Дворцовые перевороты



Скачать 72.87 Kb.
Дата14.08.2018
Размер72.87 Kb.
#44591
ТипУрок

Методическая разработка урока.

Автор Долгова И.В.

ТЕМА УРОКА: Дворцовые перевороты
ТИП УРОКА: комбинированный: изучение нового материала с применением ИКТ
ВИД УРОКА: лекция с применением компьютерных презентаций
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: проблемный метод
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ: фронтальная работа с группой
ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: проблемный вопрос, обобщающая беседа
ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Выявить причины дворцовых переворотов, познакомиться с хроникой событий и их действующими лицами.

  2. Развитие навыков аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы, доказывать их) и умения работать с дополнительной исторической литературой и интернет - ресурсами.

  3. Воспитание культуры общения, выступление перед аудиторией.

  4. Формирование информационной компетентности (извлечение вторичной информации, I уровень); коммуникативной компетентности

( публичное выступление, I уровень).

  1. Формирование интереса к отечественной истории.

  2. Развивать историческое мышление, устную речь.


ОБОРУДОВАНИЕ: диск с записью тестов и презентаций учащихся, компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся - рабочие листы.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся - решение ими проблемной ситуации; заполнение рабочих листов на основе анализа исторического материала, полученного из представленных презентаций.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1.Подготовка и мотивация

2.Актуализация опорных знаний

3.Изучение нового материала

4.Контрольное тестирование

5.Подведение итога урока и домашнее задание

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учащимся предлагается сделать презентации на заданную тему.
1.Пётр I. Ослабление правящей династии.

2.Екатерина I. Приход к власти.

3.Пётр III Алексеевич. Пресечение династии Романовых по мужской линии.

4.Анна Иоанновна. Восстановление абсолютизма в России.

5. Иван VI и его мать Анна Леопольдовна. Господство немцев.

6.Елизавета Петровна. Возвращение к политике Петра I.

7.Пётр III. 186 дней царствования.

8. Екатерина II. Время «просвещённого абсолютизма».


СТИМУЛ: Ваш учитель истории предложил вам выступить на уроке в его роли. Вам нужно познакомить своих однокурсников с претендентами на русский престол эпохи дворцовых переворотов.
ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА: используя дополнительную информацию, подготовьте своё выступление о действующих лицах эпохи дворцовых переворотов для учащихся вашей группы. В рамках своего выступления расскажите о своём герое (укажите черты, присущие ему как личности и как политическому деятелю), подчеркните в своём выступлении время правления монарха и способ его восхождения на престол. Продумайте способы выделения смысловых частей, чтобы ребята лучше поняли вас. Время выступления не должно превышать 4 минут. Будьте готовы ответить на вопросы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
*учащиеся узнают о предпосылках и сущности дворцовых переворотов, особенностях правления монархов в этот период;

*у учащихся формируется умение:

- работы с интернет - ресурсами, создание презентаций;

- определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

- группировать исторические события и явления по указанному признаку;

- объяснять смысл важных исторических событий;

- работы с тестами на компьютере.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с эпиграфа:

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц».

А.К.Толстой

Он как нельзя лучше подходит к теме нашего урока: «Дворцовые перевороты». (Записать в тетради).

Вы все в 7 классе проходили эту тему, я вам напомню:


Дворцовые перевороты - это смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно короткий (37 лет) период, когда 5 раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне.
В этой связи хочется привести слова историка Платонова С.Ф. «В первые 16 -17 лет, прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти иногда стояли люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?».
Задача нашего урока: 1.Установить временные рамки этого периода

2. Предпосылки ДП.


Сегодня будут часто звучать слова: регент, фаворит.

Значение слов:



Регент - временное правление одного или нескольких лиц, в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя.
Фаворитизм – явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любимцы, не обладающие способностями и знаниями, необходимые для службы.
А теперь давайте с вами выясним предпосылки ДП.


  1. Усиление роли гвардии. В процессе юношеских игр и забав Пётр образовал 2 «потешных» полка – Преображенский и Семёновский. По своему составу гвардия была дворянской. Впоследствии стала инструментом власти, главной военной силы в столице, усилиями которой и совершались ДП.




  1. Ослабление правящей династии.

В чём проявилась суть ослабления правящей династии, мы с вами выясним после презентации Осина Анатолия. Будьте внимательны.


Обсуждение презентации и вывод:
- конфликт Петра I и царевича Алексея, завершившийся гибелью наследника;

- закон о престолонаследии 1722 года (царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства). Однако сделать это Пётр так и не успел.


Это привело к появлению разных претендентов на престол и борьбе за власть между придворными группировками.
Кто же сменил на троне Петра Великого? Мы с вами выясним это вместе с Артёмом Неклюдовым, заполняя при этом таблицу: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ». Екатерина I
3. Жгун Сергей –ПЁТР II

4.Минько Лиля – Анна Иоанновна

5. Агапова Настя --Иван VI Антонович

6.Минько Аня -- Елизавета Петровна

7.Ложеницын Андрей – Пётр III

8.Карасёва Ирина – Екатерина II

Вопрос: Итак, мы заполнили с вами таблицу, а теперь скажите даты ДП.

Ответ: 1725 смерть Петра Великого – 1762 воцарение Екатерины II.
Вопрос: Какие правители стали царями Российской империи на законных основаниях?

Ответ: Пётр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740) и Пётр III (1761-1762).

Вопрос: Кто, опираясь на гвардию и части дворянской аристократии, захватили власть в результате ДП?

Ответ: Екатерина I (1725-1727), Елизавета Петровна (1741-1761), Екатерина II (1762-1796)

Вывод по уроку хочу сделать словами русского историка В.Ключевского:



«Все они попадали на престол не по какому-либо порядку, установленному законом или обычаем, а случайно, путём дворцового переворота или придворной интриги. Виною того был сам Пётр».
Контрольное тестирование.
Домашнее задание - продолжить заполнение таблицы по параграфу № 34-35.
Тест: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»

1.Какое название получило явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любимцы, не обладающие способностями и знаниями, необходимыми для службы?
А) Смутное время

Б) «Семибоярщина»

В) регентство

Г) фаворитизм

2.Что было причиной дворцовых переворотов в XVIII веке?
А) военные неудачи России

Б) стремление крестьянства ограничить боярский произвол

В) усиление роли гвардии в государственных делах

Г) перенесение столицы в Санкт- Петербург

3. Кто правил позднее других?
А) Екатерина II

Б) Елизавета I

В) Анна Иоанновна

Г) Пётр III

4. Как называется временное правление одного или нескольких лиц в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя?
А) регентством

Б) фаворитизмом

В) Смутным временем

Г) «Семибоярщиной»

5. Что было причиной дворцовых переворотов в XVIII веке?
А) появление самозванцев

Б) изменением Петром I порядка наследования престола

В) распространение клеветы против правящей династии

Г) стремление казачества получить дворянские привилегии

6. Кто правил ранее других?
А) Анна Иоанновна

Б) Пётр II

В) Екатерина I

Г) Иван Антонович

7. Как звали российского императора, возведённого на престол в возрасте 2 месяцев?
А) Пётр II

Б) Иван IV

В) Пётр III

Г) Иван VI

8. В результате дворцового переворота 1762 года к власти пришла:
А) Екатерина I

Б) Анна Иоанновна

В) Анна Леопольдовна

Г) Екатерина II

9.Эпоха дворцовых переворотов:
А) 1725 – 1762

Б) 1725 - 1800

В) 1727 - 1760

Г) 1730 - 1801

10. «Бироновщиной» называют период правления:
А) Екатерины I

Б) Анны Иоанновны

В) Елизаветы Петровны

Г) Петра III

11. Екатерина I приходилась Петру I:
А) сестрой

Б) женой

В) дочерью

Г) снохой (жена умершего сына Алексея)

12. Следствие дворцовых переворотов:
А) Введение порядка избрания наследника престола

Б) Ограничение царского самодержавия

В) Усиление политической роли гвардии

Г) Учреждение органов дворянского представительства
Каталог: download -> version
version -> Теория и методика плавания
version -> I. Становление и развитие государства и права Абхазии до ХХ века
version -> Конспект лекций по дисциплине технологии управления предприятиями, системами и сетями телекоммуникаций минск 2012
version -> Башортостан республикаһЫ
version -> Рабочая программа предмет : Всеобщая история, истории Нового времени (конец XV xviiiвв) история России -XVII-XVIII века
version -> Уроков по творчеству писателя (13 уроков + 2 урока развития речи)
version -> Древние тантрические техники йоги и крийи
version -> Сергеева Г. П. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М.: Гоу педагогическая академия, 2010
version -> Доклад о положении детей и семей, имеющих детей

Скачать 72.87 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница