Бюллетень с перечнем изданий



Скачать 302.65 Kb.
Дата02.03.2018
Размер302.65 Kb.
#13761
ТипБюллетень

Департамент градостроительной политики города Москвы
ГБУ «Мосстройинформ»
Научно – техническая библиотека


РУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО

Бюллетень с перечнем изданий
http://www.rosphoto.com/images/u/articles/1504/8_16.jpg
Триумфальная пл., д. 1.

Тел. (499) 251-53-15 2016 г. г. Москва

1. Мартынов А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества/ Текст Н.М. Снегирев. — М.: Типография Августа Семена, 1846

Общественный интерес к древнерусскому зодчеству начал складываться в России только в конце XVIII века. На первых порах изучение памятников древнерусского зодчества было тесно связано с практическими нуждами и проводилось почти исключительно в процессе ремонтов или перестроек древних храмов. Лишь, начиная со второй четверти XIX века, появились первые серьезные исследования, посвященные древним памятникам русской архитектуры. Немалую роль здесь сыграла и охранительная политика императора Николая I, «по высочайшему повелению» которого было собрано, зарисовано и описано множество памятников древнерусской художественной культуры. С 1846 г. начали выходить в свет выпуски «Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества» с рисунками московского археолога А. А. Мартынова и текстами знатока русских древностей И. М. Снегирева — первое в России издание, специально посвященное памятникам древнерусской архитектуры. Автор-составитель выпусков А. А. Мартынов писал: «...Не любопытно ли и вместе с тем не поучительно ли знать, как возникла архитектура в нашем Отечестве? Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи?» Судя по тому, что выпуски «Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества» выдержали несколько переизданий во второй половине XIX века, многим в русском обществе «было любопытно знать» о древней русской архитектуре.

Издание состоит из 18 тетрадей цветных и монохромных иллюстраций, на которых изображены памятники архитектуры Москвы и Подмосковья. Каждому очерку предшествует выполненное Мартыновым изображение описываемого здания или ансамбля. Каждому очерку предшествует выполненное Мартыновым изображение описываемого здания или ансамбля. Литографии старинных церквей, часовен и усадеб помогут воссоздать неповторимую атмосферу прошлого нашей столицы. Издание будет интересно как коллекционерам и собирателям древностей, людям, чьей профессиональной сферой является архитектура и зодчество, так и самому широкому кругу читателей.
2. Мартынов А. Русские достопамятности в четырех томах. — М.: Типография М.Н. Лаврова и К°, Москва (1-2); Типография Т. Рис, Москва (3-4), 1877, 1877, 1880, 1883. — 1244 с.: ил.

Издание посвящено истории и архитектуре Москвы и окрестностей. В него вошли уникальные описания московских монастырей, соборов, церквей и гражданских сооружений. Многие из памятников, описанных и запечатленных в «Русских достопамятностях», не сохранились до наших дней, в том числе: Сухарева башня, собор Спаса на Бору, Красные ворота и ряд других.

Все описания снабжены изображениями, выполненными в технике тоновой литографии в мастерских К. Эргота и при Музеуме на Мясницкой. Реже других встречается третий том издания 1877-1883 годов, в нем были помещены кроме литографий три фотографических изображения: Царь-колокола, оклада Евангелия, хранящегося в Рождественском монастыре, и блюда из ризницы того же монастыря. Это одни из первых фотоснимков предметов старины, появившихся в качестве книжных иллюстраций. Они сохранились далеко не во всех экземплярах.

Том 1. Сухарева башня в Москве. - Всесвятский Каменный мост в Москве. - Старое Рязанское подворье в Москве. - Арсений Мациевич. - Ивановский монастырь в Москве. - Царица Евдокия Федоровна. - Покровский монастырь, что на Убогих домах, в Москве. - Воскресенские ворота в Москве. - Тушинский вор.

Том 2. Спас на бору в Московском кремле. - Архангельский собор в Московском кремле. - Дворцовое царское село Измайлово. - Переславский ботик Петра Великого. - Церковь архангела Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня. - Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице. - Церковь Рождества пресвятые Богородицы, на Старом Симонове в Москве.

Том 3. Московский Царь-колокол. - Владимирский Рождествен монастырь. - Красные ворота в Москве. - Московский Златоустовский монастырь. - Высокопетровский монастырь в Москве.

Том 4. Церковь св. Иоанна Воина в Москве. - Новоспасский монастырь в Москве. - Воскресенский Высокий монастырь в Москве. - Государево дворцовое село Сафарино.
3. Суслов В.В. Русское зодчество по преданиям народной старины. — С.-Петербург: Издание Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 54 с.: ил.

Предисловие от издателей на русском и французском языках.

«Настоящий сборник не есть результат предначертанной идеи по заранее обдуманному плану; элементы его, за исключением немногих конкурсных и осуществленных проектов, создавались случайно, в часы досуга или во время разных заседаний, где между прочим художниками часто делаются наброски на любимые темы. Обращаясь в такие минуты к воспоминаниям родной старины, автор передавал в своеобразных архитектурных образах свои настроения, как безотчетные отклики личных впечатлений, воспринятых при долгом изучении на местах древних памятников отечественного искусства. Это изучение, а также воспроизведение и толкование памятников в обширной художественно-научной литературе автора дали ему возможность освоить с духом творчества русского народа и высказать много новых художественных мотивов…С годами незаметно накопились рисунки в данном направлении и, таким образом, получился оригинальный материал».

По заявлению автора, издаваемый материал не претендует на внешнее единство, обусловливаемое заранее определенной задачей, и на что-либо научное и последовательное. Единство материала определяется здесь лишь внутренней интимной связью с личностью автора. Он толкует самобытные формы и дух древнего русского строительства, откидывая случайные на него влияния иноземного искусства. Поэтому, архитектура наших ранних периодов, где царили византийские течения и проглядывали романские формы, а ровно и влияние ренессанса, здесь не затрагиваются. Исключая некоторых рисунков, где трактуется каменная архитектура XVII столетия средней полосы России с ее богатыми формами, во всех остальных изображениях сопоставляются смешанные формы архитектуры XVI-XVII столетия средней и северной России и некоторый черты раннего Новгородско-Псковского зодчества, получившие самобытный характер в русском искусстве.


4. Иванов В.Н., Максимов П.Н., Торопов С.А. Сокровища русской архитектуры. — М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства. 1950. — 250 с.: ил.

Древнерусская архитектура. Архитектура Новгорода, Киева, Чернигова, Пскова XI-XVII вв. Архитектура Владимиро-Суздальской земли XII-XIII вв. Архитектура Московского государства XIV-XVII вв. Архитектура XVIII века. Архитектура XIX века. Издание содержит 220 иллюстраций.


5. Московский стиль ампир. Альбом фотографий. 14 таблиц. — М.: Мосгорисполком, АПУ. Институт «Моспроект», 1982
6. Памятники древне-русского искусства. Издание императорской Академии художеств. В четырех выпусках. — Санкт-Петербург, 1908-1912 год

Первые два выпуска содержат описания церкви Спаса Нередицы, Благовещенского собора в Московском Кремле, знаменитой звонницы Софийского собора в Новгороде и многих других церковных построек в России. Повествование сопровождается чертежами, схемами зданий, изображениями шедевров древнерусской иконописи. В третьем и четвертом выпуске «Памятников древнерусского искусства» представлены описания и многочисленные иллюстрации церквей и соборов Новгорода, Астрахани, Костромы, Красного Яра. Здесь же комментируются и показываются образцы росписи и детали этих архитектурных памятников. «Памятник древнерусского искусства» — источник ценной информации для специалистов и одновременно альбом великолепных иллюстраций для любителей искусства.


7.  Памятники древнего русского зодчества. В двух частях/ Издание Императорской Академии художеств/ Составитель Академик В.В. Суслов. — С.-Петербург, 1895

«Памятники древнего русского зодчества» — один из самых известных трудов академика архитектуры В. В. Суслова (1857–1921). Историк и теоретик архитектуры, исследователь и реставратор памятников древнерусского зодчества и народного искусства, Суслов подготовил данное издание на уникальном материале, собранном в результате многочисленных исследований и работ по восстановлению архитектурных памятников Древней Руси. В двух коробах представлены рисунки, чертежи и схемы каменных и деревянных церковных сооружений, каменных и деревянных частных построек, стенной церковной иконописи, орнаментальной росписи, раскраски изразцов и архитектурных частей зданий, образцов металлического производства. В первых четырех выпусках особое внимание уделяется каменным сооружениям, деревянным сельским постройкам, звонницам, часовням, находящимся в разных городах России. Во вторую часть вошли выпуски, посвященные характеристике соборов, церквей и частных построек Древней Руси с детальным анализом различных архитектурных элементов. Особую значимость представляет последний выпуск, который содержит гелиогравюрные листы с изображением стенописи Церкви Всемилостивого Спаса на Сенях в Ростове.

Издание адресовано специалистам в области архитектуры, истории, краеведения, а также любителям древнерусского искусства.
8. Памятники русской архитектуры. — М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР.

В серию входят выпуски:

Н.Е. Рогозин Церковь Вознесения в Коломенском.

М.И. Рзянин Покров на Нерли XII в.

М.И. Рзянин Иван Великий

В.Н. Подключников Три памятника XVII столетия (Церковь в Филях; Церковь в Уборах; Церковь в Троицком-Лыкове).


9. Сухов Д.П., Максимов П.Н., Чиняков А.Г. Русское зодчество. В 6 выпусках. / Чертежи и фотографии. С описанием/ Академия Архитектуры СССР. Институт истории и теории архитектуры — М. Государственного издательства литературы по строительству и архитектуры. 1953 г.
10. Султанов Н. Образцы древне–русского зодчества в миниатюрных изображениях. — С.-Петербург: Типография Эдуарда Гоппе, 1882

Памятники древней письменности и искусства — серийный сборник выпускался Императорским Обществом любителей древней письменности (возникло в 1877 г.). Образцы древнерусского зодчества в миниатюрных изображениях: исследование по рукописи XVI века «Житие Николая Чудотворца» с 16-ю таблицами рисунков действительного члена Императорского Русского археологического общества и С.-Петербургского общества архитекторов Султанова Николая Владимировича (1850-1908 гг.) - архитектора, реставратора, историка архитектуры.


11. Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы/ Под редакцией академика И.Э. Грабаря. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. — 415 с.: ил.

Книга представляет собой результат многолетней работы группы историков русского искусства по исследованию одного из наименее изученных периодов истории русской архитектуры. Углубленные архивные изыскания, вскрывшие громадный неизвестный ранее документальный и чертежный материал, привели к ряду интересных открытий и по-новому осветили творчество многих остававшихся прежде в тени выдающихся русских зодчих.

Публикуемые в книге новые материалы должны коренным образом изменить установившийся в науке взгляд на процесс развития русской архитектуры XVIII века.

Книга рассчитана на архитекторов, искусствоведов, историков, а также на широкие круги читателей, интересующихся историей русского искусства.


12. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — 337 с. — (Академия наук СССР. Институт истории искусств.)

Настоящая книга является монографическим исследованием архитектуры русского народного жилища, выполненным автором в итоге многолетнего изучения народного зодчества Севера и Верхнего Поволжья. Обобщения и выводы, изложенные в книге, а также широкий круг привлеченных в ней обмерных чертежей, рисунков и фотографий стали возможны в результате систематического проведения Институтом истории искусств АН СССР комплексных экспедиций в различные области Советского Союза.


13. Рзянин М.И. Памятники русского зодчества. — М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — 340 с.: ил.

Архитектура великого русского народа по своей высокой оригинальности, по художественному совершенству своих памятников занимает одно из ведущих мест в мировой архитектуре. Русская архитектура развивалась в связи со всей экономикой, культурой и государственностью страны, в творческом взаимодействии с архитектурой других народов и создала свои самостоятельные традиции, идеи и формы. В этих архитектурных памятниках отражена история русского народа, увековечены великие события его прошлого, воплощены высшие достижения культуры и искусства.

Центрами русского зодчества являются наши древние города. Москва — столица страны — сохранила до наших дней сотни выдающихся памятников зодчества. Величайшие произведения русской архитектуры имеются в Киеве — столице великого Киевского государства X—XII веков, Чернигове, Новгороде Великом, Пскове, Смоленске, Владимире — древней столице Владимиро-Суздальской Руси XII—XIII веков, Юрьеве-Польском, Ярославле, Ростове Великом, Угличе, Костроме, Вологде, Муроме, Александрове и других городах.

Настоящая книга представляет собой краткий очерк истории русской архитектуры, в котором автор ставит своей задачей раскрыть основные этапы развития русского зодчества, показать его выдающиеся памятники, национальную самобытность его художественных традиций и передовое место в мировой архитектуре. Издание богато иллюстрировано.


14. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. — М.: Советский художник, 1990. — 354 с.: ил.

Русская художественная культура конца XIX - начала XX века многократно привлекала к себе внимание отечественных специалистов. Серьезное исследование художественных процессов, происходивших в русском изобразительном искусстве и зодчестве на рубеже XIX и XX веков, предполагает различные аспекты аналитического их освоения. В предлагаемом альбоме берется один из них, наименее изученный. Что такое русский модерн? - вот тот вопрос, на который авторы пытаются в первую очередь дать здесь ответ.

В альбоме воспроизводятся и анализируются замечательные образцы русского модерна - художественного стиля конца XIX - начала XX века - в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве. Приводятся фотографии зданий и их внутренних интерьеров в Петербурге, Москве и некоторых провинциальных городах России, выстроенные по проектам известных архитекторов - представителей русского модерна – Ф. Шехтеля, Л. Кекушева, Ф. Лидваля, Н. Васильева. Декоративное и прикладное искусство представлено художественными произведениями, изготовленными на частных и государственных мануфактурах, в том числе по эскизам М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина и других известных художников того периода. Значительное внимание уделяется двум художественным центрам России того времени - Талашкино и Абрамцево, а также идейно-эстетической и духовной ориентации ведущих представителей русского модерна.
15. В. Г. Лисовский Стиль модерн в архитектуре. — М.: Белый город-Воскресный день, 2013. — 480 с.: ил.

Владимир Григорьевич Лисовский — известный петербургский историк искусства, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, специалист по зарубежной архитектуре Нового времени.

Книга содержит полное изложение истории стиля модерн в европейской архитектуре. В соответствии с замыслом автора материал рассматривается в хронологическом порядке и охватывает основные страны Центральной Европы. Отдельная глава посвящена развитию модерна в России. В книге «Стиль модерн в архитектуре» со всей тщательностью и полнотой собраны материалы о европейском и русском модерне. Издание содержит богатый иллюстративный материал и подробный историко-культурный контекст.
16. Памятники русской архитектуры и искусства XIXIX. — Л.: Художник РСФСР, 1972. — 277 с.: ил.

Трудами Государственной реставрационной мастерской Москвы, руководимой И.Э.Грабарем, а также сотрудниками мастерских Ленинграда, Ярославля, Костромы были сделаны поистине выдающиеся открытия в древнерусском искусстве.

Изучение памятников древнерусской живописи, деревянной скульптуры, ваяний из камня, архитектурных шедевров, декоративно-прикладного искусства дают богатейшее представление о художественной культуре народа, его истории.

Авторы настоящей книги сосредоточили внимание главным образом на памятниках архитектуры центральных и северных областей Российской Федерации, желая показать наиболее типичные явления в развитии русского зодчества и связанных с ним искусств. Изобразительное искусство, зодчество и прикладное искусство Новгорода, Псковской земли, Ростова и Суздаля, Москвы и Московской области отражено в книге в цветных и тоновых фотоиллюстрациях. В конце альбома представлены аннотации к имеющимся изображениям, используемая авторами литература и список иллюстраций.


17. …В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVIIXIX веков/ Составители М.А. Аникст, В.С. Турчин. — М.: Искусство, 1979. — 398 с.: ил.

Некоторые из подмосковных усадеб, возникнув четыре столетия назад, до сих пор являются первоклассными памятниками, свидетелями высокой культуры своего времени. Они сочетают в себе все то богатство, которое было накоплено несколькими поколениями искусных мастеров архитектуры, скульптуры, садово-паркового искусства и живописи. Многие усадьбы не сохранились, но о них сообщают исторические документы и старинные изображения.

Предлагаемый читателю художественный альбом включают отдельные аннотации усадеб; содержит новые материалы, которые не были еще опубликованы и представляют интерес для изучения русского усадебного строительства и садово-паркового искусства; библиографию. Альбом снабжен цветными и черно-белыми фотосъемками.

Имеет краткое приложение на английском, французском и немецком языках.


18. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа) — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 1979, 214 с.: ил.

В монографии сделана попытка обобщить процесс развития русской архитектуры на рубеже XIX—XX вв., прослеживается становление новой концепции формы и пространства; показано значение предшествующего модерну периода и дана характеристика художественной системы собственно модерна на раннем романтическом и последующих его этапах. В книге рассматривается также «неоклассицизм», в котором особо выделена проблема классичности. В аспекте модерна анализируется и градостроительство. Исследование содержит историографический обзор и библиографический аппарат; иллюстрировано фотографиями и чертежами.


19. Нащокина М.В. Московский модерн. 3-е издание, пересмотренное, исправленное и дополненное/ Российская Академия архитектуры и строительных наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства — С.-Петербург: Издательский дом «Коло», 2011. — 792 с.: ил.

Книга посвящена яркому феномену в культурной истории столицы — архитектуре московского модерна. Особое внимание уделяется философско-эстетическим предпосылкам нового стиля, а также влияниям его западноевропейских вариантов на становление и развитие модерна в России и в Москве. Самостоятельную ценность представляет собой каталог, включающий около 130 наиболее интересных и значительных московских зданий периода модерна.

При подготовке настоящего издания текст пересмотрен, исправлен и существенно дополнен автором. Написаны новые разделы, актуализированы описания памятников в каталоге. Уточнены адреса большинства упомянутых построек. Значительно обновлен иллюстративный материал. В справочный аппарат входят именной и адресный указатели.

Издание адресовано архитекторам, историкам архитектуры, искусствоведам, учащимся и преподавателям художественных учебных заведений, всем интересующимся архитектурной историей России и Москвы конца XIX — начала XX века.


20. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. Издание 5-е, стереотипное. — М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006. — 704 с.: ил.

Это одна из лучших книг о Москве. Изданная впервые в 1893 году она остается одной из любимых книг москвичей, да и не только их. Ярким и живым языком описывается в ней быт и нравы древней Москвы и история ее достопримечательностей.

Издание предназначено для широкого круга читателей, а также может быть использовано как учебное пособие при подготовке к занятиям по истории города, краеведению, литературе.
21. Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Монументы XVIII — начала XX века. В двух книгах. — М.: Жираф, 2001

Предлагаемое читателю исследование посвящено монументам, сооружавшимся в России Нового времени. Автора воодушевляло желание показать, что в Российской империи XVIII - начала XX вв. история монумента есть не что иное, как сознательно и целенаправленно создававшаяся всеми пространственными искусствами, запечатленная в камне и бронзе история нашего Отечества.

В книге рассматриваются монументы, возводившиеся в России со времени царствования Петра I в рамках общеевропейского художественного процесса, в соответствии с принятыми в Европе нормами и представлениями. Преимущественно, это, светские монументы. Средневековье, в том числе и Древняя Русь, не знали монументов в современном значении этого слова. Тогда события увековечивались косвенно, в основном, в формах обетных и благодарственных храмов или другим подобным образом. Здесь эта тема не затрагивается. Однако и принятый для рассмотрения отрезок времени от рубежа XVII–XVIII до начала XX века образует отдельную эпоху в российской истории и складывается из нескольких разнородных периодов. Каждый период моделировал свою версию исторического процесса, передавая свое представление о России, ее месте в мире и свое представление о мире в целом. Он отбирал для увековечения события и лица, казавшиеся ему наиболее значительными, а значит – достойными сохранения в памяти потомков. Поскольку монумент, как правило, являет собой общественно значимое выражение официальной государственной позиции, позиции властных структур или групп, пользующихся влиянием в этом обществе, история его есть не что иное как история господствующих в каждое время в каждой культуре, запечатленных в камне и бронзе, в архитектуре и скульптуре, в отдельных произведениях или в ансамблях представлений о себе. То есть монумент – это общественно значимая форма самоидентификации. В этом смысле он самим фактом своего создания фиксирует господствующие или должные, с точки зрения власти, господствовать ценности и представления.

В работе сделана попытка показать возникновение и смену наиболее распространенных типов монументов и представлявшихся достойными объектов увековечения. В ней анализируется, как, исходя из собственных ценностей и художественных идеалов, каждый период, отдавал предпочтение определенным формами и способам увековечения, отбирал то, что казалось наиболее значительным, а потому достойным сохранения для потомков.


22. Баранова С. Изразцовая летопись Москвы. — М.: Русский импульс, 2012. — 231 с.: ил.

Эта книга - своеобразная хроника более чем пятисотлетней истории московского изразца и одновременно опыт полноценного введения его в контекст русской истории и культуры. Изразцы рассмотрены как своеобразные документы, как исторические источники, рассказывающие об их производстве и бытовой жизни, моде и художественной образности. Они предстают читателю как часть большого исторического и культурного контекста Московского государства, как одна из его непрочитанных еще летописей.

Представленный материал показывает сложный процесс проникновения изразца в жизнь Москвы, позволяя оценить то упорство, с которым москвичи преодолевали многочисленные препятствия к развитию технологии и искусства, наблюдать зависимость, связанность этого процесса с поворотными пунктами в истории города. Оценить то, что можно назвать стилем московского изразца.

Издание представит несомненный интерес как для специалистов-историков и искусствоведов, так и для широкой аудитории, интересующейся культурой и историей Москвы.


23. Резвин В.А. Москва и ее главные архитекторы. От Фьораванти до Посохина. — М.: Искусство — XXI век, 2015. – 248 с.: ил.

В книге известного архитектора-реставратора, историка русской архитектуры Владимира Александровича Резвина впервые даётся хронологически последовательный рассказ о зодчих, руководивших архитектурной жизнью Москвы и во многом определявших её архитектурный облик, начиная с XV столетия и до наших дней. Читателя наверняка заинтересуют рассказы об Аристотеле Фьораванти, Д.В. Ухтомском, первом главном архитекторе столице В.Н. Семёнове, М.В. Посохине и других мастерах. Иллюстрации представлены автором книги В.А. Резвиным.


24. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. — М.: Искусство, 1990. — 384 с.: ил.

Книга о русском в русской архитектуре. О том, как складывались в ходе исторического развития своеобразие и характерные черты зодчества России, как закреплялись они в традициях, прочно бытовавших и сохраняющих ценность для современной культуры. Оглавление: Истоки зодчества Древней Руси. Становление средневекового зодчества Руси Х - XV вв. Сложение общерусской архитектуры. Конец XIV - начало XVII в. К архитектуре Нового времени. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Русский классицизм и неорусские стили. Конец XVIII - начало ХХ в. Многочисленные иллюстрации в тексте и на отдельных листах.


25. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-х — 1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. — 399 с.: ил.

В первой части книги говорится о русской архитектуре 1830—1890-х гг. или в соответствии с принятой в отечественном искусствознании терминологией — об эклектике. На ее материале сделана попытка осветить три круга вопросов, рассматриваемых затем и во второй части. В первой главе анализируется композиционная система, во второй — система основных представлений и идей, воплощаемых в зодчестве и моделируемых им в качестве наиболее существенных с точки зрения миропонимания времени, в третьей — реализация композиционной и содержательной систем в реальной практике, архитектурные направления и наиболее яркие их представители (в их числе — М. Д. Быковский, К. А. Тон, А. И. Штакеншнейдер, А. М. Горностаев, В. А. Гартман, И. П. Ропет, Н. В. Султанов и другие).

Вторая часть книги посвящена анализу русской архитектуры конца XIX — начала XX в. Проблематика и круг затрагиваемых проблем те же, что и в первой части. Рассматривается композиционная система, своего рода идеальная модель архитектуры тех лет, идейно-художественное содержание, ею выражаемое, архитектурные направления и их крупнейшие представители. Речь идет по преимуществу о модерне; а в последней, третьей главе, — о модерне и ретроспективизме, их важнейших разновидностях и выдающихся мастерах: Ф. О. Шехтеле, Л. Н. Кекушеве, Н. В. Васильеве, И. С. Кузнецове, И. Е. Бондаренко, В. М. Васнецове, Е. Д. Поленовой, С. В. Малютине, В. А. Покровском, И. А. Фомине и других.
26. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки/ Три века русского искусства / Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства РААСН, О-во изучения рус. усадьбы— М.: Жираф, 2000. — 383 с.: ил.

В сборник вошло более тридцати очерков об усадьбах России, среди которых есть и прославленные архитектурные ансамбли - Алупка, Архангельское, Ахтырка, Горки, Кусково, Суханово, Ярополец, и почти неизвестные большинству читателей или забытые комплексы - Гаспра, Ельдигино, Злынь, Мещериново, Мшатка, Мухалатка, Ново-Томниково, Паньково, Преображенское (Куракино), Усово и другие.

Очерки в увлекательной форме рассказывают об истории усадеб, их архитектурном облике и жизни их обитателей не только в период наивысшего расцвета русской усадебной культуры в конце XVIII - начале XIX вв., но и позднее - в конце XIX - начале XX вв. Многие усадебные гнезда связаны с именами выдающихся деятелей русской науки и культуры конца XVIII - XIX веков. Среди них В.М.Васнецов, Н.В.Гоголь, Н.Я.Данилевский, Н.Е.Жуковский, В.В.Кандинский, В.В.Набоков, потомки А.С.Пушкина, А.С.Уваров, С.Д.Шереметев. Не менее интересны усадьбы, отразившие эстетические представления людей, в наше время почти забытых.

Завершает книгу раздел «Усадебные мемуары» В него вошли архивные материалы и никогда не публиковавшиеся воспоминания об усадьбах, сохранившиеся в частных собраниях.


27. Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации/ Под общей редакцией д-ра архитектуры А. С. Щенкова. — М.: ТЕРРА–Книжный клуб, 2002. — 528 с.: ил.

В этой книге собран обширный, ранее не публиковавшийся материал по дореволюционной практике реставрации памятников архитектуры. Здесь обрисованы сложные процессы эволюции отношения к архитектурному наследию и, как следствие, изменения подхода к решению реставрационных проблем. Вопросы охраны и реставрации памятников рассмотрены во взаимосвязи с обще культурной ситуацией, с тем, как в тот или иной период складывалось отношение к прошлому, как понималась проблема преемственности.


28. Савельев Ю.Р. Николай Владимирович Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма. — С.-Петербург: «Спас» – «Лики России», 2009. — 349 с.: ил.

Монография доктора искусствоведения Ю.Р. Савельева посвящена творчеству одного из крупнейших зодчих конца XIX - начала XX века Н.В. Султанова. Его расцвет приходился на царствование Александра III, выразителем идей которого и был зодчий. Лучшие произведения выполнялись им по заказу императора, графа С.Д. Шереметева, великого князя Сергея Александровича, министра императорского двора И.И. Воронцова-Дашкова и других государственных деятелей той эпохи. Энциклопедически образованный историк, авторитетный реставратор, великолепный педагог, известный общественный деятель и талантливый администратор, он олицетворял собой идеал зодчего эпохи историзма - многогранную творческую личность. В его деятельности превалировала история, опираясь на которую он создавал свои замечательные произведения.

В альбоме более 500 иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Книгу дополняют сравнительная хронология развития искусства историзма и творчества Н.В. Султанова с перечнем его архитектурных произведений, реставрационных работ и научных трудов, а также указатели и резюме на английском языке.
29. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. Альбом. — М.: ГАЛАРТ, 2002. — 290 с.: ил.

Книга продолжает тему "Русское искусство рубежа XIX и XX веков", которую издательство "ГАЛАРТ" разрабатывает в течение последних десятилетий, и рассказывает об интереснейшем явлении в русском искусстве начала XX века - неоклассицизме. Этот стиль, прочно связанный с модерном и символизмом, в русском искусстве наиболее полно выразился в архитектуре, живописи и графике, поэтому основной акцент в альбоме сделан именно на эти виды искусства. Во вступительной статье члена-корреспондента Российской Академии наук, доктора искусствоведения Григория Юрьевича Стернина и доктора искусствоведения Елены Андреевны Борисовой поставлены проблемы формирования неоклассицизма, анализируются его характерные черты.

В приложениях, подготовленных М.В. Нащокиной и Б.М. Кириковым, содержится уникальный, никогда не публиковавшийся, документальный материал - каталог всех неоклассицистических построек Москвы и Петербурга. Фотосъемка специально для этого издания выполнена известным фотомастером Игорем Пальминым.
30. Поляков М.А., Савинов Е.Н. Русская провинциальная усадьба XYII — начало XX века. — М.: Издательство Ломоносов, 2011. — 261 с.: ил.

Книга-альбом «Русская провинциальная усадьба. XVII - начало XX века» рассказывает о том, как формировалась русская усадебная культура, как возникли ее традиции, как она эволюционировала после отмены крепостного права. Основу этой культуры составляли загородные имения среднего достатка - утопающие в зелени садов небольшие деревянные дома произвольной архитектуры. Именно в таких имениях, без которых невозможно представить российский пейзаж XVII - начала XX века, прошли детские годы целой плеяды русских писателей, поэтов, художников, мыслителей, политических деятелей. Текст, написанный специалистами по русской усадебной культуре М.А. Поляковой и Е.Н. Савиновой, сопровождается уникальным изобразительным рядом.


31. Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество/ Под общей редакцией Д. Аркина. — М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942. — 209 с.: ил.
Настоящая работа дает общий обзор русского деревянного зодчества. Содержит иллюстративный материал, характеризующий основные типы деревянных построек, их архитектурные особенности, конструктивные и композиционные приемы, связь зданий с окружающей природой. Значительная часть иллюстративного материала (фото, обмерные чертежи) публикуется впервые, в том числе материалы из собрания Музея Академии архитектуры СССР. Книга включает следующие главы: Русское деревянное зодчество: клетские церкви. Русское деревянное зодчество: кубоватые и ярусные церкви. Русское деревянное зодчество: шатровые храмы Архангельской области. Русское деревянное зодчество: шатровые храмы вне Архангельского края и колокольни.
32. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. С 20 автотипическими изображениями, планами и портретами автора. — М.: Издание книжного магазина Гросманъ и Кнебель, 1900. — 160 с.

Прижизненное издание. Автор книги — Забелин Иван Егорович (1820-1908) — русский историк–археолог. Труд по истории русского искусства и русской архитектуры исследует особенности развития древнерусского зодчества.


33. Мотивы деревянной архитектуры. Издание первое под редакцией В.С. Карповича. — Петроград: Книгоиздательство М.Г. Стракуна, 1903. — 32 с.: ил.
Предлагаемый сборник является результатом конкурса редакции журнала «Архитектурный Музей», который проводился на средства издателя и был объявлен в высшем Художественном Училище для выработки наиболее простых и применимых для практических целей проектов. Кроме конкурсных проектов в сборник вошли еще лучшие проекты учеников Академии Художеств, из которых некоторые были напечатаны в журнале «Архитектурный Музей.
Сборник включает следующие разделы: Проекты деревянных дач. Проекты деревянных доходных домов. Проекты деревянных церквей.
34. Мотивы русской архитектуры. Альбом проектов 1876—1877.— ил.

Архитектура – искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям – весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова.



Прекрасно оформленный журнал «Мотивы русской архитектуры», издававшийся с 1873 по 1880 годы, давал тем, кто брал его в руки, такую возможность. Он публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями так называемого «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века. Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества. Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания похожи на волшебные терема из русских народных сказок. Любуясь ими сейчас, мы словно путешествуем по сказочной Руси. И в то же время – ближе узнаем Россию второй половины XIX столетия, когда она обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась национальными традициями. Тогда считалось, что это — образцовые постройки и проекты, желательные для осуществления во всей России...
35. Минетти В. Деревянная архитектура. Фасады и детали внешней архитектуры. — М.: Архитектурное издательство М.Г. Стракуна. — 1911
Проекты деталей деревянных домов на 36 листах.
36. Званцев М.П. Домовая резьба. — М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935. — 130 с.: ил.
Книга посвящена «глухой резьбе» Нижегородской губернии. «Глухой» называют барельефную резьбу, выполненную при помощи долот и украшающую в основном растительным орнаментом фасады домов и ворота надворных построек. Описываемые постройки в большинстве случаев относятся ко второй половине XIX века. Описаны характерные особенности и технологические процессы. На карте показаны памятники «глухой резьбы» в Нижегородском крае.
9 фотоиллюстраций в тексте, 100 — в альбомной части.
37. Ащепков Е. Русское деревянное зодчество. — М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — 91 с.: ил.
В истории русской архитектуры деревянное зодчество занимает исключительное место. Возникшее и резвившееся в стране, богатой лесами, деревянное зодчество достигло высокого совершенства и оказало большое влияние на весь ход развития русского искусства. Являясь основным и наиболее доступным строительным материалом, дерево во все времена было прекрасным средством выражения художественных идей русских зодчих, которые обогатили мировую архитектуру прекрасными произведениями, превзойдя в этом строителей запада. Знакомство с лучшими памятниками народного деревянного зодчества представляет глубокий интерес не только для изучения русской материальной культуры, но и для современного архитектурного творчества.
Евгений Андреевич Ащепков один выполнил работу целого научного коллектива, исследовав народное зодчество огромного сибирского региона. Свою первую книгу, посвященную родному городу, Ащепков опубликовал в 1949 г. В следующем году выходят две его большие монографии «Русское деревянное зодчество» и «Русское народное зодчество в Западной Сибири». До Ащепкова никто из ученых, ни до революции, ни тем более после, всерьез народным сибирским зодчеством не интересовался. А для него это было делом всей жизни. Евгений Андреевич сам исходил многие сотни километров по сибирской тайге, открывая неведомые шедевры народного зодчества. В своих трудах Ащепков доказывал, что «ни одна область русской культуры не изучена так мало, как народное зодчество. В особенности это относится к Сибири, прочно сохранившей древние архитектурно-строительные традиции». Евгений Андреевич Ащепков стал первым в Сибири член-корреспондент Академии архитектуры СССР, первый заслуженный архитектор РСФСР.
38. Зайцев Б., Пинчуков П. Солнечные узоры. Деревянное зодчество Подмосковья. — М.: Московский рабочий, 1978. — 142 с.
В подмосковном городе Истре создан архитектурно-этнографический музей народного деревянного зодчества Московской области. Но прежде чем на его территории появились примечательные постройки, был проделан немалый путь по дорогам области, для того, чтобы разыскать ценные архитектурные памятники. О том, что увидели авторы - архитекторы-реставраторы на путях-дорогах Подмосковья, об их находках, размышлениях о судьбах народного искусства и рассказывает книга.
39.  Ополовников А.В. Русский Север. — М.:  Стройиздат, 1977. — 255 с.: ил.
Книга повествует о древнерусском деревянном зодчестве. В ней рассказывается о старинных деревянных сооружениях, сохранившихся в основном на севере страны, об их архитектурной композиции и формах, о мудрой простоте и практической оправданности деталей, органическом единстве художественного и конструктивного начал архитектуры. Избы, амбары, ветряные мельницы, бани и другие постройки старой русской деревни описывает автор в увлекательной живой форме. Рассказывается здесь и о древних церквах, часовнях, колокольнях, сохранившихся до наших дней лучше, чем другие старинные постройки, а также и о единично уцелевших оборонных сооружениях.

40.  Макушенко П.И. Народная деревянная архитектура (XVIII — начала XX века). — М.: Стройиздат, 1976. — 97 с.: ил.
В книге рассказывается о деревянной архитектуре Закарпатья, созданной народными мастерами. Показано своеобразие народного творчества этого края, его художественные принципы и строительные традиции, связь с архитектурой сопредельных стран и соседних народов. Рассматриваются памятники, начиная с XVII в. (до начала XX столетия), так как более ранних произведений архитектуры в Закарпатье не сохранилось. Работа написана по материалам натурных обследований и фиксации памятников, проводившийся автором на протяжении многих лет. Чертежи и фотографии выполнены автором. Книга рассчитана на архитекторов и искусствоведов.
41. Ополовников А.В. Кижи. Издание второе. — М.: Стройиздат, 1976. — 156 с.: ил.
Процесс становления и развития такого сложного организма, каким является музей–заповедник «Кижи» связан с деятельностью многих людей – архитекторов, реставраторов, научных работников, управленцев, сотрудников инженерно–технического персонала. Однако, в процессе формирования музея–заповедника «Кижи», ни кто не может быть сопоставлен по масштабу и значению своей деятельности с деятельностью московского архитектора Александра Викторовича Ополовникова (1911–1994 гг.). Работы, проведенные на острове Кижи А.В. Ополовниковым столь велики, что его по праву считают создателем музея–заповедника «Кижи».
Об удивительных, неповторимых памятниках древней архитектуры Кижского погоста рассказывается в этой книге. Читатель узнает о том, как деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества, о том, как реставраторы возвращают этим сооружениям их первоначальный облик, утраченный ими за века существования. Рассказывается в книге и о музее деревянного зодчества под открытым небом — архитектурном заповеднике, куда перевозятся самые интересные старинные деревянные постройки со всей Карелии. Фотографии с натуры дают живое и полное представление о памятниках этого острова, затерявшегося среди архипелагов Онежского озера.
42. Архангельский музей деревянного зодчества. — М.: «Планета», 1987. — 79 с.: ил.
Музей под открытым небом расположен в Приморском районе Архангельской области, на правом берегу Северной Двины в 25 км от Архангельска в деревне Малые Карелы. Музей основан в 1964 году, для посетителей открыт с 1973 года. Это крупнейшее в России собрание памятников деревянного зодчества под открытым небом является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. Площадь территории музея — 140 га. На территории музея сосредоточено 120 памятников деревянного зодчества XVI- XIX вв. — церкви, часовни, колокольни, все типы северорусского крестьянского жилища, хозяйственные постройки (крестьянские усадьбы, мельницы, амбары). Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы» включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
43. Шургин И.Н. Исчезающее наследие. Очерки о русских деревянных храмах XVXVIII веков. — М.: Совпадение, 2006. — 120 с.+ил.
Исследование архитектора, реставратора И. Н. Шургина посвящено архитектуре русских деревянных церквей XV–XVIII вв. и затрагивает как общие, так и частные вопросы развития деревянного храмостроительства. Большая часть памятников была исследована автором с целью реставрации в 1970–90-е гг. Значительная часть сведений по архитектурной истории памятников публикуется впервые. Одна из важнейших целей книги — привлечь внимание к судьбе уникальных деревянных сооружений, чтобы не допустить их полного исчезновения. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей.
44. Боде А.Б. Поэзия русского Севера. Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. Иллюстрации автора. — М.: УРСС, 2012. — 211 с.
Русский Север — это необъятный край, поразительный в своем разнообразии и вместе с тем единый и цельный по колориту. Северная природа сурова и величественна -- бескрайние леса и болота, порожистые реки и бесчисленные озера, горы и каменистые кряжи, холодные морские просторы и каменистая тундра. Неотъемлемой частью картины Севера является деревянное зодчество. Ни в одной стране мира культура строительства из дерева не достигла таких вершин и размаха, как в России. На протяжении более тысячелетия развивалось это уникальное искусство, накапливался строительный опыт, совершенствовалось мастерство русских зодчих.
Книга знакомит читателя с русской деревянной культовой архитектурой на примерах существующих памятников. Представлены архитектурные ансамбли, церкви и часовни, сохранившиеся на Севере и, отчасти, в центральных областях России. Наряду с памятниками деревянного зодчества внимание уделено и другим наиболее значительным историко-архитектурным объектам Русского Севера.
45. Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления/ Составитель Ю.Л. Косенкова — М.: КомКнига, 2010. — 496 с.

Настоящий сборник подготовлен по материалам научной конференции, проведенной НИИТИАГ РААСН в 2007 году и вызвавшей значительный интерес среди архитекторов, искусствоведов и историков. Несмотря на тему конференции — «Сталинский ампир», проблематика, охваченная докладами, оказалась значительно шире. Архитектура и градостроительство 1930-1950-х годов рассматривались в социокультурном и формо-стилистическом аспектах, с точки зрения формирования столичных эталонов и региональной специфики, творческих судеб крупнейших архитекторов, в контексте мировой архитектуры этого времени. Более 40 докладов, сделанных на конференции как маститыми, так и молодыми учеными, показали, что архитектура сталинской эпохи — явление сложное, противоречивое и на сегодняшний день по-настоящему далеко не изученное. Более того, оно все еще представляет собой «обжигающее» прошлое, неотделимое от эмоционально-пристрастного его восприятия. Столь масштабная попытка исторического осмысления этого феномена с позиций постсоветского времени предпринимается в данной книге впервые.

Сборник представляет интерес для архитекторов, искусствоведов, культурологов, историков, преподавателей и студентов вузов соответствующих специальностей.
46. Хан-Магомедов С.О. Рационализм – «формализм». — М.: «Архитектура-С», 2007. — 496 с.: ил.

Эта книга о самобытном явлении в советской архитектуре 1920-х годов - творческой школе Николая Ладовского. В тот период, когда мир художественного творчества был чреват радикальными процессами формообразования, резко возросла роль художников с ярко выраженными формообразующими и стилеобразующими талантами. Именно такие художники оказали тогда большое влияние на процессы формирования стиля XX века. Причем характер их влияния был весьма различен. Творчество одних возвышалось в виде величественных монументов, и влияли сами произведения мастера - эти художники практически не имели своей школы, так как их концепция не содержала разработанной формальной системы, т.е. под них трудно было стилизовать. Другие возвышались сами как уникальные художники, и их концепция содержала художественно-композиционную систему средств и приемов выразительности, что позволяло их последователям стилизовать в духе творческой манеры мастера, хотя в художественном отношении работы учеников и последователей не поднимались выше работ главы школы.

Эта книга - второй том из задуманного автором трехтомника, посвященного основным концепциям формообразования в русском классическом авангарде.

Книга богато иллюстрирована, многие фотографии публикуются впервые.


47. Хан-Магомедов С.О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 456 с.: ил.

Книга посвящена наиболее выдающимся проектам и постройкам советского архитектурного авангарда, сыгравшего решающую роль в становлении и развитии стиля XX века. Объекты отбирались по принципу их архитектурно-художественных достоинств, а также с учетом их роли в формировании влиятельных творческих течений и группировок, оригинальных градостроительных концепций и новых в социальном отношении типов жилых и общественных зданий.



Для архитекторов и искусствоведов, а также для широкого круга читателей.

Скачать 302.65 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница