Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ)
Приложение 2 к Политике организационного развития УрФУ
Типовая организационная модель Институтов, создаваемых (или реорганизуемых) с 15.06.2016г.
Стр. из
Приложение 2
К Политике организационного развития УрФУ
Типовая организационная модель Институтов,
создаваемых (или реорганизуемых) с 15.06.2016г.
Екатеринбург
2016
Оглавление
1.Общие положения 3
2.Термины, определения и сокращения 3
3.Система организационного управления 4
4.Подходы к формированию организационной структуры института и предназначение организационных единиц 5
1.Общие положения
Настоящий документ устанавливает требования к организационной модели Институтов, в том числе подразделений со статусом Стратегическая академическая единица, и определяет:
-
систему организационного управления Институтом;
-
типовую организационную структуру Института;
-
подходы к формированию организационной структуры, предназначение организационных единиц и коллегиальных органов в составе Института.
Требования и принципы, изложенные в настоящем документе, применяются ко вновь создаваемым (или реорганизуемым) с 15.06.2016г. Институтам.
Создание (или реорганизация) Института осуществляется на основе типовой организационной структуры, представленной на рисунке 1 «Типовая организационная структура Института, созданного (или реорганизуемого) с 15.06.2016г».
Подразделения в организационной структуре создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом ректора, их деятельность регламентируется соответствующими положениями.
2.Термины, определения и сокращения
Сокращения, используемые в тексте документа, приведены и расшифрованы в табл.1.
Таблица 1
Сокращения и обозначения
№
|
Сокращения
|
Полное наименование
| -
|
АУП
|
Административно-управленческий персонал
| -
|
ГИА
|
Государственная итоговая аттестация
| -
|
ГЭК
|
Государственная экзаменационная комиссия
| -
|
ДПО
|
Дополнительное профессиональное образование
| -
|
ИТ
|
Информационные технологии
| -
|
КЦП
|
Ключевой центр превосходства
| -
|
НИОКР
|
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
| -
|
НИР
|
Научно-исследовательская работа
| -
|
НИРС
|
Научно-исследовательская работа студентов
| -
|
ОП
|
Образовательная программа
| -
|
ППС
|
Профессорско-преподавательский состав
| -
|
РАН
|
Российская академия наук
| -
|
РОП
|
Руководитель образовательной программы
| -
|
САЕ
|
Стратегическая академическая единица
| -
|
УВП
|
Учебно-вспомогательный персонал
| -
|
УрФУ, Университет
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
| -
|
ФХД
|
Финансово-хозяйственная деятельность
|
3.Система организационного управления
Организационная модель управления предполагает сочетание административной и коллегиальной систем управления и характеризуется следующими аспектами:
-
Выделение двух уровней управления:
-
Уровень стратегического управления – Управляющий совет, Международный академический совет, Совет попечителей;
-
Уровень оперативного управления – обеспечивает реализацию стратегии развития Института.
-
Делегирование набора полномочий стратегического характера коллегиальным органам Уровня стратегического управления:
-
Управляющему совету делегированы полномочия по утверждению бюджета текущей деятельности Института с сохранением согласовательной визы финансово-экономического блока, открытие и закрытие образовательных программ;
-
Международному академическому совету делегированы полномочия по определению приоритетных направлений научных исследований, экспертиза существующих образовательных программ и экспертиза решений об открытии новых образовательных программ;
-
Совету попечителей делегированы полномочия по развитию партнерских отношений с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов, пожертвований от партнеров и выпускников.
-
Переход от структурного деления по основным процессам (образование, наука, инновации) к разделению по уровням образования. Организационное отделение магистратуры и аспирантуры от бакалавриата и реализация системы внутреннего отбора студентов и преподавателей на каждом уровне обучения.
Создаётся:
-
Школа бакалавриата – реализует процессы образовательной деятельности уровня бакалавриата;
-
Школа профессионального и академического образования – реализует процессы образовательной деятельности уровня магистратуры, специалитета и аспирантуры.
-
Применение двух типов структурных единиц, реализующих образовательный процесс в соответствии с уровнями обучения:
-
в школе бакалавриата за реализацию образовательной деятельности отвечают структурные единицы типа Департамент;
-
в школе профессионального и академического образования за реализацию образовательной деятельности отвечают структурные единицы типа Кафедра.
-
Увеличение ответственности и полномочий Института за счет передачи ответственности за содержание и восстановление закрепляемого движимого и недвижимого имущества вместе с частью централизованных фондов.
-
Развития сервисных функций на уровне Института. Возникают следующие типы подразделений:
-
Отдел организации образовательной деятельности – сервисное подразделение, является «единым окном» обслуживания 4-х целевых аудиторий: РОП, Кафедры, Департаменты, Студенты, Дирекция института, Дирекция образовательных программ.
-
Отдел обеспечения деятельности – подбор персонала и обеспечение процедур конкурсного отбора, планирование и осуществление экономически эффективных закупок, планирование ФХД института, управление финансовыми ресурсами, обслуживание ИТ-инфраструктуры и мультимедийного оборудования и др.
4.Подходы к формированию организационной структуры института и предназначение организационных единиц
-
Создание (или реорганизация) Института осуществляется на основе типовой организационной структуры, представленной на рисунке 1 «Типовая организационная структура Института, создаваемого (или реорганизуемого) с 15.06.2016г».
-
Формирование организационной структуры Института осуществляется в соответствии с принципами, закреплёнными в Политике организационного развития УрФУ.
-
Переход к новой организационной структуре предполагает оптимизацию портфеля образовательных программ в соответствии с образовательной политикой, в том числе процесс укрупнения образовательных программ и уменьшения количества специализаций.
-
Организационная структура конкретного института может быть дополнена вариативными подразделениями, в соответствии с утвержденной организационной политикой из перечня типов структурных единиц, возможных для использования на уровне основной деятельности (Институтов). Предложения по созданию вариативных подразделений должны утверждаться в установленном в Университете порядке, в соответствии с регламентирующими документами, в том числе Процедурой внесения изменений в организационную структуру УрФУ.
-
Среднесписочная численность руководящего состава в результате внесений изменений в организационную структуру Института не должна увеличиваться.
-
Деятельность обязательных структурных единиц и Коллегиальных органов регламентируется типовыми положениями. При необходимости на основе типового положения может быть разработано положение для конкретного подразделения, Коллегиального органа с возможностью дополнения специфических функций и задач непротиворечащих функциям и задачам, закрепленным в типовых положениях.
-
Коллегиальный орган управления
Рис. 1 Типовая организационная структура Института,
созданного (или реорганизуемого) с 15.06.2016г.
В качестве высших органов стратегического управления Институтом создаются Коллегиальные органы.
Управляющий совет, в состав входят представители академического сообщества, руководители структурных подразделений Института, директор Института, представители ректората, представители Совета попечителей, представители Международного академического совета. Председатель совета и состав совета утверждается приказом ректора Университета.
Важным критерием отбора представителей академического сообщества и руководителей структурных подразделений в состав Управляющего совета является объем ресурсов, передаваемых для создания и развития Института, (например, объем финансирования, привлеченного на конкурсной основе на научно-исследовательские, инновационные, образовательные и иные проекты). Для Институтов, создаваемых со статусом САЕ на первом этапе председателем совета как правило назначается курирующий проректор.
Функции Управляющего совета:
-
утверждение бюджетов и смет Института;
-
принятие решения об открытии новых образовательных программ и прекращении набора по существующим образовательным программам;
-
рассмотрение Программы развития, проектов развития Института и отчетов о их реализации;
-
принятие решений о распределении контрольных цифр приёма между образовательными программами;
-
принятие решений о кадровом составе: утверждение кандидатур руководителя школы бакалавриата, руководителя школы профессионального и академического образования, заместителя директора по научной и инновационной деятельности;
-
утверждение состава Международного академического совета (в том числе кандидатуры Научного руководителя), Совета попечителей.
-
определение кадровой политики и определение критериев отбора персонала, подходов к оценке результативности работников, разработка предложений и рекомендаций по направлениям совершенствования процессов управления деятельностью Института;
-
координация деятельности по обеспечению функционирования механизмов, обеспечивающих связку образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности;
-
разработка предложений и рекомендаций по созданию и ликвидации структурных подразделений Института.
Международный академический совет формируется из числа ведущих международных экспертов. В состав Международного академического совета входят:
-
ведущие иностранные учёные международного уровня по научным направлениям, определённым в качестве приоритетных для Института;
-
ведущие российские учёные международного уровня по научным направлениям, определённым в качестве приоритетных для Института, работающие в РАН;
-
признанные организаторы научной и образовательной деятельности, имеющие опыт управления международными научными исследованиями в ведущих Университетах и/или научных исследовательских Институтах.
Состав Международного академического совета и его председатель утверждаются Управляющим советом Института на основе представления куратора Института по согласованию с проректором по науке и проректором по учебной работе.
Совет осуществляет следующие функции:
-
определение приоритетных направлений научных исследований в соответствии с актуальной научно-исследовательской повесткой;
-
содержательная экспертиза Программы развития Института, включая проекты развития и отчеты о их реализации;
-
экспертиза научных и образовательных проектов;
-
выработка рекомендаций и содействие в развитии Института с учетом международного опыта и приоритетных направлений развития Университета, в том числе в области интернационализации:
-
привлечение ученых, преподавателей, экспертов из ведущих иностранных и российских университетов и научных организаций;
-
организация и поддержка сотрудничества с ведущими мировыми образовательными и исследовательскими центрами по соответствующему научному направлению;
-
развитие контактов с иностранными партнерами, в том числе организация участия университета в научных исследованиях, финансируемых из зарубежных источников.
-
экспертиза и оценка существующих образовательных программ;
-
оценка показателей эффективности портфеля образовательных программ, выработка рекомендаций.
Совет попечителей отвечает за многоканальное финансирование, в том числе пожертвования, привлечение средств от выпускников и партнеров.
Основной задачей Совета попечителей является расширение многоканального финансирования деятельности Института по приоритетным направлениям развития (в том числе путём внесения пожертвований, привлечения средств от выпускников и партнеров) с целью содействия эффективному решению текущих и перспективных задач развития Института. Задачами Совета попечителей также являются:
-
содействие формированию и пополнению целевого капитала Института в рамках деятельности эндаумент-фонда Университета (и других форм пожертвований) путем самостоятельного перечисления соответствующих пожертвований, а также привлечения иных жертвователей денежных средств;
-
содействие реализации программы развития Института;
-
содействие развитию инфраструктуры Института, его материально-технической базы;
-
содействие в финансировании/софинансировании проектов, направленных на качественное и своевременное достижение Институтом стратегических целей развития;
-
оказание помощи в поиске и привлечении ресурсов для финансирования программ и проектов, направленных на стратегическое развитие Института;
-
оказание помощи в создании условий для привлечения в Институт ведущих ученых, развития инструментов поиска и поддержки талантов;
-
содействие установлению и развитию сотрудничества Института с органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, предприятиями, организациями и учреждениями, в том числе зарубежными;
-
содействие становлению деловых и профессиональных качеств обучающихся, оценке аналитических и прикладных компетенций выпускников Института;
-
содействие в продвижении выдающихся результатов образовательной, научной и инновационной деятельности Института как образовательного, научного и экспертного центра международного уровня.
Ученый совет является выборным представительным Коллегиальным органом управления Институтом, наделённым полномочиями по решению академических вопросов развития Института: кадрового состава НПР, работы с абитуриентами и обучающимися, экспертизе планов и отчётов по научно-образовательной деятельности, развитию международных связей Института.
Деятельность ученого совета Института регламентируется Положением об Ученом совете Института УрФУ, в котором определяются полномочия, срок деятельности, порядок формирования состава совета, права и обязанности, регламент проведения заседаний и принятия решений.
Учебно-методический совет является совещательным Коллегиальным органом Института, координирующим учебно-методическую работу в Институте, обобщающим и распространяющим опыт работы структурных подразделений Института по совершенствованию учебного процесса и повышению качества образования. Учебно-методический совет Института является сообществом экспертов, осуществляющим деятельность в соответствии с требованиями и направлениями деятельности, заложенными Положении о Методическом совете УрФУ.
Куратор Института назначается для обеспечения общего контроля реализации стратегии института, поддержки процесса формирования / трансформации и дальнейшего развития Института. Куратор назначается из числа высшего руководства Университета – проректоров.
Куратор создаваемого или реорганизуемого Института наделяется следующими полномочиями:
-
формирование предложений по составу коллегиальных органов стратегического уровня Института , в том числе по пересмотру и актуализации состава Управляющего совета, Международного академического совета, Совета попечителей;
-
формирование предложений о кандидатурах на руководящие должности Института (директора Института, руководителя школы бакалавриата, руководителя школы профессионального и академического образования, заместителя директора по научной и инновационной деятельности);
-
курирование разработки Программы развития Института, в том числе планов развития образовательной и научно-исследовательской деятельности Института, инициация их рассмотрения Коллегиальными органами Института и Университета;
-
контроль за формированием и исполнением бюджетов Институтов;
-
мониторинг текущей деятельности в части выполнения программы развития Института;
-
ходатайствование перед руководством Университета о выделении дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности Института с соответствующим обоснованием;
-
продвижение интересов УрФУ во всех организациях и учреждениях любой организационно-правовой формы по делам, связанным с деятельностью Института.
Куратор несет ответственность за:
-
эффективную координацию деятельности коллегиальных органов уровня стратегического управления
-
эффективную реализацию программы развития Института;
-
достижение плановых показателей эффективности и результативности деятельности Института;
-
позиционирование и продвижение результатов деятельности Института во внешней среде (российской и международной);
-
эффективную реализацию кадровой политики Института.
Директор Института назначается и освобождается от должности приказом ректора Университета. Претенденты на должность директора Института проходят процедуру конкурентного отбора. Должность директора Института является основной, но допускается совместительство с должностью категории профессорско-преподавательского состава, при этом оформление на должность директора возможно только на полную ставку.
Директор Института руководит образовательной, научной, инновационной, производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью Института и отвечает перед куратором, Управляющим советом Института и ректором за их результаты, в том числе за:
-
общее оперативное руководство деятельностью Института в соответствии с Уставом, Положением об Институте и законодательством РФ;
-
разработку и реализацию стратегии, целей и задач развития (Программы развития) Института;
-
достижение показателей результативности и эффективности Института;
-
эффективную организацию работы руководителей школ/заместителя директора по научной и инновационной деятельности, образовательных, научных, инновационных и других подразделений и контроль их деятельности;
-
подготовку качественной и достоверной отчетности по результатам деятельности Института. Представляет отчеты на Управляющем совете, Международном академическом совете, Координационном совете дирекции программ УрФУ, Ученом совете УрФУ;
-
организацию работ по внедрению и реализацию современных (в т.ч. дистанционных) технологий образования, новых форм обучения;
-
эффективную реализацию кадровой политики Института.
Ответственность, полномочия и функционал директора Института закрепляются в должностной инструкции. Набор функций директора может включать в себя:
-
выработку корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение показателей и качества образовательного процесса, сформированных на основе анализа результатов учебного процесса;
-
организацию работы стипендиальной комиссии Института;
-
организацию работы ГАК и ГЭК;
-
организацию деятельности подразделений Института по подготовке к государственной и общественно-профессиональной аккредитации;
-
работу по формированию кадровой политики Института в рамках установленных процедур, участие в ее реализации;
-
в установленном порядке представление на утверждение ректору структуры и штатного расписание Института;
-
подбор работников совместно с руководителями структурных подразделений Института;
-
своевременное доведение до сведения работников Института регламентирующей и распорядительной документации, контроль их исполнения работниками;
-
организацию мероприятий по повышению квалификации работников Института;
-
оперативное управление финансовой деятельностью Института в рамках предоставленных доверенностью полномочий;
-
выдача распоряжений и указаний, обязательных для всех работников и обучающихся Института, в рамках предоставленных полномочий;
-
обеспечение учета, сохранности, развития и эффективного использования материально-технической базы Института;
-
организацию и контроль соблюдения работниками Института требований правил, норм, инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
-
организацию выполнения плановых мероприятий по вопросам гражданской обороны, а также предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
-
обеспечение здоровья и безопасности условия труда работников Института.
Заместитель директора по научной и инновационной деятельности руководит научной и инновационной деятельностью Института и отвечает перед директором Института за результаты научной и инновационной деятельности, включая результаты научно-исследовательских и инновационных проектов, развитие научной и инновационной инфраструктуры на базе Института в том числе за:
-
выполнение показателей Института в сфере научной и инновационной деятельности и организацию работ по их выполнению;
-
реализацию кадровой политики Института в части кадров, осуществляющих научную деятельность;
-
развитие и эффективное использование научно-инновационной инфраструктуры Университета.
Ответственность, полномочия и функционал заместителя директора по научной и инновационной деятельности закрепляются в соответствующей должностной инструкции. Набор функций заместителя директора по научной и инновационной деятельности может включать в себя:
-
общее руководство научно-исследовательской работой Института и ее организацию;
-
организацию взаимодействия Института с научными подразделениями Университета;
-
организацию взаимодействия Института с российскими и зарубежными международными научными организациями;
-
организацию и контроль внешнеэкономических сделок Института по научной деятельности;
-
организацию и контроль проведения научных конференций, семинаров, научно-технических выставок разного уровня на базе Института;
-
организацию и контроль подготовки мероприятий для участия в конкурсах на различные гранты по НИОКР;
-
организацию мероприятий по развитию молодежной науки Института;
-
организацию мероприятий, направленных на формирование условий для дальнейшего развития инновационных разработок научных групп;
-
координацию и контроль работы научных подразделений Института;
-
организацию мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы научного и инновационного блока;
-
формирование условий для публикационной активности научного направления;
-
осуществление привлечения потенциальных заказчиков на НИОКР;
-
контроль:
-
хода работы и результатов НИОКР;
-
результатов научной работы кафедр;
-
состояния материально-технической базы научного блока.
-
осуществление анализа и организацию подготовки отчетов по научной деятельности Института;
-
обеспечение организации деятельности научного направления Института по подготовке к лицензированию и аккредитации;
-
осуществление анализа результатов научно-исследовательской работы Института, организацию выработки корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение показателей и качества работы Института в области НИОКР.
Научные и инновационные подразделения Института находятся в его функциональном подчинении
Краткое описание основных типов структурных единиц и должностей, закрепленных типовой структурой института:
Школа бакалавриата1 – структурное подразделение, которое реализует управление портфелем образовательных программ бакалавриата, управление ресурсами для их реализации и активное вовлечение НПР школы бакалавриата в научную деятельность Университета. В процессах Школы бакалавриата для реализации образовательных программ бакалавриата допускается кроме ресурсов департаментов привлекать ресурсы кафедр Школы профессионального и академического образования.
Школа профессионального и академического образования1 – структурное подразделение, которое решает задачи по формированию новых и развитию существующих научных направлений Института, реализует управление портфелем образовательных программ магистратуры, аспирантуры, специалитета и управление ресурсами для их реализации. В процессах Школы профессионального и академического образования для реализации образовательных программ магистратуры, специалитета, аспирантуры допускается кроме ресурсов кафедры привлекать ресурсы департаментов Школы бакалавриата.
Департамент1 – структурная единица, обеспечивающая реализацию образовательного и научного процессов в Школе бакалавриата. За департаментом закрепляются задачи, направленные на качественную и экономически эффективную реализацию частей образовательных программ преимущественно бакалавриата, а также модулей младших курсов специалитета. Департамент проявляет активное участие в научной деятельности Университета.
Кафедра1 – структурная единица, обеспечивающая реализацию образовательного и научного процесса в Школе профессионального и академического образования. За кафедрой закрепляются задачи по формированию новых и развитие существующих научных направлений, проведению исследований мирового уровня, реализации частей образовательных программ преимущественно уровня магистратуры и аспирантуры, а также модулей старших курсов специалитета.
Руководители образовательных программ – лица, ответственные за академическое управление образовательными программами Института, включая качество подготовки обучающихся по образовательным программам, координацию работ по разработке, реализации, анализу эффективности и совершенствованию программ, набор обучающихся на образовательные программы, информационное сопровождение приёмной кампании. Принимает решение о привлечении к реализации образовательной программы структурных подразделений Университета (департаментов и кафедр разных школ, научных подразделений и др.) и сторонних организаций. Осуществляет функциональное руководство деятельностью сотрудников Отдела организации образовательной деятельности в части обеспечения реализации образовательного процесса.
Отдел организации образовательной деятельности – структурное подразделение, отвечающее за обеспечение и контроль образовательного процесса.
Главными задачами отдела являются:
-
сопровождение деятельности участников образовательного процесса и осуществление контроля реализации образовательных программ и модулей образовательных программ;
-
реализация сервиса «единого окна» для студентов, в том числе иностранных;
-
сбор информации о ходе образовательного процесса в Институте и анализ информации по заданию дирекции Института.
В части обеспечения деятельности РОП выделяет специалистов с функциональным подчинением РОП.
Научные структурные подразделения (центр, лаборатория, обсерватория, научно-исследовательский институт, биостанция, ботанический сад) – структурные подразделения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования, и опытно-конструкторские работы.
Вариативные подразделения
В структуре Института выделяются вариативные подразделения. При формировании Института вариативные подразделения не являются обязательными для включения в структуру Института. Необходимость введения подобных подразделений определяется планами развития Института, текущей численностью студентов и работников, наличием планов или проектов по функциональному направлению, реализованному в подразделении.
К вариативным подразделениям относятся:
-
Отдел обеспечения деятельности;
-
Отдел дополнительного образования.
Отдел обеспечения деятельности – вариативное подразделение, создаваемое в соответствии с решением директора, при этом наличие HR-специалиста в структуре Института является обязательным.
Функции отдела:
-
организация взаимодействия подразделений внутри Института, а также с другими подразделениями Университета;
-
координация работы по экономическому планированию, направленной на организацию рациональной хозяйственной деятельности Института;
-
организация работ по развитию информационной инфраструктуры Института;
-
принятие мер по обеспечению Института квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием.
HR-специалист отвечает за подбор персонала и обеспечение процедур конкурсного отбора работников Института. HR-специалист принимает участие в мониторинге развития персонала, участвует в работе по повышению информированности персонала о текущей и перспективной деятельности Института в сфере управления человеческими ресурсами, ведет информационно-коммуникационную работу по формированию благоприятного НR-имиджа Института как работодателя. Функционально подчиняется руководителю Управления персонала УрФУ.
Специалист по закупочной деятельности обеспечивает планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг с максимальной экономической эффективностью, в установленные сроки и в соответствии с действующими нормативными актами, в том числе и локальными, для обеспечения нужд Института.
Специалист по финансово-экономической деятельности планирует финансово-хозяйственную деятельность Института, управляет финансовыми ресурсами, направленными на реализацию ее текущих и стратегических целей, участвует в формировании эффективных систем управления затратами и оплаты труда.
Специалист по ИТ и мультимедийной технике осуществляет подготовку, установку, сопровождение и обслуживание программного и аппаратного обеспечения, мультимедийного оборудования для обеспечения учебного процесса, обеспечивает функционирование и развитие информационной инфраструктуры Института.
Отдел дополнительного образования – подразделение, отвечающее за организацию работ и результаты дополнительного образования.
Институт от своего имени может реализовывать проекты в конгломерации с другими Институтами и структурными подразделениями Университета по различным направлениям деятельности, в том числе по образовательному (образовательные программы), научному (КЦП), общему развитию Института (проекты программы развития Института) и Университета в целом.
Поделитесь с Вашими друзьями: |