Цель исследования: Установить влияние профилактических мер на рефракционный и аккомодационный аппараты глаза у учащихся 10 классов Сибирского лицея. Задачи исследования



Скачать 100.68 Kb.
Дата07.12.2017
Размер100.68 Kb.
ТипИсследование

Сечина А.,10 А класс. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ НА МИОПИЮ СЛАБОЙ И СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ У ПОДРОСТКОВ

Научный руководитель: Иванкина Н.В., врач ФГОУ ВО СибГМУ Минздрава России кафедра офтальмологии.


Оглавление


Механизм аккомодации 2

Значение нарушения гемодинамики в развитии миопии и ее прогрессировании 2

Целостное состояние организма на фоне миопии 2

Причины развития близорукости 3

Профилактика миопии и гигиена зрения 3


Введение


Актуальность: За последние годы в России значительно выросло число подростков с нарушениями зрения.Ухудшение зрения в молодом возрасте дает вероятность развития осложнений миопии вплоть до инвалидности у работоспособной категории населения, что является проблемой государственного масштаба. Это определяет необходимость включения проведения профилактических мер, направленных на улучшение показателей зрительного анализатора человека. Периодически данная проблема оглашается в СМИ, учебных заведениях и других источниках. Есть перспективы призыва подростков к отслеживанию изменений характеристик своего зрения, однако, сегодня далеко не каждый задумывается о здоровье своих глаз.

Гипотеза: Предположено, что по ходу всего исследования во время проведения курсов гимнастики, у молодых людей зрение начнет восстанавливаться, и к концу выполнения практической части проектной работы среднее значение рефракции обоих глаз улучшится на 0,5 – 1.0 D, а аккомодация увеличится с минимальных значений (1.0 -3.0D) до средних (6.0 -7.0 D).

Цель исследования: Установить влияние профилактических мер на рефракционный и аккомодационный аппараты глаза у учащихся 10 классов Сибирского лицея.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по рефракции и аккомодации глаза.

  2. Установить исследуемые параметры до начала проведения профилактических мероприятий.

  3. Подобрать упражнения для глаз.

  4. Провести два двухнедельных курса гимнастики для глаз с повторной проверкой зрения после первого курса и двухнедельным перерывом между ними.

  5. Провести повторное обследование на выявление улучшений.

Объект исследования: человеческий глаз.

Предмет исследования: рефракционный и аккомодационный аппараты глаза.

Методы исследования: Было спланировано и проведено одномоментное сравнительное обследование учеников 10 класса следующими методами:

  1. Визометрия (определение остроты зрения) с коррекцией

  2. Определение резерва аккомодации

  3. Рефрактометрия (объективное определение рефракции)

После обследования данные были обработаны и упорядочены, после второго обследования произвелось их сравнение с результатами первого, после третьего обследования – с данными второго, а затем и первого.
Анатомия глаза

Глаз (от лат. oculus) – это орган чувств, являющийся периферической частью зрительного анализатора; компонент трехсоставной системы, предназначенной для приёма, проведения и обработки информации.

Основные звенья механизма аккомодации:



  1. Хрусталик (от лат. lens)

  2. Связочный аппарат хрусталика (ресничный поясок)

  3. Цилиарная мышца (от лат. m. ciliaris)

  4. Хориоидея (от лат. chorioidea)

Рефракция – это преломление света в оптической системе.Она складывается из анатомического и оптического компонентов, причем анатомический более гибкий в изменениях. По отношению к глазу различают два типа:

  1. Физическая рефракция. Характеризуется преломляющей силой оптической системы глаза, выраженной в диоптриях (D) и образованной роговицей с преломляющей силой в среднем равной 40,0 D, влагой передней камеры, хрусталиком с преломляющей силой в 20,0 D и стекловидным телом, являющимся, преимущественно, проводниковой средой для лучей и имеющим силу преломления равной 1,5 – 2,0 D.

  2. Клиническая рефракция. Характеризуется положением заднего главного фокуса по отношению к сетчатке.

Механизм аккомодации


По теории Гельмгольца в обычных условиях циннова связка напряжена и, соответственно, натянута, а так как циннова связка крепит хрусталик, то она способствует его уплощению. При сокращении цилиарной мышцы внутриглазное мышечное кольцо перемещается кпереди и суживается, что ведет к расслаблению цинновой связки и вследствие этого с хрусталика снимается напряжение, и он, ввиду эластичного строения, принимает более выпуклую форму.

Из написанного выше следует, что напряжение цилиарной мышцы ведет к увеличению выпуклости хрусталика, что в свою очередь вызывает большее лучепреломление в глазу, тогда мы говорим, что глаз аккомодирует. Уплощение же наоборот снижает рефракцию и расслабляет аккомодацию глаз.



Аккомодация – это физиологический процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся от него на различных расстояниях и достигающееся за счёт изменения кривизны хрусталика.

Резерв аккомодации - это сила аккомодации, оставшаяся в запасе, не востребованная при работе вблизи.


Значение нарушения гемодинамики в развитии миопии и ее прогрессировании


Курс гимнастики для глаз рекомендован людям с нарушением гемодинамики сосудов органа зрения. Нарушениями являются снижение пульса во внутриглазных сосудах. Гемодинамика 1) поддерживает оптимальный уровень внутриглазного давления, 2) обеспечивает необходимую скорость метаболизма в периферическом отделе зрительного анализатора, то есть в самом глазу.

Целостное состояние организма на фоне миопии


Проблеме влияния миопии на весь организм посвящено немало трудов, одним из которых является работа А.А. Малиновского (1961), в которой он описал ослабление соединительнотканных элементов во всем организме, в том числе в склере. Есть данные, что у лиц с миопией часто снижены основной обмен, пульсовое давление и повышено минимальное артериальное давление. Нарушения в обмене веществ вызывают изменения состава внутренней среды организма, что отражается на всем организме в целом, в том числе и в тканях глаза. В.В. Коваленко и В.Я. Гайдай (1977) отметили, что у школьников с близорукостью слабой и средней степени при нормальном содержании в крови эритроцитов наблюдается уменьшение общего количества лейкоцитов и ослабление Т-клеточного звена иммунитета, причем уменьшение количества лейкоцитов прямо пропорционально усилению рефракции. У обладателей высокой миопии обнаружено снижение фагоцитарной активности лейкоцитов, биологической активности крови и уровня восстановления глутатиона крови, а так же повышение фибринолитической активности крови (элемент системы свертывания крови, показывающий растворимость фибрина под действием ферментов, в основном под действием плазмина). В период прогрессирования близорукости у детей и подростков происходит усиление катаболических процессов соединительной ткани, выражающееся в возрастании активности гиалуронидазы (расщепление кислых мукополисахаридов) сыворотки крови, увеличении экскреции гликозаминогликанов и коллагена, повышении уровня свободного оксипролина крови.

Причины развития близорукости


Причинами развития миопии является 1) наследственность, не являющаяся редкостью, так как ген близорукости носит доминантный характер; 2) начало развития миопии в возрасте до 10 лет; 3) повышенный средний градиент прогрессирования в первые 4 года от постановки диагноза – от 0,75 Dв год и больше;4) слабость аккомодационного аппарата, сопровождающаяся снижением физиологического тонуса аккомодации; 5) разные значения аккомодации у одной пары глаз; 6) анизометропия и астигматизм более 2,0 D; 7) показатели гемодинамики, находящиеся на низком уровне; 8) повышение порога электрического фосфена до 100-400 mА, что является последствием нарушения катаболизма; 9) расширение зоны слепого пятна на сетчатке глаза.

Профилактика миопии и гигиена зрения


Во-первых, лица с диагнозом «миопия» любой степени должны находиться под диспансерным наблюдением и с учета не снимаются. Во-вторых, лица со слабой и средней степенью близорукости должны проходить осмотр у офтальмолога 1 раз в год, при наличии тяжелой миопии пациент обязан посещать своего врача 2 раза в год для отслеживания изменений, происходящих в глазу. Гигиена является профилактикой заболевания, поэтому гигиену зрения следует соблюдать не только лицам с отклонениями, но и здоровым по этому параметру людям. 1) Важно читать при освещении, достаточном для ясного восприятия букв, то есть без всматривания. Яркий же свет, так же как и тусклый, при работе может навредить глазам, чересчур напрягая мышцам глаза. Источник света должен находиться сзади. У правшей с левого плеча, у левшей с правого. Это необходимо для того, чтобы рука читателя не отбрасывала тень на текст. 2) Следующим правилом является измерение расстояния от глаз до книги. Оно не должно быть меньше 33 см. При работе с монитором расстояние должно быть 50-60 см. 3) Так же целесообразно отказаться от чтения в транспорте или иных условиях, где есть тряска. Тряска заставляет предмет, находящийся в наших руках, двигаться, то есть менять расстояние от глаза до предмета. Даже если движения кажутся незначительными, это не так. Аккомодационный аппарат настроен на мгновенное изменение кривизны хрусталика в ответ на изменение положения точки в пространстве, что приводит к переутомлению циллиарной мышцы и способно вызвать ее спазм, который приносит существенный дискомфорт в форме снижения способности видеть в даль. 4) Глаз должен быть увлажнен. У человека с синдромом «сухого глаза» сложнее осуществляется клиническая рефракция, а так же увеличивается риск инфицирования структур глаза, так как слеза, обладающая бактерицидными свойствами, защищает роговицу от микроорганизмов, поэтому, выполняя зрительную работу, следует не забывать о систематическом частом моргании. В случаях пользования контактными линзами и повышенной зрительной нагрузке, рекомендуется использование специальных увлажняющих капель. Инстилляция глазных капель назначается до начала работы и наступления зрительного утомления, а также в процессе зрительной нагрузки. На практике рекомендуют проводить инстилляцию утром, в обеденное время и вечером. 5) Глазам необходимо расслабляться, как и любому другому органу, только здесь мы можем выбирать время отдыха. Перерыв следует делать каждые 40-50 минут, но это зависит от вашей утомляемости. Для снятия легкого спазма необходимо выполнить упражнения из гимнастики для глаз, которые будут приведены далее. 6) Следует беречь глаза от прямого воздействия ультрафиолета. Это значит, что при яркой солнечной погоде необходимы качественные солнцезащитные очки или контактные линзы с защитой от ультрафиолета. Вредно незащищенным глазом смотреть прямо на солнце, так как при регулярном или продолжительном нарушении этого пункта правил гигиены зрения, человек получает ожог сетчатки и в некоторых случаях, в большинстве своем являющихся осложнением первого, потерю зрения.

Практическая часть
Были исследованы данные 14 лицеистов с нарушением зрения (от спазма аккомодации до миопии средней степени), средний возраст которых составил 16,4 года. Первую группу составили 9 человек (18 глаз), которые впоследствии выполняли гимнастику для глаз (два курса по четырнадцать дней с двухнедельным интервалом). Контрольную группу составили 5 человек (10 глаз). Средние показатели рефракции и аккомодации улучшились.

Применялись следующие методы исследования:

1. Визометрия (определение остроты зрения) с коррекцией

2. Определение резерва аккомодации

3. Рефрактометрия (объективное определение рефракции)

Кратность исследований:

В первой группе результаты фиксировались трижды: до начала гимнастики, после первого курса гимнастики (через 2 недели) и после второго курса гимнастики (через 6 недель от начала исследования)

Контрольная группа исследовалась дважды: до начала гимнастики первой группой и спустя 6 недель.

Данные исследования:

Показатели до начала проведения первого курса гимнастики:

Средний показатель рефракции: -2,38 D

Средний резерв аккомодации: 2,89 D

Показатели после первого курса гимнастики:

Средний показатель рефракции: -2.21 D

Средний резерв аккомодации: 4.16 D

Показатели после второго курса гимнастики:

Средний показатель рефракции: -2.15 D

Средний резерв аккомодации: 4.95 D

У первой группы средний показатель рефракции улучшился на 0.23 D, а средний показатель аккомодации на 2.06 D. У контрольной группы показатели не изменились.
Выводы. В результатеосуществлённого проекта по профилактике зрения у подростков, выяснилось, что в молодом возрасте возможна заметная коррекция зрения путем проведения гимнастики, а также повтор курсов через небольшой срок после завершения благотворно влияет на показатели оптической системы глаза. Есть перспектива полного снятия спазма аккомодации, восстановления зрения при миопии слабой степени и улучшения зрения при миопии средней степени.

Приложение 1
Упражнения для глаз
Частота выполнения – 3 раза в день по 5-10 минут. Упражнения проводятся без очков/линз. Если во время выполнения гимнастики появляется ощущение сильного напряжения глаз – закрыть глаза на несколько секунд или часто поморгать. Затем продолжить упражнения.
Упражнение 1. Шторки.

Быстро и легко поморгайте 2 минуты. Способствует улучшению гемодинамике в глазах.


Упражнение 2. Большие глаза.

Сесть прямо. Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем широко их открыть. Повторить 8-10 раз. Происходит укрепление мышц век, улучшение кровообращения, способствование расслаблению мышц глаз.



Упражнение 3. Повороты глаз в стороны

  1. Смотреть вверх-вниз с максимальной амплитудой

  2. Вправо-влево с максимальной амплитудой

  3. Вращение по часовой стрелке и обратно

  4. Отдохнуть, поморгать

  5. Движение глаз по периметру ромба

  6. Взгляд на кончик носа – взгляд вдаль

  7. Движение глаз по периметру восьмерки

  8. Часто поморгать (упражнение 1, но менее длительное по продолжительности)


Упражнение 4. Метка на стекле.

Поставить метку на стекло (пластилин, нарисовать маркером). Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Повторить несколько раз. Можно использовать в транспорте (фиксироваться на окне на окне, потом смотреть вдаль). Можно вместо метки использовать указательный палец на расстоянии 15см, смотреть то на палец, то вдаль.


Упражнение 5. Вперед-назад. Упражнение для дома.

Закрепить на стене на уровне глаз лист бумаги с любым текстом, либо использовать уже существующие (календарь, плакат). Подойти к тексту на расстояние хорошего видения и совершать движения: несколько шагов назад, несколько шагов вперед, все время разглядывая текст. Постепенно, с каждым днем, стараясь увеличить расстояние хорошего видения.


Упражнение 6. Для снятия зрительного утомления.

Всегда старайтесь завершать им гимнастику, а так же использовать в течении дня при зрительной усталости. Сложите кисти рук крест-накрест, мягко закройте ладонями глаза. Сделайте ладони чашечкой, чтобы свет не проникал внутрь, и в то же время ресницы не касались ладоней. Следующим этапом является психическое расслабление. Создайте состояние отрешенности, спокойствия. Ваша цель – достижение восприятия совершенно черного поля перед глазами. При этом степень черноты указывает на глубину расслабления. Во время выполнения упражнения попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное. Достигнув расслабления и отдыха спокойно откройте глаза, тем самым завершая гимнастику.


Библиография

1. Аветисов Э.С. Близорукость. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.,1999.

2.Аккомодация: Руководство для врачей /под ред. Л.А. Катаргиной. – М., 2012.

3.Офтальмология Учебник /под ред. Е.И. Сидоренко. – 2-е изд., испр. – М., 2006.



4. Товбин Б.Г. Рефракция. Аккомодация. Подбор очков: Пособие для студентов 2-е изд. - Горький, 2005.

5. Физиологическая оптика, рефракция и аккомодация глаза: Учебное пособие /под редакцией Запускалова И.В. -Томск, 2005.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница