2018 Научный журнал Издается с 2015 года Выходит раза в год Главный редактор В. П. Шалаев Журнал зарегистрирован



страница1/13
Дата09.08.2019
Размер0.5 Mb.
#126700
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ISSN 2410-0773




Социальное время
3(15)
2018




Научный журнал

Издается с 2015 года

Выходит 4 раза в год
Главный редактор
В. П. Шалаев
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77-59171 от 03.09.2014
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола)
Адрес редакции: 424000, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3. Тел. 8(8362)686800.
E-mail: sociotime@volgatech.net
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, публикующих основные ре-
зультаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук
(решение Президиума ВАК России при Министерстве образования и науки РФ от
23.03.2018) по следующим направлениям: 07.00.11 – исторические науки и археология;
22.00.00 – социологические науки; 09.00.00 – философские науки


Редакторы Л. С. Емельянова, П. Г. Павловская
Компьютерная верстка С. Н. Эштыкова, В. В. Хренков Переводчик С. И. Иванова
Подписано в печать 21.09.2018. Формат 70×1001/16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 10,4. Тираж 500 экз. Заказ № 13075.

Дата выхода в свет: 28.10.2018. Цена свободная.
Поволжский государственный технологический университет. 424000, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3 Отпечатано в ООО «Салика». 424002, Йошкар-Ола, бульвар Победы, 5
Перепечатка или воспроизведение материалов номера допускается только с письменного разрешения редколлегии.
© Поволжский государственный

технологический университет, 2018



1


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Шалаев Владимир Павлович, д-р филос. наук, проф. (Йошкар-Ола) – главный редактор Дахин Андрей Васильевич, д-р филос. наук, проф. (Н. Новгород)
Лепский Владимир Евгеньевич, д-р психол. наук, проф. (Москва)
Павлова Анжелика Николаевна, д-р ист. наук, доц. (Йошкар-Ола)
Полутин Сергей Викторович, д-р социол. наук, проф. (Саранск)
Чумаков Александр Николаевич, д-р филос. наук, проф. (Москва)
Шатунова Татьяна Михайловна, д-р филос. наук, проф. (Казань)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ


  • Члены редсовета в регионах России:


Аршинов Владимир Иванович, д-р филос. наук, проф. (Москва)
Астафьева Ольга Николаевна, д-р филос. наук, проф. (Москва)
Бекарев Адриан Михайлович, д-р филос. наук, проф. (Н. Новгород)
Беляев Владимир Александрович, д-р полит. наук, проф. (Казань)
Войцехович Вячеслав Эмерикович, д-р филос. наук, проф. (Тверь)
Гавров Сергей Назипович, д-р филос. наук, проф. (Москва)
Дадаева Татьяна Михайловна, д-р социол. наук, проф. (Саранск)
Дунец Александр Николаевич, д-р геогр. наук, проф. (Барнаул)
Ершов Андрей Николаевич, д-р социол. наук, проф. (Казань)
Ильин Владимир Иванович, д-р социол. наук, проф. (Санкт-Петербург)
Ковалева Алла Владимировна, д-р социол. наук, проф. (Барнаул)
Косачев Константин Иосифович, канд. юрид. наук (Москва)
Кутырев Владимир Александрович, д-р филос. наук, проф. (Н. Новгород)
Максимова Светлана Геннадьевна, д-р социол. наук, проф. (Барнаул)
Набиев Ринат Ахматгалиевич, д-р ист. наук, проф. (Казань)
Никитина Татьяна Багишевна, д-р ист. наук (Йошкар-Ола)
Полищук Ростислав Феофанович, д-р физ.-мат. наук, проф. (Москва)
Пчелина Ольга Викторовна, д-р филос. наук, доц. (Йошкар-Ола)
Савчук Валерий Владимирович, д-р филос. наук, проф. (Санкт-Петербург)
Сергеев Сергей Алексеевич, д-р полит. наук, проф. (Казань)
Смолин Олег Николаевич, д-р филос. наук, проф. (Москва)
Солодухо Натан Моисеевич, д-р филос. наук, проф. (Казань)
Спирова Эльвира Маратовна, д-р филос. наук (Москва)
Степанов Евгений Иванович, д-р филос. наук, проф. (Москва)
Тишкин Алексей Алексеевич, д-р ист. наук, проф. (Барнаул)
Черданцева Инна Владимировна, д-р филос. наук, доц. (Барнаул)
Шалаева Светлана Леонидовна, канд. филос. наук, доц. (Йошкар-Ола)
Шашкова Ярослава Юрьевна, д-р полит. наук, доц. (Барнаул)
Щелкунов Михаил Дмитриевич, д-р филос. наук, проф. (Казань)
Широкалова Галина Сергеевна, д-р социол. наук, проф. (Н. Новгород)


  • Члены редсовета и представители журнала за рубежом:


Бабосов Евгений Михайлович, д-р филос. наук, проф. (Минск, Беларусь)
Билалов Бахадур Анвер оглы, канд. ист. наук, доц. (Баку, Азербайджан)
Ведлер Барбара, д-р, проф. (Миттвайда, Германия)
Водопьянов Павел Александрович, д-р филос. наук, проф. (Минск, Беларусь)
Зеленков Анатолий Изотович, д-р филос. наук, проф. (Минск, Беларусь)
Ибрагимов Айдын, д-р геогр. наук, проф. (Чанакалле, Турция)
Илиева Снежана, д-р психол. наук, проф. (София, Болгария)
Левицка Яна, д-р, проф. (Трнава, Словакия)
Перинчек Мехмет Бора, д-р ист. наук, проф. (Стамбул, Турция)
Проданов Васил, д-р филос. наук, проф. (София, Болгария)
Рамтун Рой, д-р, проф. (Афины, США)
Тарароев Яков Владимирович, д-р филос. наук, проф. (Харьков, Украина)


2


ISSN 2410-0773




Социальное время
3(15)
2018




Scientific journal

Founded in 2015

Published 4 times a year
Editor-in-Chief

Vladimir P. Shalaev
The journal is registered in the Federal service for supervision

of communications, information technology, and mass media (Roskomnadzor)


Registration certificate: ПИ № ФС77-59171 from 03.09.2014
Area of distribution: Russian Federation, foreign countries
Founder: FSBEI of HE «Volga State University of Technology» (Yoshkar-Ola)
Editorial office: 424000, Yoshkar-Ola, 3 Lenin Square. Tel. 8(8362)686800.

E-mail: sociotime@volgatech.net


The scientific magazine is included in the List of the reviewed scientific editions publishing the main results of theses for a degree of the candidate of science and doctor of science (the decision of Presidium of VAK (Higher Attestation Commission) of Russia at the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, of 23.03.2018) in the following directions: 07.00.11 – historical sciences and archeology; 22.00.00 – sociological sciences; 09.00.00 – philosophical sciences.


Editors L. S. Emelyanova, P. G. Pavlovskaya Computer imposition S. N. Eshtykova, V. V. Khrenkov Translator S.I. Ivanova
Signed in 21.09.2018. The format 70×1001/16. Offset paper.

Circulation 500 ind. Ordering № 13075.

Release date: 28.10.2018. Open price.
Volga State University of Technology. 424000, Yoshkar-Ola, 3, Lenin Square

Printed in "Salika" LLC. 424002, Russia, Mari El Republic Yoshkar-Ola, Victory Boulevard, 5.


Reprint or reproduction of material numbers is permitted
only with prior written permission of the editorial board

© Volga State University

of Technology, 2018

3


EDITORIAL BOARD
Shalaev V.P., Doctor of Philosophy (Yoshkar-Ola) Editor-in-Chief

Dakhin A.V., Doctor of Philosophy (Nizhny Novgorod)

Lepsky V.E., Doctor of Psychology (Moscow)

Pavlova A.N., Doctor of History (Yoshkar-Ola)
Polutin S.V., Doctor of Sociology (Saransk)

Chumakov A.N., Doctor of Philosophy (Moscow)

Shatunova T.M., Doctor of Philosophy (Kazan)
EDITORIAL COUNCIL


  • Members of the editorial board in the regions of Russia:


Arshinov V.I., Doctor of Philosophy (Moscow) Astafeva O.N., Doctor of Philosophy (Moscow)

Bekarev A.M., Doctor of Philosophy (Nizhny Novgorod) Belyaev V.A., Doctor of Politology (Kazan) Voitsekhovitch V.E., Doctor of Philosophy (Tver) Gavrov S.N., Doctor of Philosophy (Moscow)
Dadaeva T.M., Doctor of Sociology (Saransk) Dunets A.N., Doctor of Geography (Barnaul) Yershov A.N., Doctor of Sociology (Kazan) Ilyin V.I., Doctor of Sociology (St. Petersburg) Kovalyova A.V., Doctor of Sociology (Barnaul) Kosachev K.I., Doctor of Philosophy (Moscow) Kutyrev V.A., Doctor of Philosophy (Nizhny Novgorod) Maksimova S.G., Doctor of Sociology (Barnaul) Nabiyev R.A., Doctor of History (Kazan)
Nikitina T.B., Doctor of History (Yoshkar-Ola)
Polishchuk R.F., Doctor of Physical and Mathematical Sciences (Moscow) Pchelina O.V., Doctor of Philosophy (Yoshkar-Ola)
Savchuk V.V., Doctor of Philosophy (St. Petersburg) Sergeyev S.A., Doctor of Politology (Kazan)
Smolin O.N., Doctor of Philosophy (Moscow) Solodukho N.M., Doctor of Philosophy (Kazan) Spirova E.M., Doctor of Philosophy (Moscow) Stepanov E.I., Doctor of Philosophy (Moscow) Tishkin A.A., Doctor of History (Barnaul) Cherdantseva I.V., Doctor of Philosophy (Barnaul) Shalaeva S.L., Doctor of Philosophy (Yoshkar-Ola) Shashkova Y.Y., Doctor of Politology (Barnaul) Shchelkunov M.D., Doctor of Philosophy (Kazan) Shirokalova G.S., Doctor of Sociology (Nizhny Novgorod)


  • Members of the editorial board of the journal and representatives abroad:


Babosov E.M., Doctor of Philosophy (Minsk, Belarus) Bilalov B., Doctor of Philosophy (Baku, Azerbaijan) Wedler B., Doctor, prof. (Mittweida, Germany) Vodopianov P.A., Doctor of Philosophy (Minsk, Belarus) Zelenkov A.I., Doctor of Philosophy (Minsk, Belarus) Ibragimov A., Doctor of Geography (Chanakalle, Turkey) Ilieva S., Doctor of Psychology (Sofia, Bulgaria)
Levická J., Doctor of Philosophy (Trnava, Slovakia) Perinchek M.B., Doctor of History (Istanbul, Turkey) Prodanov V., Doctor of Philosophy (Sofia, Bulgaria) Ramtun R., Doctor of Philosophy (Athens, USA) Tararoev Y.V., Doctor of Philosophy (Kharkiv, Ukraine)

4


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Слово главного редактора 7


ФИЛОСОФИЯ
Дьяченко О. Н. Проблема добра и зла в апологетике и ранней патристике 9
Серебряков Ф. Ф. Оппозиция индивидуального и общественного

в социальных явлениях как философская проблема: трудности истолкования 17


Шалаев В. П. Между западофикацией и собственным путем: нелегкий выбор

нашего времени (опыт философского анализа) 26


Щёкин Н. С. Традиционализм и консерватизм: диалог церкви и государства

в контексте исторического опыта восточнославянской цивилизации 37


СОЦИОЛОГИЯ
Бекарев А. М., Пак Г. С., Хусяинов Т. М. Компаративный анализ

особенностей коммуникации студентов-нижегородцев


и иногородних студентов (социологический ракурс) 48
Мазур Л. Н. Антропология местной власти в современной России:
деволюция или инволюция? 58
Полутин С. В., Шумкова Н. В. Особенности профессиональной

идентичности современного учителя (региональный аспект) 76


ИСТОРИЯ
Буданов В. Г. Нелокальные квантово-синергетические онтологии архетипов
общественного развития: ритмокаскадное расписание войн и революций 85
Ефимов А. А., Пономарёва С. А., Неплюев Д. С. Ресурсы и возможности

повстанческой акции в Москве накануне событий декабря 1905 года 100


Кутарев О. В. О причинах (не)упоминаний славянского язычества

в западноевропейских источниках VI–XIII веков 113


Подготовка и порядок приема рукописей 123

5


C O N T E N T S
Column of the Editor-in-Chief 7
PHILOSOPHY
Dyachenko O. N. The problem of good and evil in apologist and early patriculture 9
Serebryakov F. F. Opposition of individual and social in social phenomena

as a philosophical problem: the difficulties of interpretation 17


Shalaev V. P. Between the westernisation and own way: hard choice of our time
(experience of the philosophical analysis) 26
Shchekin N. S. Traditionalism and conservatism: dialogue between church
and state in context of historical experience of eastern slavic civilization 37
SOCIOLOGY
Bekarev A. M., Pak G. S., Khusyainov T. M. Comparative analysis of peculiarities
of communications of students from Nizhny Novgorod

and out-of-town students (sociological angle) 48


Mazur L. N. Anthropology of local authorities in modern Russia: devolution

or involution? 58


Polutin S. V., Shumkova N. V. Features of professional identity
of modern teacher (regional aspect) 76
HISTORY
Budanov V. G. A nonlocal quantum-synergetic ontology of the archetypes

of social development: rhythmocascade schedule of wars and revolutions 85


Efimov A. A., Ponomareva S. A., Neplyuev D. S. Resources and possibilities
of the redial action in Moscow on the eve of the events of december 1905 100
Kutarev O. V. About causes of the (no-)references about slavic paganism
in west-european sources (VI–XIII centuries) 113
Preparation and procedure for acceptance of manuscripts 123

6


СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА


  • пятнадцатом номере международного научного журнала SocioTime / Социальное время (с 2018 года жур-нал входит в перечень ВАК научных журналов России по направлениям: философские науки, социологические науки, исторические науки и археология) представлены оригинальные научные материалы, подготовленные уче-ными и исследователями России и зарубежья. Они посвя-щены актуальным вопросам социально-гуманитарного знания, охватывающего современные и исторические процессы развития человека и общества под влиянием доминант социального времени. SocioTime позиционирует

себя как сетевое международное научное издание. Интеллектуальное партнер-ское сообщество журнала нашло свое отражение в составе его редколлегии, представленной исследователями из университетов и академических институ-тов Йошкар-Олы, Казани, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт -Петербурга, Са-ранска, Твери, а также университетских центров Беларуси, Украины, Германии, США, Турции, Болгарии, Словакии, Азербайджана.


Пятнадцатый номер международного научного журнала «SocioTime / Соци-альное время» имеет широкую географию. Он включает в себя 10 авторских ста-тей, из них девять из России (Москва, Курск, Казань, Йошкар-Ола, Нижний Нов-город, Екатеринбург, Саранск, Пенза, Санкт-Петербург), одна из Беларуси (Минск).
Раздел «Философия», в котором размещены четыре статьи, открывает работа О. Д. Дьяченко (Курский институт развития образования), посвященная пробле-ме добра и зла в апологетике и ранней патристике. В статье Ф. Ф. Серебрякова (Казанский (Приволжский) федеральный университет) исследуются трудности истолкования оппозиции индивидуального и общественного в социальных явле-ниях как философской проблемы. Работа исследователя из Йошкар-Олы В. П. Шалаева (Поволжский государственный технологический университет) сконцентрировала внимание на проблеме самоопределения России и стран мира


  • вопросах западофикации и собственного пути развития в глобализированном мире. В фокусе исследования белорусского автора Н. С. Щекина (Институт со-циологии НАН Беларуси, Минск) проблема традиционализма и консерватизма в контексте диалога церкви и государства, исторического опыта восточнославян-ской цивилизации.




    • разделе «Социология» представлены три научные работы. Статья А. М. Бекарева, Г. С. Пак (Нижегородский государственный университет, Ниж-ний Новгород) и Т. М. Хусяинова (Национальный исследовательский универси-тет «Высшая школа экономики», Москва), посвящена компаративному анализу особенностей коммуникации студентов-нижегородцев и иногородних студентов. В центре внимания статьи Л. Н. Мазур (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург) проблема дево-люции и инволюции антропологии местной власти в современной России. Реги-ональным особенностям профессиональной идентичности современного учителя



7


посвящена статья С. В. Полутина, Н. В. Шумковой (Мордовский государствен-ный университет, Саранск).
Раздел «История» открывается статьей В. Г. Буданова (Институт философии Российской академии наук, Москва), в которой с позиций нелокальной квантово-синергетической онтологии архетипов общественного развития проанализирова-но ритмокаскадное расписание войн и революций. А. А. Ефимов, С. А. Понома-рёва, Д. С. Неплюев (Филиал Военной академии материально-технического обеспечения, Пенза) исследуют ресурсы и возможности повстанческой акции в Москве накануне событий декабря 1905 года. Статья О. В. Кутарева (Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург) посвящена анализу причин (не)упоминаний славянского язычества в западноевропейских источни-ках VI–XIII веков.


  • пятнадцатый номер журнала «SocioTime / Социальное время» вошли ори-гинальные авторские статьи, посвященные актуальным проблемам современного общества и социально-гуманитарного научного дискурса. Редколлегия привет-ствует оригинальные исследовательские работы авторов из России и зарубежных стран, посвященные творческому осмыслению актуальных процессов и проблем развития человека и общества в профиле основных разделов журнала. Отдавая дань уважения маститым авторам, особое внимание редколлегия уделяет под-держке молодых исследователей, стремясь сохранить и развить научный диалог поколений, представляющих различные пространственно-временные континуу-мы науки, культуры, мировоззрения и общества.

Уважаемые коллеги, мы ждем Ваши работы и открыты для обсуждения и дискуссий. Журнал «SocioTime / Социальное время» – это, несомненно, Ваше социальное время, здесь и сейчас!


Адрес редакции: 424000, Йошкар-Ола, пл. Ленина 3, Поволжский государ-ственный технологический университет, факультет социальных технологий, каб. 426, 430а. E-mail: sociotime@volgatech.net, ksnt@volgatech.net. Тел. редак-ции: 8-8362-686800.
C требованиями к оформлению статей, правилами их публикации, онтологи-
ей выпусков можно ознакомиться на сайте журнала (https://www.volgatech.net/sociotime/) и в системе Elibrary.


8




ФИЛОСОФИЯ

УДК 111.84

DOI: 10.15350/2410-0773.2018.3.9
ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В АПОЛОГЕТИКЕ

И РАННЕЙ ПАТРИСТИКЕ
О. Н. Дьяченко
Курский институт развития образования, Курск (Россия)



  • представленной статье рассматривается проблема добра и зла в теоцентрическом миропонима-нии в позднеантичный период. Попытка разрешить главную антиномию христианства о мире, ле-жащем во зле, но являющимся одновременно благим творением Бога, получает свою последова-тельную всестороннюю экспликацию в средневековой философии. Однако апологеты, сохраняю-щие преемственность с апостольской традицией, не пытались найти объяснение существования страданий и несчастий в мире в силу того, что Христос, Его Личность и Жертва – главное в повест-вовании. Анализ письменных источников раннехристианского периода свидетельствует об отсут-ствии стремлений оправдать Бога или дать оценку Его деяниям. В работе доказано, что внимание авторов данной эпохи было сосредоточено на идее обретения блага за пределами дольнего мира, осмыслении сущности добра и зла в антропологическом ключе. Но к III веку отмечается новая тен-денция в оценке указанной проблемы. Ключевой особенностью письменных источников является стремление избежать вопросов, связанных с возникновением зла, ввиду существующих опасений подорвать веру в милосердие Бога. Всякое зло осмысливается как испытание духовных сил чело-века. Установлено, что в Средние века утрата фундаментальных принципов, характерных для пе-риода апологетики, приводит к тому, что западноевропейская философия, оставаясь в границах теизма, постепенно утрачивает раннехристианские принципы, в основе которых было внимание к образу Богочеловека, Его Личности. Данное обстоятельство стало причиной изменений фундамен-тальных основ философской мысли, ориентированной на поиск и определение онтологического статуса зла, разрешение проблемы теодицеи.


Ключевые слова: добро; зло; апологетика; Бог; человек; теизм; Филон; Ориген; Амвросий Медио-ланский; теодицея.

Стремление выразить сущность добра и зла фигурирует задолго до появле-ния христианства, тем не менее, для античной философии эта тема не считалась фундаментальной. Принципиально новое осмысление данной проблемы консти-туируется с возникновением христианства, особенностью которого является ан-тиномичный характер главных истин и доктринальных положений, главное из которых: если Бог и созданный Им мир благ, тогда кто сотворил зло? В период ранней апологетики мысль о Христе, добровольно избравшем для Себя путь


9
SOCIO TIME / Социальное время


Крестной жертвы, телесного и душевного страдания, порождает моральный ри-горизм, выразившийся в строгом аскетизме, отказе от брака, устранении от мира, преисполненного зла. Естественное стремление человека избежать боли, страда-ния всеми мыслимыми способами порицается представителями данной эпохи. Характерная особенность апологетики – отсутствие внимания к несчастиям, бед-ствиям человеческим, поскольку всегда возникал вопрос: правомерно ли вести речь о подобных вещах, если крестная смерть Бога – самое величайшее злодея-ние человечества, положило начало его спасению? Сохранившиеся письменные источники этого времени христоцентричны по своей сути: Христос, Его смерть и Воскресение главное в повествовании. Начавшаяся во второй половине I века эпоха гонений на христиан привносит в философию периода апологетики идею о том, что страдание, смерть и спасение – вещи взаимообусловленные. Именно в этом заключается объяснение того, почему в раннехристианском искусстве (в т.ч. в катакомбах), отмечается отсутствие сцен казней, мучений христиан. Следовательно, проблемы теодицеи как таковой не возникало.


Литературу раннехристианского периода отличает дуалистическое миропо-нимание: мир устроен одновременно на синтезе и противопоставлении двух начал – божественного и человеческого, земного и небесного, души и тела, добра


  • зла. И здесь речь всегда идет о том, как добро и зло соотносятся в человеческой природе, поскольку человек должен понимать причины и сущность добра и зла, последствия добродетелей и пороков, а также их виды и пределы. Впервые в рамках теистических представлений постановка проблемы происхождения добра




  • зла в человеке получает свою аргументацию у Филона. В его концепции ум и логос – источник добра и зла в устроении личности. Он приводит простые и кон-кретные примеры, доказывающие, что «причиняющий вред доброму очевидным образом наказывает себя» [8, с. 210]. Он решительно отвергает мысль о возмож-ности творения Богом зла. Именно единство как сущностное качество души яв-ляется причиной присутствия доброго и злого начал. Совершая добродетельный поступок, человек обретает благо для себя самого. Это и есть онтологический закон, существующий внутри самого человека. По мысли Филона, сама по себе дурная мысль, пока она является впечатлением ума, индифферентна и не являет-ся в собственном смысле злом. Когда она получает осуществление, то злыми оказываются и мысль, и поступок. В некоторых вопросах Филон лишь повторяет мысль Платона о том, что именно тело виновно в пороках души [9]. В свою оче-редь «полезно же все, берущее начало от добродетели» [8, с. 210]. В современной Филону литературе доминируют суждения о необходимом для человека стрем-лении уклоняться от всякого зла, но вместе с тем отмечается отсутствие разли-чий между состоянием внутреннего противостояния злу, духовной борьбой с по-роками и их избеганием. Этой теме посвящены памятники раннехристианской письменности «Пастырь Ерм», «Дидахе».




    • теистическом контексте проблема происхождения добра и зла впервые обозначена у Иринея Лионского. По его мнению, человеку изначально была дана Богом способность познавать добро и зло для того, чтобы он смог реализовать присущее ему право на свободное исполнение заповедей. Однако добро тракту-



10


Философия

ется как послушание и вера в Него, а зло – как неповиновение. Эту идею впо-следствии развивает Августин в трактате «О книге Бытия буквально». У Иринея ясно обозначена мысль о том, что человек самостоятельно не способен к восста-новлению своей падшей природы. Тем не менее, он указывает на необходимость познать в равной степени как добро, так и зло, что значит реализовать присущее каждому живущему природное свойство, кто же «избегает познания того и дру-гого и двоякого разумения, то неприметно убивает в себе человека» [7, c. 437]. Но знать у Иринея не означает испытать и пережить зло, речь идет о том, что, познавая добро, человек одновременно с этим постигает и противоположное.


Иную позицию отстаивает Тертуллиан. С одной стороны, он говорит о том, что именно стремление человека делает добро тем, что оно есть. А вот зло, по Тертуллиану, будет оставаться таковым, невзирая ни на что. С другой стороны, если человек следовал необходимости в выборе добра или зла, а не руководство-вался собственным предпочтением, в таком случае в оценке его деяний Богом он не получит ни наказания, ни поощрения. Ориген ясно говорит о том, что каждый человек в равной степени способен к восприятию как добра, так и зла. Это суб-станциальное свойство человеческой природы. Сущность добродетели заключе-на в свободе. Причем желание добра и стремление к нему, по мысли Оригена, «дело не безразличное, но доброе» [6, с. 306]. В границах теистического миропо-нимания Ориген впервые попытался сформулировать ответ на вопрос: с какого возраста человек начинает нести ответственность за совершенное зло? Он дока-зывает, что как только человек получает способность воспринимать знание, вме-сте с этим он понимает добро и становится ответственным за совершенное зло. Ориген приходит к выводу о том, что способность различать добро и зло заклю-чено в разуме человека. Обращает на себя внимание и умозаключение Оригена в работе «Против Цельса». Он отмечает, что даже человека с ограниченными ин-теллектуальными возможностями необходимо, насколько это возможно, приво-дить в «наилучшее состояние», однако желательно, чтобы таковых было как можно меньше среди христиан, благодаря служению разума добродетели.
Ориген стремится показать, что все, чем обладает человек, дано Богом.


  • даже имея некие достоинства, например мудрость и праведность, всего этого можно лишиться. И только усилие человека, его стремление к принятию сохра-няет в человеке такие свойства. Этой цели служит владычественная часть души.




  • возможность преодоления греховного состояния неосуществима в границах земного бытия без наполнения души божественной истиной, запечатленной в тексте Откровения. У Оригена ясно выражена мысль о том, что источником со-вершенствования человеческой личности является стремление к отречению от себя, которое он понимает как преодоление греховного состояния, ставшего ча-стью природы человека. Вообще проблема теодицеи, по мнению Оригена, входит в сферу сакрального, и только человек, получивший особую благодать Бога, име-ет дерзновение мыслить о появлении и существовании зла в мире, поскольку размышление о подобных предметах является серьезным испытанием для духов-ных сил человека.



11


SOCIO TIME / Социальное время


Среди христианских мыслителей позднеантичного периода на Западе инте-ресен Лактанций. Добро и зло он воспринимает как постоянно противоборству-ющее единое целое: «ни пороки не могут быть удалены без добродетелей, ни добродетели не могут проявляться без удаления пороков» [5, с. 366]. По его мне-нию, именно изучение того, что противоположно добродетели, позволяет найти доказательства бессмертия души. Он считает постоянство, неизменность и не-прерывность отличительными свойствами добра. Лактанций определяет времен-ность как то, что характеризует порок и вечность, как то, что раскрывает сущ-ность добра, именно поэтому «в этой жизни не существует никакой награды за добродетель, поскольку добродетель существует все время» [5, с. 455]. Причем ненависть Лактанций именует наивысшим злом, даже по отношению к людям преступным и недостойным. Христианский писатель высказывает достаточно противоречивые, но вместе с тем самобытные умозаключения о том, что следо-вать добродетели само по себе есть причина уничтожения, разрушения пороков,




  • другой стороны, избегание зла ведет к проявлению добродетели.




    • теизме сама по себе добродетель свидетельствует о причастности к Боже-ственному, поскольку Бог есть источник добра и всяческого блага. И вопрос: за-чем существует добро, для чего необходимо ему следовать, разъясняет апостол Павел: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, ко-торые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). То есть стремление к добру является изначальным призванием каждого человека, кратчайшим путем дости-жения личностного совершенствования. Добро – субстанциальное свойство че-ловеческой природы. Это в некотором смысле язык Бога, Его орудие. Поэтому изначальное наличие в человеке разного рода совершенств является сущност-ным, характерным для его первозданного состояния. Амвросий прямо говорит о том, что «Тот, Кто начертал нас, будто художник, начертал нас красками добро-детелей» [3, с. 157]. Эту мысль епископа Медиолана спустя восемь столетий мы находим в работах философа и богослова Гуго Парижского, возглавлявшего Сен-Викторскую школу. Он утверждает, что именно добро есть сущность человече-ской природы, а зло – ее повреждение. В другом фрагменте Гуго Сен-Викторский говорит о том, что грех и есть испорченность природы. И если порок нельзя уничтожить, то его следует редуцировать, прилагая к этому усилия, по-скольку человек, стремящийся к добру, совершает «действие божественное». По мысли Гуго Сен-Викторского, существует два свойства, содействующих восста-новлению поврежденной природы: познание и доблесть, «которые в нас един-ственно и являются подобиями горних и божественных субстанций» [4, с. 303].

Интересно, что концепция Амвросия Медиоланского явно выделяется из общего строя размышлений представителей ранней патристики. Он стремится осмыслить сущностные качества первоприроды человека, его догреховного со-стояния. Амвросий говорит о первоначальном отсутствии смерти в бытии чело-века. Он подвергает анализу факт грехопадения и доказывает, что смерть полага-ет ту грань, за которой начинается возвращение к тому, что человек утратил: «…определить конец злу понадобилось, чтобы смерть возвращала то, что чего жизнь лишилась, ибо бессмертие без благодати больше тягостно, чем полезно»



12


Философия



  1. И души, наделенные пороками, все равно будут стремиться к добру и искать его. Позиция Амвросия основывается на идее о том, что добродетель есть прояв-ление Божественного Логоса, следовательно, вечность есть сущностный признак добра, поэтому оно и не уничтожается вместе с телесной оболочкой. Данная мысль приводит Амвросия Медиоланского к идее смерти как блага для человека, утратившего добродетели. В подтверждение своей точки зрения он приводит пример из Книги Апокалипсис, где говорится о том, что с наступлением Страш-ного Суда «люди будут искать смерти, но не найдут ее» (Откр. 9:6). Само по себе стремление к добру является путем к совершенству и раскрытию изначально природного и сущностно-личностного в человеке. Амвросий говорит о том, что человек должен непрестанно учиться добру. Он поясняет, что это значит «со-брать всю мощь добродетели», «обрести себя в себе самом». Амвросий уделял большое внимание стремлению к познанию и пониманию самого себя. Его идеи были положены Августином в основу изучения человека и его природы. Амвро-сий определяет суть совершенной добродетели как то, что «всегда пребывает между бедствиями и наслаждениями: ни беды не отнимают что-либо от ее со-вершенства, ни наслаждения не привносят что-либо к совершенству» [2, с. 261]. И человек, достигший нравственного совершенства, лишен страха «неудобств этого тела или несчастий мира сего и не чувствует их» [2, с. 259]. И то, что по-настоящему страшит такого человека – «причинить ущерб добродетели». Здесь Амвросий сохраняет и античную идею «ничего слишком, все хорошо в меру», которая в его понимании есть признак праведности. К числу добродетелей он относит также abstinentia (умеренность), fortitudo (мужество), iustitia (справедли-вость) и prudentia (мудрость), которые часто фигурируют в его трактатах.

Учитель великого Августина принадлежит к числу тех представителей пе-риода патристики, кто стремился подробно разъяснить смысл счастья (блажен-ства) в теоцентрическом миропонимании. Он ставит в зависимость от совершен-ства состояние счастья. Взгляды Амвросия отличает этический ригоризм, харак-терный для христианских авторов первых веков. И, несмотря на то, что исход-ным в размышлениях и Амвросия, и других мыслителей патристики был сюжет о грехопадении, в теизме по-прежнему сохранялся важнейший вопрос, ответ на который был равнозначен разрешению главного противоречия в христианском учении – проблемы теодицеи. Если Бог благ, тогда почему существует Сатана, который имеет право вмешиваться в ход человеческой истории? Ведь зло появи-лось еще до существования человека и зародилось в мире ангельском, поскольку именно один из ангелов нарушил волю Бога. Следовательно, зло не может быть признано исключительно творением человеческим.


Если мы обратимся к ветхозаветному сюжету об искушении первых людей в раю Сатаной, то возникает естественный вопрос: согрешил бы человек, если бы не существовало Сатаны? Получается, что человек лишь наполовину виновен в совершенном грехе, потому что стал жертвой обмана, так за что же тогда наказан весь род человеческий? И не произошло ли грехопадение потому, что человек не знал о существовании лжи??? И почему возникновение в мире зла – дело челове-ка, а не Сатаны? Тем не менее, представление о существовании мира бесплотных

13


SOCIO TIME / Социальное время


духов, вторгающихся в жизнь и поступки людей, прочно вошло в мир средневе-ковой философии и культуры. Причем библейские тексты, на основе которых сформировалось понимание подобных вещей, указывает на личный характер злых сил: «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Поэтому и зло в средневеко-вой литературе – это не только пороки, греховные деяния, но темные силы, де-моны, наполняющие своим присутствием мир земной, способные проникать в жизнь духа, то есть той части человека, которая предназначена быть в согласии с Богом, в непрестанном общении с Ним. Т. е. борьба со злом – это еще и постоян-ное противостояние темным силам.


Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в литературе периода апологетики стремление к добродетели определяет направленность человеческой личности. Уже в раннехристианских источниках обозначены жесткие требования


  • нравственным качествам человека, поскольку христианский идеал предполаг ал отречение от мира, преисполненного зла. В первые века это выразилось в край-нем аскетизме, призывах к добровольному отказу от брака, прославлению без-брачия как единственно правильного пути совершенствования человеческой природы. Направленность на добро получает свою реализацию в идее самопре-восхождения, постоянном преодолении себя, тяготения к тому, что противопо-ложно и даже противоестественно для человека. К III веку в апологетике намеча-ется иная (по сравнению с раннехристианским периодом) тенденция в рассмот-рении проблемы добра и зла, которая осмысливается в антропологическим клю-че. Способность к добру и злу является субстанциальным свойством человече-ской природы, а стремление к доброделанию – изначальным призванием каждого человека, кратчайшим путем к личностному совершенству. Эта идея получает продолжение в период патристики у Амвросия Медиоланского, а позднее и в фи-лософии Средних веков в лице Гуго Сен-Викторского. У Оригена впервые зву-чит мысль о необходимости отречения от себя, которое он определяет как пре-одоление греховного состояния, ставшего частью человеческой природы. Пред-ставители данного периода единодушны в том, что принудительность и добро несовместимы. Ключевой особенностью христианской литературы является стремление избежать вопросов, связанных с возникновением зла, ввиду суще-ствующих опасений подорвать веру в милосердие Бога. Всякое зло осмысливает-ся как испытание твердости, духовных сил человека.

Вместе с тем усиливается внимание к человеку, внутренней жизни его души, возникает стремление ответить на вопрос: если Бог благ и человек был также создан для блага, что привело его ко злу? Ключевым оказывается ветхозаветный сюжет о грехопадении. Именно Амвросий Медиоланский, учитель гениального Августина, впервые предпринял попытку определить и описать свойства изна-чального устроения человека в период его догреховного существования и обо-значить те изменения, которые произошли и закрепились в его природе после грехопадения. Именно благодаря Амвросию Медиоланскому в средневековой философии проблема добра и зла в размышлении о человеке относится уже к сфере онтологии. Впоследствии мысль Средних веков по-прежнему развивалась в границах теизма, однако западноевропейская философия постепенно утратила



14


Философия

раннехристианские принципы, в основе которых было внимание не только к об-разу Христа, но и человеческой личности, заменяя его интересом к вопросу осмысления зла, определения его онтологического статуса, идеей оправдания Бога.


Список литературы


    1. Амвросий Медиоланский. Надежда Воскресения. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_ Mediolanskij/nadezhda-voskresenija/ (дата обращения 11.05.2018).




    1. Амвросий Медиоланский. Об Иакове и блаженной жизни // Собрание творений: на лат. и рус. яз. Т. III. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 216-327.




    1. Амвросий Медиоланский. О благе смерти // Собрание творений: на лат. и рус. яз. Т. III. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 131-211.




    1. Гуго Сен-Викторский. Дидаскалион. Антология средневековой мысли: Теология и фило-софия европейского Средневековья: в 2 т. Т. 1. / под ред. С. Неретиной; сост. С. Неретиной, Л. Бур-лака. СПб.: РХГИ; Амфора, 2008. С. 294-341.




    1. Лактанций. Божественные установления. Книги I –VI / пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель В.М. Тюленева. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. 512 с.




    1. Ориген. О началах. Мистическое богословие Восточной Церкви: пер. с древнегреч. / сост.

  • предисл. Л.С. Кукушкина. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. 592 с.




    1. Святой Ириней Лионский. Сочиненiя святаго Иринея, епископа Лiонскаго. Изданы въ рус-скомъ переводъ протоiиреемъ П. Преображенскимъ. Изданiе второе, книгопродовца И.Л. Тузова. С-Петербургъ, 1900. 528 с.




    1. Филон. Толкование Ветхого Завета. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.

451 с.


    1. Dillon John M. The Middle Platonists, 80 B.C. to A.D. 220. Front Cover. New York: Cornell University Press, 1977. 427 p.

Дата поступления в редакцию: 28.08.2018


Авторская справка
Дьяченко Ольга Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры соци-ально-гуманитарного образования, Курский институт развития образования. E-mail: dyachenkoolga13@yandex.ru


UDC 111.84

DOI: 10.15350/2410-0773.2018.3.9


THE PROBLEM OF GOOD AND EVIL IN APOLOGIST

AND EARLY PATRICULTURE
O. N. Dyachenko

Kursk Institute of Educational Development, Kursk (Russia)



Abstract. In the presented article, the problem of good and evil in the theocentric worldview in the Late Antiquity is considered. An attempt to resolve the main antinomy of Christianity about a world lying in evil, but also a good creation of God, receives its consistent all-round explication in medieval philosophy. However, the apologists, preserving continuity with the apostolic tradition, did not try to find an explanation for the existence of suffering and misfortunes in the world due to the fact that Christ, His Personality and Sacrifice is the main thing in the narrative. An analysis of the written sources of the early Christian period testifies to the lack of desire to justify God or to evaluate His deeds. It is proved in the

15


SOCIO TIME / Социальное время

paper that the attention of the authors of this epoch was focused on the idea of gaining a good beyond the outside world, understanding the essence of good and evil in an anthropological sense. But by the III century there was a new tendency in the assessment of this problem. A key feature of written sources is the desire to avoid issues related to the emergence of evil, in view of the existing fears to undermine faith in the mercy of God. Every evil is interpreted as a test of the spiritual forces of man. It is established that in the Middle Ages the loss of the fundamental principles characteristic for the period of apologetics leads to the fact that Western European philosophy, while remaining within the boundaries of theism, gradually loses the early Christian principles, based on attention to the image of the God-man, His Person. This circumstance has caused the changes in the fundamental foundations of philosophical thought, aimed at finding and determining the ontological status of evil, solving the theodicy problem.


Keywords: good; evil; apologetics; God; man; theism; Philo; Origen; Ambrose Mediolan; theodicy.



References
1. Amvrosij Mediolanskij. Nadezhda Voskresenija, Available at:

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/nadezhda-voskresenija/ (data obrashhenija


11.05.2018).


    1. Amvrosij Mediolanskij. Ob Iakove i blazhennoj zhizni, Sobranie tvorenij: na lat. i rus. jaz., T. III, Moscow: Izd-vo PSTGU, 2016, 432 p.




    1. Amvrosij Mediolanskij. O blage smerti, Sobranie tvorenij: na lat. i rus. jaz., T. III, Moscow: Izd-vo PSTGU, 2016, pp. 131-211.




    1. Gugo Sen-Viktorskij. Didaskalion. Antologija srednevekovoj mysli: Teologija i filosofija evropejskogo Srednevekov'ja: v 2 t., T. 1, pod red. S. Neretinoj; sost. S. Neretinoj, L. Burlaka, Saint-Petersburg: RHGI; Amfora, 2008, pp. 294-341.




    1. Laktancij. Bozhestvennye ustanovlenija. Knigi I-VI, per. s lat., vstup. st., komment. i ukazatel' V.M. Tjuleneva, Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2007, 512 p.




    1. Origen. O nachalah. Misticheskoe bogoslovie Vostochnoj Cerkvi: per. s drevnegrech., sost. i predisl. L.S. Kukushkina, Moscow: AST; Har'kov: Folio, 2001, 592 p.




    1. Svjatoj Irinej Lionskij. Sochinenija svjatago Irineja, episkopa Lionskago. Izdany v russkom perevod protoiireem P. Preobrazhenskim, Izdanie vtoroe, knigoprodovca I.L. Tuzova. Saint-Petersburg, 1900, 528 p.




    1. Filon. Tolkovanie Vethogo Zaveta, Moscow: Greko-latinskij kabinet Ju. A. Shichalina, 2000,

451 p.



    1. Dillon John M. The Middle Platonists, 80 B.C. to A.D. 220. Front Cover, New York: Cornell University Press, 1977, 427 p.


Author’s Bio
Dyachenko Olga Nikolaevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Education, Kursk Institute of Educational Development. E-mail: dyachenkoolga13@yandex.ru
Библиографическая ссылка
Дьяченко О. Н. Проблема добра и зла в апологетике и ранней патристике // SocioTime / Социальное время. – 2018. – № 3(15). – С. 9-16. – DOI: 10.15350/2410-0773.2018.3.9

16


Философия

УДК 101.8


DOI: 10.15350/2410-0773.2018.3.17
ОППОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО В СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЯХ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: ТРУДНОСТИ ИСТОЛКОВАНИЯ
Ф. Ф. Серебряков

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань (Россия)

Оппозиция индивидуального и общественного (единичного и общего, частного и коллективного




  • т.д.) определяет функционирование и развитие любого социального явления. Ни один социаль-ный объект помимо этого не существует. Но положение об оппозиции индивидуального и обще-ственного в социальных явлениях неоднозначно, и содержание его составляет проблему. (Эта неоднозначность вызвана тем, что подразумеваемая оппозиция претерпевает изменения в зави-симости от социальных явлений, формирование и функционирование которых в значительной мере обеспечивается оппозицией индивидуального и общественного в них). В статье рассматри-ваются некоторые трудности, возникающие при её истолковании. Раскрывается, что они имеют основания объективные в неодинаковой представленности сторон этой оппозиции в явлениях (вплоть до доминирования одной из них) и вместе с тем – в неоднозначности понятий «обще-ственное» («коллективное», «общее») в зависимости от социального контекста, в неумении иссле-дователя выявлять эту оппозицию. В статье анализируются ситуации, иллюстрирующие сказанное. Отмечается, например, что «общественное» в одних социальных явлениях может явным образом отличаться от того «общественного», «коллективного», «общего», которое представлено в других. Ещё сложнее дело обстоит, когда мы рассматриваем с точки зрения этой оппозиции явления, в которых, кажется, одна из её сторон не представлена вовсе. Возможные решения трудностей – в рассмотрении явлений в исторически конкретном контексте их существования, в аналитической работе по уточнению содержания понятий. В основе анализа проблемы – мысль об обусловлива-ющем значении данной оппозиции в развитии социальных явлений.


Ключевые слова: социальные явления; индивидуальное; общественное; коллективное; общее; оппозиция; проблема.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница