66. Государственный механизм в середине 60-х – середине 80-х гг



Скачать 20.25 Kb.
Дата29.12.2018
Размер20.25 Kb.
#65539

66. Государственный механизм в середине 60-х – середине 80-х гг.

На развитие государственного механизма повлияло преимущественно два момента.



  • Уже в середине 60-х гг. возникла тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим. Хрущевские преобразования были пересмотрены, и государственный механизм вернулся в основном к тому, что было десятилетие назад.

  • Принятие новых конституций Союза и республик.

Заметные преобразования в государственном механизме происходят преимущественно в начале исследуемого периода, а в 70-х гг. в государственном строительстве устанавливается затишье, т.к. утомленность от реформ Н.С. Хрущева, новый курс (пассивный) Л.И. Брежнева.

Усиление партийного руководства

(ст. 6 К. 1977г. – особая роль КПСС в обществе и государстве). Практически все это означало, что партийные органы от руководства Советами перешли, по существу, к их подмене, хотя формально это считалось недопустимым. Такое усиление роли партии сказалось и на титулатуре ДЛ (упоминание партийного поста в гос. документах).

Опыт чрезмерной концентрации власти в руках Сталина и Хрущева, соединявших высшие партийные и правительственные должности, привел к решению о запрещении совмещения постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. В течение некоторого времени это положение сохранялось, однако позже совместили две другие должности - Генсека ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета Союза (представительский пост). Таким образом, прежнее партийное решение вроде бы и не было нарушено, но фактически обойдено. Также для гармонизации дипломатических отношений (официальное представительство).

Изменения в системе Советов.

Хрущевская конструкция разделения (краевых, областных и районных) Советов на промышленные и сельские была ликвидирована уже в 1964 г.



  • В конце 60-х - начале 70-х гг. была издана серия актов о местных Советах разных уровней (по вопросам жизни сельских, поселковых, городских Советов), улучшившая регламентацию их деятельности и укрепившая их положение. В это же время Президиум Верховного Совета СССР одобрил примерные положения о местных Советах с тем, чтобы союзные республики приняли на этой основе законы о районных, городских и районных в городах Советах. В соответствии с решением ЦК Совмин издал Постановление "О мерах по укреплению материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся". В 1981 г. было принято постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР о дальнейшем повышении роли Советов в хозяйственном строительстве (достаточные права и возможности для решения всех насущных вопросов жизни населения на соответствующих территориях, хотя и не всегда ими пользовались в полной мере).




  • Развиваются формы деятельности Советов. Органы и самостоятельные организации, связывающие их с населением (н.: депутатские группы – депутаты разных Советов, работающих на одном предприятии или в учебном заведении). → Расширение демократии или растворение депутатов в массе активистов? Усиление внимания к депутатским комиссиям Советов.




  • Расширяется круг постоянных комиссий Советов. До 1966 г. Совет Союза (СС) Верховного Совета СССР - 4 постоянные комиссии, а Совет Национальностей (СН) - 5. В 1966 г. каждой палатой Верховного Совета СССР было создано по 10, а в последующие годы - еще по 6 постоянных комиссий. 1969 г. в Верховном Совете СССР была создана постоянная комиссия по делам молодежи. Комиссии образовывались по основным направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также по тем или иным вопросам деятельности Верховного Совета СССР. Широкие права пост. комиссий (З. СССР от 12 окт. 1967г.) – возможность контроля центральных органов управления и местных органов власти. По закону постоянные комиссии работали в тесной связи с общественностью, сотрудничали с общественными организациями, обобщали и обсуждали предложения граждан.

В период между сессиями Верховного Совета СССР деятельность постоянных комиссий СС и СН координировал Президиум Верховного Совета СССР.




  • Депутаты избирались как представители всех слоев советского общества и отражали их чаяния и интересы. Народовластие обеспечивалось и широтой представительства. В середине 70-х гг. одновременно работало более 2 млн. депутатов Советов разных уровней. Правда, многолюдность Советов, в некоторых случаях явно неразумная, приводила к определенным затруднениям в их деятельности. Депутаты не получали жалованья, не было многолюдного аппарата, изменение в сторону уменьшения законодательства, связанного с профессиональным расходами депутатов. Связь депутатов с избирателями (отчет, прием населения, обсуждение вопросов).




  • Тщательная работа над проектами постановлений и законов в Совмине, министерствах, а также в постоянных комиссиях и аппарате Советов, особенно Верховных Советов. Именно на стадии подготовки проектов обеспечивался профессионализм.




  • Изменение наименования (К. 1977г и К. республик). Советы депутатов трудящихся → Советы народных (в т.ч. пенсионеры и дети) депутатов.




  • Удлинение срока полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти: в Верховный Совет СССР - с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик - с 21 до 18 лет. Предусмотрено равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек. Изменение норм представительства от союзных республик (32 депутата в СН).




  • Расширение полномочий Советов народных депутатов, отразив органическое единство общегосударственных и местных интересов в их деятельности. Она закрепила за местными Советами право координации и контроля деятельности расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, обслуживания населения, соблюдения законодательства.

Усиление непосредственного руководства со стороны высших органов власти Союза местными Советами. Особенно это проявлялось в деятельности Президиума Верховного Совета СССР.


Отраслевое управление

  • Руководство промышленностью. Переход к системе отраслевых ведомств, что позволило преодолеть расцвет местничества, но снова поставило проблему ведомственности, ведомственных перегородок.

Основная группа промышленных ведомств была воссоздана сразу, однако и впоследствии они снова ликвидировались и реорганизовывались.

Хозяйственная реформа 1965 г – расширение прав предприятий. В том числе в области планирования и материального стимулирования рабочих и инженерно-технического персонала (→ повышение уровня з/п). Возросла дефицитность экономики и наметилась определенная угроза инфляции, хотя оба эти процесса носили пока малозаметный характер. Экономика в принципе оставалась еще сбалансированной.

Идея шире привлечь сами трудовые коллективы к управлению хозяйством. Функции этих собраний в большой мере совпадали с деятельностью профсоюзных органов, но считалось, что трудовой коллектив стоит как бы над профсоюзными и комсомольскими органами, однако, разумеется, руководствуется решениями партии. Вся деятельность трудовых коллективов по руководству предприятиями носила совещательный и рекомендательный характер.




  • Многочисленные нагромождения партийных, государственных и партийно-государственных органов были упразднены. Н.: 1965. Восстановление функций Министерства с/х СССР до тех, которые оно имело при Н.С. Хрущеве.

Министерство с/х ведало как колхозами, так и совхозами. Для руководства последними создавались специальные структурные подразделения. В 1966 г. был упразднен союзный Комитет по сельскому хозяйству. В 1969 г. был образован союзный Совет колхозов, аналогичные советы создавались также в республиках, краях, областях и районах. В 1982 г. были образованы новые органы управления агропромышленным комплексом в районах, областях, республиках, определены их права.

Правоохранительные органы

  • Реорганизация с целью восстановление централизованного управления. В 1966 г. было вновь создано Министерство охраны общественного порядка Союза ССР, подчинившее себе аналогичные республиканские министерства. Позже все они были вновь переименованы в министерства внутренних дел.

  • Двойное подчинение органов милиции, как по вертикали - соответствующему министерству, так и по горизонтали - местным Советам. Необходимость связи милиции с общественностью, в том числе с такими массовыми организациями, как добровольная народная дружина. Деятельность дружин регламентировалась на основе накопившегося опыта. Органы милиции – административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (рецидивисты, тяжкие преступления).

  • Товарищеские суды. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. было предусмотрено создание при исполкомах районных Советов общественных советов по работе товарищеских судов как руководящих органов для них. Вводился институт обжалования решений товарищеских судов в исполкомы местных Советов или в фабзавкомы. Постановление считало необходимым морально и материально поощрять активных членов товарищеских судов.

  • Усиление правовой помощи, в том числе методической, товарищеским судам со стороны судов и органов Министерства юстиции.

  • Президиум Верховного Совета СССР в 1983 г. потребовал от прокуратуры в ряду других и принятия мер по борьбе с сокрытием преступлений от регистрации. Дело в том, что органы милиции, да и прокуратуры - в случаях, когда они не надеялись раскрыть преступление, старались не открывать производство по делу, чтобы не ухудшать показатели своей работы. Даже по официальной статистике возрастал процент тяжких преступлений. 70-е гг. знаменуются тем, что в нашей стране появляются первые ростки организованной преступности, связанной по преимуществу с теневой экономикой. Количество политических преступлений ничтожно (в основном, диссиденты и националисты).

  • Вместе с тем была в определенной мере усовершенствована паспортная система. В 1974 г. на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривалась паспортизация всего взрослого населения страны, в том числе и сельского, чего до сих пор не было. Одновременно вводились определенные, но не слишком существенные облегчения в прописку. Все это несколько расширило свободу передвижения граждан, однако в принципе такая свобода не была предусмотрена и новой Конституцией. Паспортный контроль и прописка по-прежнему находились в компетенции милиции.

  • Обновление законодательства и о правоохранительных органах. В 1979 г. вышел новый Закон о Верховном Суде Союза, исходивший из традиционных для советской судебной системы принципов. Верховный Суд выполнял функции высшего судебного надзора, в особых случаях выступал в качестве суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам, он мог рассматривать в надзорном порядке и дела, решенные судами союзных республик. Одновременно были приняты и новые законы о прокуратуре, об адвокатуре, отражающие традиционные подходы. Регламентация гос. арбитража (1979г.), гос. нотариата (1973г.). Народные судьи избираются не на 3, а на 5 лет. В новом законодательстве подчеркивается принцип независимости судей.

  • Реорганизация контрольных органов. Партийно-государственный контроль был снова преобразован. С 1965 г. органы народного контроля стали уже чисто государственными, хотя усиленное партийное руководство сохранялось и в них.

Вооруженные Силы.

  • Изменения в порядке комплектования их личного состава.

В 1967 г. новый Закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Моряки 3 года, сухопутные 2. Призыв осенний и весенний. Предоставляются льгота лицам, имеющим высшее образование.

В 1985 г. было установлено, что женщины, имеющие медицинскую и иную специальную подготовку, могут привлекаться в мирное время на учебные сборы, а в военное - могут быть призваны в Вооруженные Силы для несения вспомогательной или специальной службы.



  • Сочетание принципов профессиональности и воинской обязанности. Для поощрения лиц, избирающих профессию в армии, в 1971 г. были введены специальные звания: прапорщиков и мичманов.

  • Также, значительное сокращение вооруженных сил. Можно констатировать создание новых родов войск, например, космические войска. Сократили количество, но несколько улучшили качество, например космические войска.

Советское государство данного периода в науке и пропаганде называли общенародным. В определенном смысле это имело под собой основание.

Скачать 20.25 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница