Доклад «О проведении государственной политики в отношении ветеранов»



страница1/17
Дата09.08.2019
Размер10 Mb.
#127698
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Д О К Л А Д
«О проведении государственной политики в отношении ветеранов»


Содержание




Введение

4

  1. Пенсионное обеспечение и меры по повышению уровня доходов ветеранов

12

    1. Пенсионное обеспечение и меры по повышению уровня доходов ветеранов Великой Отечественной войны

12

    1. Пенсионное обеспечение и меры по повышению уровня доходов ветеранов военной службы

15

    1. Общие меры по поддержанию уровня доходов старшего поколения

18

    1. Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи ветеранам в субъектах Российской Федерации

21

2. Улучшение жилищных условий ветеранов и предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг

28

2.1. Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны

28

2.2. Капитальный и текущий ремонт жилых помещений, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны

30

2.3. Обеспечение жильем ветеранов боевых действий

34

2.4. Улучшение жилищных условий ветеранов военной службы.

36

2.5. Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

38

2.6. Меры по формированию комфортной городской среды

41

3. Медицинское обслуживание и реабилитация, обеспечение лекарствами и техническими средствами реабилитации, санаторно-курортное лечение ветеранов

44

3.1. Оказание медицинской помощи ветеранам

44

3.2. Диспансеризация ветеранов Великой Отечественной войны
и боевых действий

50

3.3. Госпитали ветеранов войн

50

3.4. Лекарственное обеспечение ветеранов

54

3.5. Санаторно-курортное лечение ветеранов

62

3.6. Индивидуальная реабилитация и протезирование ветеранов-инвалидов

67

3.7. Развитие гериатрической медицинской помощи

69

4. Социальное обслуживание ветеранов

72

4.1. Предоставление социальных услуг ветеранам в субъектах Российской Федерации на основе выявления индивидуальных потребностей

72

    1. Развитие медико-социального обслуживания ветеранов

75

    1. Привлечение некоммерческого и частного секторов к оказанию социальных услуг

78

4.4. Социальные инновации по обслуживанию ветеранов в субъектах Российской Федерации

82

  1. Содействие занятости и профессиональной переподготовке ветеранов

85

6. Обучение компьютерной грамотности ветеранов

90

7. Повышение информированности ветеранов об их социальных правах

94

8. Поддержка участия ветеранов в общественной работе
и воспитании детей и молодежи


98

8.1. Государственная поддержка общественных объединений ветеранов

98

8.2. Основные формы взаимодействия органов государственной власти с объединениями ветеранов

101

8.3. Развитие волонтерской деятельности

106

Заключение

109

Приложения

113



Введение
Настоящий доклад подготовлен к 40-му заседанию Российского организационного комитета «Победа» межведомственной рабочей группой, созданной на базе Минтруда России (приказ Минтруда России от 9 июня 2017 г. № 485 прилагается), на основании предложений Минобороны России, ФСБ России, МВД России, Росгвардии, Минздрава России, Росздравнадзора, Минстроя России, Минобрнауки России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций ветеранов и волонтеров, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Благотворительного фонда «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ».

Доклад рассматривался на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов 11 октября 2017 года, был принят


за основу и доработан с учетом рекомендаций, высказанных участниками заседания Комиссии.

Цель доклада – анализ государственной политики в отношении ветеранов, а также постановка задач по ее совершенствованию на ближайшие годы (2018-2023) в связи с празднованием 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, как практически последнего, с участием фронтовиков, как этапного периода по передаче ими эстафеты боевого подвига, патриотических традиций последующим поколениям и молодёжи.

Главная задача государственной политики в отношении ветеранов заключается в создании условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Важную роль в жизни ветеранов играют общественные организации ветеранов.

На обеспечение прав и гарантий ветеранов выделяются средства из бюджетов всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный).

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

развитие взаимодействия соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

реализацию мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации для ветеранов и членов их семей;

выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки ветеранов;

пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и труда, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Ветераны – это люди, имеющие особые заслуги в государственной, общественной и хозяйственной деятельности и внесшие значительный вклад в защиту российского государства, укрепление его обороноспособности, а также в социально-экономическое развитие страны, в том числе в развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, строительства, науки, культуры, образования и здравоохранения и иных областей деятельности.

В Российской Федерации категории ветеранов установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда. Это ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда.

Ветераны, совершившие военный или трудовой геройский подвиг, с учетом особых заслуг перед государством и народом, имеют звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и полного кавалера ордена Славы, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы (Герои).

В настоящее время в Российской Федерации проживает около 20 млн. ветеранов, Героев и их вдов.

При этом следует отметить, что численность ветеранов Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны постоянно сокращается в силу естественных причин. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2017 году их численность составила 1,8 млн. человек, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны 1,4 млн. человек (на 1,6 млн. (53,12 %) меньше, чем в 2012 году).

Численность Героев и их вдов за последние шесть лет сократилась на 1,1 тыс. человек и составила 3,4 тыс. человек.

На показатель убыли данных категорий не повлияло отнесение к участниками и инвалидам Великой Отечественной войны лиц, в годы Великой Отечественной войны привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов, начиная с 22 июня 1941 года (Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 426-ФЗ), а также установление звания Герой Труда Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 294).

Отдавая дань глубокого уважения ветеранам Великой Отечественной войны, необходимо приложить все усилия для быстрого и качественного решения всех вопросов, возникающих у ветеранов (жилье, социальная поддержка, социальное и медицинское обслуживание, общественно-полезная деятельность и общение и другие).

Численность ветеранов боевых действий растет.

Так, численность ветеранов боевых действий с 2012 года выросла на 105,25 тыс. человек (8,43 %) и в настоящее время составляет около 1,4 млн. человек.

Здесь существенную роль сыграло отнесение к ветеранам боевых действий лиц, выполнявших специальные задачи в Республике Таджикистан в периоды сентябрь - ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года (федеральные законы от 7 ноября 2011 г. № 307-ФЗ, от 28 ноября 2015 г. № 351-ФЗ), а также на территории Сирийской Арабской Республики
с 30 сентября 2015 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 256-ФЗ).
Динамика численности ветеранов Великой Отечественной войны

и ветеранов боевых действий

Для ветеранов боевых действий основными являются вопросы их жизнеустройства, переобучения и трудовой занятости после увольнения
с военной службы.

Численность военной службы и ветеранов труда с 2012 года выросла на 937 тыс. человек (6,17 %) и в 2017 году составила 16,13 млн. человек.

При достижении возраста старше трудоспособного (мужчины – старше 60 лет, женщины – старше 55 лет) военной службы и ветеранам труда предоставляется государственная поддержка.

Основными направлениями государственной политики в отношении ветеранов являются:

система правовых, организационных и экономических мер, способствующих реализации прав ветеранов и гарантий их социальной защиты;

обеспечение достойного уровня жизни ветеранов посредством принимаемых мер по повышению их материального обеспечения, позволяющего удовлетворять потребности ветеранов;

предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи ветеранам;

укрепление состояния здоровья ветеранов, обеспечение доступности для них медицинской помощи, в том числе высококвалифицированной, помощи в госпиталях ветеранов войн, лекарственного обеспечения, проведение профилактических мер, пропаганда активного образа жизни среди ветеранов;

создание благоприятных условий для трудовой занятости ветеранов, обеспечение гарантий в части условий и оплаты труда, обеспечение их доступа к программам и системам подготовки и переподготовки, а также повышения компьютерной грамотности среди ветеранов из числа граждан пожилого возраста;

организация эффективной системы предоставления социальных услуг ветеранам в сфере социального обслуживания граждан;

обеспечение доступности для ветеранов информации о деятельности органов исполнительной власти и организаций социальной сферы по защите интересов ветеранов и предоставлению им различных мер социальной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне;

оказание государственной поддержки общественным организациям ветеранов.

Единство государственной политики в отношении ветеранов обеспечивает Российский организационный комитет «Победа», который является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации. К числу его основных задач отнесено участие в разработке проектов федеральных целевых программ социально-экономической защиты ветеранов, разработка документов и материалов, связанных с подготовкой и проведением мероприятий, направленных на решение проблем ветеранов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации


от 21 августа 2012 г. № 1200 образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов, основными задачами которой являются: подготовка предложений по выработке и реализации государственной политики в отношении ветеранов; государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и формирования уважительного отношения к ветеранам; определение способов, форм и этапов реализации государственной политики в отношении ветеранов и государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и формирования уважительного отношения к ветеранам; подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сферах социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания ветеранов; рассмотрение вопросов, связанных с участием общественных объединений в социально-экономической поддержке ветеранов; обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, связанных с обеспечением гарантий социальной защиты ветеранов.

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социальной защиты ветеранов.

Значительная часть задач по реализации прав ветеранов, в том числе по выплате им пенсий и предоставлению государственной социальной помощи, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Часть федеральных полномочий по социальной поддержке ветеранов войны и боевых действий (по оплате жилой площади, жилищно-коммунальных услуг, улучшению жилищных условий) передана в законодательном порядке органам государственной власти субъектов Российской Федерации с выделением им на эти цели соответствующих субвенций из федерального бюджета. Главными распорядителями указанных средств являются Минстрой России и Минтруд России.

Осуществление ряда мер по социальной защите ветеранов войны, боевых действий и военной службы, являющихся военными пенсионерами, возложено на Министерство обороны Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Минобороны России реализует меры правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организует их пенсионное обеспечение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитированных мероприятий, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, обеспечивает мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества в Российской Федерации и за её пределами.

Таким образом, в Российской Федерации в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О ветеранах» создана система распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам государственной поддержки ветеранов.

Существующая система государственных органов и институтов гражданского общества, занимающихся проблемами ветеранов, их функции и полномочия обеспечивают необходимые условия для защиты прав и законных интересов названной категории граждан, учет их потребностей при формировании социальной политики государства и в процессе ее реализации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом «О ветеранах».

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение ежемесячной денежной выплаты;

предоставление жилых помещений;

компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Обобщающим документом, обеспечивающим права ветеранов на меры социальной поддержки и социальное облуживание, является государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. № 296, в которую включены, наряду с другими, подпрограммы, регламентирующие предоставление помощи ветеранам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

«Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В Государственной программе «Социальная поддержка граждан», имеющей межведомственный характер, интегрированы социальные гарантии и публичные обязательства в отношении ветеранов, определяемые действием федеральных законов и региональных законодательных актов.

Объем финансового обеспечения реализации Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов


на 2013-2020 годы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» составляет 13,75 триллиона рублей.

Учитывая, что большинство ветеранов – это люди пожилого возраста, важное значение имеет принятие Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г.


№ 164-р. Одной из ключевых задач Стратегии является создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о них и оказание им необходимой помощи.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации» направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания граждан, включающей доступность социальных услуг для всех граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие всех форм предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) обеспечению основных жизненных потребностей, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере оказания социальных услуг.

Федеральным законом определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости граждан в конкретных социальных услугах.

Ветераны военной службы пользуются также государственной поддержкой в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» как граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы. В соответствии с указанным Федеральным законом организован ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально - экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» ведение мониторинга возложено на Минобороны России и другие федеральные государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, Минтруд России с участием Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Основными направлениями мониторинга, в частности, являются состояние пенсионного обеспечения, уровень материального обеспечения, медицинское обеспечение, социальное обслуживание пожилых ветеранов, реабилитация инвалидов, жилищное обеспечение, трудоустройство и переподготовка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, адресность предоставления льгот и социальных гарантий, реализация права на образование, обязательное личное государственное страхование.

Перечень основных законодательных и нормативных правовых актов по социальной защите ветеранов содержится в приложении № 1.

Существующая система государственных органов и институтов гражданского общества, занимающихся проблемами ветеранов, их функции и полномочия обеспечивают необходимые условия для защиты прав и законных интересов ветеранов и членов их семей, учет их потребностей при формировании социальной политики государства и в процессе ее реализации.

В связи с растущим в обществе признанием заслуг ветеранов по защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда, их вклада в патриотическое воспитание граждан Российской Федерации перед составителями доклада стояла задача проанализировать деятельность государственных, государственно-общественных и общественных структур по поддержке ветеранов, выявить проблемы и сформулировать задачи.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница