестве с правозащитными организациями в деле совершенствования российского законодательства о правах человека.

    Выводы, оценки и предложения Уполномоченного опираются на обобщенный анализ поступивших к нему индивидуальных и коллективных обращений граждан, общественных объединений, неправительственных правозащитных организаций и материалов их проверки, как непосредственно Уполномоченным, так и, по его представлениям, органами власти, суда и прокуратуры. Были использованы материалы, представленные Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, докладные записки о командировках в регионы страны, справки, составленные работниками аппарата Уполномоченного, информационно-аналитические данные всероссийских и международных научно-практических конференций, результаты социологических исследований и сообщения отечественных и зарубежных средств массовой информации по проблемам прав человека.

    Доклад направляется исполняющему обязанности Президента Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации, в Верховный Суд Российской Федерации, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и исполняющему обязанности Генерального Прокурора Российской Федерации.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность государства.
 

    Конституция Российской Федерации (ст. 2)



I. Проблемы прав человека
в современных социально-экономических условиях России

    В настоящее время Россия переживает сложный период, связанный с реформированием политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила демократические основы российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами, обеспечила общество и власть правовыми механизмами разрешения конфликтов.

    За последние годы в Российской Федерации был принят целый ряд законов, усиливающих гарантии соблюдения прав граждан, были ратифицированы основополагающие международные соглашения в области прав человека. Вместе с тем, демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали существенному прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод россиян.

    Происходят широкомасштабные нарушения гражданских, политических и, особенно, социально-экономических прав. Продолжают нарушаться права беженцев и вынужденных переселенцев, сложное положение сохраняется в пенитенциарной системе, ущемляются права военнослужащих, имеются проявления экстремизма и антисемитизма. Неуважение к закону, пренебрежительное отношение к правам и законным интересам граждан отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие россиян к власти.

    В этой ситуации важным является фиксирование основных нарушений прав человека, предание их гласности в целях активизации общественного мнения и стимулирования властных структур к их устранению.

    Конституция Российской Федерации объявляет российское государство социальным, чье законодательство гарантирует гражданам социально-экономические права, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

    Социально-экономическое положение Российской Федерации в 90-х годах показало, что указанные принципы в нынешних условиях остаются провозглашенными целями развития, программой на будущее. Осуществляемая экономическая стратегия во многом оказалась нежизнеспособной. Ориентация на решение только макроэкономических задач привела к разрушению экономического потенциала страны, падению объемов производства во всех секторах экономики, обнищанию большинства населения, сокращению продолжительности жизни граждан. Проведенная приватизация не привела к структурной перестройке экономики и не создала класса собственников. Отсутствие концепции конверсии военно-промышленного комплекса обернулось серьезными проблемами в социально-трудовой сфере. Неэффективная налоговая политика, примитивные формы расчетов, бартер, ростовщические формы кредитования реального сектора экономики крайне затруднили цивилизованное развитие рыночных отношений.

    Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис резко дестабилизировал положение в российской экономике. Миллионы россиян оказались на грани выживания. Уровень реальных денежных доходов населения снизился на 50 процентов по сравнению с 1991 годом, уровень реальной оплаты труда – более чем в 2 раза. По 33 показателям, разработанным ООН для определения уровня жизни, Россия сегодня входит лишь в восьмую десятку стран мира. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет треть населения страны. Усилились дифференциация доходов, имущественное расслоение общества. Распространенным явлением стало получение доходов в таких формах, как кредитные карточки предприятий, талоны, что ставит Россию в один ряд со странами, в которых имеют место самые примитивные формы распределения.

    Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики. В итоге социальная цена экономических преобразований оказалась непомерно высокой для российского общества.

    В 1999 году выявлено 252 тыс. преступлений в сфере экономики, что на 20 процентов больше, чем в предшествующем году.

    Общее ухудшение экономической ситуации обострило проблему соблюдения прав граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

    Политическая нестабильность, острые социальные конфликты, экономический кризис привели к межнациональным осложнениям в республиках Северная Осетия-Алания, Ингушетия, в Карачаево-Черкесской Республике, вооруженным конфликтам в Чеченской Республике и в Республике Дагестан, жертвами которых стали тысячи российских граждан. В городах Буйнакске, Москве и Волгодонске были осуществлены циничные террористические акты, в результате которых погибли сотни мирных граждан, в том числе дети.

    Реформы в России сопровождаются беспрецедентным ростом нарушений социально-экономических прав трудящихся, ослаблением контроля со стороны государства за их соблюдением.

    В настоящее время дискредитированы важнейшие для экономического развития общества категории - труд и заработная плата. Заниженная заработная плата не стимулирует предприятия к технологическому совершенствованию рабочих мест, снижает трудовую активность работников и не способствует росту производительности труда. В среднем по стране вознаграждение за труд приближается к черте социального пособия по выживаемости. Реальные размеры среднедушевого дохода, зарплат и пенсий не могут обеспечить основной массе работников, пенсионеров и членам их семей нормального уровня жизни.

    Ухудшают положение хронические задержки выплаты заработной платы и отсутствие солидарной ответственности руководящего персонала и наемных работников за экономическое положение предприятий. Для большинства семей с невысокими доходами одно-, двухмесячные задержки заработной платы, не говоря о более длительных, оборачиваются серьезными материальными и психологическими трудностями. Несвоевременная оплата труда, как правило, является первопричиной массовых протестов трудящихся, которые, по сути дела, есть их ответ на нарушение прав человека.

    В северных районах или регионах с высоким уровнем безработицы люди вынуждены работать, получая за это ограниченный набор продуктов питания, что фактически может быть признано принудительным трудом. Например, в поступившей Уполномоченному жалобе от работников коммунального хозяйства Билибинского района Чукотского автономного округа сообщалось о том, что в течение 21 месяца заработная плата им не выплачивалась. В счет заработной платы они получали в муниципальном магазине лишь ограниченный набор продуктов – батон хлеба в день, 1 килограмм сахара и 2-3 килограмма крупы в месяц.

    Вместе с тем, невыплаты заработной платы, пенсий, пособий принадлежат к той категории нарушений социально-экономических прав, которые нельзя считать неустранимыми даже при нынешнем состоянии российской экономики и имеющихся ресурсах. Необходимо строгое соблюдение Конвенции 173 Международной Организации Труда "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя", которая предусматривает первоочередность платежей по заработной плате.

    Участились случаи незаконных увольнений, направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска и других нарушений Кодекса законов о труде Российской Федерации. Во многих вновь образованных коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке. Только по решениям судов ежегодно восстанавливается на работе до 20 тыс. незаконно уволенных работников.

    В период экономического кризиса значительно ослабло внимание к вопросам охраны труда и техники безопасности. В условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, работает сегодня свыше 43 процентов трудящихся. Резко выросли показатели производственного травматизма. Ряд норм, введенных в действие в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, не выполняются. Не созданы фонды охраны труда, сокращаются или полностью ликвидируются соответствующие службы, медленно решаются вопросы создания в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации подразделений государственного управления охраной труда.

    Все более массовый характер приобретают нарушения прав граждан в сфере занятости. В 1999 году число безработных составило 9,1 млн. человек. Однако только 1,3 млн. человек были зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных. Более 4 млн. человек работают неполный рабочий день или находятся в вынужденных отпусках. Тревожным фактом является высокий процент безработицы среди женщин. У государства сегодня нет платежеспособного спроса на выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Многим из них сразу после учебы уготована судьба безработного.

    В последнее время в целях защиты своих прав трудящиеся стали активно обращаться в суды. Число дел по заработной плате в судах общей юрисдикции возросло с 1993-го по 1998 год с 19 тыс. до 1 млн. 300 тыс., то есть почти в 70 раз.

    Законодательство о правах трудящихся в Российской Федерации и его соблюдение в настоящее время не в полной мере отвечают принципам правового социального государства. Ряд федеральных законов, касающихся социально-трудовых прав и интересов работников, не отвечают сегодняшним реалиям и должны быть изменены и дополнены.

    Неблагоприятная экономическая ситуация особенно негативно сказывается на положении социально уязвимых групп населения. Сегодня в России насчитывается около 30,5 млн. пожилых людей, то есть почти каждый пятый россиянин входит в эту категорию. За чертой бедности живут 80 процентов этих людей. Индексация пенсий намного отстает от темпов инфляции. Существующая система ценностей не обеспечивает чувство собственной значимости пожилым людям, они практически не востребованы обществом. Растет число домов-интернатов для престарелых. Но одновременно растет и количество желающих попасть туда – сегодня их более 18 тыс. человек.

    Общий кризис экономики привел к кризису пенсионного обеспечения. Средняя пенсия в России составляет 73 процента от прожиточного минимума. В стране действует двойная система пенсионного обеспечения. Размер пенсий, начисляемых отдельным категориям граждан из расчета 75 процентов денежного содержания, превышает размер максимальной трудовой пенсии в 6-10 раз.

    Ущемляются права многих пенсионеров, получающих пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. На неопределенный срок откладывается решение вопроса об увеличении пенсий ветеранам из числа лиц, работавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

    В течение ряда лет остается не урегулированной проблема возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием чернобыльской и других катастроф, а также ликвидацией их последствий. Возросло число инвалидов, не получивших бесплатно полагающиеся им транспортные средства. Наблюдается устойчивая тенденция роста нарушений пенсионного законодательства, несоблюдения прав престарелых и инвалидов органами местного самоуправления и коммунальными службами.

    Тяжелая ситуация сложилась с пенсионерами, проработавшими на Севере по 20-30 лет. Возможности для нормальной жизни у них сегодня нет, а программа их переселения в другие регионы практически не реализуется. Речь идет о физическом выживании северян. Сегодня Россия единственная в мире страна, у которой отсутствует протекционистская политика в отношении собственных северных территорий.

    В Российской Федерации обострились миграционные проблемы. В силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и является одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны. По данным Госкомстата России, с 1992 года на территорию Российской Федерации прибыло более 5 млн. человек, из которых только 1,2 млн. признаны вынужденными переселенцами и 106 тыс. человек – беженцами.

    Бедственное положение вынужденных мигрантов приводит к тому, что беженцы и вынужденные переселенцы являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения. Люди, спасшиеся в России от преследований, зачастую поставлены в условия, когда они лишены возможности отдать свои знания и силы государству, предоставившему им убежище и ставшему для них второй родиной. Невозможность противостоять в одиночку дискриминационной политике и равнодушию чиновников побуждает их к созданию общественных объединений, ставящих своей целью защиту прав вынужденных мигрантов, и к организации компактных поселений. Такие организации имеются в Воронежской, Калининградской, Саратовской и ряде других областей.

    Государству требуется концептуальное обновление своей миграционной политики. Оно должно не пассивно ожидать приезда вынужденных переселенцев для раздачи им мизерной помощи, а активно содействовать потенциальному переселенцу в реализации его жилищных и имущественных прав, участвовать в разрешении гражданско-правовых споров как на территории государства, из которого он выезжает, так и на территории Российской Федерации.

    Продолжающийся в России социально-экономический кризис привел к снижению уровня жизни и к массовым нарушениям прав детей. За последние три года их количество сократилось почти на 4 млн. Детская смертность в России в 1,5 раза выше, чем в среднем в мире. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав детей. Часть детей сегодня находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантирует Конституция Российской Федерации и многочисленные законы.

    Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост детской безнадзорности и беспризорности. Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 млн. (по данным МВД России) до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Масштабы этой национальной трагедии еще до конца не осознаны. Рост детской безнадзорности и беспризорности влечет за собой увеличение числа правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (до 14 лет).

    В России около 2 млн. неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок. Одновременно сохраняется общее неблагополучное положение в образовательной системе. Их материально-техническая база продолжает ухудшаться. Растет число школ, работающих в 2-3 смены.

    Крайне низкий уровень заработной платы в сфере образования ведет к оттоку подготовленных преподавательских кадров, к снижению качества преподавания в общеобразовательных школах. Предусмотренные статьей 40 Федерального закона "Об образовании" гарантии ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов от национального дохода не выполняются: доля расходов на образование ежегодно сокращается и не превышает 4 процентов.

    Крайне болезненной является проблема социального сиротства. В настоящее время число детей-сирот доходит до 625 тыс. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь 10 процентов. В связи с тяжелым финансовым положением ухудшаются условия пребывания детей в государственных сиротских учреждениях, по этой причине растет число их самовольных уходов из этих учреждений. В результате прокурорских проверок выявлены факты жестокого обращения с воспитанниками в интернатах республик Карелия, Тыва, в Амурской, Костромской, Ленинградской, Тамбовской, Читинской областях, в г. Москве. В этой связи прокурорами внесено около 300 представлений, в том числе в Министерство образования Российской Федерации. В республиках Башкортостан, Карелия, в Приморском крае, в Брянской и Новосибирской областях, в г. Москве возбуждены и расследуются уголовные дела по фактам жестокого обращения с детьми, финансовых нарушений в детских учреждениях.

    Поскольку дети являются самой незащищенной группой населения, для обеспечения их прав требуются дополнительные независимые механизмы. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поддержал предложение ряда депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и неправительственных правозащитных организаций о создании в России института Уполномоченного по правам ребенка.

    Не отмечается каких-либо положительных подвижек в системе государственного здравоохранения. Под вопросом оказались бесплатное медицинское обслуживание и оказание первой медицинской помощи населению. Резко снизился уровень профилактических мероприятий. По результатам специальных исследований, более 50 процентов семей не могут купить необходимые лекарства, так как не имеют на это средств. Национальным бедствием становится туберкулез, все более угрожающий национальной безопасности характер приобретает проблема психического здоровья россиян.

    Тревогу вызывают санитарное состояние в местах заключения и охрана здоровья заключенных, а также качество оказываемой им медицинской помощи. Более 10 тыс. российских заключенных умирает ежегодно – из них две тысячи до судебного приговора – от недоедания, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. В лечебных учреждениях не хватает медперсонала, оборудования, медикаментов, из-за отсутствия средств плановые флюорографические обследования заключенных проводятся не систематически. Положение заключенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы требует принятия кардинальных мер со стороны государства и общества.

    Сложным остается положение в Вооруженных Силах России. Запланированная военная реформа реализуется на практике с трудом. Не произошел ожидавшийся качественный скачок в обеспечении прав военнослужащих, как рядовых, так и офицеров. Некоторые из положений вновь принятого военного законодательства с трудом претворяются в жизнь.

    Не снижается уровень нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими по призыву, что проявляется в многочисленных фактах унижения чести и достоинства, глумления, издевательств и насилия. Вследствие этого – тяжелые травмы, гибель и самоубийства военнослужащих, в особенности рядовых.

    Не обеспечены права военнослужащих на достойный уровень жизни. Их денежное содержание не соответствует количеству и качеству затрачиваемого труда, не компенсирует существующие ограничения в гражданских, политических и социальных правах.

    Задержки с выплатой денежного довольствия, плохое обеспечение офицеров и их семей жильем стали повседневным явлением. В 1999 году не произошло существенного повышения жизненного уровня военнослужащих и членов их семей, несмотря на то, что задержки с выплатой денежного довольствия были сокращены до 1-2 месяцев. Положение же с другими выплатами – денежной компенсации взамен продовольственного пайка, пособий на детей, денежных ссуд на первичное обзаведение хозяйством – не изменилось. При продолжающейся инфляции и росте стоимости жизни повышение должностных окладов в 1,62 раза и окладов по воинскому званию в 2 раза не сняло в полной мере напряженность в воинских коллективах. Для того чтобы материально обеспечить свои семьи, военнослужащие подчас вынуждены дополнительно работать в коммерческих структурах.

    С целью устранения имеющегося в законодательстве пробела и создания основы нормативно-правовой базы защиты прав военнослужащих аппарат Уполномоченного разработал проект закона "О профессиональных союзах военнослужащих" в развитие статьи 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих". К сожалению, проект закона рассмотрен Государственной Думой только в первом чтении.

    Осознавая ограниченность материальных, финансовых и организационных ресурсов страны в нынешних социально-экономических условиях, необходимо выделить приоритеты государственной политики в отношении граждан России. Ими являются – борьба с бедностью, сокращение массовой безработицы, защита социальных прав трудящихся, особая забота и внимание к наиболее уязвимым категориям российских граждан: детям, женщинам, инвалидам и нетрудоспособным.

    Следует завершить формирование законодательной базы, обеспечивающей проведение активной и действенной социальной политики, гарантировать стабильное финансирование отраслей социальной сферы и федеральных социальных программ, стимулировать направление средств общественными, некоммерческими и коммерческими организациями на благотворительные цели.

    Необходимо добиваться единства действий федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку вопросы трудового законодательства, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    В этой связи насущным вопросом является присоединение России к Европейской Социальной Хартии, принятой Советом Европы. Ее ратификация должна обозначить новую ступень в развитии национальной системы социальной защиты населения, приблизить российское законодательство к международным стандартам в области прав человека.

    Новому составу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предстоит внести важный вклад в разработку концепции социально-экономической политики на ближайшие годы в интересах российских граждан, обеспечения и защиты их прав и свобод. 





II. Институт Уполномоченного
в системе защиты прав человека

    Общечеловеческие стандарты прав и свобод личности все более приобретают силу норм международного права, выходят за пределы внутренней компетенции государств. Одновременно с процессом кодификации прав человека на международном и национальном уровнях, происходит совершенствование институтов их осуществления и защиты.

    Сегодня рано говорить о состоявшейся трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения их прав и свобод. Современное социально-экономическое положение страны является препятствием на пути полномасштабного формирования демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития.

    Актуальной задачей является обеспечение единых стандартов прав человека на всей территории Российской Федерации с учетом социально-политических и экономических особенностей ее регионов, многообразия исторических, национальных, религиозных и культурных традиций.

    Этому призвано способствовать совершенствование законодательства, в связи с чем целесообразно провести ревизию действующих федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права.

    Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

    Основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система.
В докладе о деятельности в 1998 году Уполномоченный уделил особое внимание вопросам осуществления судебной реформы и высказал ряд предложений, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия в Российской Федерации. В 1998-1999 годах Уполномоченный неоднократно обращался с такими предложениями в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, к Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

    В целях содействия эффективному функционированию судебной системы в Государственную Думу Российской Федерации направлено заключение Уполномоченного на проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции", внесенного Президентом Российской Федерации. Содержащиеся в заключении предложения наделить Пленум Верховного Суда Российской Федерации либо Надзорную палату, которую предлагается создать, полномочиями последней судебной инстанции, рассматривающей дела по протестам на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, поддержаны депутатами Государственной Думы и направлены в рабочую группы по доработке принятого в первом чтении проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

    В настоящее время судебная реформа осуществляется крайне медленно. Отмечается незнание людьми функций суда как защитника их прав и свобод. В суды граждане обращаются редко, боясь волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться там истины.

    Не удалось перейти к рассмотрению дел в составе трех профессиональных судей по преступлениям, за которые уголовным законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Предоставление альтернативы рассмотрения дел судом из трех профессиональных судей либо с участием присяжных заседателей способствовало бы расширению доступа граждан к справедливому правосудию.

    Задерживается введение института мировых судей, с которым связаны надежды на сокращение сроков рассмотрения дел, снижение нагрузки на судей, рассматривающих сложные дела.

    На эти проблемы Уполномоченный обратил внимание в письме Председателю Верховного Суда Российской Федерации. Обращение было рассмотрено и обсуждалось на коллегиях по уголовным делам в судах субъектах Федерации, а также на заседании Совета судей Российской Федерации. Вышестоящие суды взяли на особый контроль рассмотрение дел, где подсудимые длительное время находятся под стражей. Причины длительного нахождения дел в производстве судов проанализированы. В конце 1999 года по вопросу соблюдения сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел проведен Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

    Анализ поступающих в адрес Уполномоченного обращений свидетельствует о значительном увеличении количества жалоб, связанных с неисполнением судебных решений и неудовлетворительной работой судебных приставов, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба, розыска и реализации имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Не соблюдаются предусмотренные законом сроки совершения исполнительных действий.

    Подразделения службы судебных приставов до настоящего времени полностью не сформированы. К концу 1999 года численность судебных приставов должна была составить 11148 человек. Практика показывает, что ежегодное увеличение числа исполнительных документов составляет 20-25 процентов. Сегодня судебный пристав может тратить на исполнительное производство в среднем не более 40 минут, в то время как в соответствии с действующими нормативами на реальное завершение одного исполнительного производства требуется 31 час рабочего времени, а значит, только приставов-исполнителей в ближайшее время потребуется не менее 214 тыс. человек.

    Без принятия срочных мер, направленных на то, чтобы довести численность службы судебных приставов до допустимого минимума, социальная напряженность, обусловленная неисполнением решений судов, может еще более возрасти.

    Имеют место случаи, когда судебные приставы в нарушение закона уклоняются от принятия мер по исполнению судебных решений, проявляют некомпетентность. Особенно много жалоб в этой связи поступает из Краснодарского края, Архангельской, Волгоградской, Оренбургской, Пермской, Тюменской областей. Сложная ситуация складывается, судя по возрастающему потоку жалоб, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением судебных решений в г. Москве. Например, длительное время не исполняются решения Пресненского межмуниципального (районного) суда по искам военнослужащих, уволенных в запас, к Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении денежных субсидий на приобретение жилья. В подавляющем большинстве не исполняются решения судов о возврате гражданам денежных вкладов, размещенных в коммерческих банках и других кредитных организациях.

    Наибольшее количество жалоб поступило на бездействия судебных приставов при исполнении решений Головинского, Замоскворецкого, Пресненского, Тверского и Чертановского межмуниципальных (районных) судов г. Москвы. Помимо объективных причин ненадлежащей работы службы судебных приставов, связанных с экономической ситуацией в стране, существует субъективная – низкая активность судебных приставов, которые еще не в должной мере используют данные им законом полномочия.

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился к Министру юстиции Российской Федерации с предложением назначить комплексную проверку деятельности служб судебных приставов г. Москвы, включив в состав комиссии представителей аппарата Уполномоченного. Минюст России согласился с этим предложением. Совместная комплексная проверка службы судебных приставов Главного управления юстиции г.Москвы должна способствовать повышению эффективности исполнения судебных решений.

    В настоящее время назрела необходимость в проведении комплекса мер, направленных на повышение престижа судов, эффективности правосудия, а также совершенствование работы по оказанию юридической помощи населению, деятельности института адвокатуры.

    Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению данной проблемы. В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций в последние годы развитию несудебной защиты прав человека уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне.

    В Российской Федерации система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права человека, состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах Федерации; неправительственные правозащитные организации.

    Одна из наиболее сложных задач современной политической реформы в России заключается в необходимости изменения взаимоотношений власти и человека. В этих условиях важно развитие новых демократических институтов контроля за деятельностью должностных лиц, основанных именно на защите прав человека. Таким институтом, показавшим свою высокую эффективность во многих странах, стал институт омбудсмана, в России – Уполномоченного по правам человека.

    Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Этому свидетельствуют примеры из практики деятельности Уполномоченного по защите прав граждан.

    Так, в связи со строительством третьего автомобильного кольца в г. Москве жители близлежащих домов (Западный административный округ) обратились к Уполномоченному с заявлением. В нем они обращали внимание на недопустимость возведения дорожного полотна без специальных защитных сооружений. Уполномоченный поддержал заявителей и обратился к префекту округа с предложением устранить нарушения норм природоохранного законодательства. В зоне строительства были установлены придорожные защитные стенки-экраны, которые помимо снижения шума, ограничивают и распространение выхлопных газов.

    Гражданин М. (вх. № 535) сообщил, что в Омской области порядок задержания и хранения транспортных средств на штрафных стоянках регулируется постановлением главы администрации Омской области, которое существенно расширяло перечень оснований для задержания транспортного средства по сравнению с перечнем, закрепленным в статье 245 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. При этом вводилась дифференцированная оплата за услуги специализированной автостоянки. Если автомобиль находился там не в связи с нарушением его владельцами норм КоАП РСФСР, плата взималась в меньшем размере, чем за хранение автомобиля, чей владелец нарушил положения Кодекса. После обращения Уполномоченного в областной суд администрация области привела свой нормативный акт в соответствие с требованиями российского законодательства.

    Отмечая необходимость в изменении ныне действующего Кодекса об административной ответственности, Уполномоченный принял участие в обсуждении проекта нового Кодекса. На имя Председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной Думы Уполномоченным было направлено заключение с конкретными предложениями по его совершенствованию.

    В 1999 году представители Уполномоченного защищали интересы граждан в Конституционном Суде Российской Федерации. Так было 15 января 1999 года – в заседании по делу о проверке части 2 статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"; 23 марта 1999 года – по делу о проверке конституционности статей 232, 248 и 258 УПК РСФСР; 28 мая 1999 года – о проверке конституционности части 2 статьи 266 и пункта 3 части 1 статьи 267 КоАП РСФСР. Суд признал оспариваемые положения противоречащими Конституции Российской Федерации.

    Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает возможность учреждения должности Уполномоченного в субъектах Российской Федерации. К настоящему времени уполномоченные имеются в 6 субъектах Российской Федерации: Республике Башкортостан, Астраханской, Ленинградской, Саратовской, Свердловской и Смоленской областях. В 22 субъектах Российской Федерации нет ни уполномоченных, ни комиссий по правам человека. В 13 субъектах Российской Федерации уже приняты законы об Уполномоченном по правам человека, в других – продолжается подготовка соответствующих законопроектов. Целесообразно разработать и принять законодательные акты о введении института Уполномоченного по правам человека в тех субъектах Российской Федерации, где он в настоящее время отсутствует.

    Уполномоченный и сотрудники рабочего аппарата оказывают содействие процессу формирования института региональных Уполномоченных по правам человека. Так, Уполномоченный обратился к мэру Москвы с предложением учредить должность Уполномоченного по правам человека в столице. Правительство и Мэрия Москвы, признавая наличие отдельных фактов нарушений прав человека и имея немало положительного в обеспечении прав граждан, считают проблему актуальной и требующей скорейшего разрешения.

    Аппаратом Уполномоченного также оказывается информационная и правовая помощь в подготовке законов об Уполномоченном по правам человека в других субъектах Российской Федерации: в Республиках Карелия, Коми и Хакасия, в Краснодарском крае, в Брянской, Калужской, Кемеровской, Новосибирской, Тверской областях.

    Не является юридическим препятствием для учреждения должности уполномоченного и наличие в субъектах Российской Федерации комиссий по правам человека при главе исполнительной власти или при законодательном (представительном) органе власти. Число нерешенных проблем в области прав человека в каждом отдельном субъекте и в стране, в целом, столь велико, что с ними можно справиться лишь совместными усилиями различных государственных и неправительственных правозащитных институтов.

    Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" не регламентирует взаимоотношения между федеральным и региональными Уполномоченными. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации свидетельствует о целесообразности законодательного разграничения компетенции этих государственных правозащитных структур либо порядка рассмотрения ими жалоб.

    В дальнейшем имеет смысл пойти по пути создания института специализированных уполномоченных в сферах наиболее массового и грубого нарушения прав человека, например по защите прав детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, по контролю за деятельностью правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы.

    Новым явлением стало создание института общественных уполномоченных по правам человека в высших учебных заведениях. В настоящее время университетский омбудсман действует в Московском государственном институте международных отношений, в Башкирском государственном педагогическом институте и в Высшей школе экономики (г. Москва). Такая должность также учреждена в ряде московских школ.

    Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации строится на принципах открытости и доступности, политической нейтральности, профессионализма и справедливости. Поддержка формирующегося института населением страны, органами государственной власти, средствами массовой информации будет способствовать его дальнейшему совершенствованию, укреплению авторитета как внутри страны, так и за рубежом.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница