«детский сад



Скачать 409.45 Kb.
Дата08.07.2019
Размер409.45 Kb.
#116822

Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

(МБДОУ «ДС «Буратино»)



Педагогический проект


Руководитель проекта:

Мильнова Елена Викторовна,

Луневская Наталья Алексеевна

1 квалификационной категории

г. Муравленко


Актуальность

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы в развитии личностного потенциала подрастающего поколения в историко-культурной и природной среде, в патриотическом воспитании. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа.



Актуальное время новогодних праздников – это время красивых и добрых сказок. Для чего нужно украшать своё жилище, чем можно поднять настроение взрослых и малышей?

Новый год является самым долгожданным, волшебным, прекрасным и всегда запоминающим праздником для ребенка. Только вспомните, как блестят глаза ребенка от впечатлений новогодней, душистой и пышной ёлки, долгожданных, сладких подарков, а появление Деда Мороза дарит ребенку чувство волшебства и присутствие сказки. В настоящее время компьютеров и телевизоров приобщение детей и родителей к творческому сотрудничеству становится просто необходимым.

Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей исторической культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычаях.

Проблема:

1. В настоящее время большой процент родителей неохотно участвует в жизни детского сада и группы.

2. Имеются пробелы в развитии личностного потенциала детей в историко-культурной и природной среде.

3. Дети не знают традиций, культурной самобытности нашего народа.



Цель проекта: Развивать личностный потенциал каждого ребенка в историко-культурной и природной среде.

Задачи проекта:

- способствовать воспитанию чувства любви к малой и большой Родине, через знакомство с историческими, культурными и природными ценностями родного края;

- создать условия для развития эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации каждого ребенка;

- развивать познавательную активность дошкольников;

- повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

- воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду, осознанно-правильное отношение к традициям своего народа.



Период реализации проекта: с 15 декабря по 15 января.

Тип проекта:

- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

- по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).

Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, специалисты.

Ожидаемый результат:

- повышение интереса дошкольников к истории родной страны;

- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

- развитие творческих способностей детей и родителей;

- проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;

- повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями;

- презентация проекта на Новогоднем утреннике.



Критерии оценивания:

- знание детьми народных традиций нашей страны (игровые и образовательные ситуации);

- количество родителей – участников выставок и конкурсов;

- количество семейных творческих работ – фотографий, поделок, рисунков.


Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160

  2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997. - 208

  3. Горб Р.А., Исаченкова И.М. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада – Сборник статей и документов. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003

  4. Горюкова Т.М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009 – 128

  5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 208

  6. Синицына Е.И. Умные пальчики. Серия «Через руку – к совершенству». М.: «Лист», 1998 г. - 144

План реализации проекта «Здравствуй, праздник Новый год!»




Раздел

программы


Формы и методы

проведения

Тема

Ответственные

1.

Игровая

деятельность



Пальчиковые игры

«Семья»

«Снежный ком»

«Снежинки»

«Лепим, лепим мы Снегурку»



Воспитатели

возрастных групп


Дидактические игры,

игровые упражнения


«Что растет на ёлке»

«Подбери слово»

«Новогодняя ёлка»

«Собери льдинку»

«Волшебные очки»

«Я начну, а ты закончи»

«Отгадай, что в мешочке»

«Новогодние словечки»

«Цепочка добрых слов»

Воспитатели

возрастных групп

Сюжетно-ролевые

игры


«Семья»

«Почта» (отправка письма Деду Морозу)

«Угощение Снеговика»

«Завод игрушек»

«Магазин новогодних подарков»

Воспитатели

возрастных групп

Подвижные игры



«Два Мороза»

«Зимние забавы»

«Липкие пеньки»

«Подвигаемся»


Воспитатели

возрастных групп


Театрализованные игры

«Новый год у ворот» (с тряпичными куклами)

«Новый год» (с элементами драматизации)



Воспитатели

возрастных групп



2.

Познавательное

развитие


Экскурсии

В сквер «Ледяной городок»

В краеведческие музей «Мастерская «Рукодельница»



Воспитатели

возрастных групп



Работа в альбомах

Рассматривание в альбоме фотографий «Моя семья»

«Новогодние узоры»



Воспитатели

возрастных групп


Образовательная деятельность



«Новогодние соревнования»

«День вежливости»

«Дружба с природой»

«Праздник радости»

«Азбука добра»


Воспитатели

возрастных групп


Беседы


«В лесу роилась ёлочка» (легенда)

«Семейные традиции»

«История Нового года»

«История ёлочной игрушки» (легенда)

«Новогодние подарки»

«Вотчина Деда Мороза»

«Городская резиденция Деда Мороза»

«Дом Деда Мороза»

«Пять Родин Деда Мороза»

«Славянский Дед Мороз»

«Празднование Рождества в России»

«Как встречают Новый год в других странах»



Воспитатели

возрастных групп



Моделирование

разных ситуаций



«А если бы я был Дедом Морозом»

«Что будет, если отменят праздник Новый год?»



Воспитатели

возрастных групп



Просмотры и

обсуждения

иллюстраций,

фильмов,


мультфильмов

Рассматривание картин «Моя семья». Рассматривание по картине «Зимние развлечения

Обсуждение мультфильмов: «Снегурочка» (по мотивам русской народной сказки), «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Маша и Медведь»


Воспитатели

возрастных групп


3.

Конструирование




«Дворец для Деда Мороза»

Постройки из снега на участке



Воспитатели

возрастных групп



4.

Развитие речи

Сочинение сказок и составление

творческих

рассказов


Творческое рассказывание «Подарок Деда Мороза»

Сочинение сказок:

«Чудесное путешествие Деда Мороза»

«Проказы старухи – зимы под новый год»


Воспитатели

возрастных групп

Чтение сказок



О.Булдакова «Сказка о медвежонке Сноки, который не знал, что получит в подарок на Новый год»

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

П.Бажов «Серебрянное копытце»

В.Одоевский «Мороз Иванович»

Русские народные сказки:

«Морозко»

«Два Мороза»

«Снегурочка»

«Снежная королева»


Воспитатели

возрастных групп


Чтение рассказа и пересказ прочитанного



Пословицы и поговорки и зиме

Народные приметы

И. Бунин «Метель»

С.Аксакова «Снег»

Е. Благина «Ёлка»

В. Инбер «Как я была маленькая»

В Осеева «На катке»

С.Есение «Поет зима – аукает»

М. Гулиневская «Снежные узоры»


Воспитатели

возрастных групп


Чтение и разучивание стихов



В.Сурская «Новогодней ночью»

К.Чуковский «Перед праздником зима»

Т. Волгина «Что такое новый год?»

«Ёлочка»


«Наступает Новый год»

«Здравствуй, Ёлка, как мы рады…»

«Снегири»

«Сосульки»



Воспитатели

возрастных групп


6.


Продуктивная деятельность

Рисование

«Весёлый снеговик в гостях у ёлочки»

«Мои новогодние каникулы»



Воспитатели

возрастных групп


Изготовление

подарков-сюрпризов


«Подарок Деду Морозу»

«Снежинки» (вырезание из бумаги)

Изготовление рождественской гирлянды «Рождественские ангелочки»

Изготовление новогодних подарков родним и знакомым (самостоятельная деятельность детей)



Воспитатели

возрастных групп


7.

Музыка

Разучивание, прослушивание музыкальных произведений

«Песня про ёлочку»

«Дракоша»

«Новогодние чудеса»

«Новый год»


Воспитатели

возрастных групп


Подготовка и проведение новогоднего утренника

«Снеговик спасает друзей!»

Специалисты

Воспитатели

возрастных групп



8.

Физическое

развитие

Развлечение


«Зимние забавы»

«Минутки здоровья» (нетрадиционная гимнастика от Деда Мороза)

П/и: «Пингвины», «Снежный ком», «Валенок»

Специалисты

Воспитатели

возрастных групп



9.

ОБЖД

Беседа


«Весёлые забавы на ледяной горке»

«Правила катания с горки»

«Снежки»

«Вкусный снег? Почему нельзя есть снег?»

«Нарядим мы ёлочку!»


Воспитатели

возрастных групп



10.

Работа

с родителями


Папки-передвижки



«Крещение, семейные традиции»

«Правила безопасности ребенка в новогодние каникулы»

«Воспитание самостоятельности у детей»

«Прогулки зимой»

«Права и обязанности по отношению к детям»


Воспитатели

возрастных групп

Родители


Творческие выставки

«Зимние фантазии»

«Рождество» (участие в городском конкурсе детского творчества»







История Нового Года

История Нового Года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января.

По сей день все европейские народы по традиции встречают Новый Год 1 января. Например, В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на несколько минут гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми.

В России, со времени введения Христианства, исполняя обычаи своих предков, летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки. Последний раз сентябрьский Новый год был отпразднован в 1698 году. Взойдя на престол, Пётр Великий изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на европейские народы.

Начиная с 1700 года и по настоящее время, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не от дня сотворения мира. Петр I велел «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и стоять тому украшению от января по 7 число того же года». Что касается истории главного персонажа Нового года – Деда Мороза – то в одних странах его предками считают гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров или бродячих продавцов детских игрушек. Иными словами, образ Деда Мороза складывался веками.
История елочной игрушки, новогодние подарки

Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые новогодние игрушки. Самое богатое воображение у самых маленьких, поэтому дети предпочитают украшать елку игрушками с изображением сказочных героев. Таким образом, у них появляется возможность побывать в гостях у сказки. Молодежь предпочитает украшать елку модными шарами, оптимистично смотря в будущее и с нетерпением ожидая нового года с его новыми событиями. У родителей и бабушек в коробке хранятся новогодние игрушки, которые можно назвать реликвией этой семьи. Беря в руки такую игрушку, перед глазами проплывает и тот самый Новогодний праздник, и тот огромный стол, и большая елка, и молодые родители, которые принесли эту игрушку, и беззаботное детство. К таким елочным игрушкам относятся с особой заботой – она хранит в себе тепло нескольких поколений этой семьи.



Как же возникли эти красивые елочные украшения?

Издавна существовали канонические правила украшения "рождественского дерева". Верхушку венчает "Вифлеемская звезда". Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили прародители Адам и Ева. Горящие свечи - суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные в средневековье вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Таким образом, сперва елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами.

Начиная с 17 века стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Из листов латуни возникали елочные феи. Оловянные проволочки можно было сворачивать, закручивать спиралями, складывать или расплющивать, получая серебряную мишуру. Серебряная фольга шла на изящные звездочки, бабочки и цветы.

В 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии были сделаны первые елочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками. Мода менялась, надо было придумывать новые изделия, и рождественские украшения обещали стать прибыльным делом. Когда в 1867 году в Лауше открылся газовый завод, ремесленники, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, смогли выдувать большие тонкостенные шары. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра - так родился знакомый сегодня всем елочный шар.

Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов и виноградные гроздья в керамических формах, а также всевозможные штучки - кому что в голову придет: кувшинчики, хрупкие амфоры и дудочки, в которые даже можно было дудеть. Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.

На протяжении десятилетий Лауша сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя елочных украшений. В 20-х годах двадцатого столетия к этому промыслу подключились богемский городок Яблонец и японцы, затем - Польша и США.

Украшения рождественских елок менялись в зависимости от моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя елка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного вкуса, и ее вытеснила строгая, стильная елка в серебристо-белых тонах. Позже вновь вернулась тенденция наряжать елку просто: соломенными звездочками и фигурками из бумаги и картона.

Вначале такие фигурки вырезали дома и производили ручную роспись елочных игрушек, а в последствии появилось и промышленное производство. Фабрики в Дрездене и Лейпциге специализировались на неглубоком тиснении золоченого и серебряного картона для фигурок, которые казались сделанными из металлических листов. Особым разнообразием славились новогодние игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки рабочими-надомниками. Здесь делали всевозможные музыкальные инструменты, всякие технические предметы - прялки, экипажи, запряженные лошадьми, колесные пароходики, дирижабли - и, разумеется, зверушек. Лягушки, аисты, фазаны, медведи и слоны - все находили место на ветвях рождественских елок. Деревянные елочные украшения относятся в основном к двадцатому столетию: например, красочные ангелочки и тонкие резные игрушки.



Существует легенда и о том, почему мы украшаем ёлку серебряной мишурой.

Давным – давно жила на свете добрая, но бедная женщина, у которой было много детей. Однажды на кануне Рождества она, как обычно, нарядила елку, но елка вышла скромная, почти без украшений. А ночью на елку забрались пауки и сплели на ее ветвях паутину. Зная доброту женщины, младенец Христос решил вознаградить ее и благословил дерево – в мгновенье ока паутина превратилась в сверкающее серебро.

А когда же обычай наряжать елку на Рождество пришел в Россию?

Впервые этот обычай приняли в России при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. Это тихое торжество в царской семье дополняли обычаем дарить на Рождество друг другу новогодние подарки, которые обычно клали у этой же елочки на столике или вешали на ее колючие ветки. Подарков было много, и для царского праздника со временем понадобились елочки покрупней, пока однажды в зал дворца не привезли настоящую зеленую лесную красавицу, на которой легко в один раз поместились подарки для всей царской семьи и детей.

Елка на Рождество прочно вошла в моду среди придворных, а затем охватила и весь Петербург, и всю Россию. Тем более что в Зимний дворец было принято пускать на Рождество не только придворных, а всех желающих разделить с царем святой праздник (но не больше 4000 человек). Царскую елку для царских детей увидели тысячи глаз. Елка стала кумиром русского сердца. Потом революция строго-настрого запретила рождественскую елку как буржуазный пережиток, а декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введен новый стиль ведения календаря с разницей между старым в 13 дней. В начале января 1937 года первая советская елка была торжественно поставлена в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров высоты.

Сегодня новогодняя игрушка - это не только праздничное украшение елки, но и предмет гордости коллекционеров, также появилась традиция преподносить необычные и дорогие елочные шары с лого в качестве новогоднего подарка на Новый год. Кстати известно, что мэр Москвы Юрий Лужков является коллекционером елочных игрушек. И как писали в газете "Известия", одним из подарков Юрию Лужкову стали две эксклюзивные елочные игрушки с портретом своего владельца в кепке с патриотической надписью "Цветущая Москва, Единая Россия".

Наша жизнь стремительно меняется, каждая минута нашего времени становится на вес золота. Но все же, несмотря на массу забот перед новым годом, советуем Вам выделить вечер для украшения елки в семейном кругу. Это поможет наладить и укрепить отношения с самыми любимыми и близкими людьми и придаст сил для будущего года.

В старинном русском городе Великий Устюг с декабря 1998 года по инициативе Правительства г. Москвы и администрации Вологодской области задуман и реализуется проект "Великий Устюг – родина Деда Мороза". Он воплощает самые благородные намерения: приобщить юное поколение к истокам русской духовности, раскрыть особенности национальных традиций, познакомить с культурой и природой Русского Севера.

За свою богатую историю, необычайно привлекательный архитектурный облик, красоту окружающей природы Великий Устюг объявлен родиной русского Деда Мороза.

Вотчина Деда Мороза

Вотчина Деда Мороза расположена в сосновом бору на берегу реки Сухона, в 15 км от города Великий Устюг. Путешествие в сказку начинается у резных ворот Вотчины, ведущих во владения сказочного волшебника. За воротами – Тропа Сказок, на которой Вы увидите сказочных персонажей. Пройдя по Тропе, можно попасть в терем Деда Мороза. А если повезет, встретитесь со Снегурочкой, приезжающей в гости к Дедушке. Ждут Вас на Вотчине разные аттракционы и развлечения круглый год. Дед Мороз со своей свитой и сказочными героями гостям всегда рад, всех встретит, добрым словом приветит, подарки вручит.



Городская резиденция Деда Мороза

 В самом Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Дети и взрослые имеют возможность побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской. В память о посещении Резиденции туристы получат сладкий подарок от Деда Мороза и верительную грамоту, свидетельствующую о пребывании в Великом Устюге.

Почта Деда Мороза находится в центре города Великий Устюг в красивом деревянном тереме. Там оживленно и шумно круглый год. Сюда проходит вся корреспонденция, адресованная Деду Морозу – это множество писем из всех уголков мира. Отсюда же рассылаются поздравительные письма и открытки от Деда Мороза по всему миру. Посланное с почты Деда Мороза Ваше письмо-поздравление к любому празднику – лучший способ выразить дружеские чувства. 
 

Дом Деда Мороза

На территории Вотчины в сосновом бору стоит великолепный узорчатый Дом Деда Мороза. Помощницы встретят гостей, и весь Дом покажут – и рабочий кабинет зимнего кудесника, и его гардеробную, и спальню с резной кроватью и перинами пуховыми. В Доме собраны подарки, присланные Дедушке Морозу со всех концов света. В центре терема стоит сказочный трон Деда Мороза, на котором можно посидеть и загадать желание.

 Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодчины у слияния рек Сухоны и Юга. Это старинный русский город, ровесник Москвы и Вологды - основан в 1147 году. Путешественника Великий Устюг встречает своим главным фасадом - набережной с длинной вереницей храмов, колоколен, невысоких старинных особняков, прихотливо выстроившихся вдоль берега. Словно сама история города, как молчаливая каменная летопись, безмолвная и прекрасная, смотрится в зеркало речной воды. Церковь Вознесения, действующая Церковь Прокопия Праведного, Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий, Михайло-Архангельский монастырь, Троице-Гледенский монастырь семнадцатого века - это материализованная многовековая жизнь города, позволяющая ему и по сей день носить гордое звание Великого.
 

Разучивание с детьми новогодних стихотворений.

Автор: Т.Волгина

Что такое Новый год?


Это дружный хоровод,
Это смех ребят веселых
Возле всех нарядных елок.

Что такое Новый год?


Всем известно наперед;
Это дудочки и скрипки,
Шутки, песни и улыбки.

Тот, кто хочет, чтоб веселым


Был бы этот Новый год,
Пусть сегодня вместе с нами
Песню звонкую поет!
Автор: неизвестен

В каждом доме много света


Наступает Новый год!
Белоснежная карета
Дед Мороза привезет.

Ровно в полночь вспыхнут ярко


В небесах гирлянды звезд.
Не приходит без подарков
В этот праздник Дед Мороз!

Соберется возле елки


Развеселый хоровод:
Лисы, зайцы, белки, волки -
Все встречают Новый год. 
Автор: К.Чуковский

Перед праздником зима


Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег


Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,


Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
Ёлочка
Хорошо в тиши лесной при любой погоде!

Только Ёлку стороной путники обходят.


Летом ты колючая, Ёлочка пахучая!
Но зимой, под Новый год самая ты лучшая!
Опадёт листва с берёз, скинут листья клёны,
Но останется в мороз Ёлочка зеленой.
Станем Ёслку наряжать и поймём в тот вечер:
На иголках ей держать украшенья легче!
Вот зачем колючая Ёлочка могучая!
Все деревья хороши! Самая ты лучшая! 
1 ребенок: 
- Здравствуй, елка, как мы рады
Что ты снова к нам пришла
И в зелененьких иголках
Свежесть леса принесла!

2 ребенок: 


- На ветвях твоих игрушки
И фонарики горят,
Разноцветные хлопушки,
Бусы разные горят!

3 ребенок: 


- Ты свежесть лесную рассветную
Внесла в нашу комнату светлую,
Расправила иглы смолистые
Зажгись огоньками искристыми!
История Деда Мороза

Дух предков (версия №1)

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день ;-) Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но “старшой” есть и сейчас.


Хозяин зимы (версия №2)

Согласно другой версии, “прапрадедом” современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.



Крутой нрав

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку “Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.



Внешний вид

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, в рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.



Снегурочка

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.


Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.



Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.



Мифологический образ

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Сегодня имя Деда Мороза сохранилось и у некоторых западных славянских народов, например в Болгарии его зовут “Дядо Коледа”, в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине — “Деда Мраз”, в Словении - “Dedek Mraz” и т.д.

На Украине Деда Мороза “пытается” вытеснить Св.Николай. Например, автор статьи в Википедии утверждает, что праобразом Деда Мороза был именно Св.Николай, хотя теперь мы знаем что это далеко не так - Св.Николай может считаться лишь младшим братом, но уж никак не праобразом Деда. Также автор оправдывает возвращение к Николаю тем, что в советское время он был вытеснен Дедом Морозом и теперь нужно вновь возвращать Николая. Ну, каждому своё…



Облик Деда

Давайте попробуем определить основные черты облика Деда Мороза, соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных “младших братьев”. Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие “неточности”: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук.Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от “подделки”. Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям.

Фантазия нынешних художников-декораторов, их “креативность” практически полностью меняют устоявшийся веками образ народного любимца. Подражание заморским младшим братьям, изменение сакральных элементов даже в одеянии Деда Мороза, обилие импорной рекламы с Санта-Клаусами может сыграть злую шутку - будущие поколения детей, оторвавшись от родных традиций, уже не будут знать кто такой Дед Мороз и Снегурочка, а будут лишь вешать носки на камины, которых на Руси изродя не водилось.

Славянский Дед Мороз

У восточных славян сложился сказочный персонаж образа Мороза – богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными морозами». Часто Морозами называли суровые зимние ветры. Во многих народных сказках Северный ветор (Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Прямой предок современного Деда Мороза - русский Дед Трескун. Этот старик был известен своей своенравностью и злобой. Но с веками Дед Трескун подобрел, а потом у него появилась спутница внучка – Снегурочка. В 1873 году русский драматург Александр Николаевич Островский написал пьесу «Снегурочка», а в 1881 году композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создал одноименную оперу. С тех пор в отличии о своих зарубежных «коллег» наш Дед Мороз всегда появляется не один, а компании Снегурочки.

Древний Дед Мороз обитал в ледяной избушке, куда можно было попасть через волшебный колодец. Сейчас Дед Мороз живет в 11 километрах от города Великий Устюг, на востоке Вологодской области в лесном массиве. На территории резиденции расположен дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами, площадки для зимних игр и аттракционов. Каждый год Дед Мороз приезжает в Москву на санях, запряженных тройкой белых лошадей.

Внешний облик русского Деда Мороза известен всем. Это высоких старик с длиной бородой, которая иногда доходит ему до колен. Одет Дед Мороз в красную или синюю шубу, на ногах – валенки, в руке держит посох, за плечами мешок с подарками. Посох у Деда Мороза волшебный – им он может заморозить все вокруг, даже животных и людей.

«В лесу родилась ёлочка…»

Первые наряженные рождественские ёлки появились на территории современной Франции, в Эльзасе в 1605 году. В летописи сохранилась запись: «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру. Потестанская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем - и по всей Европе.

Немцы считали, что ель священной дерево, в ветвях которых обитает святой дух лесов, защитник правды. Ель олицетворяла бессмертие, вечную молодость, верность, долголетие и достоинство. . даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов.

Зеленые ветви ели или сосны прибивались к входной двери, их подвешивали в хлеву и размещали в главной комнате дома. Считалось, что вечнозеленые растения способны отпугивать злых духов и болезни.

Повсеместно устанавливать рождественские елки стали недавно – в начале 19 века. Сначала вечнозеленые красавицы появились в императорских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого народа елка стала лишь во второй половине 19 века.

Египтяне приносили в дом зеленую пальму, которая символизировала победу жизни над смертью.

Почему именно ель стала рождественским, а потом и новогодним деревом? Вот что об этом рассказывает старинная легенда.

Когда в Вифлееме родился младенец Иисус, словно приветствуя чудесный праздник – Рождество, в небе зажглась новая звезда, яркая-преяркая. Многие поняли смысл этого знамения. На свет Вифлеемской звезды поспешили окрестные пастухи и мудрецы-волхвы, жившие далеко на Востоке. Но не только они: птицы и звери, щебеча и мурлыча, устремились к новорожденному со всех концов света. Растения тоже принесли младенцу свои подарки. Одни – волшебный аромат, другие – вкусные и сочные плоды, третьи – яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель – ведь ее путь с Севера был ох как далек! Подошла – и скромно встала в сторонке.

«Почему ты не хочешь войти?» - удивились все. «Я бы хотела, - отвечала Ель, - но боясь, что мне нечем порадовать младенца Иисуса. Что у меня есть? Только шишки твердые и невкусные. Да ещ1 смола – такая липкая, что не отдерешь. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то еще ненароком испугаю его или уколю своими иголками».

И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на ее ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки, серебристым мягким пухом…

Обрадовалась Ель, осмелела, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над ее вертушкой.

С тех пор, говорит легенд, ель круглых год остается зеленой, а раз в оду приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным нарядом…

В 1916 году рождественская елка на русской земле оказалась в опасности. Теперь когда началась первая мировая война, Священный синод запретил ставить в домах елки, потому что эта традиция позаимствована у немцев. А основным врагом России в той войне была как раз Германия. Но многие в Росси продолжали тайно праздновать Рождество и ставить у себя дома елку.

Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Родество, а Новый год. И вот 10 января 1937 года первая советская елка была торжественно поставленна в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров высоты. Вифлеемскую звезду, по традиции венчавшую елку, сменили на красную пятиконечную. И уже на следующий год сотни праздничных елок по всей стране подхватили кремлевский пример.

Даже Вторая мировая война 1941-1945 гг. не помешала всрече Нового года в Кремле у праздничной елки, а после войны, 1947 году, день 1 января был, наконец, объявлен нерабочим днем, как в дореволюционные времена.



Празднование Рождества в России.

На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в 10 веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками). Поэтому в празднике Рождества сохранились «Святочные обряды».

СОЧЕЛЬНИК

День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевников. Сочельник происходит от слова «сочиво», что означает буквально – «Растительное масло». Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос.

С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. А с вечера начинали петь коляду. В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду – куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели под окнами (или заходя в дом) колядки – песни, в которых восхваляли, величали хозяев, получали от них подарки: конфеты, выпечку, денежи.

Коляда, Коляда

Подай пирога.

Не подашь пирога –

Мы корову за рога –

А подашь пирога –

Полный двор живота.

В сочельник хозяйки готовили обрядовую пищу: кутью и взвар.

Кутья – это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар – напиток, своренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода человеческого. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сушеных яблок, груш, слив, вишен, смородины, черники, земляники и других ягод.

Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях.

В Сочельник пекли также сочни. Из них делали маску с отверстиями для глаз и смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек – добрый или злой – первый мимо пройдет, таким будет следующий год. На Русском Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки коров, овец, кур. Несколько выставляли в окна, на обозрения прохожих. Остальные складывали на стол, чтобы потом подарить родным и знакомым.

Вечером ждали появления Вифлеемской звезды – только после этого можно было приниматься за еду. Стол и лавки устилали соломой или сеном, что символизировало приобщение к месту и времени рождения Спасителя.

Работать в Сочельник не полагалось. Молодые девушки гадали. В разных местах и гаданий были разные. Например, с зажженной лучиной они шли в поле «зачерчиваться». Очерчивали себя по снегу кругом и приговаривали: «Черти с нами, водяной с нами, маленькие чертенята все по-за нам, из черты в черту и девки к черту». А затем внимательно слушали. Если кто услышит колокольчики-бубенчики – замуж в этом году выйдет. После гадания полагалось «расчертиться» с приговором: «Черти все от нас, девки от черта и черт от девок».

В сочельник на стол, покрытой соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и свечку. Из-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется длинная – родится хорший хлеб, а короткая – к неурожаю.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ.

Если на Сочельник небо усыпано звездами – будет много грибов и ягод в лесу.

Иней на деревьях – к обильным хлебам.

В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора.

Как встречают Новый год в других странах.

Швеция.

Главный праздник шведов – Рождество (Юль). Основательную подготовку к нему начинают за 2-3 недели: варят пиво, пекут хлеб, печенье в форме свиньи, козла или звезды.

В Рождество шведы дарят друг другу самодельные свечи. Такой подарок обусловлен тем, что в разгар зимы у Полярного круга темнеет рано, а свет символизирует дружбу, радушие, веселье.

Под Новый год шведы несут свою старую посуду к дому друзей или соседей, чтобы разбить ее об их двери. Чем больше черепков окажется у дверей, тем больше будет денег в кошельке.

В шведских домах, где есть дети, празднование Нового года начиналось с того, что папы выходят выносить мусор, а возвращаются в образе Юля Томиена (шведского Деда Мороза). Когда часы бьют полночь, шведы бросают серпантин, дудят в дудки, а Юль Томтен начинает дарить подарки.

Бельгия.

У бельгийцев рождественская ночь проходит за игральным столом. В каждом кафе, закусочной или деревенском ресторанчике происходит карточная игра, напоминающего нашего «дурака». Выигравший получает большую вкусную плюшку из сдобного теста в форме ангела или маленького Иисуса с глазурью и сахарной пудрой, которая называется «керстроден». Иногда такие угощения заменяются шоколадными батончиками длиной 30 см.

А за неделю до Нового года В Брюсселе, столице Бельгии, открывается Международная ярмарка, где можно купить к новогоднему столу всевозможные вкусности, привезенные из многих стран Европы.

В Бельгии к праздничному столу подают рис, жаренное мясо и пудинг, разнообразные виды новогодних печений, хлеба, вафель.

Форма для новогодних торов украшаются искусной гравировкой, надписями.

Венгрия.

Венгры по установившейся традиции устраивают новогоднее праздничное шествие. Организуется его молодежь. Впереди идут музыканты и глашатай, которые громко объявляет, что старый год умер и в наступившем году всех тружеников ожидают полные закрома зерна и множество бочек вина. Конечно не остаются без внимания хозяев домов, под окнами которых останавливается шествие. Молодых людей приглашают зайти, усаживают за праздничный стол и хорошенько угощают.

В Венгрии для новогоднего стола никогда не готовят птицу: говорят, как бы счастье не улетело. В праздник за ужином сначала обязательно нужно съесть дольку чеснока с калачом, затем орех и дольку яблока, а уж потом фасоль с маслом, лапшу, пирогу. Заканчивается ужин … капустный супом!

Хорватия.

Хорваты в Новый год сжигают ритуальное полено. Внеся полено в дом, они поливают его вином и посыпают зерном, украшают ветками сосны, лавра и других деревьев. Затем кладут его в камин, поджигают и внимательно следят за тем, чтобы огонь не погас. Первый, кто заметит, что ритуальное полено прогорело, получает подарок.



Албания.

Албанцы большое значение придают сжиганию ритуального полена. В пламя подкладывают ветви вишневого и орехового деревьев, виноградную лозу. А когда пламя вспыхивает, кричат: «Пусть так сгорят наши враги и те, кто не желает нам добра!»



Индонезия.

В октябре Новый год приходит в Индонезию. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинила в прошедшем года. новый год тоже празднуется два раза: по европейскому и по исламскому календарям. На острове Бали праздник длится не менее десяти дней. В дар богам возводятся двухметровые колонны из подкрашенного риса. Строят их недели две не меньше!



Малайзия.

Здесь празднуют китайский новый год. В этот день в Малайзии люди отдают дань предкам в своих молитвах и только после этого преступают непосредственно к самому празднику. Дети должны обязательно сказать определённую фразу своим родителям, дедушкам и бабушкам и в замен получают красный пакет (Гонк Бао) с деньгами.



Филиппины.

К Новому году филиппинские умельцы изготавливают елки из пластмассы, папье-маше, веток. Во время праздника устраивается конкурс фонарей самых разных форм, расцветок и размеров. На Филиппинах в конце декабря жара достигает 30 градусов. Несмотря на это, Санта-Клаус приезжает в красной шубе, отороченной синтетическим мехом.



Узбекистан.

Многие новогодние традиции узбеки переняли у русских, когда их страна находилась в составе Советского Союза. Но есть у них и национальные обычаи.

Узбекского Деда Мороза зовут Корбобо, на праздник он приезжает верхом на осле. Одет он в полосатый халат, на голове – узорная тюбетейка.

У узбекского Деда Мороза есть и узбекская Снегурочка – Коргыз.



Бразилия.

Бразильцы в роли новогодней елки используют пальму или гигантский фикус с огромными листьями, а украшениями на такой «елке» - гирлянды лампочек. В канун Нового года на бразильских пляжах на песке загораются тысячи свечей. Женщины в длинных платьях входят в воду и бросают лепестки цветов в воду океанского прибоя.



Соединенные Штаты Америки.

США славятся самыми высокими и нарядными елками. Главным новогодний героем является Санта-Коаус, вручающий подарки. Обязательным условием новогоднего праздника является огромная жаренная утка, которую ставят в середину праздничного стола.

В США считают, что первым встретил Новый год с елкой Джордж Вашингтон, во время Войны за независимостью произошло это более 200 лет назад. Елку вместе с игрушками привезли в Новый год из Германии несколько немецких солдат-добровольцев.

Самая первая в мире электрическая гирлянда загорелась именно в США. В 1865 году она украсила ель первой Белым домом.



Мадагаскар.

В Мадагаскаре начинают думать о встрече Нового года уже со второй половины декабря. С 20 декабря у школьников и студентов начинаются каникулы, которые продолжаются до 4 января.

После Рождества родители покупают детям новую одежду, что означает новую лучшую жизнь в будущем году. Дети собирают деньги, чтобы купить подарки родителям.

31 декабря, часов в шесть вечера, когда садится солнце все собираются дома, вокруг елки. Глава семьи окропляет всю семью святой водой, и все облачаются в одинаковую одежду, которая называется «малабари». После этого дети вручают всем подарки.



Жители Мадагаскара считают, что Новый год – самый важный праздник, ведь он служит выражением уважения детей к родителям и предкам.





Скачать 409.45 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница