Цели: • формировать понятия «пословица»,



Дата04.04.2019
Размер95.3 Kb.
#79351


ТЕМА. Пословицы и поговорки.

ЦЕЛИ: • формировать понятия «пословица», «поговорка»;

  • осознание афоризма пословиц, поговорок;




  • обогащать пассивный и активный словарь учащихся пословицами, поговорками;

формировать умение употреблять пословицы и поговорки;





  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

ОВОРУДОВАНИЕ: запись на доске, материал для игры-викторины.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто отгадает слово:

[О], потом [ М], потом [ О], потом [Н], потом [И], потом[ М], потом [ Ы],(омонимы),

— Закончите определение: ОМОНИМЫ — это ...
-[С*], потом [И], потом [Н], потом [О], потом [Н], потом [И], потом [М], потом [Ы],


  • Закончите определение: СИНОНИМЫ — это ...




  • [А], потом [Н], потом [Т], потом [О], потом [Н], потом [И], потом [М], потом [Ы]

  • Закончите определение: АНТОНИМЫ — это ...


-[Ф], потом [Р], потом [А], потом [3*], потом [Э], потом [О], потом [Л], потом [О], потом [Г], потом [И], потом [З], потом [М],

Закончите определение: ФРАЗЕОЛОГИЗМ — это ...




  1. Запись числа, темы занятия

  1. Пословицы, поговорки — жанр устного народного творчества

— Закончите выражения: Готовь сани летом, а телегу ... (зимой ).

Не спеши языком, торопись ... (делом).

Сам пропадай, а товарища ... (выручай).


  • Как называются эти высказывания? (Пословицы, поговорки.)

  • Прочитайте пословицу, в которой есть слова-синонимы. Назовите слова-синонимы. (Спеши — торопись.)

  • Растолкуйте смысл пословицы.

  • Прочитайте пословицы, в которых есть слова-антонимы. Назовите слова-антонимы. (Лето — зима, пропадай — выручай.)

  • Растолкуйте смысл пословицы.

  • Послушайте.

С незапамятных времен существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. В пословице и поговорке народ воздает должное честности и доброте, смелости и мудрости. Высмеивает пословица жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет, как жил народ, подскажет, как лучше поступить.
Поговорки — это поэтические, широко употребимые в речи устойчивые, краткие, образные, с переносным значением выражения, которые не обобщают социально-исторический опыт народа, не носят поучительного характера. «У него совесть — дырявое решето». Назначение поговорки — как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности.
Пословицы — это поэтические, широко употребимые в речи устойчивые, краткие, образные, с переносным значением выражения, которые обобщают социально-исторический опыт народа, носят поучительный характер.
«Кончил дело — гуляй смело». Пословица — это суждение, в котором содержится какой-то определенный вывод, обобщение.
«Поговорка — цветочек, пословица — ягодка», — говорит сам народ.

Человек, который в своей речи пользуется пословицами и поговорками, точно и образно выражает свои мысли.


(На логопедическом занятии учитель-логопед не ставит цели дифференциации понятий «пословица» — «поговорка», поэтому в лексическом материале заданий пословицы и поговорки рассматриваются как синонимические языковые, поэтические явления).

4. Уточнение лексического значения пословиц, поговорок. Восстановление пословиц, поговорок

На доске:

Старый друг ищи, а нашел. — береги.

Друзья познаются а имей сто друзей.

Не имей сто рублей, лучше новых двух.

Нет друга — в беде.



  • Прочитайте и соедините части пословиц.




  • Разъясните смысл пословиц. Что общего в данных пословицах? (Пословицы на одну тему — «О дружбе».)

  • Вспомните пословицу или поговорку о дружбе.

  1. Работа с деформированными пословицами, поговорками .

На доске:

Терпение и пруд все перетрут.

Ус хорошо, а два лучше.

Трус своей лени боится.

Трус кормит, а лень портит.

Сашу маслом не испортишь.




  • Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная вновь чье-то место заняла?

  • Прочитайте пословицу. Найдите и исправьте ошибку. Ученик, учитель-логопед исправляют ошибки в словах.

  • Повторите правильную пословицу. Разъясните смысл.

  • Найдите две пословицы на одну тему.

  • (Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит.)

  • Вспомните пословицу или поговорку о труде.

  • Спишите эти пословицы в тетрадь.

6. Физкультминутка
А,бэ,вэ,гэ,дэ,е,ё, Ходьба на месте

Знайте место все своё!
Жэ,зэ,и,й,кА,эл,эм, Прыжки на правой ноге

Вспоминайте, кто за кем!
Эн,о,пэ,эр,эс,тэ,у, Прыжки на левой ноге

Стойте дружно все в ряду!
Эф,ха,цэ,че,ша,ща, Повороты корпуса в стороны

Размещайтесь не спеша!
Твёрдый знак,ы,ь, Приседания

Стойте рядышком, вот так!
Торопись,э,ю,я!

Вот и в сборе вся семья! Ходьба на месте
— Сядет тот, кто правильно закончит пословицу, поговорку:

Без труда ... (не вытащишь и рыбки из пруда).

Век живи — век ... (учись).

В здоровом теле,... (здоровый дух).

Встречают по одежке, провожают ... (по уму). '

Кончил дело — ... (гуляй смело).

Друзья познаются ... (в беде).

За двумя зайцами погонишься — ... (ни одного не поймаешь).
7. Игра-викторина «Пословицы и поговорки» .
Группа учащихся делится на две команды.
Задание 1. «Отгадайте пословицу, поговорку».

— Отгадайте пословицу по двум словам. Разъясните смысл пословицы. Команда 1.



Дело — потеха. (Делу время, а потехе час.)

Отмерь — отрежь. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

Хлеб — голова. (Хлеб — всему голова.)

Команда 2.



Дружба — служба. (Дружба дружбой, а служба службой.)

Я — буква. — последняя буква в алфавите.)

Поспешишь– насмешишь. (Поспешишь - людей насмешишь.)

Перед вами сло-го-ви-ца,

В ней пословица таится.



Отправляйся в путь-дорогу,

Делай шаг от слога к слогу.'

Задание 2. «Кто быстрее?»

- Кто быстрее соберёт, прочитает две пословицы? Разъясните смысл пословиц.



Ответ: Москва не сразу строилась.

Волков бояться — в лес не ходить.
Задание 3. «Лишняя пословица».


  • Прочитайте все пословицы и поговорки. Найдите «лишнюю» пословицу.

  • Объясните свой выбор.

Команда 1.

Цыплят по осени считают.

Красна птица пером, а человек — умом.

Глупый осудит, а умный рассудит.
Век живи — век учись.

Азбука — к мудрости ступенька.

Жди у моря погоды.

Команда 2.



Поспешишь — людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

1 Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Поспешишь — людей насмешишь.

Дружба в делах помощница.
Задание 4. «Зашифрованные пословицы».


  • Прочитайте зашифрованные пословицы. Для этого вместо цифр подставьте

нужную букву из алфавита.

Как вы понимаете смысл пословиц?


Команда 1.
12.20.16 14.15.16.4.16 25.10.20.1.6.20. 20.16.20 14.15.16.4.16 9.15.1.6.20.

Кто много читает, тот много знает. '

3.19.32,5.21 23.16.18.16.26.16. 1 5.16.14.1 13.21.25.26.6.

Всюду хорошо, а дома лучше-
Команда 2.
4.16.3.16.18.10 14.6.15.30.26.6. 5.6.13.1.10

2.16.13.30.26.10.

Говори меньше, делай больше. *

14,1,13.6,15,6.12.16.6 5.6.13,16 13.21.25.26.6 2.16.13.30.26.16.4.16 2.6.9.5.6.13.30.33.

Маленькое дело лучше большого безделья.
Задание №5. «Найдите и объясните пословицу».

—Разделите строчку на слова и вы найдёте пословицу. Разъясните смысл пословицы.

Команда 1

Лежебоке исолнценевпорувсходит.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Человекавстречаютпоодежке апровожаютпоуму.

Человека встречают по одежке ,а провожают по уму.

Землюсолнцекрасит,ачеловекатруд.

Землю солнце красит, а человека труд.
Команда 2

Всезаодного,одинзавсех.

Все за одного, один за всех.
Невсетозолото,чт блестит.

Не все то золото, что блестит.
Завсебраться — ничегонесделать.

За все браться — ничего не сделать.
8. Итог занятия

Подведение итогов игры-викторины. Вручение призов победившей



команде.


  • Наша игра-викторина подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали и запомнили много новых пословиц и поговорок.

  • Какие новые пословицы и поговорки вы запомнили?

  • Подберите и запишите пословицы, поговорки, связанные с дружбой.



Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница