Целевой раздел адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития



страница1/33
Дата09.08.2019
Размер1.03 Mb.
#127170
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


c:\users\kilmer\desktop\attachments_schkola7buh@yandex.ru_2018-09-28_11-02-46\адаптир..jpeg
СОДЕРЖАНИЕ


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    1. Пояснительная записка

1.1.1.Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

1.1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимисяадаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития


      1. Общие положения

      2. Структура планируемых результатов

      3. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

      4. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

      5. Предметные результаты адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

1.2.5.1. Русский язык

1.2.5.2. Литература

1.2.5.3. Родной язык

1.2.5.4. Родная литература

1.2.5.5. Иностранный язык

1.2.5.6. Второй иностранный язык

1.2.5.7. История России. Всеобщая история

1.2.5.8. Обществознание

1.2.5.9. География

1.2.5.10. Математика

1.2.5.11. Информатика

1.2.5.12. ОДНКНР

1.2.5.13. Физика

1.2.5.14. Биология

1.2.5.15. Химия

1.2.5.16. Изобразительное искусство

1.2.5.17. Музыка

1.2.5.18. Технология

1.2.5.19. Физическая культура

1.2.5.20. Основы безопасности жизнедеятельности

1.2.5.21.Стратегия смыслового чтения и работа с текстом


    1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.Программа развития универсальных учебных, включающая формирование компетенций обучающихся вобласти использования информационно-коммуникационныхтехнологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

2.2. Программы учебных предметов, курсов (модулей), в том числе интегрированных

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

2.4. Программа коррекционной работы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Учебный план основного общего образования

3.1.1. Календарный учебный график

3.1.2. План внеурочной деятельности

3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательнойпрограммы для детей с задержкой психического развития

3.2.1. Кадровые условия реализации адаптированной основнойобразовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

3.2.2. Психолого-педагогические условия адаптированной реализации основнойобразовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

3.2.3. Финансово-экономические условия реализации адаптированной образовательной программы основного общего образовании для детей с задержкой психического развития

3.2.4. Материально- технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития

3.2.5.Информационно-методические условия реализации адаптированной основной образовательной программы основного общегообразования для детей с задержкой психического развития




  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образовния (далее ООП ООО) муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Новодвинска на разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред.31.12.2015)(далее ФГОС ООО)

В адаптированной основной образовательной программе учтены специфика образовательного процесса в МОУ «СОШ № 7», образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности учащихся школы.

Адаптированная образовательная программа является локальным нормативным документом школы, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, адаптированных рабочих программ педагогов по учебным предметам.

Адаптированная программа определяет:


  • приоритеты, качество содержания и реализации основного общего образования в школе, его организационные и методические аспекты на уровне основного общего образования;

  • коррекцию отклонений в развитии средствами образования детей с ЗПР, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в старшие общеобразовательные классы;

  • цели, задачи и направления развития образовательного процесса;

  • регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.


1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В МОУ «СОШ№7» осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по образовательной программе основного общего образования..

Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по учёту особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальными возможностями детей.



Задачи программы:

  • с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в школе;

  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим, социальным, правовым и другим вопросам.


1.1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

Соблюдение интересов ребёнка;

  • системность;

  • непрерывность;

  • вариативность;

  • рекомендательный характер оказания помощи.


Направления работы:

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании бесед с родителями (законнымипредставителями) и диагностической информации от специалистов разного профиля (учителей-предметников, педагога-психолога, учителя - логопеда, социального педагога, медицинского работника);

  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающегося;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.


Организация деятельности школы по программе.

Этапы реализации программы:

  • этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность);

  • этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность);

  • этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность);

  • этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Механизм реализации программы.

В реализации программы коррекционной работы принимают участие педагоги и специалисты социально-психологической службы школы (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие администрации, педагогов и специалистов школы, обеспечивающее системное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое взаимодействие включает:


    • составление программ общего развития и коррекции учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;

    • анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

    • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля.

Наиболее распространёнными и действенными формами организованного взаимодействия администрации, педагогов и специалистов школы являются:



    • психолого-медико-педагогический консилиум, целью деятельности которого является создание целостной системы, обеспечивающей на протяжении всего периода обучения оптимальные педагогические условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития; создает условия для сохранения здоровья учащихся, формирования ориентации на здоровый образ жизни, оказания помощи детям с трудностями школьной адаптации, а также разрабатывает и реализует профилактические и коррекционные мероприятия;

    • Совет профилактики, который организует, координирует и контролирует профилактическую работу, а также реализует социально-правовую и психолого--педагогическую поддержку детей из семей «группы риска».


Социальное партнёрство включает:

    • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, адаптации, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

    • сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации программы.

Психолого-педагогическое обеспечение:

    • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения начального образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;

    • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

    • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

    • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Характеристика контингента учащихся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Категория детей с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все дети с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех детей с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у таких детей отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при получении общего начального образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

В МОУ «СОШ №7» с учетом указанного диапазона различий в развитии детей с ЗПР, осуществляется дифференциация их основного образования: охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников; преодоление существующих на практике ограничений в получении специальной помощи детьми с ЗПР, включёнными в общий образовательный поток.

Дифференциация основного образования учащихся с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории детей в соответствии со степенью выраженности, характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР возлагается на ТПМПК. Общие ориентиры для разграничения представлены следующим образом.

1 группа – дети с легкой задержкой психического развития, которая характеризуется преимущественно трудностями произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаками общей социально-эмоциональной незрелости. При этом отмечаются близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости.

2 группа – дети с умеренной задержкой психического развития, которая характеризуется близким к возрастной норме, но неравномерным по структуре уровнем интеллектуального развития, сниженной умственной работоспособностью, негрубыми аффективно-поведенческими расстройствами, в той или иной степени затрудняющими усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Обучаемость удовлетворительная, но нередко избирательная и неустойчивая (зависящая от вида деятельности и актуального эмоционального состояния). Нередко отмечаются трудности в усвоении отдельных учебных дисциплин (чаще связанных с языком и математическими представлениями), обусловленные локальными нарушениями (недостаточной сформированностью) в структуре высших психических функций.

3 группа – дети с выраженной задержкой психического развития, которая характеризуется уровнем интеллектуального развития несколько ниже возрастной нормы, по качественным характеристикам своей структуры (недоразвитие сложных форм мыслительной деятельности – категориального анализа, абстрагирования, обобщения, опосредствования) приближающимся к легкой умственной отсталости и имеющим отчетливые признаки церебрально-органической недостаточности. Отмечается также низкий уровень саморегуляции, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Вместе с тем, возможности социальной адаптации у части детей могут быть не меньшими, а иногда и превышающими возможности детей с умеренной задержкой психического развития (2-я группа). Такие дети могут быть отнесены к категории легкого психического недоразвития (или пограничной умственной отсталости). При этом у части детей данной группы в условиях правильно организованного и своевременно начатого обучения отмеченные особенности и нарушения развития могут быть существенно смягчены и компенсированы.

Обучение детей-инвалидов осуществляется в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР).



    1. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития


1.2.1. Общие положения.

Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы специального (коррекционного) образования VII вида (основного общего образования) (далее – планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.



Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный (базовый) характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
1.2.2. Структура планируемых результатов учитывает необходимость:


  • определения динамики развития учащихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, учащихся.

В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие цели:

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности учащихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей отражают формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей учащихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится»: к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют на уровень освоения опорного учебного материала выпускниками, иными словами в эту группу включается такая система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной системы оценки (например, «портфеля достижений»), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую уровень обучения.



Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться»: к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для учащихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной уровня обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую уровень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.

На уровне основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

- междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а же её разделов «Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

- программ по всем учебным предметам, включенным в учебный план.

В данном разделе основной образовательной программы приводятся планируемые результаты освоения всех обязательных учебных предметов науровня начального общего образования.

В результате изучения всех, без исключения, предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действии, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность учащихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте, что будет способствовать порождению

- нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

- расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей – за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

- формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе изучения всех учебных предметов, учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; на практическом уровне в ходе реализации исходного замысла овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:


  • потребность вникать в суть изучаемых проблем; ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

  • основы критического отношения к знанию, к жизненному опыту,

  • основы ценностных суждений и оценок,

  • уважение к величию человеческого разума, позволяющему преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами,

  • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе – досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию


  • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты),

  • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание)

  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе – готовности к выбору направления профильного образования.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствует:



  • целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

  • реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);

  • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

  • организация системы проб подростками своих возможностей за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе:

а) факультативов, вводимых образовательным учреждением,

б) программы формирования ИКТ - компетентности школьников,

в) программы учебно-исследовательской и проектной деятельности,

г) программы внеурочной деятельности,

д) программы профессиональной ориентации,

е) программы экологического образования,

ж) программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;


  • целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

  • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется


  • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества,




  • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: умения ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;




  • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  • практическому освоению учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знакосимволических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретенные на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Учащиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приемы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т.е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, моделирования и проектирования.



Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе ее сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
1.2.3. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, еѐ географических особенностях;

  • знание основных исторических событий развития государственности и общества;

  • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.


В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.


В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.


Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы


1.2.4. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития



УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться


Регулятивные


  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;




• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации





• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.



• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;




• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;


• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.








Коммуникативные

  • учитывать разные мнения

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;






  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и



  • сотрудничества с партером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партера, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;




• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.





учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партера;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко



  • формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей







Познава-

тельные







  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей;








основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.







1.2.5 Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития

1.2.5.1. Русский язык.

Выпускник научиться:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Каталог: about -> education
about -> Выпускная квалификационная работа ремонт и техническое обслуживание карданной передачи
about -> Технические требования к системе хранения данных (схд) тип № п/п
about -> Актуальные вопросы информационно-коммуникационных технологий и средств безопасности
about -> На правах рукописи
about -> «Планирование семьи»
education -> Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования, состав участников образовательных отношений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница