Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования



Скачать 166.88 Kb.
Дата21.01.2018
Размер166.88 Kb.
#9749
ТипГосударственный образовательный стандарт


УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «____»__________2013 г. №____


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Уровень образования:

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Образовательные программы:

Образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Направление подготовки:

Техносферная безопасность и природообустройство

код:

20.06.01

наименование:

Техносферная безопасность и природообустройство

Квалификация:

Исследователь. Преподаватель высшей школы



I. Общие положения


  1. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее – ФГОС) устанавливает требования, обязательные при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 20.06.01- Техносферная безопасность и природообустройство.

Направление подготовки 20.06.01 – Техносферная безопасность и природообустройство соответствует следующим специальностям научных работников, по которым может быть подготовлена диссертационная работа:

  • 03.02.08 – Экология (технические, химические науки);

  • 05.23.04 Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов;

  • 05.23.19 – Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (технические науки);

  • 05.26.00 – Безопасность деятельности человека:

  • 05.26.01 – Охрана труда (по отраслям), (технические науки),

  • 05.26.02 – Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям), (технические, химические науки),

  • 05.26.03 – Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям), (технические науки),

  • 05.26.05 – Ядерная и радиационная безопасность (технические науки),

  • 05.26.06 – Химическая, биологическая и бактериологическая безопасность (технические и химические науки);

  • 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (технические науки);

  • 25.00.36 – Геоэкология (по отраслям), (технические науки);

  • 06.01.02 – Мелиорация, рекультивация и охрана земель.

  1. Соответствующие требованиям настоящего ФГОС программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации, указанному в пункте 1 настоящего ФГОС (далее соответственно – программы аспирантуры), реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – организации), в соответствии с лицензией, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в целях создания аспирантам, осваивающим программы аспирантуры (далее – обучающиеся), условий для достижения установленных настоящим ФГОС результатов освоения программ аспирантуры, подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени.

  2. Высшее образование по программе аспирантуры может быть получено в следующих формах:

а) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

- в очной форме;

- в заочной форме.

Допускается ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы по отдельному индивидуальному учебному плану для лиц, имеющих опыт научно-педагогической работы.

3.1 К освоению программ аспирантуры допускаются лица, имеющие высшее образование не ниже уровня специалиста или магистра.

3.2 Прием для обучения по программам аспирантуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов и оценке реферата по предполагаемому научному направлению, проводимых организацией самостоятельно. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.



  1. Объем программы аспирантуры составляет 180* / 240** зачетных единиц, объем указанной программы, реализуемый за один учебный год (далее – годовой объем программы), при очной форме обучения – 60 зачетных единиц.

* данное значение устанавливается для программ аспирантуры со сроком получения образования по очной форме обучения 3 года.

** данное значение устанавливается для программ аспирантуры со сроком получения образования по очной форме обучения 4 года.



  1. Срок обучения в аспирантуре по очной форме обучения составляет 3 или 4 года (в зависимости от конкретной специальности научных работников, которые охватываются направлением подготовки, указанными в п.1 настоящего ФГОС).

  2. Годовой объем программы и срок получения образования по заочной форме обучения, при сочетании различных форм обучения, при наличии иных особенностей реализации указанной программы, а также особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются организацией в соответствии с общими требованиями к трудоемкости программ аспирантуры и срокам получения образования по указанным программам, установленными Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

  3. Профессиональная деятельность выпускников по программе аспирантуры имеет следующие характеристики.

    1. Область профессиональной деятельности выпускников:

- обеспечение безопасности человека в современном мире;

- формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы;

- сохранение жизни и здоровья человека за счет природоохранного обустройства территорий, охраны и восстановления природных объектов, контроля за состоянием природно-техногенной среды, прогнозирования и минимизации негативных последствий антропогенной деятельности, рационального использования природных ресурсов, повышения их потребительских свойств, обводнения территорий;

- борьба с природными стихиями (наводнениями, подтоплением земель, размывом берегов, оползнями, селями, водной и ветровой эрозией, деформациями русел рек и каналов, заилением, размывами под действием вод и ветровых волн) путем природоохранного обустройства территорий;

- создание, охрана, восстановление, реконструкция и мониторинг объектов природообустройства и водопользования.

7.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников:

- человек и опасности, связанные с его деятельностью;

- опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;

- опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;

- опасные технологические процессы и производства;

- методы и средства оценки опасностей, риска;

- методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;

- методы, средства и силы спасения человека.

геосистемы различного ранга и их компоненты: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир; природные ландшафты;

природно-техногенные комплексы: мелиоративные системы, инженерно-экологические системы, системы рекультивации земель;

природоохранные комплексы, водохозяйственные системы и другие природно-техногенные комплексы, повышающие полезность компонентов природы.



    1. Виды профессиональной деятельности выпускников:

научно-исследовательская деятельность в сфере:

- экологической и промышленной безопасности,

- безопасности труда,

- защиты человека и природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций;

- анализа, оценки и прогнозирования техногенных и природных рисков;

преподавательская деятельность в высших учебных заведениях в области:

- подготовки кадров в сфере обеспечения экологической, промышленной безопасности, безопасности труда, защиты в чрезвычайных ситуациях, в частности подготовки по направлению «Техносферная безопасность и природообустройство» (20.03.01, 20.04.01).
II. Требования к результатам освоения

программ аспирантуры (адъюнктуры)


  1. В результате освоения программ аспирантуры у обучающегося должны быть сформированы:

- универсальные компетенции, формируемые в результате освоения программ аспирантуры всем направлениям подготовки;

- общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки либо направлением подготовки и направленностью программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее – направленность программы);

- профессиональные компетенции, определяемые направленностью программы.

У обучающегося должны быть сформированы следующие универсальные компетенции:

- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;

- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач;

- готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке;

- способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия.


  1. У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:

а) вне зависимости от направленности программы:

- владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере и по проблемам обеспечения экологической безопасности, мониторинга и контроля среды обитания человека,

- владение культурой научного исследования человекоразмерных систем на основе использования принципов синергетики и трансдисциполинарных технологий, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем;

- способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской в сфере обеспечения безопасности с учетом правил соблюдения авторских прав;

- готовность организовать работу исследовательского коллектива в сфере обеспечения экологической безопасности, безопасности труда, защиты в чрезвычайных ситуаций, по проблемам прогнозирования рисков и новых технологий мониторинга техногенных опасностей;

- способность исследовать и разрабатывать методы, способы, технику и технологию, оценивать и совершенствовать технические решения с точки зрения обеспечения экологической и технической безопасности и надежности, обосновывать и оценивать ресурсо- и энергоэффективность предлагаемых решений;

- способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования;

- способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;

- способность разрабатывать комплексное учебно-методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей).

б) в соответствии с направленностью программы:

- владение современным состоянием научных исследований в мире по проблемам направленности программы;

- владение средствами компьютерной графики, компьютерного моделирования, включая 3-D и имитационное моделирование для решения задач по направленности программы;

- владение научно-предметной областью знаний по направленности программы;

- способность обосновывать виды и объем изысканий для решения научных и инженерных задач в соответствии с направленностью программы;

- способность изучать и разрабатывать методы, способы и средства организационно-управленческого, инструментального и информационного обеспечения исследовательской деятельности в соответствии с направленностью программы;

- способность свободно ориентироваться в области преподаваемых предметов и соответствующих научных исследований по направленности программы;

- способность вести образовательный процесс по минимум 2 дисциплинам (модулям), соответствующим направленности программы.


  1. Организация при формировании программы аспирантуры:

- включает в полном объеме в составе требований к результатам освоения программы аспирантуры универсальные компетенции, установленные пунктом 9 настоящего ФГОС, и общепрофессиональные компетенции, установленные подпунктом «а» пункта 10 настоящего ФГОС;

- в соответствии с направленностью программы выбирает общепрофессиональные компетенции из числа установленных подпунктом «б» пункта 10 настоящего ФГОС;

- при необходимости дополняет перечни универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленные пунктами 8 и 9 настоящего ФГОС;

- формирует конкретный перечень профессиональных компетенций, установленных в подпункте б пункта 9 настоящего ФГОС в соответствии с направленностью программы.


III. Требования к структуре программ

аспирантуры (адъюнктуры)


  1. Программа аспирантуры включает в себя базовую часть, являющуюся обязательной вне зависимости от направленности программы, и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений в соответствии с направленностью программы.

  2. Программа аспирантуры имеет структуру, указанную в таблице.

Таблица. Структура программы аспирантуры


Структурные элементы программы

Трудоём-кость (в зачётных единицах)

Индекс

Наименование

П.1

Блок 1 «Образовательные дисциплины (модули)»

30

П.1.Б

Базовая часть

9

П.1.Б.01

Дисциплина (модуль) «Иностранный язык»




П.1.Б.02

Дисциплина (модуль) «История и философия науки»




П.1.В

Вариативная часть

21

П.2

Блок 2 «Практика»




П.2.В

Вариативная часть




П.3

Блок 3 «Научно-исследовательская работа»




П.3.В

Вариативная часть




П.2+3

Блок 2 «Практика» и блок 3 «Научно-исследовательская работа» – итого

141*/201**

П.4

Блок 4 «Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация)»

9

П.4.Б

Базовая часть

9

П.0.Б

Базовая часть – итого

18

П.0.В

Вариативная часть – итого

162*/222**

П.0

ВСЕГО

180*/240**

* данное значение устанавливается для программ аспирантуры со сроком получения образования по очной форме обучения 3 года.

** данное значение устанавливается для программ аспирантуры со сроком получения образования по очной форме обучения 4 года.




  1. Блок 1 включает в себя базовую и вариативную части, блоки 2 и 3 в полном объеме относятся к вариативной части, блок 4 в полном объеме относится к базовой части программы аспирантуры.

  2. Трудоёмкость дисциплин (модулей) «Иностранный язык» и «История и философия науки» базовой части блока 1, блоков 2 и 3 программы аспирантуры устанавливается организацией.



IV. Требования к условиям реализации

программ аспирантуры
Требования к кадровому обеспечению


  1. Реализация программы аспирантуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими ученую степень и занимающимися научной деятельностью. К реализации дисциплины (модуля) «Иностранный язык» базовой части блока 1 программы аспирантуры допускаются преподаватели иностранного языка, не имеющие ученой степени.

  2. Не менее 25 % преподавателей, обеспечивающих реализацию программы аспирантуры, должны иметь ученую степень доктора наук либо ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента или профессора.

  3. Научный руководитель и консультант, назначенные обучающемуся, должны иметь ученую степень доктора наук или ученую степень кандидата наук, осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по профилю направления подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии (не менее 5 публикаций за последние 3 года) а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.


Требования к материально-техническому

и учебно-методическому обеспечению


  1. Минимально необходимый для реализации программы аспирантуры перечень оборудования включает в себя:

- современные высокопроизводительные компьютеры и вычислительные системы для обработки результатов эксперимента, компьютерного моделирования, оснащенные отечественными или зарубежными лицензионными программными продуктами и геоинформационными системами, необходимыми для выполнения научных исследований в соответствии с направленностью программы аспирантуры;

- научно-экспериментальные стенды, оснащенные современным измерительным оборудованием и приборами, прошедшими поверку, обеспечивающими вывод регистрируемых параметров на интерфейсы или компьютеры в соответствии с направленностью программы аспирантуры, размещенные в отдельной научной лаборатории;

- аудиовизуальную мультимедийную технику, размещенную в отдельном помещении, обеспечивающую возможность проведения on-lain конференций и связи с отечественными и зарубежными исследователями по проблемам направленности программы аспирантуры;

- полным комплектом приборов для контроля физических и химических параметров среды обитания, диагностики состояния безопасности технических систем в соответствии с направленностью программы аспирантуры.



Помещения и оборудование должны быть обеспечены системами доступа для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями, если обучение таких лиц предусмотрено образовательной организацией.

  1. Реализация программы аспирантуры должна обеспечиваться наличием в организации учебно-методической документации и комплекта учебных материалов по каждой дисциплине (модулю) и виду практики, соответствующих рабочим программам дисциплин (модулей) и практик и обеспечивающих самостоятельную работу обучающихся.

Учебно-методическая документация должна быть представлена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») или локальной информационно-телекоммуникационной сети организации (далее – локальная сеть), а в случае применения электронного обучения – в электронной информационно-образовательной среде организации.

  1. Реализация программы аспирантуры должна обеспечиваться наличием в организации библиотеки, в том числе электронной, обеспечивающей обучающимся доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован изданиями учебной, учебно-методической, научной и иной литературы, включая периодические издания, соответствующими рабочим программам дисциплин (модулей) и практик.

Указанные издания должны быть представлены в электронно-библиотечной системе организации с обеспечением каждому обучающемуся индивидуального неограниченного доступа к указанной системе посредством сети «Интернет». В случае, если доступ к указанным изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечную систему, библиотечный фонд должен быть укомплектован соответствующими печатными изданиями из расчета не менее 25 экземпляров изданий основной учебной литературы и не менее 2 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

  1. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения с наличием лицензий (при необходимости лицензирования программного обеспечения) в количестве, необходимом для выполнения всех видов учебной деятельности обучающихся.

  2. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены электронными и печатными образовательными ресурсами, указанными в пунктах 20 и 21 настоящего ФГОС, с учетом их индивидуальных возможностей.


Требования к финансовому обеспечению


  1. Финансовое обеспечение реализации программ аспирантуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.

Финансирование обучения по программам аспирантуры рассчитывается по стоимостным группам направлений подготовки с применением повышающих коэффициентов по отношению к базовым нормативным затратам:

- для приоритетных специальностей;

- для особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

- для федеральных университетов;

- для национальных исследовательских университетов.

Размер повышающих коэффициентов



  1. Базовые нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования по реализации программы аспирантуры формируются с учетом следующих параметров:

  1. соотношение численности преподавателей и обучающихся:

при очной форме обучения – 1 : 9;

при заочной форме обучения – 1 : 12;

б) требуется содержание сложного оборудования и использование специализированных материальных запасов;

в) необходима организация стационарных или выездных практик в зависимости от направленности программы аспирантуры.

Составляющими базового норматива затрат являются:

- фонд оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

- приобретение материальных запасов;

- затраты на приобретение литературы, формирующей библиотечные фонды, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, непосредственно связанных с реализацией образовательной программы;

- затраты на организацию учебной и производственной практики, в том числе проживание и суточные проходящих практику и сопровождающих;

- затраты на коммунальные услуги;

- затраты на содержание особо ценного движимого и недвижимого имущества;

- затраты на приобретение услуг связи;

- затраты на приобретение транспортных услуг, включая расходы на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения практики и обратно для обучающихся и сопровождающих преподавателей;

- фонд оплаты труда прочего персонала;

- затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, включая затраты на суточные расходы и расходы на проживание;

- затраты на восстановление стоимости основных средств, в том числе на средства пожаротушения, приобретение и обновление программных продуктов, не относящихся к материальным активам;



- затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы среди обучающихся.



Скачать 166.88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница