МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДЕН:
Приказом Минспорттуризма России
от «___»___________ 2012 года № ______
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
спортивной подготовки по хоккею с шайбой
ПРОЕКТ, первая редакция
Москва 2012
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. РАЗРАБОТАН в соответствии с Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1634 «Об утверждении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
Разработчики: Воронов А.В., ……. (ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта»)
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от _______________ № __________ .
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Область применения
2. Нормативная база
3. Термины, определения, обозначения, сокращения
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Организационно-методические указания к разработке программы
2. Требования к структуре и содержанию программы спортивной подготовки по разделам:
2.1.Этапы спортивной подготовки
2.2.Нормативные характеристики процесса подготовки
2.3.Контрольно-переводные нормативы спортивной подготовки
3. Требования к участию в спортивных соревнованиях
4. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки:
4.1.Основные критерии зачисления спортсменов в группы на следующий этап спортивной подготовки
5. Особенности осуществления спортивной подготовки в хоккее с шайбой
6. Требования к условиям реализации программ
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Список лиц, принимавших участие в разработке и экспертизе стандарта
2. Согласование стандарта
3. Организация-разработчик стандарта
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает совокупность требований к спортивной подготовке по хоккею с шайбой, разработанных и утвержденных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предназначенных для обеспечения:
1) единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории Российской Федерации;
2) планомерности осуществления спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;
3) подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд по хоккею с шайбой, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.
В системе спортивной подготовки стандартизации подлежат основные требования к планированию, построению и контролю тренировочного процесса в хоккее с шайбой, нормативы спортивной подготовленности, наиболее значимые и существенные на каждом этапе подготовки, требования к лицам, осуществляющим (юные и квалифицированные спортсмены) и обеспечивающим спортивную подготовку (тренерский состав) в физкультурно-спортивных организациях, в которых осуществляется спортивная подготовка на отдельных ее этапах.
При разработке и реализации программы спортивной подготовки на каждом ее этапе в хоккее с шайбой настоящий Федеральный стандарт устанавливает следующие обязательные требования:
Возрастные и гендерные критерии возраста начала занятий в соответствии с биологическими закономерностями развития детского организма, а также – ведущими тенденциями развития вида (и его дисциплин) в мировом олимпийском спорте.
Компоненты структуры (периодизации) и содержания спортивной подготовки (основные виды, средства и их соотношение) на каждом этапе с учетом календаря соревнований и особенностей подготовки в хоккее с шайбой.
Критерии и нормативы спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах подготовки, включая требования ЕВСК.
Требования настоящего стандарта распространяются на организации, осуществляющие спортивную подготовку по хоккею с шайбой, (включая руководителей таких организаций, тренерский состав, спортсменов, и иных представителей) и являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки.
Настоящий стандарт не применяется работодателями в отношении спортсменов, с которыми заключены трудовые договоры, а также Федерацией хоккея России в отношении членов спортивных сборных команд Российской Федерации по хоккею с шайбой.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку по хоккею с шайбой, устанавливается специальный федеральный стандарт спортивной подготовки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года.
2. НОРМАТИВНАЯ БАЗА
При разработке настоящего стандарта были использованы следующие нормативные документы:
Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с последними изменениями, внесенными на основании Федерального закона от 06.12.2011 г. № 412-ФЗ)
ГОСТ Р 52024-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (Постановление Госстандарта России № 80-ст).
ГОСТ Р 52025-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (Постановление Госстандарта России № 81-ст).
ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»
ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;
ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;
Всероссийский реестр видов спорта.
Программа развития хоккея в Российской Федерации до 2015 года, утв. Исполкомом ФХР, Протокол № 1 от 17 марта 2009 года
Единая всероссийская спортивная классификация.
Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / М.: Советский спорт, 2006. – 101 с.: ил. (допущена Федеральным агентством по физической культуре и спорту);
Хоккей: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этап спортивного совершенствования) [Текст]. - М.: Советский спорт, 2006. – 68 с.: ил. (допущена Федеральным агентством по физической культуре и спорту);
СанПиН 1567-76 (от 08.06.2004 г.). Физкультура и спорт. Требования.
СанПиН 2.4.3.1186-03. О допуске к занятиям физической культурой и спортом и распределении занимающихся по группам.
СанПиН 2.4.4.1251-03. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие термины и определения:
Хоккей с шайбой (далее по тексту - хоккей) - вид спорта, представляющий собой противоборство двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды.
Хоккеист – спортсмен, систематически занимающийся хоккеем и активно выступающий на соревнованиях, воспитывающий волевые качества и совершенствующий свое техническое мастерство.
Программа спортивной подготовки по хоккею с шайбой (далее - ПСП) - программа поэтапной подготовки физических лиц по хоккею, определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки.
Спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.
Спортивный резерв - лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.
Физическая подготовка – педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Подразделяется на общую и специальную.
Физическая подготовленность - уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности; физическая подготовленность отражает результат физической подготовки.
Спортивные мероприятия – физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования по видам спорта, тренировочные сборы, международные соревнования и другие мероприятия, проводимые на основании положений и иных регламентирующих документов.
Официальные соревнования (мероприятия) по хоккею – соревнования (мероприятия), включенные в календарные планы: Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.
Правила соревнований по хоккею – официальный документ, регламентирующий условия и порядок проведения соревнований, права и обязанности участников, судей, тренеров и членов персонала. Разрабатываются высшими спортивными организациями на основе утвержденных международных правил.
Положение о соревнованиях по хоккею – основной документ, определяющий условия и порядок организации и проведения соревнований: цели и задачи соревнования; организацию и руководство соревнованием; место и сроки проведения; условия допуска участников и команд; характер соревнований и принцип определения спортивных результатов; судейство соревнований; награждение победителей; порядок и сроки подачи заявок. К положению о соревнованиях могут быть приложены: точный или ориентировочный календарь соревнований; указания о времени и месте работы оргкомитета, мандатной комиссии и судейской коллегии.
Спортивные разряды и звания по хоккею – присваиваются спортсменам, выполнившим установленные нормы и требования на официальных спортивных соревнованиях. Спортивные разряды и звания присваиваются в соответствии с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (далее - ЕВСК).
Физкультурно-спортивные организации имеющие право присваивать спортивные разряды по хоккею – организации, имеющие право присваивать спортивные разряды, утверждаются органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации.
Зачетная классификационная книжка спортсмена – документ установленного образца, в котором отражаются в установленном порядке: сдача нормативов и присвоение спортивного разряда, участие в соревнованиях, допуск врача на участие в соревнованиях, награждения и взыскания, общественная работа, отметки о переходе в другой коллектив.
Спортивный паспорт – документ единого образца, удостоверяющий спортивную принадлежность и спортивную квалификацию спортсмена.
ФССП – федеральный стандарт спортивной подготовки
ПСП – программа спортивной подготовки
ГНП – группа начальной подготовки
ТГ – тренировочная группа
ГСС – группа спортивного совершенствования
ГВСМ – группа высшего спортивного мастерства
ОФП – общая физическая подготовка
СФП – специальная физическая подготовка
ТехП – техническая подготовка
ТакП – тактическая подготовка
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
Эффективность работы спортивных организаций во многом зависит от программ спортивной подготовки. В основу разработки ПСП должны быть заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных организаций, включая требования Единой всероссийской спортивной классификации, требования Международной федерации хоккея, правила игры в хоккей, и основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики, имеющихся в хоккее.
ПСП разрабатывается исходя из следующих принципов:
Принцип комплексности - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
Принцип преемственности - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
Принцип вариативности - предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа должна быть направлена на использование для работы с хоккеистами во всех организациях, обеспечивающих спортивную подготовку по хоккею, включая спортивные клубы и коллективы физической культуры.
При построении многолетнего тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений в хоккее. Оновной целью многолетней подготовки юных хоккеистов является подготовка высококвалифицированных хоккеистов, способных показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня. В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: специфики игры «хоккей», основных концепций теории и методике хоккея, модельных характеристик высококвалифицированных хоккеистов и возрастных особенностей юных хоккеистов. При планировании спортивных результатов по этапам спортивной подготовки следует соблюдать известную меру: во-первых, установить "верхнюю" границу, за которой лежит непозволительно форсированная тренировка, а во-вторых, некоторую "нижнюю" границу, за которой прирост спортивных результатов идет недопустимо медленно по отношению к запланированному результату. Специализированные занятия по хоккею начинаются с 11-12 лет. После окончания курса обучения в ДЮСШ и СДІОШОР юноши переходят в команды высших разрядов. Первых значительных успехов в хоккее хоккеисты достигают в возрасте 18-20 лет.
При разработке ПСП многолетнюю подготовку следует рассматривать как единый процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:
1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
3) непрерывное совершенствование спортивной техники;
4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;
5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;
6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки в хоккее определяется сенситивными периодами развития определенных физических качеств. Однако преимущественная направленность подготовки не исключает комплексное развитие физических качеств и спортивных способностей, которые в определенные периоды характеризуются сниженными темпами развития. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств приведены в таблице 1.
Таблица 1
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
┌─────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Морфофункциональные │ Возраст, лет │
│ показатели, физические ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│ качества │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ 15 │ 16 │ 17 │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Рост │ │ │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Мышечная масса │ │ │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Быстрота │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Скоростно-силовые качества │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ + │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Сила │ │ │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Выносливость (аэробные│ │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │ │ │
│возможности) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Анаэробные возможности │ │ │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Гибкость │ + │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Координационные способности │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Равновесие │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ │ │ │
└─────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
В ПСП необходимо представить широкий круг средств и методов разносторонней физической и технической подготовки, особенно для этапа начальной подготовки (подвижные и спортивные игры, упражнения и виды спорта, направленные на развитие координационных способностей, скоростных качеств, выносливости и других качеств).
Обучение двигательным действиям является важнейшим и наиболее кропотливым разделом работы. Ее эффективность значительно повышается, если тренер будет уметь сочетать традиционные методы физического упражнения с методами слова и наглядности.
В начале обучения следует очень осторожно применять соревновательный момент, т.к. в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к проявлению ошибок, а их исправить всегда труднее, чем предупреждать.
Разработка ПСП на каждом этапе опирается на основные теоретико-методические положения, определяющие непрерывную последовательность тренировочного процесса, логическую преемственность целей и задач спортивной подготовки, направленных не только на повышение спортивной работоспособности, но и возможное сохранение здоровья юных и квалифицированных спортсменов. ПСП должна определять с одной стороны стратегию массового спорта, т.е. подготовку физически развитых, здоровых людей, а с другой – выявлять способных юных спортсменов для дальнейшего спортивного совершенствования.
В структуре современной системы подготовки спортсменов кроме физической, технической, тактической, психологической подготовки необходимы знания отбора и ориентации, моделирования и прогнозирования, управления и контроля; вне тренировочных и вне соревновательных факторов; травматизма, питания спортсменов, допинга в спорте.
ПСП должна устанавливать следующие основные критерии для разработки режимов работы:
- необходимость комплектования групп с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнения нормативов ЕВСК, среднего стажа занятий и возраста занимающихся).
- Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы определяется стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической, а также технической подготовке;
- Возраст лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен являться минимальным для зачисления в учебные группы;
- Установленная недельная тренировочная нагрузка должна являться максимальной;
- На период учебно-тренировочных сборов, оздоровительно-спортивного лагеря наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы устанавливаются в соответствии с наполняемостью и режимами работы специализированных классов.
В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.
В таблице 2 приводятся режимы тренировочной работы и требования к видам подготовке.
Таблица 2
Режимы тренировочной работы и требования по видам подготовленности (ОФП, СФП, ТТП и игровой подготовки)
Этапы подготовки
|
Срок подготовки
|
Примерный возраст для зачисления
|
Кол-во часов в неделю
|
Требования по спортивной подготовке
|
Начальной подготовки
|
До 1 года
|
8 лет
|
6
|
Выполнение нормативов по ОФП и СФП
|
Свыше 1 года
|
9-10 лет
|
8
|
Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике
|
Тренировочный
|
До 2-х лет (начальная специализация)
|
11-12 лет
|
10
|
Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике
|
До 2-х лет (углубленная специализация)
|
13-14 лет
|
12
|
Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке
|
3-й и 4-й год (углубленная специализация)
|
15-16 лет
|
14-15
|
Выполнение нормативов по ОФП и СФП и ТТП и игровой
|
Спортивного совершенствования
|
1-й и 2-й год
|
17-18 лет
|
16-18
|
Выполнение первого спортивного разряда и КМС
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |