Экологический детектив «потоки энергии и цепи питания»



Дата09.08.2019
Размер30.8 Kb.
#127268
ТипУчебник

Черная Наталья Викторовна

город Ейск муниципального образования Ейский район Краснодарского края

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Ейска

заместитель директора по УВР, учитель биологии



ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

«ПОТОКИ ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ»

Аннотация

Работа представляет естественнонаучное направление.

Предмет: биология

Тема: «Экологический детектив. Потоки энергии и цепи питания»

Программа: «Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)».

Учебник : Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред.

Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

Раздел: «Экология», 11 класс; 1 час в неделю., 2011-2012 учебный год.

Этапы урока: 1. Объявление целей и задач.

2. Демонстрация фрагмента видеофильма по теме.

3. Определение численного соотношения всех участников увиденных событий, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА

4. Дифференцированная проверка домашнего задания для определения направления работы:1)восстановление опорной схемы, 2) работа с синонимами по теме, 3) тестирование; 4)Самопроверка учащихся по результатам каждого вида деятельности (в течение всего урока).

5. Дифференцированная работа с новым материалом:1)работа учащихся с литературными произведениями и работой художников, 2) работа по упрощению сложных для запоминания определений, 3) работа с учебником, 4) решение экологической задачи.

6. Работа с опорным конспектом

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВКА ОТВЕТА НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА.

7.Закрепление материала по теме: 1)решение биологических уравнений, 2) поиск информации с использованием интернет-ресурсов

8. 1)головоломки

2). Устное тестирование с использованием средств обратной связи

3) Аукцион сведений по теме

4)Итоговый лабиринт

9. Подведение итогов.

Подсчёт заработанных баллов и перевод баллов в «школьную валюту»

10. Дифференцированное домашнее задание



Методы и приемы: игровая форма урока, деятельностный подход к обучению, технология проблемного обучения, использование мультимедийной системы и интернет-ресурсов, постоянное деление учащихся на группы сменного состава для выполнения дифференцированных заданий, личностно-ориентированное обучение, самоконтроль и поэтапная самооценка учащихся, средства обратной связи, видеоматериалы, использование схем, таблиц, опорных конспектов, различные варианты тестовых заданий, использование дополнительной литературы, художественных произведений, занимательные задания.

Учащиеся на уроке приняли участие в 12-14 видах учебно-познавательной деятельности, что позволило каждому воспитаннику раскрыть свои возможности, внести вклад в общее дело, почувствовать свою значимость, так как ряд заданий был направлен на гуманитариев, другая группа - стимулировала ребят, склонных к точным наукам, остальные задания развивали познавательную активность, логику, память, внимание, воображение и т.д. Своевременный контроль за результатами и подведение итогов самими воспитанниками, позволили выставить объективные оценки каждому учащемуся, при этом ребенок четко определял в каком виде деятельности ему необходимо еще потренироваться.

Игровая форма урока позволила раскрепостить учащихся. Лучшим итогом стала 100% обученность и 98% качество знаний за урок.

Черная Наталья Викторовна

город Ейск муниципального образования Ейский район Краснодарского края

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Ейска

заместитель директора по УВР, учитель биологии

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

«ПОТОКИ ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ»

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятиями ЦЕПИ и СЕТИ ПИТАНИЯ, раскрыть процесс распределения энергии на различных уровнях, продолжить работу над раскрытием понятий консументы, редуценты, продуценты, их взаимосвязей.

2. Развивать у учащихся способность к анализу и синтезу изучаемого материала, умения самостоятельно делать важные выводы по теме, навыки работы с дополнительной литературой, способность решать биологические задачи и нестандартные задания, умения работать с опорными конспектами по теме, умения зашифровывать и упрощать сложные определения, навыки самоконтроля и самооценки, умения находить связь биологии с другими науками.

3. Воспитывать уважение к труду, стремление к познанию и решению сложных задач, любовь к природе.

4. Расширять кругозор.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система, экран, интернет-ресурсы, слайды, видеомагнитофон, кассета, сеть, таблицы для самоконтроля.

Дидактическое обеспечение: карточки, опорный конспект, гербарий, «светофоры».

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

1. Объявление целей и задач. Учитель: «Сегодня нам с вами, как ведущим специалистам в области экологии, предстоит очередное расследование. Наша работа затронет потоки энергии и цепи питания. По окончании расследования, каждый получит заслуженную заработную плату, размер которой напрямую будет зависеть от личного вклада в работу».

2. Репортаж с места событий. Демонстрация фильма о пищевых связях в природном сообществе



Учитель обращает внимание учащихся на численное соотношение участников видеосюжета.

3. Определение численного соотношения всех участников увиденных событий. СЛАЙД, изображающий пирамиду численности и определяющий тему урока-расследования. Учитель озвучивает

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА: « Почему происходит уменьшение числа организмов на каждом последующем пищевом уровне?»

4. Работа с очевидцами (одновременно в трёх направлениях).

1)»Фотолаборатория» - 4 учащихся –«восстанавливают фотографии с места событий» - дополняют схемы:

? (?)


Растение(?) редуценты(?)

? (?)


2) 4 учащихся -детектива вычисляют главного «свидетеля» из списка подозреваемых – вычеркивая синонимы определяют слово без пары:

Экосистема, редуценты, хищники, продуценты, биогеоценоз, консументы, микроорганизмы.

3) остальные учащиеся «устанавливают личность свидетелей по описанию» - диктант определений: 1. Потребители орг. в-в (консументы). 2. Разрушители * (редуценты). 3. Организмы, самостоятельно синтезирующие орг. в-ва (автотрофы). 4. Организмы, питающиеся готовыми орг. в-вами (гетеротрофы). 5. Сообщество растений, животных и микроорганизмов на определённой территории (биогеоценоз).

САМОПРОВЕРКА учащихся. Баллы в листы индивидуального контроля.

0 ошибок = 2 б.

1 ошибка = 1б.

2 и более = 0 б.

5. Установление связи между свидетелями. Работа учащихся-«ЭКСПЕРТОВ», подготовивших выдержки из литературных произведений, отражающие проблемный вопрос урока.

СЛАЙД с изображением картины Шишкина, как очередное отражение проблемы.

1) учащиеся устанавливают связи между «свидетелями» в процессе беседы;

2) определяют место «вещественного доказательства» - сети в деле.

3) Оформляют собранные данные, выполняя «перевод» с русского языка на русский по примеру пословицы: «Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно всё равно смотрит в растительное сообщество».

СЛАЙД с определениями «Пищевая цепь» и «Трофический уровень», подлежащими упрощению.

4) Рассказ ЭКСПЕРТОВ об особенностях необычных цепей питания в океанах.

5) Знакомство учащихся по учебнику с цепями выедания и разложения и распределение их участников и характеристик на группы.

СЛАЙД, «материалы дела №70», выставление баллов по итогам работы.

6) Задача: «Чтобы прокормить в течение года 1 мальчика весом 45 кг достаточно 4,5 телят весом 1035 кг, а для них нужно 20 млн растений, массой 8,5 тонн. Энергия, заключённая в такой массе растений, составляет 15 млн калорий, в телятах – 1,5 млн калорий, а в мальчике остаётся 8300 калорий».

ВЫВОД учащихся, определение главного подозреваемого – перераспределения потоков энергии по итогам предыдущей работы.

6. Работа с главным подозреваемым – опорный конспект (рассказ учителя с опорой на рассуждения учащихся).

Физ. Проц. В среду



КОНСУМЕНТЫ 1 П. Физ. Пр. в среду

10 %


Физ. Пр. Биомасса КОНСУМЕНТЫ 2П.

10 %


ПРОДУЦЕНТЫ 10 % биомасса биомасса

фотосинтез РЕДУЦЕНТЫ в среду

Е солнца биомасса

Е химических в-в почвы

Ответы учащихся на главные вопросы: Что происходит с энергией?

Почему сокращается численность? Какая пища наиболее энергоёмкая?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВКА ОТВЕТА НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА.

7. «Виновники пытаются замести следы»

1)Учащиеся решают уравнения и находят неизвестные, опираясь на конспект.

СЛАЙД – Е = А + В + Е

Е = Е + С

Е - Е = Д + Н

2) Погоня: учащиеся используя мобильные интернет-ресурсы определяют количество энергии, получаемое при съедании 1 шоколадки (1 ряд), 1 банана (2 ряд)и 1 сосиски (3 ряд)за 1 минуту. Тот, кто справляется с поставленной задачей быстрее получает дополнительный балл в лист самоконтроля.

8. Успешное раскрытие дела. Сбор максимального количества доказательств в пользу вывода урока. Чем больше их будет собрано, тем выше будет рейтинг нашего детективного агентства.

1) Работа с документами (одновременная работа). СЛАЙД

1. секретные материалы – головоломки

2. Установление истинности собранных сведений с помощью «детектора лжи» - средств обратной связи – «светофоров» (чтение семи предложений по теме, среди которых есть и правильные, и содержащие ошибку; показ своего мнения).

Выставление баллов в соответствии с таблицей.

3. Извлечение информации из природного объекта. Аукцион сведений по теме – работа экспертов.

4. Собираем материалы в архив – прохождение лабиринта. СЛАЙД

Выставление баллов в соответствии с таблицей.

9. Подведение итогов. Работа экспертов по СЛАЙДУ.

Подсчёт собранных доказательств и определение места нашего агентства среди других.

Подсчёт заработанных баллов и перевод баллов в «школьную валюту» 11-12 б. = 5

8 – 10 б.

7 б. = 3

10. Д.з. Новое дело : №6 .70

Желающие могут описать события раскрытого дела от лица одного из участников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЛАЙД №1

Упрощённая пирамида чисел.

Основание пирамиды больше вершины в 3 миллиона раз.

3

птицы



350 тысяч

хищных насекомых

700 тысяч растительно-

ядных насекомых

9 млн. растений

Почему происходит уменьшение числа организмов на следующем пищевом уровне?

Слайд №2


Пищевая цепь – ряд это организмов, в котором

потребители 1-го порядка по-

едают продуцентов, первичные

хищники поедают потребителей 1-го порядка, потребители 3-го порядка поедают первичных хищников.



Трофический уровень – это группа организмов, объединяющая производителей

органических веществ или потребителей первого порядка, или потребителей другого порядка участвующих в цепи питания.

СЛАЙД №3

СООТНЕСИТЕ

ЦЕПЬ ВЫЕДАНИЯ ЦЕПЬ РАЗЛОЖЕНИЯ

1.Травоядные хищники.

2.Детритная.

3.Растения травоядные.

4.Продуценты редуценты.

5.Пастбищная.

6.Консументы редуценты.

СЛАЙД №4


НАЙДИТЕ ЗНАЧЕНИЯ НЕИЗВЕСТНЫХ :

EK1= a + b +Eбиомассы K1

Eбиомассы Пр.= Ер.+ С

ЕК2 - Ебиомассы К2 = d + f

Распределите по порядку в 2 пищевые цепи:

Кузнечик, орёл, растения, человек, лягушка, овца, змеи,растения.

СЛАЙД №5

ЛАБИРИНТ


1

Для осуществле

ния жизненных

процессов нуж-

на энергия.


2

Цепь разложе-

ния называется

пастбищной.




3

Автотрофы по-

требляют угле-

кислый газ.



4

Энергия аккуму-

лируется на

уровне проду-

центов.


Да - 4

Нет - 7

Да - 1

Нет -15

Да - 6

Нет -10

Да - 2

Нет - 6

5

Консументы 3-го

порядка получа-

ют 1% энергии

консументов

1-го порядка.



6

Гетеротрофы-это консументы

1-3 порядков.


7

Пищевые цепи

из консументов и продуцентов смыкаются с со-

обществом редуцентов.



8

Пищевая цепь –

это ряд, где каждый последующий поедает предыдущего.


Да - 8

Нет - 1

Да - 7

Нет -13

Да - 10

Нет -12

Да - 14

Нет - 6

9

Редуценты уча-

ствуют в любой цепи питания.


10

Редуценты являются авто-

трофами.


11

Энергия проду-

центов не запа-

сается в виде биомассы.



12

Гетеротрофы, разрушая ор-

ганические вещества обеспечивают себя энергией.


Да - 11

Нет - 2

Да - 3

Нет - 6

Да - 7

Нет - 5

Да - 3

Нет -13

13

Хищники делят-

ся на потреби-

телей 2 и 3 порядка.



14

Вся энергия ре-

дуцентов превращается в

энергию органи-

ческих веществ

почвы.


15

В цепи выеда-

ния консументы 2-го порядка следуют за консументами

1-го порядка.



16

В сообществе

живых организ-

мов от звена кзвену циркули-

руют питательные элементы и энергия.


Да - 12

Нет - 7

Да - 13

Нет -16

Да - 9

Нет - 4




СЛАЙД №6

ГЕТЕРОТРОФЫ



АВТОТРОФЫ

Каталог: 2015-2016
2015-2016 -> Возможные варианты решения задач городской олимпиады по геометрии 9 класс
2015-2016 -> Здоровьесберегающая технология
2015-2016 -> Актуальные вопросы информационно-коммуникационных и компьютерных технологий
2015-2016 -> Историко-литературная композиция «Битва за Днепр» Цель
2015-2016 -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Гигиена и экология человека»
2015-2016 -> Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 2
2015-2016 -> Анализ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №24» г. Волгод


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница