Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Нижневартовский государственный университет»
Кафедра географии
Практическая работа №5
Тема 5. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ, ТРЕБУЮЩИХ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ
Цель занятия: изучение видов и признаков состояний, требующих медицинской помощи; овладение навыками оказания само-, взаимо- и первой медицинской помощи.
Вопросы для теоретической подготовки:
Кровотечение. Утопление. Травматический токсикоз, или синдром длительного сдавления (СДС). Обморожение. Общее замерзание. Тепловой и солнечный удар. Перегревание. Обморок. Коллапс. Реанимация.
Кровотечение
1. Дайте характеристику видам кровотечения:
Основной
признак
|
Вид кровотечения
|
Краткая характеристика
|
Вид сосуда
(анатомическая
классификация)
|
Артериальное
|
|
Венозное
|
|
Капиллярное
|
|
Паренхиматозное
|
|
Место
кровотечения (классификация по связи
с внешней средой)
|
Наружное
|
|
Внутреннее
|
в ткани организма
|
|
в полости организма, не связанные с внешней средой
|
|
в полости организма, сообщающиеся с внешней средой
|
|
Когда возникает (классификация по времени возникновения)
|
Первичное
|
|
Вторичное
|
Раннее
|
|
Позднее
|
|
Сколько длится (классификация по длительности)
|
Острое
|
|
Хроническое
|
|
2. Сделайте вывод, какие виды кровотечения наиболее опасны:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Отметьте, к какому виду кровотечения, по Вашему мнению, относится тот или иной признак:
Признак
|
Вид кровотечения
|
Артериальное
|
Венозное
|
Капиллярное
|
Паренхиматозное
|
Цвет крови
|
яркий
|
|
|
|
|
темный
|
|
|
|
|
смешанный
|
|
|
|
|
Обычно необильное
|
|
|
|
|
Возможно всасывание воздуха в просвет сосуда (воздушная эмболия)
|
|
|
|
|
Легко или сравнительно легко остановить
|
|
|
|
|
Смешанный характер крови
|
|
|
|
|
Возникает при повреждении сосудов конечностей
|
|
|
|
|
Бьет пульсирующей струей
|
|
|
|
|
Вытекает спокойной непрерывной струей
|
|
|
|
|
Возникает при повреждении губчатого органа
|
|
|
|
|
Выступает на поверхности раны в виде росы
|
|
|
|
|
Возможна большая кровопотеря
|
|
|
|
|
Кровь изливается пульсирующей струей
|
|
|
|
|
Очень трудно остановить
|
|
|
|
|
4. Укажите, к какому виду кровопотери относится тот или иной признак:
Признак
|
Острая кровопотеря при травме
крупных артерий и вен
|
Кровопотеря при капиллярном кровотечении
|
Спутанность сознания
|
|
|
Холодный пот
|
|
|
Дефект кожи
|
|
|
Общая слабость
|
|
|
Тошнота
|
|
|
Осунувшееся лицо
|
|
|
Головокружение
|
|
|
Жажда, сухость во рту
|
|
|
Запавшие глаза
|
|
|
Бледность кожи и слизистых оболочек
|
|
|
Пульс
|
редкий
|
|
|
частый
|
|
|
Звон в ушах и голове
|
|
|
Боль или жжение в области дефекта кожи
|
|
|
Мелькание и потемнение в глазах
|
|
|
Артериальное
давление
|
не изменено
|
|
|
низкое, быстро падает
|
|
|
При внутреннем кровотечении, помимо вышеперечисленных, появляются специфические признаки в зависимости от локализации скопления крови, а именно:
а) в желудке: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ ;
б) в грудной клетке: __________________________________________________________
__________________________________________________________________________ ;
в) в полости сустава:__________________________________________________________
__________________________________________________________________________ .
Укажите осложнения острой кровопотери: _________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Опишите механизм и общие признаки развития шока после кровопотери:
Шок
|
Признак
|
Фаза возбуждения
|
|
Фаза торможения
|
|
6. Охарактеризуйте способы временной остановки кровотечения.
Механический: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Физический: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Комбинированный:_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Биологический: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Оцените качество наложения жгута, отметив верные варианты:
Признак
|
Жгут наложен
|
правильно
|
слишком туго
|
слабо
|
Кровотечение прекратилось
|
|
|
|
Конечность очень холодная
|
|
|
|
Пульс ниже жгута не прощупывается
|
|
|
|
Повязка обильно пропитана кровью
|
|
|
|
Конечность очень бледная
|
|
|
|
Конечность синюшная
|
|
|
|
Пульс ниже жгута едва прощупывается
|
|
|
|
Температура конечности нормальная
|
|
|
|
Конечность бледная
|
|
|
|
8. Оцените правильность наложения жгута, отметив верные варианты:
Правила наложения жгута
|
Правильно
|
Неправильно
|
Жгут
|
полностью закрыт повязкой, одеждой
|
|
|
полностью виден
|
|
|
частично закрыт повязкой
|
|
|
Жгут наложен на артерию
|
выше раны
|
|
|
ниже раны
|
|
|
Жгут наложен на обнаженную конечность
|
|
|
Время наложения жгута, указанное в записке
|
местное
|
|
|
московское
|
|
|
Витки резинового жгута
|
отстоят друг от друга на 2-3 см
|
|
|
касаются друг друга ребрами
|
|
|
закрывают друг друга на 1/3 ширины витка
|
|
|
Венозный жгут наложен
|
выше раны
|
|
|
ниже раны
|
|
|
Основная петля матерчатого жгута прилегает к конечности
|
неплотно
|
|
|
плотно
|
|
|
очень плотно
|
|
|
Величина петли закрутки
|
значительно превышает толщину воротка
|
|
|
соответствует толщине воротка
|
|
|
Жгут накладывается
|
с перерывами на 10-20 минут
|
|
|
перерывов нет
|
|
|
на плечо
|
|
|
на голову
|
|
|
на предплечье
|
|
|
на грудь
|
|
|
на шею
|
|
|
на голень
|
|
|
на живот
|
|
|
на бедро
|
|
|
на надплечье (уточнить способ)
|
|
|
|
|
|
|
9. Какова длительность наложения жгута у взрослых и детей в теплое и холодное время года? Дайте наиболее полный ответ:
взрослым (теплое время года) ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
детям (теплое время года) _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
взрослым (холодное время года)__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
детям (холодное время года) _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какова тактика использования жгута при длительной (несколько часов) транспортировке?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10.Укажите на схеме последовательность мероприятий по оказанию неотложной по-
мощи при ранениях с применением жгута, используя перечень действий из приведенного ниже списка:
1. Выполнение иммобилизации.
2. Введение или дача противоболевого средства.
3. Придание поврежденной конечности приподнятого положения.
4. Наложение на рану стерильной повязки.
5. Пальцевое прижатие сосуда.
6. Транспортировка в лечебное учреждение.
7. Наложение жгута.
11. Окажите первую помощь при кровотечении из носа.
Прижмите пальцем крыло носа к носовой перегородке. Голову наклоните вперед, чтобы кровь не затекала в верхние дыхательные пути и в пищевод, или уложите больного в положение с приподнятой головой (голову — на подушку). Не давайте запрокидывать голову, так как попадающая в глотку кровь может вызвать рвоту!
Закапайте однократно 2–3 капли сосудосуживающего средства (нафтизина или галазолина) в кровоточащий носовой ход.
Введите в ноздрю, из которой идет кровь, марлевый шарик, смоченный 3%-м раствором перекиси водорода. Держите 10–15 минут. Положите на переносицу холодный компресс.
12. Окажите ПМП при кровотечении из ротовой полости.
Усадите пострадавшего, слегка наклонив голову в травмированную сторону.
Приложите марлю к ране и держите ее в течение 10 минут.
При продолжающемся кровотечении замените тампон, при этом предупредите пострадавшего, что при глотании кровь может вызвать рвоту
Утопление
13. Дайте характеристику видам утопления:
Синее (истинное утопление)
Внешний вид: _________________________________________________________________
Механизм истинного утопления: _________________________________________________
Периоды истинного утопления: __________________________________________________
Время клинической смерти: _____________________________________________________
Бледное утопление (асфиксическое)
Внешний вид: _________________________________________________________________
Причина утопления: ____________________________________________________________
Периоды асфиксического утопления:______________________________________________
Время клинической смерти: _____________________________________________________
Бледное утопление (синкопальное)
Внешний вид: _________________________________________________________________
Причина утопления: ____________________________________________________________
Механизм синкопального утопления: _____________________________________________
Время клинической смерти: _____________________________________________________
14. Решите следующие ситуационные задачи:
Задача 1
Отдыхающие купались в реке. Один из них нырнул и не появлялся на поверхности воды в течение 3 минут. Пострадавшего нашли через 10 минут, вынесли на берег.При осмотре отсутствуют сознание, дыхание, пульс, зрачки на свет не реагируют, на голове —ушибленная рана, кожные покровы синюшные, изо рта — пена, слизь.
Что случилось с пострадавшим?__________________________________________________
Ваши действия: ________________________________________________________________
Задача 2
В какой последовательности следует оказывать помощь человеку, извлеченному из воды
через 5 минут после того, как он спрыгнул с моста в реку? (Кожа утонувшего бледная, на гу-
бах — «сухая» пена.)
_____________________________________________________________________________
Обморожение
15. Дайте характеристику обморожения в дореактивном периоде:
Признаки
|
Легкое обморожение
|
Тяжелое обморожение
|
Жалобы
|
|
|
Цвет кожных покровов
|
|
|
Распространенность процесса
|
|
|
Нарушение чувствительности
|
|
|
Активные движения в суставах пальцев
|
|
|
Пассивные движения
|
|
|
Плотность тканей
|
|
|
Наличие пузырей
|
|
|
Сделайте вывод: тяжесть локального обморожения определяется ______________________
_____________________________________________________________________________
16. Перечислите признаки обморожения в реактивном периоде:
_____________________________________________________________________________
17. Укажите на схеме очередность правильных мероприятий в дореактивном периоде (местная помощь), используя предложенный ниже перечень.
1. Прекратите воздействие холода: пострадавшего внести в теплое помещение, снять
одежду, перчатки, обувь.
2. Энергично растереть обмороженную конечность снегом, варежкой или грубой тканью.
3. Обе конечности поместить в ванну с чуть теплой (25–26 °С) водой и в течение
40–60 мин подливать горячую воду, постоянно доводя температуру воды до 40 °С;
вода должна быть выше уровня обморожения.
4. Помыть обмороженную конечность с мылом, проводя массаж от периферии к центру — до потепления и покраснения кожи.
5. Пораженные и прилегающие участки смазать любым спиртовым раствором антисептика; наложить стерильную повязку.
6. Конечности придать возвышенное положение.
7. Быстро согреть пораженный участок.
Тепловой и солнечный удар
18. Опишите возможные причины и признаки общего перегревания организма.
Степень тяжести
|
Причины
|
Признаки
|
Легкая
|
|
|
Средняя
|
|
|
Тяжелая
|
|
|
Объясните, чем опасна средняя степень тяжести общего перегревания:
_____________________________________________________________________________
Тесты к теме «Характеристика состояний, требующих оказания первой доврачебной помощи»
(отметьте верные варианты)
Тест 1
1. Характерные признаки артериального кровотечения:
а) кровь темного цвета, вытекает ровной струей;
б) кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струей;
в) кровоточит вся раневая поверхность, кровь вытекает в виде небольших капель.
2. Осложнения кровотечения:
а) шок; б) рвота; в) анемия; г) интоксикация; д) язва желудка.
3. Общие признаки острой кровопотери:
а) бледная кожа; е) желтые кожа и склеры;
б) частый пульс; ж) сухость во рту;
в) холодный пот; з) пузыри на коже;
г) учащенное дыхание; и) жажда;
д) нарастающая слабость; к) кожный зуд.
4. Способы временной остановки кровотечения:
а) приподнятое положение конечности;
б) обработка краев раны спиртом;
в) давящая повязка на область кровоточащей раны;
г) тепло к ране;
д) максимальное сгибание конечности;
е) пальцевое прижатие крупных сосудов к костям;
ж) наложение жгута;
з) холод к ране;
и) промывание раны струей воды.
5. Паренхиматозное кровотечение возникает при ранении:
а) сердца и кишечника; г) печени и легких;
б) уха, горла и носа; д) матки и желудка.
в) почки и селезенки;
Тест 2
1. Жгут накладывают:
а) при капиллярном кровотечении;
б) при артериальном кровотечении;
в) при венозном кровотечении.
2. При повреждении артерии жгут накладывают:
а) преимущественно выше места повреждения;
б) преимущественно ниже места повреждения;
в) после освобождения раневой поверхности от одежды;
г) поверх одежды.
3. В летнее время жгут накладывают взрослому человеку не более чем на:
а) 30 мин; б) 1 ч; в) 2 ч; г) 3 ч.
4. В зимнее время жгут накладывают ребенку не более чем на:
а) 30 мин; б) 1 ч; в) 2 ч; г) 3 ч.
5. Вместо жгута можно использовать:
а) давящую повязку; б) закрутку; в) холод к ране.
Тест 3
1. Противошоковые мероприятия — это:
а) остановка кровотечения; е) обезболивание;
б) промывание желудка; ж) улучшение дыхания;
в) стимуляция сердечной деятельности; з) наложение асептической повязки;
г) предупреждение общего переохлаждения; и) общий покой.
д) обильное питье;
2. Мероприятия первой помощи при массивном наружном кровотечении:
а) измерение температуры тела;
б) круговое сдавление конечности;
в) антропометрия;
г) тщательный осмотр места происшествия;
д) бережная транспортировка пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
3. Первая помощь при кровотечении из носа:
а) прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке, голову наклонить вперед;
б) прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке, голову запрокинуть назад;
в) закапать 2–3 капли нафтизина или галазолина в кровоточащий носовой ход;
г) ввести в передний отдел носовой полости марлевый шарик, смоченный 3%-м раство-
ром перекиси водорода. Держать 10–15 минут;
д) приложить к переносице холод;
е) предложить больному высморкаться.
4. Кровотечение является молниеносным, если кровь вытекает из:
а) крупной артерии; б) сердца; в) желчного пузыря; г) аорты; д) крупной вены.
5. Признаки внутреннего кровотечения:
а) лихорадка; д) гиперемия кожи и слизистых оболочек;
б) косоглазие; е) подъем артериального давления;
в) нитевидный пульс; ж) стойкая потеря памяти;
г) эйфория; з) гнойничковые высыпания на коже.
Тест 4
1. Назовите механизмы острого нарушения газообмена с воздушной средой при утоплении:
а) прекращение дыхательных движений грудной клетки;
б) алкогольное опьянение;
в) сильное возбуждение вследствие попыток удержаться на поверхности воды;
г) черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб головного мозга и др.);
д) аспирация (засасывание) воды в дыхательные пути при сохранении дыхания;
е) острое сужение голосовой щели при раздражении голосовых связок попавшей в эту
область водой;
ж) остановка сердца в результате психического (страх) или рефлекторного воздействия.
2. Утопление бывает:
а) истинным; б) ложным; в) асфиксическим; г) синкопальным; д) все ответы верны.
3. Что происходит при истинном утоплении?
а) вода в большом количестве поступает в желудок и легкие, быстро всасывается и пе-
реходит в кровеносное русло;
б) холодная вода вызывает рефлекторный спазм голосовой щели и остановку дыхания;
в) перед погружением в воду наступает остановка сердца.
4. Период клинической смерти при истинном утоплении составляет:
а) 6–12 мин; б) 3–6 мин; в) 30 мин.
5. При утоплении в ледяной воде и наступлении смерти в результате внезапной остановки сердца оживление возможно через:
а) 15–30 мин; б) 1,5 ч; в) 2 ч.
Тест 5
1. При каком виде утопления из легких появляется «сухая» пена:
а) истинном; б) ложном; в) асфиксическом; г) синкопальном.
2. Для истинного утопления не характерно:
а) лицо и шея сине-серого цвета; г) отсутствие выделений из дыхательных путей;
б) бледные кожные покровы; д) выделение изо рта и носа розовой пены.
в) набухшие сосуды шеи;
3. Отек легких развивается при:
а) истинном утоплении; б) бледном утоплении.
4. При истинном утоплении клиническая смерть наступает вследствие:
а) торможения деятельности ЦНС;
б) остановки сердечной деятельности и дыхания;
в) спазма голосовой щели;
г) истощения энергетических и кислородных резервов организма.
5. Что делать при извлечении из воды человека с выраженным цианозом (синюшностью) лица, обильными пенистыми выделениями из дыхательных путей, набухшими
сосудами шеи и отсутствием признаков дыхания:
а) вызвать по телефону «скорую помощь», правильно и четко указав место нахождения
пострадавшего; обеспечить встречу бригады и проводить ее к месту происшествия;
б) определить признаки клинической или биологической смерти;
в) быстрее (без оценки состояния) положить пострадавшего на живот, чтобы голова оказалась ниже его таза, или перекинуть пострадавшего через бедро оказывающего по-
мощь человека (спасателя);
г) ввести два своих пальца пострадавшему в рот и круговым движением очистить ротовую полость;
д) резко надавить на корень языка;
е) сразу после извлечения из воды, не теряя ни минуты, приступить к СЛР.
Тест 6
1. В случае появления рвотного и кашлевого рефлексов следует:
а) немедленно повернуть пострадавшего на спину и приступить к искусственной вентиляции легких;
б) продолжить раздражение корня языка до полного удаления воды из легких и желудка;
в) для лучшего отхождения воды из легких похлопать ладонями по спине, а также интенсивными движениями несколько раз сжать с боков грудную клетку во время выдоха;
г) после удаления воды положить пострадавшего на бок или живот;
д) быть готовым в любую секунду приступить к СЛР, так как в любой момент может
внезапно остановиться сердце.
2. Что делать, если при надавливании на корень языка не появился рвотный рефлекс, нет кашля, нет дыхательных движений:
а) добиваться полного удаления воды из желудка и верхних дыхательных путей;
б) нельзя терять время на дальнейшее удаление воды из пострадавшего;
в) повернуть пострадавшего на спину и проверить реакцию зрачков на свет и наличие
пульса на сонной артерии;
г) приступить к СЛР;
д) через каждые 3–4 минуты реанимационных мероприятий поворачивать пострадавшего на живот для удаления воды;
е) реанимацию проводить не более 10 мин, так как дальнейшие действия не имеют смысла;
ж) реанимацию проводить до прибытия «скорой помощи» (30–40 мин и более), даже
если нет признаков ее эффективности.
3. Что делать после восстановления сердцебиения и самостоятельного дыхания:
а) можно считать, что человек спасен, следует сопроводить его в ближайшую больницу;
б) повернуть пострадавшего на живот и постараться более тщательно удалить воду;
в) тщательно следить за характером дыхания и пульса;
г) быть готовым в любую минуту приступить к реанимации.
4. Что делать при появлении клокочущего дыхания, одышки и посинения губ:
а) уложить на спину с запрокинутой головой, приподняв ноги;
б) положить спасенного на бок или живот;
в) быстро усадить спасенного и приложить к ногам тепло (грелку или бутылку с горячей водой, целлофановый пакет с горячим песком и т. п.) либо опустить ноги в горячую воду;
г) наложить жгуты непосредственно под паховыми складками;
д) наладить по возможности вдыхание кислорода через пары спирта.
5. В случае, если вызвать «скорую помощь» невозможно, транспортировать пострадавшего предпочтительнее:
а) в автобусе; б) на грузовике; в) в легковой автомашине;
в положении:
г) на носилках, приподняв ножной конец;
д) на носилках, лежа или полусидя.
Тест 7
1. Дайте определение:
Обморожение — это:
а) локальное повреждение тканей, вызванное длительным воздействием низкой температуры окружающего воздуха;
б) состояние, развивающееся вследствие воздействия на весь организм низкой температуры окружающего воздуха.
2. Факторы, способствующие развитию обморожения:
а) повышенная влажность; г) авитаминоз; ж) свободная одежда;
б) ветер большой скорости; д) анемия (малокровие); з) истощение (голод);
в) тесная обувь; е) низкая влажность; и) переутомление.
3. Степень тяжести обморожения определяют:
а) сразу, т. е. в момент оказания первой помощи;
б) через 12–24 ч после согревания обмороженного участка;
в) правильного ответа нет.
4. Для профилактики обморожения необходимо:
а) ношение сухой свободной обуви; г) горячее питание;
б) отказ от курения; д) отказ от приема больших количеств алкоголя;
в) свободная теплая одежда; е) закаливание.
5. Периоды в развитии обморожения:
а) дореактивный период; г) период образования пузырей;
б) период развития гангрены; д) реактивный период.
в) период присоединения инфекции;
Тест 8
1. Признаки обморожения в дореактивном периоде:
а) бледность (иногда синюшность) кожи;
б) покраснение (гиперемия) и местное повышение температуры;
в) наличие пузырей, наполненных жидкостью темного цвета;
г) отсутствие или снижение чувствительности обмороженного участка;
д) ограничение активных и пассивных движений в суставах;
е) деревянистая плотность тканей.
2. Степени обморожения по глубине:
а) I, II, III, IV; б) I, II, IIIа, IIIб, IV; в) I, II, III, IV, V; г) I, II, III.
3. Признаки общего замерзания в дореактивном периоде (средняя степень):
а) кожные покровы бледные, мраморные или цианотичные;
б) температура тела снижена до 32–29 °С;
в) сознание ясное;
г) сознание угнетено;
д) двигательная активность повышена;
е) имеется резкая слабость, вялость, безучастие к окружающему, отсутствие мимики,
резкая затрудненность движений;
ж) дыхание редкое, поверхностное;
з) дыхание частое, глубокое;
и) пульс редкий, до 50–30 уд/мин;
к) артериальное давление снижено.
4. Чаще всего от обморожения страдают:
а) нижние конечности (стопа, голеностопный сустав); г) уши;
б) верхние конечности (кисть, запястье); д) нос;
в) живот; е) спина.
5. Появление боли, усиление чувствительности, покраснение кожи и повышение ее
температуры после оказания ПМП свидетельствуют:
а) о глубоком обморожении; б) об отсутствии глубокого обморожения.
Тест 9
1. Отметьте состояние, которое может вызвать высокая температура окружающего
воздуха:
а) перегревание; б) ожог; в) шок; г) кома; д) тепловой удар; е) острое отравление.
2. Перегревание развивается вследствие:
а) усиления теплопродукции; б) уменьшения теплоотдачи.
3. Развитию перегревания способствует:
а) сильный ветер; г) отсутствие ветра;
б) высокая влажность воздуха; д) сухой воздух.
в) мышечная работа в плотной, не пропускающей воздух одежде;
4. Для теплового удара не характерны:
а) головная боль; д) шум в ушах;
б) мелькание «мушек» перед глазами; ж) тошнота, рвота;
в) судороги; з) нитевидный пульс;
г) ожог кожи; е) обильное потоотделение.
5. Чтобы уберечься от теплового (солнечного) удара, необходимо:
а) не носить головной убор;
б) защищать голову светлым головным убором;
в) носить предпочтительно плотную одежду темных цветов;
г) носить легкую, свободную одежду светлых тонов;
д) предпочитать мясную жирную диету;
е) отдавать предпочтение кисломолочным продуктам и овощам;
ж) выбирать для отдыха солнечные места;
з) избегать длительного пребывания на солнце.
Тест 10
1. При тепловом ударе не следует:
а) давать жаропонижающие лекарства (например, аспирин);
б) переносить пострадавшего в прохладное место или тень;
в) снимать одежду и охлаждать тело;
г) укладывать пострадавшего, приподняв его голову и опустив ноги как можно ниже
уровня сердца и головы;
д) укладывать пострадавшего, приподняв его ноги с помощью валика из одежды, подложенного под колени;
е) промывать желудок;
ж) давать крепкий холодный чай или слегка подсоленную воду;
з) подносить к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
и) поворачивать голову набок в случае рвоты;
к) вызывать «скорую помощь» и начинать СЛР, если у пострадавшего отсутствует со-
знание, дыхание и не прощупывается пульс.
2. Обморок — это:
а) длительная потеря сознания вследствие черепно-мозговой травмы или отравления
наркотиками, алкоголем, угарным газом, снотворными средствами;
б) кратковременная потеря сознания вследствие ишемии (уменьшения притока крови)
или гипогликемии (недостатка углеводов) головного мозга.
3. Коллапс — это:
а) то же самое, что и шок;
б) острая сосудистая недостаточность, характеризующаяся резким кратковременным падением артериального и венозного давления.
4. Причиной развития обморока и коллапса не является:
а) длительное стояние;
б) резкий переход из горизонтального положения в вертикальное;
в) недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, духота;
г) потеря воды вместе с обильным потоотделением и частым дыханием;
д) отрицательные эмоции (страх, гнев, испуг и др.);
е) переохлаждение;
ж) боль;
з) вид крови;
и) недоедание.
5. Предвестниками обморока являются:
а) звон в ушах;
б) желтушность кожных покровов;
в) потемнение или мелькание «мушек» перед глазами;
г) головокружение и подташнивание;
160
д) холодный пот;
е) повышение температуры тела;
ж) побледнение лица и нарушение координации движений.
Тест 11
1. При появлении предвестников обморока не следует:
а) усаживать пострадавшего, опустив его голову между коленями и сильно надавливая
ему на затылочный бугор, а затем просить пострадавшего разогнуться, преодолевая
сопротивление руки оказывающего помощь;
б) расстегивать ворот одежды и ослаблять поясной ремень;
в) надавливать на точку у перегородки носа;
г) обезболивать;
д) подносить к носу ватку с нашатырным спиртом;
е) давать сладкий крепкий чай.
2. При развившемся обмороке не следует:
а) оценивать наличие пульса на сонной артерии;
б) укладывать пострадавшего на спину, подложив под голову подушку;
в) прикладывать к голове горячий компресс;
г) расстегивать ворот одежды и ослаблять поясной ремень;
д) приподнимать ноги выше уровня сердца;
е) подносить к носу ватку с нашатырным спиртом;
ж) ограничивать прием жидкости;
з) поворачивать пострадавшего на живот и прикладывать холод к голове, если он не
приходит в сознание в течение 3 мин;
и) вызывать врача.
3. Для теплового удара не характерно:
а) высокая температура тела;
б) нормальная или умеренно повышенная температура тела;
в) потеря сознания (обморок);
г) частый пульс;
д) дыхательная аритмия;
е) ритмичное глубокое дыхание;
ж) усиление мочеиспускания;
з) задержка мочи;
и) нарушение цветоощущения.
4. Механизм развития ортостатического коллапса:
а) раздражение блуждающего нерва;
б) выход большого количества жидкой части крови в инфицированную зону;
в) замедленная реакция сосудистого тонуса на резкое изменение положения тела.
5. Какое питье предпочтительно при всех случаях обезвоживания:
а) обычная вода (водопроводная); в) подслащенная вода;
б) подсоленная вода; г) дистиллированная вода.
Рекомендуемая литература
Корнилов Н. В., Грязнухин Э. Г. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. — СПб., 1992. — 144 с.
Медико-педагогические аспекты безопасности жизнедеятельности: Сб. учеб.-метод. матер. — Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. — 175 с.
Медицина катастроф: Учеб. пособие для студентов средних медицинских учебных заведений. — Кемерово, 1998. — 468 с.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: Учеб. пособие / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова, И. В. Омельченко. — 3-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2005. — 462 с.
Первая медицинская помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для спасателей / Под ред. проф. Б. Г. Апанасенко. — СПб.: ГУАП, 1997. — 152 с.
Рудаев В. И., Альтшулер Е. М., Кричевский А. Л. Диагностика кровоснабжения тканей с целью профилактики необратимых изменений и ишемического токсикоза при острой холодовой травме: Информ. бюл.«КузбассМедИнформ». — 1997.—№1(4). — С. 38–43.
Служба медицины катастроф Новосибирской области: Информ.-метод. сб. — Новосибирск: СибНПЦ МК, 1998. — 172 с.
Энциклопедия экстренной медицинской помощи. 200 критических ситуаций: Сер. «Будьте здоровы». — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. — 544 с.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Нижневартовский государственный университет»
Кафедра географии
Поделитесь с Вашими друзьями: |