Дипломная работа гражданская война в России и мировое сообщество студента 5 курса группа иф5И специальности



страница1/7
Дата04.12.2017
Размер1.85 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»
Историко-филологический факультет
Кафедра истории и права

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Гражданская война в России и мировое сообщество
студента 5 курса группа ИФ5И

специальности «История» с

дополнительной специальностью

«Юриспруденция»



Щербакова Алексея Сергеевича
Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и права

Булгакова Наталья Ивановна
Рецензент:

кандидат исторических наук,



 старший преподаватель кафедры

истории и права



Марченко Елизавета Михайловна

Работа допущена к защите Дата защиты « » ______________ 2015 г.

« »______________2015 г. Оценка «___________________________»

Зав. кафедрой __________


Ставрополь, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава I. Гражданская война в России…………………………….………..…..….15

1.1. Первые месяцы большевистской власти.……………..….……….…….……15

1.2. Внутренняя политика государственных образований антисоветского лагеря…………………………………………………….……….…...…….………30

1.3. Террор как составляющая противоборствующих сил……....………………53

Глава II. Мировое сообщество в русской гражданской войне…..…..…………..67

2.1. Иностранная военная интервенция………………..….……..….............…….67

2.2. Русская эмиграция в Европе……………….…………….………….…..…….82

2.3. Конец Гражданской войны в России: причины побед и поражений……………………………………….………………..……...….…...…97

Глава III. Уроки истории в старшей школе на тему «Гражданская война в России»………………………………………………………………………….…107

3.1. Практика преподавания уроков истории по Гражданской войне в России 1918 - 1920 годов с использованием проблемного метода…...…………..…….107

3.2. Методические рекомендации к уроку……………….……..……………….122

Заключение…………………………………………….......………………..……..133

Список источников и литературы………………………………..………..……..140



Введение.

Актуальность темы исследования. В 2013 году исполнилось 95 лет с начала в России Гражданской войны. Это скорбный, но вместе с тем и очень важный для нас юбилей: уроки гражданских войн, как правило, не теряют актуальности даже и для благополучных стран. Поэтому есть смысл оглянуться на те далекие события.

В период с 1918 по 1922 гг. на территории бывшей Российской империи разыгралось одно из самых кровавых действий ее истории - гражданская война, которая стала наиболее драматичным периодом в истории нашего Отечества. Гражданская война в России – это время, когда кипели необузданные страсти и миллионы людей готовы были жертвовать своими жизнями ради торжества своих идей и принципов. Это было характерно и для красных, и для белых, и для крестьян-повстанцев. Их всех, яростно враждующих между собой, парадоксальным образом сближали эмоциональный порыв, непримиримость. Такое время вызывало не только величайшие подвиги, но и величайшие преступления. Нараставшее взаимное ожесточение сторон вело к быстрому разложению традиционной народной нравственности. Война разделила враждующие стороны на два основных лагеря: «красный» и «белый».



Победа одного из них определила всю дальнейшую историю России, изобилующую драматическими моментами. Она оставила глубокий след в памяти русского народа, вызвала громадный сдвиг в их психологии, привела в движение огромные массы людей и стала стержневым событием, определившим путь развития России на многие десятилетия.

Истории гражданской войны, военной интервенции и эмиграции посвящено около 20 тыс. книг и научных статей. Однако до сих пор остаются белые пятна, а оценки рознятся.

В то же время нужно заметить, что у многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России. Поколения граждан СССР воспитывались на героизме и романтике революции. Тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с извергами-большевиками.

Актуальность проблемы исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что Россия с развалом Советского Союза вот уже в течение 24 лет переживает общественно-политический кризис, связанный с кризисом государственной идеологии, который не преодолен до сих пор, и с поиском новых исторических путей. Поиск новых методов заставляет снова и снова обращаться к теме Гражданской войны и переосмыслить различные её аспекты. В этой связи обращение к проблематике именно революции и Гражданской войны в России 1917-1920 годов или «Русской Смуты» может быть особенно полезно, причем не только при поиске ответа на теоретические, научные вопросы, но и как один из способов осмысления современности. Важно, что противоречия конца XIX – начала XX вв. и особенно Гражданской войны в значительной степени сходны с проблемами современной России.

Крупнейшая драма XX столетия - гражданская война в России - привлекает внимание ученых, политиков, писателей и по сей день. Однако и поныне нет однозначных ответов на вопросы о том, что же это за исторический феномен — гражданская война в России, когда она началась и когда закончилась, кто и зачем стравливал русский народ друг с другом. На этот счет в обширной литературе (отечественной и зарубежной) существует множество точек зрения, порой явно противоречащих друг другу. Не со всеми из них можно соглашаться, но всем, кто интересуется историей России, это полезно знать.

Проводя параллели с современностью, хотя бы за последние 20 лет, невольно сталкиваешься с явным вмешательством западных стран в дела других государств, так было в Ираке (1991), Анголе (1992), Югославии (1995), Афганистане (2001), Грузии (2003), Южной Осетии (2008), Ливии (2011), Сирии (2012) и на Украине (2014), что непременно приводит к разжиганию внутреннего конфликта. Что–то подобное пережила и наша страна, в годы Гражданской войны.



Я избрал данную тему, как один из сложнейших периодов истории нашей страны, и, на мой взгляд, он как никогда современен. Поэтому необходимо глубоко изучать и делать правильные выводы из минувшей гражданской войны.

Исторический опыт показывает, что гражданскую войну легче предотвратить, чем остановить. Но, к сожалению, и сегодня психология гражданской войны не просто присутствует, а нередко и реанимируется, сознательно нагнетается как политиками, так и СМИ.

Наше общество по-прежнему делят. Только не на красных и белых, а на олигархов и остальной народ. А это тревожный симптом.

Все это требует от нынешних политических лидеров всех стран выдержки, сдержанности, готовности идти на компромисс. Поэтому надо изучать, анализировать и не делать ошибок прошлого.



Объектом исследования является Гражданская война в России 1918 – 1920 годов.

Предметом исследования являются противостояние противоположных политических блоков в России 1917 – 1920 годов и отношение стран Запада и Востока к Гражданской войне в России и интервенция.

Целью исследования является рассмотрение идеологии и политики большевиков и антибольшевистских сил на фоне военной интервенции западных стран в Россию в годы Гражданской войны 1918-1920 годов.

Задачами исследования являются:

  • рассмотрение идеологических основ и деятельности большевистских сил;

  • выявление истоков и идеологических основ антибольшевистских сил;

  • рассмотрение методов и средств борьбы противостоящих друг другу сил;

  • выявление мотивов и целей иностранных интервентов;

  • показать положение русской эмиграции в странах размещения;

  • изучение причин побед «красных» и поражений «белых».

  • рассмотрение методик ведения урока истории на тему «Гражданская война в России»

Хронологические рамки исследования охватывают события, начиная с октября 1917 года, когда большевики захватили власть в стране, и заканчивая 1922 годом, окончанием гражданской войны, упоминая деятельность русского зарубежья и эмигрантских сил.

Территориальные рамки исследования охватывают пространство бывшей РСФСР с очагами антибольшевистских сил. Так же в территориальные рамки включены страны Запада и Востока, осуществлявшие интервенцию в Россию, и страны, куда вынуждена была отправиться русская эмиграция (Франция, Турция, Чехословакия, Югославия, Германия, Китай)

Источниковая база. Источниковая база исследования значительна и разнообразна. В первую очередь при написании работы были использованы источники личного происхождения – воспоминания участников и современников гражданской войны – мемуары.

О роли мемуарной литературы можно сказать словами Деникина: «Свидетельство современников, однако, весьма ценно – не только установлением конкретных фактов, но даже субъективной формой их восприятия, дающей иногда ключ к разгадке многих сокровенных побуждений и действий людей, партий, общественных групп. Свидетельства эти – те кирпичи, из которых история возводит своё величественное здание»1. Мемуарная литература гражданской войны представлена в изобилии. В ней подлинные факты переплетаются с личными впечатлениями участников событий. При всей тенденциозности подобной литературы она является историческим памятником и, поэтому, источником более полного понимания событий Гражданской войны.

Наиболее крупными и важными из данного корпуса источников следует назвать пятитомные «Очерки Русской Смуты» генерала А.И. Деникина2, представляющие собой не просто воспоминания, а попытку комплексно рассмотреть и осмыслить истоки конфликта – в том числе духовно-нравственные, – ход, характер и результаты глобального культурно-исторического слома, происходившего в России в 1917 – 1922 годах. Бесценную информацию предоставляют также мемуары генералов – П.Н. Врангеля3, А.В. Туркула4 и другие5, и особенно рядовых участников Белого движения (Э.Н. Гиацинтов6, С.И. Мамонтов7, Ф.И. Елисеев8 П.В. Жадан9 и т.д.). Активно использовался для написания дипломной работы «Архив русской революции»10, он представляет собой белоэмигрантские сборники в 22-х томах, издававшиеся в Берлине лидером кадетов И.В. Гессеном с 1921 по 1937 годы, в которых публиковались воспоминания белоэмигрантов, материалы и документы, освещающие период Октябрьской революции и Гражданской войны. Они дают ценный материал для постижения не только военно-политических событий, социально-экономических, культурных аспектов войны, но и психологии белого движения и людей, его составляющих. Эти источники внесли неоценимый вклад в постижение психологии людей, не принявших революцию.

Самым значительным пластом источников являются документы советской власти, партии большевиков и командования Красной армии. Они представлены немалым количеством изданий. Менее тенденциозным среди них можно назвать «Собрание узаконений, распоряжений рабочего и крестьянского правительства»11. Оно издавалось как действующее, необходимое к исполнению, и хронологически представляло документы по мере их появления.

Подобный сборник появился и по вопросам продовольственного дела12. Более «парадным» стало издание «Декретов Советской власти»13. Их издание было призвано демонстрировать торжество идей коммунистов; тем не менее, сборник информативен и необходим для работы исследователя.

Что касается трудов Советского периода, то здесь особый интерес представляют работы В.И.Ленина, написанные в годы Гражданской войны в России и опубликованные в различных изданиях14. Являясь лидером правящей партии, в своих трудах он обосновал теоретическое значение роли Гражданской войны в истории России. Он видел её закономерность в качестве необходимого этапа в переходе к социализму. Его перу принадлежит немало директивных работ, посвященных процессам формирования государственной власти, организации Красной армии, решению национального вопроса, выработке экономической, социальной политики, т.е. всем проблемам, с которыми большевики столкнулись в годы Гражданской войны.

Важный источник — произведения Л.Д. Троцкого, который в годы Гражданской войны был наркомом по военным, морским делам, являясь при этом ещё председателем Реввоенсовета Советской Республики; он находился в эпицентре судьбоносных для истории Отечества событий. В его трудах «Моя жизнь» и «Как вооружалась революция»15, находятся его документальные материалы, директивные указания, идейно-политические и организационные, по строительству Красной армии и по вопросам борьбы с белыми.



Историография изучаемой проблемы. Историография Гражданской войны обширна. Только к середине 80-х годов в СССР было издано более 15 тысяч книг по разным проблемам этого периода российской истории. Ещё несколько тысяч их было опубликовано за рубежом.

Во всём разнообразии направлений историографии революции и гражданской войны своё, особое, место занимают вопросы истории антибольшевистского движения, т.к. их противникам - большевикам как отечественные, так и зарубежные историки уделили достаточное внимание. Очевидно данное обстоятельство является одной из причин продолжающихся научных споров о начале, этапах и причинах гражданской войны, о социальном и классовом составе ее участников, а также попыток объединить всё противобольшевистское движение в один единый лагерь и заблуждений об истинных намерениях иностранных держав, участвовавших во внутрироссийских распрях.

Научная и учебная литература по изучаемой проблеме представлена в первую очередь трудами советских историков. Их монографии, статьи и учебники представляют собой научный дискурс о гражданской войне в России - это работы М.Н. Покровского16, Н.Е. Какурина17, И.И. Минца18, Г.Х. Эйхе19, Г.З. Иоффе20, А.Г. Кавторадзе21, Ю.А Полякова22, .М.В Рыбакова23,. и другие.

К сожалению, их труды освещали события гражданской войны с позиции победителей.24 Для работ советского периода, было характерно то, что отбор материала и концепция были выдержаны в соответствии с идеологическими установками времени, в исследованиях преобладал принцип партийности, следовательно, главное внимание в исследованиях уделялось военно-политическим аспектам деятельности большевистской партии и успехам Красной армии.

Показательными, с точки зрения советского научного дискурса, являются коллективные академические труды и энциклопедические издания, в том числе и о гражданской войне25. По данным источникам можно проследить эволюцию развития научного знания не только о большевистских силах, но и о Белом движении в советской стране. В ранних советских трудах по интервенции26 повторялись уже известные данные о человеческих жертвах, о размере материального ущерба. Издавались лишь те работы, которые соответствовали идеологии того времени, направленной на усиление культа личности Сталина. Показывался лишь ужас оккупационного режима интервентов, насилие и грабеж ими населения.

Развал Советского союза, поставивший страну перед необходимостью поиска новой парадигмы, содействовал переменам в общественном сознании. В конце 80-х – начале 90-х годов в условиях объявленного плюрализма мнений историческая наука оказалась в положении человека, стоящего на перекрестке и не знающего, какое направление приведет его к истине.

В девяностые годы в российское историческое знание начинает активно входить зарубежная литература. Она восполняет проблемы по различным проблемам Гражданской войны и интервенции.

Современная историография гражданской войны, представлена работами множества авторов, среди которых С.В. Бушуев27, Г.Е. Миронов28, Г.А. Бордюгов29, В.П. Булдаков30, Е. Б. Заболотный31, В Д. Камынин32, И.Г. Шишкина33 и другие. Что касается изучения Гражданской войны на Ставрополье и Кубани, то этим усердно занимались такие исследователи как Засухин Роман Валерьевич34, Зайцева Елена Алексеевна35, Суханова Наталья Ивановна36 и другие.

Труды этих авторов вносят значительный научный вклад в историческое и военно-теоретическое в освещение всего многообразия событий 1918 — 1922 годов в России, при этом многие вопросы всё ещё остаются открытыми и изучение данного периода ещё не завершено. Отличительной чертой новейшей историографии является методологический плюрализм, который обусловлен нынешними политическими реалиями.

Что касается русского зарубежья, то здесь можно обратиться к работам известных профессиональных историков Н. Н. Головина37и С. П. Мельгунова38.

Отличительными чертами эмигрантской литературы являются ее преимущественно описательный характер и, конечно, чрезмерная политизированность в трактовках и оценках. Эти труды сопровождались относительной свободой суждений и оценок, острыми дискуссиями. Если в Советском государстве однозначным было обвинение «белых» в развязывании Гражданской войны, белого террора и начале интервенции, то на Западе большевикам давались ровно те же оценки. Кроме того, делался упор на изучение социальной базы противоборствующих сил, на исследование настроений разных слоев общества.

Процесс научного исторического познания вышел сегодня на качественно новый уровень. История Гражданской войны пополнилась не только новой проблематикой, но и осваивает новые методы исследований и нацелена на большую глубину научного осмысления темы.



Методологическую базу данного исследования составляет принцип историзма, объективности. Ориентируясь на эти принципы, в данной работе сделана попытка отказаться от политизированных и тенденциозных оценок и обобщений, существующих в историографии гражданской войны в России 1918-1920 годов.

Важнейшими принципами научного изучения исторического процесса остаются принципы историзма и научной объективности. Объективный подход к исследованию социально политических процессов периода Гражданской войны требует показа как социально-эффективных сторон в выработке и реализации политики главных противоборствующих сил в войне, так и недальновидных, неадекватных времени и месту, мер. Объективность предполагает также исследование реакции общества в целом и разных его слоёв на политический курс красных и белых.

В широком смысле слова понятие «историзм» означает способ мышления, базирующийся на сознании неразрывной связи, существующей между прошлым, настоящим и будущем. В этом смысле историзм является важнейшим мировоззренческим понятием, обосновывающем обращение общества к прошлому в качестве необходимой предпосылки понимания им собственно настоящего и перспектив своего будущего. Отношение к истории выступает здесь как одна из существенных характеристик духовного состояния общества, господствующей в ней атмосферы.

В узком смысле под историзмом понимается принцип научного познания, требующий изучения всего общественного явления в его конкретно исторической обусловленности и развитии. Он предполагает подход к исторической деятельности, изменяющейся во времени и развивающейся в силу присущих ей внутренних закономерностей, и рассматривающее всякое присущее ей явление как историческую индивидуальность, обладающей своими специфическими чертами.

Основными методами решения поставленных целей и задач является: компаративный (сравнительно-исторический), он дает возможность вскрывать сущность изученных явлений по сходству и по различию присущих им свойств; историко-генетический, этот метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития, в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности; ретроспективный, отличительной чертой этого метода является направленность от настоящего к прошлому, от следствия к причине. В своём содержании он выступает, прежде всего, как приемник реконструкции, позволяет систематизировать, корректировать знания об общем характере развития39.

Не без оснований уже принято считать, что объективно в процессе осознания всемирной истории и её законов развития в российской науке сформировалось 3 основных подхода, различающихся по предметным границам изучения, а также по основным структурообразующим, историософским принципам объяснения истории. Это формационный (материалистический), цивилизационный подходы.40Они используются, при определении степени отражения в историографических источниках роли государственных образований белых политических режимов в Гражданской войне в России в решении возникающих проблем. Так же цивилизационный подход выразился, прежде всего, в том, что при анализе историографических источников обеспечивалось целостное восприятие действительности, которая отражена в этих источниках.



Структура работы: исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. В заключении содержатся выводы по работе.

Глава I. Гражданская война в России

1.1. Первые месяцы большевистской власти.

К осени 1917 года в России сложилась такая ситуация, что выбирать приходилось, между Временным правительством и диктатурой пролетариата.

В стране царила анархия, беспорядки, погромы, расправы. В деревнях шёл массовый грабёж, происходил новый передел земельного хозяйства. Шло массовое закрытие промышленных заведений, выб­расывая на улицы сотни тысячи голодных, озлобленных людей - готовые кадры будущей Красной Армии.

Внешнее положение России было не лучше. Немцы напра­вили войска к Петрограду. Власть выпадала из рук Временного правительства, во всей стране не было силы, кроме большевиков, которая бы взяла на себя ответственность за совершённые поступки. Новая революция была неизбежна.

В этих условиях, 10 октября на заседании ЦК принято решение о вооружённом восстании. Процесс захвата власти происходил явно и открыто. Утром 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет от имени Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным.

В этот же день состоялся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который объявил единственной законной властью России власть советов. подчеркнув, правда, что она является временной и действует до созыва Учредительного собрания. На съезде было сформировано первое однопартийное «рабоче-крестьянское» правительство – Совнарком (СНК), председателем которого был избран В. И. Ленин.

Высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Председателем стал Л.Б. Каменев. В его состав вошли 62 большевика, 29 левых эсеров и несколько представителей других партий.

Позиция большевистского руководства не двусмысленно была заявлена 26 октября со страниц «Правды» Ленин: «Мы берем власть одни опираясь на голос страны и рассчитывая на дружескую помощь европейского пролетариата. Но, взяв власть, мы будем расправляться железной рукой с врагами революции и саботажниками…»41. Однако не все соратники разделяли эту жесткую линию.

5 января 1918 г. было открыто учредительное собрание. Ему было предложено утвердить резолюции 2-го съезда советов, т.е. признать законным Октябрьский переворот, декреты о мире и земле, совет народных комиссаров и «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Но учредительное собрание большинством голосов не утвердило предложение большевиков. И 6 января оно было распущено.

10-12 января 1918г. состоялся 3-й Всероссийский съезд Советов, который принял решение «О федеральных учреждениях Российской Республики», первый пункт, которого гласил: «Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как федерация советских республик этих народов».

Так была образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

К февралю 1918 г. процесс первоначального укрепления Советов был в основном закончен, что позволило в законодательном порядке оформить переход к ликвидации старых буржуазных органов управле­ния на местах.

Россия стала советской республикой, однако это лишь усилило открытое противостояние в обществе.

В течение нескольких месяцев – с 25 октября 1917 г. до середины февраля 1918 г. – советская власть установилась почти на всей территории России. В результате октябрьского переворота советы из органов оппозиции превратились в органы новой формирующейся власти. Необходима была сильная централизованная власть и такую власть предложила партия большевиков.

В течение полугода накал политических страстей в России разжег безжалостный пожар Гражданской войны. Начавшаяся Гражданская война представляла собой социально-экономическую, идейно-теоретическую, духовно-нравственную, агитационно-пропагандистскую, психологическую, военно-организационную дипломатическую борьбу между различными группировками населения бывшей Российской империи, а также войну белых и красных. Это была борьба за власть с целью навязать основной массе населения страны свои представления о будущем общественно-политическом устройстве России. Это била борьба в защиту своих социально-экономических интересов, и проходила она при активном вмешательстве иностранных сил во внутренние дела России.

Гражданская война явилась итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны между вооружёнными силами советской власти и антибольшевистских властей.42

На развязывание Гражданской войны оказало влияние то, что Россия уже почти 4 года участвовала в мировой войне. После октябрьской революции произошло размежевание политических сил. Невероятно быстрый слом прежней государственной машины привел к утрате управляемости страной. Гражданская война также стимулировалась кризисом российской государственности.

События 1917-1918г.г., раскол российского общества, явственно обозначившийся еще в пору первой революции, после октябрьской революции дошел до своей крайности – гражданской войны, привели к тому, что в стране сложилось два противоборствующих лагеря. Первый – это лагерь большевиков, иначе их называли «красные», и второй антибольшевистский лагерь – «белые». Однако, являясь основной противоборствующей силой, выступающей против большевиков, белые были не одиноки.

Для многих участников Белого движения — офицерства, казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии, бюрократии и духовенства — вооружённое сопротивление большевикам имело целью возвращение утраченной власти и восстановление своих социально-экономических прав и привилегий. Для этого антибольшевистские силы на подконтрольных им территориях бывшей Российской империи пытались воссоздать армию и аппарат гражданского управления, восстановить права собственности и свободу торговли, мобилизовать людские и хозяйственные ресурсы с целью создать массовую и хорошо оснащённую армию, обеспечить ей поддержку со стороны большинства населения и свергнуть власть большевиков. Конечной целью белых провозглашался созыв нового Учредительного собрания, с передачей на его усмотрение решения вопроса о политическом устройстве России.43

Самым страшным было то, что гражданская война была запрограммирована, она рассматривалась большевиками как «естественное» продолжение революции. «Наша война, - заявил и подчеркивал Ленин, - является продолжением политики революции, политики свержения эксплуататоров, капиталистов и помещиков»441. Более того, по первоначальным замыслам большевиков гражданская война планировалась во всемирном масштабе. К этому призывал и лозунг, выдвинутый Лениным в начале мировой войны: «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую».

Большевики, как правящая партия, стремились реализовать свою концепцию социалистической модели общественного развития и вывода России из глубочайшего социально-политического кризиса: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, установление социалистической организации общества. Конституция РСФСР 1918 г. юридически закрепила победу социалистической революции и основы нового общественного строя: диктатуру пролетариата. Советы рабочих, солдатских крестьянских депутатов как государственную форму диктатуры пролетариата.

Советская правовая система начала формироваться с первого дня создания советского государства. Акты правительства по предложению Ленина было решено называть Декретами – по примеру парижской Коммуны.

В первые месяцы Октябрьской революции правительство приняло большое количество декретов, которые закрепляли изменения в политическом и экономическом положении Советского государства. В период, с октября по декабрь 1917 г. были приняты: декрет о введении восьмичасового рабочего дня (29 октября)45, декрет о печати (27 октября)46, открыл историю советской цензуры, объявив вне закона «буржуазную прессу»; декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов (11 ноября)47, уничтожил все сословия, титулы и чины Российской империи, заменив их единым «наименованием» — «гражданин Российской Республики»; декрет об образовании Высшего Совета народного хозяйства (2 декабря)48, стал высшим органом централизованного управления экономикой; декрет о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния49, провозгласил, приоритет гражданских браков; декрет о национализации банков (17 декабря), передал всю банковскую структуру в руки государства, декреты «О выборном начале и организации власти в армии»50 и «Об уравнении в правах всех военнослужащих»51 (16 декабря) завершили процесс демократизации бывшей царской армии.

Первым важнейшим законодательным актом Советского правительства по национальному вопросу была «Декларация прав народов России», опубликованная 2 ноября 1917 года, которая провозгласила основные принципы национальной политики Советской власти.

3 января 1918 года ВЦИК принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»52, написанную Лениным, в которой были записаны уже принятые важнейшие законы Советского государства: о власти Советов, земле, мире, рабочем контроле, национализации банков, аннулировании царских займов и т. д.

Декларация утверждала внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, провозглашала основную задачу революции – уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества.

Так же СНК, за январь 1918 года приняло ряд декретов, в частности декреты о свободе совести, церковных и религиозных обществах (20 января) отделив церковь от государства и школа от церкви; об аннулировании государственных займов (21 января) объявил займы, «заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии» аннулированными; «Об организации РККА» (15 января) инициировал создание Красной Армии на добровольных началах; о введении западноевропейского календаря (24 января) заменив юлианский календарь на григорианский и др.

10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов была принята первая Советская Конституция, согласно которой, устанавливалось равноправие национальностей и рас. Для трудящихся были провозглашены демократические свободы: совести, слова, собраний, союзов и законодательно закреплены условия для их действительного осуществления. Конституция признала обязанностью всех граждан республики защищать социалистическое отечество и установила всеобщую воинскую повинность. Однако право защищать Советскую страну c оружием в руках предоставлялось только трудящимся. Так же конституция подтвердила уже сложившуюся структуру органов Советской власти. Высшим органом государственной власти PCФCP являлся Bcepoccийcкий съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, a в период между съездами — Bcepoccийcкий Центральный Исполнительный Комитет (BЦИK), избиравшийся съездом и ответственный перед ним.

Являясь по своей сути радикальной партией, ставящей целью построение в стране социализма, с опорой на мировую революцию, большевики выдвинули востребованные лозунги, сделали правильные шаги, привлекших на их сторону массу людей. Первыми правовыми актами были «Декрет о мире»53 и «Декрет о земле»54, принятые на II Съезде Советов, подняли популярность большевиков среди широких слоев населения, которые давно ожидали решение этих насущных вопросов. 

Согласно первому декрету всем воюющим странам предлагалось начать переговоры о мире, справедливом и демократическом. Предполагалась отмена тайной дипломатии, опубликование секретных договоров. Мир следовало заключить без аннексий и контрибуций.55 К сожалению союзники России по Антанте отказались рассматривать эти предложения. «Декрет о земле», провозглашал отмену частной собственности на землю, национализация всей земли. Помещичья собственность отменялась и передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов. Вводилось уравнительное землепользование, запрещался наемный труд и аренда земли.56

Еще сложнее обстояло дело в деревне. В соответ­ствии с «Декретом о земле», принятым 25 октября 1917 г., помещичьи, монастырские и иные земли конфисковались и передавались крестьянам. Со­ветская власть утверждала, что крестьянство в це­лом получило 150 млн. десятин земли.57 Но эта цифра никогда не была доказана. Иные подсчеты утверж­дают, что наоборот — в ходе конфискации было изъято только в 1918 г. не менее 45 млн. десятин крестьянской земли, находившихся на хуторах и отрубах, т. е. полученных крестьянами по земель­ной реформе Столыпина. «Декрет о земле», состав­ленный эсерами, но проведенный в жизнь Лени­ным, сводился не только к конфискации земель, но к их фактической национализации, а также к введе­нию уравнительного землепользования, к запрету расширять запашку, арендовать и покупать землю, использовать труд наёмных работников. Эта аграр­ная революция не была итогом неких вековых меч­таний крестьянства или реализацией большевист­ской доктрины. Она стала итогом заблуждений, гос­подствовавших в умах «прогрессивной» интелли­генции многие десятилетия. Ее призывы к равенст­ву и идеалистической справедливости были реали­зованы на практике большевизмом. Но трудящийся крестьянин землю потерял. Была возрождена общи­на, причем даже не в той форме, которая существо­вала до столыпинских реформ. Она возродилась в самой примитивной форме, характерной для «ази­атского способа производства», главным в котором было прямое изъятие продовольствия на условиях коллективной ответственности.

Решающим фактором в ходе Гражданской войны стала позиция крестьянства, составлявшего более 80 % населения, которая колебалась от пассивного выжидания до активной вооружённой борьбы против «красных» и «белых». Колебания крестьянства, реагировавшего таким образом на политику большевистской власти и диктатур белых генералов, коренным образом меняли соотношение сил и, в конечном итоге, предопределили исход войны.

Для большевиков подавление сопротивления их противников было единственной возможностью удержать власть в крестьянской стране с целью превращения её в базу мировой социалистической революции и, в перспективе, построения бесклассового коммунистического общества как в России, так и в Европе.58 Для достижения этой цели большевики считали исторически оправданным и справедливым применение беспощадного насилия против своих врагов и принуждения по отношению к колеблющимся средним слоям города и деревни, прежде всего — крестьянству.59

Активно шло строительство нового советского аппарата в центре и на местах. В связи с ликвидацией должности губернских и уездных комиссаров Временного правительства было создан Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в деревнях и волостях. Городские и земские учреждения были упразднены, их функции перешли к съездам Советов, a между съездами - исполнительные комитеты.

По декрету СНК от 22 ноября 1917 г. была создана система новых судебных учреждений. В качестве основной судебной инстанции был учреждён институт местных судей, избираемых Советами. Дела о контрреволюционной деятельности, мародёрстве, хищениях, саботаже и т.д. рассматривали революционные трибуналы, избираемые губернскими или городскими Советами.

Для защиты государства от внутренних и внешних врагов, 28 октября 1917 года была создана рабоче-крестьянская милиция, а 7 декабря 1917 года для борьбы с контрреволюцией была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)60 во с Ф. Э. Дзержинским, а 15 января 1918 года СНК принял декреты об организации на добровольческих началах Рабоче-крестьянской Красной армии и флота. Вместе с тем, как справедливо пишет современный исследователь В.В.Галин: «…после революции и захвата власти большевики целенаправленно пытались избежать крупномасштабной Гражданской войны». Данное высказывание подтверждается не только теми задачами, которые ставили большевики в области преобразований Российского государства (для их осуществления нужен был мир), но и терпимым, с оттенком лояльности отношением к тем партиям и их лидерам, которые еще совсем недавно претендовали на власть. И лишь к весне 1918 года, с реальной угрозой потери власти, деятельность большевиков становится все более жесткой, решительной и целенаправленной. Таким образом, их меры по противодействию антибольшевистскому лагерю приобретает все более законченные структурированные и организационные формы. 



Странасоветов превратилась в единый, мощный лагерь, где преобладала жесткая политика, направленная на сохранение существующей государственной власти, поднятие экономики и вживление в людские головы идеи о постройке социализма, а затем коммунизма. Это и террор, возведенный в ранг государственной политики, и концлагеря, и расстрелы. 

В основе всей деятельности партии большевиков лежала политика военного коммунизма, целью которой было сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства. От части военный коммунизм напоминал то бесклассовое, свободное от товаро-денежных отношений общество будущего, которое большевики считали своим идеалом. 

Термин «военный коммунизм» был «изобретен» одним из видных большевиков, постоянно вступавшим в дискуссии с В. Лениным, — А. Богдановым.61 Он называл «военным коммуниз­мом» организацию общества, при которой армия бе­зусловно подчиняет себе тыл, создавая «организа­цию массового паразитизма и истребления». Сам Ленин заговорил о «военном коммунизме» лишь веной 1921 г., связав его с продовольственной раз­версткой. Главным источником организации партии большевиков, была идеология в центре которой находился лозунг «преодоления частной собственности». Частная соб­ственность напрямую связана с рыночными, товар­но-денежными отношениями. Поэтому большевики хотели уничтожить рынок и денежное обращение, на смену которому пришло бы производство и распределение, а вместо рынка, как регулятора всей хо­зяйственной жизни должен был занять планово-рас­пределительный механизм. Для этого и требовалась, жест­кая централизаторская система, способная довести единую волю центра до самых отдаленных уголков, то есть «диктатура пролетариата».62

Всё без исключения в идеале должно было быть взято на «учет и контроль». Для этого требовался особо подготовленный и преданный ад­министративный аппарат, а также население, при­нимающее данную систему как единственно воз­можную и верную. Идеалом было и такое ограни­чение права собственности, при котором никакие предметы — от участка земли до швейной машин­ки — не могли бы быть использованы для производ­ства продуктов на продажу с целью получения дохода, не предусмотренного административно-распре­делительным механизмом.

Источником, формировавшим полити­ческие идеалы большевиков, стала жестокая реаль­ность, с которой им пришлось столкнуться, придя к управлению страной. Это прежде всего относилось к настроениям масс. Не только крестьяне, но и значи­тельная часть рабочих были настроены антибольше­вистски. Они не только в течение 1917—1921 гг. принимали антибольшевистские резолюции, но и активно участвовали в вооруженных антиправи­тельственных выступлениях. Поэтому предстояло создать такую политико-экономическую систему, которая бы позволила рабочим поддержать силы для производства хотя бы на минимальном уровне, но одновременно поставила бы их в жесткую за­висимость от властей и администрации, определяв­ших уровень продовольственных норм и норм выра­ботки продукции.

В реальности эти цели достигались лишь при наличии мощного репрессивного аппарата.

Придя к власти, Совет­ское государство действовало в двух главных направлениях, с одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйствен­ного управления, с другой — применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.

Так правительство большевиков сразу же нача­ло так называемую «красногвардейскую атаку», на капитал, хаотично национализируя предприятия, служащие и владельцы которых обвинялись в «са­ботаже и контрреволюции».

28 июня 1918 г. В. И. Ленин подписывает декрет о национализации почти всей крупной промышлен­ности. Началась национализация предприятий, включая мелкие; перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожного транспорта. В стремлении контролировать все Москва заполняется такими учреждениями как: Главкрахмал, Главспичка, Чеквалап – Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей. В ноябре 1920 г. были подвергнуты на­ционализации и мелкие предприятия, являвшиеся кустарными, ремесленными мастерскими. Национа­лизированные или поставленные под государствен­ный контроль предприятия не имели права поку­пать сырье и продавать продукцию. Но сырьё и топ­ливо не подвозились, оплата за произведенную про­дукцию не осуществлялась. Производство катастро­фически падало, что было следствием не только по­всеместных военных действий, но и постоянно уси­ливавшейся централизации. Рабочие бежали с пред­приятий.

Наряду с национализацией промышленных предприятий проис­ходила национализация не только наземного, но и морского транспорта.

22 апреля 1918 г. была установлена государственная монопо­лия внешней торговли, являющаяся могучим фактором обеспечения экономической независимости страны и источником накопле­ний для строительства социалистического хозяйства.

Все эти мероприятия подорвали капиталистическую систе­му хозяйства. В экономике страны сложился социалистический уклад. Все это вместе и привело к ужасающему паде­нию уровня аграрного производства.



Развивался принцип продовольственной диктатуры и полное официальное запрещение свободы торговли и частной собственности. В январе 1919 г. была официально введена продовольствен­ная разверстка, по которой государство фактически бесплатно изымало у крестьян все излишки хлеба, а с 1920 году разверстка распространяется на картофель, овощи и другие сельскохозяйственные культуры, за невыполнение зада­ний по сдаче продовольствия вводились суровые ка­рательные санкции. Они стали главным способом добывания продовольствия. Но и это не помогало. Повсеместно проходила натурализация хозяйственных отношений в условиях практически полного обесценивания денег; выдача рабочим продовольственных и промтоварных пайков, бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными и прочим услугами. Исчезали продукты, люди, рабочая сила. Выход виделся в ускорении милитаризации труда, ибо эн­тузиазм отдельных фанатиков никогда не мог заме­нить нормального функционирования экономики. Вместо этого создавались новые «трудовые армии», работавшие на заготовке дров, ремонте дорог и т. п.

Именно в годы «военного коммунизма» сложилась извращенная антирыночная централизованная эко­номика, зачатки которой обнаруживаются и в конце XX века.

Всеобщая нехватка товаров, сопровождавшаяся антирыночной риторикой, неизбежно вела к «ком­мунизации» быта. Отменялась плата за воду, газ, электричество, тем более что вода не шла, газ не горел, электролампочки не светились. Бесплатный проезд в городском транспорте был обусловлен тем, что транспорт остановился. Отмена квартплаты про­водилась после того, когда путем «уплотнения» в «буржуйские» квартиры вселялось несколько се­мей, не имевших возможности оплатить ее.

Все эти меры позволили Большевикам удалось создать сильную 5 миллионную армию и не без помощи политики военного коммунизма. Численность армии быстро росла, если в добровольческий период в рядах Красной армии сражалось до 300 тысяч человек, то к концу 1918г.- свыше 1млн. человек, а осенью 1920г.- уже около 5,5 млн. человек. С июня 1918года стала проводиться мобилизация военных специалистов, из бывших генералов и офицеров царской армии.63 В связи с этим расширяются права военных комиссаров, назначаемых в войсковые части коммунистов с дооктябрьским партийным стажем.



В частности, добровольческий принцип набора в армию был заменен на мобилизационный. С июня 1918 года, началось привлечение военных специалистов царской армии. Расширение правами и обязанностями военных комиссаров, назначаемых в части. 2 сентября 1918 года ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем», был создан Реввоенсовет во главе с Л.Д.Троцким, утверждалась должность Главнокомандующего вооруженными силами РСФСР. С ноября 1918 года был создан «Совет рабочей и крестьянской обороны» под руководством В.И.Ленина. Он сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти. Повсеместно была развернута широкая агитационная и пропагандистская работа.

Огромную роль в обеспечении политического и морально-психологического единства советского тыла играли агитация и пропаганда, в которой большевики показали себя непревзойденными мастерами. В республике повсеместно открывались курсы и кружки политграмоты, курсировали агитпоезда и пароходы, широко использовались кино и диски с граммофонными записями речей советских лидеров, миллионными тиражами печатались листовки, брошюры, газеты, распространявшие коммунистические идеи. Улицы городов украшались флагами и транспарантами, плакатами и памятниками революционерам разных эпох и народов, на площадях устраивались грандиозные театрализованные действа и митинги. К воплощению в жизнь ленинского плана «монументальной пропаганды» и иных форм «наглядной агитации» удалось привлечь признанных мэтров русского искусства: М.В.Добужинского, П.В.Кузнецова, А.В.Лентулова, В.Э.Мейерхольда. Огромную роль играла «политико-воспитательная работа». Яркое свидетельство тому – массовые «коммунистические субботники», когда сотни тысяч людей бесплатно трудились на оборону республики.

Однозначной оценки этой политики не существует. С одной стороны, она была необходимой, так как большевикам нужно было защищать свой режим. Она позволила сконцентрировать в руках государства все материальные и трудовые ресурсы, что обеспечило боеспособность Красной армии и в конечном итоге способствовало победе большевиков. С другой сторон политика военного коммунизма очень сильно ударила по экономике страны. 
Были нарушены товаро-денежные отношения, производители не были заинтересованы в выпуске продукции, что в конечном итоге приводило к спекуляции, дезорганизации всего общества. 

Итогом «военного коммунизма» стало полное разрушение хозяйства, массовый голод и деградация. Но совет­ская власть удержалась.



Каталог: diploms
diploms -> «Феномен «японского экономического чуда»: причины, последствия
diploms -> Выпускная квалификационная работа
diploms -> «Развитие воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами имаготерапии»
diploms -> Доцент кафедры физической культуры филиала сгпи в г
diploms -> Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры филиала сгпи в г
diploms -> Доцент кафедры физической культуры филиала сгпи в г
diploms -> «Социально-педагогическая работа с Интернет-зависимыми детьми»
diploms -> «Психологическая помощь при неврозах у школьников»
diploms -> Старший преподаватель кафедры физической культуры филиала сгпи в г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница