Альянс цивилизаций: проекция ООН



Скачать 163.31 Kb.
Дата09.08.2019
Размер163.31 Kb.
#127486

Орлов Александр Арсеньевич, директор Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, профессор

АЛЬЯНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ИСПАНСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
Мир велик и многообразен. В этом его сила, неисчерпаемый источник для совершенствования, развития, прогресса. При этом очевидно, что непременным условием прогресса является стабильность, позволяющая использовать и материальные, и духовные ресурсы человечества на цели созидания, а не для разрушения, за которым следует неминуемая деградация.

Все это, казалось бы, аксиомы, не требующие доказательства или подтверждения. Но нет. В мире, наряду с силами созидания, к сожалению, немало и таких, которые настроены на разрушение. Помимо открытой деструкции существует и просто непонимание между странами и народами, основанное на различиях мировоззрений, религий, культур, систем воспитания и образования, уровня социально-экономического благополучия.

Многие фоновые противоречия в современном мире в течение многих лет оставались на заднем плане фронтального противоборства двух социально-политических систем. После завершения «холодной войны» и распада СССР противоречия второго уровня бурно выплеснулись наружу, обнажились острые углы нового миропорядка.

Профессор гарвардского университета Самуэль Хантингтон, назвавший эти противоречия в 1993 году столкновением цивилизаций, сразу вошел в историю современной политологии в качестве некоего гуру межцивилизационных отношений.

На быстро растущий культурно-мировоззренческий межцивилизационный диссонанс обратила внимание и Организация Объединенных Наций: в своей резолюции 53/22 от 4 ноября 1998 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2001 год Годом диалога между цивилизациями, причем импульс интереса ООН к этой теме дал президент Ирана М. Хатами, выдвинувший одноименную инициативу в качестве альтернативы хантингтоновским идеям столкновения цивилизаций.

Однако трагические события 11 сентября 2001 года в США как будто подтвердили правильность идей С. Хантингтона, а не М. Хатами. Во всяком случае, многие усмотрели в террористической атаке на символы политико-экономической и военной мощи США зримое проявление пришедшего на американскую землю конфликта между цивилизациями.

Американцы ответили на брошенный им исламскими радикалами вызов военными операциями в Афганистане и Ираке. Причем последнюю они осуществили без санкции Совета Безопасности ООН, в обход международного права. И в первом, и во втором случаях США были поддержаны группой стран – их ближайшими союзниками, направившими в Афганистан и Ирак свои воинские контингенты. В их числе оказалась и Испания. Естественно, на время о диалоге цивилизаций пришлось забыть, хотя формально эта тема не была вычеркнута из повестки дня ООН.

11 марта 2004 года, то есть ровно через два с половиной года после американской трагедии, ареной новой крупномасштабной террористической атаки со стороны исламских экстремистов стал Мадрид. За три дня до выборов в Генеральные кортесы (парламент) страны с поразительной синхронностью на крупнейшем из столичных вокзалов Аточа, а также в ряде пригородных поездов взорвалось десять бомб. В результате этого самого кровавого в истории страны теракта погибли более 190 человек и получили ранения разной степени тяжести не менее полутора тысяч испанских граждан и иностранцев.

Находившееся у власти в Испании в тот период консервативное правительство Хосе Мария Аснара поспешило возложить ответственность за теракт на баскскую сепаратистскую организацию ЭТА, вот уже более полувека ведущую под левыми лозунгами вооруженную борьбу за отделение баскских земель от Испании и создание на этих территориях независимого государства. Под давлением официального Мадрида в день трагедии в ускоренном режиме была принята резолюция Совета Безопасности ООН 15301, в которой содержались решительное осуждение взрывов, совершенных террористической группой ЭТА, и призыв ко всем государствам активно содействовать усилиям, направленным на то, чтобы найти и привлечь к ответственности исполнителей, организаторов и спонсоров этого террористического нападения2.

В самой Испании на следующий день после трагедии прошла серия массовых митингов и манифестаций против преступления террористов. В Мадриде, население которого насчитывает порядка 4 млн человек, в акции приняло участие 2,3 млн жителей и гостей столицы. Такой массовой концентрации людей Испания не знала никогда прежде. Естественно, что в эпицентре народного гнева оказалась ЭТА.

Тем не менее к этому времени из различных источников начала просачиваться информация о том, что ЭТА, вероятно, не имеет отношения к преступлению 11 марта и что это дело рук исламских радикалов. Такой сюжет совершенно не вписывался в планы испанских правых, стремившихся за счет нагнетания антиэтовской истерии комфортно победить на выборах. Уже обладая соответствующей информацией от компетентных органов, премьер Аснар звонил руководителям ведущих испанских СМИ, побуждая их продолжать пропагандировать изначальную - вполне устраивавшую правительство - версию событий.

Однако, как известно, все тайное рано или поздно становится явным. В описываемом случае это произошло слишком рано для испанских консерваторов – доминантой последних часов перед всеобщими выборами стала констатация, что правое правительство Испании, сформированное Народной партией (НП), лжет, и что народ хочет знать правду. Более эффективного «анти-пиара» против НП трудно себе представить. Вместо сохранения теплых кресел в структурах центральной власти, на что консерваторы не без оснований рассчитывали, они оказались с позором оттуда изгнанными.

Мартовскую трагедию 2004 года можно рассматривать в качестве одного из переломных моментов в истории современной Испании. На политическую арену страны, будто знойный ветер пустыни, стремительно ворвалась новая внесистемная сила, играющая по собственным правилам, отвергаемым цивилизованным обществом. Исламский фактор в виде террористической угрозы впервые со времен Реконкисты3 заявил о себе во весь голос, став реальной опасностью для устоев испанского общества, новым вызовом для страны в ХХI веке.

Непосредственной причиной гнева радикальных исламистов на Мадрид явилось активное участие Испании в операции сил западной коалиции в Ираке. Известный своей крайней амбициозностью и жестким консерватизмом премьер-министр Аснар посчитал, что, заняв в коалиции, образно говоря, место слева от Дж. Буша-младшего (по правую руку традиционно стоял британский премьер Т. Блэр) и подтвердив тем самым твердую приверженность Мадрида атлантической солидарности, он в результате приподнимет Испанию и себя самого в рейтинге международного влияния.

Однако на деле вышло совсем не так, как задумывал глава испанского кабинета. Война в Ираке сразу стала крайне непопулярной в стране и запустила маховик исламо-христианских противоречий, которые прежде не проявлялись в Испании в острой форме. Взявшая на себя ответственность за теракт 11 марта исламистская террористическая ячейка, прямо или духовно (достоверно это не известно до сих пор) связанная с «Аль-Каидой», утверждала в своем заявлении, что она проникла в стан европейских крестоносцев для того, чтобы нанести «болезненный удар по одной из основ Крестового похода… - Испании. Это – часть старого сведения счетов с испанскими крестоносцами, союзниками Северной Америки в ее войне против ислама».4

На состоявшихся 14 марта 2004 года парламентских выборах уверенную победу одержала Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), лидер которой Хосе Луис Родригес Сапатеро обещал вывести испанский контингент из Ирака. Став премьер-министром, он сдержал свое слово. Через несколько месяцев испанские военные покинули Ирак.

Однако этот – как будто вполне логичный и ожидаемый - шаг Сапатеро был встречен как в самой Испании, так и за рубежом весьма неоднозначно. Те круги, которые рассматривали войну в Ираке в качестве элемента глобальной борьбы с терроризмом, расценили решение Сапатеро как прямую уступку исламским экстремистам. На их взгляд, террористам, совершившим кровавое преступление, удалось запугать испанское общество и непосредственно воздействовать на политический процесс в одном из ведущих государств Западной Европы, приведя к власти ту партию, которой они отдавали предпочтение и фактически наказав другую партию, которая вела с ними бескомпромиссную борьбу, возглавляя правительство. Тем самым, согласно этой точке зрения, был создан негативный прецедент отступления демократического государства под напором террористов.

И хотя сформированное испанской соцпартией правительство только выполнило важный пункт своей предвыборной программы, оно было обвинено во всех смертных грехах и изначально оказалось в незавидном положении оправдывающейся стороны. Это снижало ресурс эффективности нового кабинета, ограничивало его возможность использовать в своей политике полученный на выборах мощный заряд электоральной поддержки.

Преодоление разноплановых последствий теракта 11 марта ставило перед новым правительством необходимость решения центральной задачи: восстановить межэтнический и межконфессиональный мир в стране, не дать семенам раздора и вражды, посеянным исламскими террористами, прорасти на испанской земле.

В средние века Испания уже была ареной кровавых межэтнических и межконфессиональных войн. На долгих семь веков затянулось освобождение страны от владычества мавров. Современная Испания все более становится многонациональным государством, принимая у себя выходцев из разных стран, включая и жителей соседних арабских государств. Вливаясь в испанское общество, они дополняют исторически сложившийся мультиэтнический состав этого государства, где помимо испанцев проживают каталонцы, галисийцы и баски.

В Каталонии и Стране Басков традиционно сильны националистические и сепаратистские тенденции и проявления, являющиеся предметом серьезной головной боли официального Мадрида – вне зависимости от того, какая политическая партия формирует правительство на том или ином историческом этапе. Выше упоминалась баскская террористическая организация ЭТА, жертвами преступной деятельности которой за пять десятилетий ее существования стало более 800 человек. Несмотря на разнонаправленные усилия – от жесткой и бескомпромиссной борьбы с ЭТА до мирных переговоров с ней – испанским властям так до сих пор и не удалось покончить с этим реликтом далекого прошлого.

С учетом сложности и многовекторности задач, связанных с поддержанием межнациональной стабильности в стране, испанскому правительству требовался весьма неординарный и эффективный ход, способный на корню пресечь формирование нового мощного и потенциально крайне опасного узла противоречий – исламо-христианского. Но будет ли достаточным в этой ситуации только принятие плана действий национального уровня? Этот вопрос не мог не волновать тех лиц в Мадриде, кому было поручено выработать формулу возможных шагов. В результате было найдено масштабное, с глобальной проекцией решение, выразившееся в озвученной с высокой трибуны 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (21 сентября 2004 года) главой испанского правительства Х.Л. Родригесом Сапатеро инициативе о формировании Альянса цивилизаций, который бы охватывал как западный, так и арабо-мусульманский мир. «Несколько лет назад пала одна стена, – заявил Сапатеро. - Теперь мы должны не допустить того, чтобы из-за ненависти и взаимного непонимания была воздвигнута новая стена»5. Испанскую инициативу поддержал премьер-министр Турции Р.Т.  Эрдоган, ставший ее коспонсором.

В консолидированном виде идеи Мадрида по поводу Альянса цивилизаций были изложены в выступлении министра иностранных дел Испании М.А. Моратиноса на сессии Лиги арабских государств 10 декабря 2004 года. Посетовав на то, что в западных странах получили распространение теории о наличии причинной связи между терроризмом и исламом, а в арабо-мусульманском мире, напротив, тиражируется образ агрессивного, настроенного на дискриминацию Запада, руководитель испанской дипломатии заявил о необходимости действовать ради того, чтобы мир не стал враждебным и жестоким. Мадрид рассчитывал на создание широкого международного политического консенсуса в отношении целой серии шагов, направленных на формирование мира, в основе которого лежали бы толерантность, взаимопонимание и свобода.

В сфере политики и безопасности ставилась задача добиваться утверждения более прочного, мирного и справедливого международного порядка. Для этого предлагалось, во-первых, бороться за искоренение терроризма путем углубления международного сотрудничества и, во-вторых, руководствуясь принципом, что нет оправдания насилию, выработать меры по исправлению «базовых» проблемных узлов, таких как конфликты, несправедливость, политическое и экономическое неравенство. В этом контексте отмечалось, что наилучшим путем урегулирования этих проблем является отказ от незаконного применения силы в качестве средства разрешения конфликтов и его замена «эффективным мультилатерализмом» (многосторонними усилиями).

В области культуры и образования Испания выступала в пользу того, чтобы поставить в центр совместных усилий продвижение диалога культур, углубление разделяемых ценностей и изучение общих угроз. Отмечалось, что особую важность в этой связи приобретает надлежащее обращение с потоками мигрантов, преодоление дискриминации и расового и этнического насилия. Акцентировалась роль СМИ как средства обеспечения лучшего взаимопонимания, свободного от предубеждений.

14 июля 2005 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан объявил о создании Альянса цивилизаций, что означало формальный переход этой инициативы под крыло ООН. Цель инициативы была сформулирована следующим образом: «обеспечить принятие мер с учетом необходимости целенаправленных усилий международного сообщества… в интересах «наведения мостов» и преодоления предрассудков, недоразумений, непонимания и поляризации, которые таят в себе потенциальную угрозу миру на планете».

Для организации практической работы в рамках данной инициативы К. Аннан создал Группу высокого уровня в составе 20 человек, включив в нее видных политических, общественных и религиозных деятелей, ученых. Ее сопредседателями стали бывший Генеральный директор ЮНЕСКО испанец Федерико Майор и Госминистр Турции, профессор философии Мехмет Айдын. Группа была построена по принципу регионального представительства. Ближний Восток в ней, в частности, представлял М. Хатами, Западную Африку – бывший премьер-министр Сенегала М. Ньясс, Западную Европу – бывший министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин, Юго-Восточную Азию – бывший министр иностранных дел Индонезии А. Алатас и т.д. От Восточной Европы в Группе вошел российский представитель проф. В.В. Наумкин.

Перед Группой высокого уровня был поставлен ряд принципиальных задач, в том числе: дать оценку новых и возникающих угроз международному миру и безопасности; определить алгоритм коллективных действий в целях противодействия этим тенденциям; рекомендовать программу шагов для государств, международных организаций и гражданского общества, направленных на содействие гармоничным отношениям между обществами и т.д.

13 ноября 2006 года Группа представила свой доклад, в котором была сделана попытка осмыслить проблему взаимоотношений между цивилизациями в современном мире, высказать мысли, касающиеся взаимосвязи религии и экстремизма. О сложности достижения взаимопонимания по этим вопросам даже в рамках узкой группы интеллектуалов высокого уровня свидетельствует примечание в тексте, гласящее, что доклад отражает консенсусное мнение членов Группы, но это не означает общего согласия по всем пунктам.

Выделим некоторые позиции доклада, которые, на наш взгляд, имеют особое значение.

- «Нарушение равновесия в нашем мире вызывает тревогу».

- «Мы … живем в становящемся все более сложном мире, где полярные представления, питаемые несправедливостью и неравенством, зачастую ведут к насилию и конфликтам, угрожая международной стабильности».

- «Тревога и смятение, порожденные теорией «столкновения цивилизаций» искажают… характер дискуссии о действительной природе того затруднительного положения, в котором оказывается мир».

- «… необходимость наведения мостов между сообществами, содействия диалогу … в целях устранения существующих в мире диспропорций никогда не ощущалась так остро».

- «Полное и последовательное соблюдение стандартов в области прав человека является основой стабильных обществ и мирных международных отношений».

- «Разнообразие цивилизаций и культур является основополагающим элементом человеческого общества и движущей силой прогресса человечества».

- «Нищета ведет к отчаянию, ощущению несправедливости и отчуждению».

- «Терроризм ничем нельзя оправдать».

- «Эксплуатация религии идеологиями, стремящимися склонить людей к переходу под свои знамена, породило сбивающую с толку теорию о том, что сама религия является корневой причиной межкультурного конфликта».

- «… ни одна мировая религия не попустительствует убийству невинных людей или одобряет его. Однако во многих конфликтах, вспыхивавших в разных частях мира, религия использовалась для оправдания нетерпимости, насилия и даже лишения жизни».

- «Экстремизм и терроризм движимы не только толкованиями религии в плане исключительности; и к ним прибегают не только негосударственные субъекты».

- «Нигде идеологии исключительности, враждебные представления, культурное высокомерие и стереотипы средств массовой информации не соединялись более опасно с конфликтами, вскормленными воображаемыми или реальными несправедливостями, чем в отношениях между западным и мусульманским обществами».

- «Радикальные движения прибегаю к избирательным трактовкам древней истории в целях нарисовать зловещий образ исторически резко выраженных и взаимоисключающих религиозных общин, которым суждена конфронтация».

- «В контексте отношений между мусульманским и западным обществами особенно остро переживается представление о двойных стандартах в применении международного права и в защите прав человека. … Утверждения о том, что насилие внутренне присуще исламу, и соответствующие заявления некоторых политических и религиозных лидеров Запада, в том числе с использованием таких выражений, как «исламский терроризм» и «исламский фашизм», способствовали тревожному росту масштабов исламофобии, который еще более усиливает страх перед Западом».

- «И наоборот: агрессивные нападения, направленные против гражданского населения в западных странах, включая использование террористов-смертников, похищения и пытки породили на Западе атмосферу подозрительности, незащищенности и страха. Многие на Западе также усматривают двойные стандарты в действиях мусульманских лидеров».

- «Эти обоюдные представления о двойных стандартах ведут к созданию климата подозрительности и недоверия»6.

Ограничимся приведенными выдержками из доклада Группы высокого уровня, которые, как представляется, дают достаточно полное представление о его тональности и направленности.

Россия с самого начала поддержала испано-турецкую инициативу, увидев в ней возможность для мобилизации коллективной политической воли государств и международных организаций в целях преодоления разрыва и недоверия между цивилизациями и культурами, для налаживания взаимопонимания между ними. А вот США отнеслись к данному начинанию весьма прохладно. Находясь в эпицентре мировой критики в связи с военной интервенцией в Ираке, Вашингтон опасался, что идея Альянса цивилизаций создаст для него дополнительные проблемы в его сложных взаимоотношениях с исламским миром. Не случайно поэтому США присоединились к Группе друзей Альянса цивилизаций только 13 мая 2010 года, о чем было официально объявлено накануне Третьего Форума Альянса, состоявшегося в конце мая 2010 года в Бразилии.

Первый же Форум Альянса цивилизаций прошел в январе 2008 года в Мадриде с участием 89 официальных делегаций из 78 стран. По его итогам были подписаны соглашения о партнерстве Альянса с ЮНЕСКО, ЛАГ, протокол о намерениях с Советом Европы; учреждены фонды Альянса – молодежной солидарности и в области СМИ.

Второй Форум Альянса цивилизаций был проведен, как нетрудно догадаться, в Турции (Стамбул) в апреле 2009 года.

В апреле 2007 года Генеральный секретарь ООН назначил своим Высоким представителем по Альянсу бывшего президента Португалии Ж. Сампайю. Для финансирования программ Альянса учрежден добровольный Фонд.

По информации на май 2010 года, в Группу друзей Альянса цивилизаций входили 119 стран и международных организаций, включая всю нынешнюю «пятерку» БРИКС, США, Канаду, по сути дела, все европейские и латиноамериканские государства, многие страны Азии. В то же время представительство африканских стран не столь масштабно.

Отмечая определенный позитив, достигнутый Альянсом цивилизаций, не следует закрывать глаза на то, что сама эта идея до сих пор имеет немало критиков. Суть их претензий заключается в том, что Альянс цивилизаций фиксирует сложившийся статус-кво, не ставя целью продвижение в исламском мире западных ценностей свободы, демократии и прав человека.

Не находит инициатива Родригеса Сапатеро однозначной поддержки и в самой Испании. Так, его предшественник на посту главы кабинета министров Аснар, по-прежнему остающийся властителем душ и мыслей значительного сегмента испанских консерваторов, является убежденным приверженцем альтернативного предложения об «Альянсе цивилизованных» (Alianza de los civilizados). Свою позицию он аргументирует тезисом о том, что на нашей планете существует только одна цивилизация, имеющая различные культурные выражения, исторические опыты и религиозные корни. Поэтому говорить о существовании нескольких цивилизаций, на взгляд Аснара, неправильно в принципе.

Тем не менее, несмотря на скепсис и критику консерваторов, в Испании принято два Национальных плана по продвижению идей Альянса цивилизаций. Первый из них был одобрен правительством страны в январе 2008 года, второй – рассчитанный на период 2010 – 2014 гг. – утвержден в мае 2010 года. Главная цель указанных Планов – способствовать продвижению проектов, направленных на углубление взаимного знания и уважения к различным культурам, поощрение взаимопонимания между странами и народами и утверждение гражданских ценностей и культуры мира.
* * *
Инициатива Родригеса Сапатеро - Альянс цивилизаций - имела своей главной целью углубление взаимопонимания и налаживание разнопланового диалога между – прежде всего – христианским и исламским мирами, чтобы тем самым ослабить позиции тех сил, которые своими действиями поляризуют общества, разжигают в них экстремистские настроения. Достижение этой цели приобрело для Мадрида поистине жизненно важное значение, поскольку мирная, толерантная и открытая для других стран и народов Испания в середине первого десятилетия ХХI века совершенно неожиданно стала одной из главных мишеней для исламских террористов.

Можно ли сегодня говорить о том, что задача решена? Спешить с выводами, вероятно, не стоит. Действительно, после трагических событий марта 2004 года Испания больше не знала терактов с «исламистским следом». Но это не значит, что сама основа для подобных акций исчезла. Периодически в испанских СМИ появляются сообщения о том, что спецслужбы пресекли деятельность очередной ячейки «исламистского» подполья. Чаще всего подобная информация приходит из Барселоны. Сошлемся для примера на судебный процесс (ноябрь 2009 года), фигурантами которого предстали 11 выходцев из Пакистана, планировавших осуществить теракт в барселонском метро с использованием смертника7. Есть ли гарантии, что нечто подобное невозможно в будущем? Таких гарантий никто дать, конечно, не может.

Тем не менее правительству Сапатеро удалось предотвратить возникновение в стране глубокой кровной вражды на межрелигиозной почве (ислам/христианство). И это – несомненное достижение, которому, безусловно, способствовали шаги и действия, предпринимавшиеся в рамках Альянса цивилизаций.

Сформированное испанской соцпартией правительство ищет решения межнациональных проблем страны, включая проблему агрессивного национализма, процветающего, прежде всего, в Стране Басков, и, в меньшей степени, в Каталонии, на путях объединения различных национально-культурных идентичностей в рамках единого целого. Этим единым целым позиционируется Испания – общая родина для всех народов и народностей этого многонационального, многоязычного, многокультурного, а в последнее время все больше и многорелигиозного государства. Практическим выражением такой политики является развитие самоуправления и расширение автономии регионов при одновременном укреплении интегрирующей роли государства.



Однако идеи многокультурного общества сегодня не популярны в Европе. Некоторые ведущие государства Старого Света от них отказываются. Испания – это один из главных на сегодня европейских полигонов для обкатывания идей и накопления практического опыта взаимопонимания и сосуществования в рамках одного государства различных народов, культур, языков, а с увеличением в стране мусульманского населения – и религий. Нет сомнений в том, что глубокий анализ этого опыта, причем и позитивных, и негативных его сторон, будет чрезвычайно востребованным как в самой Испании, так и за ее пределами.

1 Столь быстрое принятие СБ ООН этой резолюции стало возможным благодаря разнице во времени между Мадридом и Нью-Йорком.

2 Документ ООН. S/res/1530 (2004).

3 Реконкиста (от исп. reconquistar – отвоевать) - освободительная борьба народов Испании в VIII – XV веках с маврами (арабами), захватившими большую часть Пиренейского полуострова и основавшими там свои государства (халифаты).

4 http://www.elmundo.es/elmundo/2004/03/11/espana/1079048160.html

5 Документ ООН. A/59/PV.4. C. 43.

6 http://www.unaoc.org/repository/HLG_report_RU.pdf

7 http://www.elpais.com/articulo/espana/testigo/clave/confiesa/iba/cometer/atentado/suicida/metro/Barcelona/elpepuesp/20091116elpepunac_30/Tes



Каталог: upload -> iblock -> 3aa
iblock -> Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
iblock -> Часы-смартфон
iblock -> Руководство пользователя для телефона Apple iPhone 6
iblock -> Руководство по эксплуатации Методика калибровки Технические характеристики. Минимальный радиус кривизны поверхностей контролируемых изделий, 6мм
iblock -> Технические требования
iblock -> Технологические карты
iblock -> Оптимизация процесса восстановления измененных и уничтоженных маркировочных обозначений на блоках двигателей транспортных средств
iblock -> Инструкция по эксплуатации Температурный gsm извещатель Grinson T7 Благодарим Вас за выбор температурного gsm извещателя Grinson T7
3aa -> Категория

Скачать 163.31 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница