Е. Позгалева «Лесной комплекс Вологодской области»



Скачать 387.21 Kb.
страница1/2
Дата23.06.2018
Размер387.21 Kb.
  1   2

Содержание

Вступительное слово Губернатора Вологодской области В. Е. Позгалева

«Лесной комплекс Вологодской области»

Описание проекта …………. …………………………………………………………….

Характеристика опрошенной совокупности…………………...………………………..



Основные результаты исследования

Часть I. Анализ состояния, тенденций и перспектив развития лесопромышленного комплекса России………………………………………………………………….…………….

§ 1. Оценка перспектив развития лесопромышленной отрасли России …………...…

§ 2 Проблема экспорта необработанной древесины. (Нужны ли таможенные пошлины?)………………………………………………………………………………....

§ 3. Анализ ситуации на внутреннем рынке: потенциальный спрос на изделия из древесины………………………………………………………………………………

§4 Механизмы стимулирования глубокой переработки сырья внутри страны……..

§5. Механизмы повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленной отрасли…………………………………………………………

Часть 2. Проблемы экологической реабилитации, лесовосстановления и методы борьбы с лесными пожарами………………………………………………………………………………..

§ 1. Экологическая реабилитация и восстановление………………………………….

§ 2. Проблема учета лесных угодий России ……………………………………………

§3. Лесные пожары: профилактика и методы борьбы с ними ……………………......

Выводы…………………………………………………………………………………………….

Приложение Список организаций, представители которых выступили экспертами

Вступительное слово Губернатора Вологодской области В. Е. Позгалева

Лесной комплекс Вологодской области

Лес – самый перспективный и единственный восполняемый природный ресурс, который является залогом стабильного существования большинства субъектов Российской Федерации.

Россия – лесная страна. На территории нашей страны находится четвертая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Тем более лесным краем является Вологодчина. Более семидесяти процентов территории нашей области составляют леса.

Вологодская область находится в экономически выгодном для лесопользования географическом положении, с учетом развитой транспортной инфраструктуры и близостью к рынкам сбыта лесопродукции.

Несомненно, очередной стартовой точкой в развитии лесного комплекса стало принятие нового Лесного кодекса. У себя в области мы выполнили все требования нового лесного законодательства, разработали и приняли все законодательные и нормативные акты, первыми в России разработали и приняли Лесной план, разработали лесохозяйственные регламенты, переоформили договоры аренды, обеспечили разработку проектов освоения лесов и подачу деклараций. Кроме того, в области сформирована система государственного управления лесами, созданы государственные лесничества, сохранена система лесхозов, сформирована служба лесной охраны.

В результате принятых мер и обдуманных действий в переходный период обеспечено непрерывное лесопользование, административная реформа проведена без потрясений и массовых сокращений.

Новое лесное законодательство предусматривает реальную поддержку инвестиций и преференции крупным инвесторам в виде выделения лесов в аренду на льготных условиях. Мы активно включились в этот процесс и в настоящее время 12 инвестиционных проектов уже включены Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных в области освоения лесов.

Для повышения инвестиционной активности в области принято инвестиционное законодательство, которое предусматривает предоставление инвесторам льгот в части освобождения от уплаты транспортного налога и налога на имущество, а также снижение ставки налога на прибыль. Идет активная подготовка индустриальных площадок с развитой инфраструктурой. На основе государственно-частного партнерства ведется строительство лесных дорог.

Благодаря системному подходу по развитию лесной промышленности и активному взаимодействию власти и бизнеса, область из лесовывозящей, превратилась в один из ведущих регионов России по выпуску продукции глубокой переработки древесины.

Мы производим весь возможный спектр лесопродукции от пиломатериалов, фанеры, плит, до бумаги, картона и биотоплива. По ряду позиций область находится среди лидеров в сравнении с другими регионами России – по производству: деловой древесины – второе место, фанеры, древесно-стружечных плит мы занимаем – третье место; по выпуску пиломатериалов – пятое.

Конечно, в лесопромышленном комплексе есть еще много вопросов, связанных как с лесным хозяйством, так и с применением передовых инновационных технологий в лесной промышленности, активным инвестиционным развитием глубокой и комплексной переработки древесины.

Значимой площадкой для обсуждения этих вопросов специалистами и выработки конкретных решений стала международная выставка-ярмарка «Российский лес», проводимая в Вологде. Кроме этого выставка-ярмарка способствует развитию деловых и партнерских отношений между ведущими предприятиями отрасли, укреплению сотрудничества между российскими регионами и зарубежными партнерами.

Приглашаю всех желающих принять участие в работе Международной выставки-ярмарки «Российский лес», которая пройдет с 7 по 9 декабря 2011 года в городе Вологда.

Губернатор Вологодской области - В.Е.Позгалев



ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Россия – лесная держава. Российский лес – это более четверти мировых запасов древесной биомассы. Воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины занимаются около 60 тысяч крупных, средних и мелких предприятий нашей страны. Доля лесного комплекса в ВВП России составляет порядка 1,3 %. Понятно, что в этой ситуации защита лесных угодий Российской Федерации, а также развитие лесоперерабатывающей промышленности, повышение ее конкурентоспособности является одной из главных задач на пути построения сильной экономики России. В этой связи исследовательский проект «Российский лес» был призван аккумулировать мнение ведущих экспертов в области лесопромышленного комплекса с целью выявления отраслевых проблем и выработки методов их преодоления. Реализация проекта позволила получить информационно-аналитическую базу уникального характера, необходимую для принятия планомерных комплексных мер, направленных на улучшение ситуации в лесопромышленной отрасли России.


Цель исследования:


  1. Выработать единую экспертную программу, направленную на развитие отечественной лесоперерабатывающей промышленности;

Объект исследования – мнение влиятельных представителей лесопромышленного комплекса России относительно ситуации в лесной отрасли страны

Предмет исследования - состояние и проблемы развития лесного комплекса Российской Федерации.

Задачи проекта:

  1. Анализ состава и структуры влиятельных представителей лесопромышленного комплекса России, оказывающих влияние на принятие политических решений;

  2. Оценка состояния, тенденций и перспектив развития лесопромышленного комплекса России;

  1. Анализ проблем реабилитации, лесовосстановления, учета лесных угодий России;

Методы реализации проекта:

  1. Анализ документов, интернет-сайтов, экспертиза по отбору состава опрашиваемых экспертов, формирование предварительного списка респондентов;

  2. Полуструктурированное экспертное интервью.

  3. Качественный контент-анализ

Принципы формирования списка респондентов

В процессе формирования списка респондентов принялась комплексная двухэтапная методология, включающая в себя:



  • Базовый этап – реализация позиционно-статусного и репутационного принципов отбора экспертов;

  • Второй этап – уточнение списка на основании результатов опроса респондентов, отобранных на первом этапе.

В результате сформировался список экспертов, соответствующих следующим характеристикам: исполнение обязанностей и реальное влияние на принятие политических решений в данной отрасли.

  • Руководители институтов государственной власти и их структурных подразделений, отвечающие за развитие лесопромышленного комплекса Российской Федерации;

  • Депутаты органов государственной власти, занимающиеся законотворческой деятельностью в данной отрасли;

  • Руководители крупнейших и наиболее важных предприятий, учреждений, занятых в сфере лесопромышленной отрасли Российской Федерации;

  • Руководители научно-исследовательских институтов, руководители отраслевых ВУЗов;

  • Руководители общественных организаций.

Подробный список организаций, представители которых выступили экспертами, опубликован в Приложении №1.

Характеристики опрошенной совокупности:

Всего в ходе исследования было опрошено 45 экспертов, из них – 15 – представители государственной власти «чиновники», 15 – руководители или заместители руководителей крупных предприятий «бизнесмены», 15 - руководители отраслевых научных учреждений «ученые».

Поскольку социологической исследование носило «качественный» характер, так как имело целью углубленный мониторинг экспертного восприятия ситуации в лесопромышленной отрасли России, то мы используем цифровые показатели только в качестве демонстрационных, не базирующихся на статистических данных.

Исполнители проекта

Агентство «Open Media Kit»

- маркетинг и комплексные информационные технологии

Основные результаты исследования

Часть I. Анализ состояния, тенденций и перспектив развития лесопромышленной отрасли России.

§ 1. Оценка перспектив развития лесопромышленного комплекса

Диаграмма 1. Перспективы развития лесопромышленной отрасли России (распределение ответов на вопрос КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ НЫНЕШНЮЮ СИТУАЦИЮ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ РФ?)

Как показывает анализ приведенных распределений, эксперты смотрят в будущее с оптимизмом. 19 респондентов (42%) ответили, что сегодня в лесопромышленном комплексе России наблюдается стагнация, обусловленная негативным влиянием Мирового финансового кризиса, но есть перспективы развития. «Как и во всем мире, в период его (мирового кризиса) действия в России снизились объемы потребления лесобумажной продукции, банки приостановили кредитование предприятий лесопромышленного комплекса. Однако уже сейчас наметился очевидный рост», - уверены многие эксперты.

За «подъем и перспективы развития» высказалось 17 (38 %) респондентов. Свою позицию они объяснили положительной динамикой развития отрасли: «Изучая динамику лесозаготовок можно сделать вывод, что после кризиса 2009 года, объемы фактически заготовленной древесины растут из года в год. Так в 2008 году объем фактически заготовленной древесины в Российской Федерации составил 167 млн. куб. метров, в кризисном 2009 году - 159 млн. куб. метров (снижение на 5 %), в 2010 году – 175 млн. куб. метров (или 105 % к 2008 г. и 110 % к 2009 г.), в 1 квартале 2011 г. (заготовлено – 54 млн. куб. м.) также наблюдается рост объемов заготовки древесины по сравнению с 1 кварталом 2010 г. (46 млн. куб. м.) – он составил 17 %».

В целом позитивные тенденции развития отрасли эксперты склонны объяснять несколькими факторами. Во-первых, - это меры институционального характера: поддержка государства инвестиционных проектов, введение новых налоговых льгот, усовершенствование законодательства и т.д. Такой позиции придерживаются в основном «чиновники». В частности, эксперты озвучивают такое мнение:

«- субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на создание межсезонных запасов сырья и материалов, экспорта лесопромышленной продукции с высокой степенью обработки, техперевооружения и модернизации производства;

- отмена вывозных таможенных пошлин на все виды продукции переработки древесины (пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага), ввозных пошлин на технологическое оборудование для лесной промышленности, не производимое в России, повышение ставок вывозных таможенных пошлин в отношении необработанных лесоматериалов;

- освобождение от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, включая деревообрабатывающее оборудование».

В качестве аргумента «за» перспективы развития отрасли приводятся также и 96 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, большая часть из которых в данный момент успешно реализуется. Причем, многие инвестиционные проекты с горизонтом планирование – 5 лет и более. Особенно респондентами отмечаются те инвестиционные проекты, чья стадия становления пришлась на кризисный период. «Я не ошибусь, если скажу, - говорит один из экспертов, - что первый квартал (2011 года) стал периодом интенсивного развития и прежде всего для тех предприятий и регионов, которые в период финансовых проблем не опустили руки, а занимались перегруппировкой и развитием инвестиционных приоритетных проектов. Например, в Вологодской области в тяжелейшие годы был запущен лесопильный завод в Вытегорском районе, который перерабатывает почти 200 кубометров хвойного пиловочного сырья. Общая сумма инвестиций – 720 миллионов рублей. В Череповецком районе Вологодской области был реализован также крупнейший инвестиционный проект - Череповецкий фанерно-мебельный комбинат по производству древесно-стружечных плит мощностью 200 тысяч кубометров в год».

Также одним из значимых факторов, обусловливающих подъем отрасли, значится мода на деревянные изделия. Именно так объясняют свою позицию «бизнесмены»: «На данный момент наблюдается тенденция к популяризации экологически-чистых товаров. Дерево относится к ним. В каждом доме есть какой-либо предмет из дерева. Так, что лесопромышленная отрасль всегда будет работать и будет работать успешно».

Стагнацию и отсутствие перспектив развития отрасли эксперты склонны объяснять также несколькими факторами. Во-первых, лесными пожарами: «Я вижу второй год подряд, что ситуация не улучшилась, не изменилось отношение к ресурсу. Лес горит тысячами гектаров, и никто никаких выводов не делает. Даже то, что сгорело – вот этот весь хлам не вывезен».

Во-вторых, недостаточным финансирование «…развитие лесоперерабатывающего комплекса сдерживает недостаточное финансирование. Уже сейчас лесная промышленность России не в состоянии освоить имеющиеся лесные ресурсы. Почти половина от общего запаса древесины в стране - спелый лес, который подлежит вырубке и переработке».

В-третьих, целых рядом системных проблем: низким техническим уровнем производства, технологическим отставание от мирового уровня, отсутствием внедрения «прорывных» инновационных проектов. «…значительный износ основных фондов, устарелая технология производства на предприятиях ЦБП, созданных 40-60 лет назад».

В-четвертых, отсутствием четко структурированного управленческого аппарата: «У нас нет хозяина леса», «В России нет жесткого контроля со стороны государства. Лесное хозяйство было развалено при отмене, к сожалению, неплохого закона, который был при Советском Союзе, его необходимо было немного адаптировать к рыночным условиям. Сейчас мы не найдем тех лесников, которые душу отдавали, которые следили за уходом рубок, а все сейчас об этом забыл». Все эти факторы негативно влияют на развитие лесопромышленного комплекса России. О том, как изменить существующую ситуацию, эксперты подробно рассказали, отвечая на другие вопросы интервью.

§ 2. Проблема экспорта необработанной древесины.

По оценке экспертов, одна из проблем, долгие годы тормозившая развитие лесопромышленного комплекса России, - проблема экспорта необработанной древесины. В связи с этим руководством страны было принято стратегическое решение отказаться от роли России в мировом лесном экспорте в качестве поставщика необработанной древесины, и развивать внутри страны мощности по глубокой переработке древесины. В целях было принято постановление Правительства Российской Федерации о поэтапном повышении ставок вывозных таможенных пошлин на «круглый» лес. «Одним из стимулирующих механизмов, направленных на снижение объема экспорта необработанных лесоматериалов, считает один из опрошенных респондентов, - стало увеличение Правительством Российской Федерации ставок вывозных таможенных пошлин. Так объем экспорта необработанных лесоматериалов до поэтапного увеличения вывозных таможенных пошлин на них составлял 51 млн. куб. м. (2006 г.), в 2007 году объем экспорта составил – 49 млн. куб. м., в 2008 г. – 36 млн. куб. м., в 2009 г. и 2010 г. – 21 млн. куб. метров. Одновременно с увеличением вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы были снижены ввозные пошлины на деревообрабатывающее оборудование и обнулены вывозные пошлины на продукцию деревообработки и лесопиления». Однако планы по реформированию отрасли в целом совпали с периодом глобального экономического кризиса и, соответственно, с падением спроса на древесину. В связи с этим было принято решение о переносе сроков повышения вывозных таможенных пошлин на более поздний срок. «Размер таких ставок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 № 1071 и составляет 80 % от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за 1 куб. метр. Фактически такой размер таможенной пошлины является заградительным для необработанных лесоматериалов, однако, от установления с 1 января 2011 г. пошлин такого размера отказались».

В то же время некоторые эксперты (12 человек) считают, что повышение таможенных пошлин не решит проблему экспорта необработанной древесины, а значительное количество опрошенных респондентов (27 человек) полагает, что таможенные пошлины должны быть дифференцированными, то есть рассчитываться, исходя из качества поставляемой древесины. И только 6 экспертов на вопрос о необходимости повышения таможенных пошлин ответили на него утвердительно и предположили, что пошлины должны быть «заградительные».

Диаграмма №2. Необходимость в таможенных пошлинах при вывозе необработанной древесины. (Распределение ответов на вопрос: «НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО СНИЗИТЬ, А В БУДУЩЕМ И ПОЛНОСТЬЮ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭКСПОРТА НЕОБРАБОТАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ ПОМОГУТ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ. Как Вы считаете, действительно ли повышение ставок вывозных таможенных пошлин сможет повлиять на этот процесс? Если «да», то какие ставки, на ваш взгляд, являются наиболее адекватными?)

Таким образом, исходя из анализа приведенных распределений, можно констатировать тот факт, что увеличение таможенных пошлин, по мнению экспертов, не приведет к желаемым результатам, а именно – к снижению экспорта необработанной древесины. «С нашей точки зрения, подтверждаемой статистикой, - говорит один из экспертов, - действующие ставки вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы круглые являются достаточными для сокращения экспорта. Но они абсолютно не способствуют решению задачи по увеличению переработки древесины в стране. Пока эти меры привели к тому, что выручка предприятий и фискальные сборы от продаж необработанной древесины на крупнейших рынках Азии, в первую очередь, китайском, переходит от России к другим странам. В том числе к Канаде, являющейся одной из развитых лесопромышленных стран (первое место в мире по производству газетной бумаги)».

Большинство опрошенных респондентов (60 %) полагают, что пошлины на вывозимую древесину должны иметь дифференцированный характер. А именно –«до уровня запретительных есть смысл поднять на стратегический ассортимент: пиловочник и фанерный кряж, который идет на конструкционные изделия (дома, мебель), тем более они у нас истощены в районах вдоль транспортных магистралей, а на мелкотоварную древесину, древесину мелколиственных пород таможенные пошлины поднимать нельзя».

Более того, многие эксперты склоняются к мнению, что в скором времени Россия может столкнуться с «эффектом импорта хвойного пиловочника», так как на «обработку его в скором времени может не хватить». В географической близости к местам переработки его уже не хватает, а создание инфраструктуры дело очень дорогостоящее.

Совсем иначе обстоит дело с древесиной мелколиственных пород. Поскольку система лесопользования в России предполагает одновременно (в отличие, например, от Финляндии), заготовку как хвойной древесины, так и древесины лиственных пород, то со временем накапливается избыточная продукция, невостребованная на внутреннем рынке страны по причине отсутствия необходимых мощностей для переработки. Так, например, «баланс целевых ресурсов, заготовленных на Северо-западе, превышает баланс производственных мощностей по переработке древесины на 25 – 30 %». Зачастую полученные средства от переработки хвойной древесины покрываются издержки на заготовку лиственной древесины. «Так что если ее продают даже за три копейки – то и слава Богу», - говорит один из экспертов. Такое положение дел связано, прежде всего, с отсутствием достаточного количества целлюлозно-бумажных комбинатов, которые являются основным массовым потребителем низкокачественной и мелкотоварной древесины». «Подобный дисбаланс между производством необработанной древесины и её потреблением на внутреннем рынке (особенно на Европейской части России), - утверждает один из опрошенных респондентов, - был заложен ещё в советские времена. Именно поэтому Советский Союз принимал участие в создании ЦБП на территории прилегающих государств (Эноцелл в Финляндии)». Сегодня же строительство целлюлозно-бумажных комбинатов – затратное и трудоемкое дело. Свой капитал инвесторы предпочитают вкладывать в деревопереработку, так как срок окупаемости таких предприятий составляет один год и меньше.

Что же касается строительства ЦБП, то согласно современным рыночным условиям, он «должен обладать мощностью не менее 500 тысяч тонн по варке целлюлозы, каждая тонная целлюлозы, в свою очередь, требует 5 кубометров баланса. То есть необходимо ежегодно 2,5 миллиона кубометров древесины для переработки. Но когда заготавливают – надо иметь в два раза больше, то есть каждый инвестор должен иметь 5 миллионов кубометров. Это громадные территории, но главное требуется минимум 1,5 миллиарда долларов США с окупаемостью 10 и более лет. Если брать кредиты, то сумма удвоится». Мало кто из частных инвесторов может себя позволить подобное капиталовложение. Строительство целлюлозно-бумажных комбинатов может осуществляться в рамках частно-государственного партнерства. Тем более, что ежегодно Россия импортирует высококачественной бумагу на 3 миллиарда долларов США. Этих денег вполне бы хватило для открытия двух целлюлозно-бумажных комбинатов на территории страны. Таким образом, Россия постепенно освободилась бы от импортной зависимости на данный вид продукта.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что таможенные пошлины на вывоз необработанной древесины должны иметь дифференцированный характер. Невозможно повышать их одновременно на все виды сырья. Например, хвойный пиловочник практически не экспортируется, так как востребован внутри страны, а древесина мелколиственных пород, наоборот, нуждается в дополнительных рынках сбыта по причине отсутствия необходимых мощностей для переработки внутри страны. Строительство целлюлозно-бумажных комбинатов в рамках частно-государственного партнерства могло бы решить именно эту проблему – переработку древесины мелколиственных пород и тем самым существенно снизить импорт бумаги высокого качества.

§ 2 Анализ ситуации на внутреннем рынке: потенциальный спрос на изделия из древесины и механизмы стимулирования глубокой переработки сырья внутри страны.

Поскольку значительное количество экспертов склонны оценивать ситуацию, сложившуюся в лесопромышленном комплексе России как «позитивную» и «имеющую перспективы», то соответственно они с оптимизмом смотрят на развитие внутреннего рынка и предсказывают увеличение спроса на некоторые товары на основе древесины. Ниже в порядке ранжирования представлена продукция, которая, по мнению экспертов, будет иметь гарантированный спрос в ближайшие 5-7 лет.



Гистограмма №3 Спрос на продукцию на основе древесины (Распределение ответов на вопрос: КАКАЯ ПРОДУКЦИЯ НА ОСНОВЕ ДРЕВЕСИНЫ БУДЕТ ВОСТРЕБОВАНА ВНУТРИ СТРАНЫ В БЛИЖАЙШИЕ 5-7 ЛЕТ? Возможно упоминание одновременно нескольких типов продукции.)

Как видно, из приведенной выше гистограммы, по мнению экспертов, в ближайшее время возрастет спрос на продукцию для деревянного домостроения: брус, доска, ДВП, фанера, столярно-погонажные изделия. Такого мнения придерживаются 38 из 45 опрошенных респондентов. «Учитывая проблему недостатка жилья, можно прогнозировать стабильный спрос на деревянное домостроение». Кроме того, эксперты полагают, что спрос на деревянное домостроение как наиболее экологически чистое, комфортное и дешевое необходимо дополнительно стимулировать, используя следующие методы:



  • Установить льготное ипотечное кредитование на приобретение именно деревянных домов, в первую очередь, для молодых семей;

  • Ввести дополнительные налоговые льготы в части уплаты подоходного налога при покупке деревянного дома;

  • Упростить процедуру получения земельных участков;

  • Снизить стоимость инфраструктуры за счет дотаций государства;

  • Ввести новые технологии строительства, использовать при строительстве только современные материалы;

  • Малообеспеченным гражданам выдавать лес бесплатно (в качестве примера приводится Вологодская область, где каждому всем желающим построить себе деревянный дом выдается 20 кубометров строевого леса бесплатно);

  • Активно рекламировать деревянные дома в СМИ.

На втором месте в рейтинге потенциального спроса на изделия из древесины стоит целлюлозно-бумажная продукция (31 эксперт отметил эту позицию как значимую). «Учитывая, что потребление бумаги на душу населения в России составляет около 40 кг в год, а в странах западной Европы и США 250-300 кг, следует ожидать рост потребности в целлюлозно-бумажной продукции», - считает один из опрошенных респондентов.

На третьем месте – мебель: ДСП, МДФ. (13 респондентов предсказали спрос на этот вид продукции). По мнению респондентов, рынок производства мебели пока относительно свободен для отечественных предпринимателей. Однако здесь нужно спешить. «По поводу мебельного рынка время на раздумий практически нет, - говорит один из экспертов, - Мы видим, что на этот рынок приходит наш восточный сосед, который имеет такое свойство – если он как заходит на какой-либо рынок, то там ловить уже нечего, так как перебить предложенную себестоимость невозможно».

И замыкает рейтинг спроса - биотопливо (полагают, что спрос на древесные виды топлива возрастет в ближайшие 5-7 лет, 7 из 45 опрошенных респондентов). «О повышении энергоэффективности и переводе коммунального хозяйства на использование современных видов древесного топлива (пеллеты, брикеты, щепа и т.д.) уже устали говорить. Но это огромный ресурс», - считает один из респондентов. «Развитие биоэнергетики и технологии использования древесины в качестве альтернативных видов топлива является сейчас одним из самых динамично развивающихся направлений переработки древесных отходов и малоценной древесины», - полагает другой. В качестве механизма стимулирования развития «зеленой» энергетики эксперты предлагают принять решение на уровне Правительства РФ, согласно которому «директивно обязать компании перерабатывать отходы». «Правительство приняло решение о путном нефтяном газе, - рассказывает один из респондентов, - чтобы через 4-5 лет 90 % попутного газа должно быть утилизировано. Хочешь или нет. Это директива. Так же надо поступить и лесом. Должна быть комплексная переработка леса. Если не делают, применять меры - штрафных санкций».

Интересен и тот факт, что внутри такой позиции, как «целлюлозно-бумажная продукция» возникла своя шкала ранжирования. Так, по мнению экспертов, наиболее востребованным продуктом в ближайшие 5-7 лет окажется картон (за него высказался 29 экспертов из 31 – выделивших целлюлозно-бумажную продукцию). Именно этот экологически чистый продукт в качестве упаковки должен придти на смену полимерных материалов, полагают опрошенные респонденты. Вот одно из наиболее часто встречающихся мнений: «Наиболее стремительный рост производства ожидается и у производителей картона. Данная продукция должна монополизировать рынок упаковки как экологически чистый продукт из возобновляемого сырья, и тем самым вытеснить продукцию из пластмассы». Второе место в рейтинге занимает высококачественная мелованная бумага (24 из 31). На третьем месте бумажно-гигиеническая продукция (15 из 31), спрос на которую перманентно возрастает согласно повышению общего уровня бытовой культуры населения. Замыкает рейтинг целлюлозно-бумажной продукции газетная бумага (3 из 31). Такое положение дел эксперты связывают с уменьшением количества выпускаемых газет: «Что касается газетной бумаги, то ее рынок сбыта планомерно уменьшается. Этому есть объективная причина - развитие электронных СМИ. Люди стали меньше читать газет, хотя стали больше читать глянцевых журналов, напеченных на высококачественной мелованной бумаге».



Диаграмма №4 Спрос на целлюлозно-бумажную продукцию.

Однако для того, чтобы вышеозначенная продукция отечественного производства появилась на рынке и стала востребована россиянами, необходимо выполнить некоторые условия, направленные на стимулирование глубокой переработки древесины внутри страны.

§4 Механизмы стимулирования глубокой переработки древесины внутри страны.

Для того, чтобы выяснить, какие механизмы стимулирования необходимо использовать, экспертом был задан следующий открытый вопрос: «Если говорить о спросе и предложении на внутреннем рынке страны, то какие механизмы для стимулирования глубокой переработки древесины нужно использовать, и что может способствовать росту спроса на такие лесоматериалы на внутреннем рынке в нашей стране?». Результаты приведены в Таблице №5



Таблица №5



Механизм стимулирования

«Чинов-ники»

«Ученые»

«Бизнес-мены»

Всего

1

Повысить реальную покупательскую способности основной массы населения;

10

26

7

43

2

Помочь отечественным производителям путем

а) субсидирования процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по глубокой переработке древесины;

б) введением налоговых льготы предприятиям по «глубокой» переработке древесины;

в) более широким применением инструментов тарифно-таможенного регулированияю;



13

7

18

38

3

Привлечь иностранных инвесторов в отрасль;

6

10

1

17

4

Развивать транспортную инфраструктуры по доставке лесобумажной продукции потребителям;

4

9

4

17

5

Развивать смежные отрасли;

1

5

2

8

6

Заниматься информационной деятельностью, популяризировать продукцию из древесины.

1

2

4

7

Как показывает анализ приведенных распределений, для того, чтобы стимулировать производство глубокой переработки древесины внутри страны необходимо, в первую очередь, повысить качество жизни населения России и реальную покупательскую способность. Так думаю 43 опрошенных эксперта (в основном ученые и представители общественных организаций).

Помочь отечественным производителям путем введения налоговых льгот и кредитов – второй механизм, который предлагают эксперты (как правило, так думают бизнесмены и чиновники). «Возможно, давать кредиты под минимальные проценты, освободить предпринимателя от налогов на 10 лет при условии, что следующие 10 лет он будет производить ту продукцию, которую он заявляет при открытии предприятия по ценам ниже рыночной. Обеспечить контроль выполнения этих обязательств». Или мнение другого эксперта: «Для развития малого предпринимательства в ЛПК, необходимы, прежде всего, меры на муниципальном уровне. Например, в части снижения налоговой нагрузки, содействия предоставлению им дешевых кредит, льгот на выделение древесных ресурсов и др. Возможно стимулирование крупного лесного бизнеса за использование привлеченных бригад-лесозаготовителей».

Привлечь иностранных инвесторов – такой ответ встречает у представителей ученого сообщества, общественных организаций и чиновников.

Развивать смежные отрасли – предлагают также ученые и общественные деятели. «Развить смежные отрасли, использующих продукцию деревопереработки, в том числе строительный комплекс и ЖКХ, автомобиле, авиа и вогоностроениестроение, электронную промышленность, сельское хозяйство, медицинскую и парфюмерную промышленность и другие сферы народного хозяйства».

И, наконец, заниматься информационной и агитационной деятельностью – советуют бизнесмены и ученые. «В первую очередь, требуется широкая пропаганда и агитация потребления древесно-бумажной продукции, как возобновляемого и экологически чистого природного ресурса. Ведь современный уровень технологии переработки древесины позволяет обеспечить должный уровень качества и потребительских характеристик строительных материалов и других продуктов из древесины, ничем не уступающий другим материалам».

§ 5. Механизмы повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленной отрасли

Привлечь капитал в лесопромышленную отрасль, повысив ее инвестиционную привлекательность – один из наиболее эффективных механизмов стимулирования процессов развития всего лесного комплекса. С этой целью Правительство РФ формирует перечень приоритетных инвестиционных проектов. «Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", - рассказывает один из экспертов». Те компании, которые реализуют проекты, включенные в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, обладают рядом преимуществ. Во-первых, плата за аренду лесного участка в течение срока окупаемости проекта уменьшается в 2 раза. Во-вторых, компания получает лесной участок без аукциона. В-третьих, создается специальная рабочая группа, которая помогает инвестору преодолеть бюрократические препоны и решить в рабочем порядке все технические задачи. «Если инвестиционный проект включается в инвестиционную программу, то, прежде всего, он сопровождается департаментом экономики, создается рабочая группа. Для бизнеса – это важно, чтобы не встречать препятствий», - считает один из экспертов. К таким приоритетным проектам во многих регионах России относят создание или реконструкцию целлюлозно-бумажных комбинатов. Это обусловлено, во-первых, отсутствием достаточных мощностей для переработки мелколиственной древесины внутри страны (об этом подробно написано в Главе № 1) а, во-вторых, значительной финансовой составляющей самого проекта. Во как об рассказывает один из участников опроса: «Механическая переработка (доски, щиты) давно уже освоена, так как порог вхождения в этот бизнес – от 5 до 10 миллионов евро. Если же мы с вами говорим о производстве фанеры, ДСП, то здесь порог вхождения – от 20 до 50 миллионов евро. Если мы с вами возьмем новоплитные материалы – там порог вхождения 110-120 млн. евро. Когда же мы говорим о бумажной промышленности – там уже требуется несколько сот миллионов евро, а если целлюлозно-бумажный комбинат открывать – то это миллиард евро, а то и больше. Нет такого частника, который может выложить такие деньги». В этой связи понятно, почему что многие регионы стремятся привлечь инвесторов именно с целью строительства целлюлозно-бумажных комбинатов на своей территории.

Однако существует ряд проблем, которые стоят на пути повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Во-первых, – это строительство инфраструктуры. В первую очередь, речь идет о строительстве лесных дорог. Значительное количество опрошенных экспертов (41 из 45) полагают, что строить дороги необходимо в рамках частно-государственного партнерства: «Государство должно стать соучастником проект, - рассказывает один из экспертов, - например, лесные дороги – из них часть дорог можно построить на условиях частно-государственного партнерства. У нас земля дается в аренду на 49 лет, так этим дорогам и жить столько. Почему только тот, кто арендует лес, должен финансировать это дорогу? Государство должно участвовать в финансировании строительства и поддержании дорог».

Помимо дорог, государство должно компенсировать другие инфраструктурные затраты, такие как: газ, электричество, вода. Особенно это важно для иностранных инвесторов, которые не рассматривают «пустые земельные участки», а обращают внимание только на «подготовленные», то есть с развитой инфраструктурой. «Государству нужно сначала подготовить участок, снабдить его всей необходимой инфраструктурой, а потом уже искать инвестора. В принципе, в этом случае он сам быстро найдется», - уверен один из экспертов.

Другой способ решения этой проблемы – снизить налоговое бремя для тех инвесторов, которые готовы вкладываться в развитие инфраструктуры. «Для привлечения инвестиций в отрасль, по мнению одного из опрошенных респондентов, - следует выработать комплекс мер по снижению налогового бремени для лесозаготовителей, строящих не только лесовозные дороги, а вкладывающих ресурсы в поддержание жизнеобеспечения лесных поселков и городских поселений в отдаленных лесных районах».

Кроме того, эксперты обращают внимание то, что государство должно обязательно компенсировать завышенные банковские ставки, а также совсем отменить таможенные пошлины на оборудование, которое не производится внутри страны «Целлюлозно-бумажные комплексы, которые сегодня строятся, «начинены» финским или швецким оборудованием. У нас аналогов в России просто нет, поэтому таможенные пошлины здесь просто не применимы», - считает один из респондентов.

Еще один момент, который опрошенные эксперты, особенно представители научно-исследовательской группы, считают очень важным для усиления инвестиционной привлекательности отрасли – это развитие лесной науки. «В настоящее время в лесопромышленном комплексе, особенно в лесозаготовительной и лесопильной промышленности практически нет прорывных инновационных проектов, так как собственная лесная наука практически уничтожена», - рассказывает один из респондентов. Поэтому инвестировать необходимо также в инновации («отсеивать перспективные проекты и поддерживать их с уровня start up»), иначе отрасль перестанет развиваться.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения инвестиционной привлекательности отрасли необходимо выполнить следующий ряд условий:



  • подготовить на основе частно-государственного партнерства (или только за счет бюджетных средств) инфраструктуру земельных участков, особенно это касается создания сети лесных дорог;

  • компенсировать завышенные банковские ставки;

  • отменить пошлины на оборудование, которое не производится в России;

  • развивать инновационные проекты, возрождая «лесную науку».

Только в этом случае, уверены эксперты, в ряде целевых регионах России возникнут крупные лесопромышленные кластеры, которые позволят развиваться малому и среднему бизнесу. Особенно это актуально для депрессивных сельских регионов. Кроме того, чтобы поддержать малый и средний бизнес в сельских районах необходимо «по аналогии с ОАО «Росагролизинг» создать государственную лизинговую компанию по деревообрабатывающему, лесопильному и лесозаготовительному оборудованию, для организации поставок такого оборудования малым и средним лесопромышленным предприятиям на льготных условия». Выполнение всех этих условий, по мнению экспертов, приведет к качественному изменению ситуации в лесопромышленном комплексе страны.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница