Федеральное агентство по образованию



страница1/3
Дата14.07.2018
Размер0.63 Mb.
#37989
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра истории

ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

Методические рекомендации

для студентов дневной формы обучения

специальности «история».

Составитель:

К.и.н., доц. Е.А. Тимохова

Тольятти 2007

УДК

ББК


Т
«История южных и западных славян». Методические рекомендации для студентов дневной формы обучения по специальности «история». /Сост. к.и.н., доцент Е.А. Тимохова. Тольятти. ТГУ. 2006. с.

Методические рекомендации содержат список основной учебной литературы и источников, планы занятий, темы докладов и дополнительную литературу, вопросы к зачетам и экзамену.

Составитель: к.и.н., доц. Е.А. Тимохова

Утверждено научно – методическим советом университета.


УДК


ББК

Тольяттинский государственный университет, 2007.


Введение.

Курс освещает основные вехи политической, экономической, социальной, культурной истории южных и западных славян с древнейших времен до начала ХХI в. в рамках традиционного страноведческого подхода. Задачи курса:


  1. Выявить закономерности, общие и специфические черты развития славянских народов в эпоху Средневековья, Новое и Новейшее время.

  2. Представить конкретные события истории славянских народов в контексте особенностей и характерных черт тех конфессионально – культурных и государственно-политических систем, в рамках которых протекала история отдельных южно – и западнославянских стран.

  3. Выявить динамику политики модернизации в славянских странах Центрально-Восточной Европы на разных этапах развития.

  4. Сформировать у студентов представление о месте и роли южных и западных славян во всемирной истории.

  5. Познакомить студентов с новейшей литературой по проблемам славянской истории, актуальными вопросами современной отечественной и зарубежной славистики.

Методические рекомендации по курсу «История южных и западных славян» предназначены для студентов дневной формы обучения по специальности «история». Курс изучается в течение трех семестров. Учебный план предусматривает 72 часа лекций и 72 часа семинарских занятий. В конце 1и 2 семестров изучения курса студенты сдают зачеты, по завершению изучения курса – экзамен.

Методические рекомендации содержат список основной учебной литературы и источников, планы занятий с темами докладов и дополнительной литературой, а также вопросы к зачетам и экзамену. Методические рекомендации отражают авторский курс и составлены в соответствии с государственным стандартом. Особое внимание при подборе тематики семинарских занятий уделено рассмотрению дискуссионных в историографии проблем истории южных и западных славян.

Методические рекомендации призваны оказать помощь студентам в изучении курса «истории южных и западных славян». В рамках семинарских практических занятий студенты углубляют свои знания курса, приобретают навыки самостоятельной работы с историческими источниками и специальной литературой.

Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с ознакомления с материалами учебника по теме. Далее приступать к изучению фундаментальной монографической литературы, а также статей, опубликованных в журналах «Славяноведение», «Новая и новейшая истории», «Вопросы истории». Особое внимание следует уделить анализу исторических источников, опубликованных в сборниках и хрестоматиях.



Изучение широкого спектра специальной литературы и материалов исторических источников позволит студентам углубить знания по темам курса и сформировать самостоятельный взгляд на исторические события.



  1. Основная литература и источники.

Учебная литература.

  1. История южных и западных славян / под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой: В 2 томах. Учебник. М., 2001.

  2. Источниковедение истории южных и западных славян. М., 1998.

  3. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. Минск. 1987-1991. Т. 1-3.

  4. Всемирная история: В 24 т. Мн., 2000.

  5. История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. М, 1992.

  6. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.1 – 2. М., 1985 – 1986.

  7. История средних веков: В 2 т. / под ред. С.П. Карпова. М., 2000.

  8. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961 – 1963.

Основные источники.

    1. Внешняя политика России XIX и начала XX века: Документы Российского министерства иностранных дел. Сер.1. М., 1960-1972. Т 1-8 Сер 2. М 1974-1985. Т. 1-6.

    2. Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. М.; Ново­сибирск, 1997. Т. 1: 1944-1948.

    3. Документы и материалы по истории советско-польских отношений. М. 1964-1986. Т.1-12.

    4. Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. М., 1973-1988. Т. 1-5.

    5. Документы по истории Мюнхенского сговора. 1937-1939 гг. М., 1979.

    6. Зарубежные славяне и Россия: Документы архива М.Ф. Раевского. 40-80-е гг. XIX в. М., 1975.

    7. Конституции буржуазных стран. М.- Л., 1936. Т. 2.: Средние и малые евро­пейские страны.

    8. Конституции государств в Европе: В 3 т. Т.1 – 3. М., 2001.

    9. Конституции социалистических государств. М., 1987. Т. 1-2.

    10. Конституции зарубежных социалистических государств в Европе. М., 1973.

    11. Советско-болгарские отношения 1983 - 1986: Документы и материалы. М., 1988.

    12. Советско-болгарские отношения. 1948-1970: Документы и материалы. М.. 1974.



II. Планы семинарских занятий.

Раздел I.

Южные и западные славяне в Средние века и Раннее Новое время

(VI - XVIII вв.).

Тема 1. Славяне в древности. (2 ч.)

  1. Основные источники по истории древних славян.

  2. Происхождение славян. Этапы становления славянства.

  3. Хозяйство, быт, верования древних славян.

  4. Социальная организация славянского общества. Формирование первых государств у западных и южных славян.

  1. Основные источники по истории южных и западных славян: письменные, археологические, лингвистические. Особое внимание уделите анализу письменных источников. Отдельно охарактеризуйте источники по истории западных и южных славян. Когда появились первые упоминания о древних славянах в письменных источниках? Назовите и охарактеризуйте основные праславянские археологические культуры.

  2. Вопрос происхождения славян – один из самых дискуссионных в исторической науке. Охарактеризуйте основные теории происхождения славян. Этногенез славянских народов и их расселение. Выделите основные этапы становления славянства: выделение праславян из индоевропейской общности, появление самостоятельной праславянской общности, расселение славян и разделение на три ветви: южных, западных и восточных. Соседи славян.

  3. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность древних славян: земледелие, скотоводство, промыслы. Какие факторы влияли на хозяйственную деятельность славян? Расскажите о быте и верованиях древних славян. Язычество.

  4. Охарактеризуйте социально – политическую организацию славян. Переход от родовой общины к территориальной, от патриархальной семьи к малой. Появление имущественного и социального неравенства. Зарождение феодальных отношений. «Военная демократия». Племенные союзы «Славинии». Предпосылки образования государств. Проанализируйте основные пути создания государств у славянских народов.

Доклады: 1. Происхождение славян и их прародина.

2. Социальная организация славянского общества. Формирование первых государств у западных и южных славян.



Задание: На контурной карте1:

1. Нанесите территорию прародины славян.

2. Стрелками покажите направления расселения славян в IV -VII вв.

3. Обозначьте зону расселения западных, восточных и южных славян в VI-VII вв.



4. Нанесите границы древних славянских государств в VII – IX вв.: Великой Моравии, Чехии, Польши, Первого Болгарского царства, Сербии.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории. 2006. №1.

  2. Васильев М.А. Анты, славяне, немцы, греки: славянский культурно – лингвистический мир и его соседи в раннесредневековое время // Славяноведение. 2005. №2.

  3. Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI- XIII вв. / под ред. В.Л.Янина. М., 1987.

  4. Горский А. Ветви славянского древа. Как складывались государства у славян // Родина. 2001. №9.

  5. Гребенюк А.В. Семь историй славянской цивилизации // Преподавание истории в школе. 1996. №1.

  6. Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

  7. Истоки: откуда есть пошли славяне (III- IX вв.) // Родина. 2001. № 1 – 2.

  8. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М., 2000.

  9. Нидерли Любор Славянские древности. М., 1956.

  10. Русанова И. Где искать древних славян? // Знание – сила. 1978. № 6.

  11. Седов В. От истоков Вистулы: откуда есть пошли славяне // Родина. 2001. №1-2.

  12. Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой в хрестоматийном изложении. М., 2001.

  13. Чуркина И.В. Л. Кошут и южные славяне. // Вопросы истории. 2003. №3.

Тема 2. Создание славянской письменности. (2 ч.)

  1. Исторические условия создания славянской письменности.

  2. Проблемы происхождения славянских азбук.

  3. Историческое значение создания славянской письменности.

  1. Охарактеризуйте основные источники по вопросу. Жития Кирилла и Мефодия. Выделите причины создания славянской письменности. Где и когда началась работа по созданию славянского алфавита? Расскажите о Великоморавсской миссии Кирилла и Мефодия. Изгнание учеников Кирилла и Мефодия из Великой Моравии. Какую роль в создании славянских азбук сыграло Первой Болгарское царство.

  2. Вопрос происхождения славянской письменности в отечественных и зарубежных исследованиях. Кириллица и глаголица. Что лежало в основе кириллического и глаголического письма?

  3. Какое влияние на развитие славянских народов оказало создание славянской письменности? Какие изменения последовали в культурной, политической, социальной сферах? Как изменилось международное положение славянских стран? Расскажите о распространении славянских азбук в славянском мире.


Дополнительная литература:

  1. Байбурова Р. Как появилась письменность у славян // Наука и жизнь. 2002. №5.

  2. Бернштейн С.Б. Константин Философ и Мефодий: начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984.

  3. Вопросы языка и литературы народов Балканских стран. Л., 1986.

  4. Гриневич Г. И писали чертами и резами…Письменность славян от Кирилла до Мефодия // Наука и жизнь. 1993. №11.

  5. Исаева А. Долгая история в коротких рассказах: рождение славянской азбуки // Наука и жизнь. 1995. №1.

  6. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.

  7. Сказания о начале славянской письменности. М.. 1981.

Тема 3. Социально – экономическое развитие зарубежных славянских

народов в средние века и раннее Новое время. (4 ч.)

  1. Становление феодальных отношений в славянских странах. IX – XIII вв.

  2. Социально – экономическое развитие во второй половине XIII – XV вв. Колонизация. Развитие городов.

  3. Социально – экономическое развитие западных славян в XVI – XVIII вв. Барщинно – фольварочная система. Зарождение буржуазных отношений.

  1. По первому вопросу необходимо заполнить таблицу №1. Когда начинается становление феодальных отношений в славянских странах? Выделите особенности становления и развития феодальных отношений по странам. Охарактеризуйте процессы формирования феодального землевладения, складывания основных категорий зависимого населения, становления системы иммунитета и вассально – ленных отношений. Какие факторы (внутренние и внешние) влияли на становление и развитие феодальных отношений? Когда завершается становление феодализма в славянских странах?

  2. Чем характеризуется социально – экономическое развитие в славянских странах во второй половине XIII – XV вв.? Расскажите о колонизации. Каковы причины колонизации? Чем характеризуется внутренняя и внешняя колонизация. Что такое городская колонизация? Какие изменения произошли в правовом статусе крестьян? Охарактеризуйте «немецкое» право. Какие новые города и ремесла появились? Каковы итоги и последствия колонизации?

  3. Охарактеризуйте социально – экономическое развитие западных славян в XVI – XVIII вв. Сельское хозяйство, промышленность, торговля. Каковы причины складывания барщинно – фольварочной системы? Расскажите о зарождении буржуазных отношений в славянских странах: предпосылки, черты, последствия.

Задание: Заполните таблицу.

Социально – экономическое развитие славянских стран в IX – XV вв.

Становление и развитие феодальных отношений


Страны

Становление феодальных отношений (сроки, особенности)

Чехия




Польша




Болгария




Сербия




Другие южнославянские земли




Колонизация



Страны

Основные черты и особенности колонизации

Чехия




Польша




Болгария




Сербия




Другие южнославянские земли





Дополнительная литература:

1. Барг М.А. О природе феодальной собственности // Вопросы истории. 1978. №7.

2. Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

3. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: В 3 т. М., 1985.

4. Краткая история Болгарии М., 1988.

5. Краткая история Чехословакии. М.. 1987.

6. Макова Е.С. История южных и западных славян: период феодализма (VI - середина XVIII вв.). М., 1987.

7. Москаленко А.Е. Возникновение и развитие феодальных отношений у юж­ных славян: хорваты и сербы. М., 1978.

8. Риер Я.Г. Становление феодальных отношений у западных славян в свете археологических данных // Вопросы истории. 1988. №10.

9. Шевеленко А.Я. К типологии генезиса феодализма // Вопросы истории. 1971. №1.



Тема 4. Болгарские земли в Средние века. (2 ч.)

  1. Болгарские земли в догосударственный период. Славяне и протоболгары.

  2. Первое Болгарское царство.

  3. Болгария под властью Византии.

  4. Второе Болгарское царство.

1. Назовите основные источники по истории протоболгар. Особое внимание уделите вопросу происхождения протоболгар. Расскажите о заселении болгарских земель славянами и протоболгарами. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность, социальную организацию, быт славян и протоболгар.

2. Первое Болгарское царство. Географическое расположение и природные условия Балканского полуострова. Заселение Балканского полуострова славянами и протоболгарами. Образование Болгарского государства, особенности формирования болгарской народности. Социально – экономическое развитие и политический строй в VII – X вв. Первые болгарские ханы. Расцвет государства. Правление князя Бориса и царя Симеона. Принятие христианства. Ослабление государства. Богомильское движение. Болгаро-византийское противостояние. Западно-Болгарское царство Самуила. Завоевание Болгарии Византией.

3 Болгария под властью Византии в ХI – XII вв. Оформление основных феодальных институтов. Византийская администрация в болгарских землях. Борьба против византийского господства. Восстание 1185 – 1187 гг. Образование Второго Болгарского царства.

4. Второе Болгарское царство. Восстановление, территориальное расширение и укрепление Болгарского государства в конце XII – XIII вв. Иван Асень II. Политический кризис второй половины XIII в. Восстание Ивайло. Государственный строй и внешняя политика в XIV в. Иван Александр. Турецкое завоевание.



Дополнительная литература:

  1. Васильев А.А. История Византийской империи: от начала Крестовых походов до падения Константинополя. Спб., 2000.

  2. Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

  3. Каждан А.П. Освобождение Болгарии из – под византийского ига // Вопросы истории. 1973. №11.

  4. Краткая история Болгарии. М., 1987.

  5. Курбатов Г.Л. История Византийской империи (от античности к феодализму). М., 1984.

  6. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII вв.) Спб., 2000.

  7. Удальцова З.В., Осипова К.А. Особенности феодализма в Византии // Вопросы истории. 1974. № 10.

  8. Успенский Ф.И. История Византийской империи XI – XV вв.: восточный вопрос. М., 1997.

Тема 5. Чешские земли в средние века (2ч.)

  1. Дофеодальный период истории чешских земель. «Держава» Само.

  2. Великая Моравия.

  3. Чешские земли в X – XII вв.

  4. Чешские земли в конце XII – первой половине XIV вв. Правление Карла IV.

  5. Чешское государство во второй половине XIV – начале XV вв. Нарастание кризисных явлений.

  1. Заселение земель Чехии древними племенами. Кельты, германцы, славяне. Борьбы с аварами и образование «державы» Само. Является ли «держава» Само государством: точки зрения историков. Распад державы. Дальнейшее развитие славянского мира. Формирование предпосылок складывания государства в чешских землях.

2. Великоморавская держава. Образование государства. Хозяйство и общественный строй. Расцвет и упадок Великой Моравии в последней трети IX в. Историческое значение Великой Моравии. Политические и культурные традиции. Создание славянской письменности.

3. Чехия в X -XII вв. Образование и становление Чешского государства. Социально – экономическое и политическое развитие. Отношения с соседями. Закон сеньората 1055 г. Начало удельного периода.

4. Чехия в XII – XIV вв. Особенности удельного периода. Внутренняя и немецкая колонизация. Социально – экономические перемены. Политическая стабилизация Чешского государства в XIII в. Люксембургская династия. Карл IV. «Золотой век» чешской истории. Межэтнические, социальные противоречия в чешском обществе, духовный кризис во второй половине XIV – начале XV вв.

Доклады: 1. Карл IV.

2. Формирование сословной монархии в чешских землях.



Дополнительная литература:

  1. Краткая история Чехословакии. М., 1988.

  2. Дворник Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

  3. Великая Моравия: Ее историческое и культурное значение. М., 1985.

Тема 6. Гуситское движение. (2 ч.)

  1. Предпосылки гуситского движения. Ян Гус.

  2. Основные этапы, направления, программы и движущие силы гуситского движения.

  3. Итоги, последствия и значение гуситского движения.

  1. Предпосылки гуситского движения: социально – экономический, политический кризис в чешском обществе. В чем проявились религиозные, социальные, национальные противоречия? Расскажите о деятельности Яна Гуса. Какое влияние оказала его деятельность на формирование идеологии гуситского движения?

  2. Выделите основные этапы гуситского движения: гуситская революция, гуситские войны, крестовые походы против гуситской Чехии. Охарактеризуйте основные направления гуситского движения: чашники и табориты. Проанализируйте программы каждого направления. Кто составил социальную опору гуситского движения. Принятие четырех Пражских статей и победа чашников. Расскажите о походах гуситов за пределы Чехии. Ян Жижка. Разгром таборитов и спад гуситского движения. 1471 г. Избрание нового короля.

  3. Каковы итоги и последствия гуситского движения? Секуляризация церковных земель. Провозглашение национальной церкви. Усиление бюргерства. Формирование сословной монархии. Какое влияние оказало гуситское движение на формирование идеологии европейской реформации?

Доклады: 1. Ян Гус.

2. Движение таборитов



Дополнительная литература:

  1. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий / Сост. и пер. Л.П. Лаптевой. М, 1992.

  2. Кратохвил М. Я. Гус. М., 1959.

  3. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. М., 1990.

  4. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализ­ма (до 1848 г.). М., 1985.

  5. Лаптева Л.П. История Чехии периода позднего феодализма и раннего Но­вого времени (1648-1849 гг.). М., 1998.

  6. Иванов Ю.Ф. Гуситское движение в русской историографии // Вопросы истории. 1973. №9.

  7. Рубцов Б.Т. Гуситские войны. М., 1955.

  8. Рубцов Б.Т. Ян Гус. М., 1958.

Тема 7. Чешские земли в составе монархии Габсбургов. Социально – экономическое и политическое развитие. XVI – XVIII вв. (4 ч.)

1. Возникновение монархии Габсбургов и социально – политическое положение чешских земель в 1526 – 1620 гг. Сословное восстание 1618 – 1620 гг.

2. Чешские земли в период Тридцатилетней войны. Контрреформация.

3. Социально – экономическое и политическое развитие чешских земель в 1648 – 1780 гг.

4. Реформы Марии Терезии и Иосифа II, их влияние на развитие чешских земель.

1. Социально – экономическое и политическое развитие в 1526 – 1620 гг. Избрание Фердинанда Габсбурга на чешский престол. Экономическое развитие. Антигабсбургская оппозиция сословий. Восстание 1547 г. Восстание 1618 – 1620 гг. Битва при Белой горе. Международный резонанс сословного восстания.

2. Чехия в период Тридцатилетней войны. Выделите последствия Тридцатилетней войны для чешских земель. Контрреформация: цели, содержание, последствия.

3. Централизация государственной системы. Охарактеризуйте социально – экономическое развитие чешских земель. Каковы особенности барщинно – фольварочной системы. Развитие мануфактурного производства.

4. Политика «просвещенного абсолютизма» в Монархии Габсбургов. Реформы Марии Терезии и Иосифа II. Централизация управления, усиление абсолютизма. Административная, военная, школьная реформы. Патент о барщине. Итоги и значение реформ.


Каталог: contacts -> files
contacts -> Доклад о результатах
contacts -> Полномочия министерства в сфере управления и распоряжения областной государственной собственностью 3 ведение реестра областной государственной собственности 4
contacts -> Сеть социальных контактов в решении социально-психологических проблем воспитанников приютов для детей и подростков
contacts -> Как получить школьный (студенческий) электронный проездной билет?
contacts -> Доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования городского округа «город Якутск»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница