1 История сестринского дела. Философия сестринского дела



Скачать 179.84 Kb.
страница1/6
Дата15.10.2018
Размер179.84 Kb.
#56526
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Минусинский медицинский техникум»

СБОРНИК


ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
ПМ.07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела


Разработчик:

Преподаватель ПМ.07

Г.В.Медведева

Минусинск

Утверждено на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин


Рецензент: В.Д.Гордашевская – методист
Сборник теоретического материала для специальности 31.02.01 Лечебное дело/Разработчик: преподаватель Г.В.Медведева – Минусинск КГБПОУ ММТ, 2015.

Сборник теоретического (лекционного) материала предназначен для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело медицинского техникума. В нем изложены сущность сестринского дела, его философия, содержащая элементы медицинской этики, этические ценности, добродетели, основные обязанности. История развития сестринского дела в России и за рубежом, освещены основные потребности по А. Маслоу, этапы сестринского процесса, его документирование, освещается техника общения и обучения пациентов.


Сборник составлен с учетом программы ПМ. 07.
Разработчик Г.В. Медведева, 2015

КГБПОУ ММТ, 2015



Тема 1.1. История сестринского дела. Философия сестринского дела.
План:

  1. Основные вехи истории сестринского дела.

  2. Основоположники сестринского дела.

  3. Участие А.Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны. Российское общество Красного Креста.

  4. Развитие сестринского дела в годы советской власти. Создание системы среднего специального медицинского образования.

  5. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.

  6. Принципы философии сестринского дела в РФ.

  7. Фундаментальные понятия сестринского дела.

  8. Этические компоненты как основы философии сестринского дела.

  9. Сестра как независимый специалист в сфере здравоохранения.

  10. Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер России.


Профессиональные и общие компетенции:
ПК7.2 - Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК7.9 - Участвовать в санитарно- просветительской работе среди населения

ОК4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5 - Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК7 - Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Основные вехи истории сестринского дела.

Впервые в России женский труд для ухода за больными был применен по указу Петра I в 1715 году.

Сестринское дело в России возникло в 1803 году- появилась служба «Сердобольные вдовы».

В 1815 году был учрежден золотой крест, на обратной стороне которого было написано «Сердоболие» и его вручали сестрам милосердия, которые приняли присягу служить больным и страждущим.

1818 г.- Москва, создан институт сердобольных вдов.

С этого времени в России начинается спецподготовка женского персонала. Учебник, по которому учились, написал Христофор Оппель в 1822 году.

1844 г. в Петербурге открыта 1-я в России община сестер милосердия «Святотроицкая»

Идея международной помощи жертвам войны и стихийных бедствий принадлежит Анри Дюнану, швейцарскому бизнесмену и гуманисту. В 1859 г. Дюнан организовал отряд добровольцев для помощи жертвам кровавой битвы при Сольферино (Северная Италия), где участвовало 160 тыс. франко-итальянских солдат и столько же австрийских. Дюнану удалось спасти многих раненых, для которых он нашел пищу, воду и уход.

В воспоминаниях о Сольферино, опубликованных в 1863 г. , Дюнан наметил пути помощи больным и раненым военного времени. Книга вызвала повсеместное сочувствие жертвам войны, и в феврале 1863 г. Женевское общество благоденствия, небольшая благотворительная организация, ставившая целью помощь больным и нуждающимся, образовало комитет из пяти человек для рассмотрения предложений Дюнана. В октябре 1863 г. комитет, в который входил и Дюнан, организовал международную конференцию в Женеве. Представители 16 стран создали национальные благотворительные организации, в качестве эмблемы был избран красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг) . Комитет пяти был преобразован в Международный комитет Красного Креста (МККК) , в задачу которого входила координация деятельности благотворительных групп.

Конференция послужила толчком для организованного швейцарским правительством аналогичного мероприятия в 1864 г. , где были сформулированы принципы работы с пострадавшими. 24 августа представители 12 государств подписали конвенцию об улучшении положения больных и раненых в воюющих армиях. Это соглашение, именуемое также Женевской конвенцией 1864 г. , гарантировало нейтралитет медицинского персонала и оборудования и официально приняло красный крест в качестве опознавательного знака. Большинство государств с течением времени признали положения этой и других конвенций.

Боевое крещение Красный Крест принял уже в 1864 г. , когда оказывал помощь во время датско-прусского конфликта из-за герцогств Шлезвиг и Гольштейн. В более широких масштабах он развернул свою деятельность во время франко-прусской войны 1870...1871 гг. , хотя французские руководители не одобряли гуманизм Дюнана и Франция, в отличие от Пруссии, к Женевской конвенции не присоединилась.

Хотя и ограниченный в своих возможностях, МККК успел проявить себя в русско-турецкой войне 1877 г. , сербо-болгарской войне 1885 г. и Балканских войнах 1912...1913 гг. Многие национальные общества Красного Креста были созданы в это время. Например, американский Красный Крест основан в 1881 г. Кларой Бартон, которая была его первым председателем вплоть до 1904 г. Однако всю важность работы Красного Креста показала первая мировая война.


Крымская война 1853-1856 гг.

Легендарные имена этой войны:

•Даша Севастопольская-15-летняя девчонка, которая на поле боя организовала перевязочный год и таким образом стала первой сестрой милосердия.

•А.П.Стахович- в 1854 году была начальницей отряда медсестер из 28 человек(почти все погибли).

•М.И.Меркулова- 1855 год, начальница 2-го отряда. Отряд состоял из 20 чел.

1/3 часть умерла от тифа.

• Екатерина Михайловна Бакунина- прародительница фельдшеров.

• Флоренс Найтингейл- 1820-1910 основоположница сестринского дела в мире, английская сестра милосердия.

1859- выпуск книги «Записки об уходе».

1912г.- учреждена медаль её имени. Каждый год 12 мая отмечается международный день медсестры.

1863г.- в Женеве был создан комитет, который получил название «Международный красный крест» КК на белом.

1876г- Организовано Российское общество красного креста.

1897г- Открылся институт по подготовке мужчин для ухода за больными(срок 2 года).

1909г.- в Москве открылась Марфо-Мариинская Обитель сестер милосердия.

1917г.- В Москве состоялся первый всероссийский съезд сестер милосердия.

1920г.- Общины сестер-милосердия упразднены.

1922г.- Определены типы учебных заведений и двухгодичный срок обучения.

1926г.- Мед.учебные заведения стали называть техникумами, а сестер- техники по уходу.

1942г.- Журнал «Медсестра»

1988г.- введена новая специальность сестринского дела.

1991г.- мед.колледжи с 4-хгодичным обучением.

1991г.- ВСО

1993г.- в Галицино прошла международная конференция «Новые сестры для новой России» - принята философия сестринского дела.

1995г.- вышел журнал «Сестринское дело»

Философия с/д представляет систему взглядов на взаимоотношения между сестрой ,пациентом, обществом и окружающим.

Она основана на общечеловеческих принципах этики.

В основе этики находится человек.

Этика-наука о морали.

Мораль- нормы, принципы, определяющие правила поведения людей.

Медицинская этика- раздел науки о роли нравственных начал в деятельности мед.работника, их гуманное отношение к пациенту.
Философия сестринского дела

Согласно общепринятому определению философия — это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных с формированием целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Это специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения.

Философия медицины начала формироваться в Древней Греции. Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Ф. Бэкон, представитель эпохи Нового времени, писал, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной.

Современная философия медицины руководствуется критерием духовной ценности человеческой жизни. Роль такой философии состоит в том, что она определяет общие идеи медицины, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще. Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Она является основой выполнения лечебных манипуляций и веры пациента в свое выздоровление, становится духовным элементом терапевтического воздействия.

Философия любой профессии, в частности сестринского дела, всегда находится в развитии. Взгляды общества на те или иные ценности постоянно претерпевают изменения, поэтому меняется и мнение о профессии медсестры.

Философия сестринского дела существенно отличается не только в разных регионах, национальных группах, но и в лечебно-профилактических, медицинских образовательных учреждениях. Реформа здравоохранения в России подразумевает выработку нового взгляда и на сестринское дело, потому что будущему среднему медицинскому персоналу придется работать при новых социально-экономических условиях.

В философии сестринского дела можно выделить четыре основных понятия:

1) сестринское дело как искусство и наука;

2) пациент как личность;

3) окружающая среда;

4) здоровье.

Искусство оказывает большое воздействие на духовный мир человека. Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. В свое время Ф. Найтингейл говорила, что сестринское дело — одно из древнейших искусств и одна из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах.

Как наука сестринское дело опирается не только на медицинские знания, но и на психологию, социологию, культурологию, историю, этику и эстетику. В процессе профессиональной деятельности у сестринского персонала вырабатывается определенный концептуальный подход, на базе которого составляются обширные описательные характеристики особенностей сестринского дела. Они образуют прочную основу для создания теории сестринского дела.

Понятие «личность» занимает в философии сестринского дела особое место. Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире. Человек — это целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой. Биологические, психологические, социальные и духовные компоненты составляют единое целое человека, пациента. Они характерны для всех людей, но индивидуальны для каждого и образуют уникальную личность. Медицинская сестра должна быть готова иметь дело с любым пациентом, уважительно относиться к его прошлому и настоящему, жизненным ценностям, обычаям и убеждениям.

Окружающая среда всегда оказывала влияние на жизнедеятельность людей. Еще Гиппократ исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и др.) с точки зрения их влияния на человека. Ф.Найтингейл также считала окружающую среду существенным фактором в предотвращении заболеваний и поддержании здоровья.

Окружающая среда — это совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Она подразделяется:

- на физическую, включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п. В дополнение к природной окружающей среде необходимо учитывать и техногенную;

- социальную, оказывающую огромную роль на личность пациента (семья, школа, знакомые, рабочий коллектив и т.д.);

- культурную, которая включает поведение человека, его взаимоотношение с другими людьми (язык, традиции, обычаи, вера, манеры общения и т.п.).

Медицинская сестра строит свои взаимоотношения с пациентом в зависимости от окружающей среды, в которой он рос, живет и работает. Следует помнить, что среда обитания накладывает отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье.

В 1947 г. ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний или неполноценности. Порой трудно определить, что является здоровьем, но следует учитывать, что это динамический процесс. Здоровье можно определить как объективно, так и субъективно: это цель, к которой нужно стремиться; оно включает умение заботиться о самом себе; обеспечивает чувство целостности; справляется со стрессом путем адаптации; его составной частью являются процессы непрерывного роста и становления. В любой момент жизни каждый человек должен стремиться к здоровью.

Таким образом, философия сестринского дела отражает отношение медицинской сестры к своей деятельности, формирует целостный взгляд на сестринское дело, роль и место в нем сестринского персонала.



Этические обязанности:

1.Говорить правду

2.Делать добро

3.Не причинять вреда

4.Уважать права пациента

5.Уважать обязательства других

6.Держать слово

7.Быть преданным

8.Уважать права пациента на самостоятельность.
Этические ценности:

1.Профессианолизм

2.Здоровье

3.Здоровая окружающая среда

4.Человеческое достоинство

5.Независимость

6.Забота.
Добродетели:

Это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам:

1.Знания

2.Умения


3.Сострадание

4.Милосердие

5.Терпение

6.Целеустремленность.



Тема 1.2 Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле
План:

  1. Определение «Биоэтика», Медицинская тайна».

  2. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

  3. Общение, как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.

  4. Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

  5. Сферы обучения: познавательная ,эмоциональная, психомоторная.

  6. Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.

  7. Цели обучения: промежуточные, конечные.

  8. Реалистичность целей. Условия достижения целей.


Профессиональные и общие компетенции:
ПК7.1 - Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК7.2 - Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК7.4 - Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому

ПК7.9 - Участвовать в санитарно- просветительской работе среди населения.


ОК1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2 - Организовать собственную деятельность своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5 - Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Медицинская деонтология - наука о профессиональном долге медицинских работников

Разделы медицинской этики и деонтологии:

1.Медсестра и пациент

2.Медсестра и государство, закон

3.Медсестра и её взаимоотношения с другими мед.работниками

4.медсестра и родственники пациента

5.медсестра и её отношение к себе.



Биоэтика - учение о социальных, правовых и этических последствиях, связанных с применением новых биомедицинских технологий. Она защищает пациента от зла, которое может причинить ему медработник, вооруженный новыми технологиями. Помимо основного закона «не навреди», требуется соблюдение справедливости и правдивости.
Медицинская тайна - сведения о болезни, интимной и семейной жизни пациента. Не подлежат огласке сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении.

Медработник должен сохранить в тайне от третьих лиц доверенную ему или ставшую известной информацию состоянии здоровья, диагнозе, лечении, личной жизни, даже после того, как пациент умрёт.


Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

Морально – этические нормы, правила и принципы

1. Основные понятия.

«Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии» (Ф. Найтингейл).

Во все времена и у всех народов к характеру и поведению медицинской сестры общество предъявило особые, повышенные требования. Личные качества медсестры – любовь к людям, способность к состраданию, доброта, требовательность к себе, - является предметом изучения медицинской этики.

Медицинская этика–это учение о морали медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения.

Тысячелетиями существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины. Этика – это учение о морали и нравственности (Аристотель). Принципы медицинской этики должны соблюдаться медсестрами в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали (- это совокупность норм-запретов, идеалов, требований, предписаний, - принятая и разделяемая в данном обществе) и нравственности(- это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, норм, нравов, поведение людей при определенной системе общественных отношений) или этические категории: долг, совесть, честь, достоинство, ответственность. Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в ее высоком профессионализме, но и в порядочности.

2. Медицинская этика в истории медицины.

«В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» (Гиппократ).

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубины веков, зафиксированы в древнеиндейской книге «Аюрведа», в которой наряду с проблемами добра и справедливости высказываются наставления быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным. Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в «Клятве Гиппократа». Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга». В эпоху Возрождения Парацельс особое внимание уделял моральным качествам врача.

Термин «деонтология» (- это этическая теория, рассматривающая проблемы долга, моральных требований и нормативов) был дан Д. Бентамом, а «биоэтика» (- это свод требований и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в интересах охраны и обеспечения физического и психического здоровья человека и общества, устанавливающих меру ответственности тех, кто принимает решения в этой области, а также регулирующих возникающих в связи с этим отношения. (Проект ФЗ «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения») ), -В. Р. Поттером.


3. Проблемы медицинской этики на современном этапе.

«Человека следует уважать в себе и в других» (Э. Кант).

Основные проблемы биомедицинской этики затрагивают следующий круг вопросов: взаимоотношения медицинского работника и пациента, эксперименты на человеке, эвтаназия пассивная (отказ от лечения, поддерживающего жизнь пациента, т. е. прекращение уже начатого лечения, отключение ИВЛ, искусственного питания. В России эвтаназия запрещена законом) и активная (- это преднамеренное прерывание жизни неизлечимо больного пациента с целью прекращения его страданий), социальные, правовые и этические аспекты аборта. Контрацепции и стерилизации, генетический скрининг, новые репродуктивные технологии: (искусственная инсеминация, эко, суррогатное материнство), трансплантация органов и тканей, генетика и генная инженерия, клонирование, права пациента и медицинского работника и т.д. проблемные ситуации в современной медицине рассматриваются с точки зрения философии, психологии, социологии, права, морали и религии.

4. Права пациента и сестринского персонала.

Существуют международные организации, занимающиеся проблемами биоэтики: ВОЗ, ВМА (Всемирная Медицинская Ассоциация), ООН и создавшие международные нормы о правах человека, напр., Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья…» статья 25 ), Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека», Лиссабонская декларация о правах пациента (принята в 1981 г. в Лиссабоне, Португалии. «Пациент имеет право свободно выбирать врача, получать помощь врача, получив адекватную информацию согласиться на лечение или отказ от него и т.д.»), «Копенгагенская декларация»(1994) и др. первый кодекс прав пациента был принят в 1972 г. в США. В нашей стране наиболее детально вопросы охраны здоровья, прав граждан, попадающих в сферу медицинской деятельности, нашли свое законодательное воплощение в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».

5. Медицинская тайна.

«Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными» (Ф. Найтингейл).

Статья 31 в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения. Полученные при его обследовании и лечении, составляет врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных обязанностей, кроме случаев, установленных статьей 31 частями третьей «С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющая врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах лечения и обследования пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях» и четвертой «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина и его законного представителя допускается: в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда…, в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей». Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Регламентация вопроса о врачебной тайне также содержится в статье 49 – «При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия, указывается только его причина нетрудоспособности (заболевания, травма или иная причина)».

6. Морально – этические нормы, правила и принципы сестринского поведения.

В основе медицинской профессии лежит этика Гиппократа – этика гуманности (человечный, отзывчивый, культурный), человеколюбие, милосердия (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия). Эффективность лечения и ухода за больными определяется не только профессиональным уровнем знаний и умений медсестры. Ее личные качества: моральные, эстетические, интеллектуальные, внешний вид, профессиональное поведение и коммуникативные навыки иобщаякультураблаготворно влияют на процесс выздоровления пациента. Этический кодекс медсестры России дает четкие ориентиры профессиональной деятельности медсестры, излагает принципы (схема 1.) и морально-этические нормы сестринского поведения. На медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания.

И. Харди выделил 6 типов медсестер в зависимости от характера и отношения к работе:

1. практический (выполняет свои обязанности скрупулезно, уподобляясь машине, не сопереживая, не сочувствуя пациенту);

2. артистический (медсестра в процессе работы играет заученную роль; в ее поведении постепенно исчезает искренность, открытость и появляется наигранность, искусственность);

3. нервный (медсестра эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, брезгливая, склонная обсуждать личные проблемы, иногда отказывается выполнять некоторые процедуры);

4. мужской (сестра мужеподобной внешностью, крупного телосложения, решительная, энергичная, самоуверенная, любит порядок, четкость и дисциплину. Может быть резкой и грубой с пациентами);

5. материнский (забота о пациенте – ее жизненное призвание. Она с максимальной любовью и сочувствием относится к пациентам);

6. сестра – специалист (работает в кабинетах физиотерапии, рентген-кабинете, лаборатории и функциональной диагностики. Она относится к другим медсестрам и пациентам с чувством превосходства).

Схема 1.



Скачать 179.84 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница