Демонстрации Образцы органических веществ и материалов, изделия из них. Шаростержневые модели молекул бутана и изобутана. Расчетные задачи



Скачать 491.05 Kb.
страница1/4
Дата21.01.2018
Размер491.05 Kb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3   4

Тематическое планирование 10 класс

п/п

Раздел

Количество

часов

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
















1

Введение в органическую химию

5

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ и реакций. Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия.

Демонстрации

  1. Образцы органических веществ и материалов, изделия из них.

  2. Шаростержневые модели молекул бутана и изобутана.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.

Практические занятия. 1. Определение водорода, углерода и хлора в органических соединениях

Моделировать пространственное строение метана, этана, этилена, ацетилена. Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Описывать пространственную структуру изучаемых веществ.

Определять качественный состав изучаемых веществ.

Различать понятия «электронная оболочка» и «электронная орбиталь». Различать предметы изучения органической и неорганической химии

2

Углеводороды

22

Классификация углеводородов. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология.

Положение теории А. М. Бутлерова о зависимости свойств веществ от их химического строения.

Правило В. В. Марковникова о присоединении галогеноводородов и воды к несимметричным алкенам. Строение молекул алканов, алкенов, алкинов, бензола.

Гомологические ряды, возможные виды изомерии и номенклатура алканов, алкенов, алкинов, аренов. Изменение физических свойств в гомологических рядах. Получение алканов (синтез Вюрца), алкенов (внутренняя дегидратация спиртов), алкинов (пиролиз метана, карбидный способ), аренов (тримеризация ацетилена).

Общее химическое свойство углеводородов - горение. Химические свойства алканов (горение, взаимодействие с хлором, пиролиз, изомеризация), алкенов (присоединение водорода, хлора, хлороводорода, воды, качественные реакции с бромной водой и раствором перманганата калия, полимеризация), алкинов (присоединение водорода, хлора, хлороводорода, воды), аренов (на примере бензола и толуола - реакции присоединения водорода и хлора, реакции бромирования и нитрования), стирола (полимеризация). Генетические связи между основными классами углеводородов.

Применение изученных представителей

углеводородов.

Демонстрации

  1. Модели молекул метана и других углеводородов.

  2. Определение элементного состава метана по продуктам горения.

  3. Ознакомление с химическими свойствами метана: горение, взрыв смеси метана с воздухом, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.

  1. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.

  2. Показ образцов изделий из полиэтилена и полипропилена.

  3. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

  4. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

  5. Получение ацетилена (карбидным способом) и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.

  6. Бензол как растворитель. Экстракция йода из йодной воды.

  7. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.

  8. Горение бензола.

  9. Окисление толуола.

  10. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторные опьrгы

    1. Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных.

    2. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

    3. Ознакомление с образцами изделий каучуков, резины и эбонита.

    4. Изготовление моделей молекул циклопарафинов.

Практическая работа 1. Определение качественного состава органических веществ.

Расчетные задачи. Вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений. Решение задач по материалам темы.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Моделировать строение молекул изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ

3

Функциональные производные углеводородов

19

Водородная связь. Функциональная группа. Положение теории А. М. Бутлерова о возможности изучения строения веществ химическими методами. Строение молекул предельных одноатомных и многоатомных спиртов, аминов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. Гомологические ряды, возможные виды изомерии и номенклатура предельных одноатомных и многоатомных спиртов, аминов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. Изменение физических свойств в гомологических рядах. Получение спиртов (брожением), альдегидов (окислением спиртов, реакция Кучерова), карбоновых кислот (окислением алканов), сложных эфиров, аминов.

Химические свойства предельных одноатомных спиртов (горение, взаимодействие с щелочными металлами, галогеноводородами, внутримолекулярная дегидратация), глицерина (взаимодействие с щелочными металлами, качественная реакция), аминов (взаимодействие с кислотами, водой), фенола (взаимодействие с натрием, растворами щелочей, бром ной водой), альдегидов (окисление, присоединение по двойной связи водорода, воды), карбоновых кислот (взаимодействие с металлами, щелочами, спиртами), сложных эфиров

(гидролиз), жиров (гидролиз, гидрирование жидких жиров).

Генетические связи между изученными

классами органических соединений.

Применение изученных веществ.

Демонстрации

  1. Свойства спиртов: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.

  2. Качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты.

  3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

  4. Качественные реакции на фенол.

  5. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

  6. Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (I).

  7. Образцы различных карбоновых кислот.

  8. Поведение индикаторов в органических кислотах.

  9. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия.

  10. Качественная реакция на муравьиную кислоту.

Лабораторные опыты.

5кисление спиртов оксидом меди (II).

6. Свойства глицерина.

7. Окисление альдегида гидроксидом меди (II).

8. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот. 9. Получение сложного эфира.

10. Свойства жиров: а) растворимость жиров; б) отношение жидких жиров к бромной воде.

11. Свойства моющих средств (свойства мыла, сравнение свойств мыла и СМС).

Практическая работа 2. Карбоновые кислоты и их соли.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.



Исследовать свойства изучаемых веществ. Моделировать строение изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь». Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии.

Различать изученные виды изомерии органических веществ.

Характеризовать способы получения,

свойства и области применения изучаемых веществ

4

Полифункциональные соединения

16

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Положение теории А. М. Бутлерова о зависимости свойств веществ от их химического строения.

Строение молекул глюкозы, фруктозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы, аминокислот, белков.

Гомологические ряды, возможные виды

изомерии и номенклатура аминокислот. Изменение физических свойств

в гомологических рядах.

Химические свойства глюкозы (взаимодействие с гидроксидами металлов, окисление.

восстановление, спиртовое брожение), сахарозы (образование сахаратов, гидролиз),

крахмала (реакция с иодом, гидролиз).

целлюлозы (гидролиз, этерификация),

аминокислот (реакции, обусловленные со

четанием карбоксильной группы и амино

группы), белков (денатурация, биуретовая

и ксантопротеиновая реакции).

Применение изученных веществ.

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений (мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, полимеризация, поликонденсация). Получение, основные потребительские свойства и применение полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, фенолформальдегидных смол, синтетических каучуков, резины, полиэфирных волокон.

Демонстрации

  1. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

  2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

  3. Отношение сахарозы к гидроксиду меди (II) без нагревания и при нагревании.

  4. Гидролиз сахарозы.

  5. Гидролиз целлюлозы и крахмала.

  6. Взаимодействие крахмала с иодом.

  7. Образцы волокон: натуральных, искусственных и синтетических - и изделий из них.

  8. Образцы аминокислот.

  9. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

  10. Растворение белков в воде.

  11. Свойства белков: денатурация белков под действием температуры и кислот.

  12. Обнаружение белка в молоке.

 Лабораторные опыты

12. Качественные (цветные) реакции на белки.



Практическая работа 3. Углеводы.

Практическая работа 4. Волокна и полимеры.

Практическая работа 5. Решение экспериментальных задач.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.




Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать и описывать химические реак

ции с помощью естественного (русского.

родного) языка и языка химии.

Называть изученные положения теории

химического строения А. М. Бутлерова.

Различать механизмы образования кова-

лентной связи.

Характеризовать свойства, биологическую

роль и области применения изучаемых

веществ

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Описывать способы получения и применение изученных высокомолекулярных соединений и полимерных материалов на их основе.

Различать общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, полимеризация, поликонденсация. Характеризовать потребительские свойства изученных высокомолекулярных соединений и полимерных материалов на их основе

5

Биологически активные вещества

3

Ферменты - биологические катализаторы. Каталитическое действие ферментов и небиологических катализаторов в сравнении. Применение и биологическое зиачение ферментов.

Демонтрации

  1. Выявление влияния pH на активность фермента желудочного сока пепсина с помощью датчика рН цифровой лаборатории.

  2. Изучение активности фермента каталазы с помощью датчика кислорода цифровой лаборатории.

  3. Образцы витаминов и лекарственных препаратов.

Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С(аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов, их биологическая роль.

Гормоны. Классификация гормонов: стероидные, пептидные и белковые. Гормоны, производные тирозина. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.




Характеризовать свойства, биологическую

роль и области применения изучаемых

веществ



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница