Е. В. Лаевская, В. Е. Лизгаро, И. С. Шахрай Правовое регулирование Возмещения экологического вреда в свете планируемой кодификации законодательства об охране окружающей среды и природопользовании



Скачать 177.11 Kb.
Дата11.10.2018
Размер177.11 Kb.
ТипЗакон

Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, И.С. Шахрай
Правовое регулирование Возмещения экологического вреда в свете планируемой кодификации законодательства об охране окружающей среды и природопользовании
Аннотация. Анализируются проблемы правового регулирования возмещения экологического вреда. На основе изучения действующего законодательства Республики Беларусь и основных положений теории экологического права сформулированы определения вреда, причиненного окружающей среде, экологического вреда и обоснована необходимость их закрепления в Экологическом кодексе Республики Беларусь. Исследованы особенности компенсации правомерно причиненного окружающей среде вреда; отмечена необходимость комплексного регулирования натуральной формы возмещения вреда; рассмотрена специфика возмещения вреда, причиненного окружающей среде, деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; предложено установить более длительные сроки исковой давности по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; изучены особенности возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина, имуществу юридического лица в результате вредного воздействия на окружающую среду. Высказываются предложения по структуре и содержанию норм о возмещении экологического вреда, которые могут быть учтены при кодификации законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.
Введение. Концепция проекта Экологического кодекса Республики Беларусь [1] предусматривает необходимость включения в данный правовой акт нормы, регулирующей возмещение экологического вреда. Следует отметить, что в ст. 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [2] определены особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде, а в ст. 102 – вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Обращает внимание то обстоятельство, что в предложенной концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь предусматривается всего одна статья, направленная на правовое регулирование возмещения экологического вреда, в результате чего многие общественные отношения в данной области останутся за рамками специального правового регулирования. В то же время, необходимо закрепление правовыми средствами механизмов возмещения экологического вреда с целью дальнейшего восстановления состояния окружающей среды, обеспечения прав юридических лиц, а также права граждан на благоприятную окружающую среду. Об этом свидетельствует и включение проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (в части возмещения экологического вреда) в План подготовки законопроектов на 2006 год [3]. Принимая во внимание сказанное, представляется необходимым более детально урегулировать в Экологическом кодексе отношения по возмещению экологического вреда, включив в него нормы, посвященные:

ограничению, приостановлению или прекращению деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;

возмещению вреда, причиненного окружающей среде;

определению размера вреда, причиненного окружающей среде;

возмещению вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной экологической опасности;

претензиям о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина, имуществу юридического лица в результате вредного воздействия на окружающую среду;

возмещению экологического вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.

Авторы настоящей статьи полагают возможным высказать предложения по содержанию соответствующих норм.

Основная часть. Понятия «экологический вред» и «вред, причиненный окружающей среде» не являются равнозначными, и их соотношение определяется в литературе по-разному. Так, В.В. Петров трактует экологический вред в узком смысле – как часть вреда, причиненного окружающей среде, наряду с вредом экономическим [4, c. 335]. Некоторые авторы в качестве составных частей экологического вреда рассматривают любое ухудшение состояния окружающей среды и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц [5, c. 494 495]. Существует и более широкое понимание экологического вреда, включающее также моральный вред, причиненный гражданину, в результате вредного воздействия на окружающую среду [6, c. 307; 7]. По нашему мнению, «экологический вред» охватывает как вред, причиненный окружающей среде, так и вред, причиненный жизни или здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате вредного воздействия на окружающую среду. В целях единообразной трактовки рассматриваемого понятия определение экологического вреда следует закрепить в Экологическом кодексе.

Необходимо также отметить, что в действующем экологическом законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение понятия вреда, причиненного окружающей среде. В то же время в ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляется термин «вредное воздействие на окружающую среду», под которым понимается любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды. Из анализа данного определения следует, что в результате такого воздействия, причиняется вред окружающей среде, причем разграничиваются способ причинения указанного вреда (воздействие на окружающую среду) и форма его проявления (отрицательное изменение окружающей среды). С учетом специфики отдельных компонентов природной среды формой проявления вреда может являться их загрязнение, засорение, истощение, деградация, повреждение, уничтожение.

В природоресурсном законодательстве существуют различные подходы к определению данных понятий. Наиболее ярким примером является трактовка термина «загрязнение». Во-первых, загрязнение рассматривается как способ вредного воздействия на окружающую среду (поступление загрязняющих веществ). Например, загрязнение земель определяется как внесение химических загрязнителей в количествах и концентрациях, превышающих способность почвенных экосистем к их разложению, утилизации и включению в общий круговорот веществ и обусловливающее в связи с этим изменение физико-химических, агротехнических и биологических свойств земли, снижающих ее плодородие и ухудшающих качество производимой продукции [8]. В соответствии со ст. 1 Водного Кодекса Республики Беларусь, под загрязнением вод (водных объектов) понимается поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды [9]. Во-вторых, загрязнение рассматривается как форма проявления такого воздействия (нахождение загрязняющих веществ в окружающей среде). В частности, загрязнение атмосферного воздуха представляет собой изменение состава атмосферного воздуха в результате привнесения в него примесей [10]. Такая трактовка позволяет предъявлять требования о возмещении вреда не только в случаях обнаружения разового поступления загрязняющих веществ с превышением установленных норм (например, контролируя выброс, сброс загрязняющих веществ от конкретного источника), но и в случаях ухудшения качества окружающей среды, вызванного длящимся вредным воздействием (например, превышение нормативов допустимых концентраций химических и иных веществ в земле, даже, если разовые нормативы выбросов, сбросов в каждом конкретном случае соблюдались).

Сказанное позволяет сделать вывод о целесообразности закрепления в проекте Экологического кодекса определения вреда, причиненного окружающей среде, учитывающего второй подход, что создаст правовую основу для детального регулирования отношений, связанных с возмещением такого вреда. Однако следует отметить, что само последствие – отрицательное изменение окружающей среды – не всегда возможно обнаружить в силу естественных особенностей компонентов природной среды либо отсутствия в настоящее время таких технических возможностей. Поэтому, в ряде случаев, ставить вопрос о возмещении вреда можно и при установлении факта превышения нормативов выбросов, сбросов и т.п. Например, в настоящее время требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предъявляется в случаях превышения нормативов более чем в 1,5 раза допустимых или временно допустимых выбросов стационарными источниками; неиспользования установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Причем факт превышения нормативов может устанавливаться как инструментальным, так и расчетным методом [11]. Таким образом, несмотря на то, что вред проявляется в отрицательном изменении окружающей среды, факт причинения вреда может фиксироваться путем установления факта вредного воздействия на окружающую среду, а не последствий.

Проведенный анализ позволяет определить вред, причиненный окружающей среде как отрицательное изменение окружающей среды в результате вредного воздействия на нее, выразившееся в загрязнении, засорении, деградации, истощении, уничтожении, повреждении компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и (или) иных негативных для окружающей среды последствиях.

Ст. 102 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду. В то же время, принимая во внимание различный по субъектам характер проявления вредного воздействия на окружающую среду, целесообразно включение в проект Экологического кодекса нормы о возмещении вреда, причиненного также имуществу юридических лиц в результате такого воздействия. При этом размер и порядок возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина, имуществу юридического лица в результате вредного воздействия на окружающую среду, должен определяться в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

По общему правилу, вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Однако рассматриваемый вред причиняется опосредованно через ухудшение качества окружающей среды. Учитывая, что одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, необходимо предусмотреть в Экологическом кодексе механизмы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина, и в случае, когда невозможно установить причинителя. Возможными вариантами является использование средств государственных фондов охраны природы и фонда социальной защиты населения.

Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, в той или иной степени причиняет ей вред. Пределы разрешенного негативного воздействия определяются государством. Исходя из этого, в юридическом смысле различен порядок возмещения вреда, возникающего в результате совершения правонарушений в области охраны окружающей среды и компенсации вреда, причиненного окружающей среде правомерно – на основании лимитов, нормативов в области охраны окружающей среды и разрешительных документов.

В соответствии с п. 3 ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь [12], вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях предусмотренных законодательством. Экологическое законодательство содержит ряд таких случаев [13-22], не определяя при этом их как возмещение правомерного вреда окружающей среде, что затрудняет применение к таким отношениям общих норм о возмещении вреда. В связи с вышесказанным, в Экологический кодекс целесообразно включить положение о том, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате правомерной деятельности, осуществляется посредством взимания платежей за использование природных ресурсов и вредное воздействие на окружающую среду, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, осуществления компенсационных посадок объектов растительного мира, проведения лесовосстановительных работ, мероприятий по разведению диких животных и воспроизводству рыбных ресурсов, осуществления рекультивации земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности.

Гражданский кодекс предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре и в денежном выражении. Согласно ст. 951 Гражданского кодекса, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или полностью возместить причиненные убытки. Применительно к экологическому законодательству возмещение вреда в натуре заключается в восстановлении нарушенного состояния природной среды (например, посредством восстановления прежнего состояния земельного участка, посадки леса, выпуска на волю отловленного животного и т.д.) и применимо лишь в ограниченных случаях, так как встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. Несмотря на то, что в ряде случаев возмещение вреда в натуре является предпочтительным как с позиций восстановления качества окружающей среды, так и интересов самого причинителя, в экологическом законодательстве отсутствует комплексное регулирование такого способа возмещения вреда. Учитывая сказанное, представляется необходимым закрепить в Экологическом кодексе нормы о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на лицо, причинившее вред, обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств, в соответствии с проектом восстановительных работ. Подобная новация позволит обеспечить принцип реальности возмещения вреда окружающей среде, создаст возможность возмещения вреда при отсутствии достаточных денежных средств у причинителя вреда, в ряде случаев может сократить период времени между вынесением судебного решения и фактом восстановления окружающей среды.

Существенными особенностями характеризуется возмещение вреда, причиненного окружающей среде, деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. В соответствии со ст. 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность такого рода (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Признание за промышленными предприятиями и иными объектами, оказывающими вредное воздействие на окружающую среду, статуса источника повышенной опасности дает право судам взыскивать причиненный вред независимо от вины причинителя на основании факта такого причинения. Однако, на сегодняшний день, в связи с отсутствием законодательно определенного перечня источников повышенной опасности, суды самостоятельно определяют ту или иную деятельность как представляющую повышенную экологическую опасность. Выход из сложившейся ситуации видится в возможном закреплении в Экологическом кодексе понятия «источник повышенной экологической опасности», а также включении норм, регулирующих особенности возмещения вреда, причиненного таким источником, что вызовет необходимость разработки перечня видов деятельности либо объектов, относящихся к источникам повышенной экологической опасности. Определенную аналогию в данном случае можно провести с Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [23], в соответствии с которым опасными производственными объектами являются цехи, участки, площадки, а также иные объекты, указанные в приложении 1 к названному Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в специальном государственном реестре.

Следует также отметить, что в целях регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, осуществляется государственный учет в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 70 Закона «Об охране окружающей среде» объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду … подлежат государственному учету. Представляется, что в рамках данной процедуры целесообразно осуществлять учет источников повышенной экологической опасности и ведение Государственного реестра источников повышенной экологической опасности. Учитывая вышесказанное, в Экологическом кодексе целесообразно предусмотреть процедуру отнесения того или иного объекта к источнику повышенной экологической опасности, включающую следующие этапы:

обращение лица, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающих, о постановке на государственный учет в территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта;

присвоение учетного номера с указанием факта присвоения ему статуса источника повышенной экологической опасности при первичной постановке на учет либо внесение сведений о таком статусе в учетную документацию;

внесение сведений в Государственный реестр источников повышенной экологической опасности;

выдача свидетельства, подтверждающего регистрацию объекта в качестве источника повышенной экологической опасности.

По нашему мнению, саму деятельность, которая связана с эксплуатацией, строительством, сносом объектов, включенных в Государственный реестр, можно рассматривать как деятельность, представляющую повышенную опасность для окружающей среды.

Закрепление указанных требований в Экологическом кодексе не исключает возможности принятия судом решения о признании деятельности, не отнесенной к объектам учета экологическим законодательством, как представляющую повышенную опасность для окружающих и применение правил ст. 948 Гражданского кодекса (например, в случае признания отдельных действий гражданина деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающей среды).

В Законе «Об охране окружающей среды» закреплен институт экологического страхования, которое представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 85 экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании, которое, однако, не отражает специфику отношений в данной области. Концепция проекта Экологического кодекса предусматривает включение в него статьи, посвященной экологическому страхованию. С учетом сказанного, в данной статье необходимо предусмотреть виды экологического страхования – добровольное и обязательное. Последнее должно осуществляться в отношении владельцев источников повышенной экологической опасности на основе вышеуказанного Государственного реестра.

Ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению причинителем добровольно или по решению суда. В то же время, в законодательстве отсутствует механизм добровольного возмещения вреда, хотя обращение к причинителю с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, (претензией) до суда может быть весьма эффективным, поскольку дает возможность возместить вред в добровольном порядке, а значит освободить причинителя от обязанности нести судебные издержки. В целях унификации практики добровольного возмещения вреда, целесообразно урегулировать в Экологическом кодексе отношения, связанные с предъявлением претензий о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Представляется, что в кодексе также должно быть закреплено положение, в соответствии с которым иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть предъявлены уполномоченными государственными органами (Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, его территориальным органом, другим государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, прокурором) лишь в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда окружающей среде либо неполучения от лица, причинившего вред окружающей среде, ответа в установленный в претензии срок.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в порядке, определенном законодательством. Учитывая последствия и характер такого вреда, целесообразно установление в законодательстве об охране окружающей среды специальных (более длительных) сроков исковой давности, что возможно на основании ст. 198 Гражданского кодекса. Представляется, что иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть предъявлены в течение двадцати лет со дня установления факта причинения такого вреда. Введение данной нормы позволит взыскивать вред окружающей среде, проявившийся через значительный промежуток времени, и будет оказывать стимулирующее воздействие на потенциальных причинителей вреда.



Заключение. Устранение пробелов в части правового регулирования возмещения экологического вреда возможно путем детальной регламентации складывающихся в данной сфере общественных отношений. В связи с этим в Экологическом кодексе Республики Беларусь необходимо:

закрепить определение экологического вреда;

урегулировать особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде, а также жизни или здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате вредного воздействия на окружающую среду;

предусмотреть механизмы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина, в случае, когда невозможно установить причинителя;

включить положения о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате правомерной деятельности;

закрепить нормы о возмещении вреда в натуре – путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя в соответствии с проектом восстановительных работ;

предусмотреть процедуру отнесения объектов к источникам повышенной экологической опасности и урегулировать особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде, деятельностью, связанной с эксплуатацией таких объектов;

урегулировать отношения, связанные с предъявлением претензий о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;



установить более длительные сроки исковой давности по искам о возмещении экологического вреда.
Литература:

  1. Об утверждении Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г., № 1460 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 2, 5/16973.

  2. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. В ред. Закона от 17 июля 2002 г. (с изм. и доп.: Закон от 29 октября 2004 г.; 19 июля 2005 г.; 31 декабря 2005 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177.

  3. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2006 год: Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2006 г., № 5 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 6, 1/7111.

  4. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. 557 с.

  5. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1998. 688 с.

  6. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. М., 2004. 584 с.

  7. Краснова И. Возмещение экологического вреда // Российская юстиция. 2005. № 1 2. С. 51 54.

  8. Временная методика определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель (Методика 0212.4.-97): Утв. Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20 мая 1997  г., № 112 // Эталонный банк данных правовой информации «Эталон. Беларусь» – w60106101.

  9. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 33. Арт. 473.

  10. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нацыянальнага Сходу Рэспублiкi Беларусь. 1997. № 14. Ст. 260; № 27. Ст. 474.

  11. Инструкция по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31 декабря 2004 г., № 50 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 20. 8/12020.

  12. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 дек. 1998 г. (с изм. и доп.) // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999. № 7 9. Ст. 101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 69. 2/190; 2001. № 46. 2/750; 2002. № 7. 2/828; 2002. № 62. 2/853; 2002. № 75. 2/862; 2002. № 84. 2/877; 2002. № 128. 2/897; 2003. № 1. 2/908; 2003. № 8. 2/932; 2003. № 74. 2/960; 2004. № 4. 2/1016; 2004. № 137. 2/1065; 2005. № 73. 2/1106; 2006. № 6. 2/1173.

  13. О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог): Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. (с изм. и доп.) // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1992. № 3. Ст. 57; Эталонный банк данных правовой информации «Эталон. Беларусь» – v19101335.

  14. О платежах за землю: Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. (с изм. и доп.) // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1992. № 3. Cт. 49; Эталонный банк данных правовой информации «Эталон. Беларусь» – v19101314.

  15. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Республики Беларусь от 4 янв. 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2 3. 2/1; 2002. № 55, 2/848.

  16. О возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 1999 г., № 1397 (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 72. 5/1639; Эталонный банк данных правовой информации «Эталон. Беларусь» – c29901397.

  17. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 73. 2/954; 2005. № 121, 2/1139.

  18. Положение о порядке удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2004 г., № 1275 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 162, 5/14984.

  19. Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 70. 2/195; 2004. № 39. 2/1020; 2004. № 123. 2/1059; 2005. № 121. 2/1139.

  20. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты; Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства: Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г., № 580 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 196, 1/6996.

  21. Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ: Приказ Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 25 апреля 1997 г., № 22 // Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. № 15.

  22. О возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 1992 г., №160 // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. № 9. Ст.147.

  23. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 8. 2/138.


Статья опубликована:

Лаевская, Е.В. Правовое регулирование возмещения экологического вреда в свете планируемой кодификации законодательства об охране окружающей среды и природопользовании / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, И.С. Шахрай // Право и демократия: сб. науч. тр.; редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2006 – Спец. вып.   С. 142-154.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница