Департамент социальной защиты населения ивановской области бюджетное учреждение социального обслуживания ивановской области «ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» школа для родственников по уходу за пожилыми людьми



страница1/6
Дата22.06.2019
Размер0.94 Mb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6



ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ



БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИВАНОВСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

ШКОЛА ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ ПО УХОДУ

ЗА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

(учебное пособие)


Содержание


Занятие 1. Психовозрастные особенности поведения пожилых людей. Принципы построения взаимодействия……………………………………...




Занятие 2. Специфические проблемы здоровья в пожилом возрасте. Рекомендации по уходу за пожилыми людьми, страдающими хроническими заболеваниями………………………………………………...




Занятие 3. Помощь людям с ограниченной способностью к передвижению (основные правила и техники передвижения). Применение пассивных упражнений. Использование речевых видов социальной поддержки……………………………………………………….........................




Занятие 4. Уход за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению. Правила проведения гигиенических процедур…………………………………………………………………………




Занятие 5. Уход за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению. Правила оказания помощи при кормлении, одевании и раздевании. Принципы поддержания постельного комфорта…………………………………………………………………………




Занятие 6. Правила оказания первой доврачебной помощи……………..




Занятие 7. Региональная система социальной защиты

граждан пожилого возраста и инвалидов…………………………………






Занятие 8. Профилактика стрессовых состояний, вызванных необходимостью ухода за пожилыми людьми………………………………..




Список используемой литературы……………………………………………..




Занятие 1. Психовозрастные особенности поведения пожилых людей.

Принципы построения взаимодействия.
Старость - это заключительная, но при этом естественная и обязательная фаза в развитии человека. С определенного возраста в жизни человека начинают проявляться инволюционные (обратные развитию) признаки, что выражается во внешнем виде пожилого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

Старость может приближаться к человеку через физиологическое ослабление организма, а также путем снижения силы и подвижности психических процессов.


Особенности личности пожилого человека
Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности? Или же напротив, возможность вести полноценную, интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость, как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Старение - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д.

Наиболее общим свойством процесса старения является «замедление», охватывающее большинство функций организма. Например, сенсорных систем: ухудшение слуха, зрения, вкуса, осязания и обоняния. А также более сложных функций: движение, восприятие нового, запоминание - всего поведения человека, включая способность к адаптации в меняющихся условиях.

Старение, как процесс (в случае отсутствия патологий), не несёт в себе каких-либо резких качественных изменений в психическом и физическом здоровье человека. Однако общие проявления старения сказываются в виде возрастного снижения силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности. Внешние проявления неуклонности возрастных изменений у человека особенно демонстративны на примере двигательной активности в старости. Однако необратимые изменения происходят на всех уровнях функциональных систем.

Так, снижение функций памяти наблюдается у всех пожилых людей. Исследования доказали неравномерность снижения функций памяти с возрастом. В частности, оперативная память (память, направленная на выполнение непосредственных действий) и кратковременная память (память на недавно случившиеся события) страдают в первую очередь и в наибольшей степени. Долговременная память (память на события, случившиеся в прошлом) страдает чуть меньше, чем кратковременная, что объясняется особым отношением старого человека к прошлому и особой ролью воспоминаний, которые составляют значительную часть психической жизни человека.

Отношение к прошлому составляет основу субъективных переживаний за счёт того, что в этом возрасте настоящее и будущее представляется менее ярким и менее наполненным значительными событиями социальной жизни. Существует феномен особой, эмоционально окрашенной обращённости пожилых людей к прошлому. В одном случае, это непроизвольно возникающие в сознании пожилого человека воспоминания конкретного прошлого события, которое не имеет для него особого значения. В период, когда это событие происходило, оно не привлекало внимания и само по себе не имело исключительного характера. Тем не менее, возникая в памяти по мимо воли, это воспоминание не оставляет человека безразличным. В других случаях речь идёт о положительно окрашенных воспоминаниях, к которым старый человек с удовольствием возвращается вновь и вновь.

С возрастом снижается эффективность не только памяти, но и внимания. Внимание – это способность сосредотачиваться на объектах окружающей среды и запоминать их. Внимание проявляет себя в различных формах. Например, способность концентрироваться на объекте без отвлечения на что-либо другое называется поддерживанием внимания. Исследованиями доказано, что данная способность хорошо сохраняется в старости, хотя и существует некоторое ухудшение, но не значительное.

Также в меньшей степени страдает и способность концентрироваться на отдельном объекте, в то время как на человека воздействуют различные отвлекающие стимулы (избирательность внимания).

А вот способность одновременно уделять внимание нескольким источникам информации и обрабатывать их (распределение внимания), а также быстро переключаться с одного объекта на другой (переключение внимания) страдает в большей степени, чем ранее перечисленные формы внимания.

Как показывают исследования, в связи с общими нарушениями центральной нервной системы пожилые люди не могут одновременно уделять внимание тому количеству объектов, которое они могли уделить в молодости. А в совокупности со снижением памяти приводит к забывчивости, рассеянности, некоторой несобранности, что часто проявляется у пожилых людей. Снижение эффективности внимания приводит к возрастному изменению не только количественных, но и качественных сторон психического состояния человека.

Соответственно, такую же зависимость от возраста имеет интеллект, т.е. в процессе старения происходит снижение интеллектуальной активности человека. Но, с другой стороны, формируются мощные компенсаторные механизмы, обеспечивающие такую его перестройку, которая способна обеспечить необходимое приспособление к изменившимся условиям. Так, например, за счёт большей сохранности долговременной памяти, многие события и действия переводятся из кратковременной памяти в долговременную за счёт постоянных повторений и тренировок.

Вербальная функция (речь) также достаточно долго остаётся в пожилом возрасте на вполне высоком уровне. Поэтому выполнение пожилым человеком какого-либо сложного для него действия часто сопровождается проговариванием каждого этапа.

Стоит отметить, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних стадиях жизни. (Пример: Наверное, многие из вас уже заметили, что пожилой человек, который ведёт активный образ жизни: продолжает трудовую деятельность, участвует в общественных организациях, посещает клубы по интересам или просто активно включается в дела своей семьи (воспитание внуков, ведение домашнего хозяйства), сохраняет бодрость и интеллектуальную активность намного дольше, чем человек, ведущий пассивный образ жизни. Если по какой-либо причине пожилой человек резко теряет возможность вести привычный для себя образ жизни (ухудшение самочувствия, болезнь) происходит достаточно быстрое ухудшение не только интеллектуальной сферы, но и снижение эмоционального фона, а иногда даже ухудшение здоровья). Таким образом, чем более активен пожилой человек, тем дольше он сохраняет свои интеллектуальные функции и тем менее выражены возрастные изменения.

Существуют некоторые особенности и мотивационно-потребностной сферы пожилых людей, которые определяют их устойчивость по отношению к негативным изменениям, обусловленных старением. Своеобразие личности пожилого человека обусловлено не столько изменениями содержания его потребностей, сколько спецификой их иерархии.

Ведущая группа потребностей включает в себя потребность избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов, а также потребность в постоянстве (привязанность человека к определённым людям, предметам).

Вторая группа – потребность в автономии, проявляющаяся в идее собственной независимости, свободе, стремлении идти по жизни своим путём, сопротивляться принуждению. Упрямство и непринятие чужого мнения также является проявлением стремления к автономии. Это путь защиты собственной независимости. В эту же группу входят:



  • потребность в защите: имеется в виду потребность в защите своего «Я» от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир;

  • потребность в заботе о других, которая существенно преобладает у женщин;

  • потребность во власти.

Третья группа – «подчинённые потребности»: потребность в любви, творчестве и т.д.

Сам комплекс потребностей, характерных для пожилого человека, не представляет собой ничего специфичного. Он включает в себя потребности, характерные для разных возрастных периодов. Специфика заключается в том, что эти потребности смещены в определённом направлении. Такие потребности, как потребность в любви, творчестве, т.е. весьма значимые, обычно играющие решающую роль в жизни человека, оттеснены и имеют незначительный удельный вес.

Специфической является и группа «ведущих потребностей», где на первое место выходит потребность в избегании страдания. В данном случае ее специфика именно в том, что она занимает доминирующее положение.
Не менее важным фактором в формировании поведения пожилого человека являются его эмоции.

Эмоции человека – это, прежде всего, переживание им актуальных ситуаций, его эмоционально окрашенное отношение к действительности и к самому себе, совокупность чувств, связанных с окружающими событиями.

Что касается пожилых людей, то выявлены биохимические сдвиги, располагающие по мере старения к более частому проявлению депрессивного и тревожного состояния. Кроме того, пожилые люди склонны к негативным эмоциям, в основе которых лежат различные физиологические и социально-экономические факторы:



  • ограничение двигательной активности и социальных контактов;

  • общее ухудшение состояния здоровья или обострение ранее полученных заболеваний;

  • выход на пенсию;

  • уменьшение доходов;

  • смерть супруга, друзей и т.д.

Всё это негативно влияет на ощущение окружающей действительности, самого себя и эмоциональный фон пожилого человека. При этом наблюдается существенное снижение самооценки, неудовлетворённость собой, неуверенность в своих силах, обостряется чувство беспомощности, одиночества, происходит сужение интересов. Всё это способствует развитию мнительности, неуверенности, сосредоточению интересов на здоровье и сугубо жизненных проблемах.

Однако, было бы ошибкой думать, что такие изменения эмоций распространяются на всё пожилое население. Имеется большая категория лиц, которые до глубокой старости сохраняют оптимистическое настроение, высокую работоспособность. Этому способствуют многие факторы, в том числе упорядоченный образ жизни, овладение специальными методами психической саморегуляции, наличие интересов, активная общественная жизнь, благополучная семейная жизнь.

Также стоит отметить, что в научной литературе широко рассматривается вопрос о заострении или огрубении в старости личностных черт. Так характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать как происходящие за счёт продолжения и усиления присущих людям в молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения. Другими словами в старости, за счёт возрастных изменений происходит сдвиг (и часто в негативную сторону) присущих ранее человеку черт характера. Например, некоторые люди с тревожно-маниакальными чертами становятся ещё более мнительными, тревожными и подозрительными. Однако у многих людей в старости наблюдаются и положительные изменения черт характера. Можно нередко наблюдать умиротворённость, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, адекватную переоценку своих возможностей, сглаживание противоречивых черт характера.

Рассматривая изменения характера в старости, нельзя, по-видимому, строго разграничивать указанные тенденции, так как у одного и того же человека могут наблюдаться как негативные, так и положительные изменения.


Особенности личности человека пожилого возраста характеризуют типы приспособления к старости, выделенные Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:

1. «Конструктивный тип». Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой и могут оставаться сексуально активными.

2. «Зависимый тип». Данная стратегия приспособления также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности и зависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей в обеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Он доволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичность.

3. «Оборонительный тип». Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках любят быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично, они не видят преимуществ в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с небольшой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность «через силу», постоянная подпитка внешними действиями.

4. «Враждебный». Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценке действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям, иногда переносом этого отношения на весь мир.

5. «Самоненавидящий тип». Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и презирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают факты старения, но они не завидуют молодым, они не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.


Принципы построения взаимоотношения с пожилыми людьми
Чтобы помочь пожилому человеку легче перенести проявления старения и противостоять стрессам есть несколько принципов построения взаимоотношений с ними.

1. При построении взаимоотношений с пожилым человеком особенно важным является доверие к нему и понимание его нужд. Понимая его потребности и доверяя тому способу их удовлетворения, который пожилой человек выбрал, вы принесёте в ваши взаимоотношения тепло и открытость.

2. Для повышения своей самооценки и значимости пожилому человеку требуется чувствовать себя независимым от других людей. Поэтому необходимо поощрять независимость пожилого человека, давая ему возможность быть самостоятельным, насколько это возможно.

3. Пожилому человеку необходимо ощущать поддержку родных и близких, а чтобы он смог это почувствовать, наилучший вариант – это быть по возможности доступным для него (навещать, звонить).

4. Достаточно часто пожилые люди чувствуют себя изолированными от общества, так как в силу своих ограниченных возможностей не могут позволить себе часто навещать своих родственников, друзей, а иногда и просто выходить на прогулки из дома. Поэтому очень важно постараться помочь пожилому человеку принять участие в общественной жизни: предоставить нужную информацию, помочь в передвижении и т.д. Эти действия несомненно помогут в борьбе с изоляцией и повысят его иммунитет к стрессам.
Занятие 2. Специфические проблемы здоровья в пожилом возрасте. Рекомендации по уходу за пожилыми людьми, страдающими хроническими заболеваниями.
Слабое здоровье – это неизбежный аспект старения. С возрастом влияние ослабленного здоровья на жизнь людей становится все значительнее. Именно поэтому ухаживающему за пожилым человеком необходимо иметь элементарные знания из области медицины.

Существует большая группа заболеваний, которые характеризуются постепенным началом и длительным течением с болезненными симптомами. Такие заболевания называются хроническими. Зачастую они как бы подкрадываются к человеку незаметно, и время их начала остается нераспознанным.

Во многих случаях человек с хроническим заболеванием всю оставшуюся жизнь живет с ним или с осложнением от этого заболевания. Хронические заболевания характеризуются чередованием периодов исчезновения симптомов (ремиссии) и новых обострений. Иногда у человека хроническое заболевание может продолжаться много лет без каких-либо серьезных симптомов, а затем может внезапно наступить обострение. Когда наступает обострение, то хроническое заболевание вступает в острую стадию и требует консультаций и наблюдений врача. После курса лечения острая стадия переходит в стадию ремиссии.

Хроническое заболевание длится долго, а может не пройти никогда. Часто оно коренным образом изменяет повседневную жизнь. Хроническое заболевание может повлиять и на эмоциональное состояние человека. Так, он может стать раздражительным, у него может развиться депрессия, он может чувствовать себя несчастным потому, что не может больше делать то, что делал прежде. Основной задачей ухода является необходимость помочь такому человеку жить как можно более полноценной жизнью.


Сахарный диабет
Сахарный диабет – нарушение углеводного обмена вследствие недостаточного функционирования поджелудочной железы. Это заболевание полностью не излечивается и продолжается годами.

В основе заболевания лежит недостаточная выработка инсулина клетками поджелудочной железы. Это влечет за собой резкое нарушение углеводного и жирового обмена, в связи с чем не происходит достаточного усвоения сахара тканями, повышается его уровень в крови, и сахар выделяется с мочой.

Причины сахарного диабета и предрасполагающие факторы:


  • психические переживания;

  • нарушение белкового обмена;

  • нарушение жирового и солевого обмена;

  • сотрясения головного мозга;

  • наследственная предрасположенность;

  • злоупотребление сладкой, мучной и жирной пищей;

  • алкоголизм.

Существует 2 типа больных сахарным диабетом:

1-ый типзависимые от инсулина;

2-ой типнезависимые от инсулина.
1-ый тип. У таких больных разрушена часть клеток, вырабатывающих инсулин. Это люди, в основном, до 40 лет, иногда даже дети. Лечение проводится путем инсулиновых инъекций и диеты. 1-ый тип диабета развивается быстрее, обычно, в течение нескольких недель, симптомы его более очевидны.
2-ой тип. Организм человека все еще вырабатывает инсулин, но в минимальном количестве. Чаще всего людям, страдающим таким типом диабета больше 40 лет. Лечение проводится только при помощи диеты, иногда с использованием медикаментов. 2-ой тип диабета развивается постепенно и его симптомы менее интенсивны. Некоторые люди вообще их не замечают, связывая симптомы со старением, но болезнь может выявиться в ходе медицинского обследования.

Более ¾ больных диабетом относятся ко 2-му типу.




Симптомы

Болезнь начинается постепенно, иногда не заметно для больного. Среди симптомов сахарного диабета можно выделить следующие:


  • жажда;


  • частое мочеиспускание, особенно, по ночам;

  • усиление аппетита, но, несмотря на это, больные имеют тенденцию к похуданию;

  • чрезмерная утомляемость;

  • зуд в паховой области;

  • повышенная раздражительность;

  • снижение трудоспособности;

  • размытое видение окружающих предметов;

  • подверженность инфекционным заболеваниям;

  • возможное возникновение кожных заболеваний;

  • плохое заживление ран.


Рекомендации по уходу
Ухаживая за подопечными, страдающими сахарным диабетом, необходимо обратить особое внимание на некоторые рекомендации.

  • Следите за тем, чтобы подопечный строго соблюдал назначенную диету с 4- и 5-кратным приемом пищи небольшими порциями при сохранении физиологически необходимой энергетической ценности; подопечный, страдающий сахарным диабетом, должен своевременно принимать пищу, т.к. снижение уровня сахара в крови может привести к коматозному состоянию.

Различают диабетическую и гипогликемическую кому.

Первая развивается при недостатке инсулина. В течение нескольких дней появляются нарастающая сла­бость, вялость, сонливость, ухудшение аппетита, головные боли, тошнота и рвота, сухость и похолодание кожных покровов, мышечная слабость, возможен запах ацетона изо рта, в последующем развивается нарушение сознания. Такое состояние требует неотложной врачебной помощи. В домашних условиях при начальных проявлениях заболевания следует давать больному как можно больше жид­кости. Главной и единственной мерой для спасения больного является введение больших доз инсулина под соответствую­щим контролем.



Другой вид коматозного состояния - гипогликемическая кома, которая развивается при передозировке инсулина или физической перегрузке. При этом резко уменьшается уро­вень сахара в крови. У больных в таких случаях внезапно появляются чувство голода, озноб, обильная потливость, краснеет лицо и развивается потеря сознания. Своевременно принятый кусочек сахара, сладкий чай, хлеб быстро восстанавливают самочувствие больного.

  • Необходимо проводить систематический контроль за ко­личеством сахара в моче.

  • Следите за соответствующим режимом приема препаратов, понижающих уровень сахара в крови (по назначению врача).

  • Важно следить за чистотой кожи, постели, белья, что является профилактикой кожных заболеваний и пролежней. Необходимо ежедневное мытье ног в теплой воде с последующей обработкой ороговевших частей кожи пемзой и смазыванием этих участков увлажняющим кремом. Категорически запрещается стричь ногти ножницами (чтобы случайно не поранить кожу), для ухода за ногтями следует пользоваться пилкой. При обнаружении малейших повреждений кожи ног ранку необходимо немедленно промыть раствором фурацилина и наложить сухую стерильную повязку.

  • Поощряйте регулярные посильные физические упражнения, потому что это улучшает кровообращение, а также помогает сохранять хорошее настроение.

  • В настоящее время для лечения сахарного диабета ис­пользуют ряд эффективных медикаментозных средств. На­ряду с этим большая роль принадлежит диете и контролю за состоянием водного и углеводного обменов.

Диета является основой лечения диабета. Очень важно, чтобы подопечный не нарушал ее. Он должен своевременно принимать пищу, так как снижение уровня сахара в крови приводит к коме.
Симптомы при диабетической и гипогликемической комах


Симптомы

Диабетическая

кома

Гипогликемическая кома

Начало

Постепенное, от 10-12 ч до 3-4 суток

Быстрое

Диагноз

Неизвестен

Диагноз известен, лечение инсулином

Дыхание

Глубокое, шумное

Нормальное или слегка учащенное

Состояние кожных покровов

Сухие, бледные, тургор снижен

Влажные

Тонус глазных яблок

Снижен, реакция зрачков на свет вялая

Повышен, зрачки расширены

АД

Понижено

Повышено

Пульс

Частый, слабый, мягкий

Частый, аритмичный

Запах изо рта

Резко выражен запах ацетона

Запах ацетона изо рта отсутствует

Признаки обезвоживания

Выражены

Отсутствуют

Суточный диурез (количество выделяемой мочи)

Полиурия (большое количество)

Нормальный


Онкологические заболевания
Рак (злокачественная опухоль) различных локализаций на сегодняшний день является одной из главных причин смерти пожилых людей.

Суть заболевания заключается в том, что нормальный рост и размножение клеток какого-либо органа нарушается, появляется группа клеток, обладающая способностью к самостоятельному неконтролируемому развитию. Клетки опухоли могут по кровеносным и лимфатическим сосудам перемещаться в другие органы и ткани (метастазировать) и формировать там новые очаги роста. На месте своего роста раковые клетки вытесняют и уничтожают нормальные клетки тканей и, кроме того, в процессе жизнедеятельности выделяют токсичные для организма продукты.

Результат лечения рака напрямую связан со временем его начала: чем раньше после появления опухоли начато лечение, тем больше у человека шансов выздороветь. Однако, эта проблема чрезвычайно сложна, так как рак на ранней стадии своего развития не причиняет человеку боли или каких-либо других ощущений. К сожалению, когда появляются первые ощутимые признаки болезни, раковая опухоль бывает уже большой и иногда успевает метастазировать, что резко снижает шансы на успех лечения.

Первые признаки раковых опухолей любой локализации схожи. К ним относятся прогрессирующая слабость, потеря массы тела, снижение аппетита и работоспособности, потеря интереса к жизни, иногда - подташнивание. Симптомы, более специфичные для каждой из опухолей (например, маточное кровотечение при раке матки или частая рвота при раке желудка) появляются гораздо позже и чаще всего свидетельствуют о запущенности заболевания и малых шансах на успех лечения.

Современная медицина располагает тремя методами лечения рака.

Часто ведущим методом лечения является удаление опухоли хирургическим путем. Хирургическое вмешательство в случае отсутствия отдаленных метастазов бывает максимально обширным: удаляется не только пораженный орган, но и часть окружающих его тканей, лимфоузлы и сосуды.

Как дополнение к хирургическому вмешательству или при невозможности его проведения в должном объеме применяются два других метода — химиотерапия (прием внутрь специальных лекарственных средств) и лучевая терапия (рентгеновское облучение зоны опухоли). Иногда проводится комплексное лечение с применением всех трех вышеуказанных методов.

Используемые для лечения рака препараты настолько сильные и токсичные, что они угнетают не только рост раковых клеток, но и рост и функционирование здоровых клеток. В результате на фоне химиотерапии человек может чувствовать себя гораздо хуже, чем до начала лечения, и ваша задача в данном случае заключается в том, чтобы терпеливо объяснить человеку суть происходящих с ним изменений. Обычными побочными действиями являются тошнота, понос, выпадение волос и сухость кожи.

Цель лучевой терапии - разрушить раковые клетки с помощью рентгеновских лучей. Во время этого лечения человек обычно не чувствует боли, но у него могут быть неприятные побочные явления в виде подъема температуры, усиления слабости и др.
Рекомендации по уходу
1. Самое главное - быть рядом с человеком, выслушивать и всесторонне поддерживать больного, проявлять свое участие в его проблемах. Научитесь держаться и разговаривать с такими подопечными оптимистично (но не беззаботно). Если человек знает, что болен раком, старайтесь не обсуждать с ним диагноз и перспективы лечения, уходя в сторону от подобных разговоров. Если человек не знает о своем диагнозе, не сообщайте ему об этом, а в случае прямых вопросов посоветуйтесь с врачом.

2. Во время ухода помните, что борьба с инфекцией приобретает первостепенное значение. Химио- и лучевая терапия ослабляют иммунную систему человека. Инфекцию могут вызвать любые микроорганизмы. Поэтому строго соблюдайте правила гигиены, включая мытье рук и другие меры предосторожности.

3. Обеспечивайте хороший уход за полостью рта, чтобы уменьшить риск инфекции. Обрабатывайте рот каждые 2 часа, так как некоторые лекарственные средства могут вызвать выраженную сухость во рту или серьезную инфекцию полости рта. Можно использовать антибактериальный ополаскиватель для рта.

4. Следите за тем, чтобы не было покраснений или раздражений во рту и на других частях тела.

5. Обеспечивайте правильное питание и адекватный отдых.

6. Обычно человек, проходящий курс лечения, теряет аппетит. В течение одного или нескольких дней после химиотерапии у подопечного часто бывает тошнота и понос. Химиотерапия может также изменить ощущение вкуса и запаха у человека, поэтому все кажется невкусным.

Однако ему все равно необходима калорийная пища, чтобы содействовать процессу лечения и придавать силы. Вот несколько способов обеспечить хорошее питание для человека, потерявшего аппетит: часто давайте пить, особенно калорийные жидкости (молочный коктейль, бульон и др.), давайте человеку полноценную и калорийную пищу в любое время, когда он хочет есть, и сделайте так, чтобы пища выглядела аппетитной, сделайте время приема пищи как можно более приятным и спокойным, давайте есть небольшими порциями, но часто, предлагайте подопечному ту еду, которая ему нравится.

7. Никогда не ухаживайте за человеком, проходящим курс лечения от рака, если сами больны простудой или гриппом, потому что вы можете передать свое заболевание ему.

8. Вы можете помочь человеку, который начал терять волосы, лучше чувствовать себя, заверив его в том, что волосы снова вырастут, как только закончится курс лечения. Предложите носить шарф, парик или даже любимую шляпу, если он этого захочет.

9. Если человек, получающий курс химио- или лучевой терапии, чувствует усталость, объясните ему, что это - неизбежное следствие лечения. (Иногда, когда знаешь, почему чувствуешь себя именно так, лучше справляешься с чувствами и даешь себе отдохнуть). Курс лечения может длиться несколько недель или месяцев. Необходима огромная физическая и эмоциональная энергия, чтобы бороться против болезни.

10. Рекомендуйте человеку больше отдыхать, спать днем или раньше ложиться спать вечером. Можете спросить, не нужна ли ваша помощь, чтобы лежать правильно и удобно.

11. Если у человека появляются изменения на коже (сыпь от принимаемого лекарства или покраснение и жжение от лучевой терапии), хорошо ухаживайте за кожей, часто ее осматривайте и содержите в чистоте. Часто делайте массаж спины, особенно если человек много лежит в постели, что вызывает усталость. Массаж спины увеличивает приток крови к коже. Никогда не массируйте место, которое подвергается облучению. Часто на этом месте есть особые отметки, которые сделал врач-радиолог для фокусирования рентгеновских лучей. Для профилактики повреждений кожи и ненужного сдавливания часто меняйте положение подопечного.

12. Ухаживая за подопечным, незамедлительно докладывайте врачу о любых изменениях. Химио- и лучевая терапия могут вызвать ряд побочных воздействий, что может изменить план по уходу. План по уходу для каждого человека разный, и зависит от особых потребностей данного человека.

Самое главное, что надо помнить при уходе за подопечным, страдающим раком, ему нужны положительные эмоции и доброе, искреннее отношение.


Огромное число болезней поражает нервную систему человека. Причины одних - в поражении сосудов мозга, других - в воспалительных изменениях нервной системы, причины иных вообще неизвестны.

Одна из проблем нервной системы возникает в результате нарушения нервной деятельности или повреждений спинного мозга, что обычно вызвано какой-либо травмой. Может быть повреждена и часть головного мозга.

Умственная отсталость и психическое заболевание тоже считаются патологическими состояниями нервной системы, потому что они связаны с деятельностью мозга, хотя в большей степени такие люди наблюдаются у психоневролога, а не у невропатолога. Инсульт, рассеянный склероз и болезнь Паркинсона тоже являются хроническими заболеваниями нервной системы.

Трагедия пациентов с заболеваниями нервной системы заключается в том, что при выпадении части двигательных, чувствительных или даже речевых функций головного мозга человек чаще всего остается в здравом уме и способен осознавать свою ущербность. С другой стороны, у многих подопечных с нарушением высших функций нервной системы (память, интеллект, речь) могут быть сохранены двигательные и чувствительные функции, что требует от окружающих постоянного контроля за ними с целью избежания нежелательных и непредвиденных действий со стороны таких подопечных.


Болезнь Паркинсона
Болезнь Паркинсона – прогрессирующее неврологическое нарушение с наследственной предрасположенностью.

Симптомы

1. Скованность и замедленность движений чаще всего начинаются в правой половине туловища. Они вызывают трудности при совершении обычных бытовых дел, письме, вставании со стула, переворотах в постели по ночам.

2. Выраженное неконтролируемое напряжение всех мышц (повышенный тонус) приводит к формированию «позы просителя» - руки и ноги постепенно сгибаются в суставах, спина сутулится, а также является причиной хронических болей.

3. Изменения походки. Она становится шаркающей и семенящей; человек испытывает трудности при ходьбе. Ему трудно сделать первый шаг, что часто приводит к потере равновесия и падениям.

4. Тремор (дрожание) рук и подбородка.

5. «Застывание лица», редкое мигание.

6. Невнятная речь, избыточное слюнотечение.

7. Замедленность мышления и внимания, но при этом интеллект и память остаются сохранными.

8. Психические нарушения заключаются в подавленности, раздражительности, беспокойстве, назойливости, депрессии.

9. Сопутствующие нарушения – снижение обоняния, запоры, нарушения мочеиспускания, импотенция, жирная кожа и волосы и др.

Уход за больными паркинсонизмом представляет известные сложности, по­скольку такие подопечные не всегда в состоянии себя обслужить, выполнять лечебные назна­чения.
Рекомендации по уходу
1. Рекомендуйте подопечному часто отдыхать. Отдых предупреждает сильную усталость и ощущение бессилия.

2. Старайтесь не торопить подопечного. Тремор и другие симптомы болезни усиливаются, если человек волнуется или спешит выполнить какое-либо движение.

3. Делайте ему теплые ванны, чтобы помочь расслабить мышцы.

4. Убедите подопечного пользоваться любыми приспособлениями, которые у него могут быть для выполнения простых действий в повседневной жизни (особая расческа, бритва, столовые принадлежности и др.).

5. Когда он ходит, напоминайте ему о том, чтобы он держался прямо, размахивал руками, поднимал ноги и опускал их на пол сначала на пятку, а потом переступал на носок. Пожилому человеку с болезнью Паркинсона приходится делать осознанные усилия, чтобы сделать то, что у других происходит само собой.

6. Во время еды напоминайте ему продумывать процесс проглатывания. Например, вы можете сказать: «Постарайтесь держать губы и зубы сомкнутыми». Или: «Не поменять ли Вам сторону, на которой Вы жуете, чтобы одна сторона не слишком уставала?».

7. Предлагайте частые приемы пищи небольшими порциями. Такие подопечные нуждаются в молочно-растительной диете, ограничении мяса, животных жиров, яичных желтков. Исключаются жареные блюда и спирт­ные напитки.

Необходимо принимать пищу по прошествии двух часов после приема лекарств, чтобы они могли спокойно пройти к тонкой кишке. Или же принимайте пищу за некоторое время до приема лекарств, но так, чтобы в еде было мало белка. Потребляйте днем пищу, не богатую белками, а вечером, напротив, ешьте больше яиц, рыбы и мяса. Это связано с тем, что лекарства лучше всасываются днем, а пища богатая белками по вечерам.

Обычно люди с болезнью Паркинсона худеют потому, что устают прежде, чем заканчивают прием пищи. Кроме того, они могут смущаться из-за того, что они насорили на столе или едят медленно, и могут потерять интерес к еде.

8. Поддерживайте их эмоционально и будьте особенно терпеливы с ними, когда они что-то делают сами.

9. Подопечным назначают длительные прогулки, систематическую ле­чебную физкультуру, посильную трудотерапию.
Инсульт
Инсульт - острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга и расстройством его функций.

Основные причины инсульта - гипертоническая болезнь и атеросклероз со­судов головного мозга. Инсульт может возникать также при других заболеваниях сосудов, ревматизме, болезнях крови и др.


Симптомы

Различают геморрагический инсульт, при котором происходит кровоизлия­ние в мозг, и ишемический инсульт, возникающий вследствие затруднения или прекращения поступления крови к тому или иному отделу мозга и сопровождающийся размягчением участка мозговой ткани - инфарктом мозга.

Геморрагический инсульт чаще происходит после стресса, эмо­ционального напряжения. У человека наступает паралич рук и ног, обычно с одной стороны (например, правые рука и нога при кровоизлиянии в левое полушарие головного мозга), нарушается речь. Ишемический инсульт происходит ночью, во время сна, иногда он развивается постепенно. Например, сначала немеет рука, затем - половина щеки, а в дальнейшем нарушается речь.

После инсульта у подопечных мо­гут сохраняться длительное время различные нарушения сознания, двигательных функций, расстройства речи, чувствительности, мочеиспускания.

Восстановление нарушенных функций после инсульта происходит медленно, и может быть далеко не полным.


Рекомендации по уходу
Осуществляя план по уходу за подопечным, у которого был инсульт, сосредоточьте внимание на конкретных симптомах его заболевания. Это, возможно, поможет восстановить работу его руки и ноги, хотя бы частично. Следите также за обеспечением безопасности передвижений пожилого человека в связи с потерей им части ощущений. Поощряйте его при этом быть независимым.

1. Делайте пассивные упражнения для пораженных конечностей подопечного. Такие упражнения помогут сохранить подвижность суставов. Рекомендуйте подопечному, насколько возможно, использовать непораженную руку и ногу для выполнения упражнений с его парализованными конечностями

2. Если нарушена функция жевательной мускулатуры и глотания, следите за тем, как человек ест. Если вам нужно его кормить, всегда кладите пищу в ту сторону рта, которая не поражена парезом. Убедитесь в том, что после еды у него во рту не осталось никакой пищи. Поскольку он частично утрачивает способность ощущать пищу во рту, увеличивается риск поперхивания и асфиксии. Поэтому следите, чтобы подопечный сидел прямо во время еды, так, чтобы ему было легче глотать пищу.

3. Так как у него может быть слюнотечение изо рта на парализованной половине рта, это может вызвать раздражение кожи. Поэтому следите за тем, чтобы его лицо было чистым и сухим. Если возможно, смазывайте лицо защитным (детским) кремом.

4. Следите за подопечным, когда он бреется. Он может пропустить места, которые он не чувствует, или может порезаться и не почувствовать этого.

5. Предложите ему помощь в выполнении любых процедур личной гигиены, которые могут быть трудными для него из-за его слабости или пареза.

6. Помогайте ему ходить. Идите с его слабой стороны. Ему могут понадобиться «ходунки» или трость для поддержания равновесия.

7. Когда подопечный в постели, положите его парализованную руку на подушку. Когда он не в постели, поддерживайте его руку с помощью повязки. В парализованных конечностях плохое кровообращение и такое поднятие руки помогает предотвратить застойные явления, а также отек и сохраняет чувство равновесия.

8. Расположите необходимые предметы (очки, слуховой аппарат, телефон, стакан воды и др.) в пределах досягаемости его непораженной конечности. Положите сигнал вызова в пределах досягаемости непораженной конечности подопечного.

Независимо от степени остаточного нарушения движений по рекомендациям лечащего врача назначают лечебную гимнастику. Все мероприятия по активизации больного в домашних условиях (обучение сидению, ходьбе) проводят под контрол­ем медработника. Программу занятий по лечебной гимнастике составляют невропатолог и методист по лечебной физкультуре. При расстройствах речи проводят логопедические занятия по специальной программе.


Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера является одним из нескольких заболеваний, которые классифицируются как нарушение познавательной способности. Такие заболевания снижают способность человека думать и рассуждать.
Симптомы


  • Значительное снижение объема памяти (подопечный может забывать очень простые слова или инструкции, теряться в знакомой местности);

  • апраксия (нарушение произвольных движений);

  • зрительная агнозия (неспособность узнавать предметы с помощью зрения);

  • афазия (речевые нарушения);

  • изменения характера (необычное поведение, неадекватные реакции).

На начальных стадиях заболевания снижение познавательных функций не очевидно, но на последующих - наблюдается потеря памяти и изменения характера. На этих этапах подопечные зачастую начинают осознавать свою интеллектуальную деградацию, в результате чего становятся обеспокоенными и злыми. Далее следует расстройство мыслительного процесса. Затрудняется речь. Человек может перестать узнавать близких людей. Финальная стадия является критической. На данном этапе больные не понимают, где находятся, могут прекратить общение и принятие пищи. Но важно помнить, что человек все еще понимает доброе, чуткое и заботливое отношение к себе.
Рекомендации по уходу
Следует быть отзывчивыми, заботливыми и проявлять терпение.

Не следует сердиться из-за того, что приходится повторять подопечному одно и то же несколько раз. Не следует ожидать быстрого ответа: необходимо дать человеку время на то, чтобы он понял сказанное и смог ответить.

Установившийся режим дня положительно влияет на подопечных, делая их жизнь ясной и предсказуемой. Любое изменение может дезориентировать человека.

Окружающая обстановка должна быть спокойной и организованной. Необходимо исключить все возможные источники риска.

Следует предоставлять помощь при ориентации в реальности, используя методы устного и наглядного напоминания. Например, говоря о членах семьи человека, можно показывать их фотографии.

Если поведение подопечного становится недопустимым, то постарайтесь отвлечь его, переменив тему разговора или место нахождения человека. Отвлекшись, подопечный часто не вспоминает, что изначально вызвало проблему. Не следует спорить с подопечными, страдающими слабоумием.


Знать о причинах заболеваний, этапах их протекания и особенностях ухода за страдающими данными недугами необходимо для успешной реабилитации и социальной адаптации таких подопечных.
Занятие 3. Помощь людям с ограниченной способностью к передвижению (основные правила и техники передвижения). Применение пассивных упражнений. Использование речевых видов социальной поддержки.
Пожилые люди нуждаются в заботе. Эта неоспоримая истина, которая подкреплена не только этическими нормами. Нередко случается, что болезнь к родным людям приходит несколько раньше, чем ожидали, требуется повышенное внимание к состоянию здоровья, физическая забота, для оказания которой порой просто не хватает знаний элементарного ухода за пожилыми людьми.

Осуществление ухода за данной категорией людей подразумевает мероприятия, связанные с поднятием, поддержкой и перемещением.

Существует достаточное количество методов и способов поддержки, позволяющих обеспечить перемещение человека в кровати, поддержку при ходьбе, перемещение, связанное с процедурой купания, сменой постельного белья и т.д. Осуществление данного рода манипуляций требует наличия у помощников, предоставляющих уход, определенного уровня знаний и навыков оказания помощи пожилым людям при передвижении.

Важно помнить, что люди с ограниченной способностью к передвижению могут чувствовать себя неуверенно и ощущать страх при передвижении. Большинство при вставании ощущают головокружение и слабость в ногах, неуверенность и боязнь. Поддерживая пожилого человека, вы помогаете ему быть более уверенным и обеспечиваете безопасность и психологический комфорт.

Оказывая помощь при перемещении человеку, у которого частично сохранена способность к передвижению и отсутствуют противопоказания к активным действиям, необходимо давать точные и верные указания, как себя вести, руководить и направлять его действия.


Каталог: tinybrowser -> files
files -> О предоставлении госуслуг в электронном виде по паспортной и регистрационной работе
files -> Методические рекомендации для родителей и специалистов
files -> Финансы категория историческая, она такая же продолжительная, как история человеческого общества
files -> Программа по охране земель на территории ташантинского сельского поселения на 2016-2018 годы
files -> Обосновывающие материалы к проекту Генерального плана Селянского сельского поселения Нелидовского района


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница