Четвертый год жизни



страница1/26
Дата09.08.2019
Размер3.31 Mb.
#127168
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Утверждаю

Заведующая МБДОУ №221

__________ С.В.Осипова
ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

Муниципального бюджетного образовательного

учреждения «Детский сад №221 компенсирующего вида» Московского района г. Казани в соответствии с ФГОС ДО

Принят на педагогическом

совете (протокол № от____2014г.)

и введен в действие приказом

№________от


Казань 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ


Утверждаю 1

Заведующая МБДОУ №221 1

__________ С.В.Осипова 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 29

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа? 30

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 36

Раннее Детство. К трем годам: 36

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 47

ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ 47

Режиссерские игры 48

Дидактические игры 48

Второй год жизни. 2 группа раннего возраста. 49

Задачи образовательной деятельности 49

Содержание образовательной деятельности 50

Третий год жизни. Первая младшая группа. 51

Задачи образовательной деятельности 51



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 53

Третий год жизни. Первая младшая группа. 54

Задачи образовательной деятельности 54

Содержание образовательной деятельности 55



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 59

Третий год жизни. Первая младшая группа. 61

Задачи образовательной деятельности 61

Содержание образовательной деятельности 61



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 63

Третий год жизни. Первая младшая группа. 65

Задачи образовательной деятельности 65

Содержание образовательной деятельности 65



ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 67

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 67

Сюжетно-ролевые игры. 67

Режиссерские игры. 68

Игровые импровизации. 68

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами. 69

Сюжетно-ролевые игры. 70

Режиссерские игры и игра-фантазирование 75

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 80

Режиссерские игры. 81

Игра-фантазирование. 81



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» 84

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 102

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 102

Задачи образовательной деятельности 102

Пятый год жизни. Средняя группа 105

Задачи образовательной деятельности 105

Содержание образовательной деятельности 106

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира. 110

Ребенок открывает мир природы 110



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» 117

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 117

Задачи образовательной деятельности 117

Пятый год жизни. Средняя группа 119

Задачи образовательной деятельности 119

Содержание образовательной деятельности 120

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 126

Задачи образовательной деятельности 126

Содержание образовательной деятельности 126

Владение речью как средством общения и культуры. 126



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 129

Содержание образовательной деятельности 130

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 130

130


Задачи образовательной деятельности: 130

Содержание образовательной деятельности 130

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 132

Задачи образовательной деятельности 132

МУЗЫКА 133

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 136

Задачи образовательной деятельности: 136

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 138

Задачи образовательной деятельности 138

Шестой год жизни. Старшая группа. 142

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 142

Задачи образовательной деятельности: 142

Содержание образовательной деятельности 142

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 143

Задачи образовательной деятельности: 143

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 146

Задачи образовательной деятельности 146

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 149

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 149

Задачи образовательной деятельности: 149

Содержание образовательной деятельности 150

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 151

Задачи образовательной деятельности: 151

Содержание образовательной деятельности 151

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 157

Пятый год жизни. Средняя группа. 159

Задачи образовательной деятельности 159

Содержание образовательной деятельности 160

Шестой год жизни. Старшая группа. 163

Задачи образовательной деятельности 163

Содержание образовательной деятельности 163

Двигательная деятельность 163

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 166

Задачи образовательной деятельности 166



ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 169

Средняя группа 173

Старшая и подготовительная группа 176

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК 181

Особенности образовательной деятельности разных видов 181



СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ 186

Младшая группа 187

Средняя группа 187

Старшая и подготовительная группа 189



ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 191

Взаимодействие педагога с родителями детей 2-й младшей группы. 191

Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы. 195

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА 208

Педагогическая диагностика в детском саду 208

Мониторинг образовательного процесса в детском саду. 211

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 214

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. 214

РАННИЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ 215

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 215

Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада 217

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста 221

Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста: 221

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 222

РАСПОРЯДОК И РЕЖИМ ДНЯ 222

Младшая группа. 258

Старший дошкольный возраст 263

ПРИЛОЖЕНИЯ 267

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 267


Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях

Образовательная область «Социально-коммуникативное

Утверждаю 1

Заведующая МБДОУ №221 1

__________ С.В.Осипова 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 29

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа? 30

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 36

Раннее Детство. К трем годам: 36

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 47

ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ 47

Режиссерские игры 48

Дидактические игры 48

Второй год жизни. 2 группа раннего возраста. 49

Задачи образовательной деятельности 49

Содержание образовательной деятельности 50

Третий год жизни. Первая младшая группа. 51

Задачи образовательной деятельности 51



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 53

Третий год жизни. Первая младшая группа. 54

Задачи образовательной деятельности 54

Содержание образовательной деятельности 55



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 59

Третий год жизни. Первая младшая группа. 61

Задачи образовательной деятельности 61

Содержание образовательной деятельности 61



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 63

Третий год жизни. Первая младшая группа. 65

Задачи образовательной деятельности 65

Содержание образовательной деятельности 65



ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 67

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 67

Сюжетно-ролевые игры. 67

Режиссерские игры. 68

Игровые импровизации. 68

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами. 69

Сюжетно-ролевые игры. 70

Режиссерские игры и игра-фантазирование 75

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 80

Режиссерские игры. 81

Игра-фантазирование. 81



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» 84

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 102

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 102

Задачи образовательной деятельности 102

Пятый год жизни. Средняя группа 105

Задачи образовательной деятельности 105

Содержание образовательной деятельности 106

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира. 110

Ребенок открывает мир природы 110



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» 117

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 117

Задачи образовательной деятельности 117

Пятый год жизни. Средняя группа 119

Задачи образовательной деятельности 119

Содержание образовательной деятельности 120

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 126

Задачи образовательной деятельности 126

Содержание образовательной деятельности 126

Владение речью как средством общения и культуры. 126



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 129

Содержание образовательной деятельности 130

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 130

130


Задачи образовательной деятельности: 130

Содержание образовательной деятельности 130

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 132

Задачи образовательной деятельности 132

МУЗЫКА 133

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 136

Задачи образовательной деятельности: 136

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 138

Задачи образовательной деятельности 138

Шестой год жизни. Старшая группа. 142

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 142

Задачи образовательной деятельности: 142

Содержание образовательной деятельности 142

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 143

Задачи образовательной деятельности: 143

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 146

Задачи образовательной деятельности 146

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 149

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 149

Задачи образовательной деятельности: 149

Содержание образовательной деятельности 150

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 151

Задачи образовательной деятельности: 151

Содержание образовательной деятельности 151

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 157

Пятый год жизни. Средняя группа. 159

Задачи образовательной деятельности 159

Содержание образовательной деятельности 160

Шестой год жизни. Старшая группа. 163

Задачи образовательной деятельности 163

Содержание образовательной деятельности 163

Двигательная деятельность 163

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 166

Задачи образовательной деятельности 166



ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 169

Средняя группа 173

Старшая и подготовительная группа 176

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК 181

Особенности образовательной деятельности разных видов 181



СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ 186

Младшая группа 187

Средняя группа 187

Старшая и подготовительная группа 189



ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 191

Взаимодействие педагога с родителями детей 2-й младшей группы. 191

Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы. 195

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА 208

Педагогическая диагностика в детском саду 208

Мониторинг образовательного процесса в детском саду. 211

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 214

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. 214

РАННИЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ 215

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 215

Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада 217

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста 221

Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста: 221

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 222

РАСПОРЯДОК И РЕЖИМ ДНЯ 222

Младшая группа. 258

Старший дошкольный возраст 263

ПРИЛОЖЕНИЯ 267

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 267


Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях

Образовательная область «Социально-коммуникативное

Утверждаю 1

Заведующая МБДОУ №221 1

__________ С.В.Осипова 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 29

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа? 30

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 36

Раннее Детство. К трем годам: 36

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 47

ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ 47

Режиссерские игры 48

Дидактические игры 48

Второй год жизни. 2 группа раннего возраста. 49

Задачи образовательной деятельности 49

Содержание образовательной деятельности 50

Третий год жизни. Первая младшая группа. 51

Задачи образовательной деятельности 51



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 53

Третий год жизни. Первая младшая группа. 54

Задачи образовательной деятельности 54

Содержание образовательной деятельности 55



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 59

Третий год жизни. Первая младшая группа. 61

Задачи образовательной деятельности 61

Содержание образовательной деятельности 61



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 63

Третий год жизни. Первая младшая группа. 65

Задачи образовательной деятельности 65

Содержание образовательной деятельности 65



ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 67

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 67

Сюжетно-ролевые игры. 67

Режиссерские игры. 68

Игровые импровизации. 68

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами. 69

Сюжетно-ролевые игры. 70

Режиссерские игры и игра-фантазирование 75

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 80

Режиссерские игры. 81

Игра-фантазирование. 81



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» 84

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 102

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 102

Задачи образовательной деятельности 102

Пятый год жизни. Средняя группа 105

Задачи образовательной деятельности 105

Содержание образовательной деятельности 106

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира. 110

Ребенок открывает мир природы 110



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» 117

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 117

Задачи образовательной деятельности 117

Пятый год жизни. Средняя группа 119

Задачи образовательной деятельности 119

Содержание образовательной деятельности 120

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 126

Задачи образовательной деятельности 126

Содержание образовательной деятельности 126

Владение речью как средством общения и культуры. 126



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 129

Содержание образовательной деятельности 130

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 130

130


Задачи образовательной деятельности: 130

Содержание образовательной деятельности 130

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 132

Задачи образовательной деятельности 132

МУЗЫКА 133

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 136

Задачи образовательной деятельности: 136

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 138

Задачи образовательной деятельности 138

Шестой год жизни. Старшая группа. 142

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 142

Задачи образовательной деятельности: 142

Содержание образовательной деятельности 142

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 143

Задачи образовательной деятельности: 143

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 146

Задачи образовательной деятельности 146

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 149

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 149

Задачи образовательной деятельности: 149

Содержание образовательной деятельности 150

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 151

Задачи образовательной деятельности: 151

Содержание образовательной деятельности 151

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 157

Пятый год жизни. Средняя группа. 159

Задачи образовательной деятельности 159

Содержание образовательной деятельности 160

Шестой год жизни. Старшая группа. 163

Задачи образовательной деятельности 163

Содержание образовательной деятельности 163

Двигательная деятельность 163

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 166

Задачи образовательной деятельности 166



ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 169

Средняя группа 173

Старшая и подготовительная группа 176

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК 181

Особенности образовательной деятельности разных видов 181



СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ 186

Младшая группа 187

Средняя группа 187

Старшая и подготовительная группа 189



ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 191

Взаимодействие педагога с родителями детей 2-й младшей группы. 191

Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы. 195

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА 208

Педагогическая диагностика в детском саду 208

Мониторинг образовательного процесса в детском саду. 211

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 214

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. 214

РАННИЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ 215

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 215

Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада 217

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста 221

Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста: 221

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 222

РАСПОРЯДОК И РЕЖИМ ДНЯ 222

Младшая группа. 258

Старший дошкольный возраст 263

ПРИЛОЖЕНИЯ 267

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 267


Особенности образовательной деятельности разных видов и

Утверждаю 1

Заведующая МБДОУ №221 1

__________ С.В.Осипова 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 29

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа? 30

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 36

Раннее Детство. К трем годам: 36

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 47

ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ 47

Режиссерские игры 48

Дидактические игры 48

Второй год жизни. 2 группа раннего возраста. 49

Задачи образовательной деятельности 49

Содержание образовательной деятельности 50

Третий год жизни. Первая младшая группа. 51

Задачи образовательной деятельности 51



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 53

Третий год жизни. Первая младшая группа. 54

Задачи образовательной деятельности 54

Содержание образовательной деятельности 55



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 59

Третий год жизни. Первая младшая группа. 61

Задачи образовательной деятельности 61

Содержание образовательной деятельности 61



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 63

Третий год жизни. Первая младшая группа. 65

Задачи образовательной деятельности 65

Содержание образовательной деятельности 65



ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 67

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 67

Сюжетно-ролевые игры. 67

Режиссерские игры. 68

Игровые импровизации. 68

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами. 69

Сюжетно-ролевые игры. 70

Режиссерские игры и игра-фантазирование 75

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 80

Режиссерские игры. 81

Игра-фантазирование. 81



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» 84

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 102

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 102

Задачи образовательной деятельности 102

Пятый год жизни. Средняя группа 105

Задачи образовательной деятельности 105

Содержание образовательной деятельности 106

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира. 110

Ребенок открывает мир природы 110



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» 117

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа 117

Задачи образовательной деятельности 117

Пятый год жизни. Средняя группа 119

Задачи образовательной деятельности 119

Содержание образовательной деятельности 120

Седьмой год жизни. Подготовительная группа 126

Задачи образовательной деятельности 126

Содержание образовательной деятельности 126

Владение речью как средством общения и культуры. 126



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 129

Содержание образовательной деятельности 130

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 130

130


Задачи образовательной деятельности: 130

Содержание образовательной деятельности 130

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 132

Задачи образовательной деятельности 132

МУЗЫКА 133

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 136

Задачи образовательной деятельности: 136

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 138

Задачи образовательной деятельности 138

Шестой год жизни. Старшая группа. 142

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 142

Задачи образовательной деятельности: 142

Содержание образовательной деятельности 142

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 143

Задачи образовательной деятельности: 143

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 146

Задачи образовательной деятельности 146

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 149

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 149

Задачи образовательной деятельности: 149

Содержание образовательной деятельности 150

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества 151

Задачи образовательной деятельности: 151

Содержание образовательной деятельности 151

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 157

Пятый год жизни. Средняя группа. 159

Задачи образовательной деятельности 159

Содержание образовательной деятельности 160

Шестой год жизни. Старшая группа. 163

Задачи образовательной деятельности 163

Содержание образовательной деятельности 163

Двигательная деятельность 163

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. 166

Задачи образовательной деятельности 166



ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 169

Средняя группа 173

Старшая и подготовительная группа 176

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК 181

Особенности образовательной деятельности разных видов 181



СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ 186

Младшая группа 187

Средняя группа 187

Старшая и подготовительная группа 189



ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 191

Взаимодействие педагога с родителями детей 2-й младшей группы. 191

Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы. 195

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА 208

Педагогическая диагностика в детском саду 208

Мониторинг образовательного процесса в детском саду. 211

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 214

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. 214

РАННИЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ 215

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 215

Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада 217

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста 221

Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста: 221

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ 222

РАСПОРЯДОК И РЕЖИМ ДНЯ 222

Младшая группа. 258

Старший дошкольный возраст 263

ПРИЛОЖЕНИЯ 267

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 267


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому ООП создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации

  • индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

  • развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

  • создание условий развития ребенка с нарушением зрения, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Каковы задачи Программы?

Основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа?

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

  • укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

  • целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности с учётом характера нарушения и структуры дефекта зрения ;

  • обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

  • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

  • пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания

включаться в творческую деятельность;

  • органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

  • приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

  • приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

    1. Коррекционные задачи, решаемые педагогом в организованной деятельности с детьми с нарушением зрения:



  1. Развитие зрительно-моторной координации

1.1. развитие точных соотносящих внешних практических действий

1.2. привитие навыков прослеживания глазами за действиями рук

1.3. развитие мелкой моторики рук

1.4. развитие умения проведения прямой, кривой и изогнутой под разными углами линии от заданного начала к заданному концу между границами или по заданному образцу

1.5. совершенствовать умение соединять точки вертикальными и горизонтальными линиями

1.6. учить выполнять различные виды штриховок

1.7. развитие умения рисовать фигуры и писать цифры по образцу


  1. Удерживание в поле зрения зрительного стимула

обучение умению удерживать в поле зрения стимул (знак, фигура)

развитие зрительной памяти

развитие глазомера и глазодвигательных функций

развитие умения ориентироваться в малом пространстве



  1. Активизация зрительных образов и сенсорных эталонов

научение узнавать предметы, предложенные для восприятия в различных модальностях (натуральные предметы, объемная модель, силуэтное, контурное изображение); научение видеть признаки опознания предметов в различных модальностях

совершенствование и уточнение предметных представлений

совершенствование навыков обследования предмета

формирование представлений о сенсорных эталонах

научение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предмета

развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий





В чем особенности содержания Программы?

Содержание программы человекоориентированно и направлено воспитание гуманного отношения к миру.

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно­образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для
удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Каковы ведущие условия реализации Программы?

Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно­творческого отношения дошкольника к миру. Реализация Программы ориентирована на:

  • создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста.

  • обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе.

  • ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Каким принципам соответствует программа?

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;



  • превентивная (предупреждающая направленность), позволяющая решать задачи опережающего характера по предотвращению отклонений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения.

  • Принцип пропедевтической направленности. Он позволяет подготовить ребенка с нарушениями зрения к освоению того или иного движения, пошагово, поступенчато освоить навык.

  • Принцип преобразующей, трансформирующей направленности. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности.

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничества с семьёй;

  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.



Каковы научные основы и базовые идеи Программы?

Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства.

Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы .

Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.

Базовые идеи Программы:

  • идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.

  • идея о феноменологии современного дошкольного детства.

  • идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.

  • идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений - инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.


Почему программа - программа, ориентированная на современного ребенка?

Современный ребенок - это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Современный ребенок - маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности - они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он - носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, детский сад - это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.

Какова новая структура программы?

В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;

  • представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);

  • дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

  • определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;

  • раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

  • описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;

  • охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

  • даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы

  • определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиях детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

  • в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Из чего будет состоять методический шлейф программы?

На современном этапе программа будет представлять собой программно- методический комплекс, включающий:

  • программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

  • методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;



  • методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

  • мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».

Почему игра стала самостоятельным разделом Программы?

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом Программы стал раздел - Игра как особое пространство развития ребенка.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ



2-3 года

Безопасность. Овладение умениями и навыками безопасности жизнедеятельности детьми, имеющими нарушения зрения, является принципиально важным аспектом их обучения и воспитания, поскольку, дети данной категории в силу своего нарушения, вынуждены постоянно уделять повышенное внимание своей безопасности. Формирование знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности, отличающие этот процесс от аналогичного у сверстников с сохранным зрением. В силу зрительных нарушений уделяется огромное значение формированию и развитию навыков ориентировки в пространстве, дети учатся определять местоположение предметов на ощупь.

Восприятие. Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью.

Внимание. Развитие внимания состоит в постепенном овладении произвольным вниманием

Память. Память дошкольников с нарушением зрения также имеет свои особенности. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт.

Речь. Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников с амблиопией и косоглазием. Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы.

Мыслительные процессы. Особенности формирования мыслительных процессов у детей с косоглазием и амблиопией зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребенка. В человеческом
развитии нет ничего изолированного. Отклонение любой функции организма, любой стороны психического развития влечет за собой изменения и перестройку всех функций и сторон. Мышление, как высшая форма отражения действительности, в детском возрасте связанно со всеми психическими процессами. Особенности ощущения и восприятия, внимания и памяти
влияют на формирование всех мыслительных процессов. Для качественного процесса обобщения необходимо иметь достаточный запас чувственного опыта, уметь выделять главное, существенное. Следовательно, этот процесс может быть сформирован только в работе над зрительным восприятием, вниманием, памятью.

Особенности физического развития детей с нарушением зрения.

Патология органа зрения опосредованно влияет на физическое развитие ребенка с амблиопией и косоглазием. При правильно организованной коррекционной работе отклонения в физическом развитии могут не проявиться. Однако следует помнить, что при более грубых, значительных отклонениях развитие всей двигательной сферы требует пристального внимания со стороны взрослых. Для предупреждения и коррекции возможных отклонений необходима целенаправленная систематическая работа. Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве.

Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение. Голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из – за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе. При этом теряется направление.

Самообслуживание. В процессах самообслуживания не все дети с нарушением зрения имеют устойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны педагогов и родителей.

Музыкальное развитие. Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, вызывает определённые трудности при выполнении музыкально – ритмических упражнений. На фоне зрительной патологии возникают следующие недостатки: это скованность движений, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.

Особенности взаимодействия и общения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на всех видах познавательной деятельности, на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребенка и осложняет его интеграцию в общество нормально видящих сверстников. Предпосылкой становления личности ребенка является общение.

Недостаточная информация о состоянии партнера по общению у детей с нарушением зрения ограничивает возможность контролировать свое поведение.



3-4 года

Безопасность. Формирование знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности, отличающие этот процесс от аналогичного у сверстников с сохранным
зрением. В силу зрительных нарушений уделяется огромное значение формированию и развитию навыков ориентировки в пространстве, дети учатся определять местоположение предметов по памяти, на ощупь.

Восприятие. Формирующиеся у детей зрительные представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников.

Внимание Развитие внимания состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, увеличении объема внимания.

Память. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания.

Речь. Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения

Мыслительные процессы. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка.

Особенности физического развития детей с нарушением зрения.

Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве.

Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение. Голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из – за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе. При этом теряется направление.

Самообслуживание. В процессах самообслуживания не все дети с нарушением зрения имеют устойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны педагогов и родителей

Музыкальное развитие. Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, вызывает определённые трудности при выполнении музыкально – ритмических упражнений. На фоне зрительной патологии возникают следующие недостатки: это скованность движений, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.

Особенности взаимодействия и общения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на всех видах познавательной деятельности, на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребенка и осложняет его интеграцию в общество нормально видящих сверстников. Предпосылкой становления личности ребенка является общение.

Недостаточная информация о состоянии партнера по общению у детей с нарушением зрения ограничивает возможность контролировать свое поведение.



4-5 лет

Безопасность. В силу зрительных нарушений уделяется огромное значение
формированию и развитию навыков ориентировки в пространстве, дети учатся определять местоположение предметов по схемам, по памяти, на ощупь.

Восприятие. Часто зрительные представления искажены.

Внимание. Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его устойчивости.

Память. Наиболее уязвимыми оказываются процессы воспроизведения и
узнавания зрительных образов. Это связано с особенностями зрительных ощущений и восприятий дошкольников с нарушением зрения.

Речь. В условиях зрительно – сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств. Речь - мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.

Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы: неправильное произношение свистящих и шипящих звуков), (ламбдацизмы: неправильное произношение звука «Л»), (ротоцизмы: неправильное произношение звука«Р»), встречаются в два раза чаще, чем в норме.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают

рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный

рассказ из-за снижения количества конкретной информации.



Мыслительные процессы. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка.

Особенности физического развития детей с нарушением зрения.

Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве. Сложности


зрительно – пространственного восприятия у детей с нарушением зрения обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т. е нарушена стереоскопическая информация. С этим связана некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других двигательных актов.

У детей с нарушением зрения из – за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что


приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения. Для детей характерна волнообразность в ходьбе. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью.

Ещё большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству, это связано с тем. Что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создаёт плоскостное восприятие пространства.

Во всех видах ходьбы у детей с нарушением зрения наблюдается неправильная постановка стоп.

Особенности двигательной подготовленности детей с нарушением зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа.

Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в дину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низкая техническая подготовка. Как правило, допускаются во всех фазах (толчке, полёте, приземлении) выполнения движения. В процессе прыжка ребёнку дольше приходится ориентироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается анализ и контроль за своими движениями.

В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из – за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений.

Специфика движений у детей проявляется в овладении лазанием, где основным показателем являются: сохранение равновесия при движении, согласованность движений рук и ног, а также уровень зрительного контроля за движением.

Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недостаточной согласованностью зрительного контроля и движений рук и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек. При влезании до середины дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряжённость ног, причём ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину.

Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблюдается в том, что дети перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность,
неоднократно меняют позу перед метанием. Отсутствие прослеживания взором полёта мяча вызывает произвольность его при падении, что в значительной мере обуславливает низкие количественные показатели при метании у детей с нарушением зрения.

Метание правой и левой рукой вдаль характеризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взора выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.

Таки образом, движения с мячом показывают, что дети испытывают трудности в координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти и пальцев.

Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и неточностью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.



Самообслуживание. У детей с патологией зрения снижен контроль над качеством одевания, умывания, причёсывания волос, снижен интерес к контролю и анализу своих действий, оценке результатов выполнения работы. Речь бедна формулировками, которые представляли бы качественный анализ труда.

Музыкальное развитие. В процессе слухового восприятия музыки и звука также наблюдаются определённые трудности. Психическое развитие дошкольников с нарушением зрения тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, который для них полон загадок. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое даёт возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни.

У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками значительно беднее запас как зрительных, так и слуховых представлений.



Особенности взаимодействия и общения. Дети начинают понимать свое отличие от нормально видящих. Уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже и менее устойчив, у них не сформировано адекватное отношение к своему дефекту, что затрудняет контакт с другими людьми. Нарушения зрительного восприятия приводят к своеобразию понимания эмоционального состояния партнера, затрудняют восприятие его внешности, ограничивают возможности получения информации о внешнем облике человека. Дошкольники с патологией зрения хуже владеют невербальными средствами общения, они практически не используют выразительные движения, жесты, мимику. Таким образом, речь для них служит самым важным средством общения, так как невербальные проявления характера, настроения, эмоционального состояния они улавливают с трудом.

Изобразительная деятельность. Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно – практических заданий имеет свои специфические особенности. Из – за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности
мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Такие виды деятельности как рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно – двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки.

5-7 лет

Безопасность. Из –за особенностей психического развития (нарушение зрительного представления, сужение объёма памяти, особенности эмоционально – волевой сферы, узость мыслительных операций и т.д.) дети с нарушениями зрения овладевают навыками безопасности жизнедеятельности гораздо медленнее, чем их нормально видящие сверстники. Трудности и опасности вызывают такие, казалось бы мелочи, как овладение столовыми приборами, нахождение своих вещей в комнате, передвижение по улице, переход через дорогу и т.д.

Все эти знания и умения должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте, так как в последующей жизни они становятся просто необходимыми для осуществления какой – либо деятельности.



Восприятие. Зрение остаётся ведущим анализатором. Слабовидящий пользуется зрением как основным средством восприятия. Осязание и слух не заменяют зрительных функций ребенка.

Внимание. Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении. Так как у ребенка с аномалиями зрения низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так в последствии и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит совершенствованию внимания во всем многообразии его качеств.

Память. У детей с амблиопией и косоглазием затрудняется выработка системы сенсорных эталонов. Это вторичное отклонение в свою очередь влияет на качество запоминания зрительного материала и оказывает в дальнейшем негативное влияние на формирование мыслительных процессов.

Речь. Особенности формирования коммуникативной функции речи заключается в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затрудненно и овладение словарным запасом, т. к. у дошкольников с нарушением зрения сужен объём воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Это, в свою очередь, ведет к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи. Обобщающая сторона речи является оперативным инструментом мышления ребёнка. Недифференцированность зрительных образов, бедность зрительных представлений, несформированность системы сенсорных эталонов детей с косоглазием и амблиопией затрудняет качественное формирование данной речевой функции. Особенности регулирующей функции речи связанны с

характерологическими особенностями каждого ребёнка.



Мыслительные процессы. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности

Особенности физического развития детей с нарушением зрения.

Движения руки у ребенка с амблиопией и косоглазием носят неточный, скованный характер. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметно – практические действия и насколько они качественны. Нарушения в формировании навыков мелкой моторики также являются вторичными отклонениями патологии органа зрения. Работа мелкой моторики сопровождается повышенным, чрезмерным напряжением, что в свою очередь ведет к быстрой утомляемости и нежеланию выполнять ребенком задания, связанные с мелкими точными движениями руки: вырезывание по контуру, рисование, штриховка и т. п.

У детей с нарушением зрения из – за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения. Для детей характерна волнообразность в ходьбе. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью.

Ещё большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству, это связано с тем. Что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создаёт плоскостное восприятие пространства.

Во всех видах ходьбы у детей с нарушением зрения наблюдается неправильная постановка стоп.

Особенности двигательной подготовленности детей с нарушением зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа.

Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в дину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низкая техническая подготовка. Как правило, допускаются во всех фазах (толчке, полёте, приземлении) выполнения движения. В процессе прыжка ребёнку дольше приходится ориентироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается анализ и контроль за своими движениями.

В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из – за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений.

Специфика движений у детей проявляется в овладении лазанием, где основным показателем являются: сохранение равновесия при движении, согласованность движений рук и ног, а также уровень зрительного контроля за движением.

Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недостаточной согласованностью зрительного контроля и движений рук и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек. При влезании до середины


дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряжённость ног, причём ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину.

Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблюдается в том, что дети перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность, неоднократно меняют позу перед метанием. Отсутствие прослеживания взором полёта мяча вызывает произвольность его при падении, что в значительной мере обуславливает низкие количественные показатели при метании у детей с нарушением зрения.

Метание правой и левой рукой вдаль характеризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взора выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.

Таки образом, движения с мячом показывают, что дети испытывают трудности в координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти и пальцев.

Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и неточностью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.

Самообслуживание. У детей с патологией зрения снижен контроль над качеством одевания, умывания, причёсывания волос, снижен интерес к контролю и анализу своих действий, оценке результатов выполнения работы. Речь бедна формулировками, которые представляли бы качественный анализ труда.

Музыкальное развитие. В процессе слухового восприятия музыки и звука также наблюдаются определённые трудности. Психическое развитие дошкольников с нарушением зрения тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, который для них полон загадок. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое даёт возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни.

У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками значительно беднее запас как зрительных так и слуховых представлений.



Особенности взаимодействия и общения. Взрослый для ребенка с нарушениями зрения выступает не только носителем огромного опыта и знаний человеческих взаимоотношений, но и является инициатором их передачи. Таким образом, развитие у ребенка потребности в уважении со стороны взрослого обеспечивается достаточной вовлеченностью старшего партнера в «теоретическое» сотрудничество с детьми, которое и помогает последним достигать их целей. Дети со зрительным дефектом стремятся к общению и активному взаимодействию с окружающими, но, не имея достаточного количества коммуникативных средств и умений, опыта общения, не могут реализовать свою потребность в общении.

Ведущей формой общения для детей с нарушением зрения является


внеситуативно-познавательная, основанная на познавательной мотивации совместной деятельности. Данная форма общения имеет в своей структуре предметно-практические и речевые действия как основные средства ее осуществления, расширяет компенсаторные возможности детей

Изобразительная деятельность. Дети с нарушением зрения сталкиваются с трудностями изобразительного характера, обусловленные нарушением зрительного анализатора. Ребёнок знает, что он хочет изобразить, но не знает как это сделать. Здесь сказывается не только неумение, но и незнание, отсутствие чёткого представления о предметах окружающего мира. Неполноценное зрение затрудняет процесс наблюдения (выделение существенных признаков, определение формы, строения и взаимоотношения отдельных частей натурного объекта, хуже соотносят части с целыми), изображение детьми пропорций, передачу перспективы.
Дети с косоглазием и амблиопией из – за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объёмных предметов.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в словесном обозначении цветов и их оттенков, так как эти знания находятся в пассивном словарном запасе детей.




Каталог: upload -> images -> files
files -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
files -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
files -> Программа подготовки по плаванию для начальных классов маоу «сош №16» г. Альметьевска. Рт
files -> Дополнительного образования города набережные челны «детско-юношеская конно-спортивная школа «тулпар» им. Р. С. Хамадеева»
files -> Ротавирусная инфекция (рви)
files -> Дефектолог docx docx
files -> Инфекционные заболевая
files -> Слухоречевое развитие детей после кохлеарной имплантации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница