Фгбоу во «КубГУ» Кафедра конституционного и муниципального права



страница1/3
Дата06.03.2018
Размер0.56 Mb.
#14946
ТипРеферат
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Кафедра конституционного и муниципального права

Допустить к защите в ГАК

Заведующая кафедрой:

Канд. юрид. наук, доц.

_______________Ковтун О.А.

(подпись)

«____»______________2016 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА бакалавра

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА БЕЖЕНЦА В РФ


Работу выполнил_____________________________________ Тлапшоков С.Е.

(подпись, дата)

Факультет юридический


Направление/ 40.03.01 юриспруденция


Научный руководитель

канд. юрид. наук

доцент_________________________________________________Шапиро И.В.


(подпись, дата)

Нормоконтролер

канд. юрид. наук

доцент_________________________________________________ Шапиро И.В.


(подпись, дата)


Краснодар 2016

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ................................................................................................................. 3

1 Исторический и сравнительно-правовой анализ конституционно-правового статуса беженца...................................................................................................... 7

1.1 Становление и развитие конституционно-правового

статуса беженца ............................................................................................. 7

1.2 Особенности правового статуса беженца в

зарубежных странах .................................................................................... 15

2 Конституционно-правовые проблемы статуса беженца в Российской Федерации ............................................................................................................ 22

2.1 Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса

беженца.......................................................................................................... 22

2.2 Права и свободы беженцев ................................................................... 30

2.3 Судебная защита прав беженцев .......................................................... 36

Заключение ........................................................................................................... 42

Список использованных источников ................................................................. 44


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования. Миграция населения, как любой другой общественный феномен, отличается сложностью и неоднозначностью как в отношении причин, его порождающего, так и в отношении активного воздействия на экономическую, политическую, демографическую обстановку, и в странах исхода мигрантов, и в тех странах, в которые направлены основные миграционные потоки.

Внешняя миграция в последнее время приобретает все более выраженный негативный характер. В первую очередь это связано с активизацией вынужденной и незаконной миграции, захлестнувшей многие государства. Беженцы, являясь наиболее социально беспомощной категорией мигрантов, требуют значительных финансовых затрат и политической ответственности принимающего государства.

Присоединение Российской Федерации в 1992 г. к Конвенции ООН «О статусе беженцев» (1951 г.), и протоколу, касающемуся статуса беженцев (1967 г.), поставило задачу создания соответствующей законодательной базы. Федеральный закон РФ «О беженцах» во многом исходил из того положения, что Россия не является привлекательной страной для внешней миграции. Поэтому его первая редакция носила во многом декларативный характер.

Новая редакция указанного федерального закона также не является свободной от недостатков. С момента разработки и принятия Конвенции ООН о беженцах, ставшей основой для законодательства по вопросам беженцев большинства стран мира, в том числе и России, прошло более 60 лет, в течение которых появились обстоятельства, не упомянутые в Конвенции, становившиеся причинами вынужденной миграции населения из родных мест.



Злободневность научных исследований в рассматриваемой области конституционного права, таким образом, определяется необходимостью переоценки проблемы беженцев в современном мире и избранию единого подхода к ее решению. 

Актуальность изучения конституционно-правового статуса беженцев заключается также в том, что неурегулированные миграционные процессы на территории России оказывают негативное влияние на внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, а также могут повлечь за собой серьезные осложнения в межгосударственных отношениях, представлять собой угрозу национальной безопасности государства.

Значимость выбранной для исследования темы подтверждается и возрастающим количеством беженцев, появлением новых категорий вынужденных мигрантов, а также последними событиями, происходящими в результате борьбы с международным терроризмом и увеличением числа военных конфликтов.

Вместе с тем, проблема восстановления прав беженцев и лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации, также во многом сопряжена с трудностями легализации иммигрантов по месту пребывания и жительства. В очереди для подачи ходатайства о предоставлении статуса беженца стоят тысячи иностранцев. Многие из них в связи с правовыми пробелами и бюрократическими препятствиями оказываются в положении нелегальных иммигрантов, лишаются не только права на свободу передвижения, но и права на убежище и могут быть депортированы из России в страны, где их жизни угрожает опасность.



Объектом дипломного исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционно-правового статуса беженца в Российской Федерации.

Предмет исследования составляют нормы международного и российского законодательства, регулирующие содержание и объем понятия «беженец».

Целью дипломной работы является определение конституционно-правового статуса беженца и проблем его реализации в Российской Федерации.

Средством реализации указанной цели является решение следующих задач:

- проведение анализа развития российского законодательства и определение понятие «беженец»;

- исследование особенности статуса беженца в зарубежных странах

- исследование проблем, связанных с реализацией конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца в Российской Федерации;

- изучение конституционно-правового регулирования правового положения беженцев в Российской Федерации;

- изучение гарантированных законодательством способов правовой защиты прав и свобод беженцев в Российской Федерации.

Методологическую основу работы составляют общелогические (анализ, синтез), диалектический, исторический и сравнительно-правовой мето­ды исследования.

Нормативной основой работы выступают, прежде всего, Конституция РФ, международные договоры, участником которых является Российская Федерация (Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г.; Конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств ‒ членов Европейского Сообщества ‒ Дублинская конвенция 1990 г.), Федеральный закон «О беженцах» 1993 г., указы Президента РФ в части защиты и дополнительных гарантий беженцам.

Изучению статуса беженцев как одного из видов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также исследованию механизмов защиты их прав посвятили свои труды: С.А. Авакьян, Э.А. Аметистов, А.А. Белкин, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, A.M. Ибрагимов, Е.И. Козлова, Л.И. Котиева, О.Е. Кутафин, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, Ю.В. Пуздрач, Ф.М. Рудинский, Б.Н. Топорнин, А.И. Туз, Т.Я. Хабриева В. Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко и многие другие.

Эмпирическую базу составили материалы судебной практики по вопросам защиты прав беженцев на территории Российской Федерации.

Теоретическая значимость дипломного исследования заключается в том, что его выводы и предложения можно использовать в преподавании курса Конституционного права и специального курса «Права человека».



Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами ис­следования, кругом рассматриваемых вопросов и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной источников.

1 Исторический и сравнительно-правовой анализ конституционно-правового статуса беженца


1.1 Становление и развитие конституционно-правового статуса беженца
Вопросы миграции населения стали актуальны для общества с появ­лением цивилизации, так как в свою очередь, развитие цивилизации со­провождалось миграционными процессами. Появление мигрантов создава­ло всякого рода проблемы, в результате чего возникла необходимость в ре­гулировании миграции и выработки правовых и этических норм, способст­вующих ассимиляции иностранцев либо к их обособлению. Уже в середине второго тысячелетия до на­шей эры в договорах между правителями развивающихся на Ближнем Вос­токе государственных образований можно найти положения о защите бе­женцев, прибывших из других государств. Об «убежище» идет речь в кни­гах Ветхого Завета, первые пять из которых, по преданию, были написаны в XIII веке до н.э. Моисеем.

Институт убежища получил свое развитие в Древней Греции, в которой существовали определенные места, где нахо­дили убежище ее жители, спасавшиеся от преследования за свои религиоз­ные взгляды. Одним из первых, кто ввел понятие «чужестранцы», «пересе­ленцы» и дал их квалификацию был древнегреческий философ Платон.

В Новом Завете в Евангелии от Матфея младенец Христос и его семья выступают как беженцы, нашедшие приют в Египте, пока обстоятельства, смерть царя Ирода, который представлял угрозу для жизни младенца, не позволяли им вернуться на родину, в «землю Израилеву». Император Юстиниан в VI веке н.э., предвосхищая современное право убежища, признал в римском законодательстве определенные места для христиан, где они могли избегнуть преследование властей. Данное право не распространялось на лиц, виновных в совершении тяжких преступле­ний.

В VIII ‒ IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян бежали во Францию. Первый кресто­вый поход (1096 ‒ 1099 гг.) вызвал массовый исход мусульман со «святых мест», захваченных рыцарями. Более полумиллиона арабов и турок стали беженцами1.

Настоящее массовое бегство началось в первой половине XIII в., когда монгольские орды, сея смерть и разрушения прошли от Тихого океана до Средиземного моря. Сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров, бежали в соседние страны, пытаясь спастись от страшного нашествия. Однако волны беженцев в средневековье порождались не только войнами. Тысячи людей в Европе и Азии бежали от частых эпиде­мий чумы. В средние века предоставление убежища основывалось на хри­стианской принципах человеколюбия. По мере роста влияния монархии право предоставления убежища все в большой мере становилось прерогативой государства, а в то же время со­ответственно уменьшалась неприкосновенность внутреннего убежища в святых местах.

В 16-17 веках Европа становится центром религиозных войн между протестантами и католиками. И эти войны становятся причиной появления первых религиозных беженцев. Отмена в 1685 году Нантских Вердиктов, вынудившая 250 тысяч французских протестантов (гугенотов) бежать из страны, положила начало возникновению современной традиции предос­тавления убежища в Европе.

Французская буржуазная рево­люция 1789 г. выявила новую категорию беженцев ‒ политических. Хотя первое письменное упоминание термина «право на убежище» встре­чается уже в 1725 г., убежище продолжает рассматриваться до начала 20 века скорее в качестве прерогативы суверенитета, нежели чем право личности на защиту. В развитие идей античных ученых, французский фи­лософ Шарль Монтескье обосновал важность законодательного регулиро­вания статуса лиц, вынужденно покидающих родину. Обращался к этой проблеме и И. Кант, отмечавший, что гражданин «имеет право эмиграции; ибо государство не могло бы удержать его как свою собственность»1.

Сво­бодная миграция населения и лояльное отношение к беженцам стали при­чиной того, что среди местного населения стран, куда прибывали мигран­ты стало расти недовольство. Правительства стран уже не могли позволить мигрантам беспрепятственно пребывать на постоянное место жительства. Многие государства стали отказывать в предоставлении убежища. В результате общей заинтересо­ванности европейских и других государств в разрешении проблемы бе­женцев началось становление международного нормативно-правового и организационно-правового механизма защиты беженцев2. Началом новой эпохи в исследовании проблем вы­нужденной миграции можно по праву считать двадцатое столетие. Две ми­ровые войны стали источником огромного числа беженцев. Потребовались качественно новые меры для предотвращения подобных ситуаций в будущем.

Мы поддерживаем точку зрения А.А. Аванесовой, которая предлагает периоды развития законодательства о бежен­цах разделить следующим образом:


  1. этап: с 1914 по 1938 г.г. ‒ период становления, где формировались основные понятия и принципы;

  2. этап: с 1938 по 1951 г.г. ‒ период развития, который совпал с нача­лом Второй мировой войны и окончился принятием Конвенции 1951 г. Это период появления Организации Объединенных Наций и основного, на се­годняшний день, международного акта о статусе беженцев ‒ Конвенции 1951 г;

  3. этап: с 1951 г. по настоящее время ‒ современный, который харак­теризуется постоянными изменениями и дополнениями в законодательстве в сфере вынужденной миграции1.

Первая мировая война способствовала небывалому всплеску про­блемы беженцев. В этих условиях усилия мирового сообщества по боль­шому счету должны были сводиться к воздействию на государства с целью создания условий для репатриации беженцев, их переселения в другие страны на основе установления соответствующих международно-правовых обязательств2.

Генератором первых всеобъемлющих усилий по правовому регулированию проблемы беженцев была призвана стать Лига Наций.

Значительным шагом в направлении улучшения правового регулиро­вания проблемы, следует считать внесение поправок и дополнений в доку­мент об удостоверении личности беженцев, осуществленное в рамках кон­ференции по проблемам русских и армянских беженцев, состоявшейся 12 мая 1926 г. в Женеве. В новых поправках впервые было дано определение термина «Беженец». В качестве русского беженца признавалось «всякое лицо русского происхождения, которое не обладает вообще или более не обладает защитой правительства СССР и не приобрело другого гражданст­ва». На международной конференции, созванной верховным комиссаром, 30 июня 1928 года были приняты два важных соглашения. Первое Согла­шение ‒ о правовом статусе русских и армянских беженцев возлагало на Верховного комиссара и его представителей обязанность гарантировать беженцу ряд социальных прав. Второй документ ‒ Соглашение о распространении на другие кате­гории беженцев мер, установленных в отношении русских и армянских беженцев.

То есть национальность беженца и отсутствие защиты со стороны государства своего происхождения были двумя главными критериями при­знания лица беженцем.

Итак, беженцем считалось лицо, которое не пользовалось защитой своего правительства и не приобрело другого гражданства. Выражение «отсутствие защиты своего правительства» которое было включено в оп­ределение 1926 г., указывает на насилие или преследование лица со сторо­ны собственного правительства, по причине которых оно вынуждено ис­кать убежище.

Лига Наций 28 октября 1933 года приняла Конвенцию о междуна­родном статусе беженцев. Данная Конвенция применялась в отношении русских, армянских и ассимилированных бе­женцев.

В последующей международно-правовой практике критерии уста­новления беженцев постепенно расширялись.

10 февраля 1938 была принята Конвенция о статусе беженцев, при­бывающих из Германии1. Согласно этой Конвенции, беженцами признавались немцы или бывшие немцы, которые остались без защиты страны своего происхождения, т.е. использован тот же подход, что и в Конвенции 1933 года по отношению к русским, армянским и ассимилированным беженцам.

Таким образом, можно говорить о том, что международные акты, принятые в период между двумя мировыми войнами представляли собой беспрецедентный акт международного сообщества по выра­ботке единой международной системы защиты беженцев.

В период с 1938 по 1950 г.г. происходят серьезные изменения в от­ношении государств к беженцам. Так, происходит переход от группового подхода к индивидуальному. Беженцами начинают считать лиц, которые пытаются сбежать от продолжающейся несправедливости в государстве своего происхождения. Это лица, которые не доверяют власти, сделавшей их проживание в стране происхождения невозможным или нетерпимым, и ищут возможность начать новую жизнь за границей1.

Неспособность в предотвращении Второй мировой войны стала решаю­щим фактором для ликвидации Лиги Наций.

ООН стала новым международным органом, провозгласившим, что международная защита беженцев является острой проблемой для мирового сообщества.

В соответствии с постановлением Генеральной Ассамблеи ООН, в 1947 г. была создана новая международная организация по делам бе­женцев ‒ МОБ. В сферу деятельности МОБ попали, во-первых, беженцы, которые добровольно покинули свои страны и являлись жертвами нацистского или фашистского режима и во-вторых ‒ перемещенные лица, которые были насильственно вывезены для принуди­тельного труда или были высланы из страны своего гражданства или прежнего обычного места жительства.

Список людей изъятых из-под защиты МОБ, охватывал военных, а также обыч­ных преступников, лиц, пользующихся финансовой поддержкой и защитой страны их гражданства, и тех, которые после окончания Второй мировой войны: а) принимали участие в какой-либо организации, ставящей целью свержение силой оружия правительства страны их происхождения; б) ста­ли лидерами движений враждебных правительству страны их происхожде­ния; в) состояли на военной или гражданской службе иностранного госу­дарства в то время, когда он обращается за помощью2.

В декабре 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла за основу проект создания Управления верховного комиссара ООН по делам бежен­цев (УВКБ), которое должно было правоприемником МОБ.

Мандат УВКБ вступал в действие с 1 января 1951 г.

Документами, составляющими юридическую основу деятельности УВКБ, являются его Устав, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Прото­кол, касающийся статуса беженцев 1967 года.

В указанной конвенции под термином беженец подразумевает­ся лицо, которое:

1) рассматривалось как беженец в силу соглашений от 12 мая 1926 г и 30 июня 1928 г., или же в силу Конвенций от 28 октября 1933г и 10 февраля 1938 г., Протокола от 14 сентября 1939 г., или же в силу Устава Международной организации по делам беженцев, постановления об отказе в праве считаться беженцами, вынесенные Международной организацией по делам беженцев в период её деятельности, не препятствует тому, чтобы статус беженца предоставлялся лицам, которые удовлетворяют условиям, установленным в п. 2 настоящего раздела;

2) в результате событий, происшедших до 1 января 1951г., и в си­лу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по при­знаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определен­ной социальной группе или политических убеждений находится вне стра­ны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений1.

В настоящее время страны мирового сообщества могут ссылаться на Протокол 1967 г., обосновывая распространения Конвенции на группы или на отдельных лиц, не вполне подпадающих под определение.

Конвенция 1951 г. определила основные права и обязанности бежен­цев. В соответствии со ст. 2 у каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Государства применяют положения настоящей Конвенции без какой бы то ни было дискриминации (по расе, религии и т.д.) и в соответствии с теми же условиями, что и к собственным гражданам.

Среди документов, непосредственно касающихся беженцев и приня­тых Советом Европы в 50-60 - х гг., Европейское соглашение 1959 г. об отмене виз для беженцев, Европейская конвенция 1960 г. о выдаче.

В 1967 г. было подписано Европейское соглашение о консульских функциях с Протоколом о защите беженцев. В 1972 ‒ Европейское согла­шение о социальном обеспечении. В 1977 Комитет министров принял дек­ларацию о территориальном убежище.

На совещании Совета Европы в декабре 1989 г. была разработана и принята Дублинская конвенция 1990 г., определяющая государство, ответ­ственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, подан­ных в одном из государств ‒ членов Европейского Сообщества. Данная Конвенция продолжает политику ограничительных иммиграционных мер и направлена на предотвращение случаев перемещения лиц, ищущих убе­жища по территории Шенгенских стран.

Дублинская конвенция строит концепцию «третьей безопасной стра­ны», на основании того, что государство, являющееся их участником, мо­жет выслать лицо, ищущее убежище, в третью страну, не рассматривая его ходатайство о признании беженцем по существу. Единственным условием такой высылки будет первоначальный транзит мигранта через данную тре­тью страну и гарантии соблюдения ее властями принципа невысылки.

В заключении рассмотрения данного параграфа отметим, что в настоящий момент можно говорить о своеобразной универсализа­ции принципов международного права по отношению к беженцам:



  1. всякий, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории, право на сво­боду передвижения и свободу выбора местожительства;

  2. каждый имеет право покидать любую страну, включая его собственную;

  3. на осуществление этих прав не должно налагаться ограниче­ний, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы в демокра­тическом обществе в интересах национальной безопасности или общест­венного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предот­вращения преступлений, здоровья, нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Для России Конвенция 1951 г. вступила в силу 1 февраля 1993 г. Россия приняла на себя роль страны первого убежища, а также обязанность при­менять данную концепцию и к другим странам, в частности, государствам СНГ.
1.2 Особенности статуса беженца в зарубежных странах
В большинстве государств Западной Европы, США законодательст­во о беженцах является достаточно развитым. Определение понятие «бе­женец», данное в Конвенции о статусе беженцев 1951 г, в настоящее время инкорпорировалось в национальное право большого числа государств.

Важно отметить, что правовой статус беженца носит международ­ный характер, причем отрицательное решение какого-либо государства о признании человека беженцем не освобождает другое государство, к кото­рому он обращается, от рассмотрения просьбы о признании1.

Страны Западной Европы с самого начала активно участвовали в создании международно-правового механизма защиты беженцев.

В настоящий момент миграционную политику ЕС можно охаракте­ризовать следующими положениями:



      1. отсутствие каких-либо препятствий для перемещения граждан ЕС в пределах общих границ ЕС;

      2. внедрение единых стандартов обращения с гражданами иных стран, въезжающих на территорию ЕС, создание жестких иммиграционных правил по отношению к беженцам и лицам, ищущим убежище, формиро­вание общей процедуры признания их статуса;

      3. принятие общеевропейских мер по борьбе с незаконной миграци­ей и её предотвращению. Европа становится все более закрытой. Надна­циональный принцип этого регулирования вступает в противоречие с нор­мами Конвенции 1951г о статусе беженцев.

Исторически, развитие законодательства о беженцах было связано с тем, что именно в Европе происходили основные перемещения беженцев. Однако сейчас в Европе однозначно наблюдается ужесточение мер по пре­доставлению статуса беженца.

Рассмотрим положение беженцев в некоторых странах подробнее.

Швейцарское законодательство расширило понятие «беженец», сформулированное в Конвенции о статусе беженцев 1951 года1. В соответ­ствии со ст. 25 Конституции Швейцарии «...беженцам гарантировано, что они не могут быть выдворены на территорию государства в котором они преследуются. Никто не может быть выдворен па территорию государства в котором существует риск подвергнуться пыткам или любому другому воздействию или подвергнуться жестокому и бесчеловечному наказанию». Таким образом, права беженцев в Швейцарии закреплены и четко прописаны в Конституции.

Согласно Закону Финляндии об иностранцах, «иностранец, находя­щийся на территории Финляндии может получить вид на жительство при необходимости в защите, если в стране своего происхождения или обыч­ного место жительства ему угрожает опасность смертной казни, пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, или если он не может туда вернуться в силу вооруженного конфликта или экологической катастрофы». В финском законодательстве также есть понятие


Каталог: sites -> default -> files -> users
users -> Фгбоу во «КубГУ» Кафедра гражданского процесса и международного права
users -> Особенности организации образовательного процесса в группах комбинированной направленности доо
users -> Кафедра экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента курсовая работа мотивация и стимулирование персонала
users -> Перечень специализированных организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории Воронежской области
users -> Лабораторная работа 1- ремонт внутренней поверхности гильзы блока цилиндров


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница