Астахов Александр Юрьевич, г. Вязьма



Скачать 418.24 Kb.
страница1/3
Дата23.05.2018
Размер418.24 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

СОГБУ «НОВО-НИКОЛЬСКИЙ ДДИУОД»
215110 Смоленская область, Вяземский район, с. Ново-Никольское

телефон/факс 8(48131) 2-48-42 ,телефон 8(48131) 2 – 39 - 27

e-mail: novonik_det_dom@mail.ru

Принята на заседании Утверждена приказом Директора

педагогического совета СОГБУ»Ново-Никольский ДДИУОД»

СОГБУ «Ново- № 139-ОС от 31 августа 2017 года

Никольский ДДИУОД»

Протокол № 1 от 30 августа 2017 года
Адаптированная образовательная программа

дополнительного образования детей и взрослых



«Основы компьютерной грамотности»

Срок реализации: 2 года


Автор: Астахов Александр Юрьевич,


г. Вязьма

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение пользоваться промышленными информационными технологиями для большинства людей в настоящее время стало предметом первой необходимости. Сейчас уже трудно представить сферу деятельности человека, в которой бы не применялись информационные технологии. Люди самых разных профессий применяют компьютерную технологию в своей работе. Изучение данного направления позволяет подготовить умственно отсталых детей к адаптации в современном обществе.

Назначение программы.

Данная программа разработана для детей возраста с 18 лет, проявляющих повышенный интерес к ИТК.

В группы для обучения специального отбора не производится. Принимаются все желающие.

Занятия построены с учетом  возрастных психофизиологические особенности детей, с учетом его индивидуальности, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.  Формировать группы желательно из учащихся близкого возраста, чтобы оптимально выбрать методы и приёмы обучения.

Оптимальное количество обучающихся в объединении для успешного освоения программы 5 человек, каждый ученик работает за отдельным компьютером. Группы создаются с учетом возраста обучающихся.

Изучение программы предусматривает и индивидуальное обучение.

Данная программа изучается в течение 2 лет.

Актуальность программы.

Данный курс позволяет учащимся более подробно познакомиться с программами графических редакторов, мультимедийными программами и.



Адресность.

Указанное в программе количество часов на изучение каждого раздела программы педагог может распределять самостоятельно, добавлять разделы, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данной группе.



Новизна и особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, вкуса. Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознавания и понимания.

Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих работ.

Практические занятия проходят с использованием интернета для поиска необходимого материала. Поиск и сохранение информации является частью практических навыков, приобретаемых в образовательном процессе для расширения кругозора, познавательной деятельности, получение информации в современном информационном мире.



Педагогическая целесообразность.

Данная программа составлена с целью способствованию развития познавательной активности умственно отсталых воспитанников; повышению интереса к информационным технологиям.



Количество часов в год.

Программ изучается в течение 2 – х лет.

1 год обучения – 126 часов, 4 ак. часа в неделю (2 раза в неделю по 2 ак.часа).

2 год обучения – 126 часов, 4 ак. часа в неделю (2 раза в неделю по 2 ак.часа).



В основу программы положены следующие принципы:

- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;

- связи с жизнью;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка;

- единство и целостность субъект-субъектных отношений;

- системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).



Цель программы: развитие творческого потенциала, логического мышления обучающихся через изучения и осмысления базовых тем по предмету, в тесной взаимосвязи с предметами общеобразовательного процесса.

Задачи:

Обучающие:

- обучить основным приемам и техники работы в основных базовых программах;

- научить логически мыслить;

Развивающие:

- подготовить сознания учащихся к системно-информационному восприятию мира;

- развить стремления к самообразованию, для дальнейшей адаптации в информационном обществе;

- развить композиционное мышление и креативные способности;

- развить художественно-эстетическое восприятие окружающего мира через эмоциональную сферу

- расширение технического кругозора в сфере информационных технологий;



Воспитывающие:

формировать коммуникативные навыки и навыки межличностного сотрудничества в каждом обучающемся;

- воспитать умственные и волевых усилий, концентрации внимания, логичности;

- формировать нравственные качества личности и культуры поведения в обществе

Формы работы:

Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников

Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Применяемые элементы здоровьесберегающих технологий.

Здоровье сберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.



Здоровье сберегающие технологии

1.Условия снятия нагрузки и утомляемости:

- систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначении;

- создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха перевыполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека);

- чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровье сбережения.



2.Условия снятия психической нагрузки и стресса при потере информации. Психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер «зависает», в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер –всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

3.Условия для работы в кабинете

- удобная мебель и её правильная расстановка

- воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19-21 градусов и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),

- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),

- чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

- грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения) для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения)
Методы обучения:

Словесное пояснение – передача информации теоретической части урока



Показ принципа исполнения – показ технологии исполнения работы

Наглядности – демонстрация ранее выполненных тематических работ

Метод самоконтроля– выполнение самостоятельной части практического урока, сравнение своего результата с образцом правильно выполненной работы
Основные составляющие занятий

- воспитательный момент (правила хорошего тона)

- организация рабочего места

- повторение пройденного материала

- постановка цели и задачи занятия

- изучение новых понятий и методов работы

- план или схема выполнения задания. Этот этап предполагает демонстрацию техники и метода исполнения работы педагогом.

- инструктаж по ТБ: вводный – перед началом работы за ПК и текущий – во время выполнения заданий

- физкультминутка

- основные приёмы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ её достижения

- подведение итогов, анализ, оценка работ

Теоретическая и прикладная часть изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы обучение доставляло им удовольствие и моральное удовлетворение.
Для реализации данной программы необходимо учебно – материальная база:

-кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;

- наличие рабочих мест, соответствующих количеству обучаемых;

- наличие ПК

- цифровые образовательные ресурсы

- учебные пособия
Методы оценки результативности программы:

- фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале

- количественный анализ

- качественный анализ

-отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);

- итоговая работа



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях



Межпредметные результаты

Результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)



1) регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности

- проговаривать последовательность действий;

- объяснять выбор наиболее подходящих технологий и инструментов для выполнения задания

- давать эмоциональную оценку своей работы

- получать позитивные эмоции от выполненных работ



2) познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на занятии и путём пополнения своего кругозора

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной и совместной работы.

3) коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.



Предметными результатам иизучения программы является формирование следующих знаний и умений:

- свободно владеть приемами и техникой работы в базовых программах

- уметь логически подойти к созданию и обработки информаций,


Требования к уровню подготовки.
Первый год обучения

Это первая ступень – основы компьютерной грамотности. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. На занятиях воспитанники знакомятся с современным программным обеспечением, учатся решать задачи по обработке текстовой, числовой, графической информации с применением компьютера.



- ученик должен знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере.

  • названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств компьютера.

  • технологию обработки текстовой информации в MSWord

  • технологию создания мультимедийных презентацийи её возможности

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений;

  • назначение и возможности программы Paint;

  • элементы пользовательского интерфейса: назначение инструментов, панелей и палитр, правила выбора инструмента или команды меню программ;

  • виды и особенности использования инструментов ретуширования изображения.

  • способы повышения резкости изображения, осветления и затемнения фрагментов изображения.

  • особенности работы с текстовыми слоями и использования текстовых надписей

- ученик должен уметь:

  • набрать и обработать текстовую информацию с помощью программы MSWord.

  • создавать: рисунки с помощью комбинирования графических примитивов (прямоугольников, овалов, многоугольников); художественные рамки, коллажи; добавлять к готовому изображению текст, фигуры и др.;

  • создавать мультимедиа презентации на выбранную тему.

  • применять основные приемы работы с компьютерной графикой (изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с цветом);

  • применять основные приемы работы с объектами (выбор фрагмента изображения, монтаж рисунка из объектов);

  • использовать два окна программы Paint и совместную работу программ Paint иWord


Второй год обучения.

Вторая ступень сложности. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Учащиеся более глубоко знакомятся с прикладным программным обеспечением, новейшими компьютерными технологиями.



- ученик должен знать:

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений

  • методы сжатия графических данных;

  • проблемы преобразования форматов графических файлов;

  • назначение и функции различных графических программ.

  • элементы пользовательского интерфейса: назначение инструментов, панелей и палитр, правила выбора инструмента или команды меню программ;

  • виды и особенности использования инструментов ретуширования изображения.

  • способы повышения резкости изображения, осветления и затемнения фрагментов изображения.

  • особенности работы с текстовыми слоями и использования текстовых надписей

- ученик должен уметь:

  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях; закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область (прямоугольное и эллиптическое выделение), лассо (свободное выделение), волшебная палочка (выделение связанной области) и др.);

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;

  • создавать рисунки из простых объектов

  • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

  • применять к тексту различные эффекты;

  • применять основные приемы работы с компьютерной графикой (изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с цветом, соединять объекты)


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения





Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.Введение в предмет. Устройство ПК. Техника безопасности.

1




1

2.ОС Windows

1

2

3




Устройство ввода и вывода информации

Понятие ОС. Рабочий стол. Файловая система. Окна и работа с ними










3. Основные приёмы работы средствами приложения Microsoft Offis.

10

23

33

3.1.

3.2.

3.3.


Microsoft Word

- панель инструментов

- работа с текстом

- работа с художественной надписью

- работа с растровыми изображениями

- работа с автофигурами

Итоговая работа

Microsoft PowerPoint

- панель инструментов

- технология создание презентации

- работа с текстом

- работа с художественной надписью

- работа с растровыми изображениями

- работа с автофигурами

Итоговая работа

Microsoft Office Publisher

- панель инструментов

- технология создание публицистики, дизайн и структура

- работа с текстом

- основы растровой графики и сохранение результатов работы

Итоговая работа





4. Сканирование изображений и использование программ распознавания

текстов ABBYYFineReader

1

1

2

5.Основные приёмы работы в программе PictureManager.

1

3

4




Знакомство с программой PictureManager. Интерфейс программы.

Основные функции программы PictureManager.

Итоговая работа











6. Основные приёмы работы в WindowsMoverMaker

2

6

8




Интерфейс программы. Работа в программе.

Итоговая работа












7. Обзор программ векторной и растровой графики.

2

2

4

7.1.

7.2.


Векторная и растровая графика. Достоинства и недостатки.

Цвет в компьютерной графике. Цветовые модели





8. Основные приёмы работы в программе Paint

6

10

16




Интерфейс программы Paint

Возможности рисования.

Редактирование растровых изображений и фотографий

Использование программы Word для расширения возможностей

Итоговая работа











9. Графический редактор Gimp.

6

17

23




Знакомство с Gimp

Инструменты и диалоги

Текст

Инструмент Штамп



Работа со слоями

Рисование геометрических фигур

Работа с изображением. Фильтры

Анимация в Gimp



Творческий проект










10. Итоговая работа.




4

4

11.Самостоятельная творческая проектная деятельность




10

10

12.Творческие коллективные занятия




8

8

13.Выставочная деятельность учащихся.




10

10

Всего


30

96

126



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница