СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
«__» февраля 2016 г.
|
№ АСП-___/16-09
|
Аналитическая записка
о ходе исполнения федерального бюджета
за январь – декабрь 2015 года
Содержание
|
|
|
1.
|
Общие положения
|
3
|
|
|
|
2.
|
Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета
|
3
|
|
|
|
3.
|
Анализ исполнения основных характеристик федерального бюджета в январе – декабре 2015 года и организации исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
|
14
|
|
|
|
4.
|
Анализ исполнения доходов федерального бюджета
|
20
|
|
|
|
5.
|
Анализ исполнения расходов федерального бюджета
|
58
|
|
|
|
6.
|
Анализ исполнения бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности
|
150
|
|
|
|
7.
|
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
|
184
|
|
|
|
8.
|
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
|
203
|
|
|
|
9.
|
Государственный долг Российской Федерации
|
212
|
|
|
|
10.
|
Выводы и предложения
|
231
|
|
|
|
1. Общие положения
Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2015 года (далее – оперативный доклад) подготовлен Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и пунктом 1.2.2 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год, рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты (протокол от 4 февраля 2016 г. № 4К (1079).
Оперативный доклад подготовлен на основании результатов оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в 2015 году, контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой, казначейских уведомлений, расходных расписаний, расчетных документов, явившихся основанием для операции со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.
2. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета
2.1. Исполнение федерального бюджета в 2015 году происходило в условиях продолжения действия основных внешне- и внутриэкономических тенденций, сформировавшихся в 2014 году, и характеризовалось критическим для российского экспорта и доходов бюджета снижением уровня цен на нефть на мировом рынке, повышенным уровнем инфляции, продолжающейся девальвацией и высокой волатильностью курса национальной валюты, отрицательными темпами прироста ВВП и промышленного производства, падением реальной заработной платы и ростом просроченной задолженности по заработной плате. Негативные тенденции в формировании совокупного внутреннего спроса, наблюдавшиеся в 2015 году, создают значительные риски по переходу российской экономики в 2016 году на траекторию восстановительного роста.
2.2. Средняя мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2015 году составила 51,23 доллара США за баррель, что на 47,5 % ниже уровня 2014 года (97,6 доллара США за баррель) и на 3,3 %, или на 1,77 доллара США, ниже среднегодовой ожидаемой цены на нефть в 2015 году, учтенной в расчетах к Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями от 28 ноября 2015 г. № 329-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ (с изменениями) – 53 доллара США за баррель.
2015 год характеризовался повышенной волатильностью цен на нефть на мировом рынке. В первые пять месяцев года наблюдалась повышательная динамика, а начиная с июня среднемесячные цены снижались (за исключением сентября и октября 2015 года). Диапазон колебаний среднемесячных цен на нефть в 2015 году составил 27,3 доллара США.
Среднемесячные значения мировых цен на нефть марки «Юралс» по месяцам 2015 года представлены в следующей таблице.
(долларов США за баррель)
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
46,58
|
57,3
|
54,53
|
59,16
|
63,69
|
61,35
|
55,51
|
45,63
|
46,66
|
46,77
|
42,11
|
36,42
|
Наблюдаемый в настоящее время низкий уровень мировых цен на нефть марки «Юралс» и сохраняющиеся риски их дальнейшего снижения свидетельствуют о целесообразности пересмотра прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год1, а также корректировки Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Федеральный закон № 359-ФЗ).
2.3. В 2015 году курс рубля по отношению к доллару США демонстрировал заметную волатильность.
После относительно продолжительного периода ослабления рубля (с июля 2014 года по февраль 2015 года) с марта по май 2015 года наблюдалось его укрепление, в июне – сентябре произошла вторая волна девальвации, в октябре курс несколько укрепился, а в ноябре - декабре девальвация продолжилась.
Средний номинальный курс доллара США к рублю представлен в следующей таблице.
(рублей за 1 доллар США)
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
61,70
|
64,63
|
60,23
|
52,87
|
50,58
|
54,50
|
57,07
|
65,15
|
66,77
|
63,07
|
65,03
|
69,66
|
За январь – декабрь 2015 года официальный номинальный курс доллара США к рублю составил 60,66 рубля за доллар США, что на 22,69 рубля, или в 1,6 раза, выше уровня января – декабря 2014 года (37,97 рубля за доллар США) и на 0,34 рубля за доллар США ниже его значения на 2015 год, используемого в расчетах к Федеральному закону № 384-ФЗ (с изменениями) - 61 рубль за 1 доллар США).
За период с 1 по 29 января 2016 года средний номинальный курс доллара США к рублю составил 76,39 рубля за 1 доллар США, увеличившись с 72,93 рубля за доллар США по состоянию на 1 января 2016 года до 77,37 рубля за доллар США на 29 января 2016 года.
Риски дальнейшего ослабления курса национальной валюты в 2016 году и превышения значения курса рубля к доллару США, использовавшегося в расчетах к Федеральному закону № 359-ФЗ (63,3 рубля за доллар США), связаны с сохраняющимся неблагоприятным влиянием международных санкций и низким уровнем мировых цен на нефть марки «Юралс».
Ослабление курса рубля по отношению к основным мировым валютам происходило на фоне сокращения международных резервов, которые по состоянию на 1 января 2016 года составили 368,4 млрд. долларов США. Международные резервы за период с начала 2015 года уменьшились на 17,1 млрд. долларов США, или на 4,4 %. Их сокращение наблюдалось на протяжении 2014 и 2015 годов.
2.4. Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год определены Федеральным законом № 384-ФЗ (с изменениями) исходя из номинального объема ВВП в размере 73 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 12,2 % (декабрь 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года).
В целом за 2015 год, по первой оценке Росстата, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 80 412,52 млрд. рублей, или 109,4 % прогнозируемого объема (73 515,0 млрд. рублей), предусмотренного на 2015 год в Федеральном законе № 384-ФЗ (с изменениями).
Темпы прироста физического объема ВВП на протяжении всего 2015 года оставались отрицательными впервые с 2009 года. В 2015 году, по предварительным данным Росстата, падение ВВП составило 3,7 %.
Темпы прироста физического объема ВВП представлены в следующей таблице.
(прирост в % к соответствующему периоду предыдущего года)
I квартал
|
II квартал
|
III квартал
|
-2,2
|
-4,6
|
-4,1
|
В 2015 году ухудшилась динамика большинства основных макроэкономических показателей.
Существенно снизились показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность. Так, по оценке Банка России, торговый баланс в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился и составил 76,8 % (в 2014 году по сравнению с 2013 годом – 104,3 %), в том числе экспорт товаров – 68,2 % (95 %), импорт товаров – 63 % (90,2 %). Продолжилось падение инвестиций в основной капитал, уровень которых в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 91,6 % (в 2014 году по сравнению с 2013 годом – 98,5 %). В ряде видов экономической деятельности, в которых в 2014 году наблюдался рост, в 2015 году было отмечено снижение. Так, объем платных услуг населению составил 97,9 % (в 2014 году по сравнению с 2013 годом - 101,3 %), индекс промышленного производства - 96,6 % (101,7 %).
При этом падение темпов промышленного производства было менее глубоким, чем сокращение ВВП. Небольшой положительный прирост по промышленным видам деятельности зафиксирован только в добыче полезных ископаемых – на 0,3 % (в 2014 году – на 1,4 %), в основном за счет опережающего роста добычи угля и металлических руд. Усилилось снижение в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 1,6 % (в 2014 году – на 0,1 %) за счет сокращения энергопотребления при снижающихся темпах роста в обрабатывающей промышленности и в связи с повышенным температурным режимом в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Наибольший спад отмечен в обрабатывающих производствах - на 5,4 % (в 2014 году – рост на 2,1 %).
Динамика выпуска по отдельным видам продукции обрабатывающих производств приведена в следующей таблице.
(в % к 2014 году, по убыванию показателя)
Вид промышленной продукции
|
Изменение показателя, %
|
Увеличение выпуска
|
Изделия медицинские
|
119,4
|
Сыры и продукты сырные
|
117,1
|
Красители органические синтетические
|
115,1
|
Ткани
|
114,7
|
Электровозы магистральные постоянного тока
|
114,5
|
Стекло листовое литое
|
113,9
|
Мясо и субпродукты пищевые
|
113,0
|
Материалы для покрытий пола, стен и потолка полимерные
|
112,3
|
Сахар
|
111,9
|
Сокращение выпуска
|
Станки металлорежущие
|
88,8
|
Автомобили грузовые
|
85,3
|
Обувь
|
83,5
|
Автобусы
|
83,0
|
Конструкции и детали сборные железобетонные
|
80,9
|
Трикотажные изделия
|
78,1
|
Блоки стеновые крупные
|
76,7
|
Тракторы для сельского и лесного хозяйства
|
76,2
|
Автомобили легковые
|
72,3
|
Двигатели внутреннего сгорания
|
69,7
|
В 2015 году в отдельных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р (далее также – План), осуществлялись меры государственной поддержки. Однако указанные меры лишь частично повлияли на экономическую ситуацию в субсидируемых отраслях. Так, производство легковых автомобилей составило 72,3 % уровня 2014 года (1 213 тыс. штук), автобусов – 83 % (36,7 тыс. штук), зерноуборочных комбайнов – 82,5 % (4 575 штук), машин и приспособлений для уборки незерновой части урожая – 96,8 % (8 362 штуки).
Одним из пунктов Плана было утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения (пункт 41). В наибольшей степени процессы импортозамещения проявились в производстве сельскохозяйственной продукции, однако в промышленном производстве эти процессы в 2015 году реализовались не в полной мере, так как соответствующие планы Минпромторга России были рассчитаны на среднесрочную перспективу.
При этом необходимо учитывать, что перестройка сложившейся в настоящее время структуры экономики в направлении создания высокотехнологичных импортозамещающих производств требует немалого времени и ресурсов, включая финансовые.
В сложившихся экономических условиях при сохраняющемся высоком уровне износа основных фондов, наличии ресурсных и технологических ограничений, недостаточном предложении высококвалифицированной рабочей силы на рынке труда необходимы комплексные решения Правительства Российской Федерации по поддержке отдельных производств и отраслей, дающих ощутимый эффект для экономического роста, например, в сфере экспортных поставок готовой продукции с высокой долей добавочной стоимости или в производстве конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка.
Основными причинами отрицательной динамики экономического развития в 2015 году по сравнению с предыдущими годами помимо критических внешних условий явились внутриэкономические факторы, среди которых следует выделить прежде всего значительное снижение совокупного внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного.
Увеличение сальдированного положительного финансового результата, который в январе - ноябре 2015 года вырос на 48,6 % (в аналогичном периоде 2014 года – снижение на 14,9 %), не способствовало росту инвестиционной активности вследствие повышения рисков осуществления инвестиционной деятельности.
Падение внутреннего инвестиционного спроса в 2015 году было обусловлено недостаточной инвестиционной активностью организаций в различных секторах экономики в связи со значительными рисками в перспективном развитии деятельности, с ухудшением условий заимствований, включая ограничения по привлечению кредитов на внешних рынках для крупнейших российских банков и компаний, ростом себестоимости в связи с инфляцией издержек.
Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам (сроком до 1 года) нефинансовым организациям после повышения в конце 2014 года достигла максимального значения в январе 2015 года – 19,86 % годовых. В последующем в течение года ставка постепенно снижалась - до 13,75 % годовых в ноябре 2015 года.
Ставки по рублевым кредитам нефинансовым организациям следовали динамике ключевой ставки Банка России. В период со 2 февраля по 3 августа 2015 года ключевая ставка Банка России последовательно снижалась пять раз (с 17 % до 11 %) и сохранилась на этом уровне до конца 2015 года из-за усиления инфляционных рисков.
Как уже отмечалось, замедление экономического роста в 2015 году было также связано с падением потребительского спроса вследствие снижения темпов роста реальных располагаемых доходов населения (в 2015 году - на 4 %, в 2014 году – на 0,7 %), снижением реальной заработной платы (в 2015 году – на 9,5 %, в 2014 году - рост на 1,2 %), а также со снижением роста потребительского кредитования (с 113,8 % по состоянию на 1 января 2015 года до 94,3 % по состоянию на 1 января 2016 года).
При этом, по информации Банка России, по состоянию на 1 января 2016 года по сравнению с 1 января 2015 года просроченная задолженность по кредитам и прочим средствам, предоставленным физическим лицам, выросла на 29,4 % (на 1 января 2015 года по сравнению с 1 января 2014 года - рост на 51,6 %), что свидетельствует о сокращении у населения финансовых источников (зарплаты и в целом денежных доходов) для погашения кредиторской задолженности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |