Доктор психологических наук, профессор кжпи



страница1/25
Дата26.09.2018
Размер1.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

ББК 88я73 Л 69
Рекомендовано к изданию Ученым советом факультета философии и политологии и утверждено Редакционно-издательским советом КазГУ им. алъ-Фараби
Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор КЖПИ



X. Т. Шерьязданова;

кандидат психологических наук, доцент



А. Л. Тынышбаева;

кандидат психологических наук, доцент



А. М. Ким
Логинова Н. А.

Л 69 Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi, 2001.- 172с


ISBN 9965-12-002-1
Впервые в отечественной психологии учебное пособие посвящается психобиографическому (биографическому) методу психологии, направленному на изучение личности как субъекта жизнедеятельности на жизненном пути, а также на выявление общих закономерностей развития личности в процессе жизни.

Рассматриваются вопросы истории и теории биографического метода, биографической психологии, структура жизненного пути. Обсуждаются механизмы развития личности в масштабе времени жизни и микроцикле жизненного выбора.

Представлены конкретные методы сбора, обработки и интерпретации биографического материала о личности-индивидуальности. Специальное внимание уделено практическому приложению психобиографического метода, техникам биографического тренинга, нацеленного на повышение культуры жизни личности.

Для студентов, магистрантов и специалистов по психологии.

ISВN 9965 -12-002-1
ББК 88я73

© Издательство "Казак университетi", 2001.

Моим детям и моим студентам посвящаю

ПРЕДИСЛОВИЕ


Более тридцати лет назад, в 1968 году на лекции Бориса Герасимовича Ананьева я, тогда студентка факультета психологии Ленинградского государственного университета, впервые узнала о существовании биографического метода в психологии. Б.Г.Ананьев читал нам курс под названием "Комплексные исследования человека", в котором раскрыл, в том числе и суть этого метода, историю биографических исследований в психологии. В той памятной лекции он рассказал о своём опыте психобиографического анализа индивидуальности Александра Блока на основе опубликованных личных документов и художественных произведений поэта.

Рассказ Б.Г.Ананьева о биографическом исследовании личности произвел на меня неизгладимое впечатление и определила мой научный путь. В аспирантуре Ленинградского университета под руководством Б.Г.Ананьева я написала кандидатскую диссертацию на тему "Биографический метод в психологии и смежных науках". Диссертация была завершена и защищена уже после смерти моего незабвенного учителя. В дальнейшем многолетнее изучение жизни и творчества Бориса Герасимовича Ананьева и докторская диссертация, посвящённая созданной им научной школе, а также школе В.М.Бехтерева, по-новому раскрыли для меня возможности и ценность биографического метода.

За годы работы в области психобиографии, психологии личности и истории психологии у меня накопился большой материал. На основе этого я читаю вот уже десять на отделении

психологии КазГУ им. аль-Фараби спецкурс "Психобиогра­фические методы исследования и коррекции личности". Настала пора передать его содержание более широкой публике.

В душе я надеюсь, что это пособие будет интересно и полезно каждому, кто хочет понять себя и других, оптимально планировать и выстраивать свою жизнь и получать от неё подлинное удовлетворение. Эта моя надежда питается искренними положительными откликами, которые я получала все эти годы от моих слушателей - студентов отделения психологии. Думаю, будет уместно привести некоторые из них: " ...Мне очень понравился спецкурс, потому что он заставил меня задуматься, так ли правильно я распоряжаюсь тем временем, которое мне отведено... Я поняла, что я достаточно неактивно участвую в жизни, а позволяю течению нести меня". "...Благодаря этому предмету я поняла, что прошлое не менее ценно, как и настоящее и будущее. Это очень важно осознавать, чтобы зря не проживать свою жизнь, как будто черновик пишешь, на чистовик переписать уже не удаётся".

"...Я практически полностью переосмыслила свою жизнь, осознала поступки, совершённые мною в прошлом, наконец-то поняла истоки своих проблем, решила их".

"... На ваших занятиях мы не только думали о психологии, но также о своей жизни".

... Когда я вижу прекрасные юные лица моих студентов, моей дочери и племянников, которых я тоже считаю своими детьми, я чувствую любовь и тревогу одновременно: как они будут жить, какими они станут через много лет, каким будет их мир? Я тревожусь о том, чтобы молодое поколение не растратило себя на погоню за примитивными удовольствиями или на унылое выживание. И мне страстно хочется, чтобы молодёжь, преодолевая все препятствия на пути к высоким целям, познала настоящее счастье, достойное человека.

ВВЕДЕНИЕ


Биографический метод (он же психобиографический) занимает всё более заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук. Его развитие имеет длительную, богатую историю, которую творили философы, историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. Среди тех, кто внёс существенный вклад развитие биографической психологии в XX веке, стоят психологи Н.А.Рыбников, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн (СССР - Россия), австрийские Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, немецкие Альфред Адлер, Ганс Томэ, американские Г.Олпорт, А.Маслоу и другие.

В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всём протяжении её жизни в масштабе исторической эпохи, в связи с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие. Им посвящены разделы в учебниках и руководствах по методологии психологии и других гуманитарных наук (1; 2; 3 и др.). Тем не менее, остаются нерешенными многие вопросы теории жизненного пути человека, методических средств исследования жизни как естественноисторического процесса на уровне личности, взаимосвязи личностно-биографического и общественно-исторического времени. Весьма редки опыты использования биографического метода в его полном варианте для изучения развития личности.

В отечественной (советской и постсоветской) психологии, насколько мне известно, нет обобщающих публикаций о биографическом методе как таковом. Даже специалисты со стажем мало знают о нём. Тем более студенты-психологи, за исключением тех случаев, когда они имеют возможность слушать специальные курсы. Один из таких курсов читается в Казахском государственном университете имени аль-Фараби с 1991 года, другой - в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете психологии. Возможно, есть подобные курсы в других университетах, но я о них не имею сведений.

Настоящее пособие адресовано, прежде всего, студентам факультетов и отделений психологии. Оно может быть использовано в курсе общей психологии для раскрытия тем о методах психологии и психологии развития личности. Надеюсь, эта книга будет полезна для социологов, философов и других специалистов, которые в своих отраслях гуманитарного знания обращаются к жизни личности той или иной исторической эпохи.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница