Гиперактивность



Дата15.05.2019
Размер146 Kb.
#87752

Гиперактивность
Гиперактивность следует отличать от нормальной, свойственной многим детям, высокой двигательной активности.

Чтобы врач поставил диагноз гиперактивность, эти симптомы должны проявиться у ребенка впервые в дошкольном возрасте и обязательно в двух социальных сферах: например, дома и в школе, дома и в детском саду, дома и у бабушки.

Диагноз ?гиперактивность? редко ставится в дошкольные годы в силу того, что ее крайне трудно отличить от свойственной малышам высокой подвижности. Но родители должны насторожиться, если в раннем возрасте ребенок часто плачет без причины, беспокойно спит, не может усидеть, когда ему читают книжки и показывают мультики. Такому ребенку с трудом даются рисование, лепка, настольные игры: пазлы и мозаика.

Откуда ноги растут?


Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух–трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.


Активные или гиперактивные дети?


Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии - это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.


Признаки гиперактивности


Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки - нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.



Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев.

Признаки для трех первичных подтипов:


А. Дефицит внимания:

  1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.

  2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.

  3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.

  4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.

  5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.

  6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.

  7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.

  8. Легко отвлекается посторонним шумом.

  9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

В. Гиперактивность и импульсиность:

  1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.

  2. Должен часто вставать с места.

  3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.

  4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.

  5. Действует, как будто "заведенный".

  6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..

  7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.

  8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..

  9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

Причины гиперактивности


Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20—30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.
Необходимо иметь в виду возможности проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.

Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему это надо делать.

В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, конфликт с воспитателем (учителем).

Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться! По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение - это ключ к силе.

Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь и не отвлекаясь на пустяки, решать встающие перед ним проблемы. Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький человек по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам. Взрослея, он учится «держать себя в руках», планировать свое поведение, воздерживаться от поспешных шагов. Однако не каждый этому научится. Иной ребенок, перестав быть милым непоседой, становится в глазах окружающих «неусидчивым», а то и «несносным».
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Тест на гиперактивность.


Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок:

  • Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

  • Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

  • Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

  • Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

  • Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

  • Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

  • Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

  • Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

  • Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

  • Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…


Причины гиперактивности





  • Минимальная Мозговая Дисфункция, т.е. микроповреждения мозговых структур, возникших вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и других причин.

  • Неврозы и невротические реакции

  • Церебрастенический синдром

  • Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминные средства, теофиллин)

  • Перенесенные черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, интоксикации.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по­ставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома – это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки – гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость – бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.



СДВГ встречается в США у 3–5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.

Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.

Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

Распространенность и прогноз


Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков.

Лечение


А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все "неправильным воспитанием", они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.



Б. Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития - класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

В последнее время появилась информация об эффективности при синдрома нарушения внимания с гиперактивностью нового препарата StratteraTM (атомоксетин гидрохлорид).

Причиной гиперактивности много лет считали пищевую аллергию, в связи с чем для лечения предлагали элиминационные диеты и специфическую десенсибилизацию. Однако двойные слепые испытания показали, что пищевые добавки и красители не способны вызвать ни гиперактивность, ни другие симптомы. Тем не менее недавно было установлено, что у детей с аллергией к пищевым продуктам и добавкам специфическая десенсибилизация приводит к значительному уменьшению симптоматики. У детей этой группы были многочисленные симптомы пищевой аллергии: периодические боли в животе и головные боли, высыпания на коже. В настоящее время полагают, что если у ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью имеется пищевая аллергия, то ее излечение способствует регрессу психопатологической симптоматики. Если же аллергии нет, то элиминационные диеты и десенсибилизация на течение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью не влияют.

Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6–7 лет. В благоприятных случаях к 14–15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет просидеть за партой весь урок.



Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6–7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. О том, как работать с гиперактивными младшими школьниками, будет рассказано в дальнейшем. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой, и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Коррекция гиперактивности у детей



Спокойствие, только спокойствие!


Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

А также воспользуйся такими советами:


  • Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

  • Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

  • В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

  • Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

  • Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

  • В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

  • "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

  • Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

  • Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

  • Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.

  • Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

  • Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

  • И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

А в школьные годы неуемная энергия гиперактивного ребенка начинает создавать проблемы ему и окружающим. Родителей раздражает то, что ребенок непоседлив, непослушен, а замечания и наказания не дают желаемых результатов. Учителя жалуются на то, что в школе он недисциплинирован, агрессивен.

Максимальные признаки заболевания совпадают с критическими периодами развития мозга в 2-4 года, 6-8 лет и 12-14 лет. В эти годы жизни к ребенку предъявляются требования повышенной самостоятельности, сосредоточенности и целеустремленности (что связано с подготовкой и началом посещения детского сада и школы), а также происходит гормональный «всплеск» в подростковый период.

У гиперактивности может быть несколько причин


В первую очередь, у большинства таких детей было поражение нервной системы в младенческом возрасте (родителям оно  известно как ППЦНС или ПЭП), которое связано с неблагополучным течением беременности и родов. Именно в этот период, а также первые 20 недель жизни малыша, происходит активный рост и созревание мозга, а структуры центральной нервной системы становятся очень чувствительными к внешним влияниям.

Также фактором риска для развития гиперактивности выступает наследственная предрасположенность. Треть детей с таким диагнозом имеют братьев и сестер, родителей и других родственников с симптомами гиперактивности.

Социальные факторы начинают играть большую роль после того, как ребенку исполнилось два года. Отрицательно сказаться на нервной системе могут частые конфликты в семье, курение родителей, воспитание в неполной семье и пр.

Задача родителей ? как можно раньше заметить нарушения в поведении ребенка и в случае необходимости обратиться к врачу.





Начатое вовремя лечение позволит восстановить нарушенные функции нервной системы более полно.

Лечением гиперактивности занимается невролог, иногда требуется также помощь педиатра, психиатра и психотерапевта.

Основными направлениями лечения являются направленная двигательная активность (тренировка у ребенка координации и ловкости) и психологическая коррекция. Врач назначит и лекарственные средства, если проблемы поведения и нарушение функций нервной системы не поддаются коррекции другими методами.

Для гиперактивных детей очень важное значение имеет четкий режим дня, который должен соблюдаться даже в выходные дни и каникулы. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку. Не позволяйте активные игры перед сном и длительное сидение за компьютером, не разрешайте смотреть телевизор в темноте ? мелькание кадров истощает нервную систему.

Как уже отмечалось, у большинства гиперактивных детей формируется так называемая школьная дезадаптация: ребенок не может проявить себя на уроках, с трудом адаптируется в коллективе и постоянно конфликтует с окружающими,  допускает многочисленные ошибки при выполнении заданий.

Родители и педагоги должны знать, что, несмотря на эти трудности, интеллектуальный уровень гиперактивных детей находится в пределах нормы, а потому учиться они должны в общеобразовательных школах.

При лечении ребенка важно привлечь на свою сторону учителя: расскажите ему о причинах агрессивности и невнимания. Гиперактивному ребенку рекомендуется продолжительность учебных занятий до 30 минут, задания на уроке должны даваться по одному. Лучше, если в классе такой школьник будет сидеть на первой парте: здесь труднее отвлечься, а постоянный контакт с глазами учителя улучшает концентрацию внимания. От педагога требуется по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.

Приложите силы для того, чтобы правильно организовать свободное время школьника, и давайте возможность израсходовать избыточную энергию. Для таких детей рекомендуется отдых на свежем воздухе и те виды спорта, которые дают монотонные физические нагрузки: длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Но следует избегать переутомления и видов спорта с показательными выступлениями и соревнованиями ? ситуациями, вызывающими эмоциональный всплеск.

Избегайте по возможности скоплений людей: пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие. С гиперактивным ребенком нужно много играть. Поощряйте все виды деятельности, требующие концентрации внимания: чтение, раскрашивание, игру с кубиками. Избегайте присутствия дома беспокойных, шумных приятелей ребенка.

Перед гиперактивными детьми нельзя ставить большие задачи. Убрать комнату ? задание, которое состоит из нескольких этапов. Поделите его на маленькие части: например, попросите сначала убрать игрушки. После выполнении каждой просьбы обязательно похвалите ребенка!




Гиперактивные дети не воспринимают наказания и выговоры, но в то же время они очень отзывчивы на похвалу.

В общении с ребенком избегайте повторений слов ?нет? и ?нельзя?, говорите сдержанно и спокойно.

У взрослых членов семьи не должно быть несогласованности в подходах к воспитанию. Родители должны с пониманием относиться к проблемам, которые вызваны заболеванием сына или дочери, но в то же время не разрешать ребенку вседозволенности. Очень важно, чтобы был сформирован авторитет родителей. 

Скорее всего, чтобы помочь справиться своему ребенку с заболеванием, вам придется изменить привычки всей семьи. Однако здоровье вашего ребенка – это достойная цель!

Принципы питания гиперактивного ребенка


Питание всех без исключения детей должно быть сбалансированным. По возможности исключите из рациона гиперактивного ребенка продукты, которые содержат искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки.

В меню обязательно должны присутствовать продукты, содержащие полиненасыщенные кислоты, например, дорогие сорта жирной рыбы. Полиненасыщенные кислоты участвуют в формировании всех клеток организма, в том числе и клеток головного мозга.

В некоторых случаях потребуется дополнительный прием кальция и магния. Кальций крайне необходим для нервной системы растущего организма. Магний помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к шоколаду, который также нежелателен в рационе ребенка с гиперактивностью.

Насторожитесь, если ваш ребенок:


  • не может играть в спокойные игры

  • часто находится в постоянном движении, словно заведенный

  • не сидит на месте, когда требуется, вскакивает

  • крутится и ерзает, сидя на месте

  • совершает лишние движения кистями и стопами

  • очень много говорит и перебивает взрослых

  • драчлив

  • легко отвлекается, не может сосредоточиться

  • как будто не слышит обращенную к нему речь, из-за чего взрослые вынуждены постоянно повторяться

  • с трудом дожидается своей очереди в коллективных играх

постоянно теряет предметы, необходимые для выполнения заданий дома и в школе.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка

1.изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:



  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании

  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными

  • избегайте слов «нет» и «нельзя»

  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии

  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку

  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.)

  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз

  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок

  • выслушайте то, что хочет сказать ребенок

  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию

2.Организация режима дня и места для занятий

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи

  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения домашних заданий

  • оградите гиперактивных детей от длительного сидения за компьютером и телевизором

  • избегайте по возможности больших скоплений людей

  • помните, что переутомление способствует снижению внимания и нарастанию гиперактивности

  • организуйте группы поддержки из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами

3.Специальная поведенческая программа

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (балловая или знаковая система, дневник самоконтроля)

  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, целесообразнее использовать спокойное сидение в определенном месте

  • чаще хвалите ребенка, гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям

  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ

  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком

  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап

  • не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

  • помните, что задания, которые даются ребенку с нарушенным вниманием, не должны иметь сложную конструкцию. Не давайте одновременно несколько заданий

  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий

  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель)

  • чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»

  • удержание в «железных объятиях»

  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки принятия. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5-10 лет. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.


Практические рекомендации учителям гиперактивного ре­бенка.
Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивный элемент, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:

— работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­ально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

— измените режим урока с включением физкультмину­ток;

— разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

— предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;

— направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.


2. Создание положительной мотивации на успех:

— введите знаковую систему оценивания;

— чаще хвалите ребенка;

— расписание уроков должно быть постоянным;

— избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

— вводите проблемное обучение;

— используйте на уроке элементы игры и соревнования:

— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

— большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;

— создавайте ситуации, в которых гиперактивный. ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

— научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; — игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­зитивные;

— стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

— помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм, поведения: — способствуйте элиминации агрессии;

— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

— Помните, что прикосновение является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте


А. Регулирование ожиданий:

— объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

— объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­го отношения.



Нескольких игр для гиперактивных детей

Кричалки-шепталки-молчалки


Ребенок учится действовать по правилу, развивает наблюдательность и волевую регуляцию.

Из разноцветного картона надо сделать сигналы  (три силуэта ладони): красный, желтый и синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь. Когда поднимает желтую ладонь «шепталку» можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» синяя ладонь ребенок должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками. Игру можно провести и с группой детей.


Говори


Ребенок учится контролировать импульсивные действия.

Скажите детям: Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?".


Найди отличие

Ребенок учится концентрировать внимание на деталях.


Ребенок рисует любую несложную картинку (например, домик и пр.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей.












Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница