Элективный курс по химии «Химия в расчетных и экспериментальных задачах»



страница1/4
Дата02.07.2019
Размер364 Kb.
#113117
ТипЭлективный курс
  1   2   3   4

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Магнитогорска


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

Миронова П. А. / /

Протокол №________

« __»_____________2015 г.


СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска

Котова Е. Ю. / /

« __»_____________2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

директор

МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска

Куприянова О. Н. / /

Приказ № ________

« __»_____________2015 г.





  1. Рабочая программа





  1. Элективный курс по химии

  2. «Химия в расчетных и экспериментальных задачах»

  3. (10 класс)






Автор курса: учитель МОУ «СОШ № 56 УИМ»

Литвиненко В.Н.



Составитель программы: Мизёва Виктория Ивановна,

учитель химии МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска





Магнитогорск, 2015 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Химия в расчетных и экспериментальных задачах» (10 класс) составлена на основании следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 г. № 253.

  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015 г. № 08-548.

  4. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2015 г. № 1047.

  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2014 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2014 г. № 30550).

  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2014 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 г. № 30067).

  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

  8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2015 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

11.Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

12.О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2014 г. № 03-126.



Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2014 г. № 1543.

  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2015 г. № 03/961.

  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2014 г. № 01/4591.

4. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.

5. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2014 г. №103/3404.

6. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2015 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2015 г. № 03-02/889.

7. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

8. Методические рекомендации МОиН Челябинской области «Об особенностях преподавания учебных предметов в образовательных учреждениях Челябинской области в 2015-16 уч.г.» (приложение 2, приложение 3).

9. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2015-2016 учебном году».



Муниципальный уровень

1.Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Магнитогорска;

2. Учебный план МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска на 2015 - 2016 учебный год.
В соответствии с программой базового курса химии, отражающей современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы составлен элективный курс, направленный на углубление и расширение химических знаний учащихся через систему решения расчетных и экспериментальных задач.

Элективный курс имеет практическую направленность, так как он предназначен для развития умений и навыков решения расчетных и экспериментальных задач различных типов и различной направленности.

Решению задач в существующих образовательных программах отводится мало времени, поэтому учитель вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков (1 час в неделю) дать качественные знания учащимся, а главное – сформировать необходимые умения и навыки, в том числе и научить решать расчетные задачи. Эта задача порой не под силу даже опытному педагогу, не говоря уже о молодых учителях, которые впервые встречаются с такими трудностями.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения учебного материала, наличие навыков применения приобретенных знаний в новых условиях. Решение задач позволяет разнообразить формы повторения и закрепления материала, так как для решения необходимо представлять не только общий ход решения, но и знать химизм процесса, описанного в задаче.

Кроме того, практические занятия по органической и общей химии – необходимый элемент изучения этой дисциплины. На практических занятиях учащиеся индивидуально проводят опыты, имеют возможность близко наблюдать явления, узнают предмет с другой стороны, как интересный, развивающий, заставляющий мыслить, выдвигать гипотезы и делать выводы на основании увиденного. Это дает реальные и прочные знания о закономерностях органической и неорганической химии; свойствах и реакциях органических и неорганических веществ.

Элективный курс «Химия в расчетных и экспериментальных задачах» предназначен для изучения в 10 классе. Он рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Элективный курс «Химия в расчетных и экспериментальных задачах» ставит своей основной целью:


  • углубить, закрепить и систематизировать знания учащихся по химии,

  • дать представления о некоторых современных методиках решения задач и составления уравнений химических реакций, использование некоторых понятий и законов в химии.

  • практическое применение теоретического материала на практике;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности у учащихся;

  • развитие опыта самореализации каждого ученика.

Задачи курса:

  • способствовать формированию мышления на основе описания, анализа, сравнения, объяснения химических процессов;

  • развивать у учащихся любознательность, пытливость ума, исследовательские умения при выполнении лабораторных и практических работ;

  • развивать учебно-коммуникативные умения и навыки учащихся;

  • приобретение учащимися предметных навыков и умений;

  • применять математические методы к решению расчётных задач;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, поступлению в ВУЗы;

Курс 1-го полугодия предусматривает решение задач на примере органических соединений. Программой определены требования к знаниям и умениям учащихся в части решения расчетных задач по органической химии: «Уметь находить молекулярную формулу газообразного вещества на основании его плотности по водороду или по воздуху и массовой доле элементов, а также по массе, объему или количеству вещества – продуктов его сгорания». Исходя из этого, в элективном курсе рассматриваются способы решения новых типовых задач, а также комбинированные задачи в соответствии с фактическим материалом, изучаемым на уроках химии. В связи с небольшим объемом отдельных тем курса органической химии курс разделен на три раздела:



  1. Углеводороды. Природные источники УВ и их переработка.

  2. Кислородсодержащие органические соединения.

  3. Азотсодержащие органические соединения.

В рамках этих разделов рассматривается решения типовых задач и их вариантов, изученных ранее, с учетом специфики и материала органической химии.

На данном этапе обучения учащихся предусмотрено решение задач смешанного типа, которые необходимы при решении части «В» и «С» в ЕГЭ.

Курс 2-го полугодия предусматривает решение задач и упражнений на основе химии элементов. Выпускники школ сталкиваются на экзамене с трудностями, которые связанны с решением генетических цепочек, задач, включающих в себя химию элементов как главных, так и побочных подгрупп. Материал элективного курса представлен шестью разделами со следующими темами:


  • Окислительно-восстановительные реакции

  • Растворы

  • Элементы главных подгрупп и их соединения

  • Переходные элементы и их соединения (железо, марганец, медь, цинк)

  • Химический практикум

  • Подготовка к ЕГЭ

Данный курс позволяет расширить и углубить знания, умение решать расчетные и экспериментальные задачи, что особенно важно при решении задач и упражнений химических реакций части «В», «С» в ЕГЭ по химии.

Элективный курс осуществляет реализацию программы подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии посредством повторения теоретического материала курса химии средней школы, разбора решения типовых задач из всех изучаемых разделов химии, тестов ЕГЭ и задач повышенной сложности, требующих комплексного применения химических знаний и школьных разделов химии.


Программа элективного курса

«Химия в расчетных и экспериментальных задачах»

1-ое полугодие
Тема № 1. Задачи 10 класса (9 часов)

Задачи на вывод молекулярных формул веществ:



  • определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующих элементов с использованием плотности или относительной плотности газов. (Примеры решения задач из неорганической и органической химии);

  • определение молекулярной формулы вещества (углеводородов) по массе или объему исходного вещества и продуктам горения;

  • определение молекулярной формулы кислородсодержащих соединений по массе или объему исходного вещества и продуктов горения (на примере гомологических рядов спиртов, альдегидов, карбоновых кислот)

Задачи на вычисление объема кислорода и воздуха в реакции горения органических веществ. Задачи на сжигание газовых смесей (на примере гомологических рядов алканов, алкенов, алкинов, аренов)

Методика решения задач, включающих «цепочку» превращений. Классификация задач со схемами превращений.



Практическая работа №1. Получение этилена и ацетилена. Изучение физических и химических свойств данных соединений.
Тема № 2. Кислородсодержащие органические соединения. (10 часов)

Комбинированные задачи по теме:



  • Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы.

  • Альдегиды. Кетоны.

  • Карбоновые кислоты.

  • Сложные эфиры. Жиры.

  • Углеводы.

Уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием углеводородов и кислородсодержащих соединений.

Практическая работа № 2. Свойства муравьиного альдегида (окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра, гидроксидом меди (II). Реакция с фуксинсернистой кислотой). Кетоны. Цветная реакций на ацетон.

Практическая работа № 3. «Сладкий» урок – исследование фруктов на содержание глюкозы (Восстановление гидроксида меди (II) глюкозой).
Тема № 3. Азотсодержащие органические соединения. (6 часов)

Комбинированные задачи по темам:



  • Амины.

  • Аминокислоты.

Генетическая связь углеводородов, кислородсодержащих, азотсодержащих соединений.

Практическая работа № 4. Изучение свойств белка на примере альбумина. Цветные реакции на белок.
Тема № 4. Задачи смешанного типа. (9 часов, из них 2 часа резервное время)

Решение задач повышенного уровня сложности.

Задачи на смеси веществ.

Заключительное занятие: химическая олимпиада.


Программа элективного курса

«Химия в расчетных и экспериментальных задачах»

«Химия элементов»

2-ое полугодие

Тема № 1. Окислительно-восстановительные реакции. (3 часа)

Степень окисления. Минимальная, высшая и промежуточная степени окисления атомов элемента. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных реакций.
Тема № 2. Растворы. (3 часа)

Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Расчеты, связанные с приготовлением растворов.

Задачи на определение процентного содержания или массовой доли веществ в растворе, полученном при смешивании растворов разной концентрации.

Задачи с использованием кристаллогидратов.

Задачи с использованием понятия олеум.
Тема №3. Элементы главных подгрупп и их соединения. (6 часов)

Общая характеристика s-, p- элементов.

Металлы I-III группы главной подгруппы.


  • Щелочные, щелочно-земельные металлы

  • Алюминий. Соединения алюминия.

Неметаллы.

  • Углерод и его соединения.

  • Азот и его соединения.

  • Фосфор и его соединения.

  • Сера. Соединения серы.

  • Хлор. Соединения хлора.


Тема № 4. Переходные элементы и их соединения. (6 часов)

Общая характеристика d- элементов.



  • Железо и его соединения.

  • Марганец и его соединения

  • Медь и ее соединения

  • Цинк и его соединения


Тема № 5. Химический практикум. (4 часа)

  1. Качественные реакции. Распознавание катионов. Среды растворов.

  2. Качественные реакции. Распознавание анионов.

  3. Гидролиз. Исследование реакции растворов солей.

  4. Распознавание неорганических веществ


Тема № 6. Подготовка к ЕГЭ. (12 часов, из них 2 часа резервное время).

Выполнение тестовых заданий части «А», решение упражнений и задач части «В», «С».


Методические рекомендации

Решение задач не самоцель, а цель и средство обучения и воспитания учащихся.

Трудность решения задач зависит от объективного содержания и субъективного опыта. Задачи бывают репродуктивные и продуктивные. Механизм их решения различен.

Репродуктивные – это типовые задачи, при решении которых возможно применение алгоритмов. В этом случае учитель сам объясняет решение задачи.

Продуктивные – творческие задачи, в них необходимо самостоятельно найти способы решения. Для этого недостаточно организованного опыта, необходим качественно иной опыт, заключающийся в умении логически мыслить, анализировать ситуацию в способности к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления.

Бессистемно отобранные задачи, не связанные с теориями и законами, не обеспечивают должного развития мышления. Необходима продуманная система последовательно усложняющихся задач, отражающих явления в их взаимосвязи и развитии. Необходимо помнить, что природа внимания у школьников такова, что он не способен долго концентрировать его на одном предмете. Длительное решение ряда однотипных задач приводит к тому, что учащиеся новую предложенную задачу решают по-старому, не замечая, что ситуация в целом изменилась. Они перестают видеть существо предмета, действуя по шаблону.

Учитель при работе над задачами должен обращать внимание на анализ их условий. При разборе задач нужна четкость, немногословие.

Психологами обнаружена закономерность в поведении человека при решении задач. Он разбивает задачу на некоторое число более простых, т.е. ставит перед собой промежуточные вопросы (анализ задачи). Затем приступает к очередной проверке ряда простых задач, накапливая количественную информацию. Решив их, переходит к решению сложной – синтезирует. Таким образом, задачи решаются путем анализа и синтеза в совокупности. Иногда анализ протекает в скрытом виде (решающий проводит анализ быстро, незаметно для себя, по шаблону), в таком случае создается впечатление, что имеет место только синтез. Цель учителя – не только подобрать задачи к уроку, но и обдумать, как он будет обучать учащихся, разбивать подобранные задачи на более простые.


Методы преподавания ЭК

  • поисковый и исследовательский метод

  • практические, лабораторные работы

  • интегрированные методы (эвристическая беседа, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры)

  • самостоятельная работа учащихся с различными c различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальные

  • групповые

  • коллективные


Формы учебных занятий

  • семинары

  • практикумы

  • лекции

  • нестандартные уроки (химический бой и т.д.)

  • практические работы


Требования к результатам обучения.

После изучения элективного курса учащиеся:



Знают:

  • фундаментальные законы общей неорганической и органической химии;

  • имеют представления о некоторых современных методиках решения задач и составления уравнений химических реакций;

  • практически применяют теоретический материал на практике.

Умеют:

  • решать типовые и комбинированные задачи;

  • применять математические методы к решению задач;

  • применять теоретический материал на практике.

Формами контроля уровня достижения учащихся являются:

  • зачеты,

  • итоговое тестирование,

  • отчеты о выполнении практических работ,

  • контрольные работы.


Учебно-тематический план элективного курса

«Химия в расчетных и экспериментальных задачах»

1-ое полугодие


Дата

№ п\п

Тема


Химический

эксперимент



д/з

К-во

час.





Тема № 1. Задачи 10 класса (9 часов)




1.

Определение МФ вещества по массовым долям, с использованием относительной плотности газов.







1 ч.




2.

Определение МФ вещества по продуктам горения







1 ч




3.

Определение МФ кислородсодержащих веществ.







1 ч.




4.

Вычисление объема кислорода и воздуха в реакции горения органических веществ.

Задачи на сжигание газовых смесей.









1 ч




5.

Задачи, включающие «цепочку» превращений












6.

Задачи, включающие «цепочку» превращений







1 ч




7.

Практическая работа № 1. ТБ «Получение этилена и ацетилена. Свойства данных соединений»

Практическая работа №1.

Отчет о работе

1 ч




8.

«Задачи 10 класса» обобщение и систематизация знаний учащихся







1 ч




9.

«Задачи 10 класса» обобщение и систематизация знаний учащихся












10.

Контрольная работа № 1







1 ч





Каталог: uploads -> 5000 -> 20566 -> section -> 330409
5000 -> Мо г о. Красноармейск-2016 г
5000 -> Доклад о положении детей и семей, имеющих детей
5000 -> Ершовой Елены Андреевны учителя русского языка и литературы 2015- 2016 учебный год Календарно тематический план
5000 -> Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
5000 -> 1. Вещество, в молекуле которого имеется функциональная группа -он, относится к классу
5000 -> Программа по истории для 5-6 классов
330409 -> Программа по истории для 8 класса содействует реализации единой концепции исторического образования. Цели и задачи изучения истории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница