Для создания таких моделей существуют различные инструменты: языки программирования, программы для разработки web-страниц, программы для проектирования моделей данных и многое другое



Скачать 135.6 Kb.
Дата08.10.2018
Размер135.6 Kb.

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

Образовательный модуль

«Базы данных. MS Access»

10 класс


Объем модуля – 13 академических часа

Модуль разработала:

студентка гр.ПМ-43 Федорова Ольга

Йошкар-Ола

2011

Аннотация

Что объединяет компьютерную игру, электронный журнал успеваемости учеников в школе, автоматизированную систему учёта сотрудников или товаров на предприятии, интерактивную карту, программу для расчёта прочности детали, сайт фирмы и пр.? Всё это – информационные модели, то есть существующие в электронном виде образы реальных объектов.

Для создания таких моделей существуют различные инструменты: языки программирования, программы для разработки WEB-страниц, программы для проектирования моделей данных и многое другое. В настоящее время понятия баз данных прочно вошли в нашу жизнь. Даже если моделируемые объекты невелики, то для компьютерной обработки связанной с ними информации идеально подходит СУБД – Система Управления Базой Данных, в основе которой работа с данными, хранящимися в базах данных.

База данных – это не просто большая куча слов и цифр. Информация в ней структурирована и упорядочена.

База данных – это инструмент для наведения порядка в информации и способ её представления в удобном для пользователя виде. Тем более без этого универсального инструмента не обойтись, если нужно хранить и обрабатывать большой объём информации.

В данном курсе ученики осваивают процесс создания баз данных и работы с ними на примере СУБД Access - программы, входящей в состав пакета Microsoft Office. В MS Access содержатся все необходимое для продуманного и быстрого создания объектов базы данных. Большой набор удобных инструментов для работы с данными и интуитивно понятный пользовательский интерфейс программы, позволяют быстро создавать довольно сложные базы данных даже непрофессионалам.

Курс адресован школьникам 7-11 классов, обладающим базовыми навыками работы с компьютером. Желателен опыт работы с текстовым редактором MS Word и табличным процессором MS Excel.
Цель:

Цель обучения – изучение программы MS Access, выработка навыков структуризации информации, понимания построения информационных моделей.


Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, с ее основными элементами и видами;

  • показать практическое применение теоретического материала;

  • дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.


Развивающие:

  • развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;

  • развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

  • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;

  • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

  • воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.


Целевая аудитория: Курс адресован школьникам 7-11 классов.
Методы изучения: словесный, наглядный, практический

Требования к слушателям: ученик должен обладать базовыми навыками работы с компьютером, желателен опыт работы с текстовым редактором MS Word и табличным процессором MS Excel.
В результате изучения модуля слушатель должен:
Знать:

  • Основные возможности современной компьютерной техники и перспективы ее развития в сфере баз данных, классификацию баз данных.

  • Назначение и функции систем управления базами данных.

  • Основные понятия и методы организации БД и манипулирование ими.



Уметь:

  • Приводить примеры информационных моделей реальных объектов и процессов.

  • Уметь создавать общую структуру организации информационных систем.

  • Работать в Microsoft Access.

Тематический план


п\п

Наименование разделов

Всего (часов)

1

Введение.

1

2

Основные понятия баз данных, структур данных и систем управления базами данных.

1

3

Реляционная модель и реляционные СУБД.

1

4

Технология создания БД

2

5

Запросы и фильтры

2

6

Подстановки

1

7

Формы

1

8

Отчёты

1

9

Выполнение и защита проекта

3




ИТОГО:

13


Содержание

Раздел 1. Введение

Краткая характеристика дисциплины, ее цели, задачи, объем, содержание, порядок изучения материала, связь с другими дисциплинами учебного плана и место в подготовке по специальности. Теоретическая и практическая составляющие. Формы самостоятельной работы. Характеристика учебной литературы. Контрольные мероприятия.


Раздел 2. Основные понятия баз данных, структур данных и систем управления базами данных.

Понятие данных. Понятие базы данных. Понятие системы управления базой данных. Понятие хранилища данных. Понятие информационной и информационно-поисковой системы. Назначение приложения MS Access

Общие понятия: БД. СУБД. Структура БД. Способы представления БД. СУБД (Прикладные СУБД. Инструментальные БД). Операции, производимые с БД (Создание структуры БД. Ввод и редактирование данных. Хранение и передача данных. Преобразование данных. Поиск данных. Оформление результатов поиска.)
Раздел 3. Реляционная модель и реляционные СУБД.

Реляционные (табличные) структуры БД. СУБД. Поля, записи. Структура базы данных. Первичный (главный) ключ. Объекты базы данных. Ввод данных в таблицу. Свойства полей таблиц. Типы данных.


Раздел 4. Технология создания БД.

Типы данных полей и их свойства, используемые в БД.

Типы данных: особенности, свойства. Конструирование баз данных. Технология создания таблиц в режиме конструктора. Задание ключевого поля. Сортировка записей таблицы. Удаление, восстановление и редактирование записей. Построитель выражений.

Технология создания таблицы путём ввода данных. Маски.

Создание таблиц в режиме мастера. Копирование данных из одной таблицы в другую. Установка значений по умолчанию. Маски как средство ограничения ввода данных в таблицы. Создание почтовых наклеек.
Раздел 5. Запросы и фильтры.

Запросы как одно из средств автоматизации ввода данных в таблицы.

Общие сведения о запросах. Запросы на поиск повторяющихся записей. Запросы на добавление и создание таблиц. Технология конструирования запросов. Создание запроса в режиме конструктора и режиме мастера. Создание нормализованной (многотабличной) БД.

Запросы и фильтры как средства отбора нужной информации

Технология создания различных запросов (запросы на выборку, простые запросы, построение сложных выражений в построителе выражений, запросы на групповые операции, запросы с параметрами). Технология создания различных фильтров. Расширенный фильтр.
Раздел 6. Подстановки.

Подстановки как одно из средств автоматизации ввода данных в таблицы.

Технология создания подстановок. Мастер подстановок.
Раздел 7. Формы.

Формы как средство повышение комфортности ввода данных.

Технология создания форм. Создание форм в режиме автоформ и режиме мастера форм. Элементарное редактирование автоформ в режиме конструктора. Операции над объектами формы. Создание форм в режиме конструктора. Работа с полями. Работа с инструментами панели элементов. Создание кнопочных форм.
Раздел 7. Отчёт.

Отчёт как средство вывода информации из базы данных.

Технология создания автоотчётов, с использованием мастера отчётов, в режиме конструктора. Сортировка и группировка данных при составлении отчёта.
Раздел 8. Выполнение и защита проекта

В течение 2-х занятий учащиеся строят генеалогическое дерево.

Учащиеся демонстрируют свои работы, а одноклассники их оценивают.
Формы и виды контроля
Формирующее оценивание:

Самостоятельное создание генеалогического дерева в MS Access.


Итоговое оценивание:

Итоговый тест;

Самооценка проделанной работы;

Оценка работы одноклассниками.


Учебно-методическое обеспечение курса
Итоговый тест.

1. База данных - это:

  1. совокупность данных, организованных по определенным правилам;

  2. совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;

  3. интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;

  4. определенная совокупность информации.


2. Наиболее распространенными в практике являются:

  1. распределенные базы данных;

  2. иерархические базы данных;

  3. сетевые базы данных;

  4. реляционные базы данных.


3. Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:

  1. неупорядоченное множество данных;

  2. вектор;

  3. генеалогическое дерево;

  4. двумерная таблица.


4. Таблицы в базах данных предназначены:

  1. для хранения данных базы;

  2. для отбора и обработки данных базы;

  3. для ввода данных базы и их просмотра;

  4. для автоматического выполнения группы команд;

  5. для выполнения сложных программных действий.


5. Что из перечисленного не является объектом Access:

  1. модули;

  2. таблицы;

  3. макросы;

  4. ключи;

  5. формы;

  6. отчеты;

  7. запросы?


6. Для чего предназначены запросы:

  1. для хранения данных базы;

  2. для отбора и обработки данных базы;

  3. для ввода данных базы и их просмотра;

  4. для автоматического выполнения группы команд;

  5. для выполнения сложных программных действий;

  6. для вывода обработанных данных базы на принтер?


7. Для чего предназначены формы:

  1. для хранения данных базы;

  2. для отбора и обработки данных базы;

  3. для ввода данных базы и их просмотра;

  4. для автоматического выполнения группы команд;

  5. для выполнения сложных программных действий?


8. Для чего предназначены модули:

  1. для хранения данных базы;

  2. для отбора и обработки данных базы;

  3. для ввода данных базы и их просмотра;

  4. для автоматического выполнения группы команд;

  5. для выполнения сложных программных действий?


9. Для чего предназначены макросы:

  1. для хранения данных базы;

  2. для отбора и обработки данных базы;

  3. для ввода данных базы и их просмотра;

  4. для автоматического выполнения группы команд;

  5. для выполнения сложных программных действий?


10. В каком режиме работает с базой данных пользователь:

  1. в проектировочном;

  2. в любительском;

  3. в заданном;

  4. в эксплутационном?


11. В каком диалоговом окне создают связи между полями таблиц базы данных:

  1. таблица связей;

  2. схема связей;

  3. схема данных;

  4. таблица данных?


12. Почему при закрытии таблицы программа Access не предлагает выполнить сохранение внесенных данных:

  1. недоработка программы;

  2. потому что данные сохраняются сразу после ввода в таблицу;

  3. потому что данные сохраняются только после закрытия всей базы данных?


13. Без каких объектов не может существовать база данных:

  1. без модулей;

  2. без отчетов;

  3. без таблиц;

  4. без форм;

  5. без макросов;

  6. без запросов?


14. В каких элементах таблицы хранятся данные базы:

  1. в полях;

  2. в строках;

  3. в столбцах;

  4. в записях;

  5. в ячейках?


15. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет ни одной записи?

  1. пустая таблица не содержит ни какой информации;

  2. пустая таблица содержит информацию о структуре базы данных;

  3. пустая таблица содержит информацию о будущих записях;

  4. таблица без записей существовать не может.


16. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет полей?

  1. содержит информацию о структуре базы данных;

  2. не содержит ни какой информации;

  3. таблица без полей существовать не может;

  4. содержит информацию о будущих записях.


17. В чем состоит особенность поля "счетчик"?

  1. служит для ввода числовых данных;

  2. служит для ввода действительных чисел;

  3. данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;

  4. имеет ограниченный размер;

  5. имеет свойство автоматического наращивания.


18. В чем состоит особенность поля "мемо"?

  1. служит для ввода числовых данных;

  2. служит для ввода действительных чисел;

  3. данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;

  4. имеет ограниченный размер;

  5. имеет свойство автоматического наращивания.


19. Какое поле можно считать уникальным?

  1. поле, значения в котором не могут повторятся;

  2. поле, которое носит уникальное имя;

  3. поле, значение которого имеют свойство наращивания.


20. Ключами поиска в системах управления базами данных (СУБД) называются:

  1. диапазон записей файла БД, в котором осуществляется поиск;

  2. логические выражения, определяющие условия поиска;

  3. поля, по значению которых осуществляется поиск;

  4. номера записей, удовлетворяющих условиям поиска;

  5. номер первой по порядку записи, удовлетворяющей условиям поиска?


Ответы на вопросы теста:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

4

4

1

4

2

3

5

4

4

3

2

3

5

2

3

5

3

1

2


Самооценка ученика в работе над проектом
Фамилия, имя ученика_________________________________________________________





Категории

Оценивание по пятибалльной шкале

1.

Проведение исследований




2.

Изображение генеалогического дерева на листе бумаги




3.

Реализация дерева в Microsoft Office Access







Сумма баллов







Итоговая оценка





Критерии оценивания проекта
Фамилия, имя ученика_________________________________________________________





Критерии оценивания

Оценивание по пятибалльной шкале

1.

Формулировка целей исследования




2.

Теоретические знания по данной теме




3.

Максимальное использование возможностей программы Access




4.

Раскрытие темы




5.

Представление результатов исследования




6.

Своевременное выполнение исследования







Сумма баллов







Итоговая оценка




Каталог: images
images -> В списке студентов (или магистрантов)
images -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
images -> По направлению подготовки
images -> Добавить гаджеты. Добавление гаджетов
images -> Техническое задание № apnip/C. 2/CS/Ind/01 Международный консультант по улучшенной производительности орошаемого земледелия
images -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница