1. Об указании условия об ответственности страховщика в госконтракте на осаго



страница1/7
Дата28.11.2017
Размер1.27 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7

1. Об указании условия об ответственности страховщика в госконтракте на ОСАГО.

По мнению суда, Закон об ОСАГО - специальный по отношению к Закону № 44-ФЗ, и он предусматривает ответственность страховщика в большем объеме. По Закону об ОСАГО размер неустойки за нарушение срока страховой выплаты составляет 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. А по Закону № 44-ФЗ размер пеней за просрочку исполнения контракта не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему выполненных обязательств.



Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2017 по делу № А78-15606/2016.
2. Об установлении требований к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:

- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;

- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.



Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами Градостроительного кодекса РФ (далее также - ГрК РФ).

При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ (далее - Закон № 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона № 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.

Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки. В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона № 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами Градостроительного кодекса РФ.

Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:

- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона № 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;

- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона № 372-ФЗ);

для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ);


для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).

Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ в редакции п. 20 ст. 1 Закона № 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).

При этом в силу ч.ч. 2, 4 ст. 55.4 ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения (п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ).

Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:

- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;

- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;

- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79 Закона № 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона № 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч.ч. 2-2.3 ст. 55.2 ГрК РФ, ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон № 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными (ч. 6 ст. 20 Закона № 315-ФЗ).

Во-вторых, в силу ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ, ч. 1 ст. 7 Закона № 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч.ч. 1, 3, 5 ст. 7.1 Закона № 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно п. 5 ч. 2 ст. 55.17 ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.

При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ). Форма выписки в силу ч. 5 ст. 55.17 ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58.

Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.


Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.

Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного ст. 103 Закона № 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.




3. Федеральный закон от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Должностные лица, виновные в нарушении срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, будут привлекаться к административной ответственности

Установлено, что при нарушении срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Если указанные деяния совершены должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то в таком случае данное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет.



С 6 августа нарушителей сроков и порядка оплаты контрактов по 44-ФЗ будут штрафовать

Должностное лицо заказчика ожидает штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если нарушение повторится, это лицо могут дисквалифицировать на срок от года до двух лет.

Отметим, с 1 мая 2017 года срок оплаты контрактов должен составлять:

- не более 15 рабочих дней, если контракт заключается с СМП и СОНКО;

- не более 30 дней по остальным контрактам.

Исчислять указанные сроки надо с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Документ: Федеральный закон от 26.07.2017 № 189-ФЗ (вступает в силу 6 августа 2017 года)
4. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Для предприятий легкой промышленности Правительство РФ может устанавливать «льготный» критерий отнесения к субъектам среднего предпринимательства.

Согласно общему правилу, для средних предприятий предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год составляет от ста одного до двухсот пятидесяти человек.

Правительству РФ предоставлено право для предприятий легкой промышленности устанавливать предельное значение среднесписочной численности работников свыше указанного значения.

При этом определены условия осуществления деятельности в сфере легкой промышленности - в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в соответствии с ОКВЭД. Доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 70 процентов в общей сумме доходов.



5. Об этапах исполнения контракта и о приемке работ.

Понятия «этап исполнения контракта» и «отдельные этапы поставки товара» содержатся в ст.94 44-ФЗ, однако в документе отсутствуют четкие формулировки или пояснения того, какой именно смысл законодатели вкладывали в эти термины.

Многие ошибочно полагают, что этап исполнения контракта завершается в момент получения денег от госзаказчика – то есть, если оплата поступает раз в месяц, возникает необходимость в составлении ежемесячных отчетов о выполненных работах, предоставленных услугах или поставленных товарах.

Исходя из решений Арбитражных судов и разъяснения Минэкономразвития от 30 сентября 2014 года №Д28и-1889, это не так. В то же время, необходимо отметить, что МЭР не имеет полномочий и компетенции для разъяснения законодательства РФ, поэтому письма ведомства можно воспринимать только как рекомендации.

Если в контракте не указано требование о разделении работ или поставок товаров на этапы, если наличие этапов исполнения контракта не прописано в плане-графике заказчика или подобные условия не были изложены в карточке заключенного контракта в ЕИС, а расчет осуществляется на ежемесячной основе, такой контракт можно считать одноэтапным.

Даже если между заказчиком и исполнителем или поставщиком происходит промежуточное подписание документов о приемке, оно не означает окончание какого-либо этапа работ. В данном случае предприниматель должен составить только один отчет по итогам полного исполнения условий контракта. Согласно п.3 положения, утвержденного постановлением правительства РФ № 1093, отчет должен быть опубликован в ЕИС в течение 7 дней с момента получения оплаты от заказчика за полное исполнение обязательств.

Если же заказчик прописал в контракте наличие отдельных этапов работ или поставки товаров, исполнитель должен публиковать в ЕИС отчеты об их исполнении по мере поступления оплаты за каждый из них. На это у предпринимателя также есть 7 дней с момента получения денег.

Приемка результатов контракта

Правила приемки поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг изложены в ст.94 44-ФЗ. Если заказчик воспользовался услугами экспертов для принятия решения о приемке или отказе от нее, приемочная комиссия должна учитывать их предложения и результаты экспертизы. Заказчик не обязан отказывать в приемке товаров, работ или услуг из-за их несоответствия условиям контракта, если это несоответствие было устранено.

По результатам исполнения контракта или его отдельного этапа заказчик публикует в ЕИС отчет, который должен содержать следующие сведения:


  • Информацию об исполнении контракта или его этапа, соблюдении промежуточных и окончательных сроков, установленных заказчиком;

  • Сведения о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о полном неисполнении предпринимателем своих обязательств, а также о санкциях, которые применены к недобросовестному контрагенту;

  • Данные об изменении или о расторжении контракта во время его исполнения.

Документы при приемке товара

В соответствии с ч.7 ст.94 44-ФЗ, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта или контракта целиком оформляется документом о приемке. Его подписывает представитель заказчика или все члены приемочной комиссии.

Сделать это необходимо в сроки, указанные в контракте. Если же заказчик остался недоволен качеством поставленных товаров или исполненных работ, он в те же сроки направляет предпринимателю письменный отказ от подписания документа о приемке с указанием мотивов такого решения.

6. О закупке у единственного поставщика.

Льготный режим закупки у единственного поставщика создает трудности в том, чтобы определить режим, когда можно и нельзя проводить малые закупки, то есть до 100 и до 400 тыс. руб. Прежде всего, нужно знать, как правильно рассчитать совокупный годовой объем закупок при планировании и годовой объем закупок у единственного поставщика. Иначе можно нарваться на большие штрафы.



Как проводить закупки у единственного поставщика

Способ закупки у единственного поставщика 44 ФЗ – самый простой. Главное - соблюдайте принципы конкуренции. При осуществлении закупки у единственного поставщика ваши действия не должны приводить к необоснованному ограничению числа участников закупок.



Проведение закупки у единственного поставщика

Вы можете заключать контракты на сумму до 100 тыс. руб. у едпоставщика только в рамках лимита годового объема закупок. При этом сами решайте, какой из вариантов выбрать — 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ), но не более 50 млн руб.



Закупка у единственного поставщика порядок проведения

Процедура закупки у единственного поставщика состоит в том, чтобы обосновать цену и подготовить проект контракта. Его в дальнейшем подпишет выбранный вами исполнитель или поставщики. Обосновывайте цену по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 ФЗ. Храните ценовую информацию вместе с контрактами. Это важно и для поставщиков. Например, для этого способа закупки вы можете в начале каждого квартала самостоятельно анализировать цены потенциальных поставщиков.



Порядок осуществления закупки у единственного поставщика

Схему проведения таких закупок регулирует законодательство о контрактной системе. Нельзя просто выбрать поставщика и предложить ему контракт. Нужно правильно рассчитать цену на основе изучения рынка, оформить правильно проект государственного или муниципального контракта, а также провести после исполнения приемку результатов.

А вот метод закупки у единственного поставщика может отличаться у всех заказчиков, бывает проще заключить типовой контракт. Следите за базой обновления типовых контрактов в ЕИС. Поставщикам выгодны такие контракты.

Чтобы ответить на вопрос - как проводится закупка у единственного поставщика – нужно сперва изучить все возможности такой закупки. Они перечислены в статье 93 Закона № 44 ФЗ. Организация закупок у единственного поставщика – это правильно заполненные реестры. При проведении закупок вы обязаны идентификационный код закупки в контракте до 100 тыс. руб. Об этом сказано в ч. 1 ст. 23 Закона № 44 ФЗ.

Если отражаете информацию о сделке в реестре закупок, то нужно добавить графу «ИКЗ» и туда. Тем самым заказчик обеспечит взаимосвязь таких закупок в плане закупок и плане-графике, контрактах и реестре закупок без оформления контрактов (договоров).

Особое внимание для закупок у единственного поставщика приходится обращать на контракты, заключаемые вследствие чрезвычайной ситуации. Не каждая авария позволяет провести такую закупку без конкурентных процедур.

Например, вы не можете это сделать, если у вас нет соответствующего документа от органов МЧС либо иных уполномоченных органов. В нем должно быть подтверждено, что произошла авария. В связи, с чем необходимо срочно провести ремонтные работы. Напоминаем, что заказчик вправе заключить контракт у единственного поставщика для ликвидации последствий аварий и ЧС.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница