Алтунина Светлана Владимировна воспитатель мбдоу «Детский сад №71



Скачать 61.25 Kb.
Дата29.04.2018
Размер61.25 Kb.

«Без гимнастики друзья, нашим глазкам жить нельзя»

(профилактика нарушения зрения)


Алтунина Светлана Владимировна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №71 «Антошка», г. Норильск

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие. У детей дошкольного возраста с нарушением зрения особенно велика опасность одностороннего развития, приводящего к диспропорциям в формировании некоторых взаимосопряжённых функций, таких как непосредственное чувственное восприятие объектов и словесное их обозначение, интеллектуальное развитие и физическое.

Мы воспитатели, лечить не умеем, но все же мы должны постараться уменьшить риск заболеваний.Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша? Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.

Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии.

Целью проведения зрительной гимнастики является - формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

В нашей деятельности проводимая работа по профилактике нарушения зрения реализует следующие задачи:

- объяснить, что все вокруг мы видим благодаря зрению (большие и маленькие предметы, далеко и близко, разные по цвету предметы): беседа « Зрение – орган чувств»;

- показать значимость зрения для ориентировки в пространстве: игра «Пройди по дорожке»;

- дать знания о правильном освещении при рисовании, рассматривании книг;

- познакомить с приемами контроля за положением головы при сидении за столом: д/и «Посмотри и оцени» - рассматривание картинок, на которых изображены определенные ситуации : задание- положить красную фишку на неправильную картинку, зеленую на правильную;

- уточнить назначение частей лица, защищающих глаза;

- научить детей во время гимнастики двигать только глазами, голову при этом держать ровно.

Очень интересны для детей, в формировании интереса к органам зрения стали проводимые опыты «Увеличивающиеся зрачки», «Обман зрения», «Для чего нужны два глаза».

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.



Гимнастика бывает:
1)с предметами;

c:\users\светлана\desktop\100_2478.jpg

для большей эффективности рекомендуется использовать разнообразные зрительные ориентиры: цветовые пятна на стене или окне, яркие игрушки, надеваемые на руку, указательный палец (куклы пальчикового театра или специально сделанные игрушки), их использование позволяет упражнять детей в сосредоточении взора на неподвижном или движущемся предмете. Кроме того, дети с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом при этом не напрягая зрение.


2) по зрительным тренажёрам - провести глазами путь;

c:\users\светлана\desktop\100_2475.jpgc:\users\светлана\desktop\100_2458.jpg

3) комплексы по словесным инструкциям:


«Кошка»

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны)

Кошка вышла на карниз, (имитируют мягкую, грациозную походку кошки)

Посмотрела кошка вверх, (смотрят вверх)

Посмотрела кошка вниз, (смотрят вниз)

Вот налево повернулась, (смотрят влево)

Проводила взглядом мух,(взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз. (дети приседают)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота, (смотрят прямо)

И закрыла их руками. (закрывают глаза руками)

Поскольку ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то проведение гимнастики для глаз в игровой форме, в сопровождение стихов, позволяет более эффективно и легко решать поставленные педагогом коррекционно-развивающие задачи.

Массаж.

Хорошее тонизирующее влияние на циркуляцию крови, на глазные нервы и нервные окончания могут оказывать очень простые манипуляции - это поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием, когда одновременно массируются оба глаза двумя пальцами - указательным и средним. По нижнему краю глаза - движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такие движения повторяются 8-15 раз.

Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей проводить поглаживание бровей от переносицы к вискам: глаза должны быть закрыты. Выполнить 20-30 движений.

Упражнения.

1. Не закрывая глаз, медленно и плавно старайтесь нарисовать глазами «восьмерку» в воздухе, двигая ими в разных направлениях. Никаких резких движений и старайтесь дышать в такт. 5-7 раз.c:\users\светлана\desktop\100_2462.jpg

2. Вытяните правую руку перед собой, поднимите до уровня глаз. В течение пяти секунд смотрите на большой палец руки. Начните отводить руку вправо – медленно и плавно, не отрывая взгляда от пальца. Голова не двигается! Повторите с левой рукой. 5-7 раз.

3. В течение нескольких секунд смотрите на какой-либо удаленный объект прямо перед собой. Поднимите руку так, чтобы палец оказался на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотрите на него, после чего опустите руку и снова переведите взгляд на далекий объект. 10-12 раз. Поднимите руку и расположите большой палец на расстоянии 25-30 см от глаз. В течение 5 секунд смотрите на кончик пальца. Закройте правый глаз и продолжайте смотреть на палец еще 5 секунд. Откройте глаза, отсчитайте 5 секунд и закройте левыйглаз. Все это время продолжайте смотреть на палец. 10-12 раз.


Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети также любят рисовать, лепить, играть с конструктором, писать, читать. Поэтому с родителями тоже проводится работа для достижения наибольшей эффективности в формировании здоровьесберегающего поведения, разработаны рекомендации -«Как сохранить хорошее зрение»:

• Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

• Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, бруснику, петрушку, укроп.

• Следите за осанкой – при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением. Помните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25 – 30 см.

• Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку (проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой–поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

•Не допускайте, чтобы ребенок подолгу сидел перед телевизором или компьютером, длительность не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 метров, до монитора расстояние вытянутой руки. Сидеть при этом необходимо прямо перед экраном, а не сбоку.

• Не читать лежа и как можно меньше при искусственном освещении.



• Общая продолжительность занятий в течении дня суммарно не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и одного часа 6 – 7 лет.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется систематическая работа по профилактике нарушения зрения, решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Ведь только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития. О результативности работы по сохранению остроты зрения свидетельствует медицинский осмотр детей специалистом и оценка состояния глаз.
Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Сестринский процесс: пациент с нарушением целостности кожных покровов
article -> Урок – игра «тайны океана»
article -> Урок конференция по теме: «Мир зеркала»
article -> Методическая разработка по здоровьесберегающей технологии в дошкольном образовательном учреждении. Составитель
article -> Темы рефератов для самостоятельного изучения Контрольные вопросы по материалам разделов Раздел Круглые столы
article -> Методическая разработка открытого урока по немецкому языку с использованием информационных технологий
article -> Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования «Методическая разработка» Аппликация на уроках рукоделия
article -> Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница