Эльмир мамедов



Скачать 70.64 Kb.
Дата07.12.2017
Размер70.64 Kb.




Эльмир Мамедов,

адвокат


Как правильно вести себя, если вы попали в ДТП

Застраховать себя от попадания в дорожно-транспортное происшествие нельзя. А вот грамотное поведение вместе со знанием правил дорожного движения и некоторых юридических норм помогут добиться компенсации ущерба, а также избежать несправедливого обвинения и, как следствие, штрафа. И даже уголовной ответственности. Мигание аварийной сигнализации, пробка из пытающихся объехать затор машин, водители пострадавших авто, нервно нажимающие на кнопки сотовых телефонов, — вот классическая картина ДТП. Попав в дорожно-транспортное происшествие, большинство водителей теряют самообладание, начинают выяснять отношения, используя ненормативную лексику, а иногда и пуская в ход кулаки. После ДТП не нужно выяснять отношения с другими участниками ДТП, так как и без того сложная обстановка может еще больше накалиться.

В сложившихся обстоятельствах главное, чего не стоит делать, — это паниковать. Необходимо сохранять самообладание и действовать по строго заданному алгоритму. В первую очередь необходимо включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Он устанавливается не ближе, чем за 20 метров до транспортного средства в населенных пунктах и 40 метров за их пределами. После чего необходимо перезвонить в дежурную часть милиции (с мобильного — 102) и вызвать к месту происшествия работников ГАИ, а также связаться со страховыми компаниями, чтобы они зафиксировали страховой случай, и после у них можно было бы получить выплаты по страховке. Если есть необходимость, нужно позвонить в службу скорой медицинской помощи (с мобильного — 103). Важно помнить, что до приезда сотрудников ГАИ нельзя перемещать автомобиль и предметы, которые имеют отношение к ДТП, поскольку такие вещественные доказательства помогут максимально точно восстановить картину происшествия и, соответственно, определить виновных.

До появления дорожно-патрульной службы место происшествия покидать нельзя, так как оставление места дорожно-транспортного происшествия является административно наказуемым деянием и подпадает под ст. 122-4 Кодекса об административных правонарушениях Украины (далее — КоАП), за что участник ДТП, покинувший место происшествия, может быть привлечен к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП Украины. Разъезжаться после ДТП можно только в том случае, если нет потерпевших, в том числе третьих лиц, а транспортные средства могут безопасно двигаться. При этом водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств произошедшего) должны прибыть к ближайшему посту ГАИ или в подразделение милиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему ДТП и подписав ее. Очень важно сразу приблизительно оценить ущерб, нанесенный автомобилям. И, если он велик, не идти на поводу у виновника и не соглашаться на предложение договориться на месте без регистрации ДТП. Так можно лишить себя всех доказательств собственной невиновности.

С другой стороны, если машины не слишком пострадали от столкновения (как обычно и бывает на скорости 10–30 км/ч, с которой «ползут» машины в пробках), а франшиза по страховке довольно велика, то на предложение «мирно разъехаться» можно и согласиться. Ведь, не приняв это предложение, можно вообще ремонтироваться «за свои» деньги — если франшиза окажется больше суммы нанесенного ущерба. Когда же оба водителя жаждут справедливости и вызывают ДПС, необходимо обеспечить себя свидетелями, особенно в случаях проезда перекрестков на «не совсем те» сигналы светофора. В таких ситуациях подтвердить правоту могут лишь посторонние лица, которые стали очевидцами ДТП. Причем в качестве таковых могут выступать не только пешеходы-очевидцы и пассажиры, но и другие водители, видевшие происшествие. Поэтому стоит сразу записать адреса и телефоны очевидцев либо номера машин, по которым впоследствии можно будет разыскать владельцев. Правда, сотрудники ДПС не очень любят опрашивать свидетелей, так как считают, что большинство из них — заинтересованные лица, а потому проверить, кто действительно был на месте в момент аварии, а кто — нет, очень трудно.

Ждать представителей правоохранительных органов можно долго. В среднем сотрудников ГАИ приходится ждать два-три часа. При этом важно сохранить самообладание, чтобы, когда патрульная служба все-таки появится, сдержанно и спокойно объяснить ее представителям, что именно произошло.

Эмоциональное объяснение сотрудникам ГАИ обычно не нравится. Зачастую тому, кто ведет себя импульсивно, как раз и приписывают вину. Как правило, сотрудники ДПС начинают свою работу с составления схемы происшествия. При этом важно, чтобы после столкновения все следы повреждения автомобилей и «вещественные доказательства» были сохранены на месте происшествия. Кроме того, необходимо проконтролировать, чтобы их внесли в описательную часть протокола осмотра места ДТП. Полноте составления протокола осмотра места ДТП и схемы ДТП следует уделить особое внимание, так как именно на этот документ будут в дальнейшем опираться работники ГАИ, составляя протокол об административном правонарушении и принимая решение о виновности водителя в происшедшем, а также эксперты-автотехники в случае назначения автотехнической экспертизы в соответствии с постановлением суда.

Участникам и свидетелям ДТП излагать пояснения нужно очень подробно, отдельно останавливаясь на обстоятельствах, предшествующих происшествию. Если есть основания полагать, что одной из причин ДТП были неблагоприятные дорожные условия (замерзшая лужа, скрытый зарослями дорожный знак) или дефекты дорожного покрытия (яма, открытый люк), необходимо требовать от сотрудников ГАИ, чтобы был составлен акт осмотра дорожных условий. Это даст возможность выдвинуть претензии к дорожным службам и избежать несправедливого обвинения. Не всегда, но бывает, что сотрудники страховой компании (страховые комиссары) выезжают к месту аварии и проводят свои замеры.

Самый важный документ при ДТП — протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и схема к данному протоколу. К его составлению необходимо подойти очень ответственно, так как от того, насколько корректно он составлен, зависит будущее решение суда и возможность взыскания ущерба. В протоколе обычно указывают: дату и место составления, ФИО того, кто составлял протокол, ФИО понятых, принимавших участие в осмотре места дорожно-транспортного происшествия, сведения об участниках ДТП и их транспортных средствах, краткую фабулу ДТП, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших (если они есть), повреждения автомобилей. Протокол осмотра места ДТП и схема к нему — это основной документ, которым руководствуется суд, принимая решение о наличии или отсутствии в действиях водителя нарушения Правил дорожного движения.

Что касается протокола об административном правонарушении, который составляется сотрудником ГАИ, то он чаще всего является констатацией субъективного мнения сотрудника ГАИ. Поэтому если водитель не согласен с выводами, зафиксированными в протоколе об административном правонарушении, и уверен в своей правоте, он имеет полное право отказаться от подписания протокола. Впрочем, лучше не отказываться, а в графе для пояснений изложить свою точку зрения. Данный протокол заполняется с двух сторон. Обратная сторона листа, на которую водитель может не обратить внимания, очень важна. Она должна содержать собственноручно записанный водителем анализ происшедшего и признание (или непризнание) им своей вины в ДТП. Может случиться, что водитель, не зная о важности заполнения другой стороны листа, ознакомился только с частью документа и подписал только ее. Это дает возможность добавить с другой стороны любые несуществующие признания и значительно ухудшить положение подписавшего протокол.

Протокол подписывается сотрудником ГАИ и лицом, совершившим правонарушение. При наличии свидетелей и пострадавших протокол должен быть подписан и ими. Протокол может быть подписан водителем последовательно дважды. В первый раз — для подтверждения ознакомления его со ст. 63 Конституции Украины (право не давать показаний против самого себя) и ст. 268 КоАП. Если вас не ознакомили с указанными правами, что часто происходит на практике, об этом нужно написать в графе «По суті порушення пояснюю», которая заполняется водителем. Во второй раз водитель ставит свою подпись рядом с подписью сотрудника ГАИ, составившего протокол. Водитель вправе отказаться от подписания протокола, письменно изложив мотивы своего отказа. В этом случае в документе делается соответствующая запись. Если аргументы водителя не вмещаются в отведенную для этого графу, он может продолжить на отдельном бланке «Пояснения», который будет приложен к протоколу. Сотрудник ГАИ не «потеряет» его, так как в протоколе делается отметка о приложении к нему данного бланка. Если водителю трудно четко и последовательно изложить свои пояснения сразу на месте ДТП, он может в графе для пояснений сделать такую запись: «С обстоятельствами, изложенными в протоколе, не согласен, свои пояснения представлю позднее отдельно». В этом случае будет возможность более аргументировано и грамотно изложить суть происшедшего.

По итогам общения с инспектором ГАИ необходимо получить копию протокола осмотра места происшествия и схему к нему — для предоставления в страховую компанию. С места происшествия лучше уезжать после отъезда сотрудников ГАИ. Иногда сотрудники ГАИ могут вменять в вину участникам ДТП алкогольное опьянение. Но контроль трезвости должен проводиться только в медицинском учреждении, а протокол медицинского освидетельствования — оформляться врачом там же в больнице или диспансере и подписываться водителем. Очень важно знать: когда в результате ДТП есть жертвы, даже если инспекторы ГАИ не требуют пройти алкогольную экспертизу, необходимо сделать это самостоятельно, чтобы в дальнейшем обезопасить себя от возможных обвинений.

Попав в ДТП, важно сохранять хладнокровие. Первым делом надо вызвать милицию, страховщиков и, если необходимо, скорую помощь. Затем — записать координаты свидетелей, сфотографировать или заснять место ДТП на видео (хотя бы на камеру мобильного телефона) и ждать сотрудников ГАИ. Разговаривать с ними следует спокойно, незаполненный протокол или другие «пустые» документы ни в коем случае не подписывать. На месте ДТП никогда нельзя признавать свою вину. Не давать какие-либо обязательства имущественного или неимущественного характера и не подписывать документы, которые вызывают у вас подозрение или с которыми вы не согласны. Ни в коем случае нельзя ремонтировать автомобиль до осмотра его специалистами страховой компании. Ввиду того, что могут существовать и другие требования, которые указываются в договорах страхования, нюансы вашего поведения во время ДТП лучше выяснить у компетентных в данном вопросе людей. Также необходимо потребовать у сотрудников ГАИ справку о дорожно-транспортном происшествии. В ней содержится краткая информация о времени, месте ДТП, а также краткое описание повреждений вашей машины. Проверьте, чтобы они были описаны максимально точно. С такой справкой (при незначительных повреждениях транспортного средства) водитель может продолжать движение.

Желательно оборудовать автомобиль видеорегистратором, так как это ваш абсолютно честный и беспристрастный свидетель при практически любых ДТП.



И помните, вас ждут дома!

MEH № 5 2013 г. - -

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Программа профессионального модуля техническое обслуживание и ремонт автомобилей Профессия: 23. 01. 03 Автомеханик
2014 -> Нп «палата судебных экспертов»
2014 -> Памятка по протезированию
2014 -> Маникюр маникюр от opi
2014 -> Cборник заданий тестового типа для контроля знаний учащихся по профессии нпо 190631
2014 -> Аир: Часто используется как связующий элемент в заклинаниях или в заговорах, а сам по себе для контроля над личностью. Растущий в саду, аир принесет удачу садовнику и большой урожай растений поблизости. Акация
2014 -> Разбудить сонную артерию
2014 -> Налоги и налогообложение


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница