Бюллетень XI республиканской олимпиады юных изобретателей «Кулибины XXI века»



Скачать 220.46 Kb.
страница1/7
Дата09.08.2019
Размер220.46 Kb.
#128139
ТипБюллетень
  1   2   3   4   5   6   7

60 летию общества изобретателей и рационализаторов РТ посвящается

Бюллетень

XI

республиканской

олимпиады

юных изобретателей

«Кулибины XXI века»

c:\users\user\desktop\media\image1.jpeg


Казань 2018 год

Бюллетень XI республиканской олимпиады юных изобретателей «Кулибины XXI века».

Редактор: Гайсин Л.Г.

Составители: Поварова А.А., Бурова И.Д., Хафизов И.И.

Рецензенты: Кашапов Н.Ф.

Республиканская олимпиада юных изобретателей «Кулибины XXI века» (далее – Олимпиада) проводится с 2007 года Министерством образования и науки РТ совместно с Республиканским советом Общества изобретателей и рационализаторов РТ (РС ОИР РТ). C 2014 года в проведении Олимпиады принимает участие Казанский (Приволжский) федеральный университет (К(П)ФУ). С 2018 года изменено положение: нет больше разделения на сельские и городские поселения, введены новые номинации.

Победители Олимпиады старшей возрастной группы выдвигаются на соискание премии для поддержки талантливой молодежи, учрежденной Указом Президента РФ № 325 от 06.04.2006 г. «О мерах государственной поддержки молодежи» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Победители старшей возрастной группы Олимпиады претендуют на материальную поддержку К(П)ФУ на 1 курсе обучения инженерного и естественно научного направления в соответствии с п.16 ст.36 ФЗ №273.

Победитель Олимпиады, зачисленный в 2016 году студентом технического ВУЗа, в первый год обучения претендует на именную стипендию РС ОИР РТ.
Издание предназначено для директоров средних общеобразовательных школ, образовательных организаций дополнительного образования детей и всех лиц, заинтересованных в развитии детского технического творчества.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Республиканский совет Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан




Содержание

1

Положение олимпиады

стр.

6

2


Тезисы проектов старших школьников

1. Здоровье человека: Медицина 1.2. Диагностика: 1.2.3. Мобильные лечебно-диагностические комплексы и устройства:



стр.

15

3

1.4. Информационные технологии в медицине:

стр.

17

4

2.Промышленные технологии и робототехника.

2.1. Умный дом и удобный город

2.1.1. Новый взгляд на существующие бытовые предметы и технику, расширение набора их функций и возможностей.


стр.

17

5

2.1.2. Изобретение принципиально новых бытовых приборов. Все, что может найти применение в любой из комнат нашей квартиры или загородного дома, а также в саду, в турпоходе и на спортивной площадке.

стр.

22

6

2.1.3. Безопасность дома и на природе.

стр.

23

7

2.2. Промышленные технологии:

2.2.2. Станкостроение.



стр.

23

8

2.2.2 Промышленные технологии.

стр.

27

9

2.2.3. Электроника

стр.

30

10

2.3. Освоение территорий России и водных глубин: экстремальная робототехника:

2.3.1 Роботы для работы в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях



стр.

30

11

2.4 Изобретения для сельского хозяйства;

2.4.1. Роботы и сельхозтехника.




стр.

31

12

2.4.2. Ферма будущего

стр.

32

13

2.4.3. Инновационные теплицы

стр.

33

14

2.5. Энергетика:










2.5.1. Электроснабжение и потребление

2.5.3. Энергосбережение



стр.

стр.


33

34


15

2.5.4. Возобновляемые источники энергии.

стр.

38

16

3.Транспорт будущего.

стр.

40

17

3.2. Авиация

стр.

41

18

3.4. Автомобилестроение

3.4.2. Облик автомобиля будущего



стр.

42

19

3.4.3. Умный автомобиль: новые средства коммуникаций, средства безопасности, комфорт и управление

стр.

46

20

4. Технологии.

4.1. Образование



стр.

46

21

4.3. Личная безопасность

стр.

48

22

4.4. Социальные инновации

стр.

49

23

4.4.4. Сбор и утилизация мусора

стр.

50

24

Тезисы проектов младших школьников

1. Здоровье человека: медицина

1.1 Диагностика:


стр.

54

25

1.3. Информационные технологии в медицине

стр.

55

26

2. Промышленные технологии и робототехника.

2.1. Умный дом и удобный город:

2.1.1. Новый взгляд на существующие бытовые предметы и технику, расширение набора их функций и возможностей.


стр.

56

27

2.2. Промышленные технологии:

2.2.1. Промышленные роботы



стр.

57

28

2.2.2. Станкостроение

стр.

57

29

2.2.3. Электроника.

стр.

58

30

2.3. Освоение территорий России и водных глубин: экстремальная робототехника:

2.3.1 Роботы для работы в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях



стр.

58

31

2.4 Изобретения для сельского хозяйства;

2.4.1. Роботы и сельхозтехника.



стр.

59




2.4.2. Ферма будущего

стр.

60

32

3. Транспорт будущего

3.3. Судостроение

3.3.1. Проектирование судов и кораблей


стр.

60

33

3.3.2. Модели судов и кораблей

стр.

61

34

3.4. Автомобилестроение:

3.4.1. Модели автомобилей



стр.

61

35

3.4.3. Умный автомобиль: новые средства коммуникаций, средства безопасности, комфорт и управление

стр.

62

36

4.1. Образование

стр.

62

37

4.3. Личная безопасность

стр.

63

38

Тезисы начальная школа

1. Здоровье человека: медицина

1.3. Информационные технологии в медицине:

1.3.1. Здоровая среда



стр.

63

39

2. Промышленные технологии и робототехника.

2.1. Умный дом и удобный город:

2.1.1. Новый взгляд на существующие бытовые предметы и технику, расширение набора их функций и возможностей.


стр.

64

40

2.2. Промышленные технологии:

2.2.5. Нефтегазовая промышленность



стр.

65

41

3.Транспорт будущего.

3.4. Автомобилестроение:

3.4.3. Умный автомобиль: новые средства коммуникаций, средства безопасности, комфорт и управление


стр.

65

42

Финалисты олимпиады

Старшие школьники



стр.

67

43

Финалисты олимпиады

Младшие школьники



стр.

72

44

Финалисты олимпиады

Начальная школа






75











































































ПОЛОЖЕНИЕ

о ХI республиканской олимпиаде юных изобретателей

«Кулибины ХХI века»

1.Общее положение

    1. ХI Республиканская олимпиада юных изобретателей «Кулибины ХХI века» (далее – Олимпиада) – это состязание в сфере интеллектуального творчества, направленное на совершенствование техники и технологий, включающее публичную защиту и демонстрацию исследовательских проектов и изобретений.

1.1. Учредителями Олимпиады являются Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее – МОиН РТ), Республиканский совет общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан (далее – РС ОИР РТ) и ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет (далее – КФУ).

1.2. Олимпиада проводится в 2 этапа:



  • Первый этап – муниципальный проводится муниципальными органами управления образования;

  • Второй этап – республиканский (Финал) проводится МОиН РТ, РС ОИР РТ и КФУ в виде защиты технических решений. Работы, представленные в предыдущих олимпиадах, не принимаются.

1.3. Вопросы организации, проведения, научно-методического, информационного обеспечения и содержания олимпиады находятся в ведении МОиН РТ, РС ОИР РТ, КФУ, Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Республиканский центр внешкольной работы» (далее – ГБУ ДО «РЦВР»).
2. Цель и задачи Олимпиады

Цель Олимпиады – создание благоприятных условий для реализации интеллектуально-творческих, проектно-конструкторских и научно-технических интересов и способностей учащихся, привлечение талантливых абитуриентов для поступления и обучения в КФУ по инженерным и естественно-научным направлениям.
Задачи Олимпиады:

а) По отношению к участникам Олимпиады:



  • Развитие общей культуры, креативности, выявление творческого потенциала молодежи, занимающейся научно-технической деятельностью;

  • Мотивация к изобретательству, рационализации, развитие познавательной и мотивационно-творческой активности;

  • Повышение статуса, общественной значимости и привлекательности деятельности в сфере производства, техники и технологий.

  • Профориентационная работа и формирование будущего контингента учащихся КФУ по инженерным и естественно научным направлениям.

б) По отношению к педагогам:

  • Развитие социально-профессиональной и предметно-профессиональной компетентности педагогов;

  • Расширение сферы профессионального общения;

  • Создание условий для совместного публичного представления педагогам и учащимся результатов научно-технической и изобретательской деятельности;

  • Выявление талантливой молодежи, склонной к творческой интеллектуальной деятельности в сфере техники и технологий, поддержка и коррекция её творческих изысканий.


3.Участники Олимпиады

Участники Олимпиады – обучающиеся образовательных организаций Республики Татарстан всех типов и видов общего и дополнительного образования.

Участники Олимпиады разделяются на три возрастные категории:


  • Начальная школа - обучающиеся 7-10 лет (1-4 класс сош);

  • Младшая – обучающиеся 11-13 лет (5-7 класс сош);

  • Старшая - обучающиеся 14-17 лет (8-11 класс сош).


4. Номинации Олимпиады


  1. Здоровье человека: медицина

    1. Диагностика:

1.1.2. Системы персонального удаленного мониторинга здоровья человека;

      1. Мобильные лечебно-диагностические комплексы и устройства;

      2. Медицинские инструменты, изобретения, которые могут помочь врачам в работе с пациентами;

      3. Изобретения (методы) для ранней диагностики заболеваний, в том числе дистанционной;

      4. Кабинет врача будущего.

    1. Медицина на стыке наук:

      1. Биотехнологии;

      2. Нанотехнологии.

    1. Информационные технологии в медицине:

      1. Здоровая среда;

      2. Индивидуальные средства и изобретения для здорового образа жизни;

      1. Средства реабилитации;

      2. Изобретения для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями.




  1. Промышленные технологии и робототехника.

2.1. Умный дом и удобный город:

2.1.1. Новый взгляд на существующие бытовые предметы и технику, расширение набора их функций и возможностей;

2.1.2. Изобретение принципиально новых бытовых приборов. Все, что может найти применение в любой из комнат нашей квартиры или загородного дома, а также в саду, в турпоходе и на спортивной площадке;

2.1.3. Безопасность дома и на природе.



2.2. Промышленные технологии:

2.2.1. Промышленные роботы;

2.2.2. Станкостроение;

2.2.3. Электроника;

2.2.4. Промышленный дизайн (новый облик бытовой и компьютерной техники, дизайн транспортных средств, дизайн промышленных объектов…);

2.2.5. Нефтегазовая промышленность;

2.2.6. Химическая промышленность.

2.3. Освоение территорий России и водных глубин: экстремальная робототехника:

2.3.1 Роботы для работы в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях;

2.3.2. Средства и технические решения в области освоение морских глубин;

2.3.3. Опасные производства и роботы;



2.4 Изобретения для сельского хозяйства;

2.4.1. Роботы и сельхозтехника;

2.4.2. Ферма будущего;

2.4.3. Инновационные теплицы.



2.5. Энергетика:

2.5.1. Электроснабжение и потребление;

2.5.2. Энергетика;

2.5.3. Энергосбережение;

2.5.4. Возобновляемые источники энергии.

3. Транспорт будущего.

3.1. Освоение космоса и воздушного пространства:

3.1.1. Органические природные материалы в конструкции летательных и аэрокосмических аппаратов;

3.1.2. Межпланетные полёты-вопросы автономности космических кораблей;

3.1.3. Освоение планет и задания для спутников;

3.1.4. Изыскания в астрономии и приборы, способствующие этому.

3.2. Авиация:

3.2.1. Новые виды летательных аппаратов;

3.2.2. Новые функции и задания для применения летательных аппаратов.

3.3. Судостроение:

3.3.1. Проектирование судов и кораблей;

3.3.2. Модели судов и кораблей;

3.3.3. Системы управления и навигации.



3.4. Автомобилестроение:

3.4.1. Модели автомобилей;

3.4.2. Облик автомобиля будущего;

3.4.3. Умный автомобиль: новые средства коммуникаций, средства безопасности, комфорт и управление;

3.4.4. Беспилотный автотранспорт: проблемы и перспективы.

3.5. Железнодорожный транспорт:

3.5.1. Мультимодальный транспорт. Новая система городского общественного транспорта: удобная, доступная, экологичная;

3.5.2. Новые транспортные продукты для пассажиров. Новые железнодорожные магистрали;

3.5.3. Предложите свои критерии, методы и устройства для оценки качества пассажирских ЖД перевозок.



4. Технологии.

4.1. Образование:

4.1.1. Интерактивные средства обучения;

4.1.2. Приложения для смартфона, помогающие усовершенствовать учебный процесс, в том числе приложения с дополненной реальностью;

4.1.3. Цифровые лаборатории и методы проведения эксперимента



4.2. Связь и телекоммуникации:

4.2.1. Искусственный интеллект: информационно-коммуникационные технологии, меняющие мир;

4.2.2. Интернет вещей: новые разработки от идеи до опытной модели;

4.2.3. Новые сервисы и контент;

4.2.4. Технические решения для систем связи.

4.3. Личная безопасность:

4.3.1. Предложения по нововведениям в системе безопасности общественного транспорта и социальных объектов;

4.3.2. Организация работы МЧС в условиях необходимости устранения лесных и торфяных пожаров;

4.3.3. Информационная безопасность;

4.3.4. Решения для защиты данных;

4.3.5. Защита от вирусов;

4.3.6. Инновационные системы аутентификации: биометрия, ключи доступа, пароли;

4.3.7. Алгоритмы и методы шифрования данных.



4.4. Социальные инновации:

4.4.1. Зеленый щит городов;

4.4.2. Спасение исчезающих видов растений и животных;

4.4.3. Вода и воздух

4.4.4. Сбор и утилизация мусора.
Преимущество отдается техническому решению и оформленным охранным документам: рационализаторское предложение, патент на полезную модель, патент на изобретение, патент на промышленный образец, свидетельство на базу данных, свидетельство на программу ЭВМ. Приветствуются макеты, действующие промышленные образцы и экономические расчеты.
5. Содержание и сроки проведения Олимпиады

5.1. Первый этап Олимпиады проводится на уровне муниципальных органов управления образования в феврале.

5.2. Проведение первого этапа Олимпиады организуется и контролируется руководителями отделов (управлений) образования исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан. Руководители отделов (управлений) образования исполнительных комитетов муниципальных образований РТ высылают протоколы о проведении первого этапа Олимпиады с именами призеров на электронный адрес ГБУ ДО «РЦВР»: rcvr2014@mail.ru до 25 февраля 2018 года.

О конкретных сроках проведения будет сообщено организационным комитетом Олимпиады (далее – Оргкомитет) в информационном письме.

5.3. Детские работы регистрируются на сайте www.oirrt.ru до 25 февраля текущего года с получением ID номера (Обратите внимание! Регистрироваться нужно в своей номинации и возрастной группе! Возрастные группы разделены по классам общеобразовательной школы; краткая характеристика должна содержать не более 700 символов. Разделение на сельские и городские регионы с 2018 года упраздняется) и высылаются в Оргкомитет – РС ОИР PT до 1 марта текущего учебного года с заявкой (Форма №1) на участие во втором этапе, заверенной подписью руководителя отдела (управления) образования исполнительного комитета муниципального образования и печатью. Проект и заявка должны быть представлены на бумажном носителе и в электронном виде. Адрес РС ОИР РТ: 420102, г. Казань, ул. 2-я Юго-Западная, д.3, электронный адрес: oirrt@mail.ru, тел. 8(843)5189198, А.А. Поварова.

5.4. Работы, представленные для участия в республиканском этапе олимпиады должны иметь:



  • описание изобретения (или реферат);

  • чертежи, схемы;

  • опытно-конструкторские разработки;

  • действующие образцы (приветствуются, имеют дополнительные баллы, привозят с собой на защиту);

  • описание преимущества данного технического решения (изобретение) перед аналогами или прототипом в результате проведенного литературно-информационного обзора, поиска.

Примечание:

  • Заимствованные работы на финал не допускаются.

  • В исключительных случаях могут быть допущены работы предыдущей олимпиады, которые получили дальнейшее развитие, т.е. новое техническое решение.

5.5 Участники Финала выступают в качестве оппонента у одного или нескольких других участников по теме, близкой к своей.

5.6. По результатам экспертизы конкурсных проектов победителей и призеров первого этапа, присланных в Оргкомитет, жюри определяет участников второго этапа (Финала) Олимпиады с учетом рекомендаций по доработке проекта (изобретения). Финал проводится раздельно для возрастных категорий:

Для старших обучающихся 14-17 лет (8-11 класс сош) финал пройдет в апреле на базе инженерного института КФУ, Сайдашева 12, город Казань.

Для младших – обучающихся 11-13 лет (5-7 класс сош) и начальной школы - обучающиеся 7-10 лет (1-4 класс сош) в г. Елабуга

Основанием для участия во втором этапе является информационное письмо-вызов Оргкомитета участнику Олимпиады по телефону, факсу, электронной почте или по почте России.

5.7. Во время проведения первого этапа и подготовки к Финалу могут быть организованы:



  • обучающий семинар для педагогов и участников Олимпиады;

  • индивидуальные консультации для педагогов и участников Олимпиады.

Время консультаций определяется по предварительной записи. О дате и месте проведения семинара участники извещаются дополнительно.
6. Порядок организации и проведения Олимпиады.

6.1. Для организации и проведения Олимпиады формируется Оргкомитет, программный комитет. Оргкомитет является основным координирующим органом по подготовке и проведению Олимпиады:

- составляет программу проведения Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;

- определяет условия проведения Олимпиады;

- разрабатывает критерии оценки конкурсных работ;

- участвует в формировании программного комитета и жюри;

- определяет окончательный состав участников финального этапа, готовит информационные письма-вызовы участникам;

- определяет число номинаций и устанавливает количество призовых мест;

- представляет аналитические материалы по итогам Олимпиады.

Оргкомитет оставляет за собой право ограничивать число участников, исходя из условий, сложившихся при подготовке финального этапа, с обязательным предварительным оповещением участников.

6.3 Жюри:

- назначается Оргкомитетом;

- является основным аттестационным органом Олимпиады;

- оценивает выполнение конкурсных заданий и проектов;

- представляет протоколы работы жюри и аналитическую записку по итогам проведения Олимпиады;

- готовит представление на награждение.

В состав жюри входят представители научной общественности, органов управления образования, РС ОИР РТ, КФУ; инженерные работники предприятий и организаций (по согласованию).

6.5. Координаторы Олимпиады: МОиН РТ – директор ГБУ ДО «РЦВР» Идрисов Р.А.: тел. 8(843) 5100149; РС ОИР РТ – председатель РС ОИР Гайсин Л.Г.: тел. 8(843) 5189198; КФУ – проректор по инженерной деятельности Кашапов Н.Ф.: тел. 8(843) 2337871.


7. Подведение итогов

7.1. По итогам проведения Олимпиады определяются победители и призеры.

7.2. Победители и призеры Олимпиады определяются жюри в соответствии с разработанными программным комитетом критериями.
8. Награждение.

8.1. В каждой возрастной категории награждение происходит отдельно.

8.2. Победители и призеры Олимпиады старшей, средней и младшей возрастных групп награждаются дипломами, ценными призами РС ОИР РТ, МОиН РТ, КФУ.

8.3. В зависимости от количества заявленных работ в каждой из четырех номинаций выделяется одно первое, два вторых и два третьих места. На усмотрения членов жюри места могут переходить из одной номинации в другую. Оргкомитет имеет право вводить дополнительные номинации для участников Олимпиады.

8.4. Педагоги, подготовившие победителей и призеров Олимпиады, награждаются грамотами РС ОИР РТ, МОиН РТ, КФУ.

8.5. Победитель Республиканской олимпиады юных изобретателей «Кулибины XXI века», зачисленный в 2018 году студентом технического ВУЗа РТ, в первый год обучения претендует на именную стипендию РС ОИР РТ и на материальную поддержку КФУ на 1 курсе обучения инженерного и естественно научного направления в соответствии с п.16 ст.36 ФЗ №273.

8.6. Каждому участнику республиканского этапа Олимпиады вручается свидетельство участника МОиН РТ, РС ОИР РТ, КФУ.

8.7. Для финалистов организуются экскурсии на производства и экспериментальные лаборатории ВУЗов.

8.8. Награждение победителей по всем номинациям и возрастным категориям состоится в последний день проведения Олимпиады.
9. Финансирование.

9.1. Финансирование организации и проведения финального (республиканского) этапа Олимпиады осуществляется за счет средств МОиН РТ, РС ОИР РТ и КФУ согласно смете расходов.

9.2. Организация и проведение первого этапа Олимпиады осуществляется за счет средств образовательных организаций муниципальных органов управления.

9.3. Проезд участников Олимпиады и их руководителей до места проведения и обратно осуществляется за счет командирующих организаций. Проживание и питание участников Финала – за счет КФУ.


Форма № 1




«Утверждаю»

Руководитель управления образования исполнительного комитета (подпись)


Скачать 220.46 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница