30. Развитие литературы и искусства в бсср во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества



Скачать 34.71 Kb.
Дата16.05.2018
Размер34.71 Kb.

30. Развитие литературы и искусства в БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества

С переходом белорусского народа к мирной жизни среди многих важнейших задач стояли и задачи по преодолению трудностей послевоенного восстановления в области культуры.

Несмотря на сокращение за годы войны количества литераторов, возобновил свою деятельность Союз советских писателей БССР. В литературу пришли такие талантливые авторы, как И. Мележ, И. Шамякин, А. Макаёнок, Я. Брыль

В 1947 г. было принято партийное постановление о работе Союза писателей, литературно-художественных журналов, газеты “Лiтература i мастацтва». От писателей требовалось в своей деятельности придерживаться принципа партийности, т.е. строгое выполнение партийных рекомендаций в области образования, науки, литературы, искусства. В условиях существования тоталитарного политического режима в жизни общества укоренялась классовая нетерпимасть и подозрительность, культ Сталина как великого вождя советского народа. Произошли новые аресты по политическим мотивам среди интеллигенции. Жертвами репрессий стал ряд деятелей культуры, писатели, учёные. Поэт и прозаик Владимир Дубовка, Сергей Граховский, Алесь Звонак, Павел Прудников. Они оказались в числе немногих, кому повезло не только выжить, но и продолжить творческую деятельность после освобождения. Жёсткой партийной критике подверглись пьесы Кондрата Крапивы “Мілы чалавек”, А.Кучера “Заложнікі”, которая была посвящена деятельности батьки Миная. В рассказывалось о простых людях, которые оказались на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории, а значит, автоматически причислялись к “врагам народа” вместе с пособниками оккупантов – полицаями. В отсутствии чувства гордости за советскую родину был обвинен Кузьма Чёрный, а его роман “Млечны шлях” запрещен. Как антинародное направление в музыке была охарактеризована опера Евгения Тикоцкого “Алеся”, где главную партию исполняла знаменитая белорусская певица Лидия Александровская.

В литературе главной темой в эти годы становятся минувшая война, героизм советских людей, преданность их социалистическому строю и его создателю – Коммунистической партии. В числе крупных произведений о войне – первый белорусский роман о партизанском движении Глыбокая плынь” Ивана Шамякина, роман “Мінскі напрамак” Ивана Мележа. В этих произведениях человек раскрывался не через его внутренний мир, а прежде всего через его героические поступки. Мирная жизнь послевоенных лет освещалась через показ борьбы белорусского крестьянства за возрождение колхозов и героического труда рабочих на стройках белорусской промыш-ленности. Поэзия с её лирическим восприятием жизни наполнялась идеями о счастье жизни в СССР. Это было характерно ждля творчества поэтов Петруся Бровки, Пимена Панченки, Петра Глебки, Аркадия Кулешова, который в1946 г. получил Государственную премию за поэму “Сцяг брыгады”. Этой премией были отмечены также поэмы Я.Коласа “Рыбакова хата”, “Хлеб” П.Бровки. В театральном искусстве значительным явлением стало творчество ряда выдающихся актёров Глеба Глебова (спектакль “Хто смяецца апошнім”), Стефании Станюты (“Паўлінка”), которые играли в Купаловском театре. В театры оперы и балета была поставлена опера А.Богатырёва “Надзея Дурава”, посвященная героини войны 1812 г. В изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Художник Евгений Зайцев написал картины “Абарона Брэсцкай крэпасці ў 1941 г.”, “Парад беларускіх партызан у 1944 г. у Мінску”. Художнику Валентину Волкову принадлежит картина “Мінск. 3 ліпеня 1944 г.”, В. Суховерхову – “За родную Беларусь”.



Известность приобрели скульпторы Заир Азгур (автор бюста деду Талашу в Петрикове, лётчику А.Горовцу в Минске), Андрей Бембель (автор горельефов Монумента Победы в Минске, возведенного в 1954 г.). В это время отстраивается проспект имени Сталина (современный проспект Независимости), ведется застройка центральной части. Самым выразительным зданием в стиле так называемого “сталинского классицизма” стал Дворец культуры Белсовпрофа в Минске (1954 г.). Авторами скульптурных композиций, украсивших его, являются скульпторы Алексей Глебов, Сергей Селиханов (они также авторы горельефов Монумента Победы в Минске).
Каталог: document -> Hist Bel11
Hist Bel11 -> Характеристика творчества Якуба Коласа (билет №1)
Hist Bel11 -> Характеристика творчества Якуба Коласа (билет №1)
Hist Bel11 -> 9 Социально-экономическое развитие бсср во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов
Hist Bel11 -> 8. бсср в годы новой экономической политики: особенности социально-экономического положения
Hist Bel11 -> Доклад Н. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» Период
Hist Bel11 -> Беларусь в условиях польско-советской войны 1919-1920 гг и второе провозглашение ссрб: гражданская война и военная интервенция: военные действия и итоги Рижского мира
Hist Bel11 -> 10. Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница