Дистанционная олимпиада по истории «Романовская династия в истории России» для учащихся 9 классов (4 тур)



Скачать 148.76 Kb.
Дата03.07.2018
Размер148.76 Kb.
#37218
ТипЗакон


Дистанционная олимпиада по истории «Романовская династия в истории России» для учащихся 9 классов (4 тур)

Оценка реформаторской деятельности Александра I.


В манифесте о восшествии своем на престол император Александр объявил, что «принимает обязанность управлять по законам и по сердцу Екатерины I, шествовать по ее премудрым намерениям» (С. Соловьев. Русская история). Возможно, так бы и сложилась его дальнейшая судьба, как и судьба России, однако, сформированные еще в раннем детстве политические взгляды, не могли не отразиться на внутреннем, духовном мире Александра.

Планы на управление государством у юного императора были куда лояльнее, чем окажется впоследствии. Во времена Александровского либерализма были открыты три университета. Юный император был полон возвышенных и доброжелательных стремлений, но не знал, как их воплотить. Не преученый к труду, не умеющий преодолевать трудности, при возникновении малейшего препятствия он опускал руки и впадал в уныние.




Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был, в случае успеха, удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках.

Александр I решил перестроить, как он выражался, «безобразное здание Российской империи». В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (число которых превышало 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией», и сама тайная экспедиция была упразднена, ибо, как гласил царский указ, «в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона». Было запрещено - «под страхом неминуемого и строгого наказания» - применение пытки («чтобы, наконец, самое название пытки, стыд и укоризну человечеству приносящее, изглажено было навсегда из памяти народной»). Разрешено было открыть частные типографии; было отменено запрещение ввоза иностранных книг из-за границы и разрешен свободный выезд русских подданных за границу. 

Затем преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы были в восемь министерств. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр отчитывался перед Сенатом. 

Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот.

Затронут был вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли. 

С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. 

Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев». 

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты. 

Начало XIX века характеризуется быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных экономических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений ( «Северный Вестник»). 

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806–1807 гг. - в союзе с Пруссией.

В эти же годы сам Александр I уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. 

 План его излагал основания управления русских сословий перед законом  и новое  устройство  управления:  крестьяне  получили  свободу   без   земли, управление составлялось  из  тройного  рода  учреждений   законодательных, исполнительных и судебных. Все эти  учреждения  сверху  донизу  с  сельской волости до вершины управления имели  земский  выборный  характер.  Во  главе этого здания стоят три учреждения: законодательное -  Государственная  Дума, состоящая  из  депутатов  всех  сословий;  исполнительное  -  министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих  учреждений объединяется   Государственным  советом,   состоящим   из    представителей аристократии,  устроенной  на  подобии  английской.   Эта   аристократия  - блюстительница законов по всем отраслям  управления  и  охранница  интересов народа.

План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г.  и  в  начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора.

    Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т. к. нисколько  не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая  мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России.

Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.

3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных  званиях.  Указ   августа 1809г.  установил  порядок  производства  в  гражданские чины   коллежского асессора (8 класс) и статского советника  (5  класс).  Новый  указ  запретил производить  в  эти  чины  служащих, которые  не  имели  свидетельства   об окончании курса  в  одном  из  русских  университетов  или  не  выдержали  в университете экзамена по установленной программе, которая и  была  приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского  языка  и одного  из иностранных,   знание   прав   естественного   римского   и    гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной  истории и  элементарные  сведения  в  истории  всеобщей,   в   статистики   Русского государства, в географии и даже в математике и физике.

    Оба указа готовились и были изданы втайне от высших  правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.

    Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства:

    1. Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;

    2. Он один их рассматривает;

    3. Ни  один  рассмотренный  им  закон  не  предаётся  исполнению  без утверждения верховной власти.


    Вслед  за  Государственным  советом   были   преобразованы   по   плану Сперанского  министерства,  учреждённые  8сентября 1802  года.   Сперанский находил  двойной  недостаток  в  этих  министерствах:   отсутствие   точного определение  ответственности министров  и  неправильное  распределение  дел между министерствами. Они били преобразованы  двумя  актами:  манифестом  12 июля 1810г. и 25 июня1811г.

    Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный  порядок,  в  них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

    Предложено  было  преобразовать  и  Сенат.  Проект  преобразования  был подготовлен вначале 1811г. и в  июне  был  внесён  в Государственный  совет. Проект был основан на строгом разделении дел  административных  и  судебных. Сенат  предложено  было преобразовать   в  два  особых  учреждения:   Сенат правительствующий, который бы состоял  из  министерств  с  их  товарищами  и начальниками особых частей управления;  и Сенат судебный. Особенностью  этого  судебного  Сената  была  двойственность  его состава:  одни  члены  его  назначались   от   короны,   другие   выбирались дворянством.

    Возражений против этого проекта в Государственном  совете  было  много. Реформа не была проведена, хотя большая  часть  совета высказалась  "за"  и государь проект утвердил.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т.ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820) , воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

Герцогство Варшавское переименовано было в Царство Польское, и к нему присоединили Литву. В 1815 году Александр утвердил польскую конституцию. Тогда же сделана была первая попытка отмены крепостного права. В 1816 году император утвердил Положение об освобождении эстляндских крестьян. В 1817 году были освобождены крестьяне в Курляндии. Александр попытался подтолкнуть к той же инициативе помещиков Малороссии, ив 1818 году на собрании дворян Полтавской и Черниговской губерний генерал-губернатор Малороссии князь Репнин предложил помещикам подумать об освобождении крестьян и принести "жертву ради пользы общей". Однако кроме негодования и возмущения Репнин ничего не получил в ответ. В Прибалтике преобразования шли успешнее. В 1819 году получили свободу крестьяне Лифляндии. По случаю этой реформы Александр сказал: '"Радуюсь, что лифляндское дворянство оправдало мои ожидания. Ваш пример достоин подражания. Вы действовали в духе времени и поняли, что либеральные начала одни могут служить основой счастью народов". 

Положение, в котором оказался Александр после 1820 года, нельзя назвать иначе, как трагическим. Он не смог провести реформ, о которых мечтал всю жизнь, он понимал, что неизбежный ход событий ведет его в лагерь реакции и чувствовал все более и более отвращения к власти. В конце концов Александр перестал заниматься внутренними делами.


Таким образом, на мой взгляд, Александр I, всю жизнь пытался проводить реформаторские движения, хотя, по большому счету, «а воз и ныне там». Лучшие начинания Александра остались бесплодные, другие ухудшили положение дел. Реформы, предложенные Сперанским, так и небыли полностью разработаны и воплощены в жизнь. Созданный императором «Священный союз», мечту о котором он вынашивал годами и ради которого жертвовал решениями внутренних проблем России, оказался ничем иным, как сговором монархов против революции. Народные волнения, начавшиеся в Европе, имели место и в России, мир изменялся, а высшим сословиям и правителям, это было неугодно, как следствие, мировая буржуазная революция начала обретать стихийный характер. В некоторых странах это происходило менее болезненно, кое-где вспышки восстаний удавалось подавлять, как например использование русской армии для подавления действий революционного характера в центральной части Европы. После всех этих переживаний Александр узнает о готовящемся заговоре участников тайных сообществ, он отождествляет свои ранние мысли и не дает хода делу о декабристах. Ибо все что было ими спроектировано, все те реформы, о государственном порядке, о конституции, было уже сказано раньше Сперанским. Именно Сперанский и Александр воспитали декабристов. Самым главным последствием 14 декабря стало окончание политической роли русского дворянства. Так как лучшие люди этого сословия были сосланы, в следующее царствование дворянство не могло иметь прежнего значения. Во внешних делах, Александр считал своим долгом довести дело борьбы с революцией до конца. После подавления последних вспышек восстаний, император охладевает и к Европе. Он все больше склонялся к частной жизни и несколько раз подумывал об отречении. Корона, по его словам, тяготила Александра.


Каталог: data -> olimp
olimp -> Вступление актуальность темы Цель работы Обзор литературы
olimp -> Химические элементы, составляющие многообразие окружающего нас мира, с глубокой древности привлекали внимание людей, их изучение стало впоследствии одним из главных направлений научного исследования природы человеком
olimp -> Тогда, в дни Смутного времени, Филарет Романов был возвращен из ссылки и стал митрополитом Ростовским
olimp -> Ответы на вопросы для учащихся 6-7-х классов: с греческого языка слово
olimp -> Михаил Фёдорович
olimp -> Иван Грозный личность и эпоха
olimp -> Анастасия Николаевна Романова загадка великой княжны
olimp -> Каримова Лилия Данилевна1, Наумова Лениза Гумеровна2

Скачать 148.76 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница