[]



Скачать 262.17 Kb.
Дата21.11.2018
Размер262.17 Kb.
#61212


Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ)

Приложение 2 к Политике организационного развития УрФУ

Типовая организационная модель Институтов, создаваемых (или реорганизуемых) с 15.06.2016г.

Стр. из
logo_rus_on_white


Приложение 2

К Политике организационного развития УрФУ

Типовая организационная модель Институтов,

создаваемых (или реорганизуемых) с 15.06.2016г.

Екатеринбург

2016

Оглавление





1.Общие положения 3

2.Термины, определения и сокращения 3

3.Система организационного управления 4

4.Подходы к формированию организационной структуры института и предназначение организационных единиц 5



1.Общие положения

Настоящий документ устанавливает требования к организационной модели Институтов, в том числе подразделений со статусом Стратегическая академическая единица, и определяет:


  • систему организационного управления Институтом;

  • типовую организационную структуру Института;

  • подходы к формированию организационной структуры, предназначение организационных единиц и коллегиальных органов в составе Института.

Требования и принципы, изложенные в настоящем документе, применяются ко вновь создаваемым (или реорганизуемым) с 15.06.2016г. Институтам.

Создание (или реорганизация) Института осуществляется на основе типовой организационной структуры, представленной на рисунке 1 «Типовая организационная структура Института, созданного (или реорганизуемого) с 15.06.2016г».

Подразделения в организационной структуре создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом ректора, их деятельность регламентируется соответствующими положениями.

2.Термины, определения и сокращения

Сокращения, используемые в тексте документа, приведены и расшифрованы в табл.1.

Таблица 1



Сокращения и обозначения



Сокращения

Полное наименование



АУП

Административно-управленческий персонал



ГИА

Государственная итоговая аттестация



ГЭК

Государственная экзаменационная комиссия



ДПО

Дополнительное профессиональное образование



ИТ

Информационные технологии



КЦП

Ключевой центр превосходства



НИОКР

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы



НИР

Научно-исследовательская работа



НИРС

Научно-исследовательская работа студентов



ОП

Образовательная программа



ППС

Профессорско-преподавательский состав



РАН

Российская академия наук



РОП

Руководитель образовательной программы



САЕ

Стратегическая академическая единица



УВП

Учебно-вспомогательный персонал



УрФУ, Университет

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»



ФХД

Финансово-хозяйственная деятельность


3.Система организационного управления

Организационная модель управления предполагает сочетание административной и коллегиальной систем управления и характеризуется следующими аспектами:



  1. Выделение двух уровней управления:

  • Уровень стратегического управления – Управляющий совет, Международный академический совет, Совет попечителей;

  • Уровень оперативного управления – обеспечивает реализацию стратегии развития Института.

  1. Делегирование набора полномочий стратегического характера коллегиальным органам Уровня стратегического управления:

  • Управляющему совету делегированы полномочия по утверждению бюджета текущей деятельности Института с сохранением согласовательной визы финансово-экономического блока, открытие и закрытие образовательных программ;

  • Международному академическому совету делегированы полномочия по определению приоритетных направлений научных исследований, экспертиза существующих образовательных программ и экспертиза решений об открытии новых образовательных программ;

  • Совету попечителей делегированы полномочия по развитию партнерских отношений с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов, пожертвований от партнеров и выпускников.

  1. Переход от структурного деления по основным процессам (образование, наука, инновации) к разделению по уровням образования. Организационное отделение магистратуры и аспирантуры от бакалавриата и реализация системы внутреннего отбора студентов и преподавателей на каждом уровне обучения.

Создаётся:

  • Школа бакалавриата – реализует процессы образовательной деятельности уровня бакалавриата;

  • Школа профессионального и академического образования – реализует процессы образовательной деятельности уровня магистратуры, специалитета и аспирантуры.

  1. Применение двух типов структурных единиц, реализующих образовательный процесс в соответствии с уровнями обучения:

  • в школе бакалавриата за реализацию образовательной деятельности отвечают структурные единицы типа Департамент;

  • в школе профессионального и академического образования за реализацию образовательной деятельности отвечают структурные единицы типа Кафедра.

  1. Увеличение ответственности и полномочий Института за счет передачи ответственности за содержание и восстановление закрепляемого движимого и недвижимого имущества вместе с частью централизованных фондов.

  2. Развития сервисных функций на уровне Института. Возникают следующие типы подразделений:

  • Отдел организации образовательной деятельности – сервисное подразделение, является «единым окном» обслуживания 4-х целевых аудиторий: РОП, Кафедры, Департаменты, Студенты, Дирекция института, Дирекция образовательных программ.

  • Отдел обеспечения деятельности – подбор персонала и обеспечение процедур конкурсного отбора, планирование и осуществление экономически эффективных закупок, планирование ФХД института, управление финансовыми ресурсами, обслуживание ИТ-инфраструктуры и мультимедийного оборудования и др.

4.Подходы к формированию организационной структуры института и предназначение организационных единиц

  1. Создание (или реорганизация) Института осуществляется на основе типовой организационной структуры, представленной на рисунке 1 «Типовая организационная структура Института, создаваемого (или реорганизуемого) с 15.06.2016г».

  2. Формирование организационной структуры Института осуществляется в соответствии с принципами, закреплёнными в Политике организационного развития УрФУ.

  3. Переход к новой организационной структуре предполагает оптимизацию портфеля образовательных программ в соответствии с образовательной политикой, в том числе процесс укрупнения образовательных программ и уменьшения количества специализаций.

  4. Организационная структура конкретного института может быть дополнена вариативными подразделениями, в соответствии с утвержденной организационной политикой из перечня типов структурных единиц, возможных для использования на уровне основной деятельности (Институтов). Предложения по созданию вариативных подразделений должны утверждаться в установленном в Университете порядке, в соответствии с регламентирующими документами, в том числе Процедурой внесения изменений в организационную структуру УрФУ.

  5. Среднесписочная численность руководящего состава в результате внесений изменений в организационную структуру Института не должна увеличиваться.

  6. Деятельность обязательных структурных единиц и Коллегиальных органов регламентируется типовыми положениями. При необходимости на основе типового положения может быть разработано положение для конкретного подразделения, Коллегиального органа с возможностью дополнения специфических функций и задач непротиворечащих функциям и задачам, закрепленным в типовых положениях.

  7. Коллегиальный орган управления

Рис. 1 Типовая организационная структура Института,

созданного (или реорганизуемого) с 15.06.2016г.



В качестве высших органов стратегического управления Институтом создаются Коллегиальные органы.

Управляющий совет, в состав входят представители академического сообщества, руководители структурных подразделений Института, директор Института, представители ректората, представители Совета попечителей, представители Международного академического совета. Председатель совета и состав совета утверждается приказом ректора Университета.

Важным критерием отбора представителей академического сообщества и руководителей структурных подразделений в состав Управляющего совета является объем ресурсов, передаваемых для создания и развития Института, (например, объем финансирования, привлеченного на конкурсной основе на научно-исследовательские, инновационные, образовательные и иные проекты). Для Институтов, создаваемых со статусом САЕ на первом этапе председателем совета как правило назначается курирующий проректор.

Функции Управляющего совета:


  • утверждение бюджетов и смет Института;

  • принятие решения об открытии новых образовательных программ и прекращении набора по существующим образовательным программам;

  • рассмотрение Программы развития, проектов развития Института и отчетов о их реализации;

  • принятие решений о распределении контрольных цифр приёма между образовательными программами;

  • принятие решений о кадровом составе: утверждение кандидатур руководителя школы бакалавриата, руководителя школы профессионального и академического образования, заместителя директора по научной и инновационной деятельности;

  • утверждение состава Международного академического совета (в том числе кандидатуры Научного руководителя), Совета попечителей.

  • определение кадровой политики и определение критериев отбора персонала, подходов к оценке результативности работников, разработка предложений и рекомендаций по направлениям совершенствования процессов управления деятельностью Института;

  • координация деятельности по обеспечению функционирования механизмов, обеспечивающих связку образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности;

  • разработка предложений и рекомендаций по созданию и ликвидации структурных подразделений Института.

Международный академический совет формируется из числа ведущих международных экспертов. В состав Международного академического совета входят:

  • ведущие иностранные учёные международного уровня по научным направлениям, определённым в качестве приоритетных для Института;

  • ведущие российские учёные международного уровня по научным направлениям, определённым в качестве приоритетных для Института, работающие в РАН;

  • признанные организаторы научной и образовательной деятельности, имеющие опыт управления международными научными исследованиями в ведущих Университетах и/или научных исследовательских Институтах.

Состав Международного академического совета и его председатель утверждаются Управляющим советом Института на основе представления куратора Института по согласованию с проректором по науке и проректором по учебной работе.

Совет осуществляет следующие функции:



  • определение приоритетных направлений научных исследований в соответствии с актуальной научно-исследовательской повесткой;

  • содержательная экспертиза Программы развития Института, включая проекты развития и отчеты о их реализации;

  • экспертиза научных и образовательных проектов;

  • выработка рекомендаций и содействие в развитии Института с учетом международного опыта и приоритетных направлений развития Университета, в том числе в области интернационализации:

  • привлечение ученых, преподавателей, экспертов из ведущих иностранных и российских университетов и научных организаций;

  • организация и поддержка сотрудничества с ведущими мировыми образовательными и исследовательскими центрами по соответствующему научному направлению;

  • развитие контактов с иностранными партнерами, в том числе организация участия университета в научных исследованиях, финансируемых из зарубежных источников.

  • экспертиза и оценка существующих образовательных программ;

  • оценка показателей эффективности портфеля образовательных программ, выработка рекомендаций.

Совет попечителей отвечает за многоканальное финансирование, в том числе пожертвования, привлечение средств от выпускников и партнеров.

Основной задачей Совета попечителей является расширение многоканального финансирования деятельности Института по приоритетным направлениям развития (в том числе путём внесения пожертвований, привлечения средств от выпускников и партнеров) с целью содействия эффективному решению текущих и перспективных задач развития Института. Задачами Совета попечителей также являются:



  • содействие формированию и пополнению целевого капитала Института в рамках деятельности эндаумент-фонда Университета (и других форм пожертвований) путем самостоятельного перечисления соответствующих пожертвований, а также привлечения иных жертвователей денежных средств;

  • содействие реализации программы развития Института;

  • содействие развитию инфраструктуры Института, его материально-технической базы;

  • содействие в финансировании/софинансировании проектов, направленных на качественное и своевременное достижение Институтом стратегических целей развития;

  • оказание помощи в поиске и привлечении ресурсов для финансирования программ и проектов, направленных на стратегическое развитие Института;

  • оказание помощи в создании условий для привлечения в Институт ведущих ученых, развития инструментов поиска и поддержки талантов;

  • содействие установлению и развитию сотрудничества Института с органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, предприятиями, организациями и учреждениями, в том числе зарубежными;

  • содействие становлению деловых и профессиональных качеств обучающихся, оценке аналитических и прикладных компетенций выпускников Института;

  • содействие в продвижении выдающихся результатов образовательной, научной и инновационной деятельности Института как образовательного, научного и экспертного центра международного уровня.

Ученый совет является выборным представительным Коллегиальным органом управления Институтом, наделённым полномочиями по решению академических вопросов развития Института: кадрового состава НПР, работы с абитуриентами и обучающимися, экспертизе планов и отчётов по научно-образовательной деятельности, развитию международных связей Института.

Деятельность ученого совета Института регламентируется Положением об Ученом совете Института УрФУ, в котором определяются полномочия, срок деятельности, порядок формирования состава совета, права и обязанности, регламент проведения заседаний и принятия решений.



Учебно-методический совет является совещательным Коллегиальным органом Института, координирующим учебно-методическую работу в Институте, обобщающим и распространяющим опыт работы структурных подразделений Института по совершенствованию учебного процесса и повышению качества образования. Учебно-методический совет Института является сообществом экспертов, осуществляющим деятельность в соответствии с требованиями и направлениями деятельности, заложенными Положении о Методическом совете УрФУ.

Куратор Института назначается для обеспечения общего контроля реализации стратегии института, поддержки процесса формирования / трансформации и дальнейшего развития Института. Куратор назначается из числа высшего руководства Университета – проректоров.

Куратор создаваемого или реорганизуемого Института наделяется следующими полномочиями:



  • формирование предложений по составу коллегиальных органов стратегического уровня Института , в том числе по пересмотру и актуализации состава Управляющего совета, Международного академического совета, Совета попечителей;

  • формирование предложений о кандидатурах на руководящие должности Института (директора Института, руководителя школы бакалавриата, руководителя школы профессионального и академического образования, заместителя директора по научной и инновационной деятельности);

  • курирование разработки Программы развития Института, в том числе планов развития образовательной и научно-исследовательской деятельности Института, инициация их рассмотрения Коллегиальными органами Института и Университета;

  • контроль за формированием и исполнением бюджетов Институтов;

  • мониторинг текущей деятельности в части выполнения программы развития Института;

  • ходатайствование перед руководством Университета о выделении дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности Института с соответствующим обоснованием;

  • продвижение интересов УрФУ во всех организациях и учреждениях любой организационно-правовой формы по делам, связанным с деятельностью Института.

Куратор несет ответственность за:

  • эффективную координацию деятельности коллегиальных органов уровня стратегического управления

  • эффективную реализацию программы развития Института;

  • достижение плановых показателей эффективности и результативности деятельности Института;

  • позиционирование и продвижение результатов деятельности Института во внешней среде (российской и международной);

  • эффективную реализацию кадровой политики Института.

Директор Института назначается и освобождается от должности приказом ректора Университета. Претенденты на должность директора Института проходят процедуру конкурентного отбора. Должность директора Института является основной, но допускается совместительство с должностью категории профессорско-преподавательского состава, при этом оформление на должность директора возможно только на полную ставку.

Директор Института руководит образовательной, научной, инновационной, производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью Института и отвечает перед куратором, Управляющим советом Института и ректором за их результаты, в том числе за:



  • общее оперативное руководство деятельностью Института в соответствии с Уставом, Положением об Институте и законодательством РФ;

  • разработку и реализацию стратегии, целей и задач развития (Программы развития) Института;

  • достижение показателей результативности и эффективности Института;

  • эффективную организацию работы руководителей школ/заместителя директора по научной и инновационной деятельности, образовательных, научных, инновационных и других подразделений и контроль их деятельности;

  • подготовку качественной и достоверной отчетности по результатам деятельности Института. Представляет отчеты на Управляющем совете, Международном академическом совете, Координационном совете дирекции программ УрФУ, Ученом совете УрФУ;

  • организацию работ по внедрению и реализацию современных (в т.ч. дистанционных) технологий образования, новых форм обучения;

  • эффективную реализацию кадровой политики Института.

Ответственность, полномочия и функционал директора Института закрепляются в должностной инструкции. Набор функций директора может включать в себя:

  • выработку корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение показателей и качества образовательного процесса, сформированных на основе анализа результатов учебного процесса;

  • организацию работы стипендиальной комиссии Института;

  • организацию работы ГАК и ГЭК;

  • организацию деятельности подразделений Института по подготовке к государственной и общественно-профессиональной аккредитации;

  • работу по формированию кадровой политики Института в рамках установленных процедур, участие в ее реализации;

  • в установленном порядке представление на утверждение ректору структуры и штатного расписание Института;

  • подбор работников совместно с руководителями структурных подразделений Института;

  • своевременное доведение до сведения работников Института регламентирующей и распорядительной документации, контроль их исполнения работниками;

  • организацию мероприятий по повышению квалификации работников Института;

  • оперативное управление финансовой деятельностью Института в рамках предоставленных доверенностью полномочий;

  • выдача распоряжений и указаний, обязательных для всех работников и обучающихся Института, в рамках предоставленных полномочий;

  • обеспечение учета, сохранности, развития и эффективного использования материально-технической базы Института;

  • организацию и контроль соблюдения работниками Института требований правил, норм, инструкций по охране труда и пожарной безопасности;

  • организацию выполнения плановых мероприятий по вопросам гражданской обороны, а также предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • обеспечение здоровья и безопасности условия труда работников Института.

Заместитель директора по научной и инновационной деятельности руководит научной и инновационной деятельностью Института и отвечает перед директором Института за результаты научной и инновационной деятельности, включая результаты научно-исследовательских и инновационных проектов, развитие научной и инновационной инфраструктуры на базе Института в том числе за:

  • выполнение показателей Института в сфере научной и инновационной деятельности и организацию работ по их выполнению;

  • реализацию кадровой политики Института в части кадров, осуществляющих научную деятельность;

  • развитие и эффективное использование научно-инновационной инфраструктуры Университета.

Ответственность, полномочия и функционал заместителя директора по научной и инновационной деятельности закрепляются в соответствующей должностной инструкции. Набор функций заместителя директора по научной и инновационной деятельности может включать в себя:

  • общее руководство научно-исследовательской работой Института и ее организацию;

  • организацию взаимодействия Института с научными подразделениями Университета;

  • организацию взаимодействия Института с российскими и зарубежными международными научными организациями;

  • организацию и контроль внешнеэкономических сделок Института по научной деятельности;

  • организацию и контроль проведения научных конференций, семинаров, научно-технических выставок разного уровня на базе Института;

  • организацию и контроль подготовки мероприятий для участия в конкурсах на различные гранты по НИОКР;

  • организацию мероприятий по развитию молодежной науки Института;

  • организацию мероприятий, направленных на формирование условий для дальнейшего развития инновационных разработок научных групп;

  • координацию и контроль работы научных подразделений Института;

  • организацию мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы научного и инновационного блока;

  • формирование условий для публикационной активности научного направления;

  • осуществление привлечения потенциальных заказчиков на НИОКР;

  • контроль:

  • хода работы и результатов НИОКР;

  • результатов научной работы кафедр;

  • состояния материально-технической базы научного блока.

  • осуществление анализа и организацию подготовки отчетов по научной деятельности Института;

  • обеспечение организации деятельности научного направления Института по подготовке к лицензированию и аккредитации;

  • осуществление анализа результатов научно-исследовательской работы Института, организацию выработки корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение показателей и качества работы Института в области НИОКР.

Научные и инновационные подразделения Института находятся в его функциональном подчинении

Краткое описание основных типов структурных единиц и должностей, закрепленных типовой структурой института:

Школа бакалавриата1 – структурное подразделение, которое реализует управление портфелем образовательных программ бакалавриата, управление ресурсами для их реализации и активное вовлечение НПР школы бакалавриата в научную деятельность Университета. В процессах Школы бакалавриата для реализации образовательных программ бакалавриата допускается кроме ресурсов департаментов привлекать ресурсы кафедр Школы профессионального и академического образования.

Школа профессионального и академического образования1 – структурное подразделение, которое решает задачи по формированию новых и развитию существующих научных направлений Института, реализует управление портфелем образовательных программ магистратуры, аспирантуры, специалитета и управление ресурсами для их реализации. В процессах Школы профессионального и академического образования для реализации образовательных программ магистратуры, специалитета, аспирантуры допускается кроме ресурсов кафедры привлекать ресурсы департаментов Школы бакалавриата.

Департамент1 – структурная единица, обеспечивающая реализацию образовательного и научного процессов в Школе бакалавриата. За департаментом закрепляются задачи, направленные на качественную и экономически эффективную реализацию частей образовательных программ преимущественно бакалавриата, а также модулей младших курсов специалитета. Департамент проявляет активное участие в научной деятельности Университета.

Кафедра1 – структурная единица, обеспечивающая реализацию образовательного и научного процесса в Школе профессионального и академического образования. За кафедрой закрепляются задачи по формированию новых и развитие существующих научных направлений, проведению исследований мирового уровня, реализации частей образовательных программ преимущественно уровня магистратуры и аспирантуры, а также модулей старших курсов специалитета.

Руководители образовательных программ – лица, ответственные за академическое управление образовательными программами Института, включая качество подготовки обучающихся по образовательным программам, координацию работ по разработке, реализации, анализу эффективности и совершенствованию программ, набор обучающихся на образовательные программы, информационное сопровождение приёмной кампании. Принимает решение о привлечении к реализации образовательной программы структурных подразделений Университета (департаментов и кафедр разных школ, научных подразделений и др.) и сторонних организаций. Осуществляет функциональное руководство деятельностью сотрудников Отдела организации образовательной деятельности в части обеспечения реализации образовательного процесса.

Отдел организации образовательной деятельности – структурное подразделение, отвечающее за обеспечение и контроль образовательного процесса.

Главными задачами отдела являются:



  • сопровождение деятельности участников образовательного процесса и осуществление контроля реализации образовательных программ и модулей образовательных программ;

  • реализация сервиса «единого окна» для студентов, в том числе иностранных;

  • сбор информации о ходе образовательного процесса в Институте и анализ информации по заданию дирекции Института.

В части обеспечения деятельности РОП выделяет специалистов с функциональным подчинением РОП.

Научные структурные подразделения (центр, лаборатория, обсерватория, научно-исследовательский институт, биостанция, ботанический сад) – структурные подразделения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования, и опытно-конструкторские работы.

Вариативные подразделения

В структуре Института выделяются вариативные подразделения. При формировании Института вариативные подразделения не являются обязательными для включения в структуру Института. Необходимость введения подобных подразделений определяется планами развития Института, текущей численностью студентов и работников, наличием планов или проектов по функциональному направлению, реализованному в подразделении.

К вариативным подразделениям относятся:


  • Отдел обеспечения деятельности;

  • Отдел дополнительного образования.

Отдел обеспечения деятельности – вариативное подразделение, создаваемое в соответствии с решением директора, при этом наличие HR-специалиста в структуре Института является обязательным.

Функции отдела:



  • организация взаимодействия подразделений внутри Института, а также с другими подразделениями Университета;

  • координация работы по экономическому планированию, направленной на организацию рациональной хозяйственной деятельности Института;

  • организация работ по развитию информационной инфраструктуры Института;

  • принятие мер по обеспечению Института квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием.

HR-специалист отвечает за подбор персонала и обеспечение процедур конкурсного отбора работников Института. HR-специалист принимает участие в мониторинге развития персонала, участвует в работе по повышению информированности персонала о текущей и перспективной деятельности Института в сфере управления человеческими ресурсами, ведет информационно-коммуникационную работу по формированию благоприятного НR-имиджа Института как работодателя. Функционально подчиняется руководителю Управления персонала УрФУ.

Специалист по закупочной деятельности обеспечивает планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг с максимальной экономической эффективностью, в установленные сроки и в соответствии с действующими нормативными актами, в том числе и локальными, для обеспечения нужд Института.

Специалист по финансово-экономической деятельности планирует финансово-хозяйственную деятельность Института, управляет финансовыми ресурсами, направленными на реализацию ее текущих и стратегических целей, участвует в формировании эффективных систем управления затратами и оплаты труда.

Специалист по ИТ и мультимедийной технике осуществляет подготовку, установку, сопровождение и обслуживание программного и аппаратного обеспечения, мультимедийного оборудования для обеспечения учебного процесса, обеспечивает функционирование и развитие информационной инфраструктуры Института.

Отдел дополнительного образования – подразделение, отвечающее за организацию работ и результаты дополнительного образования.

Институт от своего имени может реализовывать проекты в конгломерации с другими Институтами и структурными подразделениями Университета по различным направлениям деятельности, в том числе по образовательному (образовательные программы), научному (КЦП), общему развитию Института (проекты программы развития Института) и Университета в целом.



1 Наименование подразделений типов «Школа», «Кафедра», «Департамент» могут быть скорректированы/уточнены при утверждении организационной структуры конкретного Института приказом ректора.


Скачать 262.17 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница