Древнейший храм Поволжья находится в Алатыре



Скачать 94.54 Kb.
Дата09.08.2019
Размер94.54 Kb.
#127446

Древнейший храм Поволжья находится в Алатыре.

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Забытая история.

Датой основания города Алатыря принято считать 4 августа 1552 года, когда был он
основан по указу царя Иоанна Васильевича Грозного, во время похода его на Казань, на реке
Суре и при устье реки Алатырь, по которой и получил своё название.

Укреплённое от природы место соединения двух рек благоприятно способствовало
возведению здесь пограничного города. Об этом событии упоминается в грамоте, данной
алатырской соборной церкви 17 февраля 1706 года от Нижегородского и Алатырского
митрополита Исайи, на челобитную алатырского протопопа Феодора и ключаря попа Михаила. В этой грамоте, между прочим, было сказано:


«Как Его Государева шествие было под Казань, построен город Алатырь и соборная церковь, да придел Иоанна Предтечи, поставил он, Великий Государь, по своему обещанию в тот придел образ, который и ныне на Алатыре соборной церкви».



В северо-восточном углу города, обращённом к устью реки Алатырь при впадении её в Суру, на горе было устроено Иоанном Грозным укрепление - пятиугольный «рубленый город», ограждённый снаружи рвом, а внутри бревенчатой двойной стеной с семью дозорными и проезжими башнями. Одна из этих башен носила название Силинской, другая - Московской.

Башни были дубовые, рубленые в четыре угла. Внутри города была выстроена церковь святого и праведного Алексия человека Божия с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Построена она была на том месте, где в настоящее время стоит каменный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Рядом с собором была приказная изба, место суда и расправы, воеводский двор с поварней, ледником и конюшней. Далее стояли соленые амбары, погреб, где хранился порох, тюрьма и другие необходимые строения. На некотором расстоянии от рубленой крепости находился ограждённый высоким забором острог, в северо-западной части которого и был заложен в 1584 году Свято-Троицкий мужской монастырь. Южнее мужского монастыря были: Ямская слобода, Казачья слобода, а в западном направлении находилась Стрелецкая слобода. Таким было устройство Алатыря, русского пограничного города, на земле, населённой поволжскими языческими народами, в первые его годы.

16 сентября 1670 года к городу подошел отряд М.Осипова, сподвижника Степана
Разина, во время сражения повстанческих отрядов с алатырцами была подожжена острожная башня. По словам крестьян, атаман
«велел выжечь (опоры) для того, что на Алатыре малолюдно и острогу оберечь неким». Но «от зажогу острожные башни рубленой город начал гореть весь», «воевода Акинфей Бутурлин з женою и з детьми и дворяне, запершись в соборной церкви, все згорели». По указу правительства город после погрома, учиненного Осиповым, был отстроен заново воеводой и стольником И.Я.Еварлаховым. «Тишайший» царь Алексей Михайлович велел немедленно отпустить средства из прихода Казанского дворца. При его жизни новый, на этот раз уже каменный храм был воздвигнут пока малых размеров и поставлен на месте прежнего деревянного, сгоревшего. Он заменил собой бывший придел Усекновения главы Иоанна Предтечи в соборной церкви (по некоторым данным Рождества Богородицы). Однако, историки не однозначно датируют постройку каменного храма: одни соотносят её к 1675, что соответствует периоду правления царя Алексея Михайловича(1645-1676), согласно архивным материалам городского общества ВООПИК, другие к 1703г., ссылаясь на грамоту преосвященного Исайи, митрополита Нижегородского и Алатырского на построение в г. Алатыре каменной соборной церкви во имя Усекновения честной главы св.Иоанна Предтечи от 1703г. По-видимому, собор был построен частями: вначале алтарная и центральная часть храма, затем трапезная с папертью и притвором с 4-колонным портиком.



Храм был построен в московском стиле (двухсветный куб и красочное пятиглавие над ним), присланными из столицы мастерами каменного дела. Это была зимняя с
толстыми стенами отапливаемая церковь. Несколько севернее возведен соборный храм во имя Рождества Богородицы, позднее его стали считать главным. Оба здания были обнесены одной оградой. Службы стали совершать в Богородице - Рождественском летом (он был холодным), в Предтеченском зимой. На территории восточнее храмов, ближе к обрыву, предавались земле тела умиравших священнослужителей Соборного храма. Для обоих храмов был один клир: протоиерей, дьякон и дьячок.




Архитектурные особенности древнего собора.
Здание собора представляет собой однопрестольный, бесстолпный, пятиглавый храм. К высокому двухъярусному четверику примыкают пониженные объёмы алтарной апсиды и
трапезной. В первой половине Х
IХв. к западному фасаду трапезной пристроен притвор с 4-х
колонным портиком.


Храмовая часть (четверик) и трапезная перекрыты коробовыми сводами с лотками.
Помещения храмовой части и трапезной сообщаются через широкий арочный проём.


Декор здания характерен для архитектуры в стиле барокко. Окна оформлены
килевидными сандриками, плоскости стен декоративными поясами поребриков и городков.
Фасады четверика украшены архивольтами ложных закомар. На северном фасаде четверика видны следы арочного входного проёма, заложенного в XIX веке. На западном фасаде трапезной сохранились фрагменты декоративного валика обрамляющего портал.
Монументальная и станковая живопись в интерьере не сохранилась. Стена сложена из
большемерного кирпича на известковом растворе. Размеры четверика - 8,8м х 8,9м, трапезной -9,15мх8,5.







Главные реликвии храма.

Главные реликвии храма: икона и риза, пожалованные собору царем Иваном Грозным в 1552г, когда здание было заложено в деревянном виде. По утверждению Т. Масленицкого в 1784 году риза хранилась в соборе в стеклянном шкафу, очевидец так описывал её: «... бархатная, цвета осиновой коры с парчовым с цветами оплечъем». Каким- то чудесным образом риза и другие предметы были спасены во время пожара 1670 г., в том числе икона Усекновения Главы Иоанна Предтечи. О древней иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи упоминают в 1703 г. протопоп алатырской соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы Федор и ключарь поп Михаил в своем чело-битьи к митрополиту Нижегородскому и Алатырскому Исайи. Известно, что копия этой иконы была подарена алатырцами Симбирскому ополчению, участвовавшему в Отечественной войне 1812 г., а по её завершении, преподнесена ополченцами (на вечное хранение) в кафедральный собор г. Симбирска.



С 1918 года следы иконы теряются. В настоящее время эта реликвия,
предположительно, обретена и находится в Троице-Сергиевой Лавре. Подтверждает
это предположение текст на обратной стороне иконы.
«Сей образ Иоанна Предтечи,
яко Божие благословение городу (Алатырю) от царя пожалованный будет носим 6 числа
января (по новому стилю 19) в крестных ходах. 1813 года января 6 дня сей образ поновлен. Он в собор Алатырской пожалован Царем благочестивым Иоанном Васильевичем. С онаго образа
списком благословлен князь Димитрий Васильевич Тенишев, вышедший из города Алатыря с
воинством декабря 30 дня 1812 года против разорителя России Наполеона. Онаго собора
протоиерей Иоанн Миловский.»
Дальнейший текст разобрать невозможно.
Собранный исследовательский материал подтверждает версию о преемственности истории старой деревянной церкви с пределом пророка Иоанна Предтечи истории каменного пятиглавого собора, выстроенного в 1703 г. Возведённый в камне собор в 1703 году перенял название упоминаемого предела - Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, название получено от сохранившегося образа, пожалованного царем Иваном Грозным - главной реликвии прежнего утерянного собора (см. выше).

Судьба собора.
Вплоть до 1929 года в соборе продолжалась служба. После революции дважды
производилось изъятие церковных ценностей из собора - в 1918 и в 1921 годах. С 1929 года
церковные службы были прекращены и собор закрылся. Илюшкина Анна Ильинична (1911
года рождения, жительница города Алатыря) вспоминает следующие события, связанные с
закрытием храма: «Собор Иоанна Предтечи действовал до 1933 года. А потом из этого храма
забрали и расстреляли последнего епископа Владимира (Юденича) и протоиерея Константина (Соловьева). Они жили под горой в небольшом доме у Романовых». Такая судьба была у многих храмов и священников в годы Советской власти.


В 50-60 годы в здании собора Иоанна Предтечи размещалась база райпотребсоюза.

Вот как описывается состояние собора в городской газете «Ленинский путь» №145 от
1960г
.: «В 50-х годах красочное пятиглавые было снесено, кровельное железо снято на другие
нужды. Соборная церковь XVII в. покрыта деревянным тёсом наподобие деревянных кузниц,
северная стена подвергается размыву, осыпается кирпич за кирпичом.
Скоро архитектурный
памятник, древнее которого нет и в бывшем губернском городе Симбирске, превратится в
жалкие руины».






До 1969 года здание использовалось как склад. В 1969-1970 гг. по инициативе
краеведов и Алатырского отделения ВООПИК (Всероссийского общества по охране
памятников истории и культуры) при поддержке властей города и деятельном участии завода «Электроприбор» были начаты реставрационно-восстановительные работы на здании зимнего собора, продолжавшиеся в три этапа:


1971-1973 гг. - разбор и восстановление здания;

1973-1975 гг.- внутренние и внешние штукатурные работы;

1975-1976 гг. - завершение, установка пятиглавия собора.



Большую роль в реставрации здания сыграли Я.А. Сулимо-Самуйло, Н.А. Яшин, Г.П.
Громилов и другие. Казалось, полуразрушенное здание древнего собора восстановить просто
не возможно, однако судьба и в этот раз оказалась милостива, по сохранившимся фотографиям городские умельцы сделали невозможное, инициатива и труд многих энтузиастов увенчались успехом. С завершением всех работ пятиглавое здание приобрело свой архитектурный облик и удачно вписалось в ансамбль площади Октябрьской революции.


В 1974 году здание было передано под краеведческий музей. В соответствии с распоряжением Совета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 1974 года собор Иоанна Предтечи в Алатыре 1703 года постройки принят под охрану государства как памятник архитектуры. С 1995г. собор является памятником истории и культуры федерального значения.

В 1999 году музей выведен из здания-памятника, а 4 февраля 2002 года совершилось малое освящение храма – Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи, а в августе 2006г. епископом алатырским Савватием храм был освящен полностью.

Обретение иконы.

Сегодня главной святыней храма является старинная икона Главы Иоанна Предтечи. Она была передана в дар храму митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой. До революции эта икона, очевидно, находилась в иконостасе какого-то Предтеченского храма, может быть даже и этого, точно мы не знаем. А потом хранилась в запасниках одного из музеев города Чебоксары, откуда и была передана алатырской церкви. Сейчас она занимает достойное место в иконостасе храма с правой стороны от иконы Спасителя.


Сегодня собор Усекновения главы Иоанна Предтечи живёт полнокровной
жизнью: совершаются богослужения, действует воскресная школа, а в летнее время работает детский православный лагерь.


Справедливо считать собор Усекновения главы Иоанна Предтечи старейшим храмом города, как преемника деревянного. Это очень ответственная миссия, поскольку это был едва ли не первый православный храм на земле, населённой поволжскими языческими народами. Надо осознавать, что роль храма, заложенного Иваном Грозным, куда больше чем просто культовая или обрядовая - изначально это центр культуры, источник просвещения, для нас и последующих поколений - памятник старины, свидетель истории самого города.


Скачать 94.54 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница