1. «Весело — грустно» Цель



страница1/17
Дата04.07.2019
Размер2.5 Mb.
#114175
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

71064246




1. «Весело — грустно»

Цель: Развивать у детей представление о характере музыки (веселая — спокойная — грустная).

Описание: Карточка из плотного картона или дерева разделена двумя вертикальными линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором — со спокойным выражением лица; на третьем — с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Методика применения: Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки), объясняют свои действия. Педагог может предложить детям послушать две-три пьесы разного характера (веселую, грустную, спокойную). В этом случае после исполнения какой-либо пьесы ребенок, выполняющий задание, закрывает фишками соответствующие изображения на карточке в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки.

Варианты изготовления карточек к пособию «Весело-грустно»

 Карточки к пособию «Весело — грустно» фишках показывают эту последовательность. Например, если вначале звучала пьеса грустного характера, ребенок закрывает фишкой с цифрой 1 картинку, на которой изображен мальчик с грустным выражением лица, если далее исполнялась пьеса спокойного характера, то ребенок закрывает фишкой с цифрой 2 картинку с изображением мальчика со спокойным выражением лица и т. д. Последовательность пьес может меняться.


2.  «Подбери музыку»

Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический).

Описание: Такие же карточки, как и в предыдущем пособии. На первом квадрате изображен колпачок клоуна; на втором — военная фуражка; на третьем — головной убор Красной Шапочки. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Методика применения: Аналогична предыдущему пособию.
3.   «Три танца»

Цель: Развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.

Описание: Пособие возможно в двух вариантах.

1-й вариант Такие же карточки, как и в предыдущей игре, разделены на три квадрата: на первом изображена гармошка, условно соответствующая звучанию плясовой музыки; на втором — цитра, соответствующая исполнению вальса; на третьем — бубен, соответствующий звучанию польки. Три фишки.

2-й вариант: Вместо изображений инструментов, условно соответствующих исполнению разных танцев, можно использовать цветные карточки (например, зеленая соответствует плясовой, голубая — вальсу, оранжевая — польке).

Методика применения: Исполняются три танца (полька, вальс и плясовая) в разной последовательности. Дети узнают танец и закрывают фишкой соответствующие карточки, изображающие инструменты.

Варианты изготовления карточек к пособию «Три танца»

 

4.   «Подбери картинку»



Цель: Развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Описание: Два цветных диапозитива. (Можно использовать фотографии или репродукции с картин.) На одном изображена картина зимнего леса, как бы уснувшего в сказочном сне, высокие ели стоят в заснеженных шапках. На втором — тоже зимний пейзаж, но очень динамичный по характеру изображения: по снежной лесной дороге быстро мчится тройка лошадей.

Методика применения: Исполняется музыкальная пьеса. Детям показывают оба диапозитива и предлагают выбрать тот, который больше соответствует характеру музыки. Дети, объясняя свой выбор, рассказывают, какого характера музыка и почему картинка с изображением быстро мчащейся тройки больше соответствует прозвучавшему произведению.

 

5.  « Море»



Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.

Описание: Три карточки из картона с изображением линий, условно передающих различное состояние моря: на первой — линия, изогнутая на серо-голубом фоне — «море взволнованное»; на второй — линия, сильно изогнутая, фиолетовый фон — «море, бушующее»; на третьей — линия слабо волнистая, голубой фон — «море успокаивающееся, буря затихает».

Методика применения: Дети слушают в грамзаписи «Море» Н.А. Римского-Корсакова. После исполнения делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог знакомит детей с пособием, объясняет условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Он предлагает детям еще раз послушать музыкальное произведение и определить: как изменяется характер музыки на протяжении всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т.е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
6.   «Лесенка- чудесенка»

Цель: Развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Описание: Карточка из плотного картона с изображением лесенки из пяти ступенек. Каждая ступенька закрашена определенным цветом. Пять круглых фишек, соответствующих цвету ступенек лесенки.

Методика применении:. Педагог исполняет на металлофоне знакомую детям попевку «Лесенка», затем предлагает поочередно «музыкальные загадки»: исполняет без слов первую фразу попевки (поступенное движение мелодии вверх), но не доигрывает последний звук соль, затем исполняет вторую фразу попевки (поступенное движение мелодии вниз), не доигрывая нижнего звука до. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз. Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашена ступенька. После того как дети научатся выполнять задание, им предлагают более сложное. Педагог исполняет на металлофоне звуки мажорного трезвучия (вверх или вниз до ми соль, соль ми до), пропуская какой-то звук. Дети отмечают фишкой (кладут на ступеньку лесенки) тот звук, который не был исполнен педагогом.

 

7.  « Кого встретил колобок?»



Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Описание: Карточка из плотного картона разделена на две части: слева изображен веселый колобок; справа вверху вырезано окошко. С обратной стороны карточки приклеивают такую же по размеру, но чтобы между ними с правой стороны образовалась щель. В нее вставляется полоска из картона в виде линейки, разделенная на четыре равные части, на каждой из которых изображен тот или иной персонаж русской народной сказки «Колобок» (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна свободно передвигаться вверх и вниз, чтобы каждый раз в оконце помещалось изображение одного из персонажей. Примерь материал на цветной таблице

Методика применения: Дети вспоминают сказку «Колобок» перечисляют всех ее персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая: пьеса звучит в определенном регистре: «Заяц» — в высоком «Лиса» — в среднем, «Волк» — в низком, «Медведь» — в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображен в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку. Рядом с колобком в окошке показывается то заяц, то волк и т. д. в зависимости от того, какая пьеса исполнялась.

 

8.   «Узнай и сложи попевку»



Цель: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.

Описание: Для пособия можно использовать магнитную доску из любых игр для дошкольников и младших школьников. Доску укрепляют на подставке. Прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные прямоугольники — красные — соответствуют долгим звукам, короткие — зеленые — коротким. И тех и других по 10 штук. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии, исполняемой педагогом.

Методика применения: Разучивая вместе с педагогом попевку, дети с помощью пособия выкладывают ее ритмический рисунок, используя разные прямоугольники. Научившись выполнять это задание, дети могут перейти к более сложному — узнать по выложенному педагогом ритмическому рисунку знакомую попевку.
9.   «Веселый поезд»

Цель: Закреплять умение различать изменение темпа музыки.

Описание: Небольшая игрушка — паровоз с вагончиками.

Методика применения: Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем все быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение поезда постепенно замедляется и он останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает желающим передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать, изменив темпа.

Музыкальный репертуар: «Колеса паровоза» Е. Тиличеевой.

  

10.  «Громкая и тихая музыка»



Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание: Карточка из картона (размер 21X7 см), разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного (цвета, но различных по насыщенности, например одна розоватого цвета, другая — розовато-оранжевого, третья — оранжево-красного, цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат — тихому звучанию музыки; квадрат с более насыщенной окраской — более громкому звучанию и ярко окрашенный квадрат — громкому звучанию музыки.

Методика применения: Детям раздают карточки и объясняют их назначение. Педагог исполняет музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) — третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.
11. «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление пройденного материала.

Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нём игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного спектакля.

Ход игры.

Музыкальный руководитель:

- Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там.

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок», «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
12. «Подумай, отгадай!»

Цель: закрепление пройденного материала.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик птичка.

Ход игры.

Детям раздают по одной карточке. Звучит мелодия: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.




  1. «Найди игрушку»

Цель: закрепление пройденного материала.

Игровой материал:

Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д.



Ход игры.

Игрушки лежат на столе. Дети сидят полукругом. Музыкальный руководитель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребёнка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.




  1. «Буратино»

Цель: закрепление пройденного материала.

Игровой материал: коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (ёлочка, машина, санки, кукла, паровоз и т.д.), знакомым детям.

Ход игры.

Музыкальный руководитель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать.

Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.




  1. «Сладкий колпачок»

Цель: закрепление пройденного музыкального материала.

Игровой материал.

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один – для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках – рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.

Ход игры.

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки.

Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой - забыл. Надо колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание. Найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей. Но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.


  1. «Музыкальный секрет»

Цель: закрепление пройденного материала по пению, слушанию музыки и определение жанров (танец, марш, песня) и характера музыкальных произведений.

Игровой материал.

Демонстрационный: игровое панно, изображающее карту местности «камни», прикрепленные на липучке, с обратной стороны которых написано задание; колокольчик.

Ход игры.

Музыкальный руководитель рассказывает детям об интересном путешествии, которое сегодня им предстоит совершить. Только нужно взять с собой волшебный колокольчик. Он будет указывать путь. Музыкальный руководитель переносит колокольчик вдоль по тропинке на игровом поле, над определенным «камнем» он звенит. Сняв и перевернув «камень», музыкальный руководитель читает задание и исполняет его. Дети определяют жанр, характер, называют произведение и имя композитора. Затем в конце пути колокольчик находит корзинку с угощением, открыточками или небольшими сувенирами, спрятанную в помещении группы.Эту игру предлагается проводить в свободное от занятий время.


  1. «Поможем Дюймовочке»

Игровой материал.

Демонстрационный: цветок — тюльпан оригами или бумажный объемный цветок, лепестки которого разрезаны и соединены наверху. Внутри него находится маленькая куколка. Это — Дюймовочка. Плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого — музыкальное задание и нарисованная куколка — эльф с крылышками). Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Ход игры.

Тихо звучит музыка Э. Грига «Утро».



Музыкальный руководитель.

Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? (Дети отвечают.) Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и она! (Сажает ее между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Переворачивая каждый цветок, детям предлагают исполнить знакомый танец, песню или оркестровое произведение, стихи. В конце игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе из них принца.

Эту игру хорошо проводить после утренника, в свободное вечернее время. В задания включаются произведения прошедшего утренника.

Можно включить в задание определение характера музыки незнакомых произведений. Дети могут рассказать о своих чувствах и фантазиях, возникающих при прослушивании произведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



нотыb



      1. « Музыкальное лото»

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки – ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры.

Ребёнок- ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.


    1. «Ступеньки»

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры.

Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.


    1. «Повтори звук»

Игровой материал: карточки (по числу играющих) с изображением трёх бубенчиков: красный – «дан», зелёный – «дон», жёлтый – «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.

Ход игры.

Музыкальный руководитель (показывает детям большую карточку с бубенчиками):

- Посмотрите, на этой карточке нарисованы три бубенчика.



  • Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поёт до первой октавы): дан-дан-дан.

  • Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовём его «дон», он звучит так (поёт ми первой октавы): дон-дон-дон.

  • Жёлтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовём его «динь», и звучит он так (поёт соль первой октавы): динь-динь-динь.

Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Музыкальный руководитель показывает маленькую карточку, например, с жёлтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поёт «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Педагог даёт ему карточку, и ребёнок закрывает ею жёлтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребёнок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).


    1. «Три поросёнка»

Игровой материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В нём вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в жёлтой шапочке

Ход игры.

Дети рассаживаются полукругом.



Музыкальный руководитель:

Посмотрите, дети, какой красивый дом!

Живут в нём знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф и Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споёте так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос:

«Я Ниф-Ниф» (поёт и играет на пластинке до второй октавы).

У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поёт и играет на пластинке фа первой октавы).

У Наф-Нафа немного повыше» (поёт и играет на пластинке ля первой октавы).

Затем педагог объясняет правила игры, которые заключаются в следующем: дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например, в жёлтой шапочке. Ребёнок должен спеть: «Я Ниф-Ниф» – на звуке до второй октавыи т. д.


    1. «Домик крошечка»

Игровой материал.

Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Ход игры.

Музыкальный руководитель:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идёи, все идём.

Свою песенку поём, да поём.

Приходите в теремок, в теремок.

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу:

- По ступенькам я иду…

Затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу:



- В дом чудесный захожу!

Придумывая свой мотив,- и «заходит» в дом.

Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив.

Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поёт:

- По ступенькам вниз иду…

Затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу:



- По тропиночке уйду.

Также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.




    1. «Весёлые петрушки»

Игровой материал. Ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в синем костюме — на верхней линейке, петрушка в желтом — в середине, петрушка в красном — на нижней линейке.

Ход игры.

Ведущий играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в синем костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре — в красном.

В данной игре можно использовать для постановки задачи-стимула рассказ о новогодней елке:

- На елке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки и бусы, сосульки и шишки, разноцветные звонкие колокольчики и веселые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в синем костюме и звенел в колокольчик, издававший высокий звук. На середине елки, в густых ветвях, висел петрушка в желтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы елки находился петрушка в красном костюме, и его колокольчик звенел низко: "Бом-дили, бом-дили". Елка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек.


7. «Птичий концерт»

Игровой материал. Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).

Ход игры.

Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.

Ведущий.

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети. Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий.

А синица целый день

Поет громко:

Дети. Тень-тень, тень-тень!

Ведущий.

Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.



Дети. Тук-тук-тук!
Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком.
8. «Где мои ребятки?»

Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнёздышке.

Ход игры.

Дети сидят напротив педагога, у каждого по маленькой карточке.



Музыкальный руководитель: (предлагает поиграть и начинает рассказ):

- В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают:

«Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница