Д. К. Вильсон указывает частоту патологии от 1 до 21% анализируя результаты обследования состояния голос, которое проводилось среди детей из разных стран. Такое большое расхождение результатов, можно объяснить тем



Скачать 338.46 Kb.
Дата04.04.2019
Размер338.46 Kb.
ТипРеферат


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...….3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения голосообразования у детей с ринолалией

1.1 Анатомо-физиологические основы голосообразования…………….5

1.2 Понятие о ринолалии как о речевом нарушении…………………....11

1.3 Нарушения голоса, их виды и характерные проявления у детей с ринолалией…………………………………………………………..………..21

Заключение……………………………………………………………...........30

Список литературы……………………………………………………...…...31



Введение

Работа над голосом является наиболее важным разделом работы с дошкольниками над устной речью. В решении проблемы формирования голоса и развития голоса можно выделить работы Дмитриева Л. Б., Ермаковой и других в которых рассматриваются вопросы теории и практики по развитию и формированию голоса.[4]

Темп, слитность, словесное ударение, мелодика, логическое ударение на такие характеристики устной речи большое влияние оказывают навыки владения голосом, качество голос. Внятность устной речи, выразительность, интонационную оформленность определяет голос.

В логопедии выделены четыре типа нарушений голоса. К ним относятся: нарушения тембра голоса; изменения громкости; нарушение резонанса, изменения высоты тона. Пятой категорией нарушения голоса иногда считают отклонения от нормы темпа речи, чаше всего их относят к нарушениям ритма и артикуляции. Комбинация изменения высоты тона, является причиной неэффективных модуляций.

Довольно распространенная в настоящее время речевая патология у детей как нарушение голоса. Нарушение голоса может выступать как самостоятельное нарушение, но так же может входить в структуру других сложных речевых дефектов. Нарушения голоса пока мало изучены, специалистами.

В специальной литературе о распространенности голосовых нарушений сведений нет, данные которые имеются, довольно разноречивы.

Д. К. Вильсон указывает частоту патологии от 1 до 21% анализируя результаты обследования состояния голос, которое проводилось среди детей из разных стран. Такое большое расхождение результатов, можно объяснить тем что были разные условия и критерии оценки, при которых обследование проводилось.[4]. В отечественной литературе имеются скудные сведения о количестве детей которые имеют патологию голоса.

Ю. С. Василенко и С.Е.Уланов проводили обследование детей в большом возрастном диапазоне от 5 до 17 лет и у 11,7% и были обнаружены нарушения голосовой функции различного характера [8].

Осмотр дошкольников Г. Д. Михайловой выявил значительное количество детей с заболеваниями глотки и гортани, большая часть из них сопровождалась расстройством голоса [3].

Изучение В. И. Филимоновой акустических характеристик голоса дошкольников с различными речевыми нарушениями, которые посещали специальный детский сад, обнаружило у 32% стойкие патологические изменения [12].

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что проблема выявления и устранения нарушения голоса недостаточно изучена в специальной литературе.

Цель исследования заключается в исследовании навыков голосообразования у детей с ринолалией.

Объектом исследования является – навыки голосообразования.

Предметом исследования является общая характеристика голоса, акустические основы голосообразования у детей с ринолалией.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:



  1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования и дать оценку ее состоянию на современном этапе.

2. Рассмотреть нарушения голоса и их проявления у детей с ринолалией




Глава 1. Теоретические аспекты изучения голосообразования у детей с ринолалией

1.1.Анатомо - физиологические основы голосообразования

Голос - это совокупность разных звуков, которые возникают в результате колебания эластических голосовых складок.

Строение голосового аппарата включает четыре основные части – это гортань, которая является генератором звука; надставную, резонаторную, часть - глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энергетическим аппаратом является - трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма); артикуляционный аппарат - ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо. Голосовой аппарат – представляет собой сложную систему. Все функции этой системы взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга [7].

Звук голоса представляет собой колебания частиц воздуха, которые распространяются в виде волн сгущения и раздражения. Гортань с голосовыми складками непосредственно является источником звука человеческого голоса.

Родителям очень важно прислушиваться к голосу ребенка. Самое главное вовремя услышать у ребенка гнусавый оттенок в голосе и незамедлительно обратиться к специалистам, таким как логопед, отоларинголог и получить консультацию по поводу возникшей проблемы. Возможно, это поможет избежать заболеваний голоса или вовремя начать лечение. В работе логопеда по развитию голоса важным является подбор правильного лечения, а это возможно только при очень подробном описании появления недостатков, и сроков обращения за помощью к специалистам.

Голос который образовывается в гортани слаб, свое тембровое звучание, громкость, интенсивность он приобретает в резонирующих полостях глотки, рта и от части носа. Голос усиливается и дифференцируется на отдельные звуки в ротоглоточном резонаторе, это происходит, потому что ротоглоточная полость непрерывно изменяет положение, размер, форму и объем. Образуются затворы, которые замыкают или суживают резонансную полость. Каждый звук является результатом очень сложной мускульной работы целого комплекса органов, которые участвуют в произношении. Работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора также оказывают влияние на звучание голоса.

Звуковые волны образуются из частиц окружающего воздуха в движения, которые приводит любое упругое тело в состоянии колебания. Как звук воспринимаются нашим ухом эти волны, распространяясь в пространстве. Таким упругим телом в человеческом голосе являются голосовые складки. Из головного мозга под действием импульсов голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Преграждают путь выдыхаемому воздуху сомкнутые голосовые складки и препятствуют свободному выдоху. Под воздействием дыхательных мышц набранный при вдохе воздух в пространстве под складками сжимается и возникает под складками давление. Давит на сомкнутые связки сжатый воздух, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук. Нельзя рассматривать колебания связок как результат обычных соединений и разъединений, которые следуют с большой частотой под напором воздушной струи. Самостоятельной функцией гортани являются колебания голосовых связок. Это ответ на импульсы, которые поступают через возвратный нерв гортани. Например: человек который присутствует при пении других у него все равно происходит работа, иначе говоря, колебания связок, хоть он только слушает и сам не поет.

В голосообразовании кроме строения и функции голосовых складок, огромную роль играет надставная трубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система.

Приводит в колебание голосовые складки, увеличивает амплитуду их колебаний и обеспечивает силу голоса энергия.

Грудные резонаторы отличают верхние и нижние. Все полости, которые лежат выше голосовых складок относятся к верхним резонаторам. Это верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи которые еще называют головными резонаторами. Формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр - глотка и ротовая полость. В итоге головного максимальной концентрации звуковых волн голос обретает полетность, собранность. Индикаторами правильного голосообразования являются эти резонаторы. Объемность звучания и полноту звуку сообщает грудное максимальное концентрирование звуковых волн. Отяжеляет звучание и может привести к «качанию» звука и понижению интонации – злоупотребление грудным концентрированием звуковых волн. Резким возрастанием амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты собственных колебаний системы с частотой внешнего воздействия является резонатором. Он не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии, усиливает звук. На максимальном использовании резонирования строится механизм правильного голосообразования.

В своих исследованиях Максимов И. отмечает, что необходимо знать основные характеристики нормального голоса и их отличие от типичных признаков нарушений, чтоб оценить голос человека. Нормальный голос, который обеспечивает эффективное речевое общение, является приятным на слух, обладает соответствующим балансом ротового и носового резонанса, достаточно громкий, основная частота речи, которая соответствует возрасту, размерам тела и полу.

Т. Гутцман использовал артикуляционные, дыхательные упражнения, общую гимнастику тела, электромассаж, вибромассаж и речевые упражнения. Он является представителем силового направления в логопедии и предлагает толчкообразное, резкое, короткое произнесение звуков с большим напряжением мышц шеи и плечевого пояса, с сильными ударами кулаком столу или коленям. При постановке согласных звуков Т. Гуцман рекомендовал зажимать крылья носа, чтобы создать внутри рта сильное давление, которое должно пассивно поднять вялую нёбную занавеску.

При работе над голосом Г. Гутцман (а потом и М. Е. Хватцев) предлагал использовать фальцетный голос, переводя его постепенно на грудное звучание через 2—3 месяца. Все упражнения требовали большого напряжения от обучающегося носили силовой характер [12].

С. Борель-Мезони (Франция), является одним из представителей щадящего направления в логопедии, заложил основы ортофонического метода постановки голоса. Он предлагал постановку правильного дыхания и голоса «в маску», как при обучении пению, особую роль отводя вокальным упражнениям. При этом рекомендовал естественные, ненапряженные упражнения на развитие дыхания и голоса.

Советские ученые и логопеды такие как Е. Ф. Pay, 3. Г. Нелюбова, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова и другие модифицировали и дополнили немецкую и французскую методику, применительно к фонетической системе русского языка. Особенно интересны и важны методические приемы работы по коррекции дефектного звукопроизношения при ринолалии. В литературе методика логопедической работы по устранению носового оттенка голоса, по развитию его высоты, силы и тембра, а также мелодико-интонационной стороны речи почти не раскрыта.

В настоящее время наиболее эффективным методом и целесообразным устранения назализованного оттенка в речи является комплексный ортофонический метод (восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания), который предполагает, что и обследовании и лечении этих больных необходимо участие оториноларинголога, фониатра, физиотерапевта, педагога и логопеда.

Механизм голосообразования непосредственно является сложеным, поэтому до настоящего времени полностью не изучен. В середине XIX в. в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования, стало возможным научное обоснование механизма голосообразования.

В специально литературе существует несколько теорий голосообразования. Одна из них - миоэластическая теория фонации. Основоположником этой теории считают Феррана, согласно которой в результате воздух проходит между сомкнутыми краями, который создается энергетическим аппаратом колеблет колосовые складки.[4]. При этом колебания голосовых складок осуществляются пассивно, «и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств, тканей голосовых складок. Основными факторами голосообразования согласно миоэластической теории являются давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и давлением под складками устанавливается тесное взаимодействие, которое выражается в том, что давление столба воздуха в трахее, чем сильнее, тем большее сопротивление оказывают складки. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутри трахеи и бронхиальное давление на определенном уровне, необходимом для произнесения гласного звука в связи с различными условиями голосообразования. Голосовые складки не зависят от величины воздушного давления во время фонации а, наоборот, своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны центральной нервной системы. Когда возникает необходимость в изменении величины давления под складками, кора головного мозга изменяет тонус внутренних мышц голосовых складок и гортани, повышает или понижает частоту колебаний голосовых складок. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.

Советскими учеными доказана зависимость частоты колебаний голосовых складок от искусственного изменения давления в ротовой полости Дмитриевым Л. Б., Морозовым В. П. [18]. К уменьшению частоты основного тона вплоть до полного прекращения колебаний, а уменьшение давления - к повышению частоты основного тона приводит повышение давления в ротовой полости. От скорости увеличения или уменьшения давления внутри рта зависит реакция голосовых складок.

Можно сделать вывод, что, процесс голосообразование у человека, является сложным механизмом, который тесно взаимодействует с органами и системами с их обратными биологическими связами на основе вибрационного, слухового, проприоцептивного анализаторов которые подают сигнал в центральную нервную систему об их состоянии и деятельности.

Гортань является генератором звука. Она расположена в передней области шеи, в ее средней части. Внизу она переходит трахею, а вверху сообщается с полостью гортанной части глотки. Основа гортани, её скелет, состоит из трёх непарных и трёх парных хрящей, которые соединены между собой связками и суставами. Перстневидный, щитовидный и надгортанный хрящи являются непарными. Черпаловидные, рожковидные и клиновидные хрящи относятся к парным. У взрослых мужчин верхняя часть щитовидного хряща заметно выпячивается на передней поверхности шеи, образуя выступ гортани – кадык, или адамово яблоко.

Мышцы гортани подразделяются на наружные и внутренние. Поднимают и опускают гортань наружные мышцы. Приводят в движение хрящи гортани, изменяют ширину голосовой щели внутренние мышцы гортани.

Голосовые складки протянуты от передней спайки пластинок щитовидного хряща к голосовым отросткам черпаловидных хрящей. Они состоят из сухожильных, эластических волокон и голосовой мышцы. Длина голосовых складок различна. У мужчин она составляет 18-25 мм, у женщин – 14-21 мм. 

1.2 Понятие о риналалии как о речевом нарушении

Ринолалия является речевым нарушением, которое выражается в расстройстве фонации и артикуляции звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, результатом является назальный оттенок в речи.

Проблемой изучения ринолалии занимались такие известные ученые, как:

М. Немчинова; В. М. Мессина; Г. В. Кручинский; Ю. М. Вернадский; Н. И. Каспарова; Б. Я. Булатовская и другие.

В отечественной логопедии разработаны методические приемы по устранению ринолалии (Е. Ф. Рау, 1933; Ф. А. Рау, 1933; 3. Г. Нелюбова, 1938; В. В. Куколь, 1941; А. Г. Ипполитова, 1955, 1963; И. И. Ермакова, 1984 [10]).

В результате неправильного взаимодействия голосовой полости и ротоглотки развивается ринолалия. Можно выделить симптомы ринолалии:

- неправильное произношение большинства звуков, как гласных так и согласных, невнятная , невыразительная речь.

- после двух лет ребенок только начинает говорить первые слов.

- тихий, тусклый, неестественный тембр голоса.

- мимика лица формирует некрасивые гримасы при стараниях произносить звук более выразительно.

- у ребенка низкий словарный запас, расстройство грамматики, дислексия, дисграфия – нарушения письменной речи.

- трудности в общении с другими людьми, замкнутость, застенчивость - психологические трудности.

- олигофрения, нередко – задержка психического развития ребенка.

- повышенная рефлексия, нистагм, птоз, что является невротическими расстройствами.

- «заячья губа», «волчья пасть» что относится к врожденным деформациям челюсти и неба. Также ринолалия может иметь врожденный и приобретенный характер. Расщелины мягкого или твердого неба, деформации носа или верхней челюсти и губы, укорочение мягкого неба обычно являются причинами врожденной ринолалии. Уже на ранних сроках беременности, у ребенка формируются такие дефекты, и вызваны они последствием заболевания беременной женщины краснухой, паротитом, токсоплазмозом, гриппом, курения, употребления алкоголя, наркотиков и др. Увеличивает риск возникновения врожденной ринолалии и наследственный фактор: наличие хотя бы у одного из родителей, расщелины губы или неба, несимметричного кончика носа или крыльев носа.

Причинами приобретенной ринолалии могут быть травмы носа, лица, головы, кровоизлияния в головной мозг, опухоли и т.д. Голос ребенка также в результате становится гнусавым, когда маленькие дети только учатся говорить, начинают копировать гнусавый голос сверстников, родителей. Не вызывает затруднений и диагностика ринолалии, но бывают сложности с определнием вида ринолалии. Логопедическая помощь на ранних этапах включает в себя:

- коррекцию тембра голоса, исправление произношения звуков.

- формирование правильной артикуляции

- обучению правильному положению языка, контроль правильности физиологического дыхания и речевого.

- настройка коммуникативной, эмоциональной, смысловой функции речи.

- профилактика письменной речи - дисграфии и дислексии

- массаж логопедический твердого и мягкого неба.

- формирование слухового внимания и дисциплины вслушиваться в слова окружающих, расширение словарного запаса ребенка. Как можно раньше нужно начинать коррекционную работу, чтоб уже к двенадцати, пятнадцати годам ребенка достичь желаемого результата.

Как при, открытой, так и при закрытой ринолалии будет полезно выполнять следующие артикуляционные упражнения:

Конечно же эти упражнения должны проводиться ежедневно на индивидуальных занятиях с логопедом а затем самостоятельно под контролем воспитателя в течение дня. Эти упражнения повторяются многократно. Большой эффект получаем от артикуляционных упражнений потому что, при выполнении таких упражнений задействованы все лицевые мышцы, губы, язык, челюсть. Если артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, то у ребенка закрепляется навык. Упражнения должны выполнять приблизительно по пять минут в день по четыре раза. Есть важное правило, для успешной работы важно начинать выполнять упражнения постепенно переходя от легких к более сложным. На каждом занятии к уже изученным упражнениям нужно добавлять одно новое. Конечно же, чтоб детям было интересно, все упражнения проводятся в игровой форме. Можно использовать различные стихи, загадки, сказки про язычок.

Иногда для коррекции ринолалии необходимо хирургическое вмешательство то после операции обязательно должна проводиться логопедическая работа по обучению пациента произносить звуки в новых анатомических условиях. Дыхательная гимнастика проводится обязательно, массаж рубцов, выработка правильного алгоритма направления воздушной струи при произношении фонем, упражнения по лексике, грамматике. При ринолалии эффективность коррекции зависит от ряда факторов внешних и внутренних. Например, от степени выраженности анатомических дефектов, сроков начала коррекции, возраста пациента, правильности подобранного лечения, состояния интеллекта, слуха, и др. При ринолалии должна быть четко организована коррекционная работа. Пациент и врач должны строго соблюдать дисциплину при проведении занятий, так как для устранения ринолалии требуется регулярно проводить упражнения чтобы быстрее сформировать правильные навыки произношения звуков. Как правило прогноз при открытой функциональной ринолалии благоприятный и зависит от правильности проведения лечения у логопеда. При органической ринолалии конечно же многое зависит от успешности проведенной операции, а также сроках начала коррекционной работы у логопеда.

В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается как самостоятельное нарушение.[12]. Иногда ринолалия описывается под названием ринофония. С нашей точки зрения, термин повышенный назализованный оттенок с понятием ринолалия неоднозначен, так как он указывает только на назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и нарушении акустической характеристики звука.

При ринолалии на назальный оттенок голоса влияет строение речевого аппарата, в котором имеются отклонения, неправильное строение в результате воздух идет на правильно и получается гнусавость.

Мы трактуем ринолалию как самостоятельное речевое нарушение, которое характеризуется неправильной артикуляцией звуков и своеобразным сочетанием расстройств голоса. Отличительной чертой от механической дислалии при ринолалии является то, что страдает произношение не только согласных звуков, но и гласных звуков. При ринолалии страдает произношение и глухих и звонких согласных звуков в отличие от нарушений голоса.

Ринолалия в классификации имеет три формы проявления — открытая, закрытая и смешанная и по этиологии может быть функциональной и органической.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией, аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, в результате чего непосредственно возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается также специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является результатом врожденной расщелины нёба. Наличие расщелины обусловливает частичное или полное соединение полостей рта и носа. В результате во время речи нарушается непосредственно направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает назальный акустический эффект.

Ринолалия характеризуется своеобразным комплексом симптомов при расщелинах нёба:

1. Изменение положения и активности языка.

Язык находится в следующем положении: все тело его западает назад, к глотке, а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является приспособлением ребенка к своему дефекту.

2. Нарушение деятельности мышц, которые осуществляют движение мягкого неба.

Функция всех мускулов, которые отвечают за поднятие мягкого неба и образуют разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо может быть или пассивным, или мало подвижным, и тогда не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У больных с открытой ринолалией нарушается переплетение мышц неба по средней линии и необходимое их физиологическое натяжение и отмечается ассиметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и прогрессирует с возрастом. Слизистая оболочка глотки становится более бледной, вялой, атрофированной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки как такового не осуществляется.

3. Изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.

На себя обращает внимание в первую очередь нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц. Это выражается в излишних движениях лицевых мышц, в процессе артикуляции, наличии сопутствующих движений, а в ряде случаев тикообразны движений лицевых мышц и хореических движений лицевых мышц.

У лиц с врожденной расщелиной даже после хирургического вмешательства трудности в этом плане не исчезают. При сквозных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, которые не дают возможности мышцам осуществлять движения в норме, то есть ограничивают подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка напряженность речи.

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к проявлениям особенностей речевого дыхания. При ринолалии нарушение дыхания отмечалось рядом исследователей (Г. Гутцман, 1924; З. Г. Нелюбова, 1938; и др.). Отдельные исследования указанных авторов показывают, что при ринолалии дыхание становится поверхностным, ускоренным и учащенным. Выдох во время осуществления акта речи неравномерно распределяется на протяжении произносимого слова: к середине слова воздух иссякает. В случаях искусственного устранения утечки воздуха через нос является зажимание крыльев носа, происходит повышение количества воздуха, выдыхаемого через рот, но спирометрические показатели при этом так и не достигают нормы.

Так же при ринолалии страдает направленность и плавность выдоха, ритмичность речевого дыхания. Чаще всего дыхание при ринолалии оказывается грудным, наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом[12]. Такой тип дыхания создает большие трудности для осуществления речи.

4. Тотальное нарушение звукопроизношения.

Все звуки, которые произносятся, имеют носовой оттенок, причем наиболее дефектными в этом отношении являются гласные звуки, так как для них нужен самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются к храпящему звучанию, иногда напоминающему отдельные звуки. Реже отмечаются звуковые замены, причем звуки-субституты являются также искаженными. Значительно нарушенными оказываются те согласные, которые требуют наиболее высокого ротового давления.

При умеренном ротовом давлении артикуляционных изменений у детей не наблюдается. Исключение составляют щелевые звуки, искажения могут быть в связи с имеющимся нарушением прикуса. У детей которые имеют недостаточное внутри рта давление, страдает артикуляция и соноров.

Больные с ринолалией в качестве определенного компенсаторного средства образуют сужение на пути выдыхаемого воздуха в области гортани. При произношении шипящие и свистящие звуки произносятся с резким неприятным оттенком. Резкие звуки получаются при трении воздуха о край напряженных голосовых складок, между которыми образуется шум при резком и коротком выдохе.

При органической открытой ринолалии расщелина является фактором, который влечет за собой ряд других патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, которые усугубляют речевой дефект. Наиболее ярким патологическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата. Органический дефект, которым является расщелина — ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

Когда расщелина является врожденной, то анатомические изменения отмечаются только в верхнем отделе периферического конца двигательного речевого анализатора. Эти немногочисленные изменения в строении речевого анализатора приводят к стойким функциональным дефектам всех трех систем производства речи: генераторной , энергетической и резонаторной. Все это отражается на характере речевого дыхания, на особенностях голоса и на его артикуляции. Открытая ринолалия и ее характер становятся зависимыми от компенсаторных нарушений: патологической стабилизации тела языка в полости рта, нарушения деятельности мышц мягкого неба и нарушения взаимодействия всех мышечных групп периферического конца анализатора который обеспечивает восприятие и анализ информации от органов речи.

При функциональной открытой ринолалии дефект речи становится результатом гипокинезом мягкого неба, нарушением контроля, за собственной речью при сниженном слухе или при подражании назальной речи.

Случаи функциональной открытой ринолалии встречаются реже, органическая открытая ринолалия чаще. Причины повышенной назальности при открытых формах ринолалии трактуются по-разному. Большинство исследователей считают, что повышенная назальность зависит от недостаточности небно-глоточного затвора, это приводит к чрезмерной вибрации в носовой полости по сравнению с ротовой. Когда речевой сигнал поглащается в носовой полости, теряет силу и модулированность. Как показали исследования проблемы назальности, зависимость между повышеной назальностью и велофарингиальной недостаточностью — не линейная.

Когда происходит полное замыкание небно-глоточного затвора, тогда наблюдается отсутствие назализации, при небольшом открытии имеется умеренная назализация, при расстоянии 3,5—7 мм происходит повышенная назализация. При расстоянии от 7,5 до 18 мм заметного усиления назализации не происходит. Большое значение имеют показатели соотношения расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка. Возможна речь без носового оттенка, если первое расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки меньше чем между мягким небом и спинкой языка.

Закрытая ринолалия имеет отличительный признак пониженный физиологический носовой резонанс во время произношения звуков речи. Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями. В результате этих изменений уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание. Передняя закрытая ринолалия возникает в результате хронической гипертрофии слизистой носа, задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, когда имеются искривления перегородки носа и в результате имеющихся опухолях в носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей чаще всего бывает результатом больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей [10].

Смешанная ринолалия. Смешанная ринолалия образуется в результате утечки воздуха через нос когда имеется патологически уменьшенная носовая вибрация, в результате страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, искажается тембр голоса.

Смешанная ринолалия возникает при комбинации факторов, которые вызывают открытую и закрытую ринолалию; характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения.

Выводы.


В классификации речевых расстройств ринолалию можно представить как самостоятельное речевое нарушение, так как она характеризуется своеобразным комплексом симптомов и может быть противопоставлена другим нарушениям. При ринолалии ведущим расстройством является нарушение артикуляции и фонации звуков.

Формы ринолалии выделяются согласно характеристике направленности выдыхаемой воздушной струи во время речи и по характеру анатомического дефекта.

Наиболее распространенным речевым нарушением является открытая ринолалия, которая возникает в результате врожденного дефекта неба, так называемой расщелины.

На дефекты речи при открытой ринолалии, образованной в результате расщелин неба. Так же влияют вторичные компенсаторные нарушения. К ним относятся: патологическая стабилизация языка в полости рта, нарушение взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речевого анализатора и нарушение деятельности мышцами нёба [3].

В профилактике ринолалии у ребенка можно выделить несколько направлений:

1. На этапе беременности – женщине беременной необходимо избегать таких заболеваний как краснуха, паротит, таксоплазмоз, грипп, курение, употребление алкоголя, заболевания, которые могут привести к возникновению у ребенка расщелин губы, мягкого и твердого неба. Всем известно, что вредные привычки у беременной женщины влияют на здоровье развивающегося внутри ее ребенка. Под воздействием неблагоприятных факторов развития у ребенка развиваются аномалии в развитии строении скелета, лицевых мышц. Также это приводит к расщелинам неба, губ и так далее.

2. На этапе формирования у ребенка речи – всестороннее обучение правильному произношению звуков, устранение анатомических дефектов, препятствование копирования ребенком гнусавого голоса одного из родственников, сверстников. Ведь маленькие дети они все впитывают как губка учась от взрослых и своих друзей. Любят попугайничать, все повторять за взрослыми. Так вот такое неправильное повторение речи с гнусавостью может войти в привычку, и в дальнейшем в речи ребенка будет присутствовать гнусавый оттенок. Вот почему важно чтоб у ребенка был правильный образец речи, четкой.

3. Профилактика ринолалии приобретенной – избегание травм носа, головы, лица, инфекционных заболеваний, переохлаждения, кровоизлияния в головной мозг.

4. Профилактические визиты ребенка регулярные к логопеду, для контроля правильности речи. Ведь только специалист может вовремя заметить недостатки в речи которые возможно родители не могут услышать.
1.3 Нарушения голоса, их виды и характерные проявления у детей с ринолалией

У детей нарушения голоса считаются очень сложной проблемой, которая требует пристального внимания специалистов. Во многих случаях причины нарушений являются неизвестными или неясными, поэтому таких детей необходимо тщательно и всесторонне обследовать, так как без точного диагноза невозможно разработать эффективный план лечения. Установление диагноза и реабилитации, требуют много времени и терпения.

В дошкольном возрасте чрезвычайно разнообразны и эмоциональны интонации – изменения тона голоса. У детей дошкольного возраста, чрезмерное напряжение голоса, может привести к различны стойким его нарушениям. Например, голос может стать крикливым, хриплым, излишне высоким или низким, грубым.

Между органическим и функциональным нарушением голоса бывает трудно провести четкую границу, поэтому такое деление является условным. Органическими нарушениями называют те нарушения которые вызывают изменения в периферическом и центральном отделах артикуляционного аппарата, в его строении. Периферическими нарушениями голоса называют нарушения голоса которые связаны с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижение слуха.

Чаще всего в периферическом отделе аппарата образующего голос наблюдаются следующие аномалии:

- «Певческие узелки»- на голосовых связках небольшие выпячивания, которые препятствуют их плотному смыканию. Такие узелки чаще всего образовываются в результате перенапряжения и переутомления голоса.

- Папилломы – так называемый папаломатоз гортани – новообразования в виде «цветной капусты», которые распространяются не только на самих связках, но и на других отделах гортани. Как правило, после удаления папиллом остаются рубцы, которые также препятствуют нормальному образованию голоса.

- Опухоли голосовых связок и гортани.

- Как результат перенесенного дифтерита, а также следствие ожога, ранения или какой - либо другой травмы – стеноз гортани.

- В связи со злокачественными новообразованиями полное или частичное удаление гортани.



- Нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов нарушают расщелины мягкого и твердого неба.

Афония и дисфония органического происхождения возникает в связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках. Ребенок говорит только шепотом при афонии. Даже при кашлевом толчке не возникает звук голоса. Голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякает при дисфонии. Если у ребенка в раннем возрасте возникают подобные нарушения голоса, то это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов. Также страдает и речевое развитие. Происходит задержка накопления словаря, развития грамматического строя речи, звукопроизношения. Также характерны эмоциональные расстройства, нарушения саморегуляции, ослабленность. Ринолалия и избыточный носовой оттенок наблюдается при патологоанатомических изменениях в надставной трубе. Не представляет значительной трудности дифференциальная диагностика ринолалии и избыточного носового оттенка. Стесняясь своей речи дети имеющие ринолалию стараются говорить тише, в результате чего голос становится однотонным, приглушенным. Обусловленная врожденными и приобретенными и функциональными причинами избыточного носового оттенка называется открытой. В случае пониженного носового резонанса при произнесении звуков речи возникает закрытая ринофония. Иногда к периферическим нарушениям могут относить расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. Из-за отсутствия или снижения акустического контроля, за речью изменяется высота, сила и тембр голоса. Высота, сила, тембр голоса изменяются вследствие отсутствия акустического контроля при врожденной или рано приобретенной глухоте. В младенческом возрасте уже голос глухого лишен естественного тембра и модуляции. Обладают голосом более звучным, модулированным, естественным дети, которые имеют остатки слуха или поздно потерявшие его. От состояния слуха и времени потери его зависит характер голоса при нарушении слуха. Психотерапевтическая беседа всегда является начальным звеном основной целью, которой является убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ребенком контакт, включить его в активную работу, разъяснив цели и задачи коррекции. Особенно тщательно выясняется давность и особенности первых проявлений голосового расстройства, а также характер его дальнейшего течения. При помощи специального гортанного зеркала проводится обязательный осмотр гортани и голосовых связок, а также исследование слуха. Большое значение при нарушениях голоса придается психотерапии. Она нередко приобретает решающее значение в деле преодоления голосовых расстройств. Сознательное, активное включение ребенка в процесс всей коррекционной работы является целью психотерапии. В целом психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка, активизации и стимуляции ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Необходимым залогом успеха в работе является проведение психотерапевтических бесед. Фонационное дыхание, сильный выдох, особенно удлиненный выдох, развивают дыхательные упражнения. Выработка четкости, ловкости движений артикуляционного аппарата, правильности, координированная работа с органами дыхания и голосообразования является целью артикуляционной гимнастики. Артикуляционным упражнениям и дыхательным упражнениям уделяется большое внимание, так как полноценное правильное артикулирование звуков и полноценное речевое дыхание уже сами по себе способствуют лучшему звучанию голоса и большей разборчивости речи. Конечной целью ортофонических упражнений является восстановление координированной деятельности голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов, речевой функции в целом. На мускулатуру гортани ее слизистые оболочки положительно воздействует физиотерапевтические процедуры, массаж которые способствуют уменьшению количества слизи и регуляции кровообращения. Рекомендуется соблюдать щадящий режим, придерживаться необходимых профилактических мер больному в течении некоторого времени после лечения. Часто поддаются полному устранению расстройства голоса которые являются функциональными.

У расстройств голоса причины весьма разнообразны: нарушения резонаторной системы; заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок; болезни органов дыхания; заболевания сердца и сердечно - сосудистой системы; нарушения слуха; частое пребывание в пыльных помещениях; воздействие ядохимикатов. В диагностике и лечении, обязательно должны участвовать специалисты из разных областей таких как, патология голоса и речи, аудиология, клиническая психология, социология, стоматология, отоларингология, педиатрия, аллергология, рентгенология, пластическая хирургия, неврология и психиатрия. Это дает возможность изучить дефект ребенка со стороны специалистов различных областей. У ребёнка нарушение голоса может быть впервые выявлено одним из этих специалистов. Чаще всего у детей нарушения голоса выявляют при переходе в школу. Исходное обследование зачастую проводят в отделениях патологии речи различных больниц, и привлекают всех необходимых специалистов [11].

Во время проведения обследования оценивают все аспекты нарушения голоса такие как: громкость, высоту тона, резонанс. Для этого используют картинный материал, игровые формы занятия. Тщательно собирают анамнез. Результаты обследования заносятся в историю болезни вместе с данными специфических тестов, лабораторных исследований, которые необходимы для выявления причин нарушений; на основании полученных результатов устанавливают диагноз. Это бывает порой очень трудно сделать, так как один и тот же симптом может быть результатом различных причин, например, повышенная назальность может быть результатом неправильного заучивания, подражания или недостаточности небно-глоточного клапана. Для ребенка является важным образец взрослого. Речь взрослого должна быть чистой, правильной, четкой. С правильным звукопроизношением. С умеренной громкостью, интонацией. После того как установили диагноз, специалисты составляют план лечения и прогнозируют степень ожидаемого улучшения. Лечение может включать голосовую терапию, различные медицинские процедуры, в том числе стоматологические и хирургические, психотерапию. Несомненно важным является своевременное обращение к специалистам. Ведь важно на ранних этапах заболевания установить его причины, разработать правильный план реабилитации, лечения. Эффективность работы логопеда и других специалистов зависит от времени обращения за помощью.

Изучение человеческого голоса становится многопланово современной наукой. С акустической точки зрения, голос анализируется как сочетание разнообразных по частоте, амплитуде, спектру звуков, которые воспроизводятся голосовым аппаратом человека, субъективно воспринимаются в виде высоты, силы, тембра. Как анатомо-физиологический процесс, голос представляет собой сложный нервно-мышечный акт и отражает особенности высшей нервной деятельности. Голосовая функция, непосредственно связанная с устной речью, имеет важное социальное значение, также обеспечивает возможность передачи информации, общения между людьми [8].

Представленные теоретические данные, характеризуют закономерности развития детского голоса, учитывая возрастные, анатомические и физиологические особенности. Голосовые реакции уже в первые месяцы жизни становятся средством эмоционального общения ребенка с матерью, в процессе которого протекает у ребенка раннее психическое и речевое развитие.[28]. Продолжая обогащаться и совершенствоваться, голос детей постепенно начинает приобретать свои характерные качества. [14].

Сложность механизма образования голоса обусловливает то многообразие факторов, которые обеспечивают полноценное развитие голоса детей. В числе таких факторов многие исследователи рассматривают, на сколько, сформировано физиологическое дыхание, фонационное дыхание в норме Н.И. Жинкин, Э.К. Сийрде и при речевой патологии Л.И. Белякова,

И.И. Ермакова [10], и другие, сохранность слухового восприятия (Д.К. Вильсон, Е.В. Лаврова, состояние носовой полости, носоглотки и ротоглотки (Т.Е. Шамшева, Н.Ф и другие).[14]

Голосовая функция детей, которые имеют тяжелые речевые расстройства, формируется искаженно. Нарушения голосообразования постепенно приобретают стойкий, выраженный характер. Анализ литературных источников в первой главе по теме исследования показал, что, при рассмотрении структуры речевого дефекта при ринолалии, нарушений голосовой функции отмечают практически все отечественные авторы (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, и другие) и зарубежные ученые (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска и другие). Часто авторы указывают на наличие судорог в голосовом аппарате, не рассматривая качество акустических характеристик голоса (В.А. Куршев, Н.П. Тяпугин).

В специальной литературе выделяют четыре типа нарушений голоса. К ним относятся нарушения тембра голоса, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов - добавочных тонов, которые присоединяются к основному тону, определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. От возраста человека изменяется тембр голоса. Изменения громкости, которые зависят от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Изменения высоты тона, которые зависят от частоты колебаний голосовых складок, служат средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи, а также нарушения резонанса

Рассматривая нарушения резонанса, логопеду приходится столкнуться с двумя основными типами нарушений – это, повышенная назальность, чрезмерное использование носовой полости как резонатора и повышенной назальностью - недостаточным ее использованием. Повышенная назальность является одной из особенностей некоторых диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно.

Вторичные нарушения резонанса включают сочетание пониженной назальности и повышенной назальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Повышенная назальность, и пониженная назальность обычно относят к нарушениям голоса. Одной из форм нарушения голоса мы рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса.

Вместе с расстройствами звукопроизношения у детей с этой речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. Более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

При этом наибольшее значение имеет вялость мышц гортани. В особенности это относится к мышцам, имеющим перстнещитовидную форму, которые натягивают голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при повышенном тонусе указанных мышц и резком ограничении их движений наблюдаются выраженные нарушения голоса.

Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата, может нарушать возможность вибрации голосовых связок и затруднять процесс образования звонких согласных, которые в этих условиях будут заменяться глухими. Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости мышц голосового аппарата. В этих условиях сила голоса становится минимальной. У детей с незаращениям неба при неподвижности небной занавески, значительных укорочениях постановка голоса проводится в грудном регистре. Для этого применяются такие упражнения как:


  1. На мягком теплом выдохе ребенок имитирует стон в звукосочетаниях «аах», «ээх», «оох». Упражнение проводится следующим образом. Расслабившись ребенок сидит на стуле положить ладонь на грудь для того чтоб тактильно контролировать резонанс, опустить подбородок.

  2. Произнесение изолированных гласных протяжно. Звуки произносятся следующей очередностью «а», «э», «о», «у», «ы», «и». Соблюдается именно такая очередность потому что этот ряд выстроен по возрастанию напряженности небной занавески. Глотка широко открыта, лабиализация ослаблена, у зубов кончик языка, воздушная струя теплая.

У детей которые имеют недостаточное небно-глоточное смыкание и подвижную небную занавеску для ослабления носового оттенка постановка голоса возможна в голосовом регистре. Можно использовать такие упражнения:

  1. «Мычание» - произнесение звука «м» утрированно. Глотка расширена, зубы приоткрыты, губы сомкнуты.

  2. Произнесение гласных на мягкой атаке короткое. Язык выдвинут к нижним резцам, корень его опущен, глотка широкая, рот открыт. Очень важно на резонансе головы фиксировать внимание ребенка.

  3. Со звуком «м» произносить прямые слоги. Произносим несколько раз утрированно звук «м». Выполняем аналогичные упражнения со звуком «л» если он имеется [5].

По три пять раз повторяем упражнения отраженно за логопедом, затем переходим к многократному повторению под контролем воспитателя в течении дня. Когда отсутствуют патологические изменения в строении голосового аппарата по обучению правильного голосоведению достаточно нескольких занятий. Дети будут в состоянии самостоятельно выполнять речевые упражнения с помощью опоры на новые умения, как только смогут на слух дифференцировать свойственную им нормальную фонацию и ощутят кинестетически. Важно при выполнении всех упражнений звучание голоса, «в позиции резонатора» при максимально поднятом небе и правильно направленной воздушной струе постоянно контролировать. Основным залогом эффективности работы логопеда может являться активное и сознательное отношение ребенка к устранению назализации. Логопед проводя ежедневно индивидуальные занятия с детьми имеющими ринолалию, беседуя с ребенком мы вселяем ему уверенность в том что обязательно будет успех в результате проведенных занятий.


Заключение

Работа с дошкольниками над голосом является одним из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Выявлять и устранять нарушения речи очень важно своевременно. Чтобы ничто не мешало ребенку полноценно учиться, работать нужно с самого начала речь приводить к норме.

Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать общие сведения о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса в норме и у детей с ринолалией.

Анализ изученной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что для достижения основной цели работы над голосом в детском саду для детей с ринолалией, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. Мы отметили, что то и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой.

В заключение работы было установлено что доказана гипотеза – у детей с ринолалией выявилось своеобразие голосовых возможностей, которое проявляется в слабости голоса, неумении изменять голос по высоте, силе, а также придавали различную тембровую окраску, что говорит о необходимости специальной работы по их развитию.

Поставленные задачи, которые соответствуют нашим поставленным целям были выполнены.

Таким образом, в условиях длительного пребывания ребенка в логопедической группе детского сада продуманная система работы и тщательный подбор приемов позволяют значительно улучшить нарушения голоса, ввести навык голосообразования в повседневную жизнь ребенка что будет способствовать исправлению нарушений голоса.



Список использованных источников

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.:1968 с. 550

2. Баренцева Н. С. , Колесшкова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981.

4. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. №5, 1976.

5. Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. - М.: Просвещение . 1977.

6. Венгер Л. А. , Пилюгина Э. Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.; Просвещение, 1988.

7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. – М. ; 1968.

8. Гаркуша Ю. Ф. . Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. – М.; 1992.

9. Дефектологический словарь. – М.; 1970.

10. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М., «Медицина», 1990.

11. Каше Г. А., Филичёва Т. Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

12. Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1959.

13. http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.



14. http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование
Каталог: uploads -> doc -> 0708
doc -> Департамент образования Владимирской области
doc -> Материалы для работы группы
doc -> Методическое пособие по выполнению курсового проекта по пм01. 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
doc -> Разработал: фио
doc -> Предлагаем Вам бесплатное создание и продвижение сайта
doc -> Методические указания по самостоятельной работе
doc -> Правила наложения давящей повязки и жгута
0708 -> Адаптация организмов как результат действия ео


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница