ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории
ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
Методические рекомендации
для студентов дневной формы обучения
специальности «история».
Составитель:
К.и.н., доц. Е.А. Тимохова
Тольятти 2007
УДК
ББК
Т
«История южных и западных славян». Методические рекомендации для студентов дневной формы обучения по специальности «история». /Сост. к.и.н., доцент Е.А. Тимохова. Тольятти. ТГУ. 2006. с.
Методические рекомендации содержат список основной учебной литературы и источников, планы занятий, темы докладов и дополнительную литературу, вопросы к зачетам и экзамену.
Составитель: к.и.н., доц. Е.А. Тимохова
Утверждено научно – методическим советом университета.
УДК
ББК
Тольяттинский государственный университет, 2007.
Введение.
Курс освещает основные вехи политической, экономической, социальной, культурной истории южных и западных славян с древнейших времен до начала ХХI в. в рамках традиционного страноведческого подхода. Задачи курса: -
Выявить закономерности, общие и специфические черты развития славянских народов в эпоху Средневековья, Новое и Новейшее время.
-
Представить конкретные события истории славянских народов в контексте особенностей и характерных черт тех конфессионально – культурных и государственно-политических систем, в рамках которых протекала история отдельных южно – и западнославянских стран.
-
Выявить динамику политики модернизации в славянских странах Центрально-Восточной Европы на разных этапах развития.
-
Сформировать у студентов представление о месте и роли южных и западных славян во всемирной истории.
-
Познакомить студентов с новейшей литературой по проблемам славянской истории, актуальными вопросами современной отечественной и зарубежной славистики.
Методические рекомендации по курсу «История южных и западных славян» предназначены для студентов дневной формы обучения по специальности «история». Курс изучается в течение трех семестров. Учебный план предусматривает 72 часа лекций и 72 часа семинарских занятий. В конце 1и 2 семестров изучения курса студенты сдают зачеты, по завершению изучения курса – экзамен.
Методические рекомендации содержат список основной учебной литературы и источников, планы занятий с темами докладов и дополнительной литературой, а также вопросы к зачетам и экзамену. Методические рекомендации отражают авторский курс и составлены в соответствии с государственным стандартом. Особое внимание при подборе тематики семинарских занятий уделено рассмотрению дискуссионных в историографии проблем истории южных и западных славян.
Методические рекомендации призваны оказать помощь студентам в изучении курса «истории южных и западных славян». В рамках семинарских практических занятий студенты углубляют свои знания курса, приобретают навыки самостоятельной работы с историческими источниками и специальной литературой.
Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с ознакомления с материалами учебника по теме. Далее приступать к изучению фундаментальной монографической литературы, а также статей, опубликованных в журналах «Славяноведение», «Новая и новейшая истории», «Вопросы истории». Особое внимание следует уделить анализу исторических источников, опубликованных в сборниках и хрестоматиях.
Изучение широкого спектра специальной литературы и материалов исторических источников позволит студентам углубить знания по темам курса и сформировать самостоятельный взгляд на исторические события.
-
Основная литература и источники.
Учебная литература.
-
История южных и западных славян / под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой: В 2 томах. Учебник. М., 2001.
-
Источниковедение истории южных и западных славян. М., 1998.
-
Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. Минск. 1987-1991. Т. 1-3.
-
Всемирная история: В 24 т. Мн., 2000.
-
История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. М, 1992.
-
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.1 – 2. М., 1985 – 1986.
-
История средних веков: В 2 т. / под ред. С.П. Карпова. М., 2000.
-
Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961 – 1963.
Основные источники.
-
Внешняя политика России XIX и начала XX века: Документы Российского министерства иностранных дел. Сер.1. М., 1960-1972. Т 1-8 Сер 2. М 1974-1985. Т. 1-6.
-
Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. М.; Новосибирск, 1997. Т. 1: 1944-1948.
-
Документы и материалы по истории советско-польских отношений. М. 1964-1986. Т.1-12.
-
Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. М., 1973-1988. Т. 1-5.
-
Документы по истории Мюнхенского сговора. 1937-1939 гг. М., 1979.
-
Зарубежные славяне и Россия: Документы архива М.Ф. Раевского. 40-80-е гг. XIX в. М., 1975.
-
Конституции буржуазных стран. М.- Л., 1936. Т. 2.: Средние и малые европейские страны.
-
Конституции государств в Европе: В 3 т. Т.1 – 3. М., 2001.
-
Конституции социалистических государств. М., 1987. Т. 1-2.
-
Конституции зарубежных социалистических государств в Европе. М., 1973.
-
Советско-болгарские отношения 1983 - 1986: Документы и материалы. М., 1988.
-
Советско-болгарские отношения. 1948-1970: Документы и материалы. М.. 1974.
II. Планы семинарских занятий.
Раздел I.
Южные и западные славяне в Средние века и Раннее Новое время
(VI - XVIII вв.).
Тема 1. Славяне в древности. (2 ч.)
-
Основные источники по истории древних славян.
-
Происхождение славян. Этапы становления славянства.
-
Хозяйство, быт, верования древних славян.
-
Социальная организация славянского общества. Формирование первых государств у западных и южных славян.
-
Основные источники по истории южных и западных славян: письменные, археологические, лингвистические. Особое внимание уделите анализу письменных источников. Отдельно охарактеризуйте источники по истории западных и южных славян. Когда появились первые упоминания о древних славянах в письменных источниках? Назовите и охарактеризуйте основные праславянские археологические культуры.
-
Вопрос происхождения славян – один из самых дискуссионных в исторической науке. Охарактеризуйте основные теории происхождения славян. Этногенез славянских народов и их расселение. Выделите основные этапы становления славянства: выделение праславян из индоевропейской общности, появление самостоятельной праславянской общности, расселение славян и разделение на три ветви: южных, западных и восточных. Соседи славян.
-
Охарактеризуйте хозяйственную деятельность древних славян: земледелие, скотоводство, промыслы. Какие факторы влияли на хозяйственную деятельность славян? Расскажите о быте и верованиях древних славян. Язычество.
-
Охарактеризуйте социально – политическую организацию славян. Переход от родовой общины к территориальной, от патриархальной семьи к малой. Появление имущественного и социального неравенства. Зарождение феодальных отношений. «Военная демократия». Племенные союзы «Славинии». Предпосылки образования государств. Проанализируйте основные пути создания государств у славянских народов.
Доклады: 1. Происхождение славян и их прародина.
2. Социальная организация славянского общества. Формирование первых государств у западных и южных славян.
Задание: На контурной карте1:
1. Нанесите территорию прародины славян.
2. Стрелками покажите направления расселения славян в IV -VII вв.
3. Обозначьте зону расселения западных, восточных и южных славян в VI-VII вв.
4. Нанесите границы древних славянских государств в VII – IX вв.: Великой Моравии, Чехии, Польши, Первого Болгарского царства, Сербии.
Дополнительная литература:
-
Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории. 2006. №1.
-
Васильев М.А. Анты, славяне, немцы, греки: славянский культурно – лингвистический мир и его соседи в раннесредневековое время // Славяноведение. 2005. №2.
-
Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI- XIII вв. / под ред. В.Л.Янина. М., 1987.
-
Горский А. Ветви славянского древа. Как складывались государства у славян // Родина. 2001. №9.
-
Гребенюк А.В. Семь историй славянской цивилизации // Преподавание истории в школе. 1996. №1.
-
Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
-
Истоки: откуда есть пошли славяне (III- IX вв.) // Родина. 2001. № 1 – 2.
-
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М., 2000.
-
Нидерли Любор Славянские древности. М., 1956.
-
Русанова И. Где искать древних славян? // Знание – сила. 1978. № 6.
-
Седов В. От истоков Вистулы: откуда есть пошли славяне // Родина. 2001. №1-2.
-
Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой в хрестоматийном изложении. М., 2001.
-
Чуркина И.В. Л. Кошут и южные славяне. // Вопросы истории. 2003. №3.
Тема 2. Создание славянской письменности. (2 ч.)
-
Исторические условия создания славянской письменности.
-
Проблемы происхождения славянских азбук.
-
Историческое значение создания славянской письменности.
-
Охарактеризуйте основные источники по вопросу. Жития Кирилла и Мефодия. Выделите причины создания славянской письменности. Где и когда началась работа по созданию славянского алфавита? Расскажите о Великоморавсской миссии Кирилла и Мефодия. Изгнание учеников Кирилла и Мефодия из Великой Моравии. Какую роль в создании славянских азбук сыграло Первой Болгарское царство.
-
Вопрос происхождения славянской письменности в отечественных и зарубежных исследованиях. Кириллица и глаголица. Что лежало в основе кириллического и глаголического письма?
-
Какое влияние на развитие славянских народов оказало создание славянской письменности? Какие изменения последовали в культурной, политической, социальной сферах? Как изменилось международное положение славянских стран? Расскажите о распространении славянских азбук в славянском мире.
Дополнительная литература:
-
Байбурова Р. Как появилась письменность у славян // Наука и жизнь. 2002. №5.
-
Бернштейн С.Б. Константин Философ и Мефодий: начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984.
-
Вопросы языка и литературы народов Балканских стран. Л., 1986.
-
Гриневич Г. И писали чертами и резами…Письменность славян от Кирилла до Мефодия // Наука и жизнь. 1993. №11.
-
Исаева А. Долгая история в коротких рассказах: рождение славянской азбуки // Наука и жизнь. 1995. №1.
-
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.
-
Сказания о начале славянской письменности. М.. 1981.
Тема 3. Социально – экономическое развитие зарубежных славянских
народов в средние века и раннее Новое время. (4 ч.)
-
Становление феодальных отношений в славянских странах. IX – XIII вв.
-
Социально – экономическое развитие во второй половине XIII – XV вв. Колонизация. Развитие городов.
-
Социально – экономическое развитие западных славян в XVI – XVIII вв. Барщинно – фольварочная система. Зарождение буржуазных отношений.
-
По первому вопросу необходимо заполнить таблицу №1. Когда начинается становление феодальных отношений в славянских странах? Выделите особенности становления и развития феодальных отношений по странам. Охарактеризуйте процессы формирования феодального землевладения, складывания основных категорий зависимого населения, становления системы иммунитета и вассально – ленных отношений. Какие факторы (внутренние и внешние) влияли на становление и развитие феодальных отношений? Когда завершается становление феодализма в славянских странах?
-
Чем характеризуется социально – экономическое развитие в славянских странах во второй половине XIII – XV вв.? Расскажите о колонизации. Каковы причины колонизации? Чем характеризуется внутренняя и внешняя колонизация. Что такое городская колонизация? Какие изменения произошли в правовом статусе крестьян? Охарактеризуйте «немецкое» право. Какие новые города и ремесла появились? Каковы итоги и последствия колонизации?
-
Охарактеризуйте социально – экономическое развитие западных славян в XVI – XVIII вв. Сельское хозяйство, промышленность, торговля. Каковы причины складывания барщинно – фольварочной системы? Расскажите о зарождении буржуазных отношений в славянских странах: предпосылки, черты, последствия.
Задание: Заполните таблицу.
Социально – экономическое развитие славянских стран в IX – XV вв.
Становление и развитие феодальных отношений
Страны
|
Становление феодальных отношений (сроки, особенности)
|
Чехия
|
|
Польша
|
|
Болгария
|
|
Сербия
|
|
Другие южнославянские земли
|
|
Колонизация
Страны
|
Основные черты и особенности колонизации
|
Чехия
|
|
Польша
|
|
Болгария
|
|
Сербия
|
|
Другие южнославянские земли
|
|
Дополнительная литература:
1. Барг М.А. О природе феодальной собственности // Вопросы истории. 1978. №7.
2. Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
3. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: В 3 т. М., 1985.
4. Краткая история Болгарии М., 1988.
5. Краткая история Чехословакии. М.. 1987.
6. Макова Е.С. История южных и западных славян: период феодализма (VI - середина XVIII вв.). М., 1987.
7. Москаленко А.Е. Возникновение и развитие феодальных отношений у южных славян: хорваты и сербы. М., 1978.
8. Риер Я.Г. Становление феодальных отношений у западных славян в свете археологических данных // Вопросы истории. 1988. №10.
9. Шевеленко А.Я. К типологии генезиса феодализма // Вопросы истории. 1971. №1.
Тема 4. Болгарские земли в Средние века. (2 ч.)
-
Болгарские земли в догосударственный период. Славяне и протоболгары.
-
Первое Болгарское царство.
-
Болгария под властью Византии.
-
Второе Болгарское царство.
1. Назовите основные источники по истории протоболгар. Особое внимание уделите вопросу происхождения протоболгар. Расскажите о заселении болгарских земель славянами и протоболгарами. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность, социальную организацию, быт славян и протоболгар.
2. Первое Болгарское царство. Географическое расположение и природные условия Балканского полуострова. Заселение Балканского полуострова славянами и протоболгарами. Образование Болгарского государства, особенности формирования болгарской народности. Социально – экономическое развитие и политический строй в VII – X вв. Первые болгарские ханы. Расцвет государства. Правление князя Бориса и царя Симеона. Принятие христианства. Ослабление государства. Богомильское движение. Болгаро-византийское противостояние. Западно-Болгарское царство Самуила. Завоевание Болгарии Византией.
3 Болгария под властью Византии в ХI – XII вв. Оформление основных феодальных институтов. Византийская администрация в болгарских землях. Борьба против византийского господства. Восстание 1185 – 1187 гг. Образование Второго Болгарского царства.
4. Второе Болгарское царство. Восстановление, территориальное расширение и укрепление Болгарского государства в конце XII – XIII вв. Иван Асень II. Политический кризис второй половины XIII в. Восстание Ивайло. Государственный строй и внешняя политика в XIV в. Иван Александр. Турецкое завоевание.
Дополнительная литература:
-
Васильев А.А. История Византийской империи: от начала Крестовых походов до падения Константинополя. Спб., 2000.
-
Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
-
Каждан А.П. Освобождение Болгарии из – под византийского ига // Вопросы истории. 1973. №11.
-
Краткая история Болгарии. М., 1987.
-
Курбатов Г.Л. История Византийской империи (от античности к феодализму). М., 1984.
-
Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII вв.) Спб., 2000.
-
Удальцова З.В., Осипова К.А. Особенности феодализма в Византии // Вопросы истории. 1974. № 10.
-
Успенский Ф.И. История Византийской империи XI – XV вв.: восточный вопрос. М., 1997.
Тема 5. Чешские земли в средние века (2ч.)
-
Дофеодальный период истории чешских земель. «Держава» Само.
-
Великая Моравия.
-
Чешские земли в X – XII вв.
-
Чешские земли в конце XII – первой половине XIV вв. Правление Карла IV.
-
Чешское государство во второй половине XIV – начале XV вв. Нарастание кризисных явлений.
-
Заселение земель Чехии древними племенами. Кельты, германцы, славяне. Борьбы с аварами и образование «державы» Само. Является ли «держава» Само государством: точки зрения историков. Распад державы. Дальнейшее развитие славянского мира. Формирование предпосылок складывания государства в чешских землях.
2. Великоморавская держава. Образование государства. Хозяйство и общественный строй. Расцвет и упадок Великой Моравии в последней трети IX в. Историческое значение Великой Моравии. Политические и культурные традиции. Создание славянской письменности.
3. Чехия в X -XII вв. Образование и становление Чешского государства. Социально – экономическое и политическое развитие. Отношения с соседями. Закон сеньората 1055 г. Начало удельного периода.
4. Чехия в XII – XIV вв. Особенности удельного периода. Внутренняя и немецкая колонизация. Социально – экономические перемены. Политическая стабилизация Чешского государства в XIII в. Люксембургская династия. Карл IV. «Золотой век» чешской истории. Межэтнические, социальные противоречия в чешском обществе, духовный кризис во второй половине XIV – начале XV вв.
Доклады: 1. Карл IV.
2. Формирование сословной монархии в чешских землях.
Дополнительная литература:
-
Краткая история Чехословакии. М., 1988.
-
Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
-
Великая Моравия: Ее историческое и культурное значение. М., 1985.
Тема 6. Гуситское движение. (2 ч.)
-
Предпосылки гуситского движения. Ян Гус.
-
Основные этапы, направления, программы и движущие силы гуситского движения.
-
Итоги, последствия и значение гуситского движения.
-
Предпосылки гуситского движения: социально – экономический, политический кризис в чешском обществе. В чем проявились религиозные, социальные, национальные противоречия? Расскажите о деятельности Яна Гуса. Какое влияние оказала его деятельность на формирование идеологии гуситского движения?
-
Выделите основные этапы гуситского движения: гуситская революция, гуситские войны, крестовые походы против гуситской Чехии. Охарактеризуйте основные направления гуситского движения: чашники и табориты. Проанализируйте программы каждого направления. Кто составил социальную опору гуситского движения. Принятие четырех Пражских статей и победа чашников. Расскажите о походах гуситов за пределы Чехии. Ян Жижка. Разгром таборитов и спад гуситского движения. 1471 г. Избрание нового короля.
-
Каковы итоги и последствия гуситского движения? Секуляризация церковных земель. Провозглашение национальной церкви. Усиление бюргерства. Формирование сословной монархии. Какое влияние оказало гуситское движение на формирование идеологии европейской реформации?
Доклады: 1. Ян Гус.
2. Движение таборитов
Дополнительная литература:
-
Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий / Сост. и пер. Л.П. Лаптевой. М, 1992.
-
Кратохвил М. Я. Гус. М., 1959.
-
Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. М., 1990.
-
Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.). М., 1985.
-
Лаптева Л.П. История Чехии периода позднего феодализма и раннего Нового времени (1648-1849 гг.). М., 1998.
-
Иванов Ю.Ф. Гуситское движение в русской историографии // Вопросы истории. 1973. №9.
-
Рубцов Б.Т. Гуситские войны. М., 1955.
-
Рубцов Б.Т. Ян Гус. М., 1958.
Тема 7. Чешские земли в составе монархии Габсбургов. Социально – экономическое и политическое развитие. XVI – XVIII вв. (4 ч.)
1. Возникновение монархии Габсбургов и социально – политическое положение чешских земель в 1526 – 1620 гг. Сословное восстание 1618 – 1620 гг.
2. Чешские земли в период Тридцатилетней войны. Контрреформация.
3. Социально – экономическое и политическое развитие чешских земель в 1648 – 1780 гг.
4. Реформы Марии Терезии и Иосифа II, их влияние на развитие чешских земель.
1. Социально – экономическое и политическое развитие в 1526 – 1620 гг. Избрание Фердинанда Габсбурга на чешский престол. Экономическое развитие. Антигабсбургская оппозиция сословий. Восстание 1547 г. Восстание 1618 – 1620 гг. Битва при Белой горе. Международный резонанс сословного восстания.
2. Чехия в период Тридцатилетней войны. Выделите последствия Тридцатилетней войны для чешских земель. Контрреформация: цели, содержание, последствия.
3. Централизация государственной системы. Охарактеризуйте социально – экономическое развитие чешских земель. Каковы особенности барщинно – фольварочной системы. Развитие мануфактурного производства.
4. Политика «просвещенного абсолютизма» в Монархии Габсбургов. Реформы Марии Терезии и Иосифа II. Централизация управления, усиление абсолютизма. Административная, военная, школьная реформы. Патент о барщине. Итоги и значение реформ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |