Бюллетень по результатам социологического исследования «Тольятти город ограниченных возможностей»



Скачать 298.16 Kb.
Дата09.01.2018
Размер298.16 Kb.
#7628
ТипБюллетень



Информационно-методический бюллетень

по результатам социологического исследования

«Тольятти - город ограниченных возможностей»
Эти люди живут рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого многие даже не догадываются. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести.
I. Введение. Актуальность исследования

В г.о. Тольятти существует колоссальная проблема социализации людей с ограниченными возможностями. Актуальность темы обусловлена тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Сейчас, на смену социальной помощи инвалидам, которая долгие годы провозглашалась и с разной степенью успешности претворялась в жизнь, приходят прогрессивные идеи и технологии социальной адаптации инвалидов, их интеграции (включения) в современное общество, как полноценных его членов. Поэтому поиск эффективных методов социализации инвалидов является главной задачей города



II. Описание социологического исследования.
Основная цель опроса: Определить наиболее актуальные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья в г.о. Тольятти

Задачи исследования:

  • Определить, как оценивают респонденты положение людей с ограниченными возможностями здоровья в г.о. Тольятти

  • Выявить, какие проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья жители города считают наиболее актуальными.

  • Определить каковы причины, по мнению респондентов, оторванности людей-инвалидов от общества.

Организация, проводящая опрос: Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс»

Объем генеральной совокупности: 719 500 человек (население г.о.Тольятти на 30.01.2010 ).

Объем выборки: 811 человек (0,11% от объема генеральной совокупности).

Метод проведения опроса: уличный опрос - 50%, интернет-опрос в группах «ВКонтакте» и на сайте dmoshans.ru) - 50% .
Места проведения очного опроса: - Уличный опрос: не менее 3-х точек в каждом районе (остановки напротив крупных торговых центров, рядом с учебными заведениями, парки культуры и отдыха, пешеходные бульвары и т.д.)

III. Анализ социологического исследования.

В период с 30 апреля по 11 мая 2012 года специалистами МБУ «ДМО Шанс» было проведено социологическое исследование в рамках проекта «НеБезразлично» на тему «Тольятти – город ограниченных возможностей» среди населения г.о. Тольятти. Исследование проводилось посредством очного и интернет-опроса. Охват респондентов составил 811 человек. Изначально исследование планировалось провести в объеме 200 человек (50% очный и 50% Интернет-опрос), но в процессе работы было принято решение изменить планируемый метод проведения исследования на 100% очный, и дополнительно запустить опрос в социальных сетях и на сайте dmoshans.ru. Опрос Вконтакте вызвал большой резонанс, отзывов в целом получено в три раза больше, чем в очном опросе, а именно приняли участие в исследовании в социальных сетях 611 (75%) человек.

Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества.

Но человек может стать и жертвой этого процесса. Реальные жертвы неблагоприятных условий социализации - инвалиды. Это связано с тем, что процесс социализации осуществляется под воздействием раз­личных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и

включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием

совокупности многих условий

Непременным условием социализации является активная работа человека над своим социальным

совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

Почему же инвалиды относятся к жертвам неблагоприятных условий социализации? Какие проблемы возникают в процессе их социализации, вернее, детей-инвалидов? Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, обра­зования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие над­лежащей архитектурной среды и т.д. Социальные проблемы первого порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка яв­ляется отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т д .

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей. Пробле­ма социализации детей, подростков и взрослых с нарушения­ми психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
Понятие социализации и социальной адаптации.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат.socialis - общественный) – процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Процесс обучения детей с особенностями психофизического развития носит социальный характер. Школьник учится быть как все и сохранять свою индивидуальность. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние школьников в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ– процесс активного приспособления индивида к требованиям общества В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т.е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

Процесс социализации (по Л.М. Шипицыной) осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:


  • в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;




  • в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;




Результаты социологического исследования «Тольятти – город ограниченных возможностей»
Рассмотрим подробнее результаты, полученные в ходе нашего социологического исследования. Стоит ли говорить о том, насколько необходимо человеку чувствовать себя полноценной, социально защищенной личностью, тем более это касается людей с ограниченными возможностями здоровья, а в особенности детей-инвалидов, поскольку помимо формирования их как личностей в целом, так и для полноценной социализации им необходима особенная поддержка. Ведь многое зависит именно от отношения общества к данной группе людей.

Потому первым пунктом нашей анкеты был вопрос о том, являются ли, по мнению респондентов, дети – инвалиды полноценными личностями в обществе. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: положительно ответили 142 (57%) человека, отрицательный ответ дали 58 (23%) респондентов и затруднились ответить 51 (20%)человек. (Диаграмма №1)


Диаграмма №1. Как Вы считаете, являются ли дети-инвалиды полноценными личностями в обществе

Подводя итог по данному вопросу, мы наглядно видим, что подавляющее большинство участников опроса относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья как к равным. Значительно меньшее число респондентов не считают людей с инвалидностью полноценными личностями и почти равное им количество опрошенных предпочли не высказывать конкретную точку зрения, отметив в анкете вариант «затрудняюсь ответить».

Адаптация детей-инвалидов среди здоровых детей проходит тяжело, они испытывают или недостаток внимания либо наоборот, слишком навязчивое предложение помощи и пристальное внимание. Какой бы недуг не был у ребенка, его необходимо подготовить к общению со здоровыми сверстниками, настроить его на возможные вопросы с их стороны и иные действия.

Чрезмерная забота и опека родителей своего чада от посторонних взглядов и разговоров, таким детям только во вред. Как родители относятся к своему ребенку, так и он будет относиться к себе.

Если родители будут воспринимать своего ребенка-инвалида, как обычного подрастающего человека только с некоторыми особенностями, такого отношение будет и окружающих.

Перейдем ко второму вопросу нашего исследования. Здесь мы предложили респондентам ответить, легко ли

ребенку инвалиду найти общий язык со сверстниками, которые не являются инвалидами.
Диаграмма №2. Как Вы считаете, ребенку-инвалиду легко найти общий язык со сверстниками, которые не являются инвалидами?
«Очень легко» ответили 8 участников опроса, что составило всего 3% от общего числа опрошенных по данному вопросу. «Невозможно» ответили 19 человек и соответственно 7% от числа всех участников, считают что «не сложно» детям-инвалидам подружиться со сверстниками не являющимися таковыми 62 респондента, что составляет 24% и подавляющее большинство опрошенных, а именно 177 и наибольшая доля составляющая 66% человек высказали точку зрения, что не легко ребенку с инвалидностью найти товарища из сверстников не являющимися инвалидами. (Диаграмма №2) В рамках возросшей в последнее время жестокости среди детей, трудно себе представить вливание в их общество отличающихся от них и более слабых сверстников. Поэтому стоит начать решение проблемы именно с воспитания сострадания в нашем молодом поколении. Объясняя детям прописные истины, можно подготовить общество к новой ступени развития.

В третьем вопросе исследования мы попытались выяснить кто, по мнению респондентов, играет большую роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь участники опроса отмечали сразу несколько вариантов ответа (Диаграмма №3).


Диаграмма №3. Кто, по Вашему мнению, играет большую роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?

Итак, результаты распределились следующим образом: максимальное число опрошенных, а именно 165 (37%) человек, указали что семья играет наибольшую роль в социализации детей с инвалидностью, и действительно, по мнению психологов, основная задача в вопросе социализации ребенка-инвалида лежит, конечно же, на родителях. Адекватно подготовить ребенка к возможным проблемам – это одна из задач, которая стоит перед родителями. С небольшой разницей в количестве ответов – 151 чел. (34%), респонденты указали общество, как фактор играющий решающую роль в социальной адаптации детей с инвалидностью. Проблема в том, что общество не желает принимать и признавать людей с инвалидностью как равных они получают отторжение общества, препятствия на каждом шагу и, зачастую, непреодолимые. Но в то же время, каким бы странным это не показалось, жалость – это последнее, что нужно инвалиду. Практически одинаковое число ответов получили варианты «школа-интернат» и «государство» - 62 (14%) и 65 (15%) соответственно, т.е. опираясь на результаты исследования по данному вопросу можно сказать, что респонденты считают важной, но не вполне решающей роль школ-интернатов и государства в социализации детей-инвалидов. Своих вариантов ответа по этому вопросу участники опроса не предложили.


Диаграмма №4. Как вы думаете, кому в первую очередь смог бы доверять человек с инвалидностью?
Следующим, четвертым вопросом исследования мы пытались выяснить, кому в первую очередь смог бы доверять человек с инвалидностью. Здесь также участники опроса указывали сразу несколько вариантов (Диаграмма №4) Максимальную долю ответов получил вариант «родителям» - 167(55%), затем, практически наполовину меньше указали вариант «близким родственникам» - 62(21%) человека. 38(13%) респондентов считают, что человек с инвалидностью может доверять таким же детям-инвалидам, 28(9%) участников опроса ответили, что доверие могут вызывать друзья, 4(1,5%) высказали мнение что люди с инвалидностью не могут доверять никому и всего лишь 2(0,5%) человека ответили, что люди с ограниченными возможностями здоровья могут доверять всем. Конечно ответы на данный вопрос можно считать чисто субъективными, только человек с инвалидностью может ответить на этот вопрос объективно.
Пятым вопросом респондентам было предложено ответить, что должно сделать общество для социализации инвалидов, и были получены следующие результаты – 124(44%) человека, и это максимальное число ответов, считают, что нужно оборудовать социально-значимые объекты необходимыми
Диаграмма №5. Что должно сделать общество для социализации инвалидов?
приспособлениями (пандусы, подъемники, лифты). Необходимость оборудования социально-значимых объектов специальными приспособлениями неоспорима, большинство людей с инвалидностью практически не выходят из дома по причине отсутствия в подъездах домов подобных устройств. Многие из них не знают, какие объекты оборудованы необходимыми для них приспособлениями. Следующие два варианта набрали практически одинаковое количество ответов, а именно - 79(28%) респондентов высказывают мнение, что нужно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья как к равным, 77(28%) человек считают, что необходимо дать возможность профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов с детства (Диаграмма №5).

Конечно же, решающим моментом является личная инициатива человека с инвалидностью, желание адаптироваться в обществе, учиться, повышать профессиональную квалификацию и не останавливаться, не отступать от намеченной цели. Любой опыт и знания, приобретенные в процессе поиска работы и общения с работодателями, обязательно окажутся полезными, и позволят увидеть новые варианты достижения результата. В настоящее время для человека с инвалидностью при решении проблемы трудоустройства имеются реальные возможности, предоставляемые ему государством.


В шестом вопросе респондентам было предложено высказать мнение, по поводу того, в чем, по их мнению, больше всего нуждаются инвалиды (Диаграмма №6).
Диаграмма №6. В чем, по-вашему, нуждаются (испытывают недостаток)инвалиды больше всего?
129(35%) человек считают, что особенную необходимость люди с инвалидностью испытывают в общении и друзьях, и действительно целесообразно организовывать для людей с ограниченными возможностями мероприятия, где они могли бы общаться, находить общие интересы, как вариант устраивать для них различные мастер-классы, где они могли бы заниматься творчеством, самореализовываться таким образом. С небольшой разницей в количестве ответов на данный вопрос респонденты ответили, что инвалиды нуждаются в помощи и поддержке – 119(33%). Наполовину меньше ответов получил вариант о работе – всего 62(17%) человека считают, что люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают необходимость в интересной работе. Еще меньше, а именно – 49(14%) участников опроса высказывали мнение о том, что людям с инвалидностью необходимо финансовое благополучие и меньше всего опрошенных считают, что люди СОВы не нуждаются ни в чем – всего 5(1%) человек.

На вопрос, нужны ли, по мнению участников опроса, городские троллейбусы и автобусы с соответствующими подъемниками для маломобильных граждан, результаты распределились следующим образом – максимальное число респондентов считают, что конечно необходимы, и этот вариант ответа отметили 176(78%) человек.


Диаграмма №7. По-вашему мнению, нужны ли городские троллейбусы и автобусы с соответствующими подъемниками для маломобильных граждан?

Затруднились ответить на данный вопрос 39(17%) опрошенных. 11(5%) респондентов высказали мнение, что есть другие, более актуальные проблемы, и нет необходимости оборудовать транспорт соответствующими устройствами для маломобильных граждан (Диаграмма №7)


Восьмым, открытым вопросом анкеты, мы попросили участников опроса указать какие объекты (социальные, культурные, бытовые), спортивные сооружения в районе их проживания оснащены для посещения инвалидами. Всего на этот вопрос ответили 77(39%) человек и были получены следующие ответы: больницы, поликлиники, магазины, кинотеатры, дома культуры, школы указали 10(13%) человек, «не обращал внимания» на оснащение социально-значимых объектов специальными приспособлениями 1(1%) человек, указали что «нет таких» или «ничего подобного не видел» - 9(12%) человек, «в некоторых домах» подобные устройства видели 2(2,5%) человека, «не знаю» ответили 28(36%) человек, затруднились ответить 2(2,5%) человека и прочерк поставили 25(33%) человек.

Следующим вопросом мы попытались выяснить, от чего, по мнению респондентов, зависит адаптация человека в обществе.


Диаграмма №8. От чего, по Вашему мнению, зависит адаптация человека в обществе?


На предложенные варианты ответов мнения участников разделились следующим образом: уверенность в себе кажется приоритетной 84(29%) респондентам, 81(27%) человек считает, что воспитание является необходимой составляющей для адаптации в обществе, физическое и умственное здоровье считают фактором для успешной социальной адаптации 55(18%) человек. Личные амбиции помогают адаптироваться в обществе, по мнению 43(15%) человек и наименее значимым фактором респонденты считают материальное обеспечение, этот вариант ответа отметили 32(11%) человека(Диаграмма №8). Не стоит забывать о том, что сложность социальной адаптации возникает оттого, что взаимодействуют две сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация - это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда - это общество в целом, среда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, в трудовом коллективе, в различных малых социальных группах.

В десятом вопросе анкеты мы поинтересовались, знают ли участники опроса о карте доступности социальных объектов для инвалидов на сайте www.mfc63.ru. Положительно ответили 19(9%) человек, затруднились ответить 24(11%) человека, и ничего не знают о карте доступности социальных объектов для инвалидов 181(80%) опрошенных(Диаграмма №9).
Диаграмма №9. Знаете ли Вы о карте доступности социальных объектов для инвалидов на сайте www.mfc63.ru ?

Скорее будут излишними комментарии по данному вопросу, очевидна недостаточная осведомленность горожан о функционировании карты доступности социально-значимых объектов для инвалидов на сайте www.mfc63.ru Но стоит отметить, что исследование проводилось не среди людей с ограниченными возможностями здоровья и об их осведомленности о вышеуказанной карте судить не приходится, в виду отсутствия данных по этому вопросу.

И последним пунктом нашего исследования был вопрос о необходимости создания интернет-портала для людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего общаться людям с подобными проблемами, получать информацию о спецпроектах, учитывающего потребности инвалидов в специализированной информации и т.п.


Диаграмма №10. Нужен ли в г.о.Тольятти специализированный интернет-портал для людей с ограниченными возможностями здоровья?

По результатам, полученным на данный вопрос, можно с уверенностью сказать, что создание специализированного интернет-портала однозначно оправданно и необходимо, так считает максимальное количество опрошенных, а именно 188(86%) человек. Считают что подобный сайт не нужен и указывают, что получают необходимую информацию из других источников 31(14%) человек (Диаграмма №10)


В целом исследование показало небезразличное отношение горожан к проблемам людей с ограниченными возможностями, хотелось бы, чтобы проявление этого небезразличия не ограничивалось показной унижающей жалостью, а проявлялось бы в реальной помощи людям данной категории. Не стоит относиться к людям с инвалидностью как к ущербным, не способным не то чтобы к высоким достижениям, а тем более к элементарному самообслуживанию. Инвалидность – это одна из форм социального неравенства. Это социальное, а не медицинское понятие. Следовательно, важнейшая задача любого общества, которое провозглашает себя равноправным и справедливым – снять ограничения и условия, из-за которых человек, имеющий инвалидность, не может жить полноценной жизнью. Не раз люди с ограниченными возможностями добивались успехов в спорте и искусстве, они обзаводятся семьями или совершают невероятные поступки, которые многим здоровым людям не под силу.

Нужно относиться к ним уважительно и как к равным себе ни смотря ни на что! Ко всему вышесказанному хотелось бы предложить ознакомиться с монологом человека ставшего инвалидом.


Ты можешь все!

Монолог одного инвалида.


«Еще вчера ты был сильным, красивым и самостоятельным, а сегодня ты – инвалид. Сказать, что ты испытываешь глубокий шок – значит, не сказать ничего! Тебе необходимо понять и принять новое положение вещей, то, что твоя жизнь круто изменилась. Изменилась, но не закончилась! Вначале человек еще надеется на полное выздоровление, на операцию и реабилитацию. Если оно (выздоровление) приходит – прекрасно, но чаще бывает по-другому: улучшения нет. И этот момент разочарования является самым сложным для инвалидов. Многие начинают пить или употреблять наркотики, другие бесцельно прожигают свою жизнь в четырех стенах своей квартиры, влачат жалкое существование на мизерные пенсии по инвалидности. Очень отрицательно сказывается и атмосфера больниц и санаториев, куда большинство выбирается, чтобы «оторваться» от беспросветной жизни дома. Всё это последствия политики в отношении инвалидов, проводимой многие годы. Инвалидов приучили быть иждивенцами, приучили быть ненужными. Лишь немногие сумели преодолеть все обстоятельства, неприспособленность для жизни инвалидов улиц, транспорта, подъездов, жалостливо-брезгливое отношение к себе здоровой части общества и жить независимой полноценной жизнью. Немногим удается реализовать свои таланты, получить образование, профессию, найти интересную работу. Но такие люди есть. Всё их отличие в том, что они поняли, что инвалидность – не конец жизни. Пойми и ты, что инвалидная коляска, отсутствие руки, слуха или зрения не так уж сильно изменили твою жизнь. Да, ты в чем-то ограничен, но ты сможешь адаптироваться (приспособиться) и жить полноценно. Тебе сложнее, чем здоровым людям, но не настолько, что бы это стало оправданием твоему безволию и лени. Борись, чтобы вернуть себе возможность активной, полноценной жизни. А если смог это сделать, помоги другим. Не надейся на помощь государства: он должно помогать и как-то помогает, но не решит за тебя твоих душевных проблем. Уважай себя! Уважай, а не жалей! Не бойся общаться со здоровыми людьми. Общайся свободно и раскованно, не заостряя ни своего, ни чужого внимания на своей инвалидности. И скоро ты заметишь, что твоя новая компания физически здоровых людей увидит в тебе интересного собеседника, личность, а не инвалида. Твои новые знакомые очень скоро перестанут обращать внимания на инвалидность. Да, ты такой, ну и что? Ведь есть же на свете блондины и брюнеты, толстые и худые! Общайся, дружи, но не надейся на друзей и родственников. Они готовы предложить тебе пожизненную помощь, но это зависимость от других людей, (хоть и хороших!), а ты хочешь и сможешь стать независимым. Верь в себя, в свои силы. Не отступай, не сдавайся, ты достоин, ты способен реализовать себя и добиться всего, чего захочешь, даже имея физические или иные ограничения!
Нет ничего страшнее безделья. Вспомни или развивай заново твои способности: шить, конструировать, строгать. Хочешь учиться - пожалуйста! Но только в обычном, а не специализированном для инвалидов заведении. Там от изоляции ломается психика инвалидов и они будут не готовы к жизни и работе рядом с физически здоровыми людьми. Если у тебя склонность к творчеству, то ничто не мешает заняться им: лепи, рисуй, пиши стихи. Сейчас начинает активно развиваться инвалидный спорт, у тебя есть возможность увидеть мир, заработать денег, общаться с сильными духом, интересными людьми со всего мира. Если ты чувствуешь в себе организаторские способности – займись общественной или политической деятельностью. Развивай и двигай вперед общественное инвалидное движение, движение за равные права и возможности для всех. Как видишь, спектр деятельности весьма широк. Найди смысл жизнь и двигайся вперед. Только вперед! Дорогу осилит идущий.»1

Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания - всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.

Инвалидам нужна, в первую очередь, не материальная или медицинская помощь, а возможность стать полноценными членами общества, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал. Они, в первую очередь, нуждаются в общении, друзьях и интересной работе!
Основной вывод: общество, то есть, мы с вами, должны помочь инвалидам восстановить свою самооценку, помочь им воспринимать себя не как людей с ограниченными возможностями, а как полноценных членов нашего общества, которые ставят перед собой цели и достигают самых непостижимых профессиональных, спортивных и творческих высот.



Приложение № 1.

Сводная таблица результатов исследования

Вопрос

Вариант ответа

Очный

опрос


Интернет-опрос

Общий результат

  1. Как Вы считаете, являются ли дети-инвалиды полноценными личностями в обществе?




  • Да

106

36

142 (57%)

  • Нет

54

4

58 (23%)

  • Затрудняюсь ответить

40

11

51 (20%)

  1. Как Вы считаете, ребенку-инвалиду легко найти общий язык со сверстниками, которые не являются инвалидами?




  • Очень легко

6

2

8 (3%)

  • Не сложно

53

9

62 (23%)

  • Не легко

125

52

177 (66%)

  • Невозможно

16

3

19 (7%)

  1. Кто, по Вашему мнению, играет большую роль в социализации детей с ограниченными возможностями?

(несколько вариантов ответа)

  • Семья

85

80

165 (37%)

  • Школа-интернат

49

13

62 (14%)

  • Общество

74

77

151 (34%)

  • Государство

43

20

63 (14%)

  • Другое

1

1

2 (0,5)

  1. Как Вы думаете, кому в первую очередь смог бы доверять человек с инвалидностью?

(несколько вариантов ответа)

  • Родителям

137

30

167 (55%)

  • Близким родственникам

51

11

62 (21%)

  • Друзьям

24

4

28 (9%)

  • Детям-инвалидам

31

7

38 (13%)

  • Всем

0

2

2 (1%)

  • Никому

1

3

4 (1%)




  1. Что должно сделать общество для социализации инвалидов:




  • Относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья как к равным

72

7

79 (28%)

  • Оборудовать социально-значимые объекты необходимыми приспособлениями (пандусы, подъемники, лифты)

96

28

124 (44%)

  • Дать возможность профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов с детства

69

8

77 (27%)

6. В чем, по-вашему, нуждаются (испытывают недостаток) инвалиды больше всего?


  • В помощи и поддержке

93

26

119 (33%)

  • В общении, в друзьях

86

43

129 (35%)

41

16

57 (16%)

  • В деньгах

42

7

49 (13%)

  • Ни в чем не нуждаются

1

4

5 (2%)

  • Другое (в чём именно?)

3

2

5 (2%)

  1. По вашему мнению, нужны ли городские троллейбусы и автобусы с соответствующими подъемниками для маломобильных граждан?




  • Да, нужны

154

22

176 (78%)

  • Нет, есть другие, более актуальные проблемы

9

2

11 (5%)

  • Затрудняюсь ответить

37

2

39 (17%)

  1. Какие объекты (социальные, культурные, бытовые), спортивные сооружения в Вашем районе оснащены для посещения их инвалидами?







  • прочерк - 25

  • «не знаю» - 28

  • «в некоторых домах» - 2

  • «не обращал внимания» - 1«нет таких, ничего не видел» - 9

  • «затрудняюсь ответить» - 2

  • Больницы, магазины, кинотеатры, дома культуры, поликлиники, пандусы у зданий школ – 10




77 (38%)

  1. От чего, по Вашему мнению, зависит адаптация человека в обществе?




  • Личные амбиции

39

4

43 (15%)

  • Воспитание

74

7

81 (27%)

  • Физическое и умственное здоровье

50

5

55 (19%)

  • Материальное обеспечение

31

1

32 (11%)

  • Уверенность в себе

64

20

84 (29%)

  1. Знаете ли Вы о карте доступности социальных объектов для инвалидов на сайте www.mfc63.ru




  • Да

19

0

19 (8%)

  • Нет

160

21

181 (81%)

  • Затрудняюсь ответить

21

3

24 (11%)

  1. Нужен ли в г. Тольятти Интернет-портал, созданный с учетом потребности инвалидов в специализированной информации, позволяющий общаться с людьми с подобными проблемами, получать информацию о спецпроектах, волонтерских организациях и другую полезную информацию.




  • Да, такой сайт просто необходим

171

16

187 (86%)

  • Нет, я получаю информацию из других источников

27

2

29 (13%)

  • Другое

2

0

2 (1%)


Приложение №2

Общие выводы по результатам исследования


  • Первым пунктом нашей анкеты был вопрос о том, являются ли, по мнению респондентов, дети – инвалиды полноценными личностями в обществе. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: положительно ответили 142 (57%) человека, отрицательный ответ дали 58 (23%) респондентов и затруднились ответить 51 (20%)человек. Подводя итог по данному вопросу, мы наглядно видим, что подавляющее большинство участников опроса относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья как к равным. Значительно меньшее число респондентов не считают людей с инвалидностью полноценными личностями и почти равное им количество опрошенных предпочли не высказывать конкретную точку зрения, отметив в анкете вариант «затрудняюсь ответить».




  • Перейдем ко второму вопросу нашего исследования. Здесь мы предложили респондентам ответить, легко ли ребенку инвалиду найти общий язык со сверстниками, которые не являются инвалидами.

«Очень легко» ответили 8 участников опроса, что составило всего 3% от общего числа опрошенных по данному вопросу. «Невозможно» ответили 19 человек и соответственно 7% от числа всех участников, считают что «не сложно» детям-инвалидам подружиться со сверстниками не являющимися таковыми 62 респондента, что составляет 24% и подавляющее большинство опрошенных, а именно 177 и наибольшая доля составляющая 66% человек высказали точку зрения, что не легко ребенку с инвалидностью найти товарища из сверстников не являющимися инвалидами.


  • В третьем вопросе исследования мы попытались выяснить кто, по мнению респондентов, играет большую роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь участники опроса отмечали сразу несколько вариантов ответа.

Итак, результаты распределились следующим образом: максимальное число опрошенных, а именно 165 (37%) человек, указали, что семья играет наибольшую роль в социализации детей с инвалидностью, и действительно, по мнению психологов, основная задача в вопросе социализации ребенка-инвалида лежит, конечно же, на родителях. Адекватно подготовить ребенка к возможным проблемам – это одна из задач, которая стоит перед родителями. С небольшой разницей в количестве ответов – 151 чел. (34%), респонденты указали общество, как фактор играющий решающую роль в социальной адаптации детей с инвалидностью.


  • Следующим, четвертым вопросом исследования мы пытались выяснить, кому в первую очередь смог бы доверять человек с инвалидностью. Здесь также участники опроса указывали сразу несколько вариантов. Максимальную долю ответов получил вариант «родителям» - 167(55%), затем, практически наполовину меньше указали вариант «близким родственникам» - 62(21%) человека. 38(13%) респондентов считают, что человек с инвалидностью может доверять таким же детям-инвалидам, 28(9%) участников опроса ответили, что доверие могут вызывать друзья, 4(1,5%) высказали мнение что люди с инвалидностью не могут доверять никому и всего лишь 2(0,5%) человека ответили, что люди с ограниченными возможностями здоровья могут доверять всем.




  • Пятым вопросом респондентам было предложено ответить, что должно сделать общество для социализации инвалидов, и были получены следующие результаты – 124(44%) человека, и это максимальное число ответов, считают, что нужно оборудовать социально-значимые объекты необходимыми приспособлениями (пандусы, подъемники, лифты). Необходимость оборудования социально-значимых объектов специальными приспособлениями неоспорима, большинство людей с инвалидностью практически не выходят из дома по причине отсутствия в подъездах домов подобных устройств. Многие из них не знают, какие объекты оборудованы необходимыми для них приспособлениями. Следующие два варианта набрали практически одинаковое количество ответов, а именно - 79(28%) респондентов высказывают мнение, что нужно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья как к равным, 77(28%) человек считают, что необходимо дать возможность профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов с детства.




  • В шестом вопросе респондентам было предложено высказать мнение, по поводу того, в чем, по их мнению, больше всего нуждаются инвалиды. 129(35%) человек считают, что особенную необходимость люди с инвалидностью испытывают в общении и друзьях, и действительно целесообразно организовывать для людей с ограниченными возможностями мероприятия, где они могли бы общаться, находить общие интересы, как вариант устраивать для них различные мастер-классы, где они могли бы заниматься творчеством, самореализовываться таким образом. С небольшой разницей в количестве ответов на данный вопрос респонденты ответили, что инвалиды нуждаются в помощи и поддержке – 119(33%). Наполовину меньше ответов получил вариант о работе – всего 62(17%) человека считают, что люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают необходимость в интересной работе. Еще меньше, а именно – 49(14%) участников опроса высказывали мнение о том, что людям с инвалидностью необходимо финансовое благополучие и меньше всего опрошенных считают, что люди СОВы не нуждаются ни в чем – всего 5(1%) человек.

  • На седьмой вопрос, нужны ли, по мнению участников опроса, городские троллейбусы и автобусы с соответствующими подъемниками для маломобильных граждан, результаты распределились следующим образом – максимальное число респондентов считают, что конечно необходимы, и этот вариант ответа отметили 176(78%) человек. Затруднились ответить на данный вопрос 39(17%) опрошенных. 11(5%) респондентов высказали мнение, что есть другие, более актуальные проблемы, и нет необходимости оборудовать транспорт соответствующими устройствами для маломобильных граждан.

  • Восьмым, открытым вопросом анкеты, мы попросили участников опроса указать какие объекты (социальные, культурные, бытовые), спортивные сооружения в районе их проживания оснащены для посещения инвалидами. Всего на этот вопрос ответили 77(39%) человек и были получены следующие ответы: больницы, поликлиники, магазины, кинотеатры, дома культуры, школы указали 10(13%) человек, «не обращал внимания» на оснащение социально-значимых объектов специальными приспособлениями 1(1%) человек, указали что «нет таких» или «ничего подобного не видел» - 9(12%) человек, «в некоторых домах» подобные устройства видели 2(2,5%) человека, «не знаю» ответили 28(36%) человек, затруднились ответить 2(2,5%) человека и прочерк поставили 25(33%) человек.

  • Следующим, девятым вопросом, мы попытались выяснить, от чего, по мнению респондентов, зависит адаптация человека в обществе. На предложенные варианты ответов мнения участников разделились следующим образом: уверенность в себе кажется приоритетной 84(29%) респондентам, 81(27%) человек считает, что воспитание является необходимой составляющей для адаптации в обществе, физическое и умственное здоровье считают фактором для успешной социальной адаптации 55(18%) человек. Личные амбиции помогают адаптироваться в обществе, по мнению 43(15%) человек и наименее значимым фактором респонденты считают материальное обеспечение, этот вариант ответа отметили 32(11%) человека.

  • В десятом вопросе анкеты мы поинтересовались, знают ли участники опроса о карте доступности социальных объектов для инвалидов на сайте www.mfc63.ru. Положительно ответили 19(9%) человек, затруднились ответить 24(11%) человека, и ничего не знают о карте доступности социальных объектов для инвалидов 181(80%) опрошенных.

  • И последним пунктом нашего исследования был вопрос о необходимости создания интернет-портала для людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего общаться людям с подобными проблемами, получать информацию о спецпроектах, учитывающего потребности инвалидов в специализированной информации и т.п. По результатам, полученным на данный вопрос, можно с уверенностью сказать, что создание специализированного интернет-портала однозначно оправданно и необходимо, так считает максимальное количество опрошенных, а именно 188(86%) человек. Считают что подобный сайт не нужен и указывают, что получают необходимую информацию из других источников 31(14%) человек.

Завершающим этапом исследования хотелось бы сформулировать следующие рекомендации – больше внимания следует уделять таким вопросам, как социальная адаптация инвалидов, права инвалидов, способы коммуникации с инвалидами.

Разумным является привлечение общественных организаций к осуществлению ряда государственных функций и задач, поскольку они в значительной степени лучше ориентируются в потребностях инвалидов. Востребованным было бы создание специальных информационных ресурсов для инвалидов и их семей, которые бы выполняли функции информационной и эмоциональной поддержки. Информация сегодня является ключевым ресурсом адаптации, лечения, обучения, трудоустройства. Интернет – это электронный лифт в мир информации для инвалидов.

При этом важнейшим фактором информационной деятельности должно стать формирование у наших сограждан позитивного отношения к людям с инвалидностью, создание благоприятного климата в нашем обществе, что является важнейшей предпосылкой успешной социальной адаптации и полной самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.




1 http://www.rezeptsport.ru/blog/02_12.php

Каталог: files -> files
files -> Том I утверждаемая часть Содержание
files -> Юрий Федорович Коршак Старый, старый футбол
files -> Производитель: Россия, ООО
files -> «Особенности хирургического этапа лечения рака молочной железы после неоадъювантной системной терапии»
files -> Администрация ростовской области
files -> Прибор охранно-пожарной сигнализации с передачей по gsm «Дельта gsm -пм» Индивидуальная и/или пультовая охрана Оборудование производства
files -> «Дельта-gsm-пм» (исп. Э) в системах энергоучета, с функцией аварийной сигнализации Назначение
files -> Диагностика и лечение рака молочной железы у мужчин
files -> Перечень услуг

Скачать 298.16 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница