Доклад Особенности работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. План



Скачать 142.88 Kb.
Дата06.07.2019
Размер142.88 Kb.
ТипДоклад

Неделя инклюзивного образования.

Доклад

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.


План:

  1. Особенности физического развития и состояния двигательной подготовленности дошкольников с нарушением зрения. Специфика движений у детей с нарушением зрения.

  2. Особенности проведения физкультурных занятий. Регулирование физической нагрузки для детей с различными формами нарушения зрения.Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала.

  3. Взаимодействие всех участников учебно-воспитательного и лечебно-восстановительного процесса в работе с детьми в учреждениях комбинированного типа.

Тренер-преподаватель

МОАУДОД ДЮСШ № 7

Дмитриева М.В.

Особенности физического развития и состояния двигательной подготовленности дошкольников с нарушением зрения.

В связи с компьютеризацией и повышенной информативностью населения через различные каналы связи, повышается роль зрения в производственной и повседневной жизни. Сегодня более 80% информации поступает через зрительный канал связи. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка, особенно с нарушенным зрением, заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития. (В период окклюзии со стороны видящего глаза ребенок вынужденно оказывается в состоянии искусственного слабовидения и слепоты. Как правило, в этот период дети находятся в состоянии психического стресса: плачут, пытаются снять окклюдор, неадекватно реагируют на требования старших, замыкаются, ограничивают общение. В это период дети, плохо видя амблиопичным глазом, с трудом ориентируются в пространстве, среди окружающих предметов. Они предпочитают больше сидеть, меньше ходить и бегать. Движения их скованны и не уверенны. Они не всегда видят как правильно выполнить движение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка.)

Известно, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников, отклонения в физическом развитии у них встречается в 3-4 раза чаще. Причиной отклонений у таких детей является снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации. Это может проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60-65% и зависит от характера зрительной патологии. Например, при косоглазии и миопии ребенок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы лучше рассмотреть предмет, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.), а также частое долгое сидение в неправильной позе, отсутствие специальных коррекционных упражнений ведет к ослаблению мышечной системы, нарушению осанки. Наряду с этим у таких детей встречаются деформации нижних конечностей (искривление стоп). Плоскостопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, из-за слабости мышц стоп.



Специфика движений у детей с нарушением зрения.

Двигательная подготовленность детей 3-7 лет определяется уровнем овладения ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, координацией движений, равновесием, ориентировкой в пространстве.

Дети с нарушением зрения отстают от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп не равномерный. Из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться, при этом часто теряют направление. Для таких детей характерна волнообразность при движении в прямом направлении, движения то в одну сторону, то в другую. Нарушения прямолинейности связаны с сужением поля обзора в период окклюзии при косоглазии, снижении остроты зрения у слабовидящих. Рука со стороны окклюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев, прижата к туловищу. Еще большие трудности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству. Во всех видах ходьбы у детей наблюдается неправильная постановка стоп (параллельная постановка или носками внутрь). У детей с нарушением зрения длина шага при ходьбе ниже нормы на 4-5 см (длина шага у детей в норме равна: 5лет-47 см, 6 лет-49 см, 7 лет-53 см), скорость бега ниже нормы на 13-21%.

В прыжках (в длину и в высоту) как правило, допускаются ошибки во всех фазах выполнения движения: толчок, полет, приземление.

Состояние динамического равновесия у детей можно проследить в ходьбе по гимнастической скамейке. Трудности у детей проявляются в сохранении устойчивого прямого положения тела при движении, темпа ходьбы и самостоятельности передвижения. Нарушение зрительного восприятия заставляет ребенка подключить другие анализаторы для изучения пространства (например, комбинирование ходьбы: одной ногой по скамейке, другой по полу; или постоянное протягивание руки вперед, придерживание мешочка двумя либо одной рукой).

Лазание по гимнастической стенке характеризуется несогласованностью движений рук и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек. При влезании до середины дети испытывают беспокойство, при этом наблюдается большая напряженность ног, чаще используется приставной шаг.

Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения также проявляются в действиях с мячом. Например, при выполнении отбивания мяча об пол одной рукой дети низко вперед наклоняют туловище, ноги сильно сгибают в коленях, ладонь руки широко раскрыта, удары мяча об пол слабые; отбивание мяча несколько раз подряд удается немногим. При метании проявляются следующие особенности: как правило, ноги ставят параллельно; при замахе отводят глаза в сторону бросающей руки, бросающую руку сильно сгибают в локте; сам бросок не сопровождают взглядом. Следствие этого слабая сила броска и недостаточный замах. Отсюда низкие показатели.

Немного о том, почему это происходит.

Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и нечеткостью представлений о пространстве, в котором они находятся. У детей с различными нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, близорукость, атрофия зрительного нерва и др.) снижено качество зрительного восприятия, световая чувствительность, яркость, цветоразличение, контрастность, что вызывает зрительный дискомфорт и влияет на характер двигательных нарушений.

Обучение и воспитание в таких дошкольных учреждениях как наше (комбинированного и компенсирующего вида) направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений. А успешность решения этой задачи зависит то того, как будут сформированы практические навыки и умения пользоваться неполноценным зрением в различных жизненно-необходимых ситуациях.

Для эффективного восприятия и усвоения учебного материала на занятиях по физическому воспитанию и пространственной ориентировке необходима правильная организация восприятия:


  1. Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение оборудования или приспособления).

  2. Формировать умение наблюдать, выделять наиболее важные моменты в движении, выполнять их в определенной последовательности.

  3. Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии (слишком большой объем рассеивает внимание).

  4. Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии), регулировать физическую нагрузку.

  5. Регулировать в процесс восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях.

  6. Обеспечивать страховку при выполнении упражнений (т.к. боязнь снижает точность восприятия, его полноту).

  7. Обеспечить подготовленность места для занятий и выбор пособий.

Формы организации физической культуры.

В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов все формы организации и методика физической культуры имеют свою специфику. Все организационные формы физической культуры (занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки, спортивные праздники, индивидуальная работа и др.) имеют коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления или ослабления недостатков психофизического развития детей, стимулирование компенсаторных процессов развития детей средствами физической культуры, охрану зрения и формирование положительных двигательных качеств. Таким образом, двигательный режим строится на основе офтальмо-гигиенического режима, показаний и противопоказаний по выполнению детьми отдельных движений, а также зрительных возможностей детей. Для предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии и двигательной сфере у детей необходим комплексный подход к развитию физических и зрительных возможностей, а также взаимосвязь с лечебно-восстановительным процессом.



Особенности проведения физкультурных занятий. Регулирование физической нагрузки для детей с различными формами нарушения зрения.

Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с нарушением зрения. Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, вторичных отклонений уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса. Со всеми детьми группы изучается один и тот же программный материал, перед всеми детьми ставится одна и та же задача. В большинстве случаев дается одно и то же упражнение, но результата добиваемся разными путями. В этом случае строго соблюдается индивидуальный подход в обучении каждого ребенка. Ослабленным детям уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, дистанций, снижение темпа выполнения упражнений (например, в упражнениях на равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке, можно усложнить задание для более подготовленных или здоровых детей). Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания на занятиях. При некоторых глазных заболеваниях (глаукоме, высокой осложненной близорукости, заболевание сетчатки и др.) противопоказаны движения с резкими и длительными наклонами вниз, сотрясением тела, резкими прыжками и др.

Под особым наблюдением находятся дети в послеоперационный период. Эти дети находятся на «охранительном» режиме, который соблюдается при проведении физкультурных занятий. Этим детям противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями (сопротивления, прыжки), упражнения и игры с мячом, где ставится задача попадание в цель.

Для осуществления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста важно знать состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У детей с нарушением зрения показатели сердечно-сосудистой системы несколько выше нормы (учащен пульс на 3-8 ед./мин; уровень max и min давления выше на 3-5 мм рт.ст.).

Восстановительный период после физической нагрузки у детей с нарушением зрения занимает больше времени (восстановление пульса, АД, дыхания происходит на 5-6 мин; в норме – на 3-4 мин).

Учитывая, что дети с нарушением зрения устают быстрее и после нагрузки восстанавливаются дольше, чем нормально видящие сверстники, пауза для отдыха между физическими упражнениями им предлагается длиннее. Чем интенсивнее нагрузка, тем больше пауза. Во время отдыха можно использовать упражнения на расслабление глаз.

Следует избегать некоторых упражнений, которые приводят к повышению внутриглазного давления (упражнения, сопровождающиеся натуживанием, задержкой дыхания, поднятия тяжести, скоростные кратковременные нагрузки – бег максимальной интенсивности продолжительностью 5 сек), также в некоторых случаях противопоказаны акробатические упражнения, прыжки со скакалкой и др. Напротив же циклические упражнения (бег, плавание, ходьба умеренной интенсивности) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику (движение крови по сосудам) и аккомодацию (приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях; способность глаза менять фокусное расстояние за счет сокращения и расслабления цилиарной мышцы).

Как правило, возрастные группы детей бывают укомплектованы неоднородно по остроте зрения и формам заболеваний. Это могут быть дети с амблиопией и косоглазием (острота зрения которых близка к норме) и дети слабовидящие (с разными формами слабовидения, атрофия зрительного нерва, катаракта и др.). Такой состав группы затрудняет ведение физкультурного занятия.

Наличие в группе нескольких слабовидящих детей сказывается на работе всей группы. Выше было отмечено, что такие дети отстают по всем показателям: они плохо бегают, ходят, прыгают. При фронтальной работе на занятии они мешают остальным. При ходьбе и беге такие дети попадаются на пути, все их толкают, о них ударяются, они снижают темп проведения занятия, в играх отстают, попадаются водящим. Как же тогда строить занятие? Прежде всего, такие дети должны быть в поле зрения воспитателя, инструктора постоянно. Нужно определить их местонахождение так, чтобы они чувствовали себя свободно и не мешали остальным (например, при ходьбе в колонне друг за другом целесообразно поставить таких детей в конце колонны). При построении на общеразвивающие упражнения нужно ставить этих детей в первый ряд, чтобы они могли лучше видеть показ упражнений. При выполнении упражнений, движений необходимо давать им посильные задания, постараться активизировать деятельность детей так, чтобы они не чувствовали себя худшими, т. К. в дальнейшем это может привести к нежеланию заниматься. Можно слабовидящему ребенку облегчить задание, незначительно помогая, но добиться, чтобы он выполнил его правильно. Этим детям необходима дифференцированная нагрузка на занятии (например, в упражнениях скоростно- силового характера уменьшить для них нормативы, видоизменить упражнения с целью снижения нагрузки).

В работе с детьми с патологией зрения, особенно тяжелой, обязательно должна учитываться последовательность нарастания нагрузки. Необходимо ориентироваться на основной принцип – «Не навреди!»

При этом нужно учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения, особенность индивидуального развития ребенка; облегченный режим зрительной нагрузки; умелое чередование физической нагрузки и отдыха; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным навыкам.

Учитывая специфику движений и зрительного контроля у детей с нарушенным зрением, педагог должен предусмотреть такие способы организации занятия, которые позволяют предупредить травматизм и обеспечить страховку. (Такие упражнения, как прыжки, ходьба по скамейке, бревну обязательно обеспечиваются страховкой. В беге не используются движения навстречу друг другу. В метании используется поочередный способ. При выполнении основных движений целесообразен индивидуальный (с тифлопедагогом) или подгрупповой способ организации. Фронтальный способ применяется там, где нет опасности для ребенка.)



Организация места занятия. Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала.

Оформление кабинетов ДОУ – важный аспект педагогического процесса. Это особенно актуально в работе с детьми, имеющими нарушенное зрение. На любом занятии необходимо передать ребенку зрительную информацию различного рода. На физкультурных занятиях такими средствами для развития зрительного восприятия является спортивное оборудование, цветовое оформление зала. Коррекционная направленность оформления помещения должна позволять использовать его в содержании занятий. В связи с этим важно создавать в окружении детей с нарушенным зрением такие ориентиры, которые могли бы быть надежным элементом для фиксации, как при статическом положении, так и в динамике. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо освещены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства.

Ребенок на физкультурном занятии смотрит, следит, манипулирует предметом (мяч, кегля, обруч и т.д.) за которым находится определенный фон. Следовательно, при обучении детей каким-либо упражнениям и играм следует правильно оценивать и подбирать хроматический контраст между предметами и фонами. Чем лучше видимость, тем точнее дети выполняют свои движения, тем быстрее идет освоение того или иного навыка. Лучше всего выбирать однотонное покрытие пола со слабой насыщенностью цвета, на котором должны контрастно гармонировать имеющиеся спортивные предметы. Если же такой возможности нет, тогда следует приобретать физкультурное оборудование и предметы, цветовые характеристики которых максимально соответствуют расцветки напольного покрытия.

Разметка на полу. Служит для разбега, для различных видов ходьбы с сохранением равновесия, для перестроений в колонны, для направления движения при выполнении основных видов движений, при проведении подвижных игр. С помощью специальных разметок дети свободнее ориентируются при выполнении заданий (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, определяют место для прыжков). Специальные подводящие дорожки к снарядам позволяют детям точнее выполнять направление движения, двигаться без зрительного напряжения, сохраняя правильную осанку, координированно выполнять задания и совершенствовать согласованность руки и глаза при движении.

Разметка на стенах. Служит ориентиром при выполнении упражнений с мячом, при метании мешочков в вертикальную цель. С этой же целью используются мишени.

Специальные обозначения на оборудовании помогают детям координировать действия руками и глазами, согласовывать действия рук и ног, определять направления при выполнении действий и свое положение в пространстве, при этом осуществляя зрительный анализ своих действий и действий сверстников.



Гимнастическая стенка. Располагается в хорошо освещенном зале. На перекладине имеются специальные метки, которые служат ориентиром для детей с нарушением зрения при постановке ног на перекладину, а также для осуществления правильного хвата для рук.

Гимнастические скамейки. Используются размеры стандартного типа, но отличительной особенностью для детей с нарушением зрения являются зрительные ориентиры. Например, контрастная полоса по середине вдоль скамейки, показывающая направление движения по скамейке. Ориентировка на контрастную полосу позволяет правильно выделять расстояние, плоскость скамейки, совершать движения безошибочно. Разметки поперек скамейки, выполненные по ширине шага, способствующие равномерности шага.

Доски гимнастические. Доска обычная используется для ходьбы, бега, перешагивания. На доске можно использовать ориентиры, такие же, как на гимнастической скамье. Доска наклонная используется для ходьбы или как скат. Доска ребристая применяется в координирующих упражнениях для стопы.

Дуги простые напольные (обручи на стойках). Используются для пролезания, ползания. Задания в лазании можно сочетать с упражнениями для развития зрительного восприятия. Например, пролезь и не задень предмет, доползи до предмета, раскачай его, проследи колебания предмета, пролезая под дугу, коснись предмета головой.

Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений (гимнастические палки, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки и др.) имеют специальные метки по середине, с помощью которых дети ориентируются при выполнении упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза. Набор веревок, шнуров, жгутов, канатов для ходьбы с сохранением равновесия, для прыжков в высоту, для пролезания, прокатывания, для перепрыгивания и перешагивания яркого контрастного цвета.

Одной из причин отставания в физическом развитии детей с нарушенным зрением является низкая скорость усвоения зрительной информации. Поэтому зрительный поиск в окружающей их среде должен быть облегчен и ускорен за счет соответствующего оформления этой среды.

Врачебно-педагогический контроль на занятиях физической культурой.

С ростом зрительных нагрузок необходимо правильно соблюдать гигиенические и профилактические мероприятия к системе глаза с раннего возраста. В этих условиях в развитии и воспитании детей с нарушением зрения, ставится задача повышения эффективности лечебно-восстановительной и коррекционной работы, направленной на сохранение и улучшение зрения. Проблема восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией в специальных дошкольных учреждениях особенно актуальна и социально значима, так как есть возможность полностью восстановить зрение у многих из этих детей. Решение этой задачи осуществляется с использованием не только специальных медицинских аппаратов и процедур.

В связи с этим существует необходимость совместной работы инструктора по физической культуре, тифлопедагога, врача-офтальмолога, психолога и других педагогов, по созданию оптимальных условий для восстановления у детей нарушенных зрительных функций.

Обеспечить правильное физическое воспитание и хорошее здоровье детей можно только при условии четко организованного врачебно-педагогического контроля их физического развития и эффективного планирования оздоровительной и воспитательной работы.

В начале учебного года во время медицинского осмотра выявляется исходный уровень физической подготовленности детей.

Врач составляет карту здоровья на каждого ребенка дошкольного учреждения, где отмечаются диагноз заболевания ребенка, группа здоровья и группа физической подготовки (основная, подготовительная, специальная). Медперсонал осуществляет контроль гигиенических условий проведения занятий, мониторинг (оценивает состояние занимающихся, их реакцию на физическую нагрузку, определяет плотность занятия, проводит пульсометрию и т.д.). Тифлопедагог присутствует на занятии по физическому воспитанию, дает рекомендации инструктору по физической культуре по использованию упражнений для ребенка с тем или иным диагнозом, контролирует правильное выполнение упражнений детьми с нарушением зрения, корректирует их движения, при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Воспитатель оказывает помощь инструктору физического воспитания в проведении занятий, также осуществляет контроль правильного выполнения того или иного упражнения, при необходимости оказывает помощь детям в выполнении задания.



При зрительных нарушениях у детей наблюдаются трудности в деятельности и общении, снижается их активность, самоконтроль, наблюдается неуравновешенность нервных процессов (преобладание возбуждения, либо торможения). Коррекционная работа с психологом позволяет активно включать таких детей в деятельность и обучение, что является решающим условием компенсации зрительного дефекта, социально-трудовой адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Таким образом, специфика физического воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения определяется особенностями развития таких детей. Это требует учета специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, коррекцию двигательной сферы детей, преодоление имеющихся недостатков, активизацию зрительных функций, на успешное овладение программой по физической культуре и обеспечение своевременной подготовки детей к школе.
Каталог: wp-content -> uploads -> sites
sites -> # Период новорожденности: с момента рождения по 28 день жизни
sites -> Инструкция по эксплуатации комплексного локомотивного устройства безопасности общие положения
sites -> Инструкция по техническому обслуживанию 36260-00-00 ио
sites -> Рабочая программа подготовки магистра по специальности 5510100 Хирургия на базе бакалавриата 5А510112- «Лечебное дело»
sites -> Словарь экологических терминов Абиотические факторы среды
sites -> #Какие 2 вида тератоидных образований вы знаете зрелые тератомы
sites -> Наркомания – что это? Наркомания
sites -> Сроки предоставления федеральных и региональных государственных услуг, предоставление которых организуется казенным учреждением Шекснинского муниципального района


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница